Лучшие практики и методические рекомендации по направлениям взаимодействия образовательных организаций с организациями реального сектора экономики в сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов со средним профессиональным образованием – 2015: методический сборник / Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации – Москва, 2015. – 56 стр.
Редакционная коллегия:
Золотарева Н.М. – директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России
Черноскутова И.А. – начальник отдела Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России
Еленева Ю.Я. – проректор по постдипломному образованию ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН»
Просвирина М.Е. – доцент ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН»
Еленев К.С. – заместитель директора экспертно-аналитического центра развития кадрового потенциала ОПК ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН»
Волкова А.В. – преподаватель ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН»
Лукашевич Е.В. – доцент ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН»
Можаровская А.А. – директор Межотраслевого института развития инновационных технологий ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН»
Андреев В.Н. – доцент ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН»
Методический сборник подготовлен с использованием материалов заявок образовательных организаций – участников Всероссийского конкурса лучших практик взаимодействия образовательных организаций с организациями реального сектора экономики по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов со средним профессиональным образованием. В сборнике представлены описания современных механизмов реализации комплекса мер, который направлен на эффективное долгосрочное кадровое обеспечение организаций реального сектора экономики.
Сборник предназначен для руководителей и сотрудников образовательных организаций, представителей кадровых служб предприятий и организаций реального сектора экономики, федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти в области образования, кадрового планирования и содействия занятости.
Уважаемые коллеги! Благодаря нашим с Вами усилиям буквально на глазах меняется облик российского профессионального образования. Активно внедряются механизмы сетевого обучения, идет разработка новейших образовательных программ, оттачиваются технологии дуального обучения и методы проведения эффективных производственных практик. Совместно с работодателями формируются высокотехнологичные центры подготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
Комплекс мер, который будет реализован в ближайшие годы, обеспечит полное и своевременное удовлетворение потребностей реального сектора экономики в высококвалифицированных рабочих кадрах, в том числе, по перспективным профессиям нового технологического уклада. Активное вовлечение работодателей в процессы планирования и реализации образовательных программ, оценки компетенций и сертификации квалификаций, позволит свести до минимума адаптационный период, который требуется выпускнику профессиональной образовательной организации при поступлении на работу и в ходе дальнейшего развития карьерной траектории.
Реализация, начиная с 2016 года, масштабной программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работающих педагогов и мастеров производственного обучения, наставников с производства, позволит существенно расширить охват применения современных образовательных технологий, лучших мировых практик в сфере подготовки рабочих кадров.
Увидеть в комплексе результаты изменений позволят ежегодные мониторинги качества подготовки кадров и трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций, которые в 2016 году приобретут общероссийский охват. Безусловно, анализируя ландшафт профессионального образования, мы увидим и точки роста, и точки стагнации. Ведь для того, чтобы обеспечить адаптивное развитие образовательной организации потребуется не только новое оборудование и квалифицированные кадры, но и современные, отработанные механизмы управления.
Существенной поддержкой для тех, кто не успевает адаптироваться к новым вызовам, является доступ к опыту коллег из ведущих образовательных организаций.
Данный методический сборник, разработанный Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации, в системном виде описывает механизмы реализации основных задач профессиональных образовательных организаций в сфере подготовки кадров, развития собственной инфраструктуры и кадрового потенциала, технологий профориентации, трудоустройства и ряда других. Сборник основан на результатах анализа лучших практик профессиональных образовательных организаций. Его отличительные особенности – сквозное рассмотрение процесса подготовки кадров как зоны совместной ответственности образовательных организаций, бизнес-сообщества и органов власти, наличие обширной базы практических примеров нормативных документов, которые могут быть использованы для повышения эффективности процедур планирования, организации и контроля деятельности профессиональных образовательных организаций в современных условиях.
Желаю всем читателям данного методического сборника почерпнуть из него проверенные подходы и новые плодотворные идеи!
Директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации
| Н.М. Золотарева
|
Введение Основой стратегической конкурентоспособности промышленности в современных условиях является мощный кадровый потенциал. Вызовы, на которые должно ответить большинство отраслей российской экономики в ближайшие годы, это: техническое и технологическое перевооружение, импортозамещение, комплексное увеличение эффективности, создание новых востребованных продуктов и услуг.
Эффективное обеспечение кадровых потребностей экономики в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе требует активизации взаимодействия образовательных организаций и работодателей, предъявляющих спрос на кадры.
Конечной целью данного взаимодействия является своевременное и полное удовлетворение кадровых и компетентностных потребностей работодателей.
В настоящее время, несмотря на то, что ряд региональных кластеров выработал эффективные механизмы кооперации образовательных организаций и организаций-работодателей в сфере подготовки кадров, интегрированная система планирования кадровых потребностей, профориентации, разработки содержания образовательных программ, контроля качества обучения, находится в стадии формирования. Основными катализаторами развития такой системы являются институциональные инициативы федеральных и региональных органов власти, а также обмен лучшими практиками внутри образовательного и бизнес-сообществ.
В соответствии с актуальными задачами развития взаимодействия образовательных организаций и организаций-работодателей в рамках подготовки квалифицированных рабочих и специалистов со средним профессиональным образованием для организаций реального сектора экономики, в том числе, оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, Правительством Российской Федерации был утвержден комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р), а также изданы соответствующие поручения, в частности, Поручение Заместителя председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 25 апреля 2014 г. № ОГ-П8-2956 (Комплекс мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, на развитие системы среднего профессионального образования с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии).
К числу важнейших направлений развития кооперации образовательных организаций и организаций-работодателей, в соответствии с обозначенными нормативными актами, относятся:
участие представителей работодателей в попечительских и наблюдательных советах образовательных организаций;
последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения;
распространение положительного опыта реализации образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения, обеспечивающих совмещение теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии;
развитие практики создания структурных подразделений образовательных организаций на предприятиях и в организациях, обеспечивающих реализацию практико-ориентированной (дуальной) модели обучения;
развитие практики целевого обучения в интересах предприятий и организаций реального сектора экономики.
В целях выявления и тиражирования доказавших свою эффективность решений по обозначенным выше, а также ряду других направлений, комплексно охватывающих спектр взаимодействия образовательных организаций и работодателей. Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации проведен «Всероссийский конкурс лучших практик взаимодействия образовательных организаций с организациями реального сектора экономики по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов со средним профессиональным образованием».
Партнерами конкурса выступили Союз машиностроителей России и ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», координатором конкурса – ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН».
В ходе первого этапа реализации конкурса была принята 171 заявка от образовательных организаций из 52 субъектов Российской Федерации.
25 ноября 2015 г. в рамках IХ Международного Конгресса «Global Education-2015» состоялось награждение победителей и призеров Конкурса (рисунок 1).
Рис.1. Почетные призы победителей Конкурса Победителями в номинации 1 «Лучшая практика взаимодействия с организациями ОПК» признаны:
1 место – Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Комсомольский-на-Амуре авиастроительный лицей».
2 место:
– Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Томский экономико-промышленный колледж»;
– Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области «Владимирский авиамеханический колледж».
3 место:
– Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рязанский политехнический колледж»;
– Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна»;
– Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленская академия профессионального образования». Победителями в номинации 2 «Лучшая практика взаимодействия с организациями реального сектора экономики (кроме организаций ОПК)» признаны:
1 место – Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курганский государственный колледж».
2 место:
– Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»;
– Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно».
3 место:
– Профессионально-педагогический колледж федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»;
– Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»;
– Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Новороссийский колледж строительства и экономики». Дипломантами в номинации 1 «Лучшая практика взаимодействия с организациями ОПК» стали:
– Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»;
– Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ковровская государственная технологическая академия имени В.А. Дегтярева». Дипломантами в номинации 2 «Лучшая практика взаимодействия с организациями реального сектора экономики (кроме организаций ОПК)» стали:
– Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднее профессиональное образовательное учреждение (среднее специальное учебное заведение) «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности»;
– Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский профессионально-педагогический колледж»;
– Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Перевозский строительный колледж»;
– Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Профессиональный колледж «Московия»;
– Государственное областное автономное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий металлургический колледж»;
– Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Шарьинский политехнический техникум Костромской области». Оценка заявок участников конкурса проводилась по следующим укрупненным критериям:
Критерий 1. Обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям работодателей;
Критерий 2. Развитие государственно-частного партнерства;
Критерий 3. Развитие и сопровождение профессиональной карьеры.
В конкурсных заявках образовательные организации представляли описание форм и механизмов осуществления взаимодействия с организациями ОПК и организациями реального сектора экономики по вопросам: развития структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ, инфраструктурного обеспечения реализации образовательных программ, развития системы независимой оценки качества подготовки выпускников, развития государственно-частного партнерства, в т.ч. в части развития материально-технической и учебно-методической базы, развития и сопровождения профессиональной карьеры выпускников.
Анализ заявок, представленных образовательными организациям на конкурс, позволил выявить стандартные и уникальные практики, с учетом которых был сформирован настоящий Методический сборник.
Учитывая особую практическую ценность применения уже апробированных шаблонов нормативных документов, анкетных форм, используемых образовательными организациями, было принято решение сформировать настоящий методический сборник в электронном формате, поместив в него в качестве приложений сгруппированные по рубрикам шаблоны и формы действующих нормативно-методических материалов образовательных организаций, принявших участие в конкурсе
Структура сборника отразила наиболее важные аспекты практики взаимодействия образовательных организаций и организаций-работодателей.
Оглавление
Глава 2. Лучшее в построении карьерных траекторий 42
Заключение 55
|