Пояснительная записка особенности осуществления образовательного процесса цель, задачи и принципы программы


НазваниеПояснительная записка особенности осуществления образовательного процесса цель, задачи и принципы программы
страница1/5
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
c:\users\work\pictures\controlcenter4\scan\cci23012017.jpg
 СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка …………………………………………………………………....1

2. Особенности осуществления образовательного процесса…………. ………………......3

2.1.Цель, задачи и принципы программы …………………………………………………....3

3. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ……. ……………….5

3.1.Целевые ориентиры по образовательной области «Речевое развитие»………………...5

4. Характеристика возрастных особенностей воспитанников…………………………......6

4.1.Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФФНР, ФНР……………………….6

4.2.Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ОНР………………………………..8

4.3.Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с НВОНР……………………….…..10

4.4.Планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»……...…12

5. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ…………...13

5.1.Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка…………………………………………………13

5.2.Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической деятельности в условиях группы логопедической деятельности ДОУ……………………14

5.3.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы учителя-логопеда………………………………………………………………...16

5.4.Интеграция образовательных направлений в логопедической работе …………..…...18

5.5.Взаимодействие со специалистами ДОУ ……………………………………………….19

5.6.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников……………………………...21

6. Организационный компонент программы……………………………………..…..……22

6.1. Особенности предметно-развивающей пространственной среды

логопедического кабинета…………………………………………………………..………..22

6.2.Регламент коррекционной логопедической образовательной деятельности и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда ………………………………………….…...25

7. Заключение………………………………………………………………………..…….…27

8. Используемая литература ……………………………………………….……….………27

1.Пояснительная записка.
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более эффективными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса.

Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания Рабочей Программы коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях группы логопедической деятельности дошкольной образовательной организации.

Рабочая Программа коррекционно-развивающей работы год предназначена для детей 5–7 лет с нарушениями речи (ФНР, ФФНР и ОНР), зачисленных решением ПМПк в группу логопедической деятельности ДОУ.

Данная Рабочая Программа является нормативно-управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим систему психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях воспитательно-образовательного процесса.

Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей Программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда составляют:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;

  • Декларация прав ребенка;

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;

  • Приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН» № 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 марта 2013 г.;

  • Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО);

  • Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;

  • Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова;

  • Программы коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи. Автор Н.В. Нищева. (Программа рассчитана на работу в условиях логопедических групп комбинированного или компенсирующего образовательного учреждения, поэтому она не могут быть использованы в полном объёме в условиях группы логопедической деятельности образовательного учреждения.);

  • Положение о группе логопедической деятельности ДОУ;

а также разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Таким образом, Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной  образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей  воспитанников ДОУ. В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Данная рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с различными речевыми патологиями, зачисленных в группу логопедической деятельности.
2. Особенности осуществления образовательного процесса
2.1. Цель, задачи и принципы деятельности учителя-логопеда группы логопедической деятельности ДОУ по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Цель программы – создать условия для формирования полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи (ФНР, ФФНР и ОНР), зачисленных в группу логопедической деятельности ДОУ.

В процессе коррекционного процесса решаются следующие задачи:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

  • преодоление недостатков в речевом развитии;

  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

  • нормализация звукопроизношения и слоговой структуры слова;

  • развитие навыков звукового анализа и синтеза;

  • развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (монологической и диалогической речи).

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учетом следующих принципов:

  • принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;

  • онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

  • принцип постепенности подачи учебного материала;

  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

  • принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

  • принцип обеспечения активной языковой практики.

Основной формой работы с детьми является игровая деятельность - основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и подгрупповые) носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. 

В соответствии с законом РФ «Об образовании в РФ» государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие). Оздоровительные технологии в образовательный процесс должны внедряться в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Таким образом, основной задачей Рабочей программы учителя-логопеда является: обучение детей владением самостоятельной, связной, грамматически правильной речью, формирование фонетической системы русского языка, воспитание у дошкольников коммуникативных навыков, а также создание условий для психофизиологического комфорта детей во время занятий, что создает психологическую готовность детей к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
3. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ
3.1 Целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной области «Речевое развитие»

Главной идеей рабочей программы является реализация образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи, зачисленных в группу логопедической деятельности ДОУ.

Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО, целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы.

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звукослогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностическое исследование. Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей (где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка), итоговом обследовании речевого развития детей ДОУ, ежегодном отчете учителя-логопеда и анализе эффективности работы группы логопедической деятельности ДОУ. Для диагностики используются методики логопедического обследования Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной. Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, май.

Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных нарушениями речи, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
4. Характеристика возрастных особенностей воспитанников.
4.1 Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФФНР, ФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ– это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

-трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

-при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

-невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Основные проявления, характеризующие ФФНР:

-недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»;

-замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»;

-смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку»;

-другие недостатки произношения: звук «р»- горловой, звук «с» - зубной, боковой и т.д.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия выражается в:

-нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;

-неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

-затруднениях при анализе звукового состава речи.

У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов:

-внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также слабо сформированным оказывается произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по заданию переключиться на другой;

-объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;

-отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.

Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:

  • поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;

  • могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;

  • возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно – двух-, трех-, тем более, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;

  • в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

В отличие от детей с ФФНР дети с фонетическим нарушением речи (ФНР) не имеют нарушений фонематического слуха и восприятия. ФНР – это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Как правило, такие нарушения звукопроизношения связаны с нарушением артикуляционной моторики или ее недостаточной сформированностью. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (моторное нарушение речи). Такие расстройства могут проявляться:

-в отсутствии (пропуске) звука (акета, вместо ракета)

-в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.

Чаще всего нарушаются:

-свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц;

-шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ;

-сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары);

-заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары);

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).
  1   2   3   4   5

Похожие:

Пояснительная записка особенности осуществления образовательного процесса цель, задачи и принципы программы iconПояснительная записка особенности осуществления образовательного...
Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного...

Пояснительная записка особенности осуществления образовательного процесса цель, задачи и принципы программы iconЦель рабочей программы. 5 Задачи доу. 6 Принципы и подходы в организации...
Планируемые результаты освоения ооп до воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования 4 – 5 лет. 7

Пояснительная записка особенности осуществления образовательного процесса цель, задачи и принципы программы iconПояснительная записка Значимые для реализации Программы характеристики...
Особенности осуществления образовательного процесса в Программе мбоу ямской детский сад

Пояснительная записка особенности осуществления образовательного процесса цель, задачи и принципы программы iconЦелевой раздел Программы: Пояснительная записка : Цели и задачи Программы....
Выборгского района Санкт- петербурга, утверждена Педагогическим Советом Государственного бюджетного дошкольного образовательного...

Пояснительная записка особенности осуществления образовательного процесса цель, задачи и принципы программы iconЦелевой раздел Программы: Пояснительная записка : Цели и задачи Программы....
Выборгского района Санкт- петербурга, утверждена Педагогическим Советом Государственного бюджетного дошкольного образовательного...

Пояснительная записка особенности осуществления образовательного процесса цель, задачи и принципы программы iconПояснительная записка Введение Цели и задачи Принципы и подходы к...
Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Пояснительная записка особенности осуществления образовательного процесса цель, задачи и принципы программы iconСтруктура программы Паспорт Программы 3 Пояснительная записка 5 Цели...
«Региональный открытый социальный техникум», Льговский филиал, родители студентов

Пояснительная записка особенности осуществления образовательного процесса цель, задачи и принципы программы iconПояснительная записка Кадровое обеспечение образовательного процесса...
Основная образовательная программа основного общего образования мбоу «Гимназия №1» – нормативный правовой документ школы, характеризующий...

Пояснительная записка особенности осуществления образовательного процесса цель, задачи и принципы программы iconПояснительная записка. 3-5 Особенности организации образовательного процесса в мкоу сош №3 5-7
Содержание реализуемых основных образовательных программ (федеральный компонент государственного образовательного стандарта)

Пояснительная записка особенности осуществления образовательного процесса цель, задачи и принципы программы icon2. Особенности образовательного процесса
Основные позиции Программы развития образовательного учреждения (приоритеты, направления, задачи)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск