Практические рекомендации для специалистов по работе с детьми и семьёй (по заказу комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края)


НазваниеПрактические рекомендации для специалистов по работе с детьми и семьёй (по заказу комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края)
страница1/19
ТипРеферат
filling-form.ru > Туризм > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19



«Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: эффективные услуги, технологии, методики работы»

Практические рекомендации

для специалистов по работе с детьми и семьёй

(по заказу комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края)

Красноярск - 2012

Авторы и составители:

Блинов Г.Н. – руководитель Центра программ развития человеческого потенциала Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Васильева Г.С. – главный специалист, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края

Высоцкая Н.В. – доцент кафедры конституционного, административного  и муниципального права Сибирского федерального университета

Гагаркина И.Г. – к.м.н., доцент кафедры перспективных образовательных технологий филиала ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П.Астафьева» в г. Железногорск

Фальковская Л.П. – к.п.н., директор краевого государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения»

Под редакцией И.Г. Гагаркиной - к.м.н., доцент кафедры перспективных образовательных технологий филиала ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П.Астафьева» в г. Железногорск

Рецензент: В.А. Ковалевский, д.м.н., профессор, зав.кафедрой психологии детства ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева»

Авторы пособия выражают благодарность за рекомендации и предоставленные материалы профессору, д.ф.н. А.К. Лукиной, с.н.с., к.ф-т.н. А.В. Бутенко, к.ю.н. С.Д. Чигановой, специалистам по работе с детьми и семьей Ленинского района г. Красноярска, г. Минусинска и Минусинского района, г. Канска и Канского района, г. Ачинска и Ачинского района, г. Лесосибирска.

Пособие может быть использовано в деятельности руководителей и специалистов сферы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для работы с детьми и семьями группы социального риска в рамках семейно-ориентированного подхода.


Содержание


Введение

5-6

Раздел 1. Семейно-ориентированный подход в системе социальной защиты детства

7- 107

1.1. Ценностные основания семейно-ориентированного подхода в защите детей

6-15

1.2. Технология ведения случая в практике семейно-ориентированной социальной работы с семьей и детьми

15-34

Приложения к разделу 1:

Приложение 1. Технология «раннего выявления нарушений прав ребенка» и «работы со случаем нарушений прав ребенка» (практические рекомендации)

35-54

Приложение 2. Оценка реабилитационного потенциала семьи


54-59

Приложение 3. Оценка потребностей ребенка и семьи


60-85

Раздел 2. Сектор социальных услуг: теория и практика

86-107

    1. Услуги в сфере профилактики детского и семейного неблагополучия




86-93

    1. Стандартизация услуг - метод обеспечения качества и результативности услуг




93-96

    1. Планирование услуг на основе оценки нужд и потребностей семьи и детей




96-102

Приложения к разделу 2:

Приложение 1. Описание, примеры и адреса российских и зарубежных успешных практик реализации услуг семье и детям

103-107

Раздел 3. Отдельные результаты мониторинга социальных практик, реализуемых в Красноярском крае

108-155

Приложения к разделу 3:

Приложение 1. Эффективные услуги и проекты работы с семьей на разных стадиях кризиса (по материалам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, действующих в Красноярском крае)

118-124

Приложение 2. Услуги и проекты для работы с семьёй, требующие развития

и внедрения в территориях

Приложение 3. Социальный проект «Успешное родительство – шаг в счастливое будущее», по предоставлению услуг, ориентированных на профилактику социальной дезадаптации семей

124-125
125-127

Приложение 4. Социальный проект «Семьведение».«ПервоКлассная семья: всей семьей в первый класс», по предоставлению услуг, ориентированных на профилактику социальной дезадаптации школьников

128-131

Приложение 5. Организация психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности кураторов случая (опыт технологизации успешной практики)

131-142

Приложение 6. Формы социального обслуживания населения по итогам внедрения в Красноярском крае:

«Ювенальная служба»

«Нарративный подход»

«Участковая социальная служба»


143-155

Раздел 4. Профилактика и коррекция девиантного поведения детей

и подростков

156-191

4.1. Профилактика нарушений в поведении детей с минимальными мозговыми дисфункциями

156-167

4.2. Коррекционные занятия с детьми, склонными к агрессивному поведению

167-184

4.3. Профилактика саморазрушительного поведения у детей и подростков

185-189

Приложения к разделу 4:

Приложение 1. Схема обследования ребенка с симптомами школьной дезадаптации.

189-191

Заключение

192

Литература 193

Глоссарий 194-199

Введение
Проблема детского неблагополучия остаётся актуальной в общей структуре государственных задач, направленных на решение социальных вопросов, связанных с демографической политикой, улучшением качества жизни, созданием необходимых и достаточных условий для формирования и развития полноценной личности.

Приоритетное значение приобретает защита детей от любых проявлений жестокости и насилия, нарушений их прав и законных интересов, особенно связанных с безнадзорностью и социальным сиротством.

Современная социальная политика в РФ и развитие сферы обслуживания семьи и детей направлены, в первую очередь, на предотвращение распада семьи и возможности попадания ребенка в детское учреждение. Для наилучшего удовлетворения потребностей ребенка, обеспечения условий его нормального развития, предпочтительными являются меры, не связанные с изъятием его из родной семьи, а направленные на восстановление способности семьи заботиться о ребенке.

Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Этим же актом органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять региональные программы действий в интересах детей.

Основная часть мер, предусмотренных в первом и важнейшем разделе Национальной стратегии «Семейная политика детствосбережения», направлена на решение проблемы социального сиротства, как самой острой для российской системы защиты детства. Актуальной это проблема остается и для Красноярского края, где ежегодно выявляется свыше двух тысяч семей с детьми с признаками детского неблагополучия (групп риска).

Именно поэтому наиболее значимыми являются меры, направленные на оказание адресной социально-реабилитационной помощи семьям и несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении, применение индивидуальных методик работы и инновационных технологий, на основе четко скоординированной межведомственной деятельности специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В крае, начиная с 2011 года, осуществляется проектно-экспертное сопровождение межведомственной деятельности по профилактике детского и семейного неблагополучия на базе восьми территорий Красноярского края (Ленинский район г. Красноярска, г. Минусинск и Минусинский район, г. Канск и Канский район, г. Ачинск и Ачинский район, г. Лесосибирск), в которых вырабатываются новые подходы в сфере защиты детства. В 2011-2012 гг. проведен мониторинг наиболее успешных ювенальных практик, изучались условия внедрения и эффективной реализации услуг, проектов и мер помощи в работе с несовершеннолетними и семьями с учетом стадий кризиса семьи и типологии детских и семейных проблем.

Обобщение эффективности системы защиты детства по направлению: межведомственное ведение «случая» - формирование родительской ответственности позволяется оформить опыт Красноярского края в виде практических рекомендаций.

Настоящее пособие может быть полезно специалистам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при освоении современных подходов в работе с детьми и семьями групп социального риска.

Практические рекомендации подготовлены коллективом ученых и практиков, действующих в сфере защиты детей, профилактики их безнадзорности и правонарушений, с целью распространения эффективных услуг, технологий и методик работы с семьей и детьми, применение которых исходит, в первую очередь, из приоритета интересов ребенка.

Электронный вариант рекомендаций размещен на официальном портале «Красноярский край» (www.krskstate.ru/kdns).


РАЗДЕЛ 1. СЕМЕЙНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ

СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА4
1.1. Ценностные основания семейно-ориентированного подхода

в защите детей.

Сфера взаимоотношений ребенка с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование его личности: когнитивную, поведенческую, эмоциональную, мотивационную сферу, систему отношений к себе и окружающим и т.д. В семье ребенок усваивает поведенческие паттерны разрешения жизненных ситуаций, определенные ценностные представления. С семьей тесно связано психическое и физическое здоровье человека.

Большинство отклонений в поведении несовершеннолетних имеют в своей основе один источник — социальную дезадаптацию, корни которой лежат в проблемной семье. Социально неблагополучная семья – это семья, где имеются существенные дефекты воспитания; ребенок страдает из-за конфликтов родителей; систематически нарушаются права и интересы ребенка, не удовлетворяются его основные потребности; пьющие родители, как мощный разрушающий фактор; асоциальное или криминальное поведение родителей или близких родственников несовершеннолетнего; родители с психическим расстройством. Уровень развития родительской мотивации в небла­гополучных семьях низок, родители не имеют социальных целей, личностных достижений. У взрослых и детей из неблагополучных семей отме­чается низкий уровень эмоциональной устойчивости, яр­ко выраженная самозащита, характерно обвинение других во всех своих неприятностях и неудачах. Дети и подростки из таких семей обнаруживают протестные формы поведения, оппозиционно-вызывающие расстройства.

Целью работы с социально неблагополучной семьей является создание безопасной среды для ребенка, содействие адекватному функционированию семьи и стабильности в жизни ребенка. Деятельность органов и учреждений, обеспечивающих защиту детства, должна подчиняться ряду правил, главное из которых – всегда действовать в интересах ребенка и держать эти интересы в центре своего внимания. Вмешиваться в жизнь ребенка и его семьи специалисты могут только в том случае, если ребенок подвержен риску насилия или пренебрежения его жизненными потребностями. Изъятие ребенка из семьи следует избегать за исключением случаев, когда это является единственным способом его защиты.

Дети, нуждающиеся в изъятии из семей, всегда должны размещаться там, где существует возможность создания наиболее щадящей атмосферы, максималь­но приближенной к семейной и максимальной близости к дому. Правильный выбор места размещения помогает лучше удовлетворить физические, эмоцио­нальные и социальные потребности ребенка, сохранить отношения с членами своей семьи и минимизировать негативные последствия вынужденного расста­вания. По возможности лучше разместить ребенка в семью родственников или в семью, проживающую в непосредственной близости от его дома. Это позволит ребенку ощутить чувство преемственности, поддерживать отношения с важны­ми для него людьми и сохранять свою культурную идентичность.

Работа специалистов органов и учреждений системы профилактики и защиты детства должна носить семейно-ориентированный характер, т.е. семья всегда должна находиться в центре внимания специалистов. Жизнь в родной семье всегда лучшим образом соответствует интересам ребенка – при условии, что существует возможность помочь членам этой семьи обеспечить необходимый уход и воспитание.

Специалисты должны заниматься планированием постоянства в жизни ребенка, что обусловлено наличием у ребенка неотъемлемого права расти и развиваться в постоянной и стабильной семье, обладать культурной компетентностью, т.е. способностью строить продуктивные отношения с людьми, принадлежащие к другим культурным традициям, в уважительной и конструктивной манере.

Несмотря на то, что специалистам никогда не удастся полностью овладеть все­ми тонкостями культуры семей, с которыми они работают, они должны проявлять максимум такта и уважения на основе межкультурного взаимодействия.

Семейно-ориентированный подход в практике

Распространение семейно-ориентированного подхода к социальной работе с детьми приводит нередко к определенному замешательству в вопросе о приоритете прав детей и родителей. Специалисты часто сталкиваются с тем, что ценности не всегда носят взаимодополняющий характер. Конфликты между ценнос­тями могут вести к появлению дилемм морального и практического плана. Например, если мы занимаемся оказанием семейно-ориентированных социальных услуг, то кто яв­ляется нашим клиентом? Существует ли противоречие между правами родителей и пра­вами ребенка? Как можно заниматься планированием постоянства в жизни ребенка, ставить интересы семьи в центр своей деятельности и одновременно с этим забирать детей из семей? Семейно-ориентированная социальная работа и защита прав детей - есть ли здесь противоречие?

Семейно-ориентированный подход не противоречит стремлению защитить ребенка. В действительности в ситуациях, когда существует воз­можность обеспечить безопасность ребенка в его собственной семье, сохранение семьи является оптимальным способом защиты ребенка.

Говоря о процессе осуществления семейно-ориентированной работы по защите детей в рамках обозначенных ценностей, специалистам по работе с детьми и семьей следует:

  • действовать в интересах ребенка;

  • защищать абсолютное право ребенка на проживание в семейной среде, сво­бодной от насилия и способствующей его развитию;

  • защищать права родителей, обусловленные исполнением ими своих обязанно­стей по защите детей;

  • признать, что проживание ребенка в семье всегда соответствует его наилуч­шим интересам, при условии, что в семье сложилась (или может сложиться в результате приложения разумных усилий) атмосфера, исключа­ющая применение любого вида насилия;

  • признать, что психологическую травму ребенок получает не только в результате на­силия и пренебрежения жизненными потребностями, но и в результате изъя­тия из родной семьи и размещения в другую семью;

  • признать необходимость вести комплексную семейно-ориентированную рабо­ту по укреплению семьи;

  • прибегать к внесемейному размещению детей только в случаях, когда это не­обходимо для их защиты;

  • делать все от них зависящее для того, чтобы обеспечить воссоединение ре­бенка с родителями, если есть возможность сохранить семью.

К сожалению, фиксируются случаи слишком поспешного изъятия детей из семей. Будучи хорошо осведомленными о рисках, со­пряженных с оставлением детей в семьях, где они подвергаются насилию, специалисты органов опеки и попечительства, органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, соци­альные работники, зачастую имеют смутное представление о негативных послед­ствиях расставания детей со своими семьями и их последующего внесемейного размещения.

Об этом свидетельствуют результаты мониторинга деятельности по профилактике детского и семейного неблагополучия, проведенного в 2011 году группой экспертов при комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края в восьми пилотных городах и района края. Мониторинг позволил выявить ряд дефицитов в организации государственной (муниципальной) помощи семье и детям, в том числе:

1) недостаточно реализуется функции органов опеки и попечительства в профилактике социального сиротства, которым даны полномочия по определению степени нуждаемости ребенка в защите государства; не всегда учитывается, что для наилучшего удовлетворения потребностей ребенка, обеспечения условий его нормального развития предпочтительными являются меры, направленные на восстановление способности семьи заботиться о ребенке, а не изъятие его из семьи;

2) учреждения помощи семье и детям в основном сориентированы на работу с хроническими семейными кризисами в ущерб профилактической работе по их предупреждению, реабилитации на ранних стадиях кризиса;

3) не актуализируется вопрос достаточности реабилитационных услуг семье и детям групп риска с учетом их потребностей и особенностей, что не гарантирует получения ими разнообразных форм поддержки, особенно в удаленных поселениях;

4) профилактическая работа, направленная на поддержку семьи, недостаточно скоординирована, а дублирование функций служб приводит к тому, что семья сталкивается с большим числом людей, выполняющих и принуждающие, и помогающие действия, что препятствует формированию продуктивного контакта;

5) семья и ребенок зачастую рассматриваются как пассивный объект воздействия, а реабилитационная работа с ребенком проводится отдельно от семьи. Работа с семьей ведется «по факту», эпизодически, не направлена на разрешение проблем семьи;

6) реабилитационно-восстановительный подход не является пока доминирующим; большинство специалистов служб не имеют необходимых современных знаний в области социальной работы, психологии, педагогики, юриспруденции для работы с семьей и детьми, не владеют навыками выстраивания доверительных отношений с семьей;

7) оценка проблем семьи и ребенка, его безопасности основывается на субъективных критериях, недостаточно используется современный инструментарий диагностики и мониторинга проблем семьи и ребенка;

8) специалисты не владеют методами социального проектирования, позволяющими гарантировать качественный уровень планирования работы с семьей и детьми;

9) недостаточно проработан механизм включения на основе партнерства ресурсных возможностей общественности, НКО в профилактическую деятельность.

По мере появления все большего объема эмпирических данных о трав­матическом эффекте изъятия детей из семей, с одной стороны, и об успешных попыт­ках укрепления и сохранения семей, с другой стороны, наблюдается смещение акцен­тов в сторону организации комплексной семейно-ориентированной социальной работы, призванной обеспечить безопасность детей в их собственных семьях.

В этой связи семейно-ориентированная работа, мно­гоуровневый подход к оказанию социальных услуг представляет собой важнейший инструмент защиты детства. Этот процесс начинается в момент первичного обращения в органы защиты детства и продолжается на последующих эта­пах оказания помощи.

Тщатель­ная оценка рисков и срочная организация интенсивной работы по оказанию семье помощи в устранении факторов риска могут создать условия для безопасного пребывания ребенка в семье.

Оказание семейно-ориентированных социальных услуг по месту жительства

Органы системы профилактики и защиты детства должны взять на себя инициативу в деле со­здания и развития интегрированных систем социальной помощи, действующих в местах проживания социально неблагополучных семей. Тогда социальные работники смогут выполнять функ­ции «менеджеров-кураторов случая», направляя членов семьи соответствующим специалистам и ко­ординируя процесс оказания услуг. Кроме того, социальные работники и другие специалисты могут проводить работу с семьями по месту жительства. Объединение усилий специалистов по работе с детьми и семьей на основе межведомственного взаимодействия, общественности и НКО с целью оказания помощи семьям, подверженным повышенно­му риску, является одним из наиболее эффективных способов предотвращения изъ­ятия детей из семей.

Первичной задачей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалистов по работе с детьми и се5мьей является организация и проведение комплексной оценки семьи. Такая оценка позволяет выявить личност­ные, социальные, экономические и средовые факторы, повышающие риск жестокого обращения с ребенком, а также сильные стороны членов семьи и средства, которых они могут привлечь, чтобы снизить этот риск.

Организация внесемейного размещения детей

В случаях, когда дети подвергаются высокому риску, и органы защиты детства оказываются не в состоянии обеспечить их защиту в семье, может возникнуть необходимость во внесемейном размещении. Ребенка следует по мере возможности передать родственникам или другим людям, которых он знает. Это зна­чительно снизит риск получения психологической травмы.

Желательно, чтобы культурная среда, в которую попадает ребенок при внесемейном размещении, максимально была приближена к его привычному образу жизни. Что поможет ребёнку сохранить ощущение доверия. Ниже перечислены возможные варианты размеще­ния (в порядке предпочтительности): (1) семья родственников; (2) замещающая се­мья; (3) семейный детский дом; (4) детский дом семейного типа, укомплектованный профессиональными воспитателями, которые работают в несколько смен; (5) реаби­литационный центр интернатного типа; и (6) другое детское учреждение.

В течение всего срока внесемейного размещения ребенок должен иметь возмож­ность периодически встречаться с членами своей семьи и (по мере необходимости) с другими родственниками и друзьями. Такие встречи являются важным условием поддержания эмоционального здоровья ребенка и необходимы для его успешного воссоединения с семьей. Сразу после внесемейного устройства ребенка необходимо предусмотреть последовательность действий воссоединения его с кровной семьей. Эта работа должна быть проведена в ограниченные сроки — максимум в течение 6—12 месяцев после изъятия ребенка из семьи.

Планирование постоянства в случаях, когда воссоединение ребенка с семьей оказывается невозможным.

Если становится очевидным, что ребенок не может вернуться в семью, органы за­щиты детства должны в предельно сжатые сроки найти ему другую постоянную семью. Размещение ребенка в эту семью должно быть оформлено в виде усыновления или опекунства. Лучше, если семья выбрана из числа семей родственников, семей, в ко­торые ребенок размещался раньше (включая его нынешнюю или предыдущую заме­щающую семью), и семей, утвержденных органами защиты детства в качестве потен­циальных усыновительных семей.

Особенности и преимущества семейно-ориентированного подхода в защите детей

Семейно-ориентированную социальную работу с детьми можно определить как оказа­ние социальных и вспомогательных услуг, которые укрепляют семьи и дают им воз­можность обеспечивать безопасный уход за детьми в их собственных домах, сообще­ствах и культурах.

Главная задача организации социальной работы с детьми — это защита их от жестокого обращения через укрепление семьи и мобилизацию внутреннего потенциала для защиты и воспитания детей.

Семейно-ориентированная социальная работа с детьми базируется на философ­ском подходе, который признает наличие активной двусторонней связи между функ­ционированием социальных систем и поведением отдельных людей. Основная пред­посылка этого подхода заключается в том, что социальные системы оказывают мощное воздействие на живущих в них людей. Социальные системы – это взаимосвязанные социальные структуры, которые наполняют нашу жизнь смыс­лом и являются источником всех открывающихся перед нами возможностей. Для того чтобы успешно стабилизировать и укрепить семью и отдельных ее членов и активизи­ровать их внутренний потенциал, необходимо прибегнуть к помощи «естественных со­юзников» - мобилизовать все семейные, общественные и культурные ре­сурсы.

Семейно-ориентированная социальная работа: поощряет стремление семьи к ав­тономности, что означает уважение и поддержку права семьи управлять своей жизнью, придерживаться своих культурных традиций и самостоя­тельно принимать решения о том, что нужно им и их детям, при условии, что эти решения не подвергают детей риску причинения им серьезного вреда.

Грамотная организация оказания социальных услуг может укрепить большинство семей в такой степени, что они смогут самостоятельно забо­титься о своих детях и обеспечивать их защиту.

Семейно-ориентированный подход применим не только к ситуациям, когда ребе­нок проживает дома. Если ребенок попадает в систему замещающей опеки, нужно пытаться привлечь его биологических родителей к планированию размещения, помогать им поддерживать связь с ребенком и вместе с ними разрабатывать и реализовать план воссоединения семьи.

Все это, однако, не означает, что необходимо стремиться сохранить семью любой ценой. Иногда, несмотря на все усилия, это оказывается невозможным в силу того, что семья перестала существовать как единое целое. Характер проводимых специалистами интервенций (вмешательств), направленных на укрепление и сохранение семей, зависит от положе­ния дел в каждой семье. Семейно-ориентиро­ванный подход позволяет более взвешенно подойти к анализу потребностей и проблем семьи.

Преимущества семейно-ориентированного подхода:

Большинство родителей не имеют цели причинить детям вред, могут разрешить свои проблемы и развить свои способности в плане воспита­ния, они смогут научиться обеспечивать безопасность своих детей и надлежащим об­разом удовлетворять их потребности.

1. Повышение уровня заинтере­сованности членов семьи в достижении перемен. Предполагается, что чле­ны семьи будут активно сотрудничать с представителями комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и специалистами по работе с детьми и семьями во всех аспектах оценки, планирования и оказания услуг, они в значительной степени сохраняют кон­троль над своими жизнями. Это дает им необходимую мотивацию и помогает преодо­леть сопротивление, которое является естественной реакцией на применение автори­тарного или патерналистского подхода к социальной работе с детьми.

Характер отношений, складывающихся между специалистами по работе с детьми и семьями, куратором случая и членами се­мьи, участие их в решении ее проблем, повышают уро­вень доверия к специалистам, что еще больше нивелирует негативные по­следствия вмешательства в жизнь семьи со стороны человека, облеченного государственной властью.

2. Точная оцен­ка индивидуальных потребностей и сильных сторон каждой семьи.

В процессе применения семейно-ориентированной модели специалисты по работе с детьми и семьями и куратор случая обычно контактируют с семьей по месту ее проживания. Это дает возможность ор­ганизовать прямое наблюдение, оценить взаи­модействие факторов, которые ведут к жестокому обращению с детьми, понять и помочь семье осознать свои потребности и сильные сто­роны и влияние социальных систем и культурных традиций на ее жизнь. Необходимо присваивать более высокий уровень приоритетности действиям, которые вызывают наименьшие трудности у членов семьи. Если действия, осуществляемые на начальных этапах совместной работы, сравнительно несложны и играют важную роль для семьи, это повышает шансы на успех, усиливает мотивацию, заинтересованность и вовлеченность членов семьи.

3. Активное использование до­ступных ресурсов, таких как общественные организации, дальние родственники, сосе­ди, друзья семьи и системы общественной поддержки.

Это, в свою очередь, обеспечи­вает соответствие оказываемых социальных услуг культурным традициям и ценностям семьи и возможность доступа к необходимой помощи, после того как организация со­циальной работы прекратит сотрудничество с семьей. И то и другое позволит закре­пить позитивные перемены.

4. Оказание по месту жительства социальных услуг, призванных поддержать семью и содействовать ее развитию, способно стабилизировать даже самые запущенные се­мьи. Очевидно, что как только семья получает возможность на какое-то время выйти из кризисной ситуации, ее членам удается самим найти решение стоящих перед семь­ей проблем.

5. Работа с членами семьи как с группой также укрепляет их сплоченность и восприятие себя как единого семейного организма. Члены семьи могут ус­воить более эффективные адаптивные навыки и методы разрешения проблемных си­туаций, ориентируясь на поведение специалистов по работе с детьми и семьями или куратора случая, опираясь на их под­держку.

Для минимизации межведомственных барьеров в профилактической деятельности необходимы условия – т.е., это чётко определенные ключевые цели с индикаторами достижения целей, соответствующая постановка задач и применение единого порядка защиты прав каждого ребенка.

Остановимся далее на этих моментах как принципиально важных в организации работы с семьей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Практические рекомендации для специалистов по работе с детьми и семьёй (по заказу комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края) iconПримерное положение о кураторе случая межведомственной группы специалистов,...
...

Практические рекомендации для специалистов по работе с детьми и семьёй (по заказу комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края) iconКомиссии по делам несовершеннолетних
Черкашина Т. А. заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве

Практические рекомендации для специалистов по работе с детьми и семьёй (по заказу комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края) iconМетодические рекомендации по порядку возбуждения и рассмотрения протоколов...
...

Практические рекомендации для специалистов по работе с детьми и семьёй (по заказу комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края) iconМетодические рекомендации по порядку возбуждения и рассмотрения протоколов...
...

Практические рекомендации для специалистов по работе с детьми и семьёй (по заказу комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края) iconПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,...

Практические рекомендации для специалистов по работе с детьми и семьёй (по заказу комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края) iconИнформация о порядке принятия Межведомственной комиссией по делам...
Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Чеченской Республики решения о допуске...

Практические рекомендации для специалистов по работе с детьми и семьёй (по заказу комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края) icon2. Цели взаимодействия и принципы деятельности органов и учреждений...
Утвержден на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Калининградской области 14 апреля...

Практические рекомендации для специалистов по работе с детьми и семьёй (по заказу комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края) iconКомплексная безопасность несовершеннолетних
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Практические рекомендации для специалистов по работе с детьми и семьёй (по заказу комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края) iconКомплексная безопасность несовершеннолетних
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Практические рекомендации для специалистов по работе с детьми и семьёй (по заказу комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края) iconМетодические рекомендации по организации учета несовершеннолетних...
Организация учета несовершеннолетних в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск