Возможные риски при реализации программы Содержание программы Принципы коррекционной работы Система коррекционного образования в сош №3 Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся


НазваниеВозможные риски при реализации программы Содержание программы Принципы коррекционной работы Система коррекционного образования в сош №3 Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся
страница1/6
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6
Содержание программы

коррекционной работы


  1. Описание ситуации

  2. Цель и задачи коррекционной работы

  3. Ожидаемый результат

  4. Возможные риски при реализации программы

  5. Содержание программы

  • Принципы коррекционной работы

  • Система коррекционного образования в СОШ № 3

  • Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся

  • Механизм взаимодействия участников коррекционно-развивающего образовательного процесса

  • Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

  • Психологическое сопровождение обучающихся

  • Логопедическое сопровождение обучающихся

  • Методический инструментарий, обеспечивающий работу педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья

  • Содержание коррекционных программ

  • Мониторинговые исследования эффективности реализации коррекционной работы

  1. Ресурсное обеспечение специального коррекционного образования


Описание ситуации
Первые специальные (коррекционные) классы VII вида (СКК) стали функционировать в общеобразовательных школах России с 1981 года. Их называли по-разному: классами выравнивания, педагогической поддержки и первоначально в них принимали детей как имеющих трудности в обучении (оставшихся на повторное обучение в общеобразовательных классах, педагогически запущенных), так и с задержкой психического развития. Позднее в этих классах стали обучаться только школьники с задержкой психического развития разного происхождения и характера – временного, соматического или психогенного происхождения, конституциального или церебрально-органического генеза (сейчас существуют разные трактовки определения «задержка психического развития», например, смешанное специфическое расстройство психического (психологического) развития).

Актуальность организации специальных (коррекционных) классах VII вида и обучения детей в общеобразовательных классах по индивидуальному маршруту постоянно возрастает, так как увеличивается число обучающихся не справляющихся с требованиями стандартной программы и имеющих отклонения от нормы в психическом развитии. Эти школьники требуют индивидуального подхода.

Средняя общеобразовательная школа № 3 – одна из старейших в городе Рыбинске. В 2010 году ей исполнилось 162 года.

Специальные (коррекционные) классы VII вида (СКК) в средней школе № 3 функционируют с 1989 года.

В 2010\11 учебном году в школе обучается 305 человек в 19 классах, из них 106 обучающихся (35 %) в 9 в специальных (коррекционных) классах (47 %), 12 школьников обучаются в общеобразовательных классах по индивидуальному маршруту, работает 5 групп продленного дня.

Двадцатилетний опыт работы школы с детьми с задержкой психического развития оформлен в систему работы, которая включает в себя все составляющие организации коррекционно-развивающего образовательного процесса: нормативно-правовое обеспечение, учебный план, психологическое и логопедическое сопровождение, мониторинговые исследования уровня обученности, уровня воспитанности, психического развития, состояния здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В основу концепции деятельности образовательного учреждения положены теоретические основы трудов Выгодского Л.С. «о зоне ближайшего развития» учащихся и «о зоне актуального развития».

Индивидуальный подход в образовании предусматривает организацию учебно-воспитательного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности обучающихся, создаются оптимальные условия для коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа начинается в школе раннего развития, которую вместе со здоровыми посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (из коррекционного детского сада № 56, реабилитационного Центра «Здоровье»). В школе раннего развития осуществляется развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: подвижности артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелкой моторики, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.

В первом коррекционном классе 30-40 % детям даётся диагностический срок на 0,5-1 год, для 1-2 человек в дальнейшем изменяется образовательный маршрут и они продолжают своё обучение в коррекционном образовательном учреждении VIII вида. Сложившаяся система привлечения в школу дошкольников позволяет скомплектовать первый (коррекционный) класс VII вида (как правило, единственный в городе).

Эффективному коррекционно-развивающему образовательному процессу способствует взаимодействие с социальными партнёрами

  • Государственное образовательное учреждение Ярославской области «Центр помощи детям», г. Ярославль

  • Государственное образовательное учреждение Ярославской области «Институт развития образования», г. Ярославль

  • МУ социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник», г.Рыбинск

  • Центр детского и юношеского туризма и экскурсий. Детский экологический Центр, г.Рыбинск

  • Муниципальное образовательное учреждение ППМС «Центр

  • помощи детям», г.Рыбинск

  • Историко-художественный музей-заповедник, г.Рыбинск

  • Коррекционный детский сад № 56, г.Рыбинск


На базе историко-художественного музея-заповедника проводятся уроки, групповые коррекционные занятия, внеклассные мероприятия. Культурно-образовательная среда музея способствует развитию обучающихся, коррекции недостатков их развития.

В коррекционном образовательном процессе используются информационные технологии, музейная педагогика, здоровьесберегающие технологии.

Особое значение придаётся работе с семьёй. Медикаментозную помощь детям могут оказывать только родители по предписанию врачей. Внимание и забота со стороны родителей помогает коррекции недостатков в развитии обучающихся с ОВЗ.

Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

Группа «Недостаточное развитие» (ОУ 7 вид)


Подгруппа «Задержанное развитие»


Показатели развития


Темпово задержанный тип развития (гармонический инфантилизм)


Неравномерно задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм)


Внешний вид, специфи­ка поведения


Выглядит младше своего возраста, живой,

не­посредственный

Выглядит как и при гармоническом инфанти­лизме, но могут присоединяться нарушения зрения, соматические заболевания (разной сте­пени выраженности)

Особенности латерализации

Особенности латерализации не специфичны: у ребенка может быть как типичная латерализация, так и наблюдаться знаки левшества


Чаще выявляются знаки левшества, особенно при наличии соматических заболеваний



Темповые характерис­тики деятельности, работоспособность


Могут быть самыми разнообразными, чаще наблюдается импульсивность, свойственная более младшему возрасту, низкая работоспособ­ность во всем, что не касается игровой деятель­ности


Работоспособность снижена. При соматических заболеваниях может быть снижена существен­но. Темповые характеристики могут быть как снижены, так и условно нормативны: все зави­сит от характера задания

Сформированность регуляторных функций


Регуляторные функции сформированы недоста­точно, но гармонично по отношению к уровню общего психического развития

Могут быть несколько более зрелыми, чем при темпово-задержанном типе развития.


Адекватность

Достаточная в соответствии с актуальным пси­хофизическим развитием

Достаточная


Критичность

Достаточная в соответствии с актуальным пси­хофизическим развитием

Достаточная, но может быть несколько сни­жена

Обучаемость


Достаточная в соответствии с актуальным пси­хофизическим развитием


Достаточная по возрасту


Развитие когнитивной сферы


Соответствует уровню актуального психофизи­ческого развития, на котором находится ребе­нок


Какая-либо специфика отсутствует. Когнитив­ная сфера может быть развита достаточно (яв­ляться условно нормативной и соответствовать паспортному возрасту)

Игровая деятельность


Все составляющие игры (интересы, мотивация, операциональная сторона) соответствуют пока­зателям того возраста, который демонстрирует ребенок (уровню актуального психофизическо­го развития)


В игре более выражены (по сравнению с тем-пово-задержанным типом развития) аффектив­ные компоненты. Игровые интересы в целом соответствуют возрасту ребенка. В играх, как правило, старается занять ведущие позиции, может быть эмоционально неуравновешен

Особенности эмоцио­нально-личностного развития


Живой, непосредственный, инфантильный. У школьников преобладает игровая мотивация и выраженные игровые интересы. Может быть как пуглив в контактах со сверстниками, так и адекватен


В целом преобладает игровая мотивация, игро­вые интересы. Дети могут быть капризны, уп­рямы в связи с некоторой аффективной неус­тойчивостью. Самооценка, как правило, не­сколько завышена, в основном за счет сниже­ния критичности


Необходимая развивающе-коррекционная

работа


Развивающая работа, специфичная для того возраста, который демонстрирует ребенок. Раз­витие, в первую очередь, произвольной регуля­ции, двигательная и когнитивная коррекция. Работа проводится через игровой компонент с учетом игровой мотивации

В некоторых случаях необходимо подключение логопеда по формированию звукопроизношения

Преимущественно коррекционная работа, раз­вивающая произвольную регуляцию, в том числе двигательную коррекцию, коррекцию аффективной сферы (гармонизация базовых аф­фективных составляющих, «выравнивание» их в соответствии с возрастными требованиями). Работа проводится через игровой компонент с учетом игровой мотивации

Другие специалисты, необходимые ребенку


Логопед

Семейный психотерапевт (для разъяснительной работы с родителями). При наличии соматичес­ких заболеваний — профильный специалист

Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

Группа «Недостаточное развитие» (ОУ 7 вида)

Подгруппа «Парциальная несформированность ВПФ»


Показатели развития


Варианты «Парциальной несформированности ВПФ»

С преобладанием несформированности

регуляторного компонента


С преобладанием несформнрованности вербального, вербально-логического компонента

С преобладанием несформированности смешанного типа


Внешний вид,

специфика

поведения


Физическое развитие в целом соответствует возрасту. Ребенок может быть крупнее и выгля­деть старше своего возраста. В поведении наблюдается выра­женная двигательная и речевая расторможенность, импульсив­ность. Ребенок легко отвлекаем. Общая моторика негармонична

Как правило, соответствует возраст­ным показателям. Часто ребенок моторно неловок, скован, может быть несколько повышенного пита­ния


Не обладает выраженной специфи­кой: могут быть самые разнообраз­ные проявления — от отсутствия специфичности до отдельных вне­шних стигм


Особенности латерализации

Наблюдаются те же особенности латерализации, что и в случае подгруппы «Задержанное разви­тие»

Как правило, присутствуют те или иные знаки левшества (неустоявша­яся или смешанная латерализация)

Признаки атипии развития являют­ся осложняющим фактором


Темповые характеристи­ки деятельнос­ти, работоспо­собность

Работоспособность в целом не­значительно снижена. Темповые характеристики деятельности крайне неравномерны (за счет импульсивности и расторможенности). Ребенок быстро пресы­щаем


Быстро наступают признаки утомле­ния, темп неравномерен, чаще сни­жен, особенно при работе с вербаль­ными заданиями. На фоне утомле­ния может появляться как импуль­сивность, так и выраженная вялость, потеря интереса


Работоспособность и темп психичес­кой деятельности в целом сниже­ны, порой значительно. Наряду с этим часто встречается импульсив­ность деятельности, не обусловлен­ная утомлением, расторможен­ность, вплоть до грубой

Сформирован-ность регуляторных функ­ций

Регуляторные функции недоста­точны, вплоть до выраженной несформированности, когда по­ведение становится плохо уп­равляемым (в тяжелых случа­ях). Произвольность может быть выражение несформирова­на даже на уровне игровой де­ятельности

Незначительная несформированность регуляторных функций, осо­бенно на фоне утомления. В этом случае контроль за собственны­ми действиями снижается более за­метно


Регуляция собственной деятельнос­ти и произвольность как основа произвольных форм психической деятельности сформирована недо­статочно


Адекватность


Снижена


Достаточная


Достаточная. В динамическом

на­блюдении на фоне истощения мо­жет снижаться

Критичность


Снижена


Достаточная


Может быть как достаточной, так и незначительно сниженной на фоне утомления. В то же время критичность к собственному пове­дению низкая

Обучаемость


Достаточная при внешней орга­низации


Может быть несколько замедленной


Наблюдаются трудности переноса на аналогичный материал, процесс обучения замедлен

Развитие

когнитивной

сферы


Недостаточная сформированность всех произвольных видов ВПФ (восприятие, память, вни­мание, вербально-логическое мышление). Наиболее затрудне­на работа по образцу (конструк­тивный праксис). При возмож­ности внешней организации

де­ятельности результативность выполнения заданий может со­ответствовать условно норматив­ным показателям


Невысокая речевая активность, су­жение объема активного внимания, слухоречевого запоминания. Выра­женная несформированность про­странственных и квазипростран­ственных представлений. Вторично затруднен конструктивный праксис (за счет несформированности про­странственных представлений на

всех уровнях). Как следствие зат­руднено понимание и продуцирова­ние причинно-следственных отно­шений, понимание сложных рече­вых конструкций, всех форм слово­образования. В то же время, зада­ния наглядно-действенного и на­глядно-образного невербального типа выполняются в соответствии с условно нормативными показате­лями

В первую очередь наблюдается не­достаточность операциональной стороны мыслительной деятельно­сти. Изолированно недостаточны отдельные звенья когнитивной сфе­ры (мнестическая деятельность, конструктивный праксис, гности­ческие функции, речемыслительная деятельность), осложненные

несформированностью логических форм мышления, включая уровень элементарной логики. Часто зат­руднена работа с заданиями невер­бального плана. Их результатив­ность может находиться в пределах нижней границы возрастных пока­зателей

Игровая деятельность


Выражено непоследователен, часто конфликтен. Легко схо­дится с детьми и легко расхо­дится. Легко конфликтует, в конфликте несдержан. Игра мо­жет быть и без учета ответных реакций. В целом игра характе­ризуется как импульсивная. Затрудняется в удержании роли, роль не удерживает. Играет «хо­ром» с другими ролевыми персо­нажами


В целом игра мало отличается от возрастной. Спецификой игры яв­ляются некоторые трудности само­регуляции. Часто негатив вызыва­ется тем, что не может выразить свою точку зрения на игру, что вызывает конфликты с другими детьми. Дети этой группы более успешны в играх невербального плана. Могут быть малоактивны в совместных играх, мало задейство­ваны в общих праздниках (в усло­виях массового обучения), индиви­дуальных выступлениях


В целом игра более упрощенная, чем при других формах парциаль­ной несформированности ВПФ. Дети могут подолгу быть заняты простыми в операциональном пла­не играми (преимущественно манипулятивного характера), затрудня­ются в принятии роли. Часто ком­пенсаторно предпочитают простые по содержанию игры двигательно­го характера (догонялки, возня, «вопилки» и т.п.), несмотря на оп­ределенную двигательную нелов­кость. При хороших отношениях с воспитателями, предпочитают кру­титься возле них, нежели играть с детьми. Хотя могут быть и значи­тельно расторможены, плохо управ­ляемы даже в игре


Особенности эмоционально личностного развития


Импульсивен, может быть воз­бужден, эмоционально лабилен, агрессивен. Самооценка неус­тойчивая, может быть неадек­ватной: как импульсивно завы­шенной, так и заниженной. Притязания на успех, как пра­вило, высокие, не всегда адек­ватные за счет импульсивности и трудностей удержания правил


Может быть неуверенность в себе, тревожность. Притязания на успех невысокие. Контакты со сверстника­ми, как правило, не нарушены (хотя иногда наблюдается негативизм по отношению к сверстникам). В игре чаще берет на себя пассивную роль. На фоне утомления может проявлять­ся эмоциональная неустойчивость. Редко участвует в праздниках, не лю­бит выступать перед людьми. Однако в общении с людьми такие дети могут быть активными и адекватными

Могут быть любые варианты лично­стных и поведенческих особеннос­тей. Чаще встречаются варианты интрапунитивных (по Розенцвейгу) личностных реакций (неуверен­ность в себе, боязливость, тревож­ность, опасения несоответствия тре­бованиям взрослых). Также наблю­дается обедненность эмоциональ­ных реакций, их «уплощенность»

Необходимая развлвающе-коррекцион-ная работа


Формирование произвольности и функции программирования и контроля - в первую очередь с привлечением двигательных и когнитивных техник. Хорошее структурирование (стереотипи-зация) образовательной среды и режима жизни с целью гармо­низации уровней аффективного развития. В грубых случаях необходим жесткий внешний контроль

В первую очередь работа по форми­рованию пространственных и квази­пространственных представлений. Любые варианты развития креатив­ности, совместная работа с логопе­дом, нейропсихологическая двига­тельная коррекция


Все виды коррекционной помощи, начиная с двигательной нейропси-хологической коррекции, формиро­вания произвольной регуляции де­ятельности, пространственных представлений.

Развитие когнитивной сферы. Ко­ординация деятельности психолога с работой учителя-дефектолога и логопеда. Часто возникает потреб­ность в организации индивидуаль­ного обучения

Другие специ­алисты, необходимые ребенку

Наблюдение невролога (пара­клинические исследования: ЭЭГ, РЭГ и т.п.), детский психи­атр (в грубо выраженных случа­ях), нейропсихолог, в отдель­ных случаях логопед

Невролог, нейропсихолог, логопед (как основной специалист по кор­рекции речевых нарушений), в от­дельных случаях специальный пе­дагог (дефектолог), психиатр

Психиатр, невролог (для определе­ния необходимости медикаментоз­ной терапии), специальный педагог (дефектолог), логопед, нейропсихо­лог

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Возможные риски при реализации программы Содержание программы Принципы коррекционной работы Система коррекционного образования в сош №3 Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся iconПояснительная записка 5 1 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования мбоу сош №3 5

Возможные риски при реализации программы Содержание программы Принципы коррекционной работы Система коррекционного образования в сош №3 Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся iconПрограмма коррекционной работы Пояснительная записка
Я-концепции у большинства детей, поэтому разработка коррекционной программы, учитывающей специфику контингента обучающихся нашей...

Возможные риски при реализации программы Содержание программы Принципы коррекционной работы Система коррекционного образования в сош №3 Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся iconПояснительная записка с. 4 Цели и задачи реализации основной образовательной...
...

Возможные риски при реализации программы Содержание программы Принципы коррекционной работы Система коррекционного образования в сош №3 Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся iconПояснительная записка 5 1 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования филиала моу сош с. Салтыково в с. Раево 5

Возможные риски при реализации программы Содержание программы Принципы коррекционной работы Система коррекционного образования в сош №3 Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся iconМетодические рекомендации педагогам дополнительного образования по...
Актуальность разработки индивидуального маршрута одарённого ребёнка

Возможные риски при реализации программы Содержание программы Принципы коррекционной работы Система коррекционного образования в сош №3 Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся iconПояснительная записка. Цели и задачи реализации программы. Принципы...
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей дошкольного...

Возможные риски при реализации программы Содержание программы Принципы коррекционной работы Система коррекционного образования в сош №3 Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся iconПрограмма предназначена для детей 13-18 лет Срок реализации программы...
Целью данной программы является формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по программе «Секретарь со знанием основ кадровой...

Возможные риски при реализации программы Содержание программы Принципы коррекционной работы Система коррекционного образования в сош №3 Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся iconЦели и задачи реализации программы принципы и подходы к формированию...
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Возможные риски при реализации программы Содержание программы Принципы коррекционной работы Система коррекционного образования в сош №3 Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся iconМетодические рекомендации к заполнению формы сведений о реализации...
Настоящие требования к заполнению формы cведений (далее – сведения) о реализации основой профессиональной образовательной программы...

Возможные риски при реализации программы Содержание программы Принципы коррекционной работы Система коррекционного образования в сош №3 Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся iconМетодические рекомендации к заполнению формы сведений о реализации...
Настоящие требования к заполнению формы сведений (далее – сведения) о реализации основой профессиональной образовательной программы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск