Скачать 1.06 Mb.
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «КУЛЬТУРА НАРОДОВ КБР», 11 класс (32 часа) УРОК 1 (ЛЕКЦИЯ-ОБЗОР) Тема: Проблема письменности кабардинцев и балкарцев (Ш. Ногмов, Н. Шеретлук, У. Берсей и др.) Цель: охарактеризовать письменность кабардинцев и балкарцев, рассказать о просветительской деятельности Ш. Ногмова, Н. Шеретлука, У. Берсея Проведение данного урока в форме лекции дает возможность компактно изложить большой по объему материал. Учитель может наметить круг вопросов, рекомендовать дополнительный материал-перечень литературы, которую желательно прочитать. Чтобы облегчить работу школьников во время лекции, полезно использовать своего рода опорный конспект основных положений лекции. Предлагаем примерный вариант такого опорного конспекта: I. Проблема письменности кабардинцев и балкарцев. Причины длительности и сложности процесса создания письменности у наших народов. Свидетельства попыток создания письменности у балкарцев. Первые попытки создания письменности у кабардинцев. Кабардинский и балкарский алфавиты. II. Вклад адыгских просветителей в процесс создания письменности. Деятельность Ш. Ногмова на ниве просвещения. Создание азбуки Нотауко Шеретлуком, участь созданных им произведений. Умар Берсей-автор учебной литературы на черкесском языке. Литература для самостоятельного изучения
Процесс создания письменности у кабардинцев и балкарцев был длительным и сложным. На отдельных каменных плитах 1709,1715 гг. арабскими буквами написаны, балкарские тексты, что свидетельствует о попытках балкарцев создать свою письменность. Первая попытка по разработки адыгской азбуки сделана Магометом Эфенди из Шапсугии в 1821 г. В 1925 г. Шора Ногмов составляет кабардинскую азбуку, в 1840 - 1843 гг. грамматику кабардинского языка. Она-единственный источник, зафиксировавший формы и звуки кабардинского языка, существовавшего в I пол. XIX века, а также слова, ставшие архаизмами. Этот труд Ш. Ногмова дает возможность проследить историческое развитие кабардинского языка за последние полтора столетия, служит важным и незаменимым подспорьем для ученых — кавказоведов, и, прежде всего, лингвистов. Ш. Ногмов был истинным патриотом своего народа. Его высокое понимание всенародной пользы просвещения, распространения научных знаний, чему он посвятил всю жизнь, ясно раскрыто в его предисловии к «Грамматике». «С огорчением должен признаться, - писал он, - что соотечественники мои до сих пор не имеют никакой письменности, даже никакой грамоты; при начатии труда, мое сердечное убеждение говорило мне, что придет время, когда в душе грубого горца вспыхнет чудное чувство - светильник жизни - любовь к знанию, ударит и для нас час, когда мы примемся за грамоту, книги, письмо. Для этого-то времени составлен этот труд, труд многих лет, забытый, быть может, преображенный, он некогда побудит благодарное воспоминание потомства учащегося». Кроме грамматики, Ш. Ногмов составил «Кабардино-русский словарь», вобравший в себя около четырех тысяч слов. Из-за отсутствия книгопечатания на родном языке, произведения национальной литературы, оставшись в рукописях, погибли. Трагическая участь постигла наследие Нотауко Шеретлука - «величайшего поэта Черкессии». По словам Адиль-Герея, он записывал свои произведения на составленной им же азбуке. Но, подвергшись преследованиям реакционного мусульманского духовенства, он вынужден был их уничтожить. Лучше сохранилась учебная литература. Её автор Умар Берсей - учитель черкесского языка Ставропольской гимназии. Ему принадлежат несколько рассказов и басен, вошедших в его «Букварь черкесского языка». Часть из них -собственные сочинения, другая - переводы с русских и восточных оригиналов. Собственные сочинения Берсея основаны на фольклорных сюжетах, в основном на сказочных. Кабардинский и балкарский буквари и алфавиты на латинской графической основе были созданы в ] 923 и 1294 гг. В 1936-37 гг. был осуществлен перевод алфавита с латинской графики на русскую. П. Закрепление пройденного Почему процесс создания письменности у наших народов был столь длительным? Какой вклад в этот процесс внесли адыгские просветители? Д/з конспект, подобрать материал для сообщения о III. Ногмове, Н. Шеретлуке, У. Берсее. Опережающее задание к уроку 2- конференции. УРОК2. Тема: Просветительская литературная деятельность первых ученых и писателей Кабарды и Балкарии. Цель: охарактеризовать просветительство Кабарды и Балкарии, подчеркнув тот вклад, который внесли просветители в развитие литературы и общественно-политической мысли. Подготовка конференции Создается группа докладчиков (8 человек), которым предстоит выступить на конференции. Подготовка доклада требует достаточно высокого уровня знаний и умений, в том числе ораторских. Поэтому докладчиками должны выступить более сильные ученики. С целью повышения интереса слушателей можно подготовить официальных оппонентов. Они готовятся по той же теме, что и один из докладчиков. Их задача-поставить интересные вопросы и кратко дополнить докладчика. Учитель при подготовке конференции консультирует и докладчиков и оппонентов по каждому вопросу, подсказывает литературу и круг вопросов, подлежащих рассмотрению. Он оценивает и качество доклада, и качество оппонирования (насколько интересны и существенны поставленные вопросы, содержание краткого выступления после докладчика). Очевидно, что и доклады, и ответы на вопросы, и выступления оппонентов должны быть строго ограничены во времени. Активизируют внимание учащихся также заданиями, которые выполняются на основе содержания докладов. Одним из таких заданий может быть таблица, которая заполняется по ходу выступления докладчика. ХОД УРОКА Темы докладов. 1. Просветительство Кабарды а) I период (самый конец XVIII в -1 половина 50-х гг. XIX в.) б) II период (I половина 50-х гг. - 80-е гг. XIX в.) в) III период (90-е гг. XIX в. - начало XX в.) 2. Деятели науки, культуры и просвещения Балкарии. Литература: Р.Х. Хашхожева. Адыгские просветители XIX - нач. XX в.Нальчик. 1984. Т.Ш.Биттирова. Карачаево-балкарские просветители.Нальчик,2002. Под ред. Т.Х.Кумыкова. История КБР.Нальчик, 1995. Определение познавательного задания: Докажите, что деятельность и творчество просветителей свидетельствует о развитии национального самосознания кабардинцев и балкарцев. ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ. а). I период совпадает с началом, разгаром и затуханием Кавказской войны. Деятели этого этапа просвещения - Измаил Атажукин, Шора Ногмов, Хан-Гирей, Казы-Гирей - занимали высокие посты на военной или административной службе, принимали непосредственное участие в событиях, решавших судьбу их отечества. Они выступали за единение с Россией, в которой видели государство, способное защитить их отечество от восточных завоевателен, содействовать их прогрессивному развитию. Обращаясь к критике существующих феодальных правопорядков, просветители изображают бесчинства феодалов, их произвол и насилие по отношению к трудовому народу, тяжелое бесправное положение низов и, как результат общественного неравенства и словесных противоречий, - антифеодальные волнения крестьян. Первые просветители занимаются собиранием и исследованием исторических сведений о своем народе, его устно-поэтического творчества, разработкой письменности родного языка, вопросам образования, литературным творчеством; будучи на военной или гражданской службе, они выступают с проектами по совершенствованию общественного строя и быта адыгов. Литературно-художественное творчество просветителей этого этапа развивалось, опираясь на национальный фольклор и традиции русской литературы, особенно заложенными ярчайшими представителями русской романтической школы А.С. Пушкиным и А.А. Бестужевым-Марлинским. Велико было и воздействие на них стилевой манеры 11. М Карамзина. Наследие просветителей I этапа представлено на русском языке, лишь незначительную его часть составляет литература на национальном языке. Многие рукописи погибли.
б) Так как просветительство второго этапа развивается в период углубления кризиса феодального строя, то оно носит выраженный антифеодальный и демократический характер. Господствующий дворянский класс просветители рассматривают не как «опору отечества», а деградирующую, зараженную тунеядством и паразитизмом часть общества. Просветители утверждают нравственное превосходство крестьянства над феодальным классом. Так же выступают за развитие и упрочнение связей с русским народом. Осуждают колониальную политику царизма. Активнее выступают против традиций феодальной страны. Литература этого периода полифункциональна: учебные пособия, филологические труды, публицистика, собственно художественная литература, представленная прозой, повестью, рассказом, очерком. Адиль-Гирей Кешев (1837-1872) Рассказы из цикла «Записки черкеса»(1860), повесть «Абреки», очерк «На холме»( 1861), статьи, очерки Крым-Гиреи Инатов (1843-?) статья «Описание бывшей в Екатеринограде в 1869 с/х выставки» (1870). «Соляные озера Кубанской области» (1880) Казн Атажукш; (1841-1899) очерки «Два слова о господстве турок на Кавказе и песня о Шрухуко-Тугузе» (1866) Сифир-паша, князь шапсугский», «Путевые заметки» «Несколько рассказов из Гюлистана...» «Два отрывка из народной поэмы о Сосруко и два рассказа», эпические сказания «Сосруко», «Пши Бадыноко», «Ашамез» (1871), «Кабардинская азбука» (1865), статьи о письменности кабардинского народа в) Основным тематическим содержанием творчества просветителей III периода становится противостояние национально-колониальной и великодержавно-шовинистической политике царизма как в сфере социально политической, так и культурно-просветительской. Продолжая традиции предшественников, они брались за повышение культурно-образовательного уровня своего народа, сохранение и развитие лучших национальных традиций и достижений национальной культуры. Просветители обращались к народу с призывом к овладению русским языком, к освоению достижений русской культуры. Много внимания они уделили в своих публикациях Кавказской войне, ее трагическим событиям и последствиям для адыгов. Одной из актуальных задач оставалось по-прежнему создание письменности родного языка и организации школьного образования. Так же просветители III периода проделали большую и ценную работу по сбору и публикации устного народного творчества. Султан Довлет-Гирей (1875-1918) Доклады «Бжедуговские памятники в местечке Горячий ключ Кубанской области» (1909), «Жизнь черкесов -переселенцев в Турции» (1911), театральные постановки «Черкесская программа» «Наезд Кунчука» - участие в рождении национального театрального искусства. Темтеч (Николай Тарханович) Хаджимухов (1848-1907) Очерк «Народы Западного Кавказа» (1910) Батырбек Бекмурзович Шарданов (1860-?) Проекты «Записка об обычном праве», «О принадлежности земель в Кабарде», «Об управлении Кабардой», статьи «Забытый народ»( 1906), «Забываемый народ»( 1906), «Черкесы и их прошлое»( 1915) Эльбоздуко Канаматович (Владимир Николаевич) Кудашев (1865-?) «Исторические сведения о кабардинском народе» (1913) (фундаментальный труд) Паго Измаилович Тамбиев (1873-1928) «Азбука кабардинского языка», 5 сказаний и преданий, 28 песен, 21 сказка, 893 пословицы, поговорки, загадки. Талиб Псабидович Кашежев (1866-1931) Статьи «Свадебные обряды кабардинцев»(1892), «Ханцегуаше» (1902)4 исторических, 3 топонимических преданий, 3 сказания из нартского эпоса 1 историко-героическая песня, 11 сказок Сефербей Сиюхов (1887-1966) «Букварь черкесского языка», «Лексические уроки» для преподавания русского языка в черкесской школе, статьи о своих педагогических взглядах, очерк «Черкесы - адыги» (1922) Кази-Бек Ахметуков (1870-?) Статьи в журналах «Нива», «Звезда», «Вокруг света» (с 1894 г.), «Черкесские рассказы» (1897), «Всего понемногу. Очерки и рассказы»( 1897), повесть «Месть» (1902), сб. «Часы досуга»(1902), исторические рассказы «Плен Шамиля»( 1894), «Месть Шамиля»( 1895), рассказы «Старые счеты»( 1896), «Улгай и Кузьма»( 1901) сб. «Повести сердца»( 1901), пьеса «Тяжелый долг»( 1901) «Современная Турция. Очерки и рассказы о царстве Османов»( 1897), очерк «На черный материк». 2. Среди просветителей и общественных деятелей Балкарии и Карачая следует назвать князей Баксанского общества и Карачая - Мирзы-Кула Урусбиева и Ислама Крым-Шаухалова. Они рассказывали ведущему российскому академику Купферу, венгерскому тюркологу Я. Бессе легенды и предания о происхождении балкаро-карачаевцев. Сын Мирзы-кула Исмаил Урусбиев построил в Приэльбрусье дом для гостей. Отлично играл на скрипке горские песни и наигрыши в переложении Танеева, знал и рассказывал гостям фольклорные произведения и гипотезы о происхождении горцев Северного Кавказа. Большую лепту в культуру и просвещение балкарского народа внес Ислам Балкаруков (Дадаш Балкаруков) - принимал участие в строительстве и открытии реального училища в Нальчике, обучал на свои деньги балкарских детей. Особое место в культуре и просвещении балкарского народа занимает выдающийся на Кавказе скрипач Султан-Бек Абаев. Сыновья Исмаила Урусбиева - Науруз и Сафар-Али трудились над созданием балкарской грамматики и алфавита. Сафар-Али опубликовал собранные нартские сказания балкаро-карачаевцев в первом выпуске «Сборника для описания местностей и племен Кавказа» (1881). В 1911 Мисост Абаев опубликовал труд «Балкария», в котором были легенды и сказания о происхождении балкарского народа, сведения о поземельном вопросе, о сословной структуре, о внутреннем положении и взаимоотношениях с соседними народами. Перу Басията Шаханова (1879 - 1919) принадлежат «Этюды из туземной жизни», «Терские дела» (8 очерков), «Терские письма». ПОДЙЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА: обсуждение задания, полученного в начале урсго. Заключительное слово может сделать учитель или наиболее подготовленный ученик. Оно содержит общие выводы из прозвучавших докладов, обобщение по теме. Д/3 конспект. УРОКЗ (КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК). |
Лекция: Обзор наиболее важных стандартов и спецификаций в области информационной безопасности 3 | Кафедра русистики Университета Св. Кирилла и Мефодия г. Трнавы приглашает вас 15-16 мая 2014 г отметить вместе с нами День славянской... | ||
Хирургический метод лечения имеет большое значение в клинической медицине. Одну четверть заболеваний составляют хирургические болезни.... | Составили: Гарифуллин И. Р. (тема 1); Нафикова О. Д. (тема 2); Галимханов А. Б. (тема 3); Сергеев А. Л. (тема 4); Валиуллина А. Р.... | ||
Лекция №15. Тема: «Проложение хода технического нивелирования и ведение полевого журнала». Учебник В. Д. Киселёв, Д. Ш. Михелёв.... | Урок построен в нетрадиционной форме: ученикам предлагается путешествие в США для участия в международной игре «Знаешь ли ты историю... | ||
Курс социально-бытового ориентирования представляет собой специальные коррекционные занятия. Основной формой организации занятий... | |||
Тема: Рабовладельческая система в Америке. Предпосылки и начало гражданской войны 1861-1865 г | Лекция Тема: Современные трактовки предметной области политической философии (4 час.) |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |