Скачать 1.94 Mb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Департамент иностранных языков Программа дисциплины «Иностранный язык» (английский) (1 курс) Курс английского языка для студентов бакалавров (специализация: 040100.62 «Социология») Авторы программы: старший преподаватель кафедры английского языка для социальных дисциплин Бердникова Д. В. (dberdnikova@hse.ru) старший преподаватель кафедры английского языка для экономических и математических дисциплин Поспелова Т.Б. (tpospelova@hse.ru) старший преподаватель кафедры английского языка для социальных дисциплин Рудаковская В.А. (ruver78@mail.ru) старший преподаватель кафедры английского языка для социальных дисциплин Жаворонкова А.Р.(zhaar@mail.ru) Программа одобрена на заседании _Ученого совета ___________ года, протокол № ________. Москва, 2015 Содержание
Настоящая программа курса английского языка учебной дисциплины для студентов бакалавров «Иностранный язык» (английский) (1 курс) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студентов 1-го курса и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетн ости. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 1-го курса, изучающих дисциплину иностранный язык (английский). Программа составлена с учетом современных требований к формированию иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых специальностей. Категория слушателей: студенты 1-го года обучения, основного и исследовательского потоков бакалавриата, уровень владения английским языком у которых не ниже B1 (пороговый уровень владения иностранным языком по Общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками). Программа разработана в соответствии с:
Основной целью освоения курса дисциплины «Иностранный язык» (английский) является формирование у студентов иноязычной коммуникативной компетенции не ниже уровня B2 (по Общеевропейской шкале уровней CEFR http://www.cambridgeenglishteacher.org/what_is_this), а именно: лингвистической, социолингвистической, социокультурной, дискурсивной, стратегической, а также формирование академических навыков, необходимых для использования английского языка в учебной, научной, и профессиональной деятельности, дальнейшем обучении в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре, а также осуществления исследовательской деятельности в заданной области. Уровень B2 является минимально необходимым для решения социально-коммуникативных задач в различных областях социально-культурной и бытовой сфер деятельности, а также на начальном этапе научной деятельности и для дальнейшего самообразования. Достижение данного уровня коммуникативной компетенции лежит в основе реализации принципа академической мобильности в мировом образовательным пространстве, обеспечивает возможность осваивать любые образовательные программы и курсы на иностранном языке как в рамках очной и смешанной форм обучения, так и полностью в дистанционном режиме. Успешное освоение курса английского языка должно обеспечить возможность освоения дисциплины «Иностранный язык» (английский) на 2-м курсе, и в дальнейшем - возможность получения любого международного сертификата, подтверждающего готовность и способность к обучению на международных программах высшего профессионального образования. Задачами освоения дисциплины являются:
Знакомство с
Формирование и развитие навыков в области аудирования: воспринимать на слух и понимать основное содержание аутентичных общественно-политических, публицистических (медийных) и прагматических текстов, относящихся к различным типам речи (сообщение, рассказ), а также выделять в них значимую/запрашиваемую информацию; в области чтения: понимать основное содержание аутентичных общественно-политических, публицистических и прагматических текстов (информационных буклетов, брошюр/проспектов), научно-популярных текстов, блогов/веб-сайтов; выделять значимую/запрашиваемую информацию из прагматических текстов справочно-информационного и рекламного характера; в области говорения: начинать, вести/поддерживать и заканчивать диалог-расспрос об увиденном, прочитанном, диалог-обмен мнениями и диалог-интервью/собеседование при приеме на работу, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости используя стратегии преодоления затруднений в процессе коммуникации (переспрос, перефразирование и др.); расспрашивать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника (принятие предложения или отказ); делать сообщения и выстраивать монолог-описание, монолог-повествование и монолог-рассуждение; участвовать в анализе или обсуждении проблемы; в области письма: заполнять формуляры и бланки прагматического характера; вести запись основных мыслей и фактов (из аудиотекстов и текстов для чтения), а также запись тезисов устного выступления/письменного доклада по изучаемой проблематике; поддерживать контакты при помощи электронной почты (писать электронные письма личного характера) и форумов (анализировать и обсуждать письменные работы одногруппников); писать эссе на заданную тему. Овладение:
Перечень компетенций, формируемых в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
- (ОК-1) - владеет культурой мышления, способен к обобщению анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; - (ОК-6) - способен логически верно, аргументировано и ясно строить письменную речь; - (ОК-9) - способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; - (ОК-10) - способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков; - (ОК-13) - владеет основными способами и средствами получения, хранения о переработки информации; - (ОК-14) - владеет иностранным языком на уровне не ниже разговорного;
- (СК-Б1) - способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной; - (СК-Б6) - способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода); - (СК-Б9) - способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения;
- (ПК-4) - способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения задач; - (ПК-9) - способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать данные, проанализировать их и подготовить отчет; - (ПК-12) - способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства;
- (СЛК –Б6) - способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе; - (СЛК –Б9) - способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.
А Информация об образовательном стандарте и учебном плане: Образовательный стандарт НИУ ВШЭ разработан в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском образовании» в ред. от 10.02.2009 № 18-ФЗ, статья 5, пункт 4: Федеральные государственные высшие учебные заведения, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, а также федеральные университеты и университеты, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет», вправе реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно. Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов. Стандарт НИУ ВШЭ соответствует требованиям Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в ред. от 10.02.2009 г. № 18-ФЗ. Б Место дисциплины в образовательном стандарте и учебном плане: Курс дисциплины «Иностранный язык» (английский) относится к циклу Б.1 гуманитарных и социально-экономических дисциплин основной образовательной программы (ООП) бакалавриата, является обязательным факультативом и предназначен для следующих студентов 1 курса:
Трудоемкость курса: 8 з.е. Общее количество академических часов на дисциплину: 304, из них аудиторная работа (семинары) – 144 а.ч. (по 4 часа в неделю), самостоятельная работа – 160 а.ч. Данное общее количество часов отводится на два аспекта: EAP и ESP (по 2 часа в неделю). Дисциплина читается в 1-4 модулях. Изучение данной дисциплины базируется на дисциплине Английский язык в пределах ФГОС для полной средней школы. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими компетенциями, умениями и навыками: владеть английским языком на уровне А2+ -B1, обладать следующими коммуникативными компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: 2 курс – «Иностранный язык» (английский) Промежуточная аттестация проводится в виде экзамена в конце 2го модуля. Итоговая аттестация проводится в виде экзамена (письменной и устной части) в конце 4-го модуля.
A Компетентностный подход Программа основывается на компетентностном подходе, суть которого сводится к следующим положениям: - формирование компетенций, релевантных для общения в условиях реальной коммуникации; - определение совокупности компетенций, обеспечивающих успешное межкультурное профессиональное общение; - ориентация на результативную составляющую учебного процесса; - соотнесенность коммуникативных умений с общепризнанными уровнями владения английским языком; - соответствие содержания обучения современной образовательной парадигме; - делегирование студентам задач организации самостоятельной учебной деятельности. Реализация компетентностного подхода обеспечивается через следующие принципы: - личностная ориентация процесса преподавания и изучения английского языка; - направленность на формирование коммуникативных умений, релевантных для понимания инокультурного дискурса (при слушании / чтении) и самостоятельного порождения иноязычного дискурса (в ходе устного и письменного общения); - аутентичность используемых учебных материалов (аудитивных, визуальных, графических); - опора на самостоятельность и ответственность студента; - использование в учебном процессе рефлексии и самооценки, способствующих развитию автономности студентов; - интегративность овладения речевыми умениями и речевыми средствами; - использование различных моделей и форм интерактивности в рамках аудиторной и самостоятельной работы по курсу. - прозрачная система всех форм контроля: текущего, промежуточного и итогового, обеспечивающая четкое понимание того, что и как оценивается в курсе; открытость шкал оценивания для всех заданий со свободно конструируемым ответом. Б Модульное построение дисциплины Настоящая программа предполагает внедрение современных форм организации учебного процесса, к числу которых относится модульная технология, позволяющая включить в учебный процесс на правах обязательного компонента значительную часть учебной деятельности студентов (до 50%) в формате самостоятельного (автономного) овладения иноязычной компетенцией. Программа направлена на формирование готовности студентов работать с информацией на английском языке в ситуациях, приближенных к реальным жизненным ситуациям. В течение курса происходит ротация ранее изученного материала, его использование в новых речевых ситуациях. Отбор тематики курса предполагает возможность системного повторения ранее изученного фактического, языкового и речевого материала, создание целостной картины восприятия ранее изученного и нового материала, развитие когнитивно-коммуникативных умений работы с информацией. Особую роль при изучении тематических блоков отводится стране родного языка - России и ее роли в развитии мировой цивилизации, умению представлять Россию и ее культуру на иностранном языке. Учебный модуль выстраивается с учетом следующих параметров: - обязательный объем аудиторных занятий; - задания для самостоятельной проработки определенного учебного материала с указанием частных целей (электронный ресурс); - поисковые задания в Интернете / творческие задания; - индивидуальные / групповые проекты; - выполнение стандартизованного теста; - оценка результатов теста. В Многоуровневая основа курса Для создания единства образовательной среды, требования к освоению курса являются едиными, но в рамках курса предусматривается возможность его освоения в различном объеме. Данная Программа является многоуровневой и обеспечивает возможность реализации обучения иностранным языкам в трех вариантах (в зависимости от исходного уровня иноязычной коммуникативной компетенции студентов): по Общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками (CEFR). 1. Базовый уровень – в диапазоне уровней: А2+ - B1 (4-5 «удовлетворительно» по 10-балльной системе НИУ ВШЭ); 2. Повышенный уровень – в диапазоне уровней: В1+ - B2 (6-7 «хорошо»); 3. Высокий уровень – в диапазоне уровней: B2+ - С1 (8-10 «отлично»). При единстве содержания обучения английскому языку для всех студентов НИУ ВШЭ дифференциация уровней в рамках учебных модулей обеспечивается за счет:
Г Соединение 3х моделей изучения иностранного языка:
Сочетание данных моделей в курсе обеспечивается следующим образом: Английский язык для академического общения (EAP) является основой дисциплины. Ядром данной модели является ориентация на формирование академических умений устной и письменной речи, а также когнитивных умений, составляющих основу успешного освоения программ высшего профессионального образования в англоязычной образовательной среде в условиях высокого уровня академической автономии. Академические умения во всех видах речевой деятельности (аудировании, чтении, говорении и письме) отбираются с учетом реального образовательного контекста и ситуаций деятельности студентов международных вузов/ программ, и являются основой планируемых результатов и содержания промежуточного и итогового контроля курса. Помимо речевых умений академического общения данная модель реализуется через освоение академического словарного запаса (academic vocabulary), умений работы с научными и научно-популярными текстами, использования различных форм научно-исследовательских проектов (тематика и рекомендуемые формы проектной работы предлагаются в содержании каждого тематического раздела и уровня его освоения). Формируемые в рамках данной модели языковые навыки и речевые умения являются объектами контроля в большинстве международных академических экзаменов. Выпускники вузов должны быть хорошо образованными людьми, готовыми поддержать не только профессиональное общение, но и продемонстрировать эрудицию по широкому спектру проблем гуманитарного, социального и культурного взаимодействия с потенциальными партнерами. Соответственно в курс включена тематика общения, необходимая для коммуникации в социально-культурной сфере, что изучается посредством английского языка для общих целей (EGP). При этом данную модель изучения языка невозможно отделить от формирования и развития академических, аналитических, исследовательских умений в устной и письменной речи, она коррелирует с задачами повышения уровня академической автономии и развития проектно-исследовательской деятельности. Модель ESP (английский язык для специальных целей) направлена на развитие навыков специального академического английского. Она дает возможность студентам ознакомиться с основными вопросами и ключевыми факторами в области выбранной ими профессиональной деятельности, включая лексику и терминологию конкретной специальности на английском языке. В результате освоения курса студенты смогут прослушивать лекции англо-говорящих специалистов, читать литературу по выбранной специальности, изданную за рубежом, а также принимать участие в обсуждениях, семинарах, конференциях, проходящих на английском языке, что способствует адаптации студентов в профессиональной среде. Д Усиление роли самостоятельной и проектно-исследовательской работы, формирование готовности работать с большими потоками информации на английском языке в ситуациях, приближенных к реальным ситуациям обучения в международных вузах/ на международных программах. Е Фокус на формирование и системный контроль ключевых речевых умений, лежащих в основе всех 3 моделей использования английского языка и научно-исследовательской деятельности, где иностранный язык является рабочим языком, инструментом познания, а не самостоятельной целью изучения. Ж Использование различных моделей и форм интерактивности в рамках аудиторной и самостоятельной работы по курсу. З Прозрачная система всех форм контроля: текущего, промежуточного и итогового, обеспечивающая четкое понимание того, что и как оценивается в курсе; открытость шкал оценивания для всех заданий со свободно конструируемым ответом. И Россия и ее роль в развитии мировой цивилизации. В каждом тематическом блоке уделяется особое внимание умению представлять Россию и ее культуру на иностранном языке. К Ротация ранее изученного материала, его использование в новых речевых ситуациях. Отбор тематики курса предполагает возможность системного повторение ранее изученного фактического, языкового и речевого материала, создание целостной картины восприятия ранее изученного и нового материала, развитие когнитивно-коммуникативных умений работы с информацией.
Курс состоит из 8 базовых тематических блоков, обязательных для усвоения в 1-4 модулях. Трудоемкость каждого модуля равна 2 з.е. Каждый тематический модуль имеет аналогичную структуру, в основе которой лежат проблемы для обсуждения, которые:
Для студентов, ранее не изучавших английский язык, предлагается интенсивный курс английского языка для начинающих по углубленной программе, который рассчитан только на студентов 1 курса. По завершению курса они изучают программу 2 курса на общих основаниях. В качестве языковой поддержки студенты могут выбирать различные курсы в системе дополнительного языкового образования. |
Программа предназначена для студентов 1 курса ниу вшэ, обучающихся на всех направлениях подготовки уровня Бакалавриата | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 1-го курса, изучающих дисциплину... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 1-го курса, изучающих дисциплину... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Практический курс английского языка. 4 курс: П69 Учеб для педвузов по спец. «Иностр яз.» / Под ред. В. Д. Аракина. 4-е изд., перераб... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих Иностранный язык (английский) для студентов, обучающихся по направлению |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |