Программа дошкольного образования коррекционно развивающего направления


НазваниеПрограмма дошкольного образования коррекционно развивающего направления
страница1/6
ТипПрограмма
filling-form.ru > Договоры > Программа
  1   2   3   4   5   6
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Программа дошкольного образования

коррекционно – развивающего направления

развития детей

возраст – 5-7 лет

срок реализации – 1 год

Циренова Светлана Евгеньевна, учитель – логопед

МБДОУ«Детский сад №1 общеразвивающего вида» г.Сосногорска

г.Сосногорск,

2014 год
СОДЕРЖАНИЕ



    1. Пояснительная записка………………………………………………………………………….3




    1. Актуальность и новизна программы……………………………………………………………3

    2. Цель и задачи программы……………………………………………………………………….4

    3. Принципы, на которых базируется программа………………………………………………...4




    1. Комплектование логопункта в МБДОУ………………………………………………………..5




    1. Документация логопункта………………………………………………………………………6




    1. Организация образовательной деятельности………………………………………………….6



    1. Перспективное планирование работы учителя – логопеда по коррекции звукопроизношения……………………………………………………………………………...8




    1. Взаимодействие с педагогами МБДОУ и родителями………………………………………11




    1. Интеграция образовательных областей в логопедической работе……………………….....11




    1. Содержание коррекционной работы…………………………………………………………..12




    1. Планируемые результаты освоения Модифицированной программы……………………...13




    1. Прогноз и диагностика результатов…………………………………………………………...13




    1. Список используемой литературы…………………………………………………………...15




    1. Приложение 1 Положение об организации работы учителя-логопеда в условиях

логопедического пункта в МБДОУ…………………………………………………………..16


    1. Приложение 2 Договор об оказании коррекционно-логопедических услуг детям с нарушениями речи……………………………………………………………………………..19




    1. Приложение 3 Речевая карта…………………………………………………………………..20




    1. Приложение 4 Индивидуальная коррекционно-развивающая программа…………………24




    1. Приложение 5 Журнал движения и учета посещаемости детей дошкольного возраста с нарушениями речи на логопункте дошкольного образовательного учреждения………….25




    1. Приложение 6 Годовой план организации коррекционной работы по развитию речи с воспитателями………………………………………………………………………………….26




    1. Приложение 7Годовой план организации коррекционной работы по развитию речи с родителями…………………………………………………………………………………...…28




    1. Приложение 8 Семинар – практикум для родителей и воспитателей: «Формирование артикуляционной моторики у дошкольников»………………………………………………32




Программа

дошкольного образования коррекционно - развивающего направления

развития детей
Тип - дополнительная образовательная программа

Вид - модифицированная

Направленность – коррекционно – развивающая
Классификация: по признаку – общеразвивающая; по характеру деятельности – коррекционная; по возрастному принципу – старший дошкольный возраст; по масштабу действия – учрежденческая; по срокам обучения – 1 год.


  1. Пояснительная записка.

В настоящее время отмечается значительный рост детей, имеющих различные речевые нарушения. Дети с тяжелыми нарушениями, чаще всего, попадают в логопедические группы, а дети с фонетико-фонематическим нарушением речи и дислалией различной степени тяжести остаются в массовых группах ДОУ и получают коррекционную помощь на логопедическом пункте ДОУ.

Трудности работы с детьми на логопедическом пункте заключаются в том, что у этих детей имеются различные речевые нарушения, которые вызывают трудности в общении с окружающими, ведут к возникновению у них закомплексованности, мешают детям в полной мере раскрыть свои способности.

Помимо речевых нарушений у детей недостаточно сформирована психологическая база речи, т.е. снижены такие психические процессы, как внимание, мышление, восприятие, память. Внимание недостаточно устойчиво, ограничены возможности его распределения. У этих детей снижены вербальная (словесная) память и продуктивность запоминания. У них более низкая продуктивность припоминания. Все это сказывается на развитии познавательной деятельности. Дети с нарушениями речи отстают в развитии наглядно-образного мышления. Они с большим трудом овладевают навыками анализа и синтеза.

Речевые дети обычно соматически ослаблены, у них заметно отставание в развитии двигательной сферы, нарушены общая и мелкая моторика.

Все нарушения (речевые и неречевые), которые присущи детям с речевыми нарушениями, требуют определенной организации работы с ними.

Данная программа – итог моего многолетнего опыта работы учителем – логопедом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения. Структура МБДОУ позволяет осуществлять логопедическую помощь детям дошкольного старшего и подготовительного возраста, что дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной и письменной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников.

Актуальность разработанной коррекционно – развивающей программы в том, что при ее успешном усвоении дети с речевыми нарушениями, выходят из детского сада с хорошим уровнем подготовки к обучению в школе – с чистой, откорректированной речью, развитым фонематическим слухом, грамотно оперирующие грамматическими категориями, с достаточным словарным запасом, владеющие навыками звуко-слогового анализа.

Новизна программы коррекционно – развивающей состоит в том, что на основе трудов Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, Н.С. Жуковой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко разработана система комплексных индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста и обучению грамоте. Занятия, не разделяются на те, и другие. Элементы занятий по обучению грамоте (знакомство с навыками звуко-слогового анализа, развитию фонематического слуха) включены в каждое занятие по произношению.

Данная программа коррекционно – развивающая предназначена для проведения коррекционной работы с детьми 5-7 лет (старший дошкольный возраст), и реализуется через индивидуальные и подгрупповые занятия, так как в учебном плане не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя – логопеда.

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать произносительные умения и навыки в различных ситуациях.

В процессе коррекционного обучения детей с нарушением произносительной стороны речи решаются следующие задачи:

- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

- устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);

- развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);

- уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;

- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ;

- соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы.

Система коррекционных занятий, лежащих в основе программы реализует основной принцип специального образования.

  1. Принцип коррекционной направленности, то есть решается триединая задача – коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Помимо этого реализуются следующие принципы:

  2. Принцип взаимосвязи разных речевых задач;

  3. Тематический принцип;

  4. Принцип преемственности в решении речевых задач;

  5. Принцип доступности (программа разработана для определенного возраста, она опирается на дидактический материал, наглядный материал, развивающую среду логопедического кабинета);

  6. Принцип систематичности (занятия проводятся в системе, по мере прохождения программы идет усложнение изучаемого материала).

Оригинальность программы состоит в использовании современных инновационных технологий:

- приемы игротерапии,

-приемы сказкотерапии,

-приемы музыкотерапии,

-приемы здоровьесберегающей терапии,

-приемы психотерапии, и т.д.

В работе используются современные компьютерные технологии в виде развивающих речевых игр на закрепление пройденного материала, как часть индивидуальных занятий на 5-10 минут (элементы логопедической компьютерной программы «Игры для тигры», «Баба Яга учится читать», «Пойди туда, не знаю куда» и др. для развития фонетической стороны речи, обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя речи, а также внимания, памяти, мышления).

Это помогает детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использовании в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, программа обеспечивает формирование и развитие у детей системы знаний о языке, формирует потребность владения языком, потребность совершенствования речи.


  1. Комплектование логопункта в МБДОУ


На логопедический пункт зачисляются воспитанники МБДОУ, преимущественно подготовительных и старших групп, имеющие различные нарушения в речевом развитии: фонетическое нарушение речи (ФНР), фонетико – фонематическое нарушение речи (ФФНР), нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ), общее недоразвитие речи 4 уровень (ОНР 4уровень). Не подлежат приёму на дошкольный логопедический пункт дети с тяжёлыми, стойкими нарушениями речи, имеющими логопедическое заключение ОНР— I, II уровень; осложнённого ОНР — III уровня; системного недоразвития речи. При выявлении у воспитанника сложной речевой патологии (ОНР, заикание) логопед обязан рекомендовать родителям прохождение ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута. В случае отказа от выполнения рекомендаций родителями ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за устранение дефекта. ( Приложение 1)
Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом:

• заменой звуков более простыми по артикуляции;

• трудностями различения звуков;

• особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)

Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. Различают следующие нарушения звуков:

- искаженное произношение звука;

- отсутствие звука в речи;

- замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.


  1. Документация логопункта

Для фиксирования коррекционно-образовательного процесса учитель – логопед ведет следующую документацию:

  • Договор об оказании коррекционно-логопедических услуг детям с нарушениями речи (Приложение 2);

  • речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, с указанием даты начала и окончания занятий (Приложение 3);

  • Индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка (Приложение 4);

  • журнал учёта движения детей, посещаемости занятий на логопункте (Приложение 5);

  • расписание занятий групп, индивидуальных занятий, заверенное заведующим

МБДОУ;

  • журнал посещаемости занятий на логопункте;

  • индивидуальные тетради для коррекционной работы с детьми;

  • список детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания и обучения;

  • годовой план организации коррекционной работы по развитию речи с воспитателями (Приложение 6);

  • годовой план организации коррекционной работы по развитию речи с родителями (Приложение 7)

  • паспорт логопедического кабинета или картотека с перечнем оборудования и

пособий;

  • копия отчета о проделанной работе за год.

В конце учебного года логопед представляет заведующему МБДОУ ежегодный отчет о количестве воспитанников, имеющих нарушения в развитии устной речи, и результатах коррекционной работы.



  1. Организация образовательной деятельности


Эффективность логопедической работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.

Данная программа коррекционно – развивающая разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в расписании непосредственной образовательной деятельности не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя - логопеда. Логопедические индивидуальные занятия проводятся с середины сентября до конца мая как в часы, свободные от непосредственно образовательной деятельности, так и во время её проведения. Учитель-логопед берёт детей на свои занятия в любое время. Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и подгруппой (2-4 человек). Основной формой логопедической коррекции являются индивидуальные занятия. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести речевого дефекта. Логопедические занятия проводятся не менее 2 раз в неделю с детьми, имеющими фонетические, фонетико-фонематические нарушения речи. По мере формирования у детей произносительных навыков учитель-логопед может объединять детей в подгруппы для автоматизации произношения. Продолжительность занятия должна составлять не более 20 мин.

Программа коррекционно – развивающая составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий:

индивидуальные - основная цель- подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);

Задачи и содержание индивидуальных занятий:

• развитие артикуляционного праксиса;

• фонационные упражнения;

• уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых сочетаниях;

• вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;

• первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

Задачи и содержание подгрупповых занятий:

• закрепление навыков произношения изученных звуков;

• отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;

• воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;

• расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;

• закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учётом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

Преобладающей формой коррекционной работы являются индивидуальные занятия, поэтому не ведется тематическое перспективное планирование групповой работы с детьми. Планирование содержания логопедических занятий осуществляется еженедельно: описываются основные направления, по которым планируется работать на занятиях,

названия дидактических игр, артикуляционных упражнений. Такое планирование позволяет более эффективно проводить коррекционную работу.


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Программа дошкольного образования коррекционно развивающего направления iconПринцип коррекционно-развивающего обучения и воспитания
Реализация принципов коррекционно-развивающего обучения на уроках географии (слайд 1)

Программа дошкольного образования коррекционно развивающего направления iconПояснительная записка рабочая программа построена на основе основной...
С изменениями на 27 августа 2015 года, Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего...

Программа дошкольного образования коррекционно развивающего направления iconРабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми...
...

Программа дошкольного образования коррекционно развивающего направления iconПояснительная записка Происходящая в стране модернизация образования,...
Процесс перехода определяет перспективное направление деятельности доу – обеспечение интегрированного подхода к организации коррекционно-педагогического...

Программа дошкольного образования коррекционно развивающего направления iconВозможные риски при реализации программы Содержание программы Принципы...
Механизм взаимодействия участников коррекционно-развивающего образовательного процесса

Программа дошкольного образования коррекционно развивающего направления iconРабочая программа «Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками...
Перспективное планирование коррекционно-развивающих занятий на дошкольном логопедическом пункте

Программа дошкольного образования коррекционно развивающего направления iconПрограмма дошкольного образования
Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации программы

Программа дошкольного образования коррекционно развивающего направления iconПерспективное планирование работы логопеда в дошкольной временной...
Система коррекционно-логопедической работы включает в себя 3 направления работы

Программа дошкольного образования коррекционно развивающего направления iconРабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей подготовительной...
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного...

Программа дошкольного образования коррекционно развивающего направления iconОбразовательная программа дошкольного образования муниципального...
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск