Учебно-методический комплекс дополнительной профессиональной образовательной программы курсов повышения квалификации «диагностика замещающих и приемных семей»


НазваниеУчебно-методический комплекс дополнительной профессиональной образовательной программы курсов повышения квалификации «диагностика замещающих и приемных семей»
страница1/35
ТипУчебно-методический комплекс
filling-form.ru > Договоры > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35
Министерство образования Саратовской области

ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

ГКОУ Саратовской области для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 3 г. Хвалынска»

Учебно-методический комплекс

дополнительной профессиональной образовательной программы

курсов повышения квалификации

«ДИАГНОСТИКА

ЗАМЕЩАЮЩИХ И ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ»

Саратов

2013

УДК 37.013.42

ББК 74.6

Д 44

Авторы:

Бузаева Т.А., директор ГКОУ Саратовской области для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 3 г. Хвалынска»

Каргина Н.Г., старший методист преподаватель кафедры педагогики

ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Кильдячкова А.В., заместитель директора по научно-методической работе

ГКОУ Саратовской области для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 3 г. Хвалынска»

Полякова Н.А., доцент кафедры педагогики

ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Соколова А. В., педагог-психолог ГКОУ Саратовской области для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 3 г. Хвалынска»


Д 44
Учебно-методический комплекс дополнительной профессиональной образовательной программы курсов повышения квалификации «Диагностика замещающих и приемных семей» / Т.А. Бузаева, Н.Г. Каргина, А.В. Кильдячкова, Н.А. Полякова, А.В. Соколова. – Саратов: ИЦ «Наука», 2013. – 280 с.

ISBN 978-5-9999-1933-5

Программа подготовлена в рамках стажировочной площадки «Развитие профессионального сотрудничества в сфере профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» направления «Распространение организационно-правовых моделей межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями, другими институтами гражданского общества по профилактике социального сиротства, в том числе вторичного (подготовка кандидатов в замещающие родители, сопровождение замещающих семей)».

Целевая группа: специалисты по работе с потенциальными и реальными приемными, замещающими родителями, специалисты органов опеки и попечительства.

УДК 37.013.42

ББК 74.6

ISBN 978-5-9999-1933-5 © Министерство образования Саратовской области, 2013

© ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2013

©ГКОУ Саратовской области для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 3

г. Хвалынска», 2013
ВВЕДЕНИЕ

Настоящий учебно-методический комплекс предназначен для слушателей, обучающихся по дополнительной профессиональной образовательной программе курсов повышения квалификации «Диагностика замещающих и приемных семей». Содержание программы опирается на принципы государственной политики Российской Федерации в области образования, отраженные в:

  • Конституции Российской Федерации;

  • Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Указе Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации»;

  • Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;

  • национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;

  • плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг., утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р;

  • Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.

Методические рекомендации

по изучению программы для слушателей

На изучение курса данной программы отводится 72 часа. Курс рассчитан на специалистов по работе с потенциальными и реальными приемными, замещающими родителями, специалистов органов опеки и попечительства. Обучающиеся примут участие в дистанционных лекционных и практических занятиях, пройдут стажировку в базовых учреждениях стажировочной площадки, получат возможность организовать самостоятельную деятельность по проектированию и самоанализу своей деятельности в рамках стажировочной пробы. Проведение части занятий в конкретных образовательных учреждениях в форме стажировки позволяет осуществлять процесс обучения педагогов целенаправленно, предметно и содержательно, превратить методическую работу в учреждении в целостную систему непрерывного дополнительного профессионального роста педагогических кадров, дает возможность видеть конкретный опыт учреждения, а не познакомиться с ним в пересказе преподавателя.

Самостоятельная работа слушателей по данному курсу запланирована в теме «Индивидуальная подготовка по личному плану», она предполагает изучение ряда материалов, определенных программой, и предназначена для подготовки к выполнению практической работы по теме.

К основным видам самостоятельной работы относятся:

  • изучение всех материалов, помещенных в теме «Индивидуальная подготовка по личному плану»;

  • анализ этих материалов и материалов основной и дополнительной литературы, выбор темы практической работы.

В рамках освоения программы стажерам будет предоставлена возможность составить индивидуальную образовательную программу на основе своего заказа на повышение квалификации. Для этого программой предусмотрены как индивидуальная подготовка по личному плану по выбранной слушателем проблеме, так и девять модулей (стажировка), из которых каждый обучающийся выбирает не менее пяти. Стажировка как форма образовательной деятельности направлена на развитие и совершенствование профессиональных компетентностей стажеров через включение их в инновационную практику учреждения.

Формы подведения итогов:

  1. Итоговая аттестация, которая проводится в форме зачета. Программа зачета предусматривает:

  • тестирование по всему пройденному материалу;

  • выполнение практического задания, представленного в виде профессиональной задачи.

  1. Зачет по разделу «Предметно-методическая деятельность», который выставляется по совокупности выполненных слушателем заданий. Для получения зачета слушатель должен:

  • провести стажировочную пробу в своем учреждении;

  • выполнить задание индивидуальной подготовки по личному плану;

  • пройти стажировку в базовом учреждении.

Последовательность действий слушателей

Предлагаемая программа предусматривает следующие действия слушателя:

  1. Предварительное ознакомление с программой.

  2. Овладение понятийным аппаратом курса в ходе лекционно-практических занятий, стажировки.

  3. Анализ научно-методической литературы.

  4. Освоение опыта учреждений, в которых проходит стажировка.

  5. Обсуждение опыта практической работы и вариантов его внедрения в собственную практику.

  6. Индивидуальная подготовка по личному плану и проведение стажировочной пробы в своем учреждении.

  7. Самостоятельная работа с материалами курса.

  8. Прохождение итоговой аттестации.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕМА 1. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

В СФЕРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ СИРОТСТВА

Цель: формирование компетенции специалистов по работе с замещающими семьями в применении нормативных правовых знаний с опорой на профессиональный опыт.

Материалы и оборудование: комплект презентационного оборудования, ватманы, маркеры.

Лекция

Согласно законодательству РФ, существуют четыре формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека или попечительство, приемная семья, патронат.

Усыновление (удочерение) – принятие в семью ребенка на правах кровного. Ребенок становится родственником – дочерью/сыном со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является приоритетной формой устройства. Для родителей эта форма означает высшую степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.

Особенности усыновления:

  • Позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи.

  • Сохраняются все отношения и после совершеннолетия ребенка, возникает право наследования.

  • Имеется возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.

  • Оформляется дольше, чем опека, т.к. усыновление утверждается гражданским судом.

  • Государство не оказывает никакой помощи после усыновления, за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребенка в том случае, если усыновляется младенец до трех месяцев.

  • Органы опеки осуществляют ежегодный контроль за семьей усыновителей в течение как минимум трех лет после усыновления.

  • Предъявляются самые жесткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, заработку, жилью по сравнению с другими формами семейного устройства.

  • Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.

Опека – принятие в дом ребенка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство – над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребенка. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка и ответственности за него.

На содержание ребенка государством ежемесячно выплачиваются средства согласно установленному в регионе нормативу. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Опека часто используется как переходная форма к усыновлению.

Особенности опеки:

  • Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, из-за чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется проведение суда.

  • На содержание опекаемого ребенка ежемесячно выплачиваются денежные средства; органы опеки и попечительств оказывают содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.

  • По исполнении 18 лет опекаемым, за которыми не закреплена жилая площадь, выделяется жилье.

  • Предъявляются менее жесткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий.

  • Ребенок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна.

  • Не исключено вмешательство органа опеки и попечительства или появление претендента на усыновление ребенка (крайне редкий случай).

  • Нет тайны передачи ребенка под опеку, и контакты с кровными родственниками ребенка возможны.

Приемная семья – форма воспитания ребенка (детей) в семье (на дому) у приемного родителя – воспитателя. Благодаря этой форме пребывание ребенка в детском доме или приюте заменяется на домашнее воспитание. Приемная семья создается на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки и попечительства. По отношению к ребенку приемные родители являются опекунами. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или под опеку, например, для воспитания в одной семье двух-трех и более детей, братьев, сестер. Срок помещения ребенка в такую семью определяется договором и может быть разным.

На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства согласно установленному в области нормативу. Приемный родитель получает заработную плату.

Особенности приемной семьи:

  • Возможна передача в семью детей, не имеющих статуса под усыновление; детей, изъятых из многодетных семей или семей осужденных родителей, и, в ином случае, обреченных жить в детском доме.

  • Предъявляются менее жесткие требования к кандидатам – такие же, как при опеке.

  • На содержание ребенка ежемесячно выделяются денежные средства; предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью; оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели. Региональными законами предусмотрены и другие льготы.

  • По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жилье, если такового у него нет.

  • Существует постоянный контроль и отчетность перед органами опеки и попечительства за воспитание ребенка и расходование средств.

  • Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка.

Патронат – форма воспитания ребенка (детей) в профессиональной замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Под патронат передаются дети, которым временно требуется замещающая семья или необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения ребенка в семье. Основная цель данной формы устройства – социализация ребенка, получение им необходимого опыта жизни в семье, замена пребывания его в приюте. Патронат часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению, после получения ребенком соответствующего статуса. Срок помещения ребенка под патронат может быть разным и зависит от конкретной ситуации. Ответственность разделена между патронатным воспитателем, учреждением и территориальными органами опеки и попечительства.

На содержание ребенка регулярно выделяются средства согласно установленному в регионе нормативу. Патронатному воспитателю выплачивается заработная плата и засчитывается трудовой стаж.

Особенности патроната:

  • Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребенка, которому временно требуется замещающая семья, или не имеющего статуса, позволяющего передать его под постоянную опеку или на усыновление и, в ином случае, обреченного жить в приюте, детском доме.

  • Предъявляются менее жесткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жесткие, чем при опеке.

  • На ребенка выплачивается содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью. По исполнении 18 лет патронируемому выделяется жилье, если у него такового нет.

  • Стороны, представляющие в договоре государство, организуют обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывают помощь в воспитании, решении сложных проблем. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п.

  • Существует постоянный контроль и отчетность за воспитание и расходование выплачиваемых на содержание ребенка средств.

  • Ребенок может быть изъят из семьи воспитателя по решению сторон договора.

  • Контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны, и их регламент определяется по согласованию сторон.

  • Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах, в Саратовской области такая форма устройства детей не развита.

При разных формах устройства предъявляются одинаковые требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребенка в семью. Согласно закону, принять ребенка в семью не могут лица, которые ранее были лишены родительских прав или ограничивались в родительских правах, отстранялись от обязанностей опекуна или усыновителя по своей вине.

Несмотря на разнообразие форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, проблема социального сиротства все еще остается одной из наиболее острых проблем детства.

Современное российское законодательство в сфере преодоления сиротства, в части опеки и попечительства, усыновления составляет совокупность следующих нормативно-правовых актов:

  • Конституция РФ;

  • Семейный кодекс РФ;

  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ;

  • Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополни-тельных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

  • Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и по-печительстве»;

  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

  • Указ Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

  • Закон Саратовской области от 2 августа 2012 г. № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области».

Основы правового регулирования отношений, возникающих в связи сдеятельностью по профилактике безнадзорности, устанавливает Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В нем определены основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы и учреждения системы профилактики, основные направления их деятельности и урегулирован порядок производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24 июля 1998 г. №  24-ФЗ закреплены законодательные гарантии прав детей; меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания; меры защиты от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, защиты прав на отдых и оздоровление; обозначены организационные основы гарантий прав ребенка.

Центральное место в защите интересов детей-сирот занял Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Это дополнительные гарантии прав на образование, медицинское обслуживание, имущество и жилое помещение, а также на труд.

Во исполнение данного закона принят Закон «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», он вступил в силу с 1 января 2013 года. В нем, в частности, перечислены виды жилых помещений, которые подлежат сохранению за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Полномочия по сохранению такого жилья возложены на уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства. Указано, какие именно полномочия возложены в связи с этим на уполномоченный орган. Приведены случаи предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области. Перечислены случаи, при которых проживание в ранее занимаемых жилых помещениях невозможно. Приведен перечень документов, необходимых для постановки на специализированный жилищный учет. Срок действия договора найма жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда составляет пять лет. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, для приобретения имущества и оплаты жилищно-коммунальных услуг предоставляется 20000 рублей.

Размер, порядок назначения и выплаты ежемесячных денежных средств на содержание ребенка (детей) в приемной семье, размер оплаты труда приемных родителей, а также меры социальной поддержки приемной семьи в Саратовской области определяет Закон Саратовской области «О социальной поддержке и материальном обеспечении приемных семей в Саратовской области».

В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2008 г. Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются, в том числе, к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Указанным законом введены новые положения и правила, в частности:

  • возможность заключения с опекуном или попечителем договора об осуществлении опеки или попечительства на возмездной основе;

  • преимущественное право бабушки и дедушки, совершеннолетних братьев и сестер несовершеннолетнего подопечного быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами;

  • назначение опеки или попечительства по совместному заявлению родителей на период, когда они по уважительным причинам не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием в качестве опекуна конкретного лица;

  • право единственного родителя сделать соответствующее распоряжение, определив на случай своей смерти опекуна или попечителя путем подачи заявления в орган опеки и попечительства;

  • возможность назначения нескольких опекунов одному подопечному;

  • упрощенный порядок предварительной опеки или попечительства в случае, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя;

  • назначение попечителя в отношении несовершеннолетнего гражданина, достигшего возраста 14 лет, по заявлению этого несовершеннолетнего с указанием конкретного лица.

Особое внимание в данном законе уделяется имущественным вопросам, впервые определены правила пользования опекуном или попечителем имуществом подопечного.

В конце 2012 года, подписав Указ «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Президент РФ обозначил приоритеты реализации государственной политики по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

  • создание механизмов правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки граждан РФ, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, воспитывающих приемных детей;

  • упрощение процедур передачи на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство, патронат), предусмотрев, в том числе, снижение требований к нормативу площади жилого помещения при устройстве детей на воспитание в семью, сокращение перечня представляемых гражданами РФ в государственные органы документов и увеличение срока их действия, а также уменьшение объема отчетности, представляемой опекунами (попечителями) и приемными родителями в органы опеки и попечительства;

  • установление порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • предоставление налоговых льгот родителям, усыновившим (удочерившим) ребенка, в том числе, ребенка-инвалида, а также родителям, усыновившим (удочерившим) второго и последующих детей;

  • увеличение с 1 января 2013 года размера социальной пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы до 8704 рублей в месяц;

  • увеличение с 1 января 2013 года размера единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, предусмотренного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

  • изменение установленной разницы в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком, оставив принятие окончательного решения на усмотрение суда.

Кроме того, направления государственной политики в сфере преодоления социального сиротства связаны с развитием семейного устройства, разукрупнением интернатов, переводом «трудных» для семейного устройства детей в мини-детские дома не более чем на 5-10 детей, семейные воспитательные группы, на краткосрочное либо долгосрочное семейное воспитание в подготовленные и сопровождаемые специалистами профессиональные семьи.

Перспективы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления связаны с решением следующих задач:

  • предоставление специалистами комплексных услуг, направленных на всестороннюю поддержку семей с детьми и реализацию права каждого ребенка на семейное устройство, включающих в себя услуги по оказанию практической помощи семье и ребенку, т.е. по индивидуальному пошаговому ведению и профессиональному сопровождению и координации всех видов помощи;

  • улучшение качества управления процессом защиты ребенка и семьи на региональном и муниципальном уровне; введение пошагового единого планирования попечения и управления, ориентированного на результат; закрепление мер ответственности причастных к данному случаю органов, организаций и специалистов за итоговый результат от принимаемых ими решений и действий в отношении ребенка и семьи;

  • создание в каждом регионе многофункциональных центров по профилактике социального сиротства и семейному устройству детей с сетью районных филиалов, в том числе путем реорганизации в них организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • повсеместное поэтапное разукрупнение интернатных учреждений и создание во всех организациях, осуществляющих содержание и воспитание детей, групп с постоянно проживающими воспитателями и с условиями проживания квартирного типа;

  • содействие развитию инновационного опыта и новых услуг для детей и семей.

Практическая работа по теме заключается в подготовке к круглому столу, который проводится в модуле 2. Для этого необходимо:

  • предварительно ознакомиться с содержанием лекционного материала;

  • овладеть понятийным аппаратом темы;

  • проанализировать нормативные правовые документы по теме;

  • подготовиться к круглому столу в модуле 2, продумав ответы для обсуждения следующих вопросов:

  • Что представляет собой государственная политика в интересах детей? Какие нормативно-правовые акты определяют основные направления данной политики?

  • Каковы цели государственной политики в интересах детей? Какие нормативно-правовые акты закрепляют данные цели?

  • Какие меры, направленные на защиту права ребенка жить и воспитываться в семье, обязаны предпринимать органы опеки и попечительства и службы сопровождения замещающих семей?

  • Какими нормативно-правовыми актами регламентированы меры по защите конституционных прав ребенка, предпринимаемые органами опеки и попечительства?

  • Какие цели преследует деятельность по оказанию правовой помощи детям, оставшимся без попечения родителей?

  • Каковы нормы Конституции РФ, определяющие основы оказания правовой помощи детям, оставшимся без родительского попечения?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Похожие:

Учебно-методический комплекс дополнительной профессиональной образовательной программы курсов повышения квалификации «диагностика замещающих и приемных семей» iconУчебно-методический комплекс дополнительной профессиональной образовательной...
Учебно-методический комплекс дополнительной профессиональной образовательной программы курсов повышения квалификации «Диагностика...

Учебно-методический комплекс дополнительной профессиональной образовательной программы курсов повышения квалификации «диагностика замещающих и приемных семей» iconУчебно-методический комплекс дополнительной профессиональной образовательной...
Учебно-методический комплекс предназначен для слушателей, обучающихся по дополнительной профессиональной образовательной программе...

Учебно-методический комплекс дополнительной профессиональной образовательной программы курсов повышения квалификации «диагностика замещающих и приемных семей» iconУчебно-тематический план дополнительной профессиональной образовательной...
Дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации врачей по специальности

Учебно-методический комплекс дополнительной профессиональной образовательной программы курсов повышения квалификации «диагностика замещающих и приемных семей» iconУчебно-тематический план дополнительной профессиональной образовательной...
Дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации врачей по специальности

Учебно-методический комплекс дополнительной профессиональной образовательной программы курсов повышения квалификации «диагностика замещающих и приемных семей» iconРазъяснения по формированию программы повышения квалификации на основе...
Категории слушателей на обучение которых рассчитана программа повышения квалификации (далее – программа)

Учебно-методический комплекс дополнительной профессиональной образовательной программы курсов повышения квалификации «диагностика замещающих и приемных семей» iconДля слушателей, проходящих повышение квалификации в объеме 72 академических часов
...

Учебно-методический комплекс дополнительной профессиональной образовательной программы курсов повышения квалификации «диагностика замещающих и приемных семей» iconУчебно-методический комплекс мдк. 05. 01. Управление структурным...
Учебно-методический комплекс по мдк составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения пм, изложенными в Федеральном...

Учебно-методический комплекс дополнительной профессиональной образовательной программы курсов повышения квалификации «диагностика замещающих и приемных семей» iconУчебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного...
Учебно-методический комплекс дисциплины обсуждена на заседании кафедры Информационные системы управления «29» июня 2011 г

Учебно-методический комплекс дополнительной профессиональной образовательной программы курсов повышения квалификации «диагностика замещающих и приемных семей» iconУчебно-методический комплекс Иностранный язык Направление подготовки...
Учебно-методический комплекс «Иностранный язык» предназначен для студентов 2-го и 3-его курсов биологического отделения факультета...

Учебно-методический комплекс дополнительной профессиональной образовательной программы курсов повышения квалификации «диагностика замещающих и приемных семей» iconПрограмма реализуется в соответствии с Требованиями к минимуму содержания...
Управления государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности Ростехнадзора

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск