Пояснительная записка рабочая программа построена на основе основной образовательной программы дошкольного образования Санкт-Петербургского государственного


Скачать 341.03 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа построена на основе основной образовательной программы дошкольного образования Санкт-Петербургского государственного
страница1/3
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3


Пояснительная записка

Рабочая программа построена на основе основной образовательной программы дошкольного образования Санкт-Петербургского государственного автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №125 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга», Федерального закона от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 « Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»), в котором выделены образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», и «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г. № 26 (С изменениями на 27 августа 2015 года), Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии.

В связи с этим требуется повышенное внимание к вопросам охраны здоровья детей, реализация личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе, помощь специалистов, готовых осуществлять активное взаимодействие с учётом познавательно-речевых, физических и психологических возможностей детей.

В детском саду №125 осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедического пункта. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с нарушениями произношения отдельных звуков, речи, возникла необходимость создания на логопедическом пункте при д/с №125 специализированной программы по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при специализированном ДОУ.

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

В основе создания данной программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии.

В основу логопедической работы д/с №125 положены следующие коррекционные программы:

1. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи /Л.Б.Баряева, Т.В.Волосовец, О.П.Гаврилушкина, Г.Г.Голубева и др.; под ред. проф. Л.В. Лопатиной/.- СПб., 2014.

2. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Сост.: Каше Г.А., Филичева Т.Б. М.: Просвещение, 1978.

3. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.

4. Программа коррекционного обучения и воспитание детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1989.

5. Программа коррекционного обучения и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1991.

6. Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа). Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В. М.: 2004.

7. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (4-7 лет). Нищева Н. В. СПб.: 2006.

Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специализированного детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования их на логопедическом пункте и не учитывают особенностей детей с нарушениями произношения отдельных звуков, что является необходимым. Этими обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с НПОЗ осваивать основную образовательную программу, позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой, работы д/с №125, отвечает Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям их реализации. Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет (подготовительный дошкольный возраст) с нарушениями произношения отдельных звуков.
Цель программы –организация и осуществление учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими логопедическое заключение «нарушение произношения отдельных звуков в условиях логопункта.

Достижению данной цели будут способствовать следующие задачи:

- выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

- формирование полноценной фонетической системы языка;

- развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;

- автоматизация слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях речевого общения;

- коррекция возможных нарушений лексико-грамматической системы языка;

- развитие связной речи;

- подготовка к обучению грамоте;

- формирование навыков учебной деятельности;

- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ , специалистами детской поликлиники;

- распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия;

- взаимодействие с ТМППК района.

Направления деятельности логопункта:

- диагностическое;

- коррекционно - развивающее (создание условий для эффективной коррекции
недостатков устной речи у детей дошкольного возраста с логопедическим
заключением «нарушение произношения отдельных звуков»);

- информационно-методическое (организация консультативной помощи педагогам и родителям; организация и систематизация методического фонда логопункта в
соответствии с требованиями к его оснащению).

Достижение поставленной цели и решение перечисленных выше задач осуществляется с учётом следующих принципов работы:

- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;

- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;

- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;

- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;

- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;

- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.



Характеристика детей

с нарушением произношения отдельных звуков
В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи дошкольника как на основе симптомологической (психолого-педагогической), так и на основе клинико-педагогической классификации. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классификации присутствует такая форма речевой патологии. как нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ) или фонетическое нарушение речи (ФНР). При НПОЗ нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

Клинико-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств.

Возможны вариантыпересечениядвухклассификаций.

Нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ) или фонетическое нарушение речи (ФНР) :

— дислалия,

— дизартрия или стертая дизартрия,

— нарушения голоса,

— ринолалия.

Содержание коррекционной работы.
Особенности организации деятельности логопеда

по коррекции речевых нарушений у детей подготовительного дошкольного возраста.
Содержание коррекционной работы, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС), направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.

Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование детей проводится в соответствии с Образовательной программой ДОУ.

Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.

Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада компенсирующего вида. Основную нагрузку несёт индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 1-2 раза в неделю с каждым ребёнком.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительностью 20 - 30 минут. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и воспитателями на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также на занятиях по труду, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.
Формы организации образовательной деятельности
Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий: индивидуальных и подгрупповых.

Основная цель индивидуальных занятий – подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, ринолалии, дизартрии. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.)

Задачи и содержание индивидуальных занятий:

- развитие артикуляционного праксиса;

- фонационные упражнения;

- уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых сочетаниях;

- вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;

- первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.
Цели подгрупповых занятий– воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно), адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков, упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. Большую часть времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с интересами. Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала;

Основная цель подгрупповых занятий – первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Подгруппы формируются из 2-3 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.

Задачи и содержание подгрупповых занятий:

- закрепление навыков произношения изученных звуков;

- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;

- воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;

- расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;

- закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков;

- формирование связной речи (составление рассказов, пересказы и др.)

Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течении года периодически меняется Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка. Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава. Отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д. Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:

а) закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Сюда, как правило, включаются гласные (а, о, у, и, э, я), наиболее доступные согласные звуки (м-мь, н-нь, п-пь, т-ть, к-кь, ф-фь, в-вь, б-бь, д, г-гь и т.д ) Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазано, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, отработать более четкую артикуляцию. Это позволит не только активизировать сам артикуляционный аппарат, на базе имеющихся звуков отработать сознательного появления в речи детей отсутствующих звуков, но и увеличить внятность речи в целом;

б) постановку отсутствующих у ребенка звуков, которая осуществляется общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки, как правило, исправляются в следующей последовательности. с-сь, з-зь, ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от звука з , ставится звук ж, от б-д, от д-т. Последовательность постановки соноров р и л определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее.
  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа построена на основе основной образовательной программы дошкольного образования Санкт-Петербургского государственного  iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на...
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу – в соответствии...

Пояснительная записка рабочая программа построена на основе основной образовательной программы дошкольного образования Санкт-Петербургского государственного  iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе...
Данная рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы, образовательной программы основного общего образования...

Пояснительная записка рабочая программа построена на основе основной образовательной программы дошкольного образования Санкт-Петербургского государственного  iconРабочая программа пояснительная записка рабочая программа по географии...
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном...

Пояснительная записка рабочая программа построена на основе основной образовательной программы дошкольного образования Санкт-Петербургского государственного  iconПояснительная записка 5 Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации...
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования

Пояснительная записка рабочая программа построена на основе основной образовательной программы дошкольного образования Санкт-Петербургского государственного  iconПояснительная записка Цель реализация содержания образовательной...
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра

Пояснительная записка рабочая программа построена на основе основной образовательной программы дошкольного образования Санкт-Петербургского государственного  iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Фгос ноо к структуре основной образовательной программы, на основе Программы развития «Школа гражданского становления», научно-педагогических...

Пояснительная записка рабочая программа построена на основе основной образовательной программы дошкольного образования Санкт-Петербургского государственного  iconПояснительная записка Статус программы
...

Пояснительная записка рабочая программа построена на основе основной образовательной программы дошкольного образования Санкт-Петербургского государственного  iconПояснительная записка настоящая рабочая программа разработана применительно...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Н. И. Роговцевой, соответствует требованиям Федерального компонента...

Пояснительная записка рабочая программа построена на основе основной образовательной программы дошкольного образования Санкт-Петербургского государственного  iconОсновной образовательной программы основного общего образования мбоу...
Мбоу сш №59) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего...

Пояснительная записка рабочая программа построена на основе основной образовательной программы дошкольного образования Санкт-Петербургского государственного  iconПояснительная записка с. 4 Цели и задачи реализации основной образовательной...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск