Государственная языковая политика в федеративном государстве: политический анализ российского и зарубежного опыта


НазваниеГосударственная языковая политика в федеративном государстве: политический анализ российского и зарубежного опыта
страница1/19
ТипАвтореферат
filling-form.ru > Договоры > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ «ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК»
На правах рукописи
Бестаева Елена Викторовна  

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА В ФЕДЕРАТИВНОМ ГОСУДАРСТВЕ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА. 

Специальность 23.00.02 –

Политические институты, процессы и технологии

Диссертация на соискание ученой степени

кандидата политических наук

 

  Научный руководитель - кандидат политических наук, доцент Е.Е. Кочетков

Москва

2018

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования государственной языковой политики в федеративном государстве.

1.1 Федеративное государство как объект исследования политической науки 17

1.2 Государственная языковая политика: понятие, сущностные черты и типы 38

1.3 Механизмы и технологии реализации государственной языковой политики в федеративном государстве. 58
Глава 2. Государственная языковая политика в зарубежном и российском федерализме: история, современные реалии, проблемы и перспективы.

2.1 Основные подходы к пониманию природы, генезиса и сущностных черт государственной языковой политики

в федерациях. 80

2.2 Государственная языковая политика в современной Российской Федерации: становление и эволюция 102

2.3 Проблемы и перспективы реализации государственной языковой политики в зарубежных федерациях. 132
Заключение 161 Список использованных источников и литературы 164
Государственная языковая политика в федеративном государстве: политический анализ российского и зарубежного опыта.

Введение

Актуальность темы исследования

Продуманная и взвешенная языковая политика в федеративном государстве – непременное условие стабильного и безопасного развития общества. Причина этого в том, что язык – есть не только способ коммуникации на всех уровнях внутри и за пределами государства, но и идентификационный маркер и универсальный инструмент формирования идентичности (этнической и надэтнической / гражданской), что в полиэтническом обществе приобретает ключевое значение.

Поиск эффективных политических механизмов и методов, обеспечивающих совместное бесконфликтное проживание различных этнолингвистических групп, и тот фактор, что многие современные федерации вынуждены решать схожие задачи и вызовы, дополнительно подчеркивает актуальность выбранной темы.

Языковая политика государства, представляя собой важнейшую политическую технологию, не является, тем не менее, статической данностью и подвержена трансформациям, напрямую влияющим на степень консолидации государства и эффективность предотвращения дизинтеграционных процессов. Изучение предпосылок возникновения и факторов, влияющих на процесс проведения государством языковой политики также определяет актуальность исследования.

Особую значимость государственная языковая политика приобретает в федерациях, которые отличаются обширной территорией и разнообразным этническим составом. Одной из них является Россия, где представители 193 этнических групп говорят почти на трех сотнях языков и диалектов.

Научная проблема исследования заключается в установлении баланса предпринимаемых усилий по соблюдению прав этноязыковых групп федеративного государства, с одной стороны, и сохранения его территориальной государственной целостности, с другой.

Исследовательский вопрос состоит в возможности выработки оптимальных стратегий государственной языковой политики на основании использования ее механизмов и технологий в условиях федерации.

Степень научной разработанности проблемы. Феномен федерализма во всех его проявлениях (от философской идеи до конституционно-правового явления) был и остается предметом научного исследования. В контексте данной работы федерализм рассматривается как форма территориально-административного государственного устройства и внутригосударственных отношений (чаще всего – в условиях полиэтноязыковой среды), т.е. является, по сути, и своего рода сценой, где представлена этноязыковая ситуация, и ключевым фактором государственной языковой политики в ее способности и стремлении (или их отсутствии) следовать одному из фундаментальных признаков федерализма – единства в многообразии. Исходя из этого, наибольший интерес для нас представляют труды в области исследования федерализма таких отечественных ученых как И.М. Бусыгина, Н.М. Добрынин, В.Н. Иванов, А.В. Сидоренко, М.Х. Фарукшин, А.С. Ященко1 и работы таких зарубежных исследователей как А. Бенц, Д. Элейзер, П. Кинг, С. Кропп, Т. Ниппердей, С. Ридель, Г. Смит, Р. Хрбек, М. Хюттманн и др2.

Интерес к федерализму в академических кругах сегодня настолько велик, что исследования получают и широкую институциональную поддержку, обеспечиваемую научно-исследовательскими организациями и их объединениями, такими как Международная ассоциация центров исследований федерализма (International Association of Centers for Federal Studies (IACFS)); Центр мультиуровневого федерализма, Институт социальных наук, Нью-Дели, Индия (Centre for Multilevel Federalism (CMF), Institute of Social Sciences); Центр изучения государственного и местного самоуправления Р.Б. и Х.С. Мейнер, США (Meyner Center for the Study of State & Local Government); Европейский центр исследования федерализма, Тюбингенский Университет, Германия (Das Europäische Zentrum für Föderalismus-Forschung (EZFF)); Германский институт исследования федерализма, Ганноверский университет, Германия (Deutsches Institut für Föderalismusforschung, Universität Hannover) и др. В их изданиях регулярно публикуются самые актуальные точки зрения на проблемы федерализма.3

Область государственной языковой политики в ее теоретико-методологических аспектах находится в исследовательском спектре таких российских ученых как В.М. Алпатов, Е.Б. Гришаева, Н.Г. Колесник, Н.Ф. Михеева., Е.Д. Поливанов, С.А. Москвичева и др. 4 Самим появлением в отечественной науке термина "языковая политика" мы обязаны проф. Е.Д. Поливанову, выдающемуся ученому XX в., теоретику и практику языкового строительства как области социальной инженерии и, по собственной оценке, - "языкового политика", способного к прогнозированию языкового будущего5. В отношении деятелей зарубежной науки следует особо выделить труды Дж. Бломмерт, Д. Мелих, Р. Купер, С. Райт, Д. Робинсон, Б. Рэмптон и др. 6 Безусловно, особая лепта в данной области принадлежит проф. Б. Спольски, чьи фундаментальные теоретико-методологические изыскания укрепили положение языковой политики как самостоятельной единицы междисциплинарных исследований, сфера интересов которой распространяется далеко за пределы лингвистического поля7.

Сегодня этноязыковая политика, в том числе, в условиях федеративного государственного устройства, рассматривается преимущественно в свете высокой степени конфликтогенности данной сферы. Многие современные российские (Л.М. Дробижева, С.Г. Кара-Мурза, О.В. Куропаткина, И.Ю. Окунев, В.А. Тишков, Е.И. Филиппова и др.)8 и зарубежные (Н. Доросткар, Л. Уйем, Б. Фляйшман, П. Хэкер, Ю. Кюль9 и др.) ученые анализируют ее с точки зрения конфликта или единства этноязыковой и общегражданской идентичности – фактора, актуальность которого стремительно набирает силу в процессе активного нациестроительства современных полиэтноязыковых федераций. В этой связи следует особо отметить монографию М.А. Марусенко "Языки и национальная идентичность: современные вызовы национальному единству и территориальной целостности" 10 - глубокое исследование в области этноязыковых конфликтов, становления и распада национальной идентичности и влияния этих факторов на государственную безопасность в современной России, постсоветских и европейских государствах.

Несколько под иным углом зрения – с позиции выбора федеральной и региональных властей в пользу одной из двух идеологий (ассимиляции или мультикультурализма) языковую политику рассматривают А.Панагиотополу, Т. Рахман, Р.С. Рейе, Л. Розен, Т.П. Смирнова, В.М. Смокотин, Д. Фребель и др.11 Данный подход в междисциплинарном (политологическом и социолингвистическом) поле весьма успешно развивают представители западноевропейской школы - Д. Блюмнвитц, П.Х. Вебер, В. Вельк, Г. Клосс, П.Х. Нелде и др.12 Основой государственной и надгосударственной языковой политики для них является развитие поли- и плюрилингвистических тенденций в обществе. При этом, в условиях федеративного устройства данный вектор приобретает особое значение. Наиболее точно, на наш взгляд, данная позиция выражена в работе К. Элиха "Языковая политика в Европе. Реальность и перспективы"; в его призыве «не скатываться в варварство» и утверждении, что мировое сообщество стоит перед задачей ХХI-го в. – острой необходимостью развивать многоязычие13.

Ряд ученых посвящают свои работы анализу языковой политики в ее правовом аспекте. В контексте правоотношений внутри федеративного государства интерес для нас представляют труды Р. Арнолд, К. Бекер, А.Е. Бочило, Н. Грау, М. Клатт, В.Ю. Михальченко, О.В. Озаевой и др.14

Усиление иммигрантских потоков, иммиграция как ключевой фактор возникновения и развития некоторых из федераций (США, Австралия и т.д.) обусловливают высокий интерес исследователей – Е.М. Белсер, Дж. Гоголин, Х.Х. Райх, Д. Трэнхард, Э. Ян и др. к проблемам этноязыковой государственной политики в данном контексте15. Языковая политика государства способна играть существенную роль и в сохранении национальной идентичности соотечественников, проживающих за рубежом, и в стимулировании возвратной миграции, что акцентируют в своей работе «Наши» за границей. Русские, россияне, русскоговорящие, соотечественники: расселение, интеграция и возвратная миграция в Россию" С.В. Рязанцев и А.А. Гребенюк.16

Среди тех, кто видит в современной языковой политике значительный потенциал во внешнеполитической сфере и рассматривает государственный язык (языки) в качестве инструмента «мягкой силы» на международной арене - У. Аммон, Э.Д. Сулейменова, Л.Р. Рустамова и др.17

Особо отметим значение трудов тех исследователей, кто изучает этноязыковую ситуацию в России вообще и в ее конкретных субъектах, в частности, - А.Н. Биткеевой, Т.Г. Боргояковой, М.Н. Губогло, Д.А. Дырхеевой, Э.В. Хилхановой и др18.

Анализ проблем и перспектив современной государственной языковой политики в зарубежных федерациях представлен в работах Ю.В. Ганковского, В.А. Кожемякиной, И.Н Серенко, И.И. Скачковой и других российских ученых19.

Подчеркнем, что языковая политика была и остается предметом (как центральным, так и в контексте иных) диссертационных исследований, авторы которых рассматривают ее в поле лингвистической, социолингвистической, социологической, философской, юридической, исторической, географической и др. наук.20 Среди работ, выполненных в рамках политической науки, особое место занимает труд А. Верена "Внешняя языковая политика ФРГ по отношению к центрально- и южноевропейским государствам и в рамках Европейского Союза. Теоретический внешнеполитический анализ"21, где глубокому исследованию подвергнуты все аспекты успешного проведения государственной внешней языковой политики. В отношении реализации внутригосударственных задач в данной области следует отметить исследование Казарян А.Н. 22, где языковая политика России рассматривается под углом ее соответствия глобальной цели сохранения единой гражданской общенациональной идентичности российского общества; и одним из ключевых факторов данного процесса выступает сохранность и доминанта русского языка.

(Этно)языковая политика современного государства во всех своих аспектах достаточно часто становится объектом научного исследования, однако, хотим подчеркнуть, редко рассматривается в ее связи с федеративной формой государственного устройства. Но внимание к данному направлению государственной политики именно с такой точки зрения представляется нам абсолютной необходимостью; достаточно упомянуть, что семь федераций (РФ, США, Канада, Бразилия, Индия, Австралия, Аргентина) входят в десятку самых больших по территории стран мира, в них проживает около 40% жителей планеты, и в подавляющем большинстве этих государств в той или иной степени своей остроты стоят проблемы этноязыкового характера. Настоящее исследование - есть попытка восполнить этот пробел и проанализировать возможности решения современных этноязыковых проблем (прежде всего, в Российской Федерации), исходя из текущей этноязыковой ситуации.

Объект исследования – государственная языковая политика в федеративном государстве.

Предмет исследования – политический анализ российского и зарубежного опыта проведения государственной языковой политики в условиях федеративных отношений.

Целью диссертационной работы является выработка рекомендаций, способствующих повышению эффективности государственной языковой политики в федеративном государстве.

Реализации цели служит решение следующих задач:

1) обозначить перспективные и проблемные аспекты проведения государственной языковой политики в условиях федерации.

2) проанализировать основные подходы к пониманию природы, генезиса и сущностных черт государственной языковой политики в федеративном государстве;

3) выявить характерные черты механизмов и технологий государственной языковой политики федеративного государства;

4) показать проблемные стороны и перспективные измерения использования опыта государственной языковой политики в зарубежных федерациях и в отечественных общественно-политических реалиях;

5) рассмотреть предпосылки возникновения и особенности развития государственной языковой политики в Российской Федерации.

Теоретико-методологические основы исследования включают в себя системный, историко-описательный, типологический, проблемный и другие общенаучные подходы.

Одно из центральных мест в теоретико-методологическом арсенале исследования занимает компаративистский подход, позволяющий выявить не только общность, но и уникальность развития языковой ситуации и проведения языковой политики в самых разных историко-культурологических и политических условиях.

Институциональный подход позволяет рассматривать деятельность, взаимосвязь и взаимозависимость вовлеченных в процесс языковой политики государственных и гражданских институтов самого разного уровня.

Влияние на существующую в государстве языковую ситуацию исследуется, в том числе, в рамках политико-правового анализа.

Нормативно-ценностный подход позволяет исследовать политические процессы в этноязыковой сфере под углом их соответствия декларируемым в государстве конституционным принципам.

Язык и языковая политика представляют собой многогранный феномен, поэтому в методологическую основу вошли теоретические и эмпирические направления анализа языковой политики вообще и в федеративных условиях, в частности; официальные документы и источники, статистические данные, публикации в отечественной и зарубежной печати.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Языковая политика федеративного государства представляет собой весь спектр политических действий, направленных на достижение разумного компромисса между необходимостью в языковой унификации страны и потребностью в сохранении и развитии ее этноязыковой палитры.

2. Ключом к сохранению и успешному функционированию единой нации в рамках федеративных отношений является баланс между языковой унификацией всего населения и поддержкой этноязыковой самобытности населяющих федерацию этнических групп.

Его нарушение (явное доминирование одного из походов) ведет

в первом случае:

- к этноязыковой ассимиляции миноритарных групп вплоть до декультурации;

- к конфликтам на почве стремления этнических групп к защите собственных интересов вплоть до претензий на политическое доминирование или до сецессии;

во втором случае:

- к размыванию "мы-чувства" - осознания национальной (надэтнической) идентичности;

- к подавлению чувства этнической принадлежности мажоритарной этноязыковой группы вследствие нарочитого укрепления значимости миноритарных культур.

3. Наиболее крупными проблемами современной языковой политики Российской Федерации являются:

- обеспечение языковых прав этнических групп, проживающих дисперсно, в том числе крайне удаленно от исторического ареала;

- поддержка общефедерального языка, особенно в случае попыток его сведения на уровень ниже государственного языка республики.

- несогласованность (в иных случаях - противоречивость) требований законов и иных правовых актов, а также положений одного закона в отношении одного и того же вопроса (этно)языкового характера;

- проблема изучения государственных языков республик РФ представителями нетитульных этносов республик;

- недостаточная разработанность единой понятийной системы, позволяющая двусмысленную интерпретацию статусного положения этноязыковых групп;

- функциональное корпусное несоответствие региональных языков их официальному (в том числе, государственному) статусу.

- низкий объем реализации, несистемность подходов, размытость формулировок, неконкретность требований законов и госпрограмм (в большей степени региональных), недостаточность финансирования программ защиты этноязыковой самобытности и развития би- и полиязычия .

- наращивание коммуникативных проблем в условиях непрерывного притока мигрантов.

4. Основными особенностями государственной языковой политики в федерации являются:

1) ее разработка и реализация в специфических условиях многоуровневой государственной системы и значительной степени самостоятельности участников федеративных отношений

2) дифференцированный подход к каждой из представленных этноязыковых групп, зависящий от их количественного состава, исторических условий (длительности пребывания в составе федерации, наличия в прошлом собственной государственности...), территориального и экономического положения, наличия в прошлом сепаратистских настроений и пр.

5. Механизмы внутренней и внешней языковой политики федерации и соответствующие им технологии представляют следующие группы:

- юридические механизмы, опирающиеся на государственную нормативно-правовую базу и ратифицированные в федерации международные юридические акты;

- имплицитные механизмы, опосредованно и недекларативно влияющие на государственную языковую политику (среди них - экономический механизм, механизм «большего потенциала» одной из языковых групп, механизм политически мотивированных, подспудных манипуляций с корпусом языка);

- механизмы неформального характера, реализацию которых обеспечивает деятельность общественных объединений в сотрудничестве с государственными органами и при их поддержке или самостоятельно.

6. Акторы механизмов неформального характера - общественные организации, экспертные советы, ассоциации соотечественников и носителей языка, общественные палаты и др. - являются сегодня ключевой силой в сфере реализации языковой политики федеративного государства.

7. Межуровневая структура отношений в сфере языковой политики федеративного государства должна, на наш взгляд, выглядеть следующим образом:

I. Обеспечение доминанты общегосударственного языка (языков) - есть сфера ответственности федерального уровня; и достигается, в первую очередь, за счет правового регулирования деятельности государственных институтов, системы образования, СМИ и т.д.

II. Защита и развитие титульных языков этнотерриториальных субъектов и региональных языков с различным статусом - прерогатива региональной власти. Реализация данного направления должна осуществляться, в первую очередь, за счет собственных правовых инструментов субъектов и их финансовых возможностей.

III. В ведении местного самоуправления, как структуры наиболее близкой к гражданскому обществу, должны находиться вопросы местной языковой ситуации - т.е. сохранение и развитие местной этноязыковой палитры. Фактор непосредственной связи данного уровня с общественными объединениями на местах обусловливает приоритет использования именно неформальных механизмов в достижении поставленной цели.

8. Исследование показало невозможность выведения образцовой универсальной модели государственной языковой политики федеративного государства. Каждая федерация использует свое, уникальное, сочетание качественных характеристик в рамках единой схемы. Исключительность каждой из функционирующих - есть еще одно доказательство необходимости  выработки собственной, столь же уникальной, модели государственной языковой политики Российской Федерации. 

Единственным из возможных, на наш взгляд, направлений эволюции государственной языковой политики России является:

- сохранение приоритета общегосударственного языка (русского) в едином федеральном пространстве и

- развитие поли- и плюрилингвизма (расширение и совершенствование дву- и полиязыковой функциональной среды) через усиление роли институтов гражданского общества и при их поддержке со стороны официальных властных структур всех уровней.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

- сформулировано авторское определение понятия «государственная языковая политика в федеративном государстве»,

– предложена авторская политологическая типология механизмов реализации языковой политики федеративного государства по наиболее значимым основаниям;

– определены основные этапы и направления реализации государственной языковой политики в России;

- обоснована авторская модель государственной языковой политики, в наибольшей степени соответствующая текущим и долгосрочным задачам современной РФ;

– показаны перспективные направления эволюции российской государственной языковой политики, а также проблемы ее функционирования в рамках федеративного политического пространства;

- в целях разрешения обозначенных проблем разработаны практические рекомендации.

Теоретическая значимость работы заключается в разработке типологии механизмов проведения  государственной языковой политики , а также обосновании ведущей роли механизмов неформального характера и их субъектов - общественных организаций - в решении задач языковой политики полиэтнической федерации.

В ходе исследования сформулирована концепция и вектор развития уникальной модели государственной языковой политики РФ.
Исследование позволило выявить и конкретизировать актуальные проблемы государственной языковой политики России; предложить действенные меры, способствующие их разрешению. Последнее определяет также практическую значимость работы. 

Выводы исследования могут применяться, в том числе, в деятельности комиссий Федерального агентства по делам национальностей и Комитета Государственной Думы по делам национальностей в целях оптимизации взаимодействия общественных объединений с органами власти, прежде всего, муниципального уровня.

Данные исследования используются в ходе семинарских занятий по дисциплине "Политология" для студентов ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)".

Апробация результатов исследования.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры «Политология, история и социальные технологии» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет транспорта (МИИТ)» и рекомендована к защите.

По теме диссертации автором сделаны доклады на X Международной научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития транспорта" (г. Москва, 2016) и Международной научно-практической конференции "Как наше слово отзовется: гуманитарное образование в развитии российского социума и человека" (г.Москва, 2017).

Отдельные результаты диссертационного исследования используются в ходе семинарских занятий по дисциплине "Политология" для студентов ФГБ ОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ).

По направлениям темы диссертационного исследования опубликовано 8 работ общим объемом свыше 3,6 п.л.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав (по два параграфа в каждой), заключения и списка литературы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Государственная языковая политика в федеративном государстве: политический анализ российского и зарубежного опыта iconОсновные этапы развития отечественной историографии
Российского гос-ва и общества, На основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный...

Государственная языковая политика в федеративном государстве: политический анализ российского и зарубежного опыта iconМетодикА паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их...
Методика разработана по результатам (на основе) анализа и экспертной оценки международных и федеральных нормативно-правовых, организационных...

Государственная языковая политика в федеративном государстве: политический анализ российского и зарубежного опыта iconПрограмма дисциплины «Политический менеджмент»  для направления 030200. 68 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200....

Государственная языковая политика в федеративном государстве: политический анализ российского и зарубежного опыта iconРоссийского научный журнал университета дружбы
Багана Ж., Тупейко Д. В. (Белгород, Россия) Языковая ситуация в современном Марокко

Государственная языковая политика в федеративном государстве: политический анализ российского и зарубежного опыта iconКомпания оказывает услуги по введению в обращение медицинских изделий...

Государственная языковая политика в федеративном государстве: политический анализ российского и зарубежного опыта iconС. Н. Овчиников, канд юрид наук, доцент кафедры теории и истории...

Государственная языковая политика в федеративном государстве: политический анализ российского и зарубежного опыта iconЖурнал «Практика исполнительного производства», №3, 2011. Сравнительный...
...

Государственная языковая политика в федеративном государстве: политический анализ российского и зарубежного опыта iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Передового отечественного и зарубежного опыта в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Государственная языковая политика в федеративном государстве: политический анализ российского и зарубежного опыта iconМетодические рекомендации по обеспечению доступности объектов социальной...
Методика разработана по результатам (на основе) анализа и экспертной оценки международных и федеральных нормативно-правовых, организационных...

Государственная языковая политика в федеративном государстве: политический анализ российского и зарубежного опыта iconМетодические рекомендации по обеспечению доступности объектов социальной...
Методика разработана по результатам (на основе) анализа и экспертной оценки международных и федеральных нормативно-правовых, организационных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск