Методические рекомендации для специалистов образовательных организаций


Скачать 263.65 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для специалистов образовательных организаций
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3
Министерство образования Сахалинской области

ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям»


Организация проведения исследования эффективности реализации профилактических антинаркотических мероприятий, проводимых в образовательных организациях

Методические рекомендации

для специалистов образовательных организаций


Южно-Сахалинск

2015


Организация проведения исследования эффективности реализации профилактических антинаркотических мероприятий, проводимых в образовательных организациях. Методические рекомендации для специалистов образовательных организаций/ С.А. Французова, Т. А. Колпачева, М. А. Бобкова, Н. Е. Ковтун. Издание 4-е, переработанное. – Южно-Сахалинск, 2015.
Данные методические рекомендации предназначены специалистам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций для организации проведения исследования эффективности реализации профилактических антинаркотических мероприятий, проводимых в образовательных организациях.
Содержание


Введение ……………………………………………………………………………





Мониторинг эффективности мероприятий антинаркотической направленности в образовательных организациях …………………………………………….………





Методика обработки результатов анкеты ………………………………….




Методика анализа результатов анкетирования ……………………………




Приложение 1. Анкета для обучающихся 8-11 классов ………………….




Приложение 2. Форма отчета образовательной организации о проведении мероприятий антинаркотической направленности за учебный год ……..




Приложение 3. Пример оформления: Результаты анкетирования обучающихся в рамках мониторинга эффективности профилактических мероприятий антинаркотической направленности………….…………….




Приложение 4. Пример анализа эффективности профилактических мероприятий антинаркотической направленности ………………………..






Введение

Необходимость введения в учебный процесс образовательных программ по профилактике наркомании у детей и подростков связана с современным состоянием проблемы наркозависимости в стране. Употребление детьми и подростками психоактивных веществ (далее – ПАВ), представляющее серьезную угрозу нации, приобрело характер эпидемии.

Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей ПАВ. Основным объектом профилактической работы становятся дети школьного возраста, при этом особое внимание уделяется профилактической работе в условиях образовательных организаций.

Образовательная организация обладает рядом уникальных возможностей для проведения профилактической работы, в частности:

- влияет на формирование и развитие личности ребенка;

- имеет доступ к семье ребенка и механизмы воздействия на семейную ситуацию;

- располагает квалифицированными специалистами;

- может обеспечить ведение в образовательном учреждении эффективной работы по профилактике наркозависимости.

В образовательной организации должна осуществляться целенаправленная комплексная работа по предупреждению злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами, психотропными и одурманивающими веществами среди обучающихся.

Основными целями профилактических программ, направленных на формирование альтернативной употреблению наркотиков деятельности молодежи, являются:

- уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами;

- усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;

- развитие навыков противодействия наркотизирующей среде, решения жизненных проблем, эффективного общения, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение;

- развитие стратегий преодолевающего поведения и избегания ситуаций, связанных с риском саморазрушения, в том числе и наркотизации.

Грамотно подобрать методологию профилактической работы, а также отследить эффективность проводимых профилактических мероприятий, возможно только при проведении исследования, основанного на анализе анкетирования обучающихся. Данные методические рекомендации разработаны специалистами ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям» в соответствии со следующими документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Федеральным законом от 07.06.2013 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»;

- Концепцией профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде, утвержденной министерством образования и науки РФ 05 сентября 2011 года;




Мониторинг эффективности мероприятий антинаркотической направленности в образовательных организациях

Для оценки эффективности профилактической деятельности антинаркотической направленности, проводимой в образовательной организации, необходимо организовать мониторинг отслеживания влияния проводимых мероприятий на изменения информированности, ценностных установок и поведения представителей основной целевой группы – обучающихся. Предполагается, что целью мероприятий, проводимых для родителей и педагогов, является опосредованное влияние на несовершеннолетних. Качественные изменения можно отследить в поведении подростков через анкету (Приложение 1), а также по изменению количества несовершеннолетних, находящихся на учете в различных учреждениях по поводу злоупотребления ПАВ.

Для получения обобщенных данных администрацией образовательной организации составляется отчет о проведении мероприятий антинаркотической направленности за учебный год по форме (Приложение 2), в котором отражаются все направления, связанные с предупреждением распространения употребления ПАВ, психолого-педагогическая работа с несовершеннолетними, злоупотребляющими ПАВ и склонными к развитию зависимости от ПАВ, а также меры по организации досуга детей и мероприятий, альтернативных употреблению ПАВ.

Для выявления эффекта, оказанного проведенной работой на целевую группу, необходимо провести анкетирование подростков 13-17 лет в начале и в конце учебного года. Анкета должна содержать ряд вопросов на выявление информированности детей о вредных последствиях употребления ПАВ, жизненных ценностей (таких как здоровье, семья и т.п.), проявлений этих ценностей в поведении (употребление или воздержание от употребления ПАВ, применение навыка аргументированного отказа, решение конфликтов и жизненных проблем). Анкета не должна содержать лишней информации. Предлагаемая форма анкеты приводится в Приложении 2. Для сохранения объективности, анкетирование должно проводиться специалистом, неработающим в данном учреждении, а также необходимо соблюдать анонимность. Для достижения достоверности исследования, количество обучающихся, подвергшихся анкетированию, должно составлять не менее 10% от общего количества обучающихся в образовательной организации.

Для оценки эффективности проведенной за учебный год профилактической работы антинаркотической направленности администрацией образовательной организации проводится анализ деятельности (в свободной форме), в котором сопоставляются охват целевой группы, количество и формы мероприятий с разницей результатов, полученной при анкетировании подростков в начале и в конце учебного года. Пример анализа приведен в Приложении 4. Важным показателем эффективности профилактической деятельности является снижение количества обучающихся, состоящих на учете в наркодиспансере, КДНиЗП, внутришкольном учете по вопросам употребления ПАВ и другим асоциальным формам поведения.

При проведении анализа профилактической антинаркотической деятельности необходимо сделать выводы о достаточности и качестве или констатировать недостаточное количество и некачественное содержание (нарушение методологии) мероприятий направленных на:

- информирование о вредных последствиях употребления ПАВ;

- формирование жизненных ценностей (таких как здоровье, семья и т.п.);

- формирование навыков эффективного поведения (аргументированного отказа от предложенных проб ПАВ, решения конфликтов и жизненных проблем).

В анализе также необходимо указать сильные и слабые направления деятельности антинаркотической направленности в учреждении, пути преодоления трудностей на следующий учебный год, формы планируемой презентации своего передового опыта. Результаты полученного анализа необходимо учитывать при составлении плана воспитательной работы образовательной организации на новый учебный год.

Специалисты муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, могут анализировать эффективность профилактической антинаркотической работы на основании анализов работы образовательных организаций или через свод данных по отчетам и результатам анкетирования и проведения собственного анализа.

В приложениях представлены:

- «Анкета для обучающихся 8-11 классов». Эта анкета предназначена для оценки эффективности профилактической антинаркотической работы, проводимой в старших классах образовательных организаций (для обучающихся старше 15 лет) в течение одного года или как итог многолетней работы в данном направлении.

- Форма отчета образовательной организации о проведении мероприятий антинаркотической направленности за учебный год.

- Пример обработки результатов анкеты для обучающихся 8-11 классов.

- Пример анализа эффективности профилактических мероприятий антинаркотической направленности.

Методика обработки результатов анкеты

  1. Информационный блок. В этом блоке выясняется информированность молодежи о психоактивных веществах.

Вопрос №1. необходимо подсчитать количество отмеченных вариантов, 1 балл за каждый отмеченный ответ (min 0, max 6). Сложить полученные в первом вопросе баллы между собой и разделить на количество анкет, т.е. подсчитать среднее арифметическое. Например: всего заполнены три анкеты. Количество выборов в первом вопросе: 2 – в первой анкете, 4 – во второй и 6 в третьей. 2+4+6 = 12

Ср. = 12/3 = 4.

Вопрос №2. Ответы «да» и «трудно сказать» - 0 баллов. Ответ «нет» - 1 балл. (max 5). Считаем среднее арифметическое, т.е. количество полученных баллов делим на общее количество анкет.

Складываем показатели, полученные при обработке 1 и 2 вопроса. Чем сумма ближе к 11 баллам, тем лучше информированность.

  1. Блок «Жизненные ценности».

В этом блоке выясняется рейтинг ценностей: какие ценности получили наибольшее число выборов? На каком месте в рейтинге «Здоровье» как ценность? Подсчитывается количество выборов каждой ценности. Результат – ранжированный список ценностей.

  1. Блок «эффективного поведения»

В этом блоке мы определяем степень сформированности навыка аргументированного отказа от употребления ПАВ, способность к конструктивному решению конфликтов и умение решать жизненные проблемы. А также определяем количество подростков, воздерживающихся или употребляющих ПАВ (вопросы с 5 по 8).

Вопрос №1. Подсчитывается сумма баллов (1 балл за каждый положительный выбор). Баллы всех анкет по этому вопросу складываются, и делится на количество анкет (находим среднее арифметическое).

Вопрос №2. Отдельно считаются баллы за ответы на вопросы с 1 по 4 – по 1 баллу за каждый выбранный вариант. Показатель согласия = ∑ баллов всех анкет по этим пунктам / количество анкет (среднее). Чем ближе этот показатель к 0, тем лучше. Отдельно считаются баллы за ответы на вопросы 5-6 – по 1 баллу за выбранный вариант. Показатель несогласия = ∑ баллов всех анкет по этим пунктам / количество анкет (среднее). Чем ближе этот показатель к 1, тем лучше.

Вопрос №3. Считаем только ответы на пункт №2.

Количество ответов №2/количество анкет * 100% (выбравших способ «сотрудничество»).

Вопрос №4. Вопрос направлен на выявление навыка принятия решений и выбора альтернатив. Подсчитывается только количество ответов №1.

Количество ответов №1/ количество анкет * 100%.

Вопрос №5. Подсчитывается количество выборов пунктов №2 («нет») и № 4 («бросил»). Количество ответов №2/количество анкет*100%;

Количество ответов №4/количество анкет*100% .

Вопрос №6. Подсчитывается количество выборов пунктов №1(«не употребляю»). Количество ответов № 1/количество анкет * 100% .

Вопрос №7. Считаем по отдельности среднее количество выборов по каждому пункту. Находим %. Количество ответов №1/количество анкет*100%. Количество ответов №2/количество анкет *100%. Количество ответов №3/количество анкет*100%. Количество ответов №4/количество анкет *100%.

Вопрос №8. Считаем по отдельности количество выборов по каждому пункту. Находим %.

Количество ответов №1/количество анкет*100%.

Количество ответов №2 /количество анкет * 100%.

Количество ответов №3/количество анкет * 100% и т.д.

Вопрос №9. Считаем по отдельности среднее количество выборов по каждому пункту. Находим %.

Количество ответов №1/количество анкет*100%.

Количество ответов №2/количество анкет *100% и т.д.
Методика анализа полученных результатов анкетирования

Блок I направлен на выяснение информированности подростков о последствиях злоупотребления ПАВ. В данной анкете предлагается сделать выводы об информированности по сумме средних баллов вопросов блока I. Чем ближе полученный показатель к 11 баллам, тем лучше информированность. Показатель на много ниже 11 может говорить о том, что информационная часть профилактической работы нуждается в коррекции – необходимо внедрять разнообразные, более активные формы обучения, возможно, пересмотреть содержание и т.д.

Блок II направлен на выяснение системы ценностей подростков и определение места здоровья как ценности в этом рейтинге. Если ценность «Здоровье» не фиксируется подростками, то в профилактической деятельности необходимо сместить акцент на интерактивные способы формирования отношения к проблеме здоровья (дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры).

Блок III направлен на выявление степени сформированности навыков безопасного поведения и здорового образа жизни. Если по вопросам с 1-го по 4-й были получены тревожные результаты, то необходимо усилить практическую часть профилактической работы (тренинги, спортивные мероприятия с вовлечением детей в активную здоровьесберегающую деятельность). Низкие показатели так же могут свидетельствовать о том, что в окружающей жизни подростки часто сталкиваются с примерами поведения значимых взрослых, не берегущих свое здоровье, следовательно необходимо развитие и совершенствование профилактической работы с родителями. Вопросы с 5-го по 8-й блока III направлены на выявление подростков, употребляющих ПАВ. Анонимность анкеты не позволяет определить точные цифры об употреблении ПАВ подростками, но может служить ориентиром в этой ситуации.

В зависимости от результатов анкетирования, проведенного в начале учебного года, выбираются методы и содержание профилактической работы на текущий учебный год.

Предлагается проводить анкетирование дважды – в начале и в конце учебного года. Это позволит зафиксировать изменения и отследить качество результатов, определить эффективность или неэффективность методов профилактической работы.

Приложение 1
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации для специалистов образовательных организаций iconМетодические рекомендации по организации обучения специалистов в...
Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации

Методические рекомендации для специалистов образовательных организаций iconМетодические рекомендации по организации обучения специалистов в...
Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации

Методические рекомендации для специалистов образовательных организаций iconМетодические рекомендации для студентов образовательных организаций...
Русский язык и культура речи: методические рекомендации для студентов образовательных организаций медицинского профиля / Е. А. Авдюшева....

Методические рекомендации для специалистов образовательных организаций iconЭлектронное портфолио студента (методические рекомендации)
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей образовательных организаций спо

Методические рекомендации для специалистов образовательных организаций iconМетодические рекомендации мр 1 0076/1-13
Методические рекомендации предназначены для специалистов, проводящих обследование населения на маркеры вич-инфекции, специалистов...

Методические рекомендации для специалистов образовательных организаций iconМетодические рекомендации по аттестации педагогических работников...
Методические рекомендации предназначены для специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений,...

Методические рекомендации для специалистов образовательных организаций iconМетодические рекомендации по аттестации педагогических работников...
Методические рекомендации предназначены для специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений,...

Методические рекомендации для специалистов образовательных организаций iconМетодические рекомендации Организация самостоятельной работы обучающихся спо
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных...

Методические рекомендации для специалистов образовательных организаций iconМетодические рекомендации по аттестации руководителей и специалистов...
Настоящие Методические рекомендации (далее – Рекомендации) устанавливают порядок и условия проведения квалификационной аттестации...

Методические рекомендации для специалистов образовательных организаций iconМетодические рекомендации для педагогов образовательных учреждений
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск