Скачать 3.12 Mb.
|
«Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: эффективные услуги, технологии, методики работы» Практические рекомендации для специалистов по работе с детьми и семьёй (по заказу комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края) Красноярск - 2012 Авторы и составители: Блинов Г.Н. – руководитель Центра программ развития человеческого потенциала Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Васильева Г.С. – главный специалист, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края Высоцкая Н.В. – доцент кафедры конституционного, административного и муниципального права Сибирского федерального университета Гагаркина И.Г. – к.м.н., доцент кафедры перспективных образовательных технологий филиала ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П.Астафьева» в г. Железногорск Фальковская Л.П. – к.п.н., директор краевого государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» Под редакцией И.Г. Гагаркиной - к.м.н., доцент кафедры перспективных образовательных технологий филиала ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П.Астафьева» в г. Железногорск Рецензент: В.А. Ковалевский, д.м.н., профессор, зав.кафедрой психологии детства ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева» Авторы пособия выражают благодарность за рекомендации и предоставленные материалы профессору, д.ф.н. А.К. Лукиной, с.н.с., к.ф-т.н. А.В. Бутенко, к.ю.н. С.Д. Чигановой, специалистам по работе с детьми и семьей Ленинского района г. Красноярска, г. Минусинска и Минусинского района, г. Канска и Канского района, г. Ачинска и Ачинского района, г. Лесосибирска. Пособие может быть использовано в деятельности руководителей и специалистов сферы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для работы с детьми и семьями группы социального риска в рамках семейно-ориентированного подхода. Содержание
Литература 193 Глоссарий 194-199 Введение Проблема детского неблагополучия остаётся актуальной в общей структуре государственных задач, направленных на решение социальных вопросов, связанных с демографической политикой, улучшением качества жизни, созданием необходимых и достаточных условий для формирования и развития полноценной личности. Приоритетное значение приобретает защита детей от любых проявлений жестокости и насилия, нарушений их прав и законных интересов, особенно связанных с безнадзорностью и социальным сиротством. Современная социальная политика в РФ и развитие сферы обслуживания семьи и детей направлены, в первую очередь, на предотвращение распада семьи и возможности попадания ребенка в детское учреждение. Для наилучшего удовлетворения потребностей ребенка, обеспечения условий его нормального развития, предпочтительными являются меры, не связанные с изъятием его из родной семьи, а направленные на восстановление способности семьи заботиться о ребенке. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Этим же актом органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять региональные программы действий в интересах детей. Основная часть мер, предусмотренных в первом и важнейшем разделе Национальной стратегии «Семейная политика детствосбережения», направлена на решение проблемы социального сиротства, как самой острой для российской системы защиты детства. Актуальной это проблема остается и для Красноярского края, где ежегодно выявляется свыше двух тысяч семей с детьми с признаками детского неблагополучия (групп риска). Именно поэтому наиболее значимыми являются меры, направленные на оказание адресной социально-реабилитационной помощи семьям и несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении, применение индивидуальных методик работы и инновационных технологий, на основе четко скоординированной межведомственной деятельности специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В крае, начиная с 2011 года, осуществляется проектно-экспертное сопровождение межведомственной деятельности по профилактике детского и семейного неблагополучия на базе восьми территорий Красноярского края (Ленинский район г. Красноярска, г. Минусинск и Минусинский район, г. Канск и Канский район, г. Ачинск и Ачинский район, г. Лесосибирск), в которых вырабатываются новые подходы в сфере защиты детства. В 2011-2012 гг. проведен мониторинг наиболее успешных ювенальных практик, изучались условия внедрения и эффективной реализации услуг, проектов и мер помощи в работе с несовершеннолетними и семьями с учетом стадий кризиса семьи и типологии детских и семейных проблем. Обобщение эффективности системы защиты детства по направлению: межведомственное ведение «случая» - формирование родительской ответственности позволяется оформить опыт Красноярского края в виде практических рекомендаций. Настоящее пособие может быть полезно специалистам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при освоении современных подходов в работе с детьми и семьями групп социального риска. Практические рекомендации подготовлены коллективом ученых и практиков, действующих в сфере защиты детей, профилактики их безнадзорности и правонарушений, с целью распространения эффективных услуг, технологий и методик работы с семьей и детьми, применение которых исходит, в первую очередь, из приоритета интересов ребенка. Электронный вариант рекомендаций размещен на официальном портале «Красноярский край» (www.krskstate.ru/kdns). РАЗДЕЛ 1. СЕМЕЙНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА4 1.1. Ценностные основания семейно-ориентированного подхода в защите детей. Сфера взаимоотношений ребенка с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование его личности: когнитивную, поведенческую, эмоциональную, мотивационную сферу, систему отношений к себе и окружающим и т.д. В семье ребенок усваивает поведенческие паттерны разрешения жизненных ситуаций, определенные ценностные представления. С семьей тесно связано психическое и физическое здоровье человека. Большинство отклонений в поведении несовершеннолетних имеют в своей основе один источник — социальную дезадаптацию, корни которой лежат в проблемной семье. Социально неблагополучная семья – это семья, где имеются существенные дефекты воспитания; ребенок страдает из-за конфликтов родителей; систематически нарушаются права и интересы ребенка, не удовлетворяются его основные потребности; пьющие родители, как мощный разрушающий фактор; асоциальное или криминальное поведение родителей или близких родственников несовершеннолетнего; родители с психическим расстройством. Уровень развития родительской мотивации в неблагополучных семьях низок, родители не имеют социальных целей, личностных достижений. У взрослых и детей из неблагополучных семей отмечается низкий уровень эмоциональной устойчивости, ярко выраженная самозащита, характерно обвинение других во всех своих неприятностях и неудачах. Дети и подростки из таких семей обнаруживают протестные формы поведения, оппозиционно-вызывающие расстройства. Целью работы с социально неблагополучной семьей является создание безопасной среды для ребенка, содействие адекватному функционированию семьи и стабильности в жизни ребенка. Деятельность органов и учреждений, обеспечивающих защиту детства, должна подчиняться ряду правил, главное из которых – всегда действовать в интересах ребенка и держать эти интересы в центре своего внимания. Вмешиваться в жизнь ребенка и его семьи специалисты могут только в том случае, если ребенок подвержен риску насилия или пренебрежения его жизненными потребностями. Изъятие ребенка из семьи следует избегать за исключением случаев, когда это является единственным способом его защиты. Дети, нуждающиеся в изъятии из семей, всегда должны размещаться там, где существует возможность создания наиболее щадящей атмосферы, максимально приближенной к семейной и максимальной близости к дому. Правильный выбор места размещения помогает лучше удовлетворить физические, эмоциональные и социальные потребности ребенка, сохранить отношения с членами своей семьи и минимизировать негативные последствия вынужденного расставания. По возможности лучше разместить ребенка в семью родственников или в семью, проживающую в непосредственной близости от его дома. Это позволит ребенку ощутить чувство преемственности, поддерживать отношения с важными для него людьми и сохранять свою культурную идентичность. Работа специалистов органов и учреждений системы профилактики и защиты детства должна носить семейно-ориентированный характер, т.е. семья всегда должна находиться в центре внимания специалистов. Жизнь в родной семье всегда лучшим образом соответствует интересам ребенка – при условии, что существует возможность помочь членам этой семьи обеспечить необходимый уход и воспитание. Специалисты должны заниматься планированием постоянства в жизни ребенка, что обусловлено наличием у ребенка неотъемлемого права расти и развиваться в постоянной и стабильной семье, обладать культурной компетентностью, т.е. способностью строить продуктивные отношения с людьми, принадлежащие к другим культурным традициям, в уважительной и конструктивной манере. Несмотря на то, что специалистам никогда не удастся полностью овладеть всеми тонкостями культуры семей, с которыми они работают, они должны проявлять максимум такта и уважения на основе межкультурного взаимодействия. Семейно-ориентированный подход в практике Распространение семейно-ориентированного подхода к социальной работе с детьми приводит нередко к определенному замешательству в вопросе о приоритете прав детей и родителей. Специалисты часто сталкиваются с тем, что ценности не всегда носят взаимодополняющий характер. Конфликты между ценностями могут вести к появлению дилемм морального и практического плана. Например, если мы занимаемся оказанием семейно-ориентированных социальных услуг, то кто является нашим клиентом? Существует ли противоречие между правами родителей и правами ребенка? Как можно заниматься планированием постоянства в жизни ребенка, ставить интересы семьи в центр своей деятельности и одновременно с этим забирать детей из семей? Семейно-ориентированная социальная работа и защита прав детей - есть ли здесь противоречие? Семейно-ориентированный подход не противоречит стремлению защитить ребенка. В действительности в ситуациях, когда существует возможность обеспечить безопасность ребенка в его собственной семье, сохранение семьи является оптимальным способом защиты ребенка. Говоря о процессе осуществления семейно-ориентированной работы по защите детей в рамках обозначенных ценностей, специалистам по работе с детьми и семьей следует:
К сожалению, фиксируются случаи слишком поспешного изъятия детей из семей. Будучи хорошо осведомленными о рисках, сопряженных с оставлением детей в семьях, где они подвергаются насилию, специалисты органов опеки и попечительства, органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, социальные работники, зачастую имеют смутное представление о негативных последствиях расставания детей со своими семьями и их последующего внесемейного размещения. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга деятельности по профилактике детского и семейного неблагополучия, проведенного в 2011 году группой экспертов при комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края в восьми пилотных городах и района края. Мониторинг позволил выявить ряд дефицитов в организации государственной (муниципальной) помощи семье и детям, в том числе: 1) недостаточно реализуется функции органов опеки и попечительства в профилактике социального сиротства, которым даны полномочия по определению степени нуждаемости ребенка в защите государства; не всегда учитывается, что для наилучшего удовлетворения потребностей ребенка, обеспечения условий его нормального развития предпочтительными являются меры, направленные на восстановление способности семьи заботиться о ребенке, а не изъятие его из семьи; 2) учреждения помощи семье и детям в основном сориентированы на работу с хроническими семейными кризисами в ущерб профилактической работе по их предупреждению, реабилитации на ранних стадиях кризиса; 3) не актуализируется вопрос достаточности реабилитационных услуг семье и детям групп риска с учетом их потребностей и особенностей, что не гарантирует получения ими разнообразных форм поддержки, особенно в удаленных поселениях; 4) профилактическая работа, направленная на поддержку семьи, недостаточно скоординирована, а дублирование функций служб приводит к тому, что семья сталкивается с большим числом людей, выполняющих и принуждающие, и помогающие действия, что препятствует формированию продуктивного контакта; 5) семья и ребенок зачастую рассматриваются как пассивный объект воздействия, а реабилитационная работа с ребенком проводится отдельно от семьи. Работа с семьей ведется «по факту», эпизодически, не направлена на разрешение проблем семьи; 6) реабилитационно-восстановительный подход не является пока доминирующим; большинство специалистов служб не имеют необходимых современных знаний в области социальной работы, психологии, педагогики, юриспруденции для работы с семьей и детьми, не владеют навыками выстраивания доверительных отношений с семьей; 7) оценка проблем семьи и ребенка, его безопасности основывается на субъективных критериях, недостаточно используется современный инструментарий диагностики и мониторинга проблем семьи и ребенка; 8) специалисты не владеют методами социального проектирования, позволяющими гарантировать качественный уровень планирования работы с семьей и детьми; 9) недостаточно проработан механизм включения на основе партнерства ресурсных возможностей общественности, НКО в профилактическую деятельность. По мере появления все большего объема эмпирических данных о травматическом эффекте изъятия детей из семей, с одной стороны, и об успешных попытках укрепления и сохранения семей, с другой стороны, наблюдается смещение акцентов в сторону организации комплексной семейно-ориентированной социальной работы, призванной обеспечить безопасность детей в их собственных семьях. В этой связи семейно-ориентированная работа, многоуровневый подход к оказанию социальных услуг представляет собой важнейший инструмент защиты детства. Этот процесс начинается в момент первичного обращения в органы защиты детства и продолжается на последующих этапах оказания помощи. Тщательная оценка рисков и срочная организация интенсивной работы по оказанию семье помощи в устранении факторов риска могут создать условия для безопасного пребывания ребенка в семье. Оказание семейно-ориентированных социальных услуг по месту жительства Органы системы профилактики и защиты детства должны взять на себя инициативу в деле создания и развития интегрированных систем социальной помощи, действующих в местах проживания социально неблагополучных семей. Тогда социальные работники смогут выполнять функции «менеджеров-кураторов случая», направляя членов семьи соответствующим специалистам и координируя процесс оказания услуг. Кроме того, социальные работники и другие специалисты могут проводить работу с семьями по месту жительства. Объединение усилий специалистов по работе с детьми и семьей на основе межведомственного взаимодействия, общественности и НКО с целью оказания помощи семьям, подверженным повышенному риску, является одним из наиболее эффективных способов предотвращения изъятия детей из семей. Первичной задачей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалистов по работе с детьми и се5мьей является организация и проведение комплексной оценки семьи. Такая оценка позволяет выявить личностные, социальные, экономические и средовые факторы, повышающие риск жестокого обращения с ребенком, а также сильные стороны членов семьи и средства, которых они могут привлечь, чтобы снизить этот риск. Организация внесемейного размещения детей В случаях, когда дети подвергаются высокому риску, и органы защиты детства оказываются не в состоянии обеспечить их защиту в семье, может возникнуть необходимость во внесемейном размещении. Ребенка следует по мере возможности передать родственникам или другим людям, которых он знает. Это значительно снизит риск получения психологической травмы. Желательно, чтобы культурная среда, в которую попадает ребенок при внесемейном размещении, максимально была приближена к его привычному образу жизни. Что поможет ребёнку сохранить ощущение доверия. Ниже перечислены возможные варианты размещения (в порядке предпочтительности): (1) семья родственников; (2) замещающая семья; (3) семейный детский дом; (4) детский дом семейного типа, укомплектованный профессиональными воспитателями, которые работают в несколько смен; (5) реабилитационный центр интернатного типа; и (6) другое детское учреждение. В течение всего срока внесемейного размещения ребенок должен иметь возможность периодически встречаться с членами своей семьи и (по мере необходимости) с другими родственниками и друзьями. Такие встречи являются важным условием поддержания эмоционального здоровья ребенка и необходимы для его успешного воссоединения с семьей. Сразу после внесемейного устройства ребенка необходимо предусмотреть последовательность действий воссоединения его с кровной семьей. Эта работа должна быть проведена в ограниченные сроки — максимум в течение 6—12 месяцев после изъятия ребенка из семьи. Планирование постоянства в случаях, когда воссоединение ребенка с семьей оказывается невозможным. Если становится очевидным, что ребенок не может вернуться в семью, органы защиты детства должны в предельно сжатые сроки найти ему другую постоянную семью. Размещение ребенка в эту семью должно быть оформлено в виде усыновления или опекунства. Лучше, если семья выбрана из числа семей родственников, семей, в которые ребенок размещался раньше (включая его нынешнюю или предыдущую замещающую семью), и семей, утвержденных органами защиты детства в качестве потенциальных усыновительных семей. Особенности и преимущества семейно-ориентированного подхода в защите детей Семейно-ориентированную социальную работу с детьми можно определить как оказание социальных и вспомогательных услуг, которые укрепляют семьи и дают им возможность обеспечивать безопасный уход за детьми в их собственных домах, сообществах и культурах. Главная задача организации социальной работы с детьми — это защита их от жестокого обращения через укрепление семьи и мобилизацию внутреннего потенциала для защиты и воспитания детей. Семейно-ориентированная социальная работа с детьми базируется на философском подходе, который признает наличие активной двусторонней связи между функционированием социальных систем и поведением отдельных людей. Основная предпосылка этого подхода заключается в том, что социальные системы оказывают мощное воздействие на живущих в них людей. Социальные системы – это взаимосвязанные социальные структуры, которые наполняют нашу жизнь смыслом и являются источником всех открывающихся перед нами возможностей. Для того чтобы успешно стабилизировать и укрепить семью и отдельных ее членов и активизировать их внутренний потенциал, необходимо прибегнуть к помощи «естественных союзников» - мобилизовать все семейные, общественные и культурные ресурсы. Семейно-ориентированная социальная работа: поощряет стремление семьи к автономности, что означает уважение и поддержку права семьи управлять своей жизнью, придерживаться своих культурных традиций и самостоятельно принимать решения о том, что нужно им и их детям, при условии, что эти решения не подвергают детей риску причинения им серьезного вреда. Грамотная организация оказания социальных услуг может укрепить большинство семей в такой степени, что они смогут самостоятельно заботиться о своих детях и обеспечивать их защиту. Семейно-ориентированный подход применим не только к ситуациям, когда ребенок проживает дома. Если ребенок попадает в систему замещающей опеки, нужно пытаться привлечь его биологических родителей к планированию размещения, помогать им поддерживать связь с ребенком и вместе с ними разрабатывать и реализовать план воссоединения семьи. Все это, однако, не означает, что необходимо стремиться сохранить семью любой ценой. Иногда, несмотря на все усилия, это оказывается невозможным в силу того, что семья перестала существовать как единое целое. Характер проводимых специалистами интервенций (вмешательств), направленных на укрепление и сохранение семей, зависит от положения дел в каждой семье. Семейно-ориентированный подход позволяет более взвешенно подойти к анализу потребностей и проблем семьи. Преимущества семейно-ориентированного подхода: Большинство родителей не имеют цели причинить детям вред, могут разрешить свои проблемы и развить свои способности в плане воспитания, они смогут научиться обеспечивать безопасность своих детей и надлежащим образом удовлетворять их потребности. 1. Повышение уровня заинтересованности членов семьи в достижении перемен. Предполагается, что члены семьи будут активно сотрудничать с представителями комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и специалистами по работе с детьми и семьями во всех аспектах оценки, планирования и оказания услуг, они в значительной степени сохраняют контроль над своими жизнями. Это дает им необходимую мотивацию и помогает преодолеть сопротивление, которое является естественной реакцией на применение авторитарного или патерналистского подхода к социальной работе с детьми. Характер отношений, складывающихся между специалистами по работе с детьми и семьями, куратором случая и членами семьи, участие их в решении ее проблем, повышают уровень доверия к специалистам, что еще больше нивелирует негативные последствия вмешательства в жизнь семьи со стороны человека, облеченного государственной властью. 2. Точная оценка индивидуальных потребностей и сильных сторон каждой семьи. В процессе применения семейно-ориентированной модели специалисты по работе с детьми и семьями и куратор случая обычно контактируют с семьей по месту ее проживания. Это дает возможность организовать прямое наблюдение, оценить взаимодействие факторов, которые ведут к жестокому обращению с детьми, понять и помочь семье осознать свои потребности и сильные стороны и влияние социальных систем и культурных традиций на ее жизнь. Необходимо присваивать более высокий уровень приоритетности действиям, которые вызывают наименьшие трудности у членов семьи. Если действия, осуществляемые на начальных этапах совместной работы, сравнительно несложны и играют важную роль для семьи, это повышает шансы на успех, усиливает мотивацию, заинтересованность и вовлеченность членов семьи. 3. Активное использование доступных ресурсов, таких как общественные организации, дальние родственники, соседи, друзья семьи и системы общественной поддержки. Это, в свою очередь, обеспечивает соответствие оказываемых социальных услуг культурным традициям и ценностям семьи и возможность доступа к необходимой помощи, после того как организация социальной работы прекратит сотрудничество с семьей. И то и другое позволит закрепить позитивные перемены. 4. Оказание по месту жительства социальных услуг, призванных поддержать семью и содействовать ее развитию, способно стабилизировать даже самые запущенные семьи. Очевидно, что как только семья получает возможность на какое-то время выйти из кризисной ситуации, ее членам удается самим найти решение стоящих перед семьей проблем. 5. Работа с членами семьи как с группой также укрепляет их сплоченность и восприятие себя как единого семейного организма. Члены семьи могут усвоить более эффективные адаптивные навыки и методы разрешения проблемных ситуаций, ориентируясь на поведение специалистов по работе с детьми и семьями или куратора случая, опираясь на их поддержку. Для минимизации межведомственных барьеров в профилактической деятельности необходимы условия – т.е., это чётко определенные ключевые цели с индикаторами достижения целей, соответствующая постановка задач и применение единого порядка защиты прав каждого ребенка. Остановимся далее на этих моментах как принципиально важных в организации работы с семьей. |
... | Черкашина Т. А. заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве | ||
... | ... | ||
Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Чеченской Республики решения о допуске... | |||
Утвержден на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Калининградской области 14 апреля... | Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры | ||
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры | Организация учета несовершеннолетних в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |