Скачать 1.77 Mb.
|
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Совет директоров ГПОУ Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение «Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса» Организация самостоятельной работы студентов на уроках и дома СБОРНИК СТАТЕЙ Семинара-совещания (педгостиной) Преподавателей ГПОУ Забайкальского края Чита 2014 В сборнике представлен опыт преподавателей училищ, техникумов и колледжей Забайкальского края по совершенствованию методов и средств самостоятельной работы студентов. Редакционный совет: И.Н. Любин, Е.В. Мананникова, Т.Ю. Федорова Верстка: Шипицина М.А. Материалы представлены в авторском варианте. Редакционный совет не несет ответственности за содержание оригиналов Организация самостоятельной работы студентов на уроках и дома. – Чита: Редакционно-издательский отдел ГПОУ ЧТОТиБ, 2014 - 87 с. Введение «Информация в чистом виде — это не знание. Настоящий источник данных это опыт» Альберт Эйнштейн Тема прошедшей педгостиной продолжила цикл педагогических семинаров по изучению и внедрению компетентностного подхода в профессиональном образовании. Педагоги наших профессиональных образовательных учреждений упорно трудятся над формированием учебно-методической базы реализации ФГОС 3-го поколения с 2010 года, за это время наработано множество интересных материалов, обобщен передовой педагогический опыт в различных направлениях. Организация самостоятельной работы – тема актуальная. Именно опыт самостоятельной работы позволяет формировать так необходимые будущему специалисту компетенции. Так как компетенции не могут быть транслированы способом информирования и последующего воспроизведения, они должны осваиваться способом проживания. Никакие самые интересные рассказы преподавателя о том, как нужно делать то или иное действие, не научат студента правильно его выполнять. Он должен лично, сначала с помощью преподавателя, а потом и самостоятельно выполнить работу от начала до конца, возможно, несколько раз. Пирамида обучения. Степень освоения материала в % Основной целью профессионального образования является подготовка выпускника не просто знающего, но умеющего распорядиться этим знанием, т.е. подготовка профессионала, обладающего критическим мышлением, способного среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументированно опровергая ложные; профессионала, готового к самообразованию, самоопределению, саморазвитию. Образование становится средством достижения значимых для человека целей, гибким инструментом расширения и реализации его жизненного потенциала. Таким образом, модель «образования на всю жизнь» меняется на инновационную парадигму, ориентированную на «образование в течение всей жизни». Однако для успешного достижения целей непрерывного образования в русле компетентностно-деятельностного подхода основной предпосылкой к изменению базового образовательного процесса должна стать именно его направленность на повышение продуктивности образования за счет перехода от знаниевого к деятельностному типу содержания образования. Судя по «Пирамиде обучения» и «Конусу опыта» Эдгара Дейла, наиболее продуктивными являются те методы, в которых доля самостоятельной работы выше. Определять, перечислять, описывать, пояснять Демонстрировать, применять, выполнять Анализировать, разрабатывать, создавать, оценивать В результате люди способны: Люди запоминают: 10% прочитанного 20% услышанного 30% увиденного 50% услышанного и увиденного 70% сказанного или написанного ими 90% сказанного или написанного ими по поводу их действия Конус опыта Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности учебного занятия, активизации студентов является соответствующая организация и управление самостоятельной учебной работой. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что студенты приобретают знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности. Ведущей функцией преподавателя становится поддержка учения, а позиция обучаемого меняется от пассивного объекта обучения до субъекта познавательной деятельности, активного субъекта учения, самостоятельно «добывающего» необходимую информацию и подбирающего необходимые для этого способы действий. Усилия преподавателя должны быть сосредоточены на создании среды, ориентированной на самостоятельность, интерактивность и продуктивность деятельности студентов, среды, обеспечивающей возможность формирования индивидуального образовательного опыта студента, продвигающегося по собственной образовательной траектории. Вывод: переход к новой парадигме профессионального образования прослеживается в следующих изменениях:
Все это требует инновационных подходов к реорганизации системы самостоятельной работы, модернизации учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала. В данном сборнике представлен опыт по изучению и внедрению новых подходов к организации самостоятельной работы студентов, способных сделать работу по формированию компетенций более осмысленной, а значит, и более эффективной. Мананникова Е.В. Руководитель горметодобъединения заместителей директоров по НМР ГПОУ Салон «Современные технологии организации и оценки самостоятельной работы студентов по дисциплинам ОГСЭ» Батогалсанова Б.Д. Агинский медицинский колледж им. В.Л.Чимитдоржиева Организация самостоятельной работы на уроках и во внеурочное время по дисциплинам ОГСЭ Самостоятельная работа студентов является одним из основных видов учебных занятий (п. 24 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2008 г. №543). Образовательное учреждение при формировании основной профессиональной образовательной программы обязано обеспечить эффективную самостоятельную работу студентов (СРС) в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей. Самостоятельная работа студентов проводится с целью формирования компетенции поиска и использования информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста, развития культуры межличностного общения, взаимодействия между людьми, формирования умений работы в команде, эффективного общения с коллегами, руководством, потребителями. В Агинском медицинском колледже проводится планомерная работа по организации самостоятельной работы студентов: разработаны Положение по организации самостоятельной работы студентов, Методические рекомендации по планированию и организации СРС, выпущена брошюра для студентов по контролю СРС по всем дисциплинам. Например, по учебной дисциплине «Основы философии» ставятся следующие учебные цели при выполнении СРС:
основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. Организация самостоятельной работы студента 1.Прочитать раздел учебника и дополнительной литературы. 2. Сделать конспект «Философские идеи развития. Диалектика. Законы диалектики». 3. Заполнить таблицу «Законы диалектики в природе и обществе»
Правильно заполненная таблица (образец)
Примеры написания рефератов по теме «Философия и медицина: общие проблемы и ценности»: 1.Натурфилософия античности и медицина: Гиппократ. 2.Систематизация медицинского знания в учении Галена. 3.Исторические модели моральной медицины: модель Парацельса. 4. Исторические модели арабо-мусульманской философии средневековья. Авиценна. 5.Классический психоанализ З.Фрейда. 6. В.Ф.Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука) и его работа «Очерки гнойной хирургии». Галсанова О.Д. Читинский техникум железнодорожного транспорта ЗабИЖТ ИргУПС Организация самостоятельной работы студентов на занятиях по дисциплине «Основы философии» Основная задача профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Современное образование трудно себе представить без активного использования информационных технологий, которые широко внедряются в учебный процесс. Одной из форм самостоятельной работы студентов является разработка электронных продуктов, которую можно рассматривать как хорошую возможность самостоятельно подготовленного публичного выступления перед большой аудиторией, способ приобретения навыков работы «в команде», умения отвечать на нестандартные вопросы аудитории, «держать удар». В текущем году нами был проведен социологический опрос среди студентов. Итоги анкетирования показали, что интерес молодого поколения к медиа обусловлен различными факторами: возможностью использования терапевтической, компенсаторной, нравственной, эстетической, социальной, познавательной, информационной, коммуникативной и других функций; зрелищно-развлекательных жанров (как правило, базирующихся на мифологии) с опорой на сенсационность, серийность, эмоциональность, способствующих снятию нервного напряжения зрителей. Сами студенты выделяли такие мотивы медиаподготовки, как приобретение дополнительного опыта деятельности (46%), закрепление и углубление теоретических знаний (38%), подготовка к экзаменам в соответствии с учебным планом (25%), выполнение домашних заданий (33%), преимущества при поступлении на работу (29%), неформальное общение с одноклассниками и преподавателями (17%). По мнению большинства участников исследования, образовательные видеоматериалы можно создавать по всем учебным предметам и использовать при разнообразных типах уроков. Анализ продуктов деятельности будущих железнодорожников приводит нас к следующим выводам: – создание видеофильмов, презентаций студентами становится проявлением творческого потенциала личности; – процедура создания авторского видеофильма является всегда индивидуальным осмыслением визуализируемой проблемы, а усвоенные основы операторской и режиссёрской деятельности способствуют актуализации креативной позиции самовыражения студента. Анализ творческих работ студентов, их отзывы о процедуре и результатах своей работы, творческие самоотчёты авторских студенческих видеофильмов, а также отзывы преподавателей позволяют с уверенностью констатировать, что создание авторского видеофильма является динамично активной формой развития творческого потенциала личности. Таким образом, арт-педагогическая модель создания авторских учебно-познавательных фильмов, презентаций оказывается той современной образовательной технологией, которая позволяет решать проблемы организации самостоятельной работы на занятиях дисциплин ОГСЭ. Гатаулина Т.В. Читинский политехнический колледж Формирование контрольно - оценочных средств по иностранному языку в соответствии с ФГОС СПО При переходе образовательных учреждений на Стандарты нового поколения, изменились и требования по составлению и разработке средств контроля в соответствии с ФГОС СПО. Традиционную ориентацию на передачу готовых знаний сменяет компетентностный подход, основывающийся на усвоении не только знаний, но и способов мышления, деятельности, на развитии творческого потенциала личности. Придерживаясь требований образовательного стандарта, необходимо соблюдать приоритет коммуникативной цели обучения английскому языку (общение в устной и письменной форме непосредственно и опосредованно), а также понимать важность и необходимость формирования и последовательного развития информационной компетенции (умение отбирать и использовать нужные факты, мнения и суждения для решения конкретной профессиональной или чисто коммуникативной задачи). Введение ФГОС СПО ставит перед преподавателями иностранного языка ряд серьезных задач. К наиболее важным из них можно отнести: • ориентацию учебного процесса на результаты образования – т.е. четкое определение того, что именно будет знать и уметь выпускник, чтобы по окончании СПО он мог активно использовать знание языка в ситуациях реального общения; • изменение формы представления результатов обучения: вместо традиционного их описания, в формулировках знаний, умений и навыков (ЗУНов) – характеристика приобретаемых выпускником компетенций; • непрерывный и многоаспектный контроль над процессом обучения – создание методологии и методик оценки качества образования. Как известно, традиционными методами оценки по иностранному языку в ССУЗах являются тестовые материалы, по результатам которых выставляются оценки по традиционной шкале. Однако такое оценивание может быть контрпродуктивным с точки зрения реального достижения высокого качества обучения. Проектирование комплексных оценочных средств для контроля качества подготовки выпускников при реализации программ СПО, основанных на компетентностном подходе, позволит более объективно и многогранно оценить достижения обучающегося. Поэтому основными задачами преподавателей на данном этапе является:
Признаками качественной оценки, характерной для оценки компетенций являются:
Требования, которыми необходимо руководствоваться при разработке оценочных средств при проверки сформированности компетенций:
В целом новая система контроля должна позволить более объективно оценить качество приобретаемых компетенций, интенсивность и результативность учебного процесса, образовательной программы, степень их адекватности. При соблюдении этих условий оценка выступает фактором мотивации и поощрения обучающихся за достигнутые результаты. Емельянова Л.В. |
«Дома: § 15, упр. №57.», «Дома: стр. 64, отв на вопр. 1», «Дома: написать сочинение.», «Дома: составить план.» т д | Домашнее задание записывается учителем в обязательном порядке до урока на правой стороне доски по образцу, например: «Дома: § 15,... | ||
Сопряжение военно-патриотического воспитания на уроках обж с другими | Теретическая основа изучения самостоятельную работу учащихся на уроках литературы | ||
Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома по трем... | Дивизии – четная сторона – от дома n 26 до n 48, нечетная сторона – от дома n 9 до n 29, ул. Набережная – четная сторона – от дома... | ||
«Применение технологии развития «критического мышления» на уроках русского языка и литературы» | ... | ||
Я собрала большой материал по русскому языку (и математике) для использования его на уроках, для проведения олимпиад и внеклассных... | На уроках русского языка в 5-9 классах коррекционной школы изучается практическая грамматика, нацеленная не на усвоение школьниками... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |