Скачать 0.78 Mb.
|
Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Государственное учреждение Департамента семейной и молодёжной политики города Москвы Городской Центр профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних «Дети улиц» Гыбина Л.Н., Котов Ю.Б., Скриниченко Т.И., Стребейко О.Э. «Справочник органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации индивидуально-профилактического сопровождения комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав подростков, вступивших в конфликт с Законом» Москва 2011 год «Справочник органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации индивидуально-профилактического сопровождения комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав подростков, вступивших в конфликт с Законом» Авторы: Гыбина Л.Н. - директор ГУ «Городской центр по профилактике безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних «Дети улиц», член Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Котов Ю.Б. – ответственный секретарь Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, доцент кафедры «Философия и право» МГАУ им. В.П. Горячкина Скриниченко Т.И. – специалист по социальной работе с молодежью ГУ «Городской центр по профилактике безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних «Дети улиц» Стребейко О.Э. - специалист Межрайонного Центра «Дети улиц» САО г.Москвы, член комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Бескудниковского района города Москвы, инспектор Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Методические рекомендации одобрены Экспертно-консультативным Советом при Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав С Городской Центр “Дети улиц”, 2011 г. Введение Все отклонения в поведении несовершеннолетних — безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, имеют в своей основе один источник — социальную дезадаптацию. Оптимальная среда для полноценного развития ребенка — это родная семья, её отсутствие всегда травма для ребенка, поэтому основные усилия должны быть направлены на работу с семьей, сотрудничество с ней, поиск совместных решений возникающих проблем. Только в том случае, если все меры, принятые в отношении семьи, оказались безрезультатными и дальнейшее продолжение работы с ней не представляется возможным, рассматривается вопрос об изъятии ребенка, создании реабилитационной среды вне родной семьи. Социально дезадаптированный ребенок, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие и самореализацию в обществе грубо нарушены. Даже в том случае, когда он сам становится правонарушителем, это лишь способ, которым он дает обществу знать о своих нарушенных правах. И это может стать сигналом для начала реабилитации. Только в этом случае можно надеяться, что подобные проявления больше не повторятся. Индивидуальное социально-психологическое сопровождение несовершеннолетнего, находящегося в конфликте с Законом, осуществляется на основании: 1. Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «п. 4 статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации… Если ребенок, с участием которого или в интересах которого осуществляется правоприменительная процедура (действие), нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру (действие), независимо от предмета рассмотрения, сообщает в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер и просит уведомить его о предпринятых действиях». 2. Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 3. Требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации к материалам дела в отношении несовершеннолетних. «Глава 50. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Статья 421. Обстоятельства, подлежащие установлению. При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним устанавливаются: 1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения; 2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности; 3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц». Закон требует выявить биологические, психологические, социальные и духовные (мировоззренческие) предпосылки формирования личности несовершеннолетнего правонарушителя. 1. Метод непрерывного социального сопровождения несовершеннолетних Главной методикой, используемой в рамках ювенальных технологий, является методика «кейс-менеджмент» - непрерывное индивидуальное социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних, совершивших асоциальные проступки, правонарушения и преступления. Данная методика доказала свою эффективность на практике. «Кейс-менеджмент»: - это работа со случаем («кейс» - «случай»); - это совокупность выстроенных в определенной последовательности действий, направленных на снижение риска совершения повторного правонарушения/преступления. Специалисты Центров «Дети улиц», используют методику «кейс-менеджмент», проводя:
Они также:
«Кейс-менеджмент» можно условно разделить на четыре стадии:
Основными инструментами специалистов являются:
Данные инструменты были разработаны на основе принципов индивидуального социально-психологического сопровождения. МЕТОДОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
2. «КЕЙС-МЕНЕДЖМЕНТ» НА ДОСУДЕБНОЙ СТАДИИ В системе Центров «Дети улиц» функции кейс–менеджера выполняют специалисты ювенальных секторов, осуществляющие социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом. Принятие дела в работу. Руководитель ювенального сектора Центра «Дети улиц», получив информацию из правоохранительных, судебных органов, учреждений системы профилактики города Москвы о несовершеннолетнем, вступившим в конфликт с законом, поручает специалисту сектора провести социальное расследование и заполнить Карту социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего (КСПС) на этого подростка. С момента принятия дела несовершеннолетнего начинается процесс его непрерывного социального сопровождения. Специалист отвечает за него на протяжении всего периода, пока он остается несовершеннолетним и находится в системе уголовного правосудия. Независимо от того, какое решение будет принято в отношении несовершеннолетнего следственными органами, прокуратурой и судом, ответственным за координацию реабилитационной работы с ним является специалист. Получив поручение, специалист заводит папку «Дело несовершеннолетнего» (далее «Дело»), и таким образом берет его на индивидуальное сопровождение. В «Дело» регулярно вносится вся информация о несовершеннолетнем, начиная с заполнения КСПС и прилагающихся документов, собранных в ходе социального расследования. Одновременно с «Делом» ведется электронная база данных на несовершеннолетнего, который взят на сопровождение. Специалист обязан иметь отдельный файл в базе данных, включающий следующую информацию:
Примерные сокращения для использования при ведении электронной базы данных: ТЗ – телефонный звонок; ВО – встреча в офисе; ДП – домашнее посещение, ДСК – дата следующего контакта; КСПС – карта социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего; Н/Я – неявка; НУП – нарушение условий приговора; НЛ – несовершеннолетний; СП – специалист по социальному сопровождению несовершеннолетнего; СЛ (ДЗ) – следователь (дознаватель), ведущий уголовное дело несовершеннолетнего; ОРВ – оценка рисков и возможностей; ИПР - индивидуальная программа реабилитации. Составление карты социально-психологического сопровождения на несовершеннолетнего (КСПС). «Кейс-менеджмент» на стадии подготовки КСПС до вынесения приговора состоит из:
С письменного согласия родителей или законных представителей несовершеннолетнего специалист выясняет обстоятельства жизни, воспитания несовершеннолетнего (посредством запросов соответствующей информации, посещений места жительства подростка, личных встреч с представителями учреждений и заведений), исследует особенности его личности (для этого в обязательном порядке проводит личные встречи с несовершеннолетним), определяет причины и условия, приведшие к совершению преступления, вносит собранные данные и результаты обследований в КСПС. Специалист в ходе социального расследования может придти к выводу о необходимости привлечения сторонних лиц – экспертов, психолога, врача - для получения дополнительных сведений о личности несовершеннолетнего. Психолог может привлекаться для проведения психологической диагностики личности несовершеннолетнего. Результаты психологического обследования используются при заполнении КСПС. Специалист обязан составить КСПС на несовершеннолетнего в срок до 20 рабочих дней с момента взятия его на социально-психологическое сопровождение. Оценка рисков и возможностей. На основе информации, представленной в КСПС, специалист заполняет форму ОРВ: определяет уровень риска совершения повторного преступления; ресурсы личности несовершеннолетнего; рекомендуемую степень интенсивности сопровождения. Также на основе результатов ОРВ разрабатывает проект индивидуальной программы реабилитации на досудебный период. Разработка и реализации ИПР на стадии следствия и судебного разбирательства. Необходимость разработки ИПР и включение несовершеннолетнего в реабилитационные мероприятия продиктованы практикой деятельности специалистов МЦ «Дети улиц». Анализ случаев повторных преступлений и правонарушений несовершеннолетними, над которыми осуществлялось сопровождение, показал, что подавляющее их большинство совершено в период следствия и судебного разбирательства. В период следствия и судебного разбирательства несовершеннолетние содержаться либо в СИЗО, либо дома без права выезда. Разработка ИПР и направление несовершеннолетнего на прохождение реабилитационной программы могло бы послужить альтернативой помещению его в СИЗО. В этом случае несовершеннолетний был бы вовлечен в реабилитационные мероприятия в наикратчайшие сроки после совершения преступления. Реабилитационные мероприятия в этот период особенно эффективны. Несовершеннолетние, а также их родители/ законные представители испытывают наиболее сильную мотивацию на исправление в период до вынесения приговора. Такая мотивация сохраняется еще в течение 6 месяцев - 1 года. В случае продолжительного нахождения в закрытых учреждениях происходит процесс адаптации и привыкания к условиям и традициям подозреваемых (осужденных). Длительность срока содержания под стражей отрицательно влияет на процесс исправления. При нахождении подростка дома, он, как правило, не вовлечен в реабилитационные мероприятия. Дома подростки не воспринимают серьезность возможных последствий совершения преступления. Необходимо включать и такого несовершеннолетнего в реабилитационные мероприятия в кратчайшие сроки с момента совершения преступления. Это открыло бы новые возможности для использования примирительных процедур и прекращения дел. После сбора необходимой информации, составления КСПС, оценки ситуации подростка по форме ОРВ, специалист по пробации составляет проект ИПР. Для обсуждения и принятия ИПР на базе КДН и ЗП проводится конференция специалистов, на которую приглашаются все предполагаемые участники ИПР, эксперты и другие лица, присутствие которых считается необходимым. На конференции специалист ювенального сектора Центра «Дети улиц» доводит до сведения всех присутствующих обстоятельства дела несовершеннолетнего, информацию согласно КСПС, результаты оценки по форме ОРП. Он также предлагает проект ИПР к обсуждению и просит предполагаемых исполнителей мероприятий ИПР высказать свое мнение по поводу планируемых мероприятий, сроков, ответственных лиц. Определяются формы отчетности и контроля выполнения мероприятий. Конкретизированная и принятая на конференции ИПР утверждается председателем районной КДН и ЗП. Специалист по пробации вписывает ИПР в КСПС, содержащуюся в папке «Дело несовершеннолетнего». Копии ИПР направляются конкретным исполнителям мероприятий. Позже на стадии судебного разбирательства специалист по пробации информирует судью о результатах реализации ИПР и реагировании подростка на её мероприятия. В КСПС заполняется раздел о реализации мероприятий ИПР. |
Государственное учреждение Департамента семейной и молодёжной политики города Москвы | Председатель комиссии, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития | ||
... | ... | ||
Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Чеченской Республики решения о допуске... | Организация учета несовершеннолетних в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав | ||
Черкашина Т. А. заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве | Городской Центр по профилактике безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и спида среди несовершеннолетних | ||
... | «Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: эффективные услуги, технологии, методики работы» |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |