МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
О.В. Чкалова Организация, технология и проектирование торговых предприятий Практикум Рекомендовано методической комиссией Института экономики и
предпринимательства для студентов бакалавриата ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 100700 "Торговое дело"
Н.Новгород
2014 УДК 338.48
БК 65.442
Ч-73
-
Ч-73 Чкалова О.В. ПРАКТИКУМ – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014. –61с. Рецензент: доктор экономических наук, профессор В.Ю.Соболев Практикум разработан по дисциплине "Организация, технология и проектирование торговых предприятий" в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100700 "Торговое дело" (квалификация /степень «бакалавр»).
Представленные в практикуме практические задания направлены на
овладение компетенциями в решении профессиональных задач и выполнении проектов в торгово-технологической, проектной и научно-исследовательской деятельности.
Содержательная часть практикума содержит четыре модуля, соответствующих последовательности организации торгово-технологического процесса в торговых предприятиях, глоссарий. Каждый модуль включает теоретическое содержание модуля, практические задания для аудиторной и самостоятельной работы, сопровождается вопросами и тестами для проверки освоения компетенций.
Практикум предназначен для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 100700 "Торговое дело". УДК 338.48
ББК 65.442
|
©Нижегородский государственный
университет им. Н.И.Лобачевского, 2014 Содержание
Введение...................................................................................................... Модуль 1 "Индустрия розничной торговли"..............................................
Содержание модуля................................................................................
Практическая работа "Изучение терминологического аппарата розничной торговли"..............................................................................
Самостоятельная работа "Изучение торговой сети".........................................................................................................
Вопросы и задания для проверки освоения компетенций...........................................................................................................
Тесты для проверки освоения компетенций ........................................ Модуль 2 "Магазиностроение как составной элемент мерчандайзинга"...............................................................................................................
Содержание модуля.................................................................................
Практическая работа «Изучение устройства и технологической планировки магазинов»......................................................................................
Самостоятельная работа «Мерчандайзинг торгового предприятия»........................................................................................................
Вопросы и задания для проверки освоения компетенций.............................................................................................................
Тесты для проверки освоения компетенций............................................................................................................... Модуль 3 "Организация торговых и технологических процессов в розничных торговых предприятиях".......................................................
Содержание модуля................................................................................
Практическая работа «Разработка торгово-технологического процесса в магазине»..............................................................................................
Самостоятельная работа «Выбор поставщиков»..................................
Самостоятельная работа «Мерчандайзинг товаров»..........................................................................................................
Вопросы и задания для проверки освоения компетенций ..................................................................................................................
Тесты для проверки освоения компетенций ........................................... Модуль 4 "Организация торгового обслуживания на предприятиях
розничной торговли"...............................................................................
Содержание модуля................................................................................
Практическая работа « Изучение услуг розничной торговли».................
Практическая работа «Оценка качества торгового обслуживания
методом SERVQUAL.............................................................................
Самостоятельная работа «Изучение Правил розничной торговли и
защиты прав потребителей»....................................................................
Вопросы и задания для проверки освоения компетенций...................
Тесты для проверки освоения компетенций ......................................... Глоссарий.......................................................................................................
Список литературы.......................................................................................
| 5 9
9 9 9 13
14
17
17 17 21 24 25
28
28 28
31 33 36
36
39
39
39 41 44
45
46 49 59
|
Введение Дисциплина формирует основные компетенции бакалавра по применению знаний и умений для успешной деятельности в области торгового дела (таблица 1).
Основы организации, технологии и проектирования торговых предприятий даются на лекциях.
Цель практикума – организация работы студента в аудитории, при самостоятельной подготовке к занятиям, сдаче итогового контроля по дисциплине.
Задачи практикума:
способствование организации аудиторной и самостоятельной работы студентов по освоению компетенций;
установление возможности самоконтроля освоенных знаний и умений посредством работы с педагогическими измерительными материалами, разработанными для каждого модуля;
развитие мотивации обучения студента;
привитие студенту навыков самосовершенствования и самообразования. Таблица 1
Компетенции/части компетенции, формируемые в результате изучения дисциплины
Коды
компетенции
| Наименование
компетенции/части компетенции
| Структурные элементы компетенции
| ОК-11
| Готовность применять экономические законы и теории, определять экономические показатели
| Знать: показатели эффективности создания и внедрения новых технологических решений;
уметь: рассчитывать экономическую эффективность создания и внедрения новых технологических решений в магазине;
владеть: методами расчета экономической эффективности использования различных технологических схем.
| ПК– 2
| Умение пользоваться нормативными документами в своей профессиональной деятельности, готовность к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов
| Знать: нормативные документы и требования нормативных документов к структурно—элементному построению торговли; нормативно-правовую документацию, регламентирующую устройство магазинов;
уметь: пользоваться нормативными документами в своей профессиональной деятельности, соблюдать требования нормативных документов;
владеть: методами и инструментарием использования нормативных документов в своей профессиональной деятельности, соблюдения требований нормативных документов.
| ПК-3
| Способность эффективно
осуществлять
приемку
товаров по количеству и качеству
| Знать: технологии приемки товаров;
уметь: эффективно осуществлять приемку и учет товаров по количеству и качеству; заполнять документы, сопровождающие приемку в магазине;
владеть: методами и инструментарием приемки товаров в магазине.
| ПК–5
| Способность осуществлять управление торгово—технологическими процессами на предприятии, регулировать процессы хранения, а также учитывать и списывать потери
| Знать: структурные элементы торгово-технологического процесса; виды товарных потерь, причины возникновения, меры предупреждения и сокращения;
уметь: выбирать формы и форматы торговой деятельности; организовывать торгово-технологический процесс, в т.ч. процесс хранения товаров, регулировать процессы хранения, определять и минимизировать затраты материальных и трудовых ресурсов, а также учитывать и списывать потери;
владеть основными понятиями в области торгово-технологического процесса, методами управления торгово-технологическими процессами на предприятии, регулировать процессы хранения, определять и минимизировать затраты материальных и трудовых ресурсов, а также учитывать и списывать потери
| ПК-12
| Готовность работать с технической документацией, необходимой для профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной) и проверять правильность ее оформления
| Знать: современные методы анализа данных, содержащихся в технической документации, необходимой для профессиональной деятельности;
уметь: анализировать и интерпретировать техническую документацию и использовать полученные сведения для принятия эффективных решений в коммерческой деятельности;
владеть: навыками проверки правильности оформления технической документации.
| ПК-13
| Способность обеспечивать материально-техническое снабжение предприятия, закупки и продажу (сбыт) товаров, управлять товарными запасами
| Знать: требования, предъявляемые к обеспечению материально-технического снабжения предприятия, закупке и продаже (сбыту) товаров, управлению товарными запасами;
уметь: реализовывать на практике мероприятия, направленные на обеспечение материально-техническое снабжения предприятия, закупку и продажи (сбыт) товаров, управление товарными запасами;
владеть: приемами материально- технического снабжения предприятия, закупкой и продажами (сбытом) товаров.
| В результате изучения дисциплины студент
должен знать:
нормативно-правовую документацию, регламентирующую различные стороны функционирования торговых предприятий в рыночной экономике;
структурно-элементное построение внутренней торговли в федеральном и региональном аспектах;
теоретико-методологические основы технологии, технического оснащения и проектирования предприятий торговли;
основы организации проектирования, капитального строительства и ремонта торгового предприятия;
должен уметь:
анализировать и обобщать происходящие изменения в организации и технологии оптовой и розничной торговли;
моделировать торгово-технологические процессы и внедрять их в практику работы торговых предприятий;
рассчитывать экономическую эффективность функционирования материально-технической базы оптовой и розничной торговли;
рассчитывать экономическую эффективность создания и внедрения новых технологических решений в торговле;
обеспечивать качественное обслуживание покупателей;
должен приобрести навыки:
выполнения расчетов при разработке проектов организации торгово-технологических процессов в магазинах и на складах;
должен владеть:
методами планирования и размещения розничной торговой сети;
методами и приемами организации торгового и дополнительного обслуживания покупателей;
приемами рациональной организации технологических процессов при решении конкретных задач;
методами расчета экономической эффективности использования различных технологических схем при товароснабжении розничной сети;
методами определения социально-экономической эффективности использования современных форм продажи товаров;
методикой оценки качества торгового обслуживания, основанной на модели " SERVQUAL.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
основных экономических категорий, законов и теорий, показателей, их классификации и способов определения;
решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза;
работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников; необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода).
Методы проверки компетенций студентов:
Проблемные доклады (выступления) с презентацией по заданной преподавателем теме, соответствующей вопросу модуля. В докладах должны анализироваться различные теоретические аспекты организации торговых предприятий, проводится их соотношение с правовыми основами и торговой практикой, отражаться личное мнение студента.
Тестирование. Осуществляется бланковое тестирование, а также самотестирование через компьютерную систему удалённого доступа Moodle.
Решение задач и ситуаций. Требует предварительной подготовки, по типовым ситуация и задачам, представленным в практикуме. Осуществляется по заданиям, которые преподаватель дает индивидуально каждому студенту.
Практикум составлен на основе ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 100700 "Торговое дело" (квалификация "бакалавр"). Дисциплина входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла.
|