Скачать 1.23 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (ФГБОУ ВО «МАГУ») Рашева Н.Ю. Гражданский процесс Учебно-методические материалы Мурманск 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ: I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА …………………..3 II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ……………………….4 III. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ……………………………………………………..31 IV. ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ……………………..37 V. ГЛОССАРИЙ ………………………………………………………………...54 VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ………………………………….......65
Цель дисциплины: сформировать профессиональную культуру применения норм права, регулирующих общественные отношения в сфере гражданского судопроизводства, овладеть юридическим мышлением и понятийным аппаратом и процессуальными категориями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности, создать целостную систему знаний, умений и навыков по регулированию правоотношений, возникающих между участниками гражданского процесса и судами общей юрисдикции при осуществлении правосудия по гражданским делам. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий. При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания: - изучают рекомендованную научно-практическую и учебную литературу; - выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы. Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу. Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий. При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает с использованием технологической карты дисциплины, размещенной на сайте МАГУ. Планы семинарских занятий: Раздел 1 Тема 1. Понятие, предмет, система и источники курса. План:
Литература: 1, с. 10-30 ; 2, с. 8-20; 3, с. 20-65; 4, с. 25-60; 5, с.; 8, с. 12-60; 10, с. 26-60; 13 ; 20; 21; 22; 24. Вопросы для самоконтроля
Задание для самостоятельной работы
Тема 1. Проблемы современного понимания гражданского процесса и гражданского процессуального права. Понятие судебной защиты. Отличие правосудия от иных форм юрисдикционной деятельности. Теория разделения властей и гражданское судопроизводство. Судебная власть в системе разделения властей. Универсальность гражданской процессуальной формы и гражданский процесс. Соотношение категорий: гражданское, административное, конституционное судопроизводство и гражданский процесс. Следственное и состязательное начало в судопроизводстве и их влияние на модель судебной системы и судопроизводства. Международно-правовые формы контроля за судебными актами судов Российской Федерации. Перспективы развития судебной формы защиты. Гражданский процесс, его понятие и стадии. Правоприменительные циклы в гражданском процессе. Виды гражданского судопроизводства. Основные подходы к системе гражданского процесса. Проблемы понятия гражданского процессуального права, предмета, метода и системы. Основные подходы к предмету гражданского процессуального права: теории судебного права, «широкого» предмета гражданского процессуального права, юридического процесса, гражданского процессуального права как фундаментальной отрасли в системе права и комплексных правовых образований и др. Соотношение гражданского процессуального права с другими отраслями процессуального и материального права. Гражданский процессуальный метод правового регулирования: проблемы соотношения. Понятие, основные черты и значение метода правового регулирования. Особенности гражданского процессуального метода правового регулирования общественных отношений и деятельности их участников, обусловливающие юридическое своеобразие гражданского процессуального права как отрасли права. Наука гражданского процессуального права: предмет, метод и система. История развития науки и основные этапы. Основные научные школы по гражданскому процессуальному праву. Наиболее видные ученые - представители науки гражданского процессуального права. Тема 2. Источники гражданского процессуального права. Источники гражданского процессуального права: проблемы соотношения. История кодификаций гражданского процессуального законодательства. Роль судебной практики в развитии гражданского процессуального права и законодательства. Значение и функции судебных прецедентов в правоприменении и правотворчестве. Тема 3. Реализация норм гражданского процессуального права. Правореализационная деятельность в гражданском процессе: понятие, содержание, субъекты. Формы реализации норм гражданского процессуального права. Факторы, влияющие па реализацию норм процессуального права и динамику процесса. Сущность применения норм процессуального права, его соотношение с иными формами реализации. Субъекты применения норм гражданского процессуального права, стадии правоприменительной деятельности, акты применения. Проблемы применения норм гражданского процессуального права по аналогии и в субсидиарном порядке. Судебное усмотрение в гражданском процессе: понятие, формы, пределы. Дискуссия о судебном усмотрении: основные вопросы. Применение мер принуждения и процессуальные санкции в гражданском процессуальном праве. Тема 2. Гражданские процессуальные правоотношения. План:
Литература Вопросы для самоконтроля
Задание для самостоятельной работы
а) Верховный Суд РФ; б) окружной арбитражный суд; в) военные суды; г) Верховный суд республики в составе РФ; д) мировые судьи; е) Конституционный Суд РФ.
Тема 1. Судебная реформа в России. Основные причины осуществления судебной реформы в России. Этапы развития судебной реформы в России. Основные цели, задачи и стратегия судебной реформы в России. Органы, ответственные за разработку стратегии и реальное осуществление судебной реформы. Взаимодействие различных органов при разработке стратегии и осуществлении судебной реформы. Итоги осуществления судебной реформы (анализ достигнутого). Направления дальнейшего реформирования судебной системы и осуществления судебной реформы: первоочередной и перспективный варианты развития. Способы и формы привлечения инвестиций в судебную реформу. Прямые и косвенные инвестиции в судебную систему. Система гражданской юрисдикции России: прогноз развития в канун XXI века. Тема 2. Судебная система России: состояние и перспективы. Тенденции развития судебной системы России. Основные направления совершенствования систем судоустройства за рубежом. Характеристика современной системы России: федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации. Понятие единства судебной системы. Третейские суды. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Некоторые судоустройственные проблемы. Дальнейшее развитие законодательства о судоустройстве. Тема 3. Юридические факты в гражданском процессуальном праве. Природа и понятие процессуальных юридических фактов. Функции и классификация процессуальных юридических фактов и фактических составов. Юридические факты и реализация норм процессуального права. Виды и структура фактических составов. Познание, доказывание и фиксация процессуальных юридических фактов. Динамика юридических фактов в производстве суда первой инстанции. Гражданская процессуальная правоспособность, подведомственность как юридические факты. Юридические факты в производствах по пересмотру судебных актов и в исполнительном производстве. Проблемы отражения и закрепления юридических фактов в нормах гражданского процессуального права. Тема 3. Принципы гражданского процесса. План:
Литература: 1, с. 30-56 ; 2, с. 20-35; 3, с. 20-65; 4, с. 25-60; 5, с.; 8, с. 12-60; 10, с. 26-60; 13 ; 20; 21; 22; 24. Вопросы для самоконтроля
Задание для самостоятельной работы:
Основные положения, отражающие сущность и содержание гражданского процессуального права - это его ……...
Кто должен рассматривать спор АО «Саша» против Комитета по защите прав потребителя при администрации г. Москвы о защите деловой репутации в сфере предпринимательской деятельности и о возмещении ущерба, причинного распространением порочащих сведений? суд общей юрисдикции арбитражный суд мировой суд администрация субъекта РФ
В военных судах гражданское судопроизводство ведется на … - на языке, которым владеет судья, рассматривающий дело; - государственном языке республики, которая входит в состав Российской Федерации и на территории которой находится соответствующий суд; - русском языке; - на любом языке.
Тема 1. Принципы гражданского процессуального права. Принципы гражданского процессуального права. Состязательная и следственная модели процесса и их влияние на формирование системы и содержания принципов процессуального права. Система принципов гражданского процессуального права. Развитие и современное состояние системы принципов. Основные подходы к классификации принципов. Истина в гражданском процессе. Современные проблемы установления истины в правосудии. Принципы независимости судей, диспозитивности, состязательности, равенства сторон, доступности правосудия, судейского руководства и другие принципы гражданского процессуального права. Эволюция роли суда в гражданском процессе. Влияние модели процесса на роль суда. Процессуально-правовая политика в сфере гражданского судопроизводства. Тема 4. Подведомственность и подсудность гражданских дел. План:
Литература: 1, с. 56-69 ; 2, с. 45-92; 3, с. 66-87; 4, с. 60-75; 8, с. 12-60; 10, с. 26-60; 15 ; 17; 18 ; 19. Вопросы для самоконтроля
Задание для самостоятельной работы:
2. Ответьте на вопросы: 1. В каких случаях нарушается принцип осуществления правосудия только судом: - принятия отделом ЗАГСа решения о расторжении брака между супругами, имеющими общих несовершеннолетних детей - принятие решения об усыновлении (удочерении) органом опеки и попечительства - вынесения судебного приказа по делу о взыскании алиментов - рассмотрения в Комиссии по трудовым спорам заявления о выплате премии работнику предприятия 2. Принцип диспозитивности проявляется в том, что: - представитель без специальной оговорки в доверенности не может признать иск - представитель извещается о судебном заседании - лица, участвующие в деле, имеют право представлять доказательства - суд по ходатайству сторон может назначить экспертизу 3. Какие дела подсудны мировому судье: - все граждански дела; - индивидуальные трудовые споры; - дела о выдаче судебного приказа; - дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; - дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска; - дела возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; - дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот рублей; - дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров; - дела об определении порядка пользования имуществом. 4. По общему правилу территориальной подсудности иск к физическому лицу подается: - по месту нахождения большинства доказательств; - по месту жительства истца; - по месту нахождения имущества ответчика; - по месту жительства ответчика. Установите соответствие - мировой судья - районный суд - областной и равный ему по компетенции суд - Верховный Суд Российской Федерации R1 судебный приказ R2 усыновление (удочерение) ребенка (ребенок – житель России) R3 дела, связанные с государственной тайной R4 жалоба судьи о прекращении статуса судьи 3. Подготовьте доклад по одному из вопросов, предложенных ниже. Тема 1. Подведомственность и подсудность. Понятие подведомственности и ее виды. Место норм, регулирующих подведомственность дел, в системе права. Основные критерии и правила подведомственности. Разрешение споров о подведомственности. Общие правила разграничения подведомственности дел между судами обшей юрисдикции, арбитражными судами, Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации; между судами и арбитражами, нотариатом, органами исполнительной власти. Подведомственность дел в сфере нормоконтроля: основные проблемы. Подведомственность дел и право на обращение за судебной зашитой. Процессуально-правовые последствия несоблюдения правил о подведомственности. Тенденции и перспективы развития института подведомственности. Основные проблемы развития института подсудности в гражданском процессе. Тема 5. Участники гражданского процесса. План: |
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной... | Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения... | ||
Целью освоения дисциплины является изучение формирование систематизированных знаний о правовом регулировании финансовой деятельности... | Банком России деятельности коммерческих банков; основные направления банковского надзора, его место в системе банковского регулирования,... | ||
Цель дисциплины подготовка студента как специалиста, умеющего самостоятельно анализировать действующее законодательство о торговой... | «Жилищное право» предусматривает проведение лекционных и практических занятий под руководством преподавателя согласно расписания... | ||
Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения... | Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения... | ||
Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |