Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации


НазваниеАнализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации
страница1/29
ТипРеферат
filling-form.ru > Туризм > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
Федеральное государственное научно-исследовательское учреждение

«Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации»

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД


Научный руководитель Т.Я. Хабриева


Москва – 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1. Общая характеристика программ противодействия коррупции субъектов Российской Федерации 9

3. Институциональные основы реализации программ противодействия коррупции субъектов Российской Федерации 49

4. Проблемы соотношения региональных и муниципальных программ противодействия коррупции 62

5. Реализация мероприятий программ противодействия коррупции субъектов Российской Федерации в наиболее коррупциогенных сферах государственного и муниципального управления 76

5.1. Природоресурсная и природоохранная сферы государственного управления 76

5.2. Размещение государственного и муниципального заказа 89

5.3. Образование и здравоохранение 95

6. Организация профилактической работы в субъектах Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции 106

6.1. Антикоррупционная экспертиза в аспекте реализации региональных программ противодействия коррупции 106

6.2. Развитие институтов общественного и парламентского контроля за реализацией мероприятий программ противодействия коррупции субъектов Российской Федерации 112

7. Кадровая работа в системе государственной и муниципальной службы и противодействие коррупции 120

7.1. Декларирование государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими доходов, имущества и обязательств имущественного характера 120

7.2. Урегулирование конфликтов интересов на государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации и муниципальной службе 128

7.3. Внедрение антикоррупционных стандартов 144

8. Регулирование публичных услуг в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и программы противодействия коррупции 151

9. Антикоррупционный мониторинг в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях 167

10. Доступность информации об антикоррупционной деятельности на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации 186

11. Опыт социологического мониторинга реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации 195

Выводы и предложения 212

ПРИЛОЖЕНИЯ 253

Приложение 2 268



ВВЕДЕНИЕ



В соответствии с поручением Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, председателя президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (письмо от 6 июня 2011 г. № А4-7981) Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (далее – Институт) провел анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации.

Исходной позицией исследования стал базовый подход Национальной стратегии противодействия коррупции, предполагающий реализацию системы последовательных мер, требующих согласованных усилий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Институтом исследовались нормативное правовое обеспечение реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации; институциональные основы реализации региональных программ противодействия коррупции; проблемы соотношения региональных и муниципальных программ противодействия коррупции; реализация мероприятий программ в наиболее коррупциогенных сферах государственного управления; организация профилактической работы. Кроме того, анализировались информационные и кадровые аспекты реализации программ, а также практика проведения антикоррупционного мониторинга в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. В ходе исследования осуществлялся социологический мониторинг реализации региональных программ противодействия коррупции1.

Были проведены эмпирические исследования путем десантирования в ряд субъектов Российской Федерации (Астраханская область; Липецкая область; Ставропольский край; Вологодская область; Республика Саха (Якутия); Тюменская область), позволившие получить целостное представление о реализации антикоррупционной политики на региональном уровне. В рамках выездных исследований осуществлялся также выборочный анализ реализации программ противодействия коррупции муниципальных образований (на примере разных видов муниципальных образований – поселений, муниципальных районов и городских округов)2.

Цель исследования заключалась в выявлении типичных, в первую очередь юридических, ошибок в осуществлении антикоррупционной деятельности субъектов Российской Федерации, а также в формулировании предложений по ее совершенствованию.

Достижение поставленной цели осуществлялось посредством решения следующих взаимосвязанных задач: критически осмыслить и обобщить программы противодействия коррупции, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации; определить эффективность институциональных основ реализации региональных программ противодействия коррупции; рассмотреть соотношение региональных программ противодействия коррупции с планами противодействия коррупции органов исполнительной власти, с муниципальными программами и планами противодействия коррупции; определить наиболее коррупциогенные сферы государственного управления; выявить особенности организации профилактической работы в субъектах Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции; проанализировать индикаторы эффективности, типичные ошибки, возникающие при реализации региональных программ противодействия коррупции.

Методика исследования строилась на изучении законодательства, правоприменительной практики в отношении как программных мероприятий, так и общесистемных мер, что позволило сфокусироваться не только на общеправовых проблемах, но и на проблемах содержательного характера.

При проведении исследования использовались традиционные юридические методы (формально-юридический, системно-структурный методы, метод сравнительного анализа, моделирование, метод опережающей информации) и специальные методы, основанные на группировке сходных антикоррупционных материалов в рамках тематических блоков, выделении наиболее распространенных антикоррупционных практик, их структурно-функциональном анализе, проведении экспресс-опросов, интервьюирования, диагностирования и др.

Особенностью применяемой методологии исследования стал переход от сугубо текстуального анализа программ противодействия коррупции к практическим аспектам их реализации (документообороту, взаимодействию с федеральными и муниципальными органами власти, а также с институтами гражданского общества, информационным и кадровым ресурсам, мнению граждан, государственных служащих и предпринимателей о реализации программ).

Проведенный анализ позволяет констатировать, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют значительную работу по формированию правовых, организационных и информационных механизмов противодействия коррупции.

В целом, антикоррупционная деятельность субъектов Российской Федерации ориентирована на выполнение стандартов, предусмотренных федеральным законодательством о противодействии коррупции. Налажена взаимосвязь программ субъектов Федерации с системой мер противодействия коррупции, определенных в Национальной стратегии противодействия коррупции3 и Национальном плане противодействия коррупции на 2012 – 2013 годы4. Можно констатировать формирование самостоятельного направления деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках реализации государственной антикоррупционной политики.

В качестве позитивных практик можно отметить Республику Татарстан и Ульяновскую область. В этих субъектах Российской Федерации: сформированы специализированные органы противодействия коррупции; активно реализуются профилактические мероприятия на ведомственном уровне и в муниципальных образованиях; обеспечивается доступность и открытость деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; налажена методическая работа по обеспечению противодействия коррупции; внедряется система добровольного тестирования граждан, претендующих на замещение государственной и муниципальной должности, а также должностей государственной и муниципальной службы и т.п.

Несмотря на в целом положительный опыт противодействия коррупции в Тюменской и Астраханской областях можно, в частности, отметить проблемы, связанные с взаимодействием с институтами гражданского общества (отсутствие представителей гражданского общества в совещательных органах при высших должностных лицах субъектов Российской Федерации). В Астраханской области фактически не функционирует институт независимых экспертов (лиц, аккредитованных Минюстом России в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов).

Значительная часть регионов (67) использует потенциал программно-целевого метода для регулирования антикоррупционной деятельности на территории субъекта Федерации, что способствует повышению эффективности координации органов власти и их взаимодействия с институтами гражданского общества.

Преимущества программно-целевого подхода видятся в том, что программа представляет собой акт комплексного регулирования, направленный на достижение целей и задач в сфере противодействия коррупции; имеет более сложную структуру, дополнительно включает оценку имеющихся материально-финансовых ресурсов по реализации предусмотренных мероприятий. В отличие от планов в программах более детально закрепляется механизм контроля и надзора за исполнением мероприятий, определяются потенциальные риски при их реализации, устанавливаются индикаторы оценки их эффективности.

В целом намечается тенденция к расширению использования субъектами Российской Федерации программно-целевого регулирования антикоррупционной деятельности, но она недостаточна. Рекомендуется принять соответствующие целевые программы во всех субъектах Российской Федерации, и на их основе разрабатывать ведомственные программы и планы антикоррупционных мероприятий с учетом направлений деятельности органов исполнительной власти и региональной специфики.

По результатам проведенного исследования сделаны выводы и предложены рекомендации по повышению эффективности использования программно-целевого метода в сфере противодействия коррупции на региональном уровне.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Похожие:

Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации iconАнализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации
«Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации»

Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации iconО ходе реализации мер противодействия коррупции в 1 полугодии 2016...
В мае 2016 года в налоговых органах Псковской области утверждены планы противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы. В планах противодействия...

Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации iconФедеральная служба по труду и занятости государственная инспекция труда в тюменской области
В целях реализации Указа Президента РФ от 13. 04. 2010г. №460 "О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном...

Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации iconУказ президента российской федерации о мерах по противодействию коррупции
В целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, постановляю

Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации iconЗакон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-фз "О противодействии коррупции"
Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения...

Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации iconПамятка по вопросам противодействия коррупции. Перечень ограничений,...
Информация о выполнении Плана противодействия коррупции в Пенсионном фонде Российской Федерации, его территориальных органах и федеральном...

Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации iconУтверждаю согласовано
Анализ и разработка предложений по созданию системы смарт-технологий в субъектах Российской Федерации в рамках реализации мероприятий...

Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации iconОтчет о выполнении плана противодействия коррупции в Управлении Судебного...
Управлением в 2016 году проведена следующая работа по выполнению плана противодействия коррупции

Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации iconИнформация о ходе реализации планов по противодействию коррупции...
Пермского края по вопросам противодействия коррупции. Организация совещаний (обучающих мероприятий) с руководителями (заместителями...

Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах российской федерации iconПрезиденте Российской Федерации по противодействию коррупции (протокол...
«обеспечение эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с правоохранительными органами в рамках организации...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск