Методические рекомендации по порядку возбуждения и рассмотрения протоколов об административных правонарушенияхи формированию доказательной базы при привлечении несовершеннолетних,


Скачать 376.77 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по порядку возбуждения и рассмотрения протоколов об административных правонарушенияхи формированию доказательной базы при привлечении несовершеннолетних,
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Бланки > Методические рекомендации
  1   2   3




Утверждены решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Удмуртской Республики

(протокол № 4 от 19 декабря 2013 года)


Методические рекомендации

по порядку возбуждения и рассмотрения протоколов об административных правонарушенияхи формированию доказательной базы при привлечении несовершеннолетних, их законных представителей и граждан к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 5.35, 6.8, 6.9, 6.10, 20.1, 20.20, 20.21, 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по порядку возбуждения и рассмотрения протоколов об административных правонарушениях и формированию доказательной базы при привлечении несовершеннолетних, их законных представителей и граждан к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст.ст. 5.35, 5.36, 6.8, 6.9, 6.10, 6.11, 20.1, 20.20, 20.21, 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту Рекомендации), регламентируют порядок внесения сведений в утвержденные формы (бланки) протоколов об административных правонарушениях, а также порядок формирования доказательной базы при возбуждении производств об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 5.35, 6.8, 6.9, 6.10, 6.11,20.1, 20.20, 20.21, 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ).
1.2. В настоящих Рекомендациях используются официальные формы (бланки) протоколов об административных правонарушениях и определений по делу об административных правонарушениях.
1.3. При производстве по делу об административном правонарушении, лицам, уполномоченным на составление протоколов, необходимо учитывать, что вносимые сведения о событии административного правонарушения в форму (бланк) протокола, определения, должны в обязательном порядке согласоваться с диспозициями указываемых статей КоАП РФ.
1.4. В соответствии с частью 2 статьи 28.2. КоАП РФ, к такому процессуальному документу, как протокол об административном правонарушении предъявляются следующие требования:

- в протоколе об административном правонару­шении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела;
1.5. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
1.6. В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения. Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

В каждом конкретном случае необходимо иметь ввиду, что нарушение должностными лицами, уполномоченными на составление протоколов, в ходе административного производства процессуальных требований, установленных КоАП РФ, может явиться основанием для признания незаконным и отмены вынесенного Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав постановления по делу об административном правонарушении, в случае его обжалования в судебном порядке при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
1.7. В том случае, когда протокол об административном правонарушении, а также другие материалы, составлены в соответствии с требованиями КоАП РФ, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав на основании пункта 1 части 1 ст.29.4 КоАП РФ выносится определение о назначении времени и места рассмотрения дела.

1.8.Порядок формирования доказательной базы при привлечении несовершеннолетних, их законных представителей и граждан к административной ответственности предполагает сбор и систематизацию документов (доказательств), которые в своей совокупности подтверждают наличие события административного правонарушения, вину лица, привлекаемого к ответственности во вменяемом ему правонарушении. При формировании доказательной базы необходимо учитывать, что документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостове­ренные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении и получены с соблюдением действующих нормативных актов.

1.9. Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и предназначены для использования в работе специалистами, обеспечивающими деятельность муниципальныхкомиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Удмуртской Республики.

II. Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях

Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав
2.1. В соответствии со статьей 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных лицами от шестнадцати до восемнадцати лет (в том числе дела, перечисленные в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ), отнесено к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, за исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.18 КоАП РФ, и дел о правонарушениях в области дорожного движения, которые рассматриваются комиссией в случае передачи дела на ее рассмотрение уполномоченным органом (должностным лицом). Комиссиями рассматриваются также дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 КоАП РФ.

Поскольку комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав не может назначать виды наказания, отнесенные к исключительной компетенции судей, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей, указанной в части 2 статьи 23.1 КоАП РФ, которое совершено несовершеннолетним, может быть передано указанной комиссией на рассмотрение судьи (пункт 1 части 2 статьи 29.9 КоАП РФ).
2.2. Подготовка к рассмотрению и рассмотрение дела об административном правонарушении должны строиться в соответствии с требованиями статей 29.1-29.13 Главы 29 КоАП РФ.
2.3. В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФу Комиссиивозникает право рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие лица, только в том случае, если оно уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения в отношении него дела и если от него не поступило заявлений и ходатайств об отложении рассмотрения дела, при этом Комиссия применяет нормы указанной статьи исходя из конкретных обстоятельств дела и в отношении совершеннолетних граждан, и в отношении несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, поскольку в соответствии со ст. 2.3 Кодекса они являются самостоятельными субъектами административной ответственности.
2.4. В соответствии со статьей 15 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. № 995, заседание комиссии по делам несовершеннолетних является правомочным при наличии не менее половины ее состава. При этом не допускается замена отсутствующего члена Комиссии, например, при длительной болезни, нахождении в отпуске, иным причинам, другим лицом, даже если оно ведет работу в том же направлении что и член Комиссии.

Примечание: Указанное положение Рекомендаций действует до принятия представительным органом местного самоуправления, уполномоченным на утверждение состава Комиссии, решения о возможности временной замены члена Комиссии иным лицом.
2.5. В соответствии со статьей 23.2. КоАП РФ рассмотрение отдельных категорий дел об административных правонарушениях, подведомственно районным (городским), районным в городах комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, то есть Комиссиям,как коллегиальным органам. При этом возможность принятия решения по делу об административном правонарушении, в том числе при наличии оснований для прекращения производства по делу, зависит от наличия, предусмотренного нормативными актами кворума.
2.6. Дела об административных правонарушениях совершенных лицами от шестнадцати до восемнадцати лет (в том числе дела, перечисленные в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ), переданные уполномоченным органом (должностным лицом) дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.18 КоАП РФ, дела о правонарушениях в области дорожного движения, а также дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 КоАП РФ не могут быть приняты к единоличному рассмотрению Председателем комиссии. Все виды определений и постановлений, как на стадии подготовки дела к рассмотрению, так и на стадии рассмотрения дела, выносятся Комиссией как коллегиальным органом, указанные вопросы должны найти свое отражение в протоколах заседаний Комиссии.
III. Требования к оформлению протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.35 КоАП РФ и формированию доказательной базы

3.1. Статья 5.35. КоАП РФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних», предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

3.2. Объектом данного правонарушения являются семейные отношения. Эти отношения регулируются семейным законодательством и прежде всего Семейным кодексом РФ. Статья 63 СК РФ закрепляет право и обязанность родителей по воспитанию и развитию своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Нормы, направленные на защиту прав ребенка в сфере воспитания и образования, закреплены также Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 21.12.2004).

3.3. С учетом положений ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в событии административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35 КоАП РФ, необходимо в обяза­тельном порядке указывать:

- на место совершения законным представителем административного правонарушения. Под местом совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35. понимается та территория населенного пункта, где должны должным образом исполняться возложенные зако­ном обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних (то есть тот населенный пункт, где преимуществен­но находятся дети).

- на период вре­мени, в течение которого длилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение им возложен­ных законом обязанностей. Под периодом времени понимается тот промежуток времени, в течение которого за­конный представитель свои обязанности не исполнял либо исполнял ненадлежащим образом. При определении времени совершения рассматриваемого административного пра­вонарушения, необходимо учитывать, что правонарушение, предусмотренное ст. 5.35. является длящимся и считается оконченным в момент его обнаруже­ния. При невозможности установления времени, в течение которого длилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение возложенных законом обязанностей, допустимо указывать на дату выявления события административного правонарушения;

- на объективную сторону совершенного ими административного правонарушения. Под объективной стороной (место и время также характеризуют объективную сто­рону административного правонарушения) понимаются те действия (бездействие), которые свидетельствуют о неис­полнении либо ненадлежащем исполнении ими возложенных законом обязанностей. Указанные действия, в подав­ляющем большинстве случаев должны носить характер систематических. Хотя, в исключительных случаях, в зависимости от специфики произошедшего события, возможно неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей в течение нескольких часов или суток. Так, например, ненадлежащим исполнением обязанностей по содержанию и воспитанию будет оставление без присмотра малолетнего ребенка в общественном месте на не­которое время. Поскольку малолетний ребенок в силу своего возраста, является наиболее беззащитным и его оставление может привести к тому, что он потеряется или поставит свою жизнь в опасность.
3.4. Факт совершения правонарушения иных противоправных антиобщественных проступков несовершеннолетним не дает основания для привлечения к административной ответственности его законного представителя, без наличия причинно-следственной связи между его действиями и поведением его законного представителя. Родители или иные законные представители могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ только в том случае, если была установлена их вина, так в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
3.5. Содержание и порядок исполнения родителями обязанностей регулируется соответствующими статьями Семейного Кодекса Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами. Семейный Кодекс Российской Федерации детально обязанности не рас­крывает, но называет основные направления деятельности родителей. Так, главным закон при­знает заботу родителей о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном разви­тии детей.

- обязанность родителей, иных законных представителей детей содержать несовер­шеннолетних означает, что они должны обеспечить потребности ребенка в питании, одежде, предметах досуга, в отдыхе, лечении и т.п.

- обязанность родителей, иных законных представителей детей воспитывать несовер­шеннолетних означает, что они должны заботиться о физическом, психическом и нрав­ственном развитии своего ребенка.

- обязанность родителей, иных законных представителей детей по обучению ребенка означает, что они обязаны обеспечить получение несовершеннолетними основного общего образования и принять все, возможные мер к получению ими среднего (пол­ного) общего образования.
3.6. Доказывание вины родителей, прежде всего, строится на показаниях ребенка, как основного свидетеля по делу об административном правонарушении. Поэтому, отбирая у несовершенно­летнего объяснения, необходимо строить беседу таким образом, чтобы из ответов на поставлен­ные вопросы следовало, как законный представитель относится к воспитанию своего ребенка, какие отношения складываются между ними в семье.
3.7. Доказательной базой, при возбуждении производства по ст. 5.35 КоАП РФ, могут являться:

- протокол об административном правонарушении;

- объяснения лица привлекаемого к административной ответственности (законного представителя);

- объяснения (показания) несовершеннолетнего;

- рапорт о выявлении события административного правонарушения;

- акт о выявлении безнадзорного (беспризорного) несовершеннолетнего;

- сообщения (обращения, письма), содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

- показания свидетелей (в качестве свидетелей могут быть опрошены соседи, которые могут описать быт семьи, отношения в семье, отношения родителей к несовершеннолетнему ребенку, а также охарактеризовать поведение родителей не­совершеннолетнего в обществе; педагоги учебного заведения, в котором обучается несовершеннолетний; коллеги по работе (законного представителя), а также дру­зья или одноклассники ребенка, которые бывают у него дома и могут охарактеризовать условия его жизни и отношения с родителями);

- копии документов удостоверяющих личность;

- характеристики как законного представителя привлекаемого к ответственности, так и несовершенно­летнего;

- выписки из личного дела несовершеннолетнего;

- сведения о доходах лица привлекаемого к административной ответственности;

-акты обследования жилищно-бытовых условий, в которых проживает несовершеннолет­ний и его семья;

-сведения об алкогольной или наркотической зависимости законного представителя;

- определение суда о порядке общения с ребенком (по ч.2 и 3 ст. 5.35 КоАП РФ);

- нормативный правовой акт органа опеки о порядке общения с ребенком (по ч.2 и 3 ст. 5.35 КоАП РФ);

- нормативный правовой акт службы судебных приставов (по ч.2 и 3 ст. 5.35 КоАП РФ);

- иные документы, имеющие отношение к делу.

3.8. В зависимости от обстоятельств совершенного административного правонаруше­ния, событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35 КоАП РФ, может быть указано:

пример события № 1

«Гр. Иванова И.И., проживающая по адресу:____________, являясь матерью Иванова А.А., 15.01.2003 г.р., в период времени с начала учебного года по настоящее время не исполняет обязанности по его обучению, а именно родительские собрания не посещает, по вы­зовам на Профилактический Совет школы не является, выполнение ребенком домашних заданий не контролирует. В результате Иванов А.А. систематиче­ски не готов к урокам, пропускает занятия в школе, по итогам аттестации за 1 четверть имеет не аттестации по двум предметам»;

пример события № 2

«Гр. Иванова И.И. проживающая по адресу:______________, являясь матерью Иванова А.А., 15.01.2003 г.р., в период времени с октября 2012 года по январь 2013 г. не ис­полняла обязанности по его воспитанию, обучению, а именно злоупотребляла спиртными напитками, пребывая в состоянии опьянения контроль за сыном не осуществляла. В результате Иванов А.А. проводил время на улице, бродяжничал, попрошайничал, школу не посещал».

пример события № 3

«Гр. Иванова И.И., проживая на территории города Ижевска, являясь матерью Иванова А.А., 15.01.2008 г.р., 18.01.2013 г. с 18.00 до 24.00 ненадлежаще исполняла обязанности по его содержанию, воспитанию, а именно оставила своего малолетнего ребенка без надзора взрос­лых лиц. Это привело к тому, что Иванов А.А. вышел из квартиры и гулял по улицам один, в результате был доставлен в дежурную часть ОВД».

пример события № 4

«24.01.2013 г., был выявлен факт неисполнения гр. Ивановой И.И., возложенные на нее законом обязанностей по содержанию несовершеннолетнего сына – Иванова А.А., 15.01.2000 г.р. на территории города Ижевска. Так, на момент выявления, было установлено, что Иванова И.И., не приобретала сыну необходимые продукты питания, одежду, Иванов А.А. до настоящего времени не обеспечен учебными принадлежностями».

пример события № 5

«гр.Иванова И.И., зарегистрированная по адресу:_____________с 13.01.2013 года по настоящее время нарушает права и интересы несовершеннолетнего сына Иванова А.И., 11.05.2011 г.р., выразившееся в неисполнении судебного решения об определении места жительства Иванова А.И. с отцом Петровым О.И., по месту регистрации не проживает, место нахождение ребенка скрывает».
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по порядку возбуждения и рассмотрения протоколов об административных правонарушенияхи формированию доказательной базы при привлечении несовершеннолетних, iconМетодические рекомендации по порядку возбуждения и рассмотрения протоколов...
...

Методические рекомендации по порядку возбуждения и рассмотрения протоколов об административных правонарушенияхи формированию доказательной базы при привлечении несовершеннолетних, iconМетодические рекомендации по составлению протоколов об административных...
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее крфобАП)

Методические рекомендации по порядку возбуждения и рассмотрения протоколов об административных правонарушенияхи формированию доказательной базы при привлечении несовершеннолетних, iconМетодические рекомендации по составлению протоколов об административных...
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее крфобАП)

Методические рекомендации по порядку возбуждения и рассмотрения протоколов об административных правонарушенияхи формированию доказательной базы при привлечении несовершеннолетних, iconМетодические рекомендации по формированию законопослушного поведения, профи
Федерального Закона Российской Федерации №120 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», с целью...

Методические рекомендации по порядку возбуждения и рассмотрения протоколов об административных правонарушенияхи формированию доказательной базы при привлечении несовершеннолетних, iconОбзор практики рассмотрения судом дел об административных правонарушениях в 2011-2012 годах
Целью настоящего обзора является анализ дел о привлечении к административной ответственности и дел об оспаривании постановлений административных...

Методические рекомендации по порядку возбуждения и рассмотрения протоколов об административных правонарушенияхи формированию доказательной базы при привлечении несовершеннолетних, iconПротокол рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме
Департамента государственных закупок Свердловской области по рассмотрению заявок и формированию протоколов при проведении аукционов...

Методические рекомендации по порядку возбуждения и рассмотрения протоколов об административных правонарушенияхи формированию доказательной базы при привлечении несовершеннолетних, iconМетодические рекомендации по порядку производства по делам об административных правонарушениях
«Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (далее – Коап города Москвы), а также Постановлением Пленума Верховного...

Методические рекомендации по порядку возбуждения и рассмотрения протоколов об административных правонарушенияхи формированию доказательной базы при привлечении несовершеннолетних, iconМетодические рекомендации по порядку действий должностных лиц Контрольно-счетной...
Целью Рекомендаций является обеспечение реализации Контрольно-счетной палатой государственного полномочия по составлению протоколов...

Методические рекомендации по порядку возбуждения и рассмотрения протоколов об административных правонарушенияхи формированию доказательной базы при привлечении несовершеннолетних, iconКонтрольно-счетная палата города тобольска стандарт финансового контроля...
Целью Порядка является обеспечение реализации Контрольно-счетной палатой полномочия по составлению протоколов об административных...

Методические рекомендации по порядку возбуждения и рассмотрения протоколов об административных правонарушенияхи формированию доказательной базы при привлечении несовершеннолетних, iconМетодические рекомендации на курсовую работу по теме "Базы данных"...
Целью выполнения курсовой работы является необходимость закрепления всех знаний и практических навыков, полученных в результате изучения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск