Справогное пособие для логопеда-практика удк 376 ббк 74. 3 Ш83


НазваниеСправогное пособие для логопеда-практика удк 376 ббк 74. 3 Ш83
страница1/16
ТипКнига
filling-form.ru > бланк заявлений > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16






«ШПАРГАЛКА»

для учителя-логопеда

дошкольного

образовательного

учреждения

Справогное пособие для логопеда-практика



УДК 376 ББК 74.3 Ш83

Ш 83 «Шпаргалка» для учителя-логопеда дошкольного образо­вательного учреждения: Справочное пособие для логопеда-практика / Автор-составитель Р.А. Кирьянова. — СПб.: КАРО, 2008. — 384 с. — (Серия «Мастер-класс логопеда»).

ISBN 978-5-89815-882-8.

. «Шпаргалка» для учителя-логопеда поможет специалисту сплани­ровать свою деятельность с детьми в течение дня и недели, продумать оснащение логопедического кабинета, своевременно подготовить от­чет, сообщение и конспект занятия, оформить необходимую докумен­тацию с учетом современных требований. «Шпаргалка» поможет учи­телю-логопеду найти ответ на все интересующие его вопросы.

Книга предназначена для логопедов, методистов дошкольных образовательных учреждений, а также для студентов педагогических вузов и колледжей.

УДК 376 ББК 74.3

ISBN 978-5-89815-882-8

© Кирьянова Р.А., автор-составитель, 2007 © КАРО, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 6

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7

ВОПРОС 1. Какие нормативно-правовые документы необходимо знать

учителю-логопеду? 9

АТТЕСТАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ УЧРЕЖДЕНИЙ
ОБРАЗОВАНИЯ 11

ВОПРОС 2. Какие требования предъявляются к квалификации

учителей-логопедов при присвоении им квалификационных -
категорий? 13

ВОП РОС 3. Какие права и обязанности имеет логопед при прохождении
процедуры аттестации на заявленную клафикационную
категорию? 20

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 27

ВОП РОС 4. Какие существуют программы и может ли педагогический

коллектив самостоятельно решить, какую программу реализовать
в работе с детьми? 29

ВОПРОС 5. Какими учебно-методическими пособиями целесообразно

комплектовать библиотеку ДОУ? 43

ВОПРОС 6. Какой стимульный материал рекомендуется использовать при

обследовании детей разного возраста? 45

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ .... 47

ВОПРОС 7. Какие основные требования предъявляются оснащению

логопедического кабинета? 49

4 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

ВОПРОС 8. Какая документация учителя-логопеда в дошкольном образова­
тельном учреждении является обязательной? 52

ВОПРОС 9. Какие речевые карты рекомендуется использовать

для обследования детей разного возраста? 54

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА 63

ВОПРОС 10. Из каких основных разделов состоит календарное планирование
подгрупповой и индивидуальной работы с детьми учителя-
логопеда? 65

ВОПРОС 11. Как спланировать регламентированную деятельность учителю-
логопеду с детьми? 83

ВОПРОС 12. Из каких основных разделов состоит перспективное планирова­
ние и какова структура его написания? 87

ВОПРОС 13. Что необходимо учитывать при формировании логопедического

заключения? 95

ВОПРОС 14. Какие показания необходимы для применения массажа в лого­
педической практике? Какие основные цели стоят перед
массажем и каково его место в системе коррекционно-педаго­
гического воздействия? 105

ВОПРОС 15. Каким образом выполнение ребенком артикуляционной

гимнастики перед зеркалом сделать занятием интересным

и увлекательным? 112

ВОПРОС 16. Какие игры и упражнения можно использовать для развития

физиологического дыхания у детей с речевой патологией? ... 118

ВОПРОС 17. Какие традиционные и нетрадиционные методы и приемы
рекомендуются для развития мелкой моторики у детей
с тяжелыми нарушениями речи? 121

ВОПРОС 18. Какие виды занятий проводятся с детьми и какова их

структура ? 126

ВОПРОС 19. Как составить конспект выпускного занятия? 134

В О П Р О С 20. В чем взаимосвязь работы логопеда и воспитателей?

Каковы особенности работы воспитателей в коррекционной
группе? 143

ВОПРОС 21. Какими качествами личности должен обладать ребенок на

выходе из дошкольного образовательного учреждения?...... 151

ВОПРОС 22. Какие существуют основные формы, направления

и методы работы учителя-логопеда с родителями? 155

ВОПРОС 23. Каковы особенности работы учителя-логопеда на

логопункте? 168

СОДЕРЖАНИЕ 5

СХЕМА-КАЛЕНДАРЬ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
НА ВЕСЬ УЧЕБНЫЙ ГОД (бланки, образцы документов
для учителя-логопеда) 179

Литература 238

Глоссарий 247

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» 271

Приложение 2. Типовое положение о дошкольном образователь­
ном учреждении 287

Приложение 3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образо­
вательном учреждении для обучающихся, воспитанников
с отклонением в развитии 303

Приложение 4. Закон Санкт-Петербурга «Об оплате труда работников

государственных учреждений, финансируемых за счет средств
бюджета Санкт-Петербурга» 312

Приложение 5. Приказ об охране жизни и здоровья детей 320

Приложение 6. Пакет документов, необходимых для аттестации учителя-
логопеда на заявленную квалификационную категорию 328

Приложение 7. Об утверждении документов по проведению аттестации

и государственной аккредитации дошкольных образовательных
учреждений 334

Приложение 8. Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений

образования 367

Приложение 9. О практике проведения, диагностики развития ребенка

в системе дошкольного образования 372

ВВЕДЕНИЕ

Сентябрь — самый насыщенный и очень сложный месяц для логопеда. За 20 дней ему необходимо не только подготовить стимульный, дидакти­ческий материал, обосновать ход обследования каждого ребенка, но и ус­петь заполнить речевые карты, оформить кабинет к новому учебному году, составить перспективное и календарное планирование, продумать сообще­ние на медико-педагогическом совещании, познакомить родителей с резуль­татами первичной диагностики, основными задачами обучения, развития и коррекции детей. А если еще и подошел срок личной аттестации, то необ­ходимо своевременно подготовить пакет документов.

«Шпаргалка» для логопеда поможет учителю-логопеду спланировать свою деятельность в течение дня и недели, месяца и учебного года. «Шпар­галка» подскажет, когда и в какие сроки необходимо сдать отчет старшему логопеду по итогам комплектования групп и обследования детей в массо­вых дошкольных образовательных учреждениях, как организовать работу с педагогами и родителями, какую документацию представить комиссии по выпуску и продлению срока пребывания детей в логопедической группе. В книге содержатся ответы на все интересующие специалиста вопросы по организации и содержанию работы логопеда с детьми.

Нормативно-правовое и организационное обеспечение системы дошкольного образования в Российской Федерации



В число основных документов, регламентирующих совре­менные задачи, содержание и формы организации коррекци-онно-педагогического процесса в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи, входят:

1. Конвенция о правах ребенка.

Принята 44-й сессией Генеральной Ассамблеей ООН 05.12.1989.

2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации».


Принят Государственной Думой 03.07.1998. Одобрен Советом Федера­ции 09.071998 (в редакции Федерального закона от 20.07.2000 № 103-ФЗ).

Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конститу-цие Российской Федерации, в целях создания правовых, соци­ально-экономических условий для реализации прав и закон­ных интересов ребенка.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании».

Федеральный закон № 122-ФЗ в последней редакции от 22.08.2004.

В статьях закона «Об оразовании» содержатся сведения о формах получения образования (ст. 10), о том, кто явля­ется учредителем образовательного учреждения (ст. 11), ка­кими бывают типы образовательных учреждений (ст. 12), что включает в себя Устав образовательного учреждения (ст. 13), каковы общие требования к содержанию и организа­ции образовательного процесса, приему граждан в образо­вательном учреждении (ст. 14, 15, 16), а также о дошколь­ном и начальном общем образовании (ст. 18, 19). (См. При­ложение 1.)

tO «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

4. Типовое положение о дошкольном образовательном
учреждении.


Утверждено постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 № 677.

Типовое положение регулирует деятельность государствен­ных, муниципальных дошкольных образовательных учрежде­ний всех видов, обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровления детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. (См. Приложение 2.)

5. Устав дошкольного образовательного учреждения
Российской Федерации.


Устав раскрывает формы организации и содержание обра­зовательного процесса в ГДОУ, права и обязанности участни­ков образовательного процесса. (См. Приложение 2.)

6. Типовое положение о специальном (коррекцион-
ном) образовательном учреждении для обучающихся
(воспитанников) с отклонением в развитии.


Утверждено постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288 в редакции постановления Правительства РФ от 10.03.2000 № 212.

Типовое положение регулирует деятельность государствен­ных, муниципальных специальных (коррекционных) образо­вательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, распространяется также на специ­альные классы, группы (в том числе для детей со сложными дефектами) и группы продленного дня, создаваемые в образо­вательном учреждении. (См. Приложение 3.)

Аттестация учителей-логопедов учреждений образования



Требования к квалификации учителей-логопедов учреждений образования (здравоохранения) при присвоении им квалификационных категорий

  1. Настоящие Требования к квалификации учителей-лого­педов учреждений образования (здравоохранения) подготов­лены в соответствии с Типовым положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных муниципальных учреждений и организаций образования Рос­сийской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 17 июня 1999 № 256, зарегистрированным в Минюсте России 15 июня 1993 № 304.

  2. Использованы рекомендации «Об утверждении рекомен­даций по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников, требований к квалификации этих работников при присвоении им квалификационных категорий и внесении изменений в приказ Министерства образования РФ и Государственного Комитета Российской Федерации по выс­шему образованию от 31.08.95 № 463/1268.

  3. Учтены «Методические рекомендации по анализу педа­гогических результатов в процессе аттестации учителей» (Под общ. ред. В. Г. Воронцовой. СПб.: Изд-во СПбГУПМ, 1994.)

  4. Учителя-логопеды, претендующие на первую или высшую квалификационную категорию, как правило, должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в долж­ности, по которой они желают пройти аттестацию, не менее 2 лет для I квалификационной категории и не менее 3 лет для высшей квалификационной категории.

  5. Под квалификационной категорией в настоящих Требо­ваниях понимается соответствующий нормативным критери-

14 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЁЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ _

ям уровень квалификации, профессионализма и продуктивно­сти (устойчивых результатов деятельности) учебно-коррекци-онного процесса, обеспечивающего работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени слож­ности.

А. I квалификационная категория

Учитель-логопед, претендующий на присвоение данной категории, должен удовлетворять всем требованиям разде­лов «Должностные обязанности», знать ТКК. Кроме того, по уровням:

КВАЛИФИКАЦИИ

имеет знания и умения, превышающие требования стандар­тов специального педагогического образования в области:

  • основ теории и практики логопедии как междисципли­нарной науки;

  • основ теории педагогики, возрастной психологии, валео-логии и возрастной физиологии;

  • методик предупреждения и коррекции нарушений устной и письменной речи различного этиопатогенеза, вторичных отклонений развития личности обучающегося (воспитанника) коррекционного обучения и воспитания;

  • современных методов психолого-педагогигеской диагнос­тики.

В совершенстве владеет содержанием базового компонента логопедии, знаниями по смежным дисциплинам.

Уровень теоретических знаний позволяет учителю-логопе­ду вести коррекционную работу по различным методикам с учетом ведущего дефекта, возрастных и индивидуальных осо­бенностей обучающихся (воспитанников).

ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

применяет и владеет в практической деятельности:

  • современными педагогическими технологиями;

  • широким набором методов, приемов и средств предуп­реждения речевых расстройств, коррекционного обучения (воспитания, восстановительного обучения), обеспечиваю­щих вариативность коррекционно-образовательного (кор-рекционно-воспитательного) процесса;

  • элементами технологий развития личности по трем уров­ням: эмоциональному, когнитивному, поведенческому;

ВОПРОС 2 15

  • методами и средствами психолого-педагогигеской, нейро-физиологигеской, психолингвистигеской диагностик; постанов­кой регевого диагноза;

  • основными формами дифференциации речевых рас­стройств, принципами комплектования групп обучающихся

(воспитанников);

• основными методами формирования и развития речевой
функциональной системы, коррекции высших психических
функций познавательных способностей, навыков коммуника­
ции, предупреждения школьной и социальной дезадаптации
обучающихся (воспитанников).

А также:

  • владеет методиками анализа учебно-методической рабо­ты по предмету;

  • угитывает структуру регевого дефекта, индивидуаль­ные и возрастные особенности обугающихся (воспитанников) при отборе содержания, методов и форм угебно-коррекцион-

ной работы;

• умеет решать педагогические задачи с различными по
уровню развития речевой функциональной системы воспитан­
ников, интересов, состояния их сенсомоторного уровня дан­
ными, в том числе с применением различных методик и при­
емов коррекционной работы;

  • организует учебно-коррекционный процесс на высоком уровне (оснащение логопедических занятий, уроков, кабинета);

  • создает положительную мотивацию к выполнению игро­вых и учебных действий, комфортный микроклимат в коррек-ционно-воспитательном процессе.

ПРОДУКТИВНОСТИ

• целеполагание (планирование) учителя-логопеда спо­
собствует выбору оптимальных средств, методов, приемов
учебно-коррекционной работы, что подтверждается проме­
жуточной и итоговой результативностью, статистической
отчетностью по результатам работы учителя-логопеда (ана­
лиз письменных ошибок в контрольных диктантах за четверть,
за год, анализа ошибок при проверке техники чтения млад­
ших школьников);

• практика работы учителя-логопеда способствует сохра­
нению контингента обучающихся (воспитанников), с которы­
ми непосредственно взаимодействует учитель-логопед;

^6 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ

• уровень подготовки обучающихся (воспитанников) кроме
воспитанников дошкольных образовательных учреждений соот­
ветствует требованиям Федеральных компонентов Государствен­
ного образовательного стандарта (требований) и является вы­
соким в муниципальной системе образования (районе, городе).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Справогное пособие для логопеда-практика удк 376 ббк 74. 3 Ш83 iconУчебно-практическое пособие Бузулук 2014 удк 347. 73/76 ббк 67. 404....
Учебное пособие предназначено для студентов направления подготовки «Юриспруденция» (квалификация бакалавр) удк 347. 73/76

Справогное пособие для логопеда-практика удк 376 ббк 74. 3 Ш83 iconУчебное пособие часть III москва Аквариус «ВитаПолиграф» 2010 удк 69 ббк 38. 2

Справогное пособие для логопеда-практика удк 376 ббк 74. 3 Ш83 iconУчебно-методическое пособие Йошкар-Ола, 2009 ббк п 6 удк 636
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов II курса заочной формы обучения специальности 110401. 65 Зоотехния. Включает...

Справогное пособие для логопеда-практика удк 376 ббк 74. 3 Ш83 iconУчебное пособие Краснодар 2012 удк 005. 311. 11: 316(076) ббк 60. 5
П27 Технологии исследований социальной жизни: учеб пособие / В. А. Передерий. – Краснодар: Кубгау, 2012. – 129 с

Справогное пособие для логопеда-практика удк 376 ббк 74. 3 Ш83 iconУчебное пособие 2014 г. Удк 000(000. 0) Ббк 00. 000 00000
Б00 Задания для активных методов обучения по теме «Профилактика девиантного поведения молодежи»: учебное пособие / науч ред к пед...

Справогное пособие для логопеда-практика удк 376 ббк 74. 3 Ш83 iconУчебно-методическое пособие Сургут, 2017 удк 004. 1082 ббк 32. 973. 202
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов бакалавров. В данном учебном пособии «Софт для учителей» у студентов развивается...

Справогное пособие для логопеда-практика удк 376 ббк 74. 3 Ш83 iconУчебное пособие Уфа 2013 удк 347. 254 Ббк 67. 401. 115
Чоу впо «Республиканская академия предпринимательства и дополнительного образования»

Справогное пособие для логопеда-практика удк 376 ббк 74. 3 Ш83 iconУчебное пособие Краснодар, 2014 г. Удк 658. 8 Ббк
Муратова А. Р. Управление продажами: Учебное пособие. Краснодар, 2014 г. – 110 с

Справогное пособие для логопеда-практика удк 376 ббк 74. 3 Ш83 iconУчебное пособие издание второе, исправленное и дополненное москва...
Г75 Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебное пособие. 2-е изд., испр и доп. М.: Юриспруденция, 2000. 304 с

Справогное пособие для логопеда-практика удк 376 ббк 74. 3 Ш83 iconУчебное пособие Москва Российский университет дружбы народов 2013...
Б 90 Основы риторики и коммуникации. Нормативный и коммуникативный аспекты современной риторики [Текст] : учебное пособие / М. Б....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск