Методические рекомендации по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры Методика разработана по результатам (на основе) анализа и экспертной оценки международных и федеральных нормативно-правовых,


НазваниеМетодические рекомендации по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры Методика разработана по результатам (на основе) анализа и экспертной оценки международных и федеральных нормативно-правовых,
страница1/11
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Методические рекомендации по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры
Методика разработана по результатам (на основе) анализа и экспертной оценки международных и федеральных нормативно-правовых, организационных и методических документов, а также зарубежного и российского опыта в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.

Представленная методика призвана стать основой:

- объективизации и систематизации информации, в том числе с использованием автоматизированных систем, о доступности объектов и услуг в приоритетных для инвалидов сферах жизнедеятельности с учетом их потребностей и при активном участии;

- создания карт доступности объектов и услуг на региональном и федеральном уровне, а также соответствующих информационно-справочных материалов для специалистов и граждан;

- разработки обоснованных управленческих решений - планов и программ обустройства объектов социальной инфраструктуры и развития услуг с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения; объективного контроля и оценки эффективности их реализации.
1 Нормативно-правовая и организационная основа системы обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг для инвалидов и других МГН
Адаптация объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН может достигаться двумя путями:

- архитектурно-планировочными решениями и соответствующими ремонтно-строительными работами;

- организационными решениями вопросов предоставления соответствующих социально значимых услуг.

Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий». Таким образом, выполнение статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и другие доступные для него зоны).

«Выбор варианта определяется местными органами власти, исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона».
2. Организация паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН
Приоритетными должны быть признаны учреждения и организации следующих сфер: здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры. Кроме того, объектами, способствующими социальной интеграции инвалидов, являются: объекты и средства связи и информации, объекты транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры, жилые здания и помещения, объекты потребительского рынка и сферы услуг, места приложения труда.

Перечисленные виды объектов должны быть отнесены к категории приоритетных сфер жизнедеятельности для организации работы по паспортизации (мониторингу состояния доступности) этих объектов и доступности предоставляемых ими услуг.

Решение о приоритетности объектов и предоставляемых ими услуг согласуется с представителями потребителя – общественными организациями инвалидов.

Основным учетным документом, содержащим информацию о состоянии доступности объекта социальной инфраструктуры и доступности оказываемых им услуг, является «Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры».

Общий свод информации об объектах социальной инфраструктуры и оказываемых ими услугах на соответствующей территории формируется в «Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг». В нем представлены общие сведения об объектах, характере их деятельности (в том числе услугах), состоянии их доступности, решения об адаптации объектов и обеспечении доступности услуг для инвалидов и результаты контроля исполнения этих решений. Реестр формируется на основании паспортов доступности объектов. В нем также представлена оценочная информация по результатам определения потребностей инвалидов - для определения приоритетов действий по адаптации объектов и обеспечению доступности услуг.
3. Участники системы паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности
- исполнительные органы государственной (муниципальной) власти (ИОГВ);

- коллегиальные координирующие и совещательные органы – комиссии (советы) на уровне субъекта РФ и местные;

- социальные службы (органы и учреждения социальной защиты населения);

- общественные объединения инвалидов (их территориальные подразделения);

Для обеспечения взаимодействия ИОГВ, государственных учреждений и организаций, общественных организаций инвалидов на соответствующей территории рекомендуется рассматривать вопросы на действующем коллегиальном совещательном органе (например, Координационном совете по делам инвалидов).

На уровне территориальных образований для проведения обследования объектов социальной инфраструктуры должны быть созданы местные рабочие группы в составе:

- руководитель органа местного самоуправления или его заместитель по социальным вопросам (председатель),

- руководители или заместители ведомственных (территориальных) органов власти (здравоохранения, образования, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта, транспорта, жилищной политики, занятости населения),

- представители органов власти в сфере градостроительства и архитектуры, строительного надзора, имущественного комплекса, благоустройства,

- представители общественных организаций инвалидов (их территориальные подразделения),

- представители обследуемого объекта (учреждения, организации на объекте),

Можно возложить эти задачи и функции на действующий коллегиальный совещательный орган (например, Координационный совет по делам инвалидов).
4. Порядок работы (основные этапы) и документационное обеспечение процесса паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг
Документы предлагается формировать как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Организация паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг проводится поэтапно.

1 этап (подготовка). Исполнителем работ на подготовительном этапе являются местные ОСЗН, соисполнителями (по поручению ОСЗН) могут быть определены также учреждения социального обслуживания (социальной реабилитации инвалидов).

ОСЗН по данным территориальных и ведомственных ИОГВ:

1) формирует Реестр приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг (далее – Реестр ОСИ) для их паспортизации с целью оценки состояния доступности и определения необходимой адаптации (приложение А1 часть 1);

2) Реестр ОСИ представляется для согласования руководителю органа местного самоуправления или его заместителю по социальным вопросам.

2 этап (скрининг (от англ. screening – просеивание, сортировка). Руководителем органа местного самоуправления или его заместителем по социальным вопросам дается поручение ведомственным (территориальным) органам власти (в соответствии с Реестром ОСИ) о заполнении Анкет к Паспорту доступности (приложение А3). По результатам анализа полученных данных территориальные и ведомственные ИОГВ определяют необходимость обследования объекта, его очередность и предполагаемые сроки. Список объектов с предполагаемыми датами обследования, с указанием наименования объекта, адреса расположения и иных координат для связи предоставляется в местный ОСЗН. Сводный план-график обследования объектов местный ОСЗН представляет руководителю органа местного самоуправления или его заместителю по социальным вопросам на утверждение.

3 этап (экспертная оценка). На данном этапе проводятся обследования (приложение А4, приложения 1-6 к Акту обследования) приоритетных объектов (в соответствии со списком). Для проведения обследования формируется рабочая группа. Дата обследования (по плану-графику) ведомственным ИОГВ согласовывается с руководством подведомственного объекта (учреждения, организации) и сообщается членам рабочей группы. В ходе обследования выполняется фотографирование основных структурно-функциональных зон и функционально-планировочных элементов. У руководителя объекта запрашивается поэтажный план здания (из технического паспорта). Эти материалы прилагаются к Акту обследования ОСИ.

По результатам обследования рабочей группой готовятся предложения по адаптации объекта:

- по обустройству в порядке текущего или капитального ремонта;

- по приобретению технических средств для адаптации (в том числе технических средств реабилитации для индивидуального обслуживания);

- по организации альтернативных форм обслуживания (в случае отсутствия возможности обустройства здания – в силу конструктивных, архитектурно-планировочных, или финансовых причин).

В сложных случаях для принятия решения о технической возможности обустройства здания могут быть запрошены: информация по результатам технической экспертизы здания, заключение органов строительного надзора и экспертизы, архитектуры, а также охраны и использования памятников истории и культуры; при необходимости определения объема работ и их финансового обеспечения может быть заказана разработка проектно-сметной документации.

Акт обследования ОСИ утверждается руководителем органа местного самоуправления или его заместителем по социальным вопросам, подписывается всеми членами рабочей группы, представителем обследованной организации (учреждения). Акт обследования ОСИ составляется минимум в двух экземплярах: один – для включения в Паспорт доступности ОСИ и хранения в делах ведомственного (территориального) ИОГВ, второй – для руководства объекта для организации исполнения рекомендаций, содержащихся в Акте обследования ОСИ.

Итоговое заключение о состоянии доступности и возможности адаптации ОСИ, требующей значительных финансовых вложений, сложных организационных решений, межведомственного согласования, выносится на обсуждение и принятие решения местной Комиссией.

По результатам Акта обследования ОСИ руководителем объекта заполняется Паспорт доступности (приложение А2) и Реестр ОСИ (часть 2) и предоставляется на утверждение руководителю ведомственного (территориального) органа власти. Копии данных документов предоставляются в местный ОСЗН.

Местный ОСЗН один раз в полугодие по результатам обследования объектов готовит Сводку и предоставляет ее в высший ИОГВ социальной защиты.

В Сводке указывается:

- количество анкетированных объектов,

- количество обследованных объектов,

- количество составленных паспортов доступности ОСИ;

- прилагаются заполненные Реестр ОСИ (часть 1,2) и Паспорта объектов.

4 этап (управленческие решения). По результатам проведенной работы ведомственными (территориальными) ИОГВ разрабатываются и утверждаются Адресные программы (планы) адаптации обследованных объектов (приложение А5), обеспечивается контроль за исполнением программ.

По итогам исполнения адресной программы (плана) заполняется отчет (приложение А6), который также обсуждается на заседании местной Комиссии, вносится корректировка данных в Паспорта доступности ОСИ и Реестр ОСИ. Копии скорректированных документов предоставляются в местный ОСЗН.

По завершении каждого календарного года Итоговая информация о состоянии доступности объектов социальной инфраструктуры (приложение А7) органами местного самоуправления направляется в высший ИОГВ социальной защиты субъекта РФ для координации работы по обеспечению доступности и размещению информации на сайте (портале) «Карта доступности субъекта РФ».

Документы, образуемые на всех этапах (анкета - информация об ОСИ, акт обследования ОСИ, технические документы, фото и др.), являются неотъемлемой частью (приложением) к соответствующему Паспорту доступности ОСИ.

Свод данных всех паспортов доступности ОСИ в сжатой форме представлен в Реестре ОСИ. Реестр ОСИ призван стать рабочим инструментом для свода и анализа информации, отражающей состояние доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН на соответствующей территории, а также о принятых управленческих решениях и результатах контроля их исполнений.

Данные Реестра ОСИ и Паспортов доступности ОСИ подлежат размещению в открытых источниках информации для граждан и заинтересованных организаций, в том числе на сайте «Карта доступности субъекта РФ».
5. Технология оценки состояния доступности и классификация объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН
Технология оценки учреждений и организаций, предоставляющих населению основные социальные услуги, разработана на основе анализа системы нормативных документов в строительстве (приложение Е).
5.1 Основные структурно-функциональные элементы зданий и сооружений; их значение в оценке доступности объектов социальной инфраструктуры

Объектом паспортизации является объект социальной инфраструктуры (ОСИ) – это организация или часть ее (структурное подразделение, филиал), являющаяся поставщиком определенных социальных услуг (одной или нескольких), занимающая определенный объект недвижимости (здание полностью или часть его) с прилегающим участком (при его наличии и закреплении за организацией).

На рисунке 1 схематически представлено соотношение этих понятий и их вариантов.

Если ОСИ занимает только часть объекта недвижимости (здания, сооружения, участка), то с точки зрения оценки доступности ОСИ и оказываемых на нем услуг для инвалидов и других МГН, следует описывать состояние доступности этой части здания или сооружения (ОСИ – учреждение), и дополнительно пути движения к нему – через другие части здания и прилегающего к нему участка (территории). При этом, «зона ответственности» руководителя организации, занимающей часть объекта недвижимости, с точки зрения обеспечения доступности объекта и услуг, распространяется на занимаемые помещения, часть здания. А пути движения к этой «части здания» (в данном случае самостоятельному ОСИ) находятся в «зоне ответственности» организации, в чьем ведении находится все здание и прилегающий к нему участок. Эти особенности и взаимоотношения должны быть отмечены при описании и оценке состояния доступности ОСИ.

Если учреждение или организация занимает несколько зданий и сооружений (как на единой территории, так и территориально разделенные – то есть расположенные в отдалении), то каждое самостоятельное здание (сооружение) и прилегающий к нему участок описываются и оцениваются с точки зрения доступности для МГН как несколько (разных) ОСИ.

При отсутствии у организации, в чьем ведении находится здание, закрепленного участка (прилегающей территории), «зона ответственности» за доступность участка, прилегающего к соответствующему объекту недвижимости, на руководителя организации и его вышестоящую организацию не распространяется. При оценке доступности ОСИ информация об этом указывается в документах (анкете - информации об ОСИ, акте обследования ОСИ), где отмечается необходимость оценки состояния доступности и, при необходимости, адаптации прилегающего участка. Однако, ответственность за состояние участка и организацию работ по его адаптации возлагается на организацию, в чьем ведении находится этот участок.

Анализ нормативных документов в проектировании и строительстве позволил не только определить понятие «объект социальной инфраструктуры», но и выделить основные компоненты и параметры зданий и сооружений: структурно-функциональные зоны и элементы, подлежащие оценке с точки зрения состояния доступности ОСИ и его адаптации для инвалидов и других МГН.

В таблице 1 представлена классификация основных структурно-функциональных зон и элементов зданий и сооружений, подлежащих адаптации для инвалидов и других МГН. Соответственно, именно эти структурные элементы нуждаются в оценке состояния их доступности – с точки зрения соответствия действующим нормативным документам в строительстве.
Таблица 1 – Основные структурно-функциональные зоны и элементы зданий и сооружений, подлежащие адаптации для инвалидов и других МГН




Основные структурно-функциональные зоны ОСИ

(их виды)

Функционально-планировочные элементы зоны

(и их особенности)

1

Территория, прилегающая к зданию (участок)

1.1 Вход (входы) на территорию

1.2 Путь (пути) движения на территории

1.3 Лестница (наружная)

1.4 Пандус (наружный)

1.5 Автостоянка и парковка




2

Вход (входы) в здание

2.1 Лестница (наружная)

2.2 Пандус (наружный)

2.3 Входная площадка (перед дверью)

2.4 Дверь (входная)

2.5 Тамбур




3

Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации)

3.1 Коридор (вестибюль, зона ожидания, галерея, балкон)

3.2 Лестница (внутри здания)

3.3 Пандус (внутри здания)

3.4 Лифт пассажирский (или подъемник)

3.5 Дверь

3.6 Пути эвакуации (в т.ч. зоны безопасности)




4

Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)

Вариант I - зона обслуживания граждан (в том числе инвалидов и других МГН)

4.1 кабинетная форма обслуживания

4.2 зальная форма обслуживания

4.3 прилавочная форма обслуживания

4.4 форма обслуживания с перемещением по маршруту

4.5 кабина индивидуального обслуживания

Вариант II - места приложения труда

Вариант III - жилые помещения




5

Санитарно-гигиенические помещения

5.1 Туалетная комната

5.2 Душевая/ ванная комната

5.3 Бытовая комната (гардеробная)




6

Система информации на объекте

6.1 Визуальные средства

6.2 Акустические средства

6.3 Тактильные средства




Рисунок 1 – Варианты соотношения понятий объект социальной инфраструктуры – здание (объект недвижимости) – учреждение



Выделяют следующие 6 основных структурно-функциональных зон ОСИ (частей объекта социальной инфраструктуры):

1. Территория, прилегающая к зданию (участок),

2. Вход (входы) в здание,

3. Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации),

4. Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта),

5. Санитарно-гигиенические помещения,

6. Система информации на объекте (устройства и средства информации и связи и их системы).

Общие требования по каждой из перечисленных зон определены в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 605.

Зона 1 «Территория, прилегающая к зданию (участок)» состоит из следующих функционально-планировочных элементов:

1.1. Вход (входы) на территорию (прилегающую к зданию),

1.2. Путь (пути) движения на территории,

1.3. Лестница (наружная),

1.4. Пандус (наружный),

1.5. Автостоянки и парковки.

В качестве основных требований к этой зоне определяется наличие:

- хотя бы одного входа (въезда) на территорию объекта (на прилегающую к зданию территорию), приспособленного для всех категорий граждан (инвалидов и других МГН);

- наличие путей движения для МГН (транспортных и пешеходных; с возможностью их совмещения);

- выделенных и маркированных мест (хотя бы одного) для транспорта инвалидов;

- наличие мест отдыха (рекомендуется).

Зона 2 «Вход (входы) в здание».

Основным требованием к зоне 2 является наличие в здании как минимум одного входа, доступного для всех категорий инвалидов (с различными видами нарушений здоровья) и других МГН. При наличии нескольких входов в здание, как правило, выбирается вход, максимально приближенный к уровню земли и более других отвечающий требованиям доступности основных параметров по входной зоне.

К основным функционально-планировочным элементам зоны «Вход в здание» относятся:

2.1 Лестница (наружная),

2.2 Пандус (наружный),

2.3 Входная площадка (перед дверью),

2.4 Дверь (входная),

2.5 Тамбур.

При входе с уровня поверхности земли элементы 2.1 – 2.3 могут отсутствовать; при наличии лестницы, необходимо ее дублирование пандусом. Элемент 2.5 оценивается при его наличии.

Зона 3 «Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации)».

С точки зрения доступности оценивается путь движения внутри здания к месту целевого назначения (целевого посещения) этого объекта – то есть к зоне 4, а также (при наличии адаптированной или универсальной санитарно-гигиенической зоны) путь движения к санитарно-гигиеническим помещениям.

Среди основных требований к зоне 3 важно отметить следующие: при отсутствии специально выделенных путей эвакуации и зон безопасности в здании, требования к пути движения расширяются до требований к путям эвакуации (или, наоборот, требования к путям эвакуации распространяются на пути движения внутри здания к месту целевого посещения и обратно к входу/выходу).

Основными функционально-планировочными элементами зоны 3 «Пути движения внутри здания» являются:

3.1 Коридор (вестибюль, зона ожидания, галерея, балкон),

3.2 Лестница (внутри здания),

3.3 Пандус (внутри здания),

3.3 Лифт пассажирский (или подъемник),

3.4 Дверь (двери – если несколько на одном пути движения),

3.5 Пути эвакуации (в т.ч. зоны безопасности).

Зона 4 «Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)».

Основной зоной любого объекта социальной инфраструктуры (как жилого здания, мест приложения труда, так и здания общественного назначения: учреждения здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта, объекта торговли и бытового обслуживания – любого социально значимого объекта) является место целевого назначения (или место целевого посещения) этого объекта. Это может быть место предоставления услуги, а также место приложения труда, место получения образования, либо место жительства (жилые помещения). В отличие от предлагавшегося в других методиках наименования «зона оказания услуг» (что сужало возможности ее классификационной оценки), в настоящей Методике определено наименование указанной зоны в соответствии с основным ее системообразующим признаком и в соответствии с формулировкой, использованной в п.1.5 СНиП 35-01-2001 («места целевого посещения») и в п.1.7.1 СП 35-201-2001 («места целевого назначения или обслуживания»).

Название зоны «Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)» позволяет определить и основное требование к состоянию доступности объекта в соответствии с его назначением – доступность мест целевого назначения объекта и путей движения к ним. При технической невозможности обеспечить доступность и удобство для всех категорий граждан мест целевого назначения (или целевого посещения) необходимо предложить организацию специально выделенной зоны или участка (например, у входной зоны) либо обеспечить предоставление соответствующей услуги (услуг) в иной, альтернативной форме: дистанционно, на дому, или в ином месте пребывания гражданина.

Места целевого назначения могут быть универсальными для обслуживания всех категорий посетителей, либо выделенными - специальными для инвалидов и других МГН, в том числе вблизи входов. Помещения для инвалидов на креслах-колясках размещают на уровне входа, ближайшего к поверхности земли; при ином размещении помещений по высоте здания (выше или ниже первого этажа), кроме лестниц, предусматривают пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов на колясках (в том числе индивидуальные средства, например лестницеходы – «скаломобили»).

С учетом целевого назначения могут быть выделены следующие виды мест целевого назначения – варианты зоны 4:

Вариант I - зона обслуживания граждан (инвалидов и других МГН),

Вариант II - места приложения труда,

Вариант III - жилые помещения.

Вариант I - зона обслуживания: представлена, как правило, в общественных зданиях и сооружениях - на объектах социально-культурного и коммунально-бытового назначения (в том числе на объектах здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта, а также на объектах транспортной инфраструктуры, торговли, общественного питания, делового, административного, финансового, религиозного назначения).

Общие требования к зонам обслуживания граждан предусматривают не менее 5% мест для инвалидов и других МГН от общей вместимости учреждения или расчетного количества посетителей (в том числе при выделении зон специализированного обслуживания МГН в здании). При наличии нескольких идентичных мест (приборов, устройств) для обслуживания посетителей, 5% из них проектируются или организуются так, чтобы инвалид мог ими воспользоваться.

С точки зрения обеспечения безопасности посетителей с нарушениями состояния здоровья и мобильности, места обслуживания и постоянного нахождения инвалидов располагают на минимальных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений, а также с этажей и из зданий – наружу.

Зона обслуживания может быть представлена в различных формах, соответственно, в ней выделяются различные функционально-планировочные элементы и параметры их доступности. С точки зрения архитектурно-планировочных и организационных решений доступности могут быть следующие (основные) формы обслуживания:

4.1 кабинетная форма обслуживания,

4.2 зальная форма обслуживания,

4.3 прилавочная форма обслуживания,

4.4 форма обслуживания с перемещением по маршруту,

4.5 кабина индивидуального обслуживания.

Кабинетная форма обслуживания представлена чаще всего в амбулаторных учреждениях здравоохранения, социальной защиты населения, органах власти.

Зальная форма обслуживания представлена в учреждениях культуры (театральный, концертный зал, зал музея), на объектах транспортной инфраструктуры (залы ожидания на железнодорожном и автовокзале, в аэропорту), на физкультурно-оздоровительных и спортивных объектах (спортивный, тренажерный зал), в учреждениях образования (лекционный зал), а также в учреждениях торговли и общественного питания (зал для посетителей, торговый зал).

Прилавочная форма обслуживания представлена в учреждениях культуры (кассы кинотеатра, театра, музея), на объектах транспортной инфраструктуры (кассы по продаже билетов на железнодорожном и автовокзале, в аэропорту), в учреждениях и организациях торговли, на объектах связи, в финансово-кредитных организациях (это, в частности, прилавок в магазине, киоске, на почте, в сберкассе), в медицинских и иных социальных учреждениях (регистратура, окно по обслуживанию посетителей в аптеке, в многофункциональном центре) и других.

Форма обслуживания с перемещением по маршруту может быть представлена в магазинах самообслуживания, в библиотеках, музеях, на вокзальных комплексах и в аэропортах.

Кабина индивидуального обслуживания может быть в виде примерочной кабины, кабины фотоавтомата, кабины для голосования.

Вариант II - места приложения труда, и соответствующие им параметры используются в оценке состояния доступности рабочих мест (участков, цехов, предприятий и организаций, использующих труд инвалидов), а также для оценки состояния доступности учебных мест в учебных заведениях начального, среднего, высшего и дополнительного образования.

Вариант III - жилые помещения; параметры, определяющие доступность в этом варианте, используются для описания состояния доступности как жилых помещений в жилых домах, так и жилых помещений в гостиницах, пансионатах, домах отдыха, в стационарных учреждениях социального обслуживания и иных интернатных учреждениях, а также для оценки состояния доступности отделений временного проживания и стационарного обслуживания в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.

Зона 5 «Санитарно-гигиенические помещения».

К общим требованиям по этой зоне относится требование о наличии на ОСИ (особенно на объекте, предназначенном для обслуживания посетителей) как минимум одной универсальной кабины для МГН (в том числе доступной для пользования инвалидами на кресле-коляске). Так, не менее одной универсальной кабины должно быть предусмотрено в общественных туалетах, в общественных зданиях (при численности посетителей 50 и более человек, при нахождении их в здании 60 минут и более), в производственных зданиях (на каждом этаже, где работают инвалиды).

К функционально-планировочным элементам зоны 5 относятся:

5.1 Туалетная комната,

5.2 Душевая/ ванная комната,

5.3 Бытовая комната (гардеробная).

Зона 6 «Система информации на объекте».

К системе информации на объекте отнесены устройства, средства информации, связи и их системы. С учетом особых требований к ним для инвалидов с особенностями восприятия (нарушениями сенсорных функций: зрения, слуха), должны быть представлены как минимум 3 вида устройств и средств информации на объекте:

6.1. визуальные средства;

6.2. акустические средства;

6.3. тактильные средства.

Система средств информации зон и помещений должна обеспечивать:

- непрерывность информации (на всех путях движения МГН), своевременное ориентирование и однозначное опознание объектов и мест посещения;

- предусматривать возможность получения информации как о предоставляемых услугах (перечне и порядке предоставления), так и о размещении и назначении функциональных элементов на объекте, о расположении путей эвакуации, в том числе предупреждать об опасности в экстремальных ситуациях.

Системы средств информации должны быть комплексными – для всех категорий инвалидов (визуальными, звуковыми, тактильными).

Знаки и символы должны быть идентичными в пределах здания, комплекса сооружений, района расположения объектов; они должны соответствовать нормативным документам по стандартизации.

Информативность обеспечивает разностороннюю возможность своевременного получения, осознания информации и соответствующего реагирования на нее.

Требования критерия информативности включают в себя:

- использование средств информирования, соответствующих особенностям различных групп потребителей;

- своевременное распознавание ориентиров в архитектурной среде общественных зданий

- точную идентификацию своего места нахождения и мест, являющихся целью посещения;

- возможность эффективной ориентации - как в светлое, так и в темное время суток;

- возможность иметь непрерывную информационную поддержку на всем пути следования по зданию.

Размещение и характер исполнения элементов информационного обеспечения должны учитывать:

- расстояние, с которого сообщение может быть эффективно воспринято;

- углы поля наблюдения, удобные для восприятия зрительной информации;

- ясное начертание и контрастность, а при необходимости – рельефность изображения;

- соответствие применяемых символов или пластических приемов общепринятому значению;

- исключение помех восприятию информационных средств (бликование указателей, слепящее освещение, совмещение зон действия различных акустических источников, акустическая тень).

Из перечисленных 6 функциональных зон основными, обеспечивающими (согласно СНиП и СП) досягаемость мест основного назначения и основного посещения здания, а также безопасность являются 3 зоны:

- 2 «Вход (входы) в здание»,

- 3 «Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации)»,

- 4 «Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)».

Остальные 3 зоны, по классификации критериев доступности (по СНиП и СП) в большей степени обеспечивают дополнительные критерии доступности:

-требования информативности – зона 6 «Система информации на объекте (устройства и средства информации и связи и их системы)»,

- требования удобства и комфортности – зона 1 «Территория, прилегающая к зданию» (участок, включая автостоянки и места отдыха), а также зона 5 «Санитарно-гигиенические помещения».

Специальные требования, развивающие и расширяющие основные требования, положенные в основу оценки состояния доступности ОСИ по настоящей Методике, в зависимости от функционального назначения различных зданий, приводятся в специальных сводах правил (СП 35-102-2001, СП 35-103-2001, СП 35-104-2001 и иных сводах правил 35 комплекса нормативных документов в проектировании и строительстве), а также в методических документах - рекомендациях по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов (в том числе по отдельным видам жилых, общественных и производственных зданий и сооружений). Указанные документы (см. приложение Е) и их положения являются предметом деятельности специалистов в области проектирования и строительства.

Согласно СП 35-101-2001 (п. 1.6) при обустройстве ОСИ допускается возможность выбора вариантов проектных решений:

вариант «А» - доступность для инвалидов любой жилой ячейки в жилище, любого места обслуживания в общественном здании, любого места приложения труда. При этом, должно предусматриваться устройство: общих универсальных путей движения, доступных для всех категорий населения, в том числе инвалидов; приспособленных для нужд инвалидов всех или специально выделенных из общего числа жилых помещений и мест обслуживания; специально приспособленных мест приложения труда;

вариант «Б» - выделение в уровне входной площадки специальных помещений, зон или блоков, приспособленных и оборудованных для инвалидов. Следует предусматривать устройство специальных входов, специально обустроенных параллельных путей движения и мест обслуживания для лиц с нарушениями здоровья».

В таблице 2 представлен «Классификатор объектов социальной инфраструктуры по состоянию доступности», в котором даны:

- варианты оценки состояния доступности ОСИ,

- их буквенное обозначение (шифр),

- обоснование решения о состоянии доступности,

- рекомендации по обустройству и адаптации ОСИ.

Таблица 2 – Классификатор объектов социальной инфраструктуры по состоянию (уровню) доступности




Оценка состояния доступности

Шифр

Обоснование решения о состоянии доступности объекта

Рекомендации по обустройству и адаптации ОСИ

1

Доступен полностью всем

ДП-В

Соответствие требованиям нормативных документов в проектировании и строительстве по всем 6 функциональным зонам для всех категорий инвалидов – как с точки зрения досягаемости и безопасности, так и информативности и комфорта (территория, прилегающая к зданию; входы в здание; пути движения внутри здания; места целевого назначения; санитарно-гигиенические помещения и системы информирования) - по варианту «А» (п.1.6 СП 35-101-2001)

Соответствует требованиям универсального дизайна.

Мер по адаптации объекта для МГН не требуется.

Объект может быть рекомендован как основной («базовый») для обслуживания инвалидов всех категорий

2

Доступен полностью избирательно

ДП-И

(к, о, с, г, у)

Соответствие нормативным требованиям (как досягаемости и безопасности, так и информативности и комфорта) по варианту «А» (согласно п.1.6 СП 35-101-2001) всех 6 функциональных зон - но для отдельных категорий инвалидов: с нарушениями опорно-двигательного аппарата (о), для передвигающихся на коляске (к), для инвалидов с нарушениями зрения (с), для инвалидов с нарушениями слуха (г), либо для инвалидов с нарушениями умственного развития (у)

При наличии технических (архитектурно-планировочных) и финансовых возможностей рекомендованы мероприятия по обустройству (адаптации) объекта в первой очереди для обеспечения доступа по всем функциональным зонам всем категориям инвалидов

3

Доступен частично всем

ДЧ-В

1) Соответствие нормативным требованиям основных функциональных зон (2-4) – обеспечен доступ к месту целевого назначения для всех категорий граждан.

2) Обустроены специально выделенные пути и места обслуживания, специальные участки для обслуживания маломобильных граждан варианту «Б» (п.1.6 СП 35-101-2001): «выделены в уровне входной площадки специальные помещения, зоны или блоки, приспособленные и оборудованные для инвалидов, а также устроены специальных входы, пути движения и места обслуживания»

Предлагается обустройство во второй очереди, как требующее больших по сравнению с предыдущим вариантом средств и времени и более сложных технических решений (обустройство территории, санитарно-гигиенических помещений; обеспечение систем информации на объекте)

4

Доступен частично избирательно

ДЧ-И

(к, о, с, г, у)

1) Соответствие нормативам лишь основных функциональных зон (досягаемости мест целевого назначения) для отдельных категорий инвалидов.

2) Организованы специально выделенные пути и места обслуживания для отдельных категорий инвалидов, а также специальные участков для их обслуживания – по варианту «Б» (СП 35-101-2001)

Решение об обустройстве предлагается отнести на третий этап, т.к. требуются значительные затраты времени и средств на проведение ремонтно-строительных работ

5

Доступен условно

ДУ

Требования нормативных документов в планировании и строительстве не выполнены и технически невозможны: Решение об условной доступности принимается при исполнении следующих условий:

- согласование с представителями потребителя (ООИ) в качестве приемлемых имеющиеся нарушения некоторых параметров структурно-функциональных элементов;

- при организации помощи инвалиду (другому МГН) со стороны сотрудников учреждения для получения услуги на этом объекте, в том числе при использовании дополнительных индивидуальных технических средств (например, шагающего подъемника, «скаломобиля»);

- при организации иной альтернативной формы обслуживания (на дому, в другом месте пребывания инвалида, дистанционно, в другом учреждении)

Проведения мероприятий по техническому обустройству в связи с архитектурно-планировочными особенностями здания:

- невозможно либо

- может быть выполнено лишь в порядке капитального ремонта или реконструкции.

Для адаптации необходимо организовать:

- помощь со стороны сотрудников ОСИ для сопровождения к месту получения услуги;

- иную форму доставки услуги (на дому, дистанционно, в др. ОСИ)

6

Временно недоступен

ВНД

Архитектурно-планировочные и организационные решения отсутствуют либо ранее данные не выполнены, требуют дополнительных согласований:

- параметры структурно-планировочных элементов не соответствуют нормативным требованиям;

- нет альтернативных форм обслуживания

Обустройство может быть выполнено лишь в порядке капитального ремонта и реконструкции либо после дополнительного согласования;

Организовать альтернативную форму обслуживания

7

Не предназначен для посещения инвалидами

«Х»

1) На объект и его участки не предусмотрен доступ инвалидов

2) Объект подлежит сносу как ветхий, аварийный

Объект обустройству и адаптации не подлежит

При технической невозможности (архитектурно-планировочной, финансовой) обеспечить выполнение всех требований доступности всех зон (всех функционально-планировочных элементов), может быть принято решение об обустройстве некоторых из описанных зон для исполнения объектом своего основного целевого назначения. В этой связи важно обустройство зоны 4 «Основного целевого назначения объекта» и путей движения к ней (зон 2 и 3), либо выделение специальной зоны (специальных мест) для обслуживания инвалидов на объекте, с обязательным отражением этого средствами информации на объекте (зона 6). Техническая невозможность обустройства путей движения (лестницы: как на территории, так и внутри здания) может быть компенсирована альтернативным индивидуальным решением: путем использования индивидуального средства (например, шагающего подъемника: «лестницехода», или «скаломобиля»), с помощью постороннего лица, в первую очередь сотрудника учреждения или организации, находящейся на данном объекте. При этом должны быть обеспечены средства информации и связи (например, кнопка вызова персонала данного объекта) для оказания содействия посетителю из числа МГН и его сопровождения на объекте. В приложении «В» к Методике представлены возможные технические средства реабилитации для адаптации объекта (ГОСТ, извлечение).

Иным, организационным, решением обеспечения доступности основного целевого назначения объекта является обеспечение доступности предоставляемых им услуг в альтернативной форме: с «доставкой» услуги на дом, к иному месту пребывания инвалида, гражданина из категории МГН, или, по согласованию с ним, дистанционно. В этой связи вариантами такого решения - альтернативной формы оказания (предоставления) услуги являются:

- оказание услуг на дому (с доставкой к иному месту пребывания инвалида),

- предоставление услуг в дистанционной форме,

- организация предоставления услуг на другом объекте, в другом учреждении.

Концептуально значимым для вынесения решений о доступности и для разработки предложений (проектов решений) по обустройству объектов социальной инфраструктуры представляется положение СНиП 35-01-2001 о том, что «проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий». В этой связи, необходимо реализовать на практике положение Конвенции о правах инвалидов о «разумном приспособлении».

С целью реализации принципа «универсального дизайна» рекомендуется, как правило, проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения. Необходимость применения специализированных элементов, учитывающих специфические потребности инвалидов, устанавливается «Заданием на проектирование».

Итоговое решение о состоянии доступности, о необходимости адаптации объекта или обеспечения доступности услуг путем организации иного формата их предоставления, о включении этих работ в адресную программу (план), а в последующем, и результат выполнения этих работ, вносится в Паспорт доступности ОСИ и в Реестр ОСИ, а также размещается соответствующая информация на сайте "Карта доступности субъекта РФ».

Приложение А1
Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Методические рекомендации по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры Методика разработана по результатам (на основе) анализа и экспертной оценки международных и федеральных нормативно-правовых, iconМетодические рекомендации по обеспечению доступности объектов социальной...
Методика разработана по результатам (на основе) анализа и экспертной оценки международных и федеральных нормативно-правовых, организационных...

Методические рекомендации по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры Методика разработана по результатам (на основе) анализа и экспертной оценки международных и федеральных нормативно-правовых, iconМетодикА паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их...
Методика разработана по результатам (на основе) анализа и экспертной оценки международных и федеральных нормативно-правовых, организационных...

Методические рекомендации по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры Методика разработана по результатам (на основе) анализа и экспертной оценки международных и федеральных нормативно-правовых, iconМетодические рекомендации по разработке паспортов доступности объектов...
Реестра объектов социальной инфраструктуры, доступных для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха и...

Методические рекомендации по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры Методика разработана по результатам (на основе) анализа и экспертной оценки международных и федеральных нормативно-правовых, iconМетодические рекомендации по организации деятельности по созданию...
Основным способом получения информации о доступности объектов является обследование (анкетирование) объектов социальной инфраструктуры...

Методические рекомендации по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры Методика разработана по результатам (на основе) анализа и экспертной оценки международных и федеральных нормативно-правовых, iconМетодические рекомендации по проведению паспортизации объектов социальной...
Слуха и других маломобильных групп населения и создание на основании достоверной и полной информации об указанных объектах реестра...

Методические рекомендации по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры Методика разработана по результатам (на основе) анализа и экспертной оценки международных и федеральных нормативно-правовых, icon«Формирование доступной среды для инвалидов на объектах социальной...
Методические рекомендации по обеспечению соблюдения требований доступности при предоставлении услуг инвалидам и другим маломобильным...

Методические рекомендации по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры Методика разработана по результатам (на основе) анализа и экспертной оценки международных и федеральных нормативно-правовых, iconМетодические рекомендации по организации обследования на предмет...
«Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Ленинградской области на 2011-2013 годы» с учетом научно-исследовательских...

Методические рекомендации по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры Методика разработана по результатам (на основе) анализа и экспертной оценки международных и федеральных нормативно-правовых, iconМетодика анализа коррупциогенности нормативных правовых актов
Настоящая Методика разработана на основе и в развитие Памятки эксперту по первичному анализу коррупциогенности законодательного акта...

Методические рекомендации по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры Методика разработана по результатам (на основе) анализа и экспертной оценки международных и федеральных нормативно-правовых, iconМетодика анализа коррупциогенности нормативных правовых актов органов...
Настоящая Методика разработана на основе и в развитие Памятки эксперту по первичному анализу коррупциогенности законодательного акта...

Методические рекомендации по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры Методика разработана по результатам (на основе) анализа и экспертной оценки международных и федеральных нормативно-правовых, iconПостановление Правительства Саратовской области от 15 января 2013...
Российской Федерации и для объективной оценки состояния доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск