Методические рекомендации «Взаимодействие комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с религиозными организациями в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Москва 2011 год


НазваниеМетодические рекомендации «Взаимодействие комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с религиозными организациями в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Москва 2011 год
страница1/5
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Московская городская межведомственная комиссия по делам

несовершеннолетних и защите их прав
Государственное учреждение

Городской Центр по профилактике безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних

«Дети улиц»

Департамента семейной и молодежной политики города Москвы
Котов Ю.Б., Ряжапов Н.Х., Стребейко О.Э.

Методические рекомендации

«Взаимодействие комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с религиозными организациями в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Москва

2011 год

Методические рекомендации «Взаимодействие комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с религиозными организациями в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Авторы:
Котов Ю.Б. – ответственный секретарь Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, советник Управления заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по социальной политике, доцент кафедры «Философия и право» МГАУ им. В.П. Горячкина
Ряжапов Н.Х. - ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района Куркино, кандидат философских наук
Стребейко О.Э. - специалист Межрайонного Центра «Дети улиц» САО г.Москвы, член комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Бескудниковского района города Москвы, инспектор Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Методические рекомендации одобрены Экспертно-консультативным Советом при Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

с Городской Центр “Дети улиц”, 2011 г.

Введение
Процесс воспитания - это непрерывный, комплексный процесс. Нельзя заниматься воспитанием гражданственности, патриотизма без духовно-нравственного начала и наоборот.

Институты гражданского общества, наши многочисленные религиозные организации, работающие с детьми, подростками и молодежью, проводят целенаправленную деятельность и учат подрастающее поколение различать добро и зло.

Сегодня зло широким потоком обрушается с газетных, журнальных и книжных страниц, с экранов телевизоров, с рекламных щитов на перекрестках. Можно ли защитить нашу молодежь от этого негативного воздействия? Защитить от пагубного влияния средств массовой информации и выработать у них иммунитет к разрушительной пропаганде негативных явлений.

Прежде всего, это можно сделать, проводя просветительскую работу среди подростков. Занятость и стимулирование творческой и деловой активности - верный путь к приобщению детей, подростков и молодежи к социально активной жизни, к воспитанию гражданственности, нравственности.

Религиозные объединения регулярно проводят в Москве массовые мероприятия. Многие эти мероприятия носят регулярный, ежегодный характер. Это, прежде всего главные религиозные праздники основных конфессий, сопровождаемые массовыми богослужениями, и государственно-церковные мероприятия, как, например, празднование «Дня Славянской письменности и культуры», церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь», Рождественские чтения, ежегодная межконфессиональная выставка «С верой, надеждой, любовью в третье тысячелетие».

Большим вкладом в формирование толерантного сознания, профилактике ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости является проведения на базе Московского городского дворца детского (юношеского) творчества по инициативе Фонда поддержки образования «Ноосфера» и содействии Правительства Москвы детского Фестиваля «Команда толерантность», посвященного Дню России. В работе Фестиваля приняли участие представители религиозных конфессий Москвы: православной, мусульманской, иудейской и буддистской. В рамках праздничных мероприятий была организована станция «Религии мира», где юные участники Фестиваля ознакомились с крупнейшими мировыми религиями.

Многие религиозные организации, помимо своей основной уставной деятельности, занимаются благотворительной деятельностью и социальным служением.

Религиозные организации реализуют свои социальные программы по поддержке незащищенных категорий граждан, взаимодействуя с центрами социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалистами в сфере опеки и попечительства.

Некоторые монастыри и храмы Русской Православной Церкви работают с детьми, организуя приюты и воскресные школы. Так в Покровском ставропигиальном женском монастыре и Марфо-Мариинской обители милосердия имеются приюты для девочек сирот и из неблагополучных семей. При многих православных общинах действуют воскресные школы. Активно занимаются работой с детьми и молодежью и мусульманские, иудейские, буддийские и протестантские религиозные организации. К примеру, в еврейском Центре образования «Бейт Швидлер» проводятся конкурсы и фестивали еврейского искусства.

На базе социальной гостиницы «Марфино» осуществляется сотрудничество и взаимодействие с представителями Католического центра «Каритас Архиепархии Божией Матери в Москве», сотрудники которой проводят регулярные занятия психологической поддержки и арттерапии с бездомными гражданами.

Волонтерами Благотворительного Фонда «Пища жизни» Московского общества сознания Кришны активно занимаются долгосрочными социальными проектами по поддержки малоимущих, необеспеченных слоев населения и людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях.

Важным средством предотвращения возникновения межконфессиональной напряженности, профилактики ксенофобии и формирования толерантного сознания у молодежи является информирование специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав о разных конфессиях, об их вероучении, истории и т.п.

На территории Москвы в настоящее время проживает более ста наций и народностей, представляющих более 50 различных конфессий и вероисповедных направлений.

Правительство Москвы проводит политику, направленную на совершенствование взаимодействия и сотрудничества с религиозными объединениями и организациями по всем основным вопросам жизнедеятельности населения города.

Одной из самых острых проблем сегодня является противоправное поведение несовершеннолетних. Ежегодно в Москве за совершение различных правонарушений в органы внутренних дел доставляются более 72 тыс. подростков, из них почти 1,5 тыс. привлекаются к уголовной ответственности за совершение преступлений.

Противоправное поведение подростков является следствием целого комплекса криминогенных факторов, имеющих социально- демографическую, нравственно-психологическую и правовую природу.

Социальную адаптацию несовершеннолетних правонарушителей осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав во взаимодействии с различными институтами гражданского общества. Наибольшим потенциалом и авторитетом среди общественных институтов Москвы, способных оказать положительное воздействие на несовершеннолетних правонарушителей, обладают религиозные организации, представляющие традиционные для России конфессии.

В наиболее уязвимом социальном положении находятся несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы. Учитывая указанное обстоятельство, при воспитательных колониях созданы и работают попечительские советы, в состав которых входят представители субъектов профилактики, традиционных конфессий, общественных организаций.

Социальная адаптации несовершеннолетних, возвращающихся из воспитательных колоний, будет более успешной, если комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав будут проводить эту работу в тесной координации с традиционными религиозными организациями.

Происходящие в российском обществе изменения серьезно влияют на функционирование института семьи, что выражается в депопуляционных процессах, в увеличении числа неполных и проблемных семей, росте безнадзорности и социального сиротства, других негативных явлениях.

Необходимым объединить социально-экономические и информационно-просветительские меры государства по повышению рождаемости, оздоровлению семейных отношений и защите прав детей с духовно-воспитательной работой религиозных организаций, направленной на возвращение к традиционным духовным ценностям, среди которых семья и дети занимают одно из ведущих мест.

В настоящем методическом пособии приведены отдельные данные об одной из самых многочисленных конфессий нашего города - мусульманские общины.

Учитывая прошедшие массовые волнения молодежи в 2010г., специалисты комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел для более эффективного результата профилактической деятельности должны учитывать специфику менталитета несовершеннолетних, причисляющих себя к одной из самых массовых мировых религий, иметь хотя бы минимально необходимые знания в этой области.

В России исторически исповедуют ислам представители 38 национальностей и народностей. Крупнейшими мусульманскими этносами Российской Федерации являются: татары - свыше 5 млн. (около 4% численности населения РФ, второе место после русских); башкиры – свыше 1 млн.; чеченцы – около 1 млн.; аварцы – свыше 0,5 млн.; кабардинцы – свыше 360 тыс.; даргинцы – около 300 тыс.; лезгины – свыше 200 тыс.; ингуши – свыше 170 тыс.; карачаевцы – около 140 тыс.; лакцы – около 100 тыс.; балкарцы около 80 тыс. человек. Кроме того, в России проживают свыше 1 млн. азербайджанцев, до 1 млн. казахов, а также десятки тысяч узбеков, киргизов и таджиков.

Наряду с этим среди некоторой части мусульман в Центральной России и на Северном Кавказе в последнее время получил распространение религиозный фундаментализм (ваххабизм), который активно используется международным терроризмом в качестве идейной основы для достижения своих политических целей и активно «докатывается» до Москвы.

Если ребенок – мусульманин не уроженец города Москвы, а тем более, если он гражданин другого государства, в первые дни в Москве, у него рушатся привычные стереотипы, сложившиеся в условиях семьи, его страны. Многие вещи ему кажутся странными и не обычными. Имеющиеся в городе традиции, людей, как правило, другой национальности и веры, требуют от мальчика делать то, что дома делалось женщинами, - убирать жилые помещения, мыть посуду, полы. Тяжелый и грязный труд нарушает сложившиеся представления и стереотипы о социальном статусе мужчины, традиционализме отношений, заложенных в мусульманской семье. Это вызывает протест, желание с помощью веры вернуть привычный образ жизни, обосновать свой личный отказ выполнять так называемую «женскую работу» необходимостью соблюдения требований религиозных догматов.

При неумелой организации повседневной деятельности, процесса воспитания и обучения проблемы взаимоотношений в школьном коллективе, во дворе могут оказать существенное влияние на морально-психологическое состояние ребенка, уровень его знаний, состояние правопорядка и дисциплины. Кроме того, у многих окружающих людей (не только сверстников, но и у людей взрослых) существует множество заблуждений и предрассудков относительно традиционного ислама.

Исламская религия функционирует в общественной жизни России более 500 лет. Ислам всегда воспитывал в мужчине дух борца, воина, рассматривал защиту Отечества, интересы государства, заботу о его безопасности как одну из важнейших обязанностей человека перед Аллахом, как дело благородное и достойное настоящего мужчины. Потенциал исламских организаций пока недостаточно используется в патриотическом воспитании молодежи, в формировании у них готовности отстаивать интересы Российской Федерации там, где это необходимо, защищать страну от возникающих опасностей и угроз. Опираясь на религиозные убеждения, каждый сотрудник органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних может и должен использовать позитивный потенциал исламской религии.

1. Общие подходы и особенности общения с несовершеннолетними, исповедующими ислам
Во всех формах воспитания необходимо использовать доходчивый, простой и понятный язык. Для завоевания авторитета нельзя скатываться до заигрывания с подростком исламского вероисповедания. Фальшь ими всегда остро чувствуется. Стройте ровные, одинаково требовательные ко всем детям отношения. Нужно быть справедливым во всех перипетиях и жизненных ситуациях.

В процессе организации повседневной деятельности, воспитания и обучения недопустимо:

1. Использовать нецензурную брань как средство общения и управления. Дети-мусульмане воспитаны в более строгой нравственной атмосфере и любые матерные слова понимают прямолинейно, считают оскорблением своей чести (что присуще каждому порядочному человеку). Не владея тонкостями русского языка, они, как правило, остро реагируют на оскорбления, пытаются любой ценой защитить свое достоинство и готовы на самые отчаянные шаги, вплоть до неповиновения.

2.Допускать оскорбительные выпады в адрес национальностей - носителей мусульманской религии, ее атрибутики (совершение намаза, особенности питания). Плохих или хороших народов и религий нет. Есть взаимопонимание и уважение личности. Это аксиома.

3. Принимать «подарки» и «услуги» от детей-мусульман или их родственников. Некоторые мусульмане при первом общении с представителями органов и учреждений системы профилактики пытаются их подкупить. Это может быть в форме подарка или предложения оказать помощь кем-нибудь из родственников или членов диаспоры, проживающих в районе. Принявший «подарок» или «помощь» («услугу») рассматривается мусульманами как «обязанный». Действия такого должностного лица при предъявлении требований добросовестного выполнения своих обязанностей впоследствии воспринимаются ими как «незаконные». Надо помнить крылатое выражение: «Бойтесь данайцев, дары приносящих».

4. Надеяться на воздействие только Корана и другой религиозной литературы. Как показывает практика, цитирование отдельных положений Корана, без понимания смысла используемых священных текстов, не знания, в каких случаях и по какому поводу их лучше применять, сами по себе, без связи со священнослужителями, олицетворяющими исламскую традицию, не будут легитимными для мусульман; они их не признáют убедительными, особенно те, кто придерживается фундаменталистских взглядов. Главная причина заключается в том, что слова и действия должностного лица не единоверца (за редким исключением) не рассматриваются верующими-мусульманами в связи с исламским вероучением. Поэтому проведение профилактических бесед целесообразно сочетать со встречами с исламским духовенством, которое может помочь корректировать поведение несовершеннолетних-мусульман.

2. Правила общения с окружающими людьми
Благоразумный мусульманин, помнящий об установлениях своей религии, уважительно обходится со своими соседями, проявляет к ним наибольшую доброту и оказывает им наибольшую поддержку.

Например, в Коране говорится, что Аллах велит оказывать благодеяния соседу: «И поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним и делайте добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему (с вами) в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику, и тем, кем вы владеете» (Коран, 4:36).

Неудивительно, что истинный мусульманин, сердце и разум которого озарены исламской религией, проявляет великодушие по отношению к своему соседу, заботится о нем и всегда поддерживает с ним хорошие отношения.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации «Взаимодействие комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с религиозными организациями в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Москва 2011 год iconМетодические рекомендации по технологии проведения территориальными...
Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания,...

Методические рекомендации «Взаимодействие комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с религиозными организациями в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Москва 2011 год iconПрактические рекомендации для специалистов по работе с детьми и семьёй...
«Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: эффективные услуги, технологии, методики работы»

Методические рекомендации «Взаимодействие комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с религиозными организациями в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Москва 2011 год iconМу «Управление образования администрации Краснояружского района»...
Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях упорядочения деятельности...

Методические рекомендации «Взаимодействие комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с религиозными организациями в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Москва 2011 год iconМетодические рекомендации по организации профилактики безнадзорности...
Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях упорядочения деятельности...

Методические рекомендации «Взаимодействие комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с религиозными организациями в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Москва 2011 год iconМетодические рекомендации по организации профилактики безнадзорности...
Комендации подготовлены на основе законодательства Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...

Методические рекомендации «Взаимодействие комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с религиозными организациями в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Москва 2011 год iconМетодические рекомендации по организации учета несовершеннолетних...
Организация учета несовершеннолетних в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав

Методические рекомендации «Взаимодействие комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с религиозными организациями в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Москва 2011 год iconПроект положения о «Совете по профилактике правонарушений несовершеннолетних...
Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних (далее Совет профилактики) создается для осуществления единого подхода к решению...

Методические рекомендации «Взаимодействие комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с религиозными организациями в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Москва 2011 год iconСистемный подход по профилактике безнадзорности и правонарушений...
По материалам семинара-совещания структур системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Методические рекомендации «Взаимодействие комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с религиозными организациями в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Москва 2011 год iconПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,...

Методические рекомендации «Взаимодействие комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с религиозными организациями в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Москва 2011 год iconМетодические рекомендации по профилактике правонарушений и безнадзорности...
Настоящие рекомендации подготовлены на основе законодательства Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск