Методические рекомендации по проведению аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности


Скачать 326.46 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по проведению аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3


Методические рекомендации

по проведению аттестации педагогических работников

с целью подтверждения соответствия занимаемой должности
Методист ГБОУ ДПО СЦРО Соколова Т.Ф.
Рекомендации по организации проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с целью подтверждения соответствия занимаемой должности (далее – рекомендации) разработаны в целях повышения качества проведения аттестации педагогических работников на подтверждение соответствия занимаемой должности, создания комфортных условий при проведении аттестации.

Данные рекомендации разработаны в соответствии с требованиями действующих федеральных нормативных правовых актов:

– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;

– приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»;

– приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» с изменением, внесенным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 448н;

– постановление Правительства Российской Федерации от 08 августа 2013 г. № 678 г. «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;

– приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

– приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Порядок аттестации);

– письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.08.2015 № 08-1240 «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования».

Учитывая, что ни статья 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ни приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 не содержит указания на возможность иного регулирования порядка аттестации педагогических работников, в том числе путем принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации положения об аттестации педагогических работников, то Порядок аттестации, утвержденный указанным выше приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, является ведомственным нормативным правовым актом прямого действия.
Задачи и формы аттестации
Основными задачами аттестации являются:

– стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

– повышение эффективности и качества педагогического труда;

– выявление перспектив использования потенциальных возможностей

педагогических работников;

– учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;

– определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

– обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проходит в двух формах.

Обязательная аттестация проводится каждые пять лет для подтверждения соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности. Отказаться от участия в такой аттестации педагогический работник не может, так как она для него является трудовой обязанностью. Обязательная аттестация, как правило, проводится для тех, кто не имеет квалификационной категории.

В случае если ранее неаттестованный педагогический работник, аттестовался на первую квалификационную категорию, аттестация в целях установления соответствия занимаемой должности не требуется.

Добровольная аттестация проводится по желанию педагогического работника для установления уровня его квалификации требованиям первой или высшей квалификационной категории. Срок действия квалификационной категории — пять лет. При наличии квалификационной категории в течение всего срока ее действия педагогический работник обязательную аттестацию не проходит.

Основанием для проведения обязательной аттестации педагогических работников является представление на каждого аттестующегося работника, которое составляется директором.

Представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности; информацию о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности; сведения о результатах предыдущих аттестаций. Представление на педагогического работника подаётся в аттестационную комиссию (далее - Комиссия) учреждения.
Организация аттестации педагогических работников

с целью подтверждения соответствия занимаемой должности
В соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276, аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями.

Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится только в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий, также педагогических работников организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2013 г. № 678 в том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором.

Не подлежат аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности педагогические работники:

а) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в данной организации;

б) беременные женщины;

в) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

г) находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

д) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктами «в» и «г», возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом «д», возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.

Организация аттестации педагогических работников на основе оценки их профессиональной деятельности осуществляется в три этапа:

– подготовительный;

– проведение аттестации;

– заключительный.

Конечным результатом аттестации педагогического работника на соответствие занимаемой должности является решение Комиссии учреждения о подтверждении либо не подтверждении соответствия занимаемой должности.

В организации, осуществляющей образовательную деятельность, необходима предварительная работа по подготовке к проведению аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям. Она заключается в информировании педагогических работников о Порядке аттестации педагогических работников, изменений в нормативно-правовых документах по организации аттестации, ознакомлении с должностными обязанностями педагогических работников.

Каждому педагогическому работнику должна быть предоставлена возможность предъявлять результаты профессиональной деятельности по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором в образовательной организации.
Подготовительный этап
На подготовительном этапе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, необходимо принять локальные акты, устанавливающие:

– создание Комиссии по проведению аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям, а также регламентирующие её работу;

– список педагогических работников, подлежащих аттестации;

– график проведения аттестации педагогических работников.

Необходимо разработать и утвердить «Положение об аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности» (приложение № 1).

Комиссия образовательной организации создается распорядительным актом (приказом) работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии из числа высококвалифицированных работников образовательной организации. В целях исключения конфликта интересов работодатель может не входить в состав аттестационной комиссии.

В состав Комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

Членами Комиссии могут быть работники организации, представители коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом организации, учредители.

Персональный состав Комиссии утверждается приказом руководителя образовательной организации.

На подготовительном этапе необходимо предусмотреть информирование педагогических работников о процедуре проведения аттестации.

С этой целью рекомендуем представить на информационных стендах следующие материалы:

– график прохождения аттестации педагогическими работниками образовательной организации;

– состав Комиссии образовательной организации;

– перечень документов, необходимых для прохождения аттестации;

– извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов;

– краткое описание порядка аттестации;

– порядок получения консультаций;

– порядок обжалования решения Комиссии.

Алгоритм действий руководителя образовательной организации на подготовительном этапе включает несколько шагов:

– издание распорядительного акта (приказа) о создании Комиссии;

– утверждение Положения о Комиссии по аттестации педагогических работников на подтверждение соответствия занимаемой должности;

– издание распорядительного акта (приказа), включающего список работников подлежащих аттестации на соответствие занимаемой должности;

– ознакомление педагогических работников с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации с указанием даты, места и времени проведения аттестации, под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику;

– распределение поручений по подготовке представлений в Комиссию учреждения;

– подготовка представлений на педагогических работников, проходящих аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности;

– ознакомление педагогических работников с представлением под роспись не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации (педагогический работник имеет право после ознакомления с представлением работодателя представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением работодателя);

– передача представления в Комиссию после того, как с ним ознакомится педагогический работник.

При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт (приложение № 2).

На подготовительном этапе важная роль отводится также действиям секретаря Комиссии, который:

– готовит проекты положений, распорядительного акта образовательной организации об утверждении состава Комиссии и внесении изменений по мере необходимости;

– оформляет информационные стенды;

– формирует списки аттестуемых педагогических работников;

– принимает представления руководителя на аттестацию педагогических работников;

– передаёт списки и представления в Комиссию в соответствии с графиком её работы;

– обеспечивает взаимодействие между членами Комиссии и аттестуемыми по вопросу определения даты и времени проведения аттестации.

Комиссия на подготовительном этапе:

– принимает регламент работы, график проведения заседаний;

– утверждает списки педагогических работников, подлежащих аттестации;

– утверждает индивидуальный график проведения аттестации педагогических работников;

– дает рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Квалификационные характеристики по должностям педагогических работников определены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Существенно в этих характеристиках наличие у большинства педагогов среднего или высшего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика». В ряде случаев требуется специальное дефектологическое или психологическое образование, профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте или только высшее профессиональное образование без указания профиля подготовки либо образование в области физической культуры и спорта.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н при решении руководителями вопросов комплектования кадров допускается прием на работу лиц, обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, если уровень их специальной подготовки не отвечает квалификационным требованиям, предусмотренным указанными квалификационными характеристиками, при соблюдении определенной этим пунктом процедуры.

Только в исключительных случаях педагогические должности могут занимать лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленные в разделе «Требования к квалификации» квалификационных характеристик, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объёме возложенные на них должностные обязанности. Это возможно только по рекомендации Комиссии образовательного учреждения в соответствии с п.23 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276.

Роль Комиссии состоит в оценке возможностей претендента на должность педагогического работника, не отвечающего установленным квалификационным требованиям, выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы.

Данные рекомендации оформляются в виде протокола заседания Комиссии. Протокол с рекомендациями направляется руководителю организации в трехдневный срок после принятия решения.

В силу этого аттестация педагогов, не имеющих педагогического или иного специального образования, имеет принципиальное значение для педагогов, продолжающих работать в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по проведению аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности iconМетодические рекомендации по проведению аттестации педагогических...
Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности

Методические рекомендации по проведению аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности iconМетодические рекомендации по проведению аттестации педагогических...
Она проводится для определения соответствия квалификации педагога требованиям к квалификационным категориям (первой или высшей) либо...

Методические рекомендации по проведению аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности iconМетодические рекомендации по проведению аттестации педагогических...
В соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность,...

Методические рекомендации по проведению аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности iconМетодические рекомендации по аттестации педагогических работников...
Федерации от 24 марта 2010 года №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных...

Методические рекомендации по проведению аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности iconПриказ
Об утверждении документов образовательной организации по проведению аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия...

Методические рекомендации по проведению аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности iconМетодические рекомендации об аттестации педагогических работников...

Методические рекомендации по проведению аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности iconПоложение об аттестации педагогических работников с целью подтверждения...
Принято: Утверждаю: на педагогическом совете № Заведующая мдоу «Детский сад» с. Соколово Протокол №

Методические рекомендации по проведению аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности iconМетодические рекомендации по организации аттестации педагогических...
Аттеста́ция (от фр. Attestation, от лат. Attestātio — свидетельство, подтверждение) — определение квалификации

Методические рекомендации по проведению аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности iconМетодические рекомендации по организации аттестации педагогических...
Аттеста́ция (от фр. Attestation, от лат. Attestātio — свидетельство подтверждение) — определение квалификации

Методические рекомендации по проведению аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности iconЦели и задачи административная деятельность
Предварительный график аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск