Пояснительная записка
Рабочая программа построена на основе основной образовательной программы дошкольного образования Санкт-Петербургского государственного автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №125 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга», Федерального закона от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 « Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»), в котором выделены образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», и «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г. № 26 (С изменениями на 27 августа 2015 года), Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии.
В связи с этим требуется повышенное внимание к вопросам охраны здоровья детей, реализация личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе, помощь специалистов, готовых осуществлять активное взаимодействие с учётом познавательно-речевых, физических и психологических возможностей детей.
В детском саду №125 осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедического пункта. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с нарушениями произношения отдельных звуков, речи, возникла необходимость создания на логопедическом пункте при д/с №125 специализированной программы по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при специализированном ДОУ.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
В основе создания данной программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии.
В основу логопедической работы д/с №125 положены следующие коррекционные программы:
1. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи /Л.Б.Баряева, Т.В.Волосовец, О.П.Гаврилушкина, Г.Г.Голубева и др.; под ред. проф. Л.В. Лопатиной/.- СПб., 2014.
2. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Сост.: Каше Г.А., Филичева Т.Б. М.: Просвещение, 1978.
3. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.
4. Программа коррекционного обучения и воспитание детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1989.
5. Программа коррекционного обучения и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1991.
6. Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа). Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В. М.: 2004.
7. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (4-7 лет). Нищева Н. В. СПб.: 2006.
Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специализированного детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования их на логопедическом пункте и не учитывают особенностей детей с нарушениями произношения отдельных звуков, что является необходимым. Этими обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с НПОЗ осваивать основную образовательную программу, позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой, работы д/с №125, отвечает Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям их реализации. Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет (подготовительный дошкольный возраст) с нарушениями произношения отдельных звуков. Цель программы –организация и осуществление учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими логопедическое заключение «нарушение произношения отдельных звуков в условиях логопункта.
Достижению данной цели будут способствовать следующие задачи:
- выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- формирование полноценной фонетической системы языка;
- развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;
- автоматизация слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях речевого общения;
- коррекция возможных нарушений лексико-грамматической системы языка;
- развитие связной речи;
- подготовка к обучению грамоте;
- формирование навыков учебной деятельности;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ , специалистами детской поликлиники;
- распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия;
- взаимодействие с ТМППК района.
Направления деятельности логопункта:
- диагностическое;
- коррекционно - развивающее (создание условий для эффективной коррекции недостатков устной речи у детей дошкольного возраста с логопедическим заключением «нарушение произношения отдельных звуков»);
- информационно-методическое (организация консультативной помощи педагогам и родителям; организация и систематизация методического фонда логопункта в соответствии с требованиями к его оснащению).
Достижение поставленной цели и решение перечисленных выше задач осуществляется с учётом следующих принципов работы:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Характеристика детей
с нарушением произношения отдельных звуков В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи дошкольника как на основе симптомологической (психолого-педагогической), так и на основе клинико-педагогической классификации. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классификации присутствует такая форма речевой патологии. как нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ) или фонетическое нарушение речи (ФНР). При НПОЗ нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).
Клинико-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств.
Возможны вариантыпересечениядвухклассификаций.
Нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ) или фонетическое нарушение речи (ФНР) :
— дислалия,
— дизартрия или стертая дизартрия,
— нарушения голоса,
— ринолалия.
Содержание коррекционной работы. Особенности организации деятельности логопеда
по коррекции речевых нарушений у детей подготовительного дошкольного возраста. Содержание коррекционной работы, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС), направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.
Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование детей проводится в соответствии с Образовательной программой ДОУ.
Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.
Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада компенсирующего вида. Основную нагрузку несёт индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 1-2 раза в неделю с каждым ребёнком.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительностью 20 - 30 минут. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и воспитателями на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также на занятиях по труду, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки. Формы организации образовательной деятельности Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий: индивидуальных и подгрупповых.
Основная цель индивидуальных занятий – подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, ринолалии, дизартрии. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.)
Задачи и содержание индивидуальных занятий:
- развитие артикуляционного праксиса;
- фонационные упражнения;
- уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых сочетаниях;
- вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
- первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях. Цели подгрупповых занятий– воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно), адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков, упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. Большую часть времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с интересами. Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала;
Основная цель подгрупповых занятий – первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Подгруппы формируются из 2-3 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.
Задачи и содержание подгрупповых занятий:
- закрепление навыков произношения изученных звуков;
- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
- воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
- расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
- закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков;
- формирование связной речи (составление рассказов, пересказы и др.)
Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течении года периодически меняется Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка. Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава. Отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д. Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:
а) закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Сюда, как правило, включаются гласные (а, о, у, и, э, я), наиболее доступные согласные звуки (м-мь, н-нь, п-пь, т-ть, к-кь, ф-фь, в-вь, б-бь, д, г-гь и т.д ) Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазано, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, отработать более четкую артикуляцию. Это позволит не только активизировать сам артикуляционный аппарат, на базе имеющихся звуков отработать сознательного появления в речи детей отсутствующих звуков, но и увеличить внятность речи в целом;
б) постановку отсутствующих у ребенка звуков, которая осуществляется общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки, как правило, исправляются в следующей последовательности. с-сь, з-зь, ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от звука з , ставится звук ж, от б-д, от д-т. Последовательность постановки соноров р и л определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее.
|