Скачать 0.87 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (ФГБОУ ВО «МАГУ») Рашева Н.Ю. Медиация и альтернативные способы разрешения споров Учебно-методические материалы Мурманск 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ: I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА …………………..3 II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ……………………….5 III. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ……………………………………………………26 IV. ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ……………………32 V. ГЛОССАРИЙ ………………………………………………………………..45 VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА …………………………………......47 I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА Цель дисциплины: дать студентам комплексное представление о медиации и альтернативных способах разрешения споров, сориентировать будущих юристов на правильный выбор той или иной процедуры медиации в зависимости от характера спора; изучение и усвоение теоретических положений курса, смысла правовых норм, закрепленных в нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность медиации и альтернативных способов разрешения споров, выявление существенной специфики статики и динамики общественных отношений, составляющих предмет курса; освоение теории и ознакомление с практикой процедур разрешения конфликтов, находящихся в сфере регулирования правом, альтернативных судебному разбирательству. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий. При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания: - изучают рекомендованную научно-практическую и учебную литературу; - выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы. Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу. Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий. При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает с использованием технологической карты дисциплины, размещенной на сайте МАГУ. Планы семинарских занятий: Тема 1. Общие положения о медиации и альтернативных способах разрешения споров. План:
Литература: 1, с.924; 2, с. 1236; 4, с. 4; 7, с. 2428; 9, с. 1417; 10, с. 829, 16, с. 147158; 24; 25. Вопросы для самоконтроля
Задания для самостоятельной работы 1. Продолжите предложения: - Впервые медиация как метод конструктивного урегулирования конфликтов стал использоваться в…. - Активно процесс интеграции медиации в России начал развиваться с … - Многие из нас в силу своей ролевой позиции, должностных или профессиональных обязанностей периодически вынуждены брать на себя функции урегулирования конфликтов между другими людьми. Однако, как правило, для этого выбирается хорошо знакомая всем модель «арбитража». В этом случае посредник (третье, незадействованное в конфликте, лицо) выступает в роли третейского судьи: выслушивает стороны, собирает необходимую информацию, а затем либо признает правоту одной из сторон, либо принимает третье решение. Подобная стратегия редко приводит к успеху по следующим причинам: … - Преодолеть указанные недостатки позволяет использование …. (в продолжение вышеизложенного задания). - Одной из основных мер для придания импульса дальнейшему распространению медиации в России является… - Предпосылками интеграции института медиации в российскую правовую культуру являются… - С целью дальнейшего успешного распространения медиации в России необходимо:… 2. Ответьте на вопрос: Может ли медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством или законодательством о третейских судах? 3. Вставьте пропущенные слова: Процедура медиации – это ……………… при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Способ урегулирования спора Метод урегулирования спора Принцип урегулирования спора 4. Выявите 5 основных отличий медиации от судебного разбирательства (выбрав верный ответ): Медиация - конфиденциальный характер; суд - публичный характер Медиация - объединение различных интересов; суд - осуществление правовых позиций Медиация - использование права; суд - применение права; Медиация - нацелена на создание взаимоприемлемого будущего; суд - ориентирован на прошлое Медиация - основана на автономность участников; суд - контролируется государством 5. Может ли медиатор участвовать в суде в роли свидетеля? Вправе ли медиатор разглашать информацию о сторонах? 6. Подготовьте схему «Иные внесудебные способы разрешения частноправовых споров с участием иностранных лиц за рубежом», отрави в ней следующие способы:
7. Подготовьте сравнительную характеристику «Общее и особенное в методах разрешения споров» (результат оформите в виде таблицы): Методы разрешения споров 1. Примирение. 2.Переговоры (negotiation). 3.Предварительная оценка нейтральной стороной. 4.Мини-суд (mini-trial). 5.Третейское разбирательство с необязательным решением. 6.Третейское разбирательство с обязательным решением. 7.Омбудсмен (корпоративный или организационный). 8.Судебный процесс. 9.Посредничество-медиация. 8. Прокомментируйте признаки, характерные для всех альтернативных способов разрешения споров:
9. Верны ли утверждения представленные ниже? Почему используют альтернативные способы разрешения споров: 1.Альтернатива судебному разбирательству 2.Разрешение спора с целью сохранения отношений. 3. Процедура является малозатратной для сторон во временном и денежном выражении. 4. В отличие от судебного разбирательства отсутствует стадия исполнения, так как стороны самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению. 5. АРС может использоваться дополнительно или параллельно процедуре судебного разбирательств 10. Найдите верные ответы: 1. «Процедура медиации не может применяться: К спорам, возникающим из гражданских правоотношений К коллективным трудовым спорам После возникновения споров, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства В уголовных правоотношениях В семейных правоотношениях К спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации или публичные интересы 2. Медиатор – это: Одна из сторон, участвующих в процессе медиации Судья Независимое физическое лицо или физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. 3. Медиативное соглашение – это: Соглашение о проведении медиации Соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации, заключенное в письменной форме Соглашение о применении процедуры медиации 4. Найдите верные ответы «Условия прекращения процедуры медиации»: Истечение срока проведения процедуры медиации в соответствии с законом Желание медиатора, выраженное в устной форме Заключение сторонами медиативного соглашения Заключение сторонами соглашения о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям Желание сторон, выраженное в устной форме 5. Медиатор не вправе: Быть представителем какой-либо стороны Оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную и иную помощь Разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон Все ответы верны 6. Соглашение о проведении процедуры медиации может быть заключено: В письменной форме В устной форме Все ответы верны 7. Процедура медиации не может проводиться: При взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора: При отсутствии обоюдного желания сторон 8. К каким спорам не применяется процедура медиации? К экономическим спорам К коллективным трудовым спорам К международным спорам 9. Основные принципы проведения процедуры медиации: Добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора Добровольности, равноправия сторон, независимости медиаторов Законности, добровольности, независимости медиаторов, сотрудничества |
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной... | Целью освоения дисциплины является изучение формирование систематизированных знаний о правовом регулировании финансовой деятельности... | ||
Банком России деятельности коммерческих банков; основные направления банковского надзора, его место в системе банковского регулирования,... | Изучение данной дисциплины позволит углубить выработку профессиональных навыков и умений, в том числе умение логически грамотно выражать... | ||
Цель дисциплины подготовка студента как специалиста, умеющего самостоятельно анализировать действующее законодательство о торговой... | Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения... | ||
Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения... | Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения... | ||
Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения... | Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |