Скачать 1.89 Mb.
|
«ШПАРГАЛКА» для учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения Справогное пособие для логопеда-практика УДК 376 ББК 74.3 Ш83 Ш 83 «Шпаргалка» для учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения: Справочное пособие для логопеда-практика / Автор-составитель Р.А. Кирьянова. — СПб.: КАРО, 2008. — 384 с. — (Серия «Мастер-класс логопеда»). ISBN 978-5-89815-882-8. . «Шпаргалка» для учителя-логопеда поможет специалисту спланировать свою деятельность с детьми в течение дня и недели, продумать оснащение логопедического кабинета, своевременно подготовить отчет, сообщение и конспект занятия, оформить необходимую документацию с учетом современных требований. «Шпаргалка» поможет учителю-логопеду найти ответ на все интересующие его вопросы. Книга предназначена для логопедов, методистов дошкольных образовательных учреждений, а также для студентов педагогических вузов и колледжей. УДК 376 ББК 74.3 ISBN 978-5-89815-882-8 © Кирьянова Р.А., автор-составитель, 2007 © КАРО, 2007 СОДЕРЖАНИЕ Введение 6 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7 ВОПРОС 1. Какие нормативно-правовые документы необходимо знать учителю-логопеду? 9 АТТЕСТАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ 11 ВОПРОС 2. Какие требования предъявляются к квалификации учителей-логопедов при присвоении им квалификационных - категорий? 13 ВОП РОС 3. Какие права и обязанности имеет логопед при прохождении процедуры аттестации на заявленную клафикационную категорию? 20 ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 ВОП РОС 4. Какие существуют программы и может ли педагогический коллектив самостоятельно решить, какую программу реализовать в работе с детьми? 29 ВОПРОС 5. Какими учебно-методическими пособиями целесообразно комплектовать библиотеку ДОУ? 43 ВОПРОС 6. Какой стимульный материал рекомендуется использовать при обследовании детей разного возраста? 45 ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ .... 47 ВОПРОС 7. Какие основные требования предъявляются оснащению логопедического кабинета? 49 4 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ВОПРОС 8. Какая документация учителя-логопеда в дошкольном образова тельном учреждении является обязательной? 52 ВОПРОС 9. Какие речевые карты рекомендуется использовать для обследования детей разного возраста? 54 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА 63 ВОПРОС 10. Из каких основных разделов состоит календарное планирование подгрупповой и индивидуальной работы с детьми учителя- логопеда? 65 ВОПРОС 11. Как спланировать регламентированную деятельность учителю- логопеду с детьми? 83 ВОПРОС 12. Из каких основных разделов состоит перспективное планирова ние и какова структура его написания? 87 ВОПРОС 13. Что необходимо учитывать при формировании логопедического заключения? 95 ВОПРОС 14. Какие показания необходимы для применения массажа в лого педической практике? Какие основные цели стоят перед массажем и каково его место в системе коррекционно-педаго гического воздействия? 105 ВОПРОС 15. Каким образом выполнение ребенком артикуляционной гимнастики перед зеркалом сделать занятием интересным и увлекательным? 112 ВОПРОС 16. Какие игры и упражнения можно использовать для развития физиологического дыхания у детей с речевой патологией? ... 118 ВОПРОС 17. Какие традиционные и нетрадиционные методы и приемы рекомендуются для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи? 121 ВОПРОС 18. Какие виды занятий проводятся с детьми и какова их структура ? 126 ВОПРОС 19. Как составить конспект выпускного занятия? 134 В О П Р О С 20. В чем взаимосвязь работы логопеда и воспитателей? Каковы особенности работы воспитателей в коррекционной группе? 143 ВОПРОС 21. Какими качествами личности должен обладать ребенок на выходе из дошкольного образовательного учреждения?...... 151 ВОПРОС 22. Какие существуют основные формы, направления и методы работы учителя-логопеда с родителями? 155 ВОПРОС 23. Каковы особенности работы учителя-логопеда на логопункте? 168 СОДЕРЖАНИЕ 5 СХЕМА-КАЛЕНДАРЬ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ВЕСЬ УЧЕБНЫЙ ГОД (бланки, образцы документов для учителя-логопеда) 179 Литература 238 Глоссарий 247 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» 271 Приложение 2. Типовое положение о дошкольном образователь ном учреждении 287 Приложение 3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образо вательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии 303 Приложение 4. Закон Санкт-Петербурга «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга» 312 Приложение 5. Приказ об охране жизни и здоровья детей 320 Приложение 6. Пакет документов, необходимых для аттестации учителя- логопеда на заявленную квалификационную категорию 328 Приложение 7. Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений 334 Приложение 8. Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования 367 Приложение 9. О практике проведения, диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования 372 ВВЕДЕНИЕ Сентябрь — самый насыщенный и очень сложный месяц для логопеда. За 20 дней ему необходимо не только подготовить стимульный, дидактический материал, обосновать ход обследования каждого ребенка, но и успеть заполнить речевые карты, оформить кабинет к новому учебному году, составить перспективное и календарное планирование, продумать сообщение на медико-педагогическом совещании, познакомить родителей с результатами первичной диагностики, основными задачами обучения, развития и коррекции детей. А если еще и подошел срок личной аттестации, то необходимо своевременно подготовить пакет документов. «Шпаргалка» для логопеда поможет учителю-логопеду спланировать свою деятельность в течение дня и недели, месяца и учебного года. «Шпаргалка» подскажет, когда и в какие сроки необходимо сдать отчет старшему логопеду по итогам комплектования групп и обследования детей в массовых дошкольных образовательных учреждениях, как организовать работу с педагогами и родителями, какую документацию представить комиссии по выпуску и продлению срока пребывания детей в логопедической группе. В книге содержатся ответы на все интересующие специалиста вопросы по организации и содержанию работы логопеда с детьми. Нормативно-правовое и организационное обеспечение системы дошкольного образования в Российской Федерации В число основных документов, регламентирующих современные задачи, содержание и формы организации коррекци-онно-педагогического процесса в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи, входят: 1. Конвенция о правах ребенка. Принята 44-й сессией Генеральной Ассамблеей ООН 05.12.1989. 2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 03.07.1998. Одобрен Советом Федерации 09.071998 (в редакции Федерального закона от 20.07.2000 № 103-ФЗ). Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конститу-цие Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. 3. Закон Российской Федерации «Об образовании». Федеральный закон № 122-ФЗ в последней редакции от 22.08.2004. В статьях закона «Об оразовании» содержатся сведения о формах получения образования (ст. 10), о том, кто является учредителем образовательного учреждения (ст. 11), какими бывают типы образовательных учреждений (ст. 12), что включает в себя Устав образовательного учреждения (ст. 13), каковы общие требования к содержанию и организации образовательного процесса, приему граждан в образовательном учреждении (ст. 14, 15, 16), а также о дошкольном и начальном общем образовании (ст. 18, 19). (См. Приложение 1.) tO «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ 4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Утверждено постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 № 677. Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов, обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровления детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. (См. Приложение 2.) 5. Устав дошкольного образовательного учреждения Российской Федерации. Устав раскрывает формы организации и содержание образовательного процесса в ГДОУ, права и обязанности участников образовательного процесса. (См. Приложение 2.) 6. Типовое положение о специальном (коррекцион- ном) образовательном учреждении для обучающихся (воспитанников) с отклонением в развитии. Утверждено постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288 в редакции постановления Правительства РФ от 10.03.2000 № 212. Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, распространяется также на специальные классы, группы (в том числе для детей со сложными дефектами) и группы продленного дня, создаваемые в образовательном учреждении. (См. Приложение 3.) Аттестация учителей-логопедов учреждений образования Требования к квалификации учителей-логопедов учреждений образования (здравоохранения) при присвоении им квалификационных категорий
14 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЁЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ _ ям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности) учебно-коррекци-онного процесса, обеспечивающего работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности. А. I квалификационная категория Учитель-логопед, претендующий на присвоение данной категории, должен удовлетворять всем требованиям разделов «Должностные обязанности», знать ТКК. Кроме того, по уровням: КВАЛИФИКАЦИИ имеет знания и умения, превышающие требования стандартов специального педагогического образования в области:
В совершенстве владеет содержанием базового компонента логопедии, знаниями по смежным дисциплинам. Уровень теоретических знаний позволяет учителю-логопеду вести коррекционную работу по различным методикам с учетом ведущего дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (воспитанников). ПРОФЕССИОНАЛИЗМА применяет и владеет в практической деятельности:
ВОПРОС 2 15
(воспитанников); • основными методами формирования и развития речевой функциональной системы, коррекции высших психических функций познавательных способностей, навыков коммуника ции, предупреждения школьной и социальной дезадаптации обучающихся (воспитанников). А также:
ной работы; • умеет решать педагогические задачи с различными по уровню развития речевой функциональной системы воспитан ников, интересов, состояния их сенсомоторного уровня дан ными, в том числе с применением различных методик и при емов коррекционной работы;
ПРОДУКТИВНОСТИ • целеполагание (планирование) учителя-логопеда спо собствует выбору оптимальных средств, методов, приемов учебно-коррекционной работы, что подтверждается проме жуточной и итоговой результативностью, статистической отчетностью по результатам работы учителя-логопеда (ана лиз письменных ошибок в контрольных диктантах за четверть, за год, анализа ошибок при проверке техники чтения млад ших школьников); • практика работы учителя-логопеда способствует сохра нению контингента обучающихся (воспитанников), с которы ми непосредственно взаимодействует учитель-логопед; ^6 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ • уровень подготовки обучающихся (воспитанников) кроме воспитанников дошкольных образовательных учреждений соот ветствует требованиям Федеральных компонентов Государствен ного образовательного стандарта (требований) и является вы соким в муниципальной системе образования (районе, городе). |
Учебное пособие предназначено для студентов направления подготовки «Юриспруденция» (квалификация бакалавр) удк 347. 73/76 | |||
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов II курса заочной формы обучения специальности 110401. 65 Зоотехния. Включает... | П27 Технологии исследований социальной жизни: учеб пособие / В. А. Передерий. – Краснодар: Кубгау, 2012. – 129 с | ||
Б00 Задания для активных методов обучения по теме «Профилактика девиантного поведения молодежи»: учебное пособие / науч ред к пед... | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов бакалавров. В данном учебном пособии «Софт для учителей» у студентов развивается... | ||
Чоу впо «Республиканская академия предпринимательства и дополнительного образования» | Муратова А. Р. Управление продажами: Учебное пособие. Краснодар, 2014 г. – 110 с | ||
Г75 Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебное пособие. 2-е изд., испр и доп. М.: Юриспруденция, 2000. 304 с | Б 90 Основы риторики и коммуникации. Нормативный и коммуникативный аспекты современной риторики [Текст] : учебное пособие / М. Б.... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |