Учебное пособие Краснодар 2012 удк 005. 311. 11: 316(076) ббк 60. 5


НазваниеУчебное пособие Краснодар 2012 удк 005. 311. 11: 316(076) ббк 60. 5
страница1/12
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»




В.А. Передерий
Технологии исследований социальной жизни

Учебное пособие

Краснодар

2012

УДК 005.311.11:316(076)

ББК 60.5

П27
Рецензенты:

доктор социологических наук, профессор КубГУ В.Н. Петров

доктор философских наук, профессор КубГАУ В.В. Шалин
Передерий, В.А.

П27 Технологии исследований социальной жизни: учеб. пособие / В.А. Передерий. – Краснодар: КубГАУ, 2012. – 129 с.

В учебном пособии дается общий обзор основных методов и тактик, представляющих собой конкретные стратегии процесса социологического исследования. Описаны специфические процедуры сбора, анализа и интерпретации данных, характерные для каждой из рассматриваемых техник, детально рассмотрены их сущность и классификация, производится анализ преимуществ и недостатков. В пособии содержатся консультативные материалы теоретико-прикладных основ научно-исследовательской студенческой работы, контрольные и проблемные задания по основным темам пособия, которые могут использоваться на аудиторных занятиях и при самостоятельном изучении студенческой аудиторией социологической науки. Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов высшей школы по дисциплинам «Общая социология», «Методика социологических исследований», а также по другим социально-гуманитарным дисциплинам, касающимся рассмотрения вопросов организации и проведения исследований, измерения и анализа данных.
УДК 005.311.11:316(076)

ББК 60.5


© Передерий В.А., 2012

© ФГБОУ ВПО «Кубанский
государственный аграрный университет», 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие…………………….…………………………………..4

Глава 1 Обоснование теоретико-методологических проблем в области социологических исследований……………………….6

    1. Социологическое исследование: сущность, виды. Предметная область изучения социальной жизни общества…….................6

    2. Современные институциональные подходы к исследованию социальной реальности в отечественной социологии…………...23

Практикум 1…………………………………………………...……40

Глава 2 Социологический анализ эмпирических данных социологического исследования………………………………..…45

2.1 Особенности технологий исследования социальной жизни общества…………………………...………………………….….…45

2.2 Программа социологического исследования. Инструкции по организации и проведению прикладных исследований для студенческой аудитории………………………………………………75

Практикум 2………………………………………………………...89

Послесловие…………………………………………………..…..94

Глоссарий (термины, соотносящиеся с методологией, методикой и техникой социологического исследования)…………………..96

Литература……………………………………..……...…………107

Приложения

Приложение 1. Профессиональный Кодекс социолога……..…108


Приложение 2. Памятка участникам социологического исследования……………………………………………………………....124

Приложение 3. Примерный перечень тем для студенческих исследований………………………………………………………..125

Приложение 4. Полевые документы опроса студенчества КубГАУ………………………………………………………………...126


ПРЕДИСЛОВИЕ
После выхода в свет нескольких работ, посвященных рассмотрению некоторых методических проблем в области социологических исследований («Качественная методология социологического исследования», «Методические рекомендации по подготовке и проведению социологического исследования», «Социология в понятиях: тематический глоссарий для студентов КубГАУ»), а также выхода в свет ряда информационных бюллетеней, освещающих результаты проведенных за последнее время эмпирических исследований. Тема о стратегии социологического исследования, процедуры проведения и организации исследований оказалась по-прежнему востребованной и актуальной как для старших исследователей (моих коллег) в области социологического знания, так и для молодого поколения в лице студенчества.

Вопросы лекций, касающихся раскрытия вопросов методологии научного знания, методики проведения социологического исследования, методических пособий, помогающих получить и разъяснить материалы, вызывающие трудность у студентов, были существенно мною пересмотрены и переработаны. Данное учебное пособие является продолжением изучения данной тематики и призвано показать и объяснить студентам вузов методологические проблемы интерпретативного подхода к эмпирическим данным в области социологии. В нем рассмотрены вопросы изучения общества как системы, различные научные школы, направления и парадигмы социологической науки, многочисленные методы, основные этапы развертывания прикладного социологического исследования, позволяющие современному молодому исследователю получить представление о социальной реальности. Сегодня современному студенту высшей школы несказанно повезло, ему представлены широкий выбор учебной, научной и справочной литературы в области изучения методологии социологического исследования, как на бумажных, так и электронных носителях, свободно взять в руки любой источник на прилавке магазина, в библиотеке, сети ресурсов Интернет и ознакомиться с интересующей его тематикой. Все эти источники призваны дать представления о самой процедуре, требованиях проведения прикладного социологического исследования, его основных документах. «Технологии исследований социальной жизни» имеет ряд преимуществ перед учебными материалами подобного рода. К ним относятся: авторский подход к изучению основных социологических методов, материалы, обобщающий опыт работы в плане проведения социологических исследований по различным направлениям социокультурной жизни среди студентов, материалы, представленные в виде практикумов для проведения практических (семинарских) занятий по общей социологии, библиографический анализ социологических текстов монографий, учебной и справочной литературы, вновь вышедшей в свет и недавно опубликованной социологической периодики в рамках методологии и методики социологического исследования.

Хочу выразить сердечную благодарность людям, увлеченным социологической наукой и плодотворно работающим над будущим социологии в различных её направлениях, которые своим трудом и упорством привлекают внимание молодежи, заражая своим энтузиазмом: В.Н. Петрову, А.А. Хагурову, В.В. Шалину. Заслуживают добрых слов и администрация Кубанского Государственного Аграрного Университета в лице ректората и учебного управления, которые не остаются равнодушными к изучению социологических проблем, внося изменения в учебные планы и штатное расписание вуза, выделяя дополнительные часы на исследования социальной жизни со стороны студенческой аудитории. И, наконец, отметить студенчество, которое не перестает удивлять нас своей активностью и пытливостью в вопросах ознакомления с социологическим знанием, проявляя настойчивость и творческий подход при проведении эмпирических исследований.

Глава 1

ОБОСНОВАНИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1.1 Социологическое исследование: сущность, виды. Предметная область изучения социальной жизни общества

Любая наука имеет две основополагающие особенности это язык (т.е. категориальный аппарат, терминология с помощью которого она объясняется) и методология (система основных процедур, приемов и способов, с помощью которых она добывает нужную ей информацию). Любое научное исследование представляет собой познавательную деятельность, которая направлена на получение новых знаний, информации, изучение научных проблем с помощью специальных методов. Отсюда, социологическое исследование является одним из способов развития знаний и решения множества социальных проблем при помощи науки.

Для лучшего понимания смысла и особенностей социологического исследования необходимо вспомнить о предмете и объекте социологического знания. Здесь мы отметим два момента. Во-первых, по мнению д.с.н. Тавокина Е.П., эксперта в области методологии социологических исследований, «Социология – наука об общих и специфических закономерностях развития и функционирования социальных систем, социальных институтов и общностей, на основе соответствующей эмпирической информации»1. В социологии для обоснования выводов привлекается конкретный эмпирический материал. Это одно из достоинств социологии, которое характеризует эту науку как управленческую. Во-вторых, цитируя д.ф.н., Кравченко А.И., специалиста в области основ социологического знания, «Социология единственная наука, знающая о том, что думает и чего хочет среднестатистический человек»2. Из этого следует, что социология - наука о социально-типичных явлениях, которая выявляет типичное мнение больших групп людей.

Другими словами, социологическое исследование – это совокупность последовательных этапов в деятельности социолога с целью изучения проблемных моментов социальной жизни, основанных на научной методологии и позволяющие систематизировать факты изучаемых социальных явлений или процессов.

Произведем классификацию социологических исследований с рассмотрением ключевых разновидностей исследований.

В зависимости от целей и имеющихся ресурсов (временных, финансовых, кадровых) выделяют теоретико-прикладные и прикладные.

Теоретико-прикладные исследования – исследования, направленные на решение актуальных крупных социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, связанные с углублением и приращением научного знания, с обнаружением новых социальных тенденций, напр., «Наркомания и молодежь». Основными чертами теоретико-прикладного исследования являются: размытость объекта и предмета исследования; оригинальность и нестандартность методических процедур; временные рамки исследования определяются социологом; результатом исследования выступает научная публикация.

Прикладные исследованияисследования, направленные на изучение и решение конкретных социальных проблем в конкретных условиях пространства и времени («здесь и сейчас»), напр., «Вопросы лидерства в студенческом коллективе». Основными чертами прикладного исследования являются: четкость в определении объекта и предмета исследования; использование уже готовых типичных методик, их адаптация; временные рамки определяются заказчиком исследования; результатом такого исследования выступает социально-техническая разработка.

В зависимости от состояния имеющихся знаний по проблеме исследования определяют разведывательные, описательные и аналитические социологические исследования.

Разведывательное исследование - исследование, применяемое в случаях, когда об изучаемой проблеме имеется самое общее и смутное представление с отсутствием материалов и литературы, т.е. это новая область знания или малоизученная проблема, напр., «Маргинализация социальных групп в современном российском обществе».

Описательное исследование – исследование со строгим описанием качественно-количественных значений изучаемой проблемы с уже имеющимися достаточными знаниями об объекте и предмете исследования, напр., «Российская молодежь: ценности, ориентации и человеческий капитал».

Аналитическое исследование – исследование с наличием глубоких знаний в изучаемой области исследования с выдвижением объяснительных аналитических концепций, направленных на выявление причинно-следственных связей и выхода на социально-технологические рекомендации, напр., «Анализ общественного мнения о деятельности органов власти в Краснодарском крае».

В зависимости от временной протяженности социологические исследования подразделяются на: точечные и повторные.

Точечные (разовые исследования)обследование одного или нескольких объектов, разработанные и производимые однократно, напр., исследование «Студент в учебном процессе» среди студентов, проводимое единожды среди студентов, обучающихся на первых курсах вуза.

Повторные исследованиясовокупность нескольких исследований по единой программе и инструментарию, проведенные последовательно через определенные промежутки времени, напр., то же самое исследование «Студент в учебном процессе» среди студентов, обучающихся на начальных курсах вуза, позже через 2-3 года на старших курсах обучения.

В зависимости от характера и периодичности среди аналитических исследований выделяют: трендовые, панельные и лонгитюдные исследования, которые проводятся в рамках единой генеральной совокупности или на аналогичных выборках с определенным интервалом во времени, имеющие своей целью анализ изменений, происходящих в изучаемой социальной группе. В свою очередь трендовые исследования подразделяются на:

- когортные трендовые исследования, ориентированные на изучение определенной возрастной группы (когорты), остающейся постоянной на всем протяжении повторных исследований;

- исторические трендовые исследования, ориентированные на изучение одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики, которая обследуется через определенные промежутки времени, напр., перепись населения.

Панельные исследования ориентированы на изучение не групповых особенностей определенной возрастной когорты, а на обследование одних и тех же индивидов по единой программе через интервалы, позволяющие максимально сохранить стабильность исследуемой совокупности по её величине и составу. Цель таких исследований: анализ динамики событий, люди меняются, а объекты (предприятие, вуз - остаются прежними).

Лонгитюдные исследования представляют собой вид повторных исследований. При которых в течение длительного периода изучают одних и тех же лиц по мере достижения обследуемой совокупности определенной стадии своего развития.

Повторный сбор информации может проходить в два, три, а иногда и более этапов, длительность интервала между начальной и повторной стадиями различна. Часто свойства самого объекта, цели исследования подсказывают временные интервалы для проведения повторных исследований3.

В зависимости от масштабности социологические исследования могут быть международными, общенациональными, межрегиональными, отраслевыми и локальными. Цель международных и межрегиональных исследований состоит в выявлении общего и специфического в изучаемых социальных явлениях или процессах, связанные с особенностями культуры, природы, истории, образа жизни и быта населения различных регионов одной страны.

В зависимости от формы проведения различают индивидуальные и групповые социологические исследования.

Выбор вида исследования зависит от множества факторов, к числу которых относятся: цель и основные задачи научно-практической целесообразности исследования, сущность и особенности изучаемых социальных явлений или процессов, навыки и возможности исследователей-социологов.

Для достижения высокой степени научности и значимости полученных результатов, при проведении социологического исследования социолог должен руководствоваться следующими принципами:

  1. объективности – научного непредвзятого отношения к исследуемому объекту;

  2. историзма – рассмотрение объекта исследования в неразрывной связи с предшествующими и современными моменту исследования фактами, событиями или процессами;

  3. сравнительного анализа – поиска и сравнения предмета исследования данного объекта с аналогичными объектами и предметами, выявление общего и особенного в них;

  4. системного анализа – изучения объекта исследования как системы.

Исследователь при проведении социологического исследования познает социальную реальность, присущие её причинно-следственные связи. На основе которых развивает социологическую теорию, формулирует социальные законы, дает практические рекомендации по решению конкретных социальных проблем.

Эмпирическое исследование – сбор и обработка первичных данных, проведенных по определенной программе, предоставляющих в распоряжение социолога достоверную информацию. Иногда его называют еще фундаментальным, т.к. оно проводится в соответствии с требованиями научных методов и направлено на подтверждение частной теории. Как правило, такое исследование проводится большим коллективом профессиональных социологов и занимает от 3 до 10 лет, напр., международные, общенациональные исследования, напр., «Мировой экономический кризис: решение и пути выхода».

В отличие от теоретико-прикладных эмпирические исследования проводятся не с помощью общенаучных методов, а с помощью конкретных социологических методов и опираются на статистический анализ.

Невозможно говоря о методологии и методике проведения социологических исследований избежать вопроса, касающегося раскрытия предметной области социологической науки. Это относится к тому, что предметом любой науки являются особенности, характерные черты и стороны объекта исследования, подлежащие изучению. Так как объектом социологического знания (то, на что направлен процесс познания) является общество, то здесь необходимо сразу сделать акцент, позволяющий внести ясность в отличительные особенности социологии, которые отделяют её от родственных наук, принадлежащих социально-гуманитарному знанию. Что позволяет рассматривать её одновременно в единстве наук, изучающих социальный мир, личность, культуру и общество, а также как науку, стоящую особняком от них, имеющей своеобразный предмет исследования, присущей ей одной, в отличие от истории, культурологии, философии, психологии, экономики, антропологии и других наук.

Согласно мнению российского социолога А.И. Кравченко, д.с. н, автора пятиуровневого общесоциологического знания и теории взаимосвязи основных социологических категорий, объектом исследования в социологии являются живые люди (респонденты). В качестве предмета (теоретической системы понятий) социологической науки им понимаются «мертвые абстракции, существующие в идеализированном пространстве»4. Под этим понимается, тот факт, что объектом социологии является общество как целостная система, состоящая из различных социальных групп, организаций, общностей (т. е социальный состав населения). Другой исследователь, мэтр российской социологии В.А. Ядов, известный российский социолог, д.с.н., пионер в области методологии социологических исследований в российском обществе указывает нам на то, что «предмет социологии не может быть стабильным, он находится в постоянном движении, развитии, как и сам процесс познания»5. Отсюда, изучение социальной реальности во всём её многообразии является мобильным, так как общество со всеми его проявлениями прогрессирует в зависимости от меняющихся потребностей общества, социальных запросов и многих других, как объективных факторов, так и субъективных факторов.

По мнению В.А. Ядова: «На протяжении полутора столетий в определении предмета социологии противоборствуют две тенденции, истоки которых в классической философской антиномии концептуально-теоретического и феноменологического подходов к анализу природных и общественных явлений».6 Он имеет в виду, что в социологии тесно развиваются и параллельно сосуществуют две теоретические парадигмы: макро - и микросоциологическая. Исследователи в области макросоциологии исследуют проблемы социума на фоне обширных глобальных систем, социальных структур, социальных явлений и процессов, социальных институтов, оперируя такими категориями как «общество», «культура», «глобализация», «идеология» и др., то есть общими генеральными понятиями. Исследователи в области микросоциологии изучают социальные проблемы, связанные с межличностным взаимодействием, социальным поведением индивидов, рассматривая социальные факты на фоне небольших социальных групп, работают с категориями «личность», «социальная интеракция», «мотивация», «стимул группового действия» и др., то есть частными категориями. Тем не менее, отметим, что понятие «социальное» присуще как одной, так и другой теоретическим парадигмам. Что, лишний раз указывает нам на мультипарадигмальность социологического знания и подчеркивает реализацию различных функций науки в зависимости от подходов в её изучении. При первом подходе (макросоциологическом) социология сближается с экономической теорией, политологией, демографией, рассматривая социологию как целый общественный организм с социальной и культурной системами, при втором (микросоциологическом) с социальной психологией, принимая социологию как науку о массовых социальных процессах и массовом поведении.

Социологическое мышление предполагает включенность в свою структуру индуктивного и дедуктивного типов социологии, которые в своем единстве, взаимозависимости и взаимодействии формируют в одинаковой степени социологическое знание. Без них невозможен полноценный научный анализ общества: индуктивный метод отталкивается от личности, дедуктивный от общества в целом. Нельзя сказать однозначно, с чего начинается социология, с изучения индивида или общества. И с того, и с другого в равной степени. Накапливая факты, опрашивая респондентов, ученый-социолог устанавливает эмпирическую закономерность через индуктивное обобщение, устанавливает типичность явления, его распространенность.7

Хотелось бы затронуть историографический аспект развития предмета социологии. В истории науки существует периодизация предметной области мировой социологии согласно М.Элброу, который выделяет в ней пять фаз такого развития. Первая фаза – универсализм, и её представитель французский социолог и общественный деятель О.Конт, проводящий параллель между социологическим знанием и биологической направленностью общественных процессов. Это классическая стадия, характерной чертой которой является понимание и объяснение происходящих в обществе социальных процессов, изменений как всеобщих, аналогичных универсальным закономерностям, существующим в природе.8 Прародитель социологии выделяет в качестве основных составляющих предмета социологии: социальную статику и социальную динамику, что делает социологическую науку похожей на естественно-физическую область научного знания. Вторая фаза – появление и развитие классических социологических теорий. Среди них рационалистические идеи немецкой социологической школы в лице М.Вебера, вопросы солидарности и коллективного сознания с акцентом на социокультурность французской школы в лице Э.Дюркгейма, цикличность и стадиальность общественного развития английской (британской) школы в лице А.Тойнби, а также становление других национальных школ (итальянской, русской, японской и т.д.). Всё это позволяет нам отметить противостояние социологических школ, которые боролись за господство на социологической арене.

Третья фаза – интернационализация социологии, столкновение двух идеологических направлений на международном уровне, обрамленное рамками марксистской социологии и концепции структурного функционализма (апологетами выступили американские социологи Т.Парсонс и Р.Мертон). Эволюционизм, рациональная организация общества против социального конфликта, противоречий как движущих сил общественного прогресса. Четвертая фаза – появление специфичных социологических школ в странах «третьего мира». Это напрямую связано с культурными традициями и особенностями народов развивающихся стран, по-своему объясняющие происхождение различных социальных процессов и изменений в них на их территориях, не разделяя основных положений со стороны западного подхода (страны Африки, Латинской Америки). Например, в Мексике, Никарагуа, Колумбии получает своё развитие и популярность социология «участвующего действия». Пятая фаза – период глобализации, объединения всех социологических школ, направлений, теоретико-методологических подходов для общего решения общечеловеческих гуманистических проблем. Таким образом, предметная область социологического знания в разных исторических условиях охватывает многообразие взглядов и суждений исследователей относительно центрального положения или основной категории в системе социологии. Этот вопрос до сих пор остается открытым и дискуссионным в научном социологическом сообществе.

Производственная, экономическая, политическая, демографическая, классовая структура общества, территориальные факторы, господствующие в обществе этические, моральные и духовные ценности в общих чертах составляют социальную структуру общества и определяют социальное поведение в нем индивидов. Социология стремится понять и объяснить поведение человека именно с помощью этих структурных и ситуативных факторов, произвести анализ деятельности социальных субъектов (индивидов, социальных групп, социальных организаций, социальных институтов, социальных общностей). Основные социологические категории, которые в совокупности своей составляют предметную область социологической науки и представляют собой категориально - понятийный аппарат социологии, имеют важное значение для изучения человеческого сообщества. Именно с их помощью рассматриваются основополагающие аспекты социальной действительности в рамках социологического анализа.

Выделим такие ключевые понятия и категории, которые помогут нам разобраться в предмете социологического знания, рассмотренные автором в совместном проекте с Ш.С. Аслановым «Социология в понятиях: тематический глоссарий»:

общество - это социальная организация, какой либо страны, совокупность людей, социальных групп и институтов взаимодействующих между собой;

социальная система - относительно жестко связанная совокупность основных элементов общества; совокупность социальных институтов;

социальная структура - внутреннее устройство общества или социальной группы; упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, социальных институтов и отношений между ними;

социальная общность - совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения и выполняющая ту или иную совместную деятельность;

социальный институт - это устойчивая система социальных взаимодействий направленная на удовлетворения общественных потребностей;

социальный статус - позиция индивида (или социальной группы) в обществе, обусловливающая определенный набор прав и обязанностей;

социальная роль - предназначенное в связи со статусом поведение в обществе;

социальная стратификация - расслоение составляющих конкретное общество людей на группы, слои, классы;

социальная организация - система отношений, объединяющих индивидов (групп) для достижения определенной цели;

социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм;

социальное действие поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы) в данном месте и в данное время. Здесь есть субъект (представитель определенной социальной группы), есть его действие (что именно он делает), есть ориентация на других, мотивация, цель, выбор средств достижения цели9.

Подытоживая сказанное, отметим, что более или менее полное определение предмета социологии попытался сформулировать кубанский социолог Ю.Г. Тамбиянц, он так представляет социологическую науку: «Социология изучает общие принципы функционирования и изменения социальных взаимодействий, в том числе конкретное общество как целостную систему социальных взаимодействий, выделяя повторяющееся, устойчивое в этих взаимодействиях в различных сферах общественной жизни»10. Исходя из этого, основным фундаментом социологического знания, согласно мнению данного исследователя, являются повторяющиеся социальные взаимодействия индивидов в социуме.

Однако, мнения российских исследователей современного этапа развития социологии неоднозначны в своих рассуждениях. Так, А.И.Кравченко в виде основополагающих социологических терминов выделяет понятия «социального статуса» и «социальной роли», которые являются исходными клеточками для развертывания категориального аппарата социологии и служат «статическим изображением предмета социологии»11. Интересно, что в данном русле отмечает В.А. Ядов, который в качестве ключевой основополагающей категории социологического анализа выделяет понятие «социальной общности» как «формы социальной организации индивида, формы бытия социального субъекта»12. Ж.Т. Тощенко, известный российский социолог, автор концепции «Социология жизни», в структуре социологического знания выделяет наличие четырех основных компонентов – теоретической социологии, состоящей из теоретико-методологического знания и эмпирической социологии, включающей в себя, в свою очередь, три уровня специальных социологических теорий, подразделяющихся на обобщающие (системные), основные и частные (конкретные)13. Так вот именно последние из них, т. е частные (конкретные) специальные социологические теории, по мнению Ж.Т. Тощенко целесообразно обозначать как предмет социологического анализа.

Заслуживает внимания рассуждения Качанова Ю.Л., главного научного сотрудника Института социологии РАН, д.ф.н., который выделяет в качестве условий и конечной цели социологической науки – социальную действительность. Социолог занимается изучением социальных вопросов, которые в прямом или косвенном значении имеют следствием изменение социальной действительности14. Он считает, что «точкой зрения» социологии является возможность упорядочивания социальных различий и событий, а именно различий в предмете исследования, что тем самым, представляет социологический опыт.

Теперь настало время поразмышлять, так какое же понятие является ведущим основополагающим в социологии, позволяющее нам наилучшим образом судить о её историческом предназначении, современном развитии и накоплении знаний об обществе. Ответ, очевиден, невозможно не согласиться с авторским видением обоих российских ученых социологов, и отметить то фундаментальное слово, которое как нельзя лучше само по себе указывает нам о его сущности и наполнении. Термин «социальное» является базовым для социологического знания, позволяет нам проследить и дать анализ деятельности социальных субъектов, реализующих свои цели, интересы и потребности в прошлом, настоящем и будущем времени и пространстве. Различия интересов, представлений и ориентаций индивидов, служащие средством для их объединения в небольшие или более крупные группы, позволяют нам изучать в зависимости от их позиций, занимающих в обществе, их этнические, национальные, классовые, экономические, политические, профессиональные, социокультурные особенности во всём своем многообразии.

Итак, социология как самостоятельная наука, имеющая собственный объект и предмет исследования, призвана осуществлять следующие, присущие социально-гуманитарной отрасли научного знания, функции: информационно-познавательную, практическую, управленческую, контролирующую, регулирующую, идеологическую, прогностическую, анализирующую и просветительскую. Теперь попытаемся кратко рассмотреть отдельно каждую из функций социологического знания, которые мы указали выше.

Совершенно очевидно, что социология, изучающая общественное устройство, социальную структуру, социальные явления и процессы, социальные изменения, дает целый свод знаний о состоянии и развитии всех жизненно важных и необходимых сфер деятельности общества и индивида. Практическая функция социологии находит свое применение в первую очередь в проведении прикладных социологических исследований, помогающим получать данные о состоянии социума, отслеживать изменения в сферах жизнедеятельности общества, изучаемых явлений и процессов, осмысливать реалии в сознании и поведении людей. Управленческая функция позволяет изучать ситуацию и настроение граждан в обществе, находить основные способы решения актуальных общественных проблем, социальных отношений, ставших предметом анализа социологической науки.

Вскрывать основные проблемные места и неблагополучие в социальной сфере призваны контролирующая, анализирующая и регулирующая функции социологической науки. Например, исследуя вопросы социально-экономического неравенства российского общества, были выявлены ряд проблемных моментов, свидетельствующие о глубоком неблагополучии в этой сфере, среди них: наркомания, алкоголизм, психические заболевания, бездомность, детская беспризорность, проституция и др. Так вот социология не только исследует такого рода проблемные места, предоставляя конкретные результаты и данные общественности, научному сообществу и властным структурам, но и позволяет навести общественный порядок в них с помощью всё тех же субъектов гражданского общества. Диагностируя социальные проблемы, мы изучаем состояние социальных объектов с целью выявления отклонений и нарушений его нормального функционирования и развития. Происходит анализ конкретной социальной ситуации, изучение обусловленного ею поведения определенных групп людей.

Необходимо отметить прозорливость и мудрость социологии как науки в плане осуществления ею прогностической функции, которая позволяет получать реальные данные о состоянии общества не только в настоящий момент времени, но и предполагать получение определенных результатов через какой-то промежуток времени, прогнозируя на ближайшую перспективу некие изменения в той или иной исследуемой социологами области.

Социология является, по своей сущности зеркальным отражением тех настроений и состояния социальной жизни конкретного общества, с присущими ему особенностями развития и отличительными чертами. Это заключается в выполнении ею таких функций как просветительская и идеологическая. Просветительская функция освещает и знакомит общество с наиболее важными и ключевыми, а вместе с тем сложными, трудными задачами и проблемными областями социальной реальности. Идеологическая же функция представляет целесообразным осуществление и нахождение путей решения этих задач, с помощью различных вариантов исходя из ценностных ориентаций, социокультурных установок, представлений и взглядов, разделяемых различными социальными группами. Из всего выше сказанного напрашивается вывод, что социология является универсальной наукой, многоуровневым знанием, чья предметная область исследования не ограничивается узким изучением одной из сфер общества, а наоборот, нацелена на исследование вопросов всестороннего и широкоохватного анализа общества как целостной социальной системы.

Перечисляя список ключевых функций, которые выполняет социологическая наука, всюду всплывают упомянутые нами термины «проблемные моменты», «актуальные общественные проблемы», «проблемные области», «важные социальные проблемы». Общеизвестно, что в процессе развития любого общества возникают множество проблем, вызванных как объективными, так и субъективными факторами, которые имеют общесоциальный, групповой и индивидуальный характер. Они пересекаются, взаимопроникают, вызывая к жизни другие, подчас более сложные, проблемы, что чаще всего нарушает привычные жизненные устои, сложившиеся жизненные стандарты и правила поведения, приводит к новым формам социального взаимодействия и порождает потребность в их целенаправленном разрешении15.

В истории науки различают два типа проблем: гносеологические (познавательные), связанные с превращением незнания в знание, с разработкой нового инструментария познания, расширением границ познания и предметные (организационные, социальные), представляющие собой противоречие между желаемым и действительным, между существующим и должным, требующие усилий со стороны общества для их разрешения. Оба типа проблем независимо от характера и направленности, форм и предметной области, решаются социологической наукой.

В последние годы на Западе было сформировано и получило своё распространение научное направление «Социология социальных проблем», в рамках данного социологического направления обозначены две традиции: первая связана с трактовкой социальных проблем на основе силового конфликта (творчество К. Маркса, Р. Дарендорфа, Р. Миллса, которые исследовали роль социального неравенства, классовой борьбы, власти в функционировании и развитии капиталистического обществе); вторая исходит из идеи социального порядка, рассматриваемого в качестве основы благоприятного социального развития, она базируется на принципах социального равновесия, согласия, порядка, стабильности, консенсуса и рассматривается как одно из необходимых условий существования социальной системы. В рамках данной традиции сформированы три основных подхода: функциональный (Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Нисбет), конфликтно-ценностный (К. Кэйс, В. Валлер, Р. Фуллер, Р. Мюес) и нормативный (Э. Лемерт).

Что касается социологов, то им отводится роль экспертов, оценивающих адекватность стандартов и нормативов согласно существующим в социуме социальных условий. Согласно мнению Г.В. Осипова, «только то общество имеет возможность сохранить свою идентичность и исторические перспективы, которое окажется способным конструктивно решать социальные проблемы»16. На наш взгляд, исследование социальных проблем должно включать в себя изучение поведения людей, их взаимодействия и отношений в реальных жизненных ситуациях. Необходимо изучать социальные противоречия и ведущие тенденции их разрешения в конкретных условиях социальной реальности, поэтому изучение социального положения различных групп людей, их интересов и конкретных действий в контексте объективно обусловленных социальных изменений должно являться основой моделирования социальных проблем. В сложившихся условиях глобального мирового экономического кризиса, нововведениями в области высоких технологий, роста научно-технический инноваций, социология способна производить анализ и точные расчеты, касающиеся социальных последствий современного мира, регулировать развитие социальных процессов в интересах личности и социума. В качестве ключевого метода исследования социальных проблем могут стать диагностика и мониторинг как разновидность системного анализа (под диагностикой социальных проблем понимается прикладное социологическое исследование состояния социального объекта с целью выявления отклонений или нарушений его нормального функционирования и развития). Она включает в себя анализ конкретной социальной ситуации, изучение поведения определенных групп людей, выявление на этой основе социальных проблем. Кроме диагностики могут применяться и другие социологические методы: социальное моделирование, методы выборки и шкалирования, парных сравнений, измерение и др.

Социальное поведение, социальные действия и взаимодействия индивидов с присущим им социальной неоднородностью (в зависимости от их возможностей, таланта или положения в обществе, т. е социального статуса) вносят изменения в систему окружающей среды, построение различного уровня государственных, экономических, технологических, политических, экологических, образовательных, социальных и других структур. Тем самым, конструируют социальную реальность, которая является решающим фактором, воздействующим на сознание и поведение различных социальных групп17. Социальная реальность включает в себя: результат социальных действий индивида, последствия этих действий (социальные группы, социальные организации, социальные институты, ценности и идеалы), обратное воздействие этих групп и организаций на индивидуальное и групповое поведение. Отсюда, социальная реальность это неразрывное единство социальной динамки (деятельности и её социальных изменений) и социальной статики (социальной структуры). Г.В.Осипов, известный российский социолог, выделяет в качестве одной из основных задач социологической науки - исследование отношений между социальной деятельностью людей и той социальной реальностью, которая является результатом этой деятельности, с одной стороны, и обратным воздействием этой социальной реальности на человека, его социальные отношения, с другой стороны.

Именно социология сегодня имеет возможность понять смысл и закономерности социальных действий человека, включенного в самые различные общности и группы, который способен принимать важные социально-значимые решения для себя и общества в целом. Таким образом, мы плавно подошли к рассмотрению одного из аспектов анализа социальной жизни общества - социальной реальности, где действующие личности социальной системы выступают одновременно в качестве объекта и субъекта социальной реальности.

1.2 Современные институциональные подходы к исследованию социальной реальности в отечественной социологии

Термин «социальная реальность» используется исследователями в подчеркивании той особой среды, в которой осуществляются социальные действия и взаимодействия индивидов. В социологии этот термин был введен французским деятелем Э.Дюркгеймом (sui generis) и дословно означал «особая реальность» с четким указанием несводимости и невыводимости её основных законов из логики развития других реальностей (физической, биологической, психической). Социальная реальность можно рассматривать в двух вариантах: в широком смысле - это всё общество, вся общественная жизнь индивидов, в узком (социологическом) смысле – свойство общественного бытия, связанного человеческим взаимодействием на различных уровнях (личность, социальная группа, общество в целом).18

Под «социальной реальностью» понимается всё то, то создано и сотворено человеком в результате его разнообразной деятельности в социуме. Этот термин и на сегодняшний день в отечественной социальной науке остается не до конца изученным и его подлинно научное понимание находится на стадии своего формирования. Чтобы разобраться и иметь четкое представление о социальной реальности необходимо найти идентичные и схожие по значению термины, которые помогут раскрыть значение данного понятия. К ним можно отнести понятия «социальная жизнь», «социальное поле», «социальное пространство», «социальная среда», в своей совокупности они представляют возможность научно проанализировать ряд проблем социальной жизни.

Социальная реальность – это аналитически вычленяемая из всех явлений, охватывающих жизнедеятельность людей, система действий и взаимодействий между людьми.19 Она погружена в материально-вещественные объекты, но развивается по собственным особым законам социокультурного мира. По А.Г. Эфендиеву, социальная реальность является миром культурных объектов и социальных институтов, где каждый из индивидов должен найти своё место и наладить взаимоотношения с другими людьми в процессе жизнедеятельности, которая переплетена невидимыми нитями различного рода обязательств, норм, правил, принципов, ожиданий, предписаний, требований. Картина мира, которая описывает социальную реальность, зиждется на основе социальных, а не материальных или физических отношений. Парадоксальность социальной реальности обусловлена собственно самой природой «социальности», а именно: реализуется с помощью символически-культурной коммуникации, подвержена логике согласования, координации, кооперации и коллективности, основана на систематических регулярных связях, зависимостях, отношениях и взаимодействиях социальных субъектов. Таким образом, социальная реальность в социологическом плане представляет собой человеческий мир как реально существующий, так одновременно, существующий и в мире сознания, идей, мыслей (то есть имеющий теоретическую и практическую основу).

Качества человека (трудолюбие, усердие, совестливость, серьезность, оптимизм, целеустремленность, решительность), его знания и умения, убеждения, идеалы, взгляды, поведение, контакты имеют социальный характер, так как ориентированы на других людей (их понимание и принятие) и, в совокупности своей, представляют социальную реальность. По М.Веберу, который являлся автором теории социального действия, социолог должен изучать только рациональное поведение людей, когда человек действует сознательно, четко, твердо осмысливает цели и мотивы своих поступков, принимая решения без давления чувств и эмоций. Иначе говоря, понимание собственных мотивов поведения строится на способности человека сопереживать, сочувствовать.20 Социальная реальность сопряжена с социальными отношениями, в которых задействованы несколько человек с привлечением культурной компоненты, представленной в виде некоего идеала, традиции, обычая, ценностей. В такие отношения вовлечены социальные институты или организации путем опосредования существующими законами и нормами, то есть идеальными посредниками между людьми будут являться общественные институты с их назначением в социуме.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Учебное пособие Краснодар 2012 удк 005. 311. 11: 316(076) ббк 60. 5 iconУчебное пособие Краснодар, 2014 г. Удк 658. 8 Ббк
Муратова А. Р. Управление продажами: Учебное пособие. Краснодар, 2014 г. – 110 с

Учебное пособие Краснодар 2012 удк 005. 311. 11: 316(076) ббк 60. 5 iconУчебно-практическое пособие Бузулук 2014 удк 347. 73/76 ббк 67. 404....
Учебное пособие предназначено для студентов направления подготовки «Юриспруденция» (квалификация бакалавр) удк 347. 73/76

Учебное пособие Краснодар 2012 удк 005. 311. 11: 316(076) ббк 60. 5 iconУчебное пособие издание второе, исправленное и дополненное москва...
Г75 Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебное пособие. 2-е изд., испр и доп. М.: Юриспруденция, 2000. 304 с

Учебное пособие Краснодар 2012 удк 005. 311. 11: 316(076) ббк 60. 5 iconУчебное пособие часть III москва Аквариус «ВитаПолиграф» 2010 удк 69 ббк 38. 2

Учебное пособие Краснодар 2012 удк 005. 311. 11: 316(076) ббк 60. 5 iconУчебное пособие Москва Российский университет дружбы народов 2013...
Б 90 Основы риторики и коммуникации. Нормативный и коммуникативный аспекты современной риторики [Текст] : учебное пособие / М. Б....

Учебное пособие Краснодар 2012 удк 005. 311. 11: 316(076) ббк 60. 5 iconУчебное пособие 2014 г. Удк 000(000. 0) Ббк 00. 000 00000
Б00 Задания для активных методов обучения по теме «Профилактика девиантного поведения молодежи»: учебное пособие / науч ред к пед...

Учебное пособие Краснодар 2012 удк 005. 311. 11: 316(076) ббк 60. 5 iconУчебное пособие Уфа 2013 удк 347. 254 Ббк 67. 401. 115
Чоу впо «Республиканская академия предпринимательства и дополнительного образования»

Учебное пособие Краснодар 2012 удк 005. 311. 11: 316(076) ббк 60. 5 iconУчебно-методическое пособие Красноярск сфу 2012 удк 625. 7: 338(075) ббк 65. 315. 373
Г12 Экономика отрасли (Экономика дорожного строительства): учебно-методическое пособие [Текст] / сост. В. В. Гавриш, Е. В. Гуторин....

Учебное пособие Краснодар 2012 удк 005. 311. 11: 316(076) ббк 60. 5 iconУчебно-методическое пособие Красноярск сфу 2012 удк 625. 7: 338(075) ббк 65. 315. 373
Г12 Экономика отрасли (Экономика дорожного строительства): учебно-методическое пособие [Текст] / сост. В. В. Гавриш, Е. В. Гуторин....

Учебное пособие Краснодар 2012 удк 005. 311. 11: 316(076) ббк 60. 5 iconСборник статей молодых ученых Таганрог, 2009 удк 316. 77: 001. 8...
«Медиаобразование и медиакомпетентность»: Всероссийская научная школа для молодежи

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск