Методические рекомендации по проведению самооценки педагогических работников в процессе аттестации


НазваниеМетодические рекомендации по проведению самооценки педагогических работников в процессе аттестации
страница1/9
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Бланки > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Управление образование Администрации города Екатеринбурга.

Муниципальное бюджетное учреждение Екатеринбургский Центр

психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних

«Диалог»

Самооценка педагогических

работников

в процессе аттестации

Методические рекомендации по проведению

самооценки педагогических работников в процессе аттестации
Екатеринбург

2013г.

Самооценка педагогических работников в процессе аттестации. Методические рекомендации по проведению самооценки педагогических работников в процессе аттестации /сост.: У.Т. Воробьева У.Т., Пришедько С.В., Хакимова Н.Д., Н.С. Грудина 2013. – 44 с.
Составители: Воробьева У.Т., Пришедько С.В., Хакимова Н.Д., Грудина Н.С.

Научный редактор:

Рецензент:


Представленные материалы содержат инструментарий самооценки педагогическими работниками компонентов профессиональной деятельности в процессе аттестации. Инструментарий подобран на основе известных психологических методик в соответствии с современными квалификационными требованиями к аттестующимся и нормативными правовыми документами.

Предлагается система рекомендаций по развитию компонентов профессиональной деятельности в межаттестационный период.

Материалы предназначены для педагогических работников, участвующим в процессах аттестации.

Содержание

Введение


4

Пояснительная записка


7

Задания по самооценке компонентов профессиональной деятельности педагогических работников и рекомендации по обработке результатов


9

эмоционально-психологический компонент профессиональной деятельности


9

регулятивный компонент


13

социальный компонент


16

аналитический


19

творческий


24

компонент самосовершенствования


27

Рекомендации по развитию компонентов профессиональной деятельности в межаттестационный период


31

ВВЕДЕНИЕ
Одним из действенных механизмов, позволяющих определить качество кадровых условий и условий, обеспечивающих развитие кадрового потенциала, является аттестация педагогических кадров.

Аттестационные процессы являются источником объективной информации о готовности педагогических работников к решению комплекса задач развития качества образования; о состоянии образования в целом, что позволяет принимать адекватные управленческие решения, направленные на преодоление зафиксированных в ходе аттестации проблем.

Стратегия модернизации общего образования влечет модернизацию системы оценки качества результатов образования, что отражается на аттестационных процессах в системе образования.

С 01 января 2011 года в России введен новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209).

В соответствии со статьей  49 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, вступающим в силу с 01 сентября 2013 года, проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям осуществляется аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Как заявлено в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», стимулом качественного педагогического труда должна стать новая аттестация педагогических и управленческих кадров, которая предполагает периодическое подтверждение квалификации педагога и ее соответствие современным и перспективным задачам, стоящим перед школой.

Главная цель аттестации – в постепенном формировании у педагогов внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя в развитии, находить профессионально-личностные смыслы конкретной деятельности, а главное – готовности гарантировать обучающимся и социуму качество образования, соответствующее современным требованиям государственного образовательного стандарта.

В соответствии с решением Коллегии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 08 декабря 2011 года № 5/1 «О состоянии качества образовании, результатах и перспективах» Главная аттестационная комиссия Свердловской области рассмотрела вопрос о критериальной системе оценивания профессиональной компетентности педагогических работников. В целях ее совершенствования в 2012 году разработан и апробирован усовершенствованный оценочный инструментарий, определяющий требования к компетенциям педагогических работников, на основании компетентностей учеников, зафиксированных в федеральных государственных образовательных стандартах.

Оценочный инструментарий усовершенствован в соответствии с:

- требованиями к квалификационным категориям, установленными Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Минобрнауки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 209;

- Квалификационными характеристиками должностей работников образования, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н;

- требованиями к компетенциям педагогических работников, на основании компетентностей учеников, зафиксированных в федеральных государственных образовательных стандартах.

Основное отличие нового инструментария заключается в том, что он базируется на компетентностном подходе, технологично разработан, предусматривает снижение риска субъективного подхода в оценке профессиональной компетентности педагога. В основе предлагаемой системы оценки лежит целостная структура компетенции педагога, учитывающая все основные компоненты профессиональной деятельности: знание предмета преподавания, знание методики обучения, планирование, управление учебным процессом и т.д.

Новый лист экспертного заключения более четко структурирован по блокам, определяющим уровни сформированности компонентов профессиональной деятельности педагога. Оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием 6 компонентов:

Интересной формой является графическое представление компонентов деятельности педагога. Диаграмма легко строится и наглядно демонстрирует направления, в которых педагог должен совершенствоваться в будущем.

В соответствии с письмом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 16 ноября 2012 г. № 02-01-80 / 6806 «О внедрении в 2013 аттестационном году усовершенствованного оценочного инструментария» педагогическим работникам предложено содержание ряда критериев для самооценки отдельных компонентов педагогической деятельности, каждый из которых является неотъемлемой частью профессионализма педагога:

  • эмоционально-психологический компонент – включает в себя профессиональные компетенции, способствующие установлению с участниками педагогического процесса атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи, толерантности в отношениях, созданию благоприятного психологического климата, выделению в качестве приоритетных интересы и потребности обучающихся (воспитанников);

  • регулятивный компонент – включает профессиональные действия, являющиеся проявлением организационной культуры педагога; позволяет оценить деятельность педагогического работника с позиции нормативных правовых документов, а также соответствие его профессиональной деятельности другим программным документам, составляющим основу педагогической деятельности;

  • социальный компонент – свидетельствует о наличии профессиональных качеств, помогающих педагогическому работнику формировать и развивать коммуникативную компетентность обучающихся (воспитанников), а также оценить степень общественного признания профессиональных достижений педагога;

  • аналитический компонент – указывает на наличие у педагогического работника способностей к анализу и обобщению результатов своей деятельности; включает профессиональные умения использовать имеющиеся и разрабатывать новые дидактические, методические, диагностические и контрольно-измерительные материалы, осуществлять мониторинг и отслеживать динамику процессов, происходящих в ходе профессиональной деятельности;

  • творческий компонент – включает профессиональные действия, опирающиеся на сформированность креативной культуры педагога; отражает личный вклад педагогического работника в совершенствование образовательного процесса, внедрение инноваций в профессиональную деятельность, стремление к максимальному раскрытию творческого потенциала через участие в различных профессиональных конкурсах, творческих состязаниях;

  • компонент самосовершенствования свидетельствует о стремлении педагогического работника к постоянному совершенствованию своих личных и профессионально-значимых качеств, к повышению уровня своей профессиональной квалификации; развивается на основе сформированной культуры оценочной деятельности. Результатами этой деятельности являются активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания, обобщение опыта проектно-исследовательской деятельности.



Пояснительная записка
Данные методические рекомендации разработаны в помощь педагогическим работникам, которым предстоит аттестация, с целью оказания им поддержки в осуществлении самооценки своей профессиональной деятельности и принятия обоснованного решения о том, на какую квалификационную категорию целесообразно претендовать.

В содержание настоящих методических рекомендаций входит краткое описание и набор диагностического инструментария для оценивания своих способностей, личностных и профессиональных качеств.

С помощью данных материалов каждый педагогический работник сможет наиболее полно оценить результаты своей профессиональной деятельности и увидеть перспективы развития на будущее.

Предлагаемые материалы позволяют сочетать самооценку проявлений базовых профессиональных педагогических компетенций, динамику изменений профессиональной педагогической позиции и обеспечивают самоопределение соответствия педагога занимаемой должности, первой и высшей категории.

Содержание методических рекомендаций включает следующие основные разделы.

Задания по самооценке компонентов профессиональной деятельности педагогических работников и рекомендации по обработке результатов.

Задания подобраны на основе классических методик, адаптированных к ситуациям профессиональной диагностики и самодиагностики. Преимущество данных методик заключается в доступности их выполнения и обработки широкому кругу пользователей. Методики опубликованы в популярных изданиях, их надежность и валидность проверены обширной практикой применения.

Предлагаемые задания направлены на самооценку следующих компонентов профессиональной деятельности:

· эмоционально-психологического;

· регулятивного;

· социального;

· аналитического;

· творческого;

· самосовершенствования.

В данном разделе также представлены ключи и рекомендации по обработке результатов выполненных тестов. Обработка результатов по каждой методике завершается выставлением баллов и установлением их соответствия той или иной квалификационной категории.

Раздел завершается таблицей соответствия результатов самооценки

квалификационным требованиям. В соответствии с таблицей выводятся рейтинговые баллы по составляющим самооценки, которые заносятся в паспорт аттестующегося.

Рекомендации по развитию компонентов профессиональной деятельности в межаттестационный период.

В данном разделе представлены материалы, содержащие описание ключевых психолого-педагогических компетентностей. Аттестующиеся могут самостоятельно или совместно с коллегами осваивать данные компетентности, что позволит развивать компоненты профессиональной деятельности.

Таблица 1

Содержание заданий


п\п

Компонент профессиональной деятельности

Задания

1.

Эмоционально-психологический

Методика оценки эмоционального интеллекта

Н. Холл (опросник EQ)

2.

Регулятивный

Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей

Б.А. Федоришин (методика КОС-2 организационный блок)

3.

Социальный

Опросник «Общий уровень общительности»

по В.Ф. Ряховскому

4.

Аналитический

Опросник «Стили мышления»

(адаптированная версия опросника InQ, разработанного Р. Брэмсоном, А. Харрисоном в переводе и адаптации А.А. Алексеева)

5.

Творческий

Опросник «Каков Ваш творческий потенциал»

А.А. Дергач

6.

Компонент самосовершенствования

Тест «Мотивация достижения успеха» Ю.М. Орлова
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Методические рекомендации по проведению самооценки педагогических работников в процессе аттестации iconМетодические рекомендации по проведению аттестации педагогических...
В соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность,...

Методические рекомендации по проведению самооценки педагогических работников в процессе аттестации iconМетодические рекомендации по аттестации педагогических работников...
Федерации от 24 марта 2010 года №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных...

Методические рекомендации по проведению самооценки педагогических работников в процессе аттестации iconМетодические рекомендации по организации и проведению аттестации...
Обращаем внимание на то, что новый Порядок аттестации предусматривает обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности...

Методические рекомендации по проведению самооценки педагогических работников в процессе аттестации iconМетодические рекомендации по комплектованию и оформлению документов...
...

Методические рекомендации по проведению самооценки педагогических работников в процессе аттестации iconРекомендации по организации аттестации педагогических и руководящих...
Прием и регистрация заявлений от аттестуемых педагогических и руководящих работников на вторую, первую и высшую квалификационные...

Методические рекомендации по проведению самооценки педагогических работников в процессе аттестации iconМетодические рекомендации по проведению аттестации педагогических...
Просим руководителей муниципальных органов управления образованием довести данное письмо до сведения руководителей образовательных...

Методические рекомендации по проведению самооценки педагогических работников в процессе аттестации iconМетодические рекомендации по проведению аттестации педагогических...
Данные рекомендации разработаны в соответствии с требованиями действующих федеральных нормативных правовых актов

Методические рекомендации по проведению самооценки педагогических работников в процессе аттестации iconМетодические рекомендации по организации и проведению аттестации...
Гоу дпо «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»

Методические рекомендации по проведению самооценки педагогических работников в процессе аттестации iconМетодические рекомендации по проведению аттестации педагогических...
Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности

Методические рекомендации по проведению самооценки педагогических работников в процессе аттестации iconПамятка по оформлению документов по аттестации педагогических работников...
Для организации работы по аттестации педагогических работников в 2012-2013 учебном году направляю информацию о порядке приема документов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск