Северный регион


НазваниеСеверный регион
страница1/28
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
ISSN 2312-377X





СЕВЕРНЫЙ РЕГИОН:


НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА

НАУЧНЫЙ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ

1 (33)


2016
Сургут

Издательский центр СурГУ

Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,

информационных технологий и массовых коммуникаций

Свидетельство ПИ № ФС 77-63200 от 1 октября 2015 г.


Учредитель и издатель:

Бюджетное учреждение высшего образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутский государственный университет»
Главный редактор:

С.М. Косенок, д.пед.н., профессор
Редакционная коллегия:

О.Г. Литовченко, д.биол.н., профессор

В.В. Мархинин, д.филос.н., профессор

М.В. Самойлова, к.психол.н., доцент

И.П. Грехова, к.психол.н., доцент

Н.И. Хохлова, к.психол.н., доцент

А.А. Хадынская, к.филол.н., доцент

Ответственный редактор:

А.П. Чалова, к.филол.н.
Редактор:

В.А. Меренков
Переводчик:

В.А. Семенов

Полные тексты статей размещаются в базе данных Научной электронной библиотеки

на сайте elibrary.ru и включаются в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)
Адрес редакции:

А.П. Чаловой, СурГУ («Северный регион»)

пр. Ленина, 1

г. Сургут, ХМАО − Югра

628412
(3462) 762-988

E-mail: chalova_ap@surgu.ru

www.surgu.ru

© БУ ВО «Сургутский государственный

12+ университет», 2016




Департамент образования и молодежной политики

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Бюджетное учреждение высшего образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутский государственный университет»
СЕВЕРНЫЙ РЕГИОН: НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА

Научный и культурно-просветительский журнал

Издается с 2000 г.
2016 № 1 (33)


Содержание


От редакции………………………………………………..………………..…………….

6







Психологические науки




Материалы Всероссийской научно-практической конференции

с международным участием

«Клиническая психология в здравоохранении, образовании и социальной сфере»

(25–26 марта 2016 года, Сургутский государственный университет)







Булыгина М.В., Гололобова М.В.

Представление о себе у младших школьников с психосоматическим расстройствами

8

Величенкова О.А.

Ошибки фонемного распознавания в письме младших школьников………….……….

13

Вечканова Е.И., Шибаева Л.В.

Направления исследования внутриличностных конфликтов женщин, ориентированных на карьеру предпринимателя……………………………….………..

19

Горлова Н.Е.

Речевое развитие детей с умственной отсталостью и задержкой психоречевого развития…………………………………………………………………………….……...

23

Грехова И.П.

Проектная форма обучения детей с интеллектуальной недостаточностью как ответ вызовам нового времени…………………………………………….……………………

28

Гузич М.Э.

Развитие ценностных профессиональных ориентаций студентов……………………..

34

Долженко А.Н.

Проблема включения родителей в клинико-психологическую работу с детьми, имеющими грубые дефекты развития…………………………………..………………..

40

Козлов М.Ю., Епишин В.Е.

Особенности экзистенции у больных с зависимостями………………………………...

44

Кощеева И.И.

Особенности самосознания слабовидящих подростков (по материалам зарубежных работ).....................................................................................................................................

47

Кулемзина Т.В.

Позиции психосоматической медицины в реабилитации врачей………………….…..

50

Лаврова Е.В., Кисельникова (Волкова) Н.В., Куминская Е.А.

Целеполагание как начальный этап решения личностной проблемы в процессе психотерапии…………………………………………………………………………...….

55

Пашкова У.Ю., Савина Е.А.

Формы и проявления защитного механизма «отрицание» в Сказочном проективном тесте………………………………………………………………………………………...

59

Покатиловская Е.Н., Шибаева Л.В.

Суверенность и депривированность психологического пространства личности как основание отношения к городу...........................................................................................

62

Пустовая А.В.

Отграничение умственной отсталости от минимальных мозговых дисфункций у детей школьного возраста....................................................................................................

65

Солодовникова О.П., Шибаева Л.В.

Характеристика «зоны ближайшего развития» нравственно-экономического самоопределения старшеклассников из семей и детского дома как основание программ преодоления дизонтогенеза…………………………………………………..

70

Сухарева В.А., Шибаева Л.В.

Соотношение особенностей самооценки с уровнем притязаний как основание внутриличностных конфликтов и кризисов взрослых в ситуациях возрастных изменений

76

Тарасова С.Ю.

Свойства модели адаптивного и дезадаптивного перфекционизма Р. Слейни на клинической выборке и в общей популяции…………………………………………….

82

Тужикова В.И., Давыдова М.В.

Я-концепция подростков и юношей с разными уровнями интернет-зависимости.......

87

Туревская Р.А., Косарева Е.Н., Апросин M.М.

Направления психологической помощи детям, пережившим семейное насилие..........

91

Хозиев В.Б.

Феноменология опосредствования: этап встречи со средством в условиях консультативной практики.................................................................................................

96

Хозиева М.В.

Психологическая роль семьи в развитии нарушений пищевого поведения…..………

102

Хохлова Н.И.

Специфика задач для развития рефлексивного мышления у студентов……………….

107

Шестакова А.С., Торговкина М.Н.

Интегративный анализ феномена суицида в Республике Саха (Якутия)……………...

113

Шумилов С.П., Широкоряд К.Г., Шумилова Е.А.

Ценностные ориентации больных после ишемического инсульта..................................

119







Педагогические науки




Иванова И.В.

Интеграция основного и дополнительного образования детей…………………..…….

123

Палиева Т.В., Кононенко О.В.

Развитие творческого потенциала студентов в процессе преподавания юридических дисциплин………………………………………………………………………………….

130

Чеснокова Н.Е.

Обучение профессионально-ориентированной иноязычной лексике студентов технических специальностей……………..…....................................................................

136

Дронсейка И.П.

О проблемах преподавания математических дисциплин на английском языке…........

141







Философские науки




Жогаль А.В.

К определению понятия «национальная безопасность»………………..........................

146







Филологические науки




Сироткина Т.А.

Диалектная фразеология как отражение концептуализации действительности………

150

Дронсейка Р.П.

Специфика языкового выражения концепта «дом» в лирике Сергея Есенина..............

153

Дзыга Я.О.

К вопросу об эволюции художественного сознания «чистокровного реалиста» И.С. Шмелева………………………………………………………………………………

161







Наши авторы ………………………………………………………………………..........

167

Требования к оформлению материалов……………………………..…………..........

175

Дорогие друзья!
Первый в 2016 году выпуск журнала посвящен актуальным проблемам развития науки, образования и социальной сферы. Публикуемые в номере материалы разделены по отраслям знаний: психология, педагогика, философия и филология. Особое место в номере уделено материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Клиническая психология в здравоохранении, образовании и социальной сфере», прошедшей 25–26 марта 2016 года на базе Сургутского государственного университета.

Основная тематика статей по психологии связана с различными аспектами развития детей и подростков – здоровых и с психосоматическими расстройствами, из семей и детского дома; с методикой их обучения и коррекционной работы с ними. Часть работ связана с изучением взрослого населения. В ряде работ описываются различные методологические подходы в психотерапевтической работе специалистов, особенности апробации психологических диагностических тестов и методик. Некоторые статьи имеют междисциплинарный характер и отражают социопсихологическое направление научных исследований.

Немало авторов уделяет особое внимание психолого-педагогической работе со студентами, развитию у них рефлексивного мышления, ценностных профессиональных ориентаций, творческого потенциала, лингвистической компетенции.

Материалы филологического раздела характеризуются актуальными методологи-ческими подходами в изучении диалектной фразеологии, а также творчества русских пи-сателей и поэтов ХХ века – И.С. Шмелева и С. Есенина.

Среди авторов преподаватели, магистранты и аспиранты Сургутского государст-венного университета, Сургутского государственного педагогического университета, Ка-лужского государственного университета, Орловского государственного университета, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московского госу-дарственного педагогического университета, Московского института открытого образова-ния, Московского городского психолого-педагогического университета, Международного университета природы, общества и человека «Дубна», научные сотрудники лабораторий Психологического института Российской академии образования, специалисты научно-практических психологических центров и специализированных учреждений, а также уче-ные и преподаватели из стран ближнего (Украина, Белоруссия, Казахстан) и дальнего за-рубежья (США).

Надеемся, что очередной номер журнала заинтересует читателей и каждый из них найдёт полезный для себя материал.
С уважением

редакция журнала «Северный регион: наука, образование, культура»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
МАТЕРИАЛЫ

ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ

«КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ»
(25–26 марта 2016 года,

Сургутский государственный университет)
УДК 159.922.7:159.972
Булыгина М.В., Гололобова М.В.

Bulygina M.V., Gololobova M.V.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
SELF-IMAGE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

WITH PSYCHOSOMATIC DISORDERS
В статье рассматриваются социально-психологические проблемы развития детей-сирот; изложены результаты исследования представления о себе часто болеющих детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семьях и в условиях детского дома.

In the article social and psychological problems of orphans are discussed; the results of the research of self-image in sickly children of primary school age who are brought up in families and in children's home are presented.
Ключевые слова: представление о себе, часто болеющие дети, дети-сироты.

Keywords: self-image, sickly children, orphans.
Острые респираторные заболевания являются одними из самых распространенных болезней в младшем школьном возрасте. По данным исследований, на группу часто болеющих детей приходится от 67% до 75% всех случаев ОРЗ [6]. Среди условий, предрасполагающих к развитию частых респираторных инфекций, значительная часть принадлежит психологическим факторам, что позволяет рассматривать данный пласт заболеваний в контексте психосоматических расстройств [1; 2; 6]. Специфическая социальная ситуация развития младшего школьника в условиях болезни может серьезно повлиять на его личностные особенности вообще и систему его Я-концепции в частности. Это связано с тем, что именно в этот период у детей интенсивно расширяются представления о себе, о своём месте в мире, своих способностях и задатках.

К категории часто болеющих детей младшего школьного возраста относятся дети, болеющие заболеваниями органов дыхания не менее четырех раз в год. При этом выделяются, как минимум, две подгруппы: относительно часто болеющие дети (частота заболеваемости – 4-5 раз в год) и истинно часто болеющие дети (частота заболеваемости – от 6 раз в год) [6].

Среди причин, вызывающих частые заболевания верхних и нижних дыхательных путей, выделяют такие социально-психологические факторы, как астенизация, воспитание по типу гиперпротекции, наличие психотравмирующих ситуаций в анамнезе, неблагоприятный социально-психологический климат [2]. Часто болеющим детям свойственны высокие показатели личностной и ситуативной тревожности, отмечается склонность воспринимать многие обыденные ситуации как несущие угрозу [4]. Истинно часто болеющие дети отличаются от здоровых сверстников искаженным «образом Я», неадекватной внутренней картиной болезни. Отмечено, что сходные психологические особенности также характерны для детей, страдающих бронхиальной астмой. У часто болеющих детей ярко выражена потребность быть рядом с родителями [6].

Настоящая работа посвящена представлению о себе часто болеющих детей, воспитывающихся в разных условиях: в полных семьях и в сиротских учреждениях. Проблема патологического влияния родительской депривации на формирование самосознания в детском возрасте обсуждалась неоднократно [9; 10], однако эта тема стояла как бы особняком по отношению к соматизированным расстройствам у детей-сирот. Тем не менее данная категория детей часто в большей степени, чем дети, воспитывающиеся в семьях, подвержена соматизированным расстройствам.

По данным многочисленных исследований, потеря родителей или отсутствие любви воспринимается ребенком крайне негативно, практически как насилие, что ведет к искаженному формированию «образа Я» и развитию в целом. У таких детей часто образуются специфические паттерны поведения и черты характера. Дети, воспитывающиеся в сиротских учреждениях, вынуждены адаптироваться к очень большому числу новых взрослых и сверстников, а постоянное пребывание в замкнутом пространстве детского дома усиливает агрессивность, напряжение, вызывает тревожность, что также влияет на особенности самосознания ребенка [7]. Дети-сироты находятся в специфических социальных условиях, что накладывает свой отпечаток на формирование «образа Я», причем не только целостного образа, но и его отдельных частей, составляющих структуру личности, таких как самоотношение и самооценка. Такие дети, как правило, имеют некоторое рассогласование представлений о себе в контексте психологического времени. Они, в отличие от детей из семей, чаще ориентированы на настоящее, перспектива будущего у них сужена. В мотивационно-потребностной сфере также отмечается узость и бедность содержания мотивов. Чаще всего основным мотивом, характерным для этих детей, является избегание неудач [9].

Исследование проводилось на базе детского бронхолегочного санатория № 18 г. Москвы, ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Салтыковский детский дом», а также ГБОУ СОШ г. Москвы № 556 и № 2109. В исследовании приняли участие 80 детей 9-11 лет. Сравнивались 4 группы детей: 40 детей из полных семей (20 с диагнозом «часто болеющие» – «домашние ЧБД» и 20 здоровых – «домашние ЗД») и 40 детей, воспитывающихся в интернате (20 с диагнозом «часто болеющие» – «сироты ЧБД» и 20 здоровых – «сироты ЗД»).

В работе были использованы следующие методики: методика диагностики уровня самооценки Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, методика «Нарисуй себя» А.М. Прихожан, З. Василяускайте, тест «Кто Я?» М. Куна, Т. Макпартленда, «Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания» Н.Л. Белопольской [3; 8]. Обработка результатов проводилась с помощью статистических методов Краскела–Уоллеса, Манна–Уитни, критерия согласия Пирсона (Х2).

Сравнение результатов двух групп «дети-сироты» и «дети, воспитывающиеся в семьях» – показало, что по методике «Исследование самооценки» оценки по шкалам «здоровье, которым хочу обладать», «уровень интеллекта, которым хочу обладать» и «степень уверенности в себе, которой хочу обладать» значимо выше у детей, воспитывающихся в семьях (различия между группами значимы при р≤0,05). Сравнение представлений детей об их реальных уровнях здоровья, интеллекта, способностей, уверенности в себе значимых различий между данными группами не выявило. По методике «Кто Я?» было выявлено, что дети-сироты используют для описания себя значимо меньше определений, чем дети, воспитывающиеся в семьях (различия значимы при р≤0,001), при этом количество негативных определений себя в группе «дети-сироты» встречается значимо чаще, чем в группе «дети, воспитывающиеся в семьях». Дети-сироты реже использовали дифференцирующие определения, чаще упоминали ролевые характеристики – «ученик», «мальчик». Особенно часто в группе «дети-сироты» встречалось упоминание фамилии и имени, что не наблюдалось в другой группе. По методике «Нарисуй себя» автопортреты детей, воспитывающихся в семье, по размеру и общему впечатлению более схожи с их рисунками «Хорошего мальчика/девочки», чем автопортреты детей-сирот (различия значимы при р≤0,05). По методике «Половозрастная идентификация» значимых различий между группами «дети-сироты» и «дети, воспитывающиеся в семьях» выявлено не было.

Теперь охарактеризуем результаты сравнения групп «часто болеющие дети» и «здоровые дети», воспитывающиеся в семьях. Во-первых, отметим, что значимых различий по методике «Исследование самооценки» между данными группами получено не было. По методике «Кто Я?» было выявлено, что здоровые дети используют при описании себя значимо больше определений, чем часто болеющие дети (различия между группами значимы при р≤0,05). Определения себя у здоровых детей чаще носят дифференцирующий характер, подчеркивая их индивидуальные качества: «умный», «дружелюбный», «веселый» и т. д. Оказалось, что часто болеющие дети более склонны приписывать себе негативные определения: «не очень организованный», «троечник», «злой», – чем здоровые сверстники. По методике «Половозрастная идентификация» выявлено, что в группе «часто болеющие дети» значимо чаще, чем в группе «здоровые дети», в качестве наиболее привлекательного персонажа встречаются выборы изображения взрослого человека, а в качестве непривлекательного – изображение сверстника, что может быть связано с актуальными школьными проблемами, конфликтами, дезадаптацией, вызванными их соматическим состоянием. По методике «Нарисуй себя» автопортрет часто болеющих детей имеет значимо большее сходство с рисунком «Плохого ребенка», чем у здоровых детей (различия значимы при р≤0,05). Это свидетельствует о преобладании более негативного образа себя в группе часто болеющих детей.

Сравнение групп «часто болеющие» и «здоровые» дети-сироты. Сравнение самооценки выявило различия только по шкале «здоровье». Часто болеющие дети-сироты оценили уровень своего актуального здоровья значимо ниже, чем здоровые. При этом интересно, что уровень здоровья, которым они хотели бы обладать, у часто болеющих детей практически остается на том же уровне, в то время как у здоровых детей он значимо возрастает. По методике «Кто Я?» обе группы детей давали немногочисленные описания себя, однако в группе часто болеющих детей чаще встречались негативные характеристики себя. По методике «Нарисуй себя» было выявлено, что здоровые дети-сироты изображают себя более полно, детализированно, чем часто болеющие дети, кроме того, здоровые дети чаще использовали цвета, применяемые для рисования «Хорошего ребенка». Часто болеющие дети-сироты практически не использовали дополнительные детали в автопортрете, иногда не изображали и основные черты лица, что может говорить об отрицательном, даже конфликтном отношении к себе. По методике «Половозрастная идентификация» между группами детей-сирот различий не выявлено.

Сравнение групп «здоровые дети, воспитывающиеся в семье» и «здоровые дети-сироты». По методике «Исследование самооценки» значимые различия между группами были получены по двум шкалам: «уровень здоровья, которым хочу обладать» и «степень уверенности в себе, которой хочу обладать», эти показатели значимо выше в группе здоровых детей, воспитывающихся в семьях, что может свидетельствовать об их более высоком уровне притязаний. Домашние здоровые дети, в отличие от детей-сирот, обладают более дифференцированным и позитивным представлением о себе, что выражается в использовании большего количества позитивных определений себя. При описании себя дети-сироты чаще всего указывали фамилию, имя, пол, возраст, статус ученика. По методике «Половозрастная идентификация» было выявлено, что здоровые дети, воспитывающиеся в семьях, в 75% случаев выбирают в качестве привлекательного персонажа изображения сверстника или человека чуть старшего возраста (юноши/девушки) и не выбирают более старшего персонажа, а в группе «здоровые дети- сироты» выбор близких по возрасту персонажей встречается только в 35% случаев, а 25% детей выбрали в качестве наиболее привлекательного персонажа изображения взрослых мужчин и женщин, возможно, это объясняется стремлением детей-сирот как можно быстрее повзрослеть и обрести самостоятельность. По методике «Нарисуй себя» автопортрет детей, воспитывающихся в семье, в большей степени схож с рисунком «Хорошего ребенка», чем в группе детей-сирот.

Сравнение групп «часто болеющие дети, воспитывающиеся в семье» и «часто болеющие дети-сироты». Часто болеющие дети-сироты оценивают себя ниже по шкалам «здоровья» и «уверенности в себе», кроме того, их оценка того, каким уровнем интеллекта они хотели бы обладать, ниже, чем у часто болеющих детей, воспитывающихся в семьях, а вот желаемый уровень внешней привлекательности, наоборот, выше, чем у часто болеющих детей, воспитывающихся в семьях (различия значимы на уровне тенденции при р≤0,01). Часто болеющие дети-сироты испытывают больше затруднений при описании себя. В целом представление о себе часто болеющих детей-сирот плохо дифференцировано, оно более размытое не только по сравнению со здоровыми сверстниками, но и с часто болеющими детьми, воспитывающимися в семьях. Автопортреты часто болеющих детей-сирот по размеру и цветовой гамме чаще приближались к рисункам «Плохой ребенок», в то время как часто болеющие дети, воспитывающиеся в семьях, наоборот, рисуют себя по размеру, соответствующему рисункам «Хорошего ребенка».

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

  1. Представление о себе детей, воспитывающихся в детском доме, чаще носит недифференцированный и негативный характер, чем у сверстников, воспитывающихся в семьях. Дети-сироты чаще испытывают трудности при описании своих качеств, их уровень притязаний в отношении индивидуальных особенностей (состояния здоровья, интеллектуальных способностей и уверенности в себе) ниже, чем у детей, воспитывающихся в семьях.

  2. Образ себя детей, часто болеющих респираторными заболеваниями, по сравнению с образом себя здоровых сверстников в большей степени содержит черты астенизации, пассивности, интровертированности. Образ себя здоровых детей, напротив, содержит черты экстравертированности, демонстративности и активности.

  3. Часто болеющие дети, воспитывающиеся в семьях, относятся к себе негативнее, чем здоровые дети. Часто болеющие дети чаще испытывают неудовлетворенность своим актуальным состоянием.

  4. Часто болеющие дети-сироты отличаются более низким уровнем самооценки и низким уровнем притязаний по шкале здоровья, чем здоровые дети-сироты. Часто болеющие дети-сироты склонны к отрицательному и даже конфликтному отношению к себе, чего нельзя сказать про здоровых детей-сирот.

  5. Часто болеющие дети, воспитывающиеся в семьях, в отличие от часто болеющих детей-сирот, в большей степени не удовлетворены своим актуальным состоянием, лучше осознают это, что выражается в большем количестве негативных определений себя и более частом выборе в качестве непривлекательного персонажа для идентификации ребенка, соответствующего их возрасту.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Похожие:

Северный регион iconСеверный регион
Направления совершенствования системы управления персоналом на предприятии

Северный регион iconСеверный регион
Издание зарегистрировано в Западно-Сибирском межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания...

Северный регион iconДрачева Е. Л
Лейпера (Мейсенский университет), сущность которой основана на описании взаимодействия трех элементов: географического компонента...

Северный регион iconАнкета клиента кредитной организации сведения об организации: Полное...
Филиал «Северный» Коммерческого банка «МетроБанк» (Общество с ограниченной ответственностью)

Северный регион iconЗапрос в Росреестр в егрп по субъектам
Регион запроса заполняется опционально. Если регион не заполнен, выполняется запрос по всем регионам

Северный регион iconОоо «со «Регион Союз»
На условиях настоящих Правил Общество с ограниченной ответственностью «Страховое общество «Регион Союз» (в дальнейшем Страховщик)...

Северный регион iconОбязательства сторон
«Центральное агентство воздушных сообщений Регион» (ооо «цавс регион»), именуемое в дальнейшем «Агентство», являющееся юридическим...

Северный регион iconК Регламенту депозитарного
С условиями вышеуказанного договора, а также с условиями действующего Регламента депозитарного обслуживания ООО «бк регион» иТарифами...

Северный регион iconК Регламенту депозитарного
С условиями вышеуказанного договора, а также с условиями действующего Регламента депозитарного обслуживания ООО «бк регион» иТарифами...

Северный регион iconОплата квитанции ук советского района в программе Сбербанк Онлайн
До оплаты квитанции проверьте настройку регион оплаты. Для этого необходимо нажать «настройки», зайти в личную информацию и проверить,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
filling-form.ru
Поиск