РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности ___ «Мы и окружающий мир» __________
Класс__1-4_________________________________________________
Ф.И.О педагога-разработчика программы: _____________________
____Мардаровская Людмила Николаевна____________________________
Педагогический стаж__33 лет_______________________________
Квалификация учитель начальных классов
2014
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» составленана основе ФГОС НОО и авторской программы Программы по учебным предметам автор С.Н. Ямшинина.
Цель деятельности научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» — формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки.
Задачи курса:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
2. Общая характеристика учебного курса
Программа представляет собой вариант организации деятельности младших школьников (1–4 классы) в школьном научном сообществе (научном клубе) «Мы и окружающий мир». Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными блоками, изучаемыми в начальной школе «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасного поведения», позволяющие ученику овладеть практическими навыками по изучению окружающего мира.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
В программе конкретизировано содержание предметных тем. Дано распределение учебных часов по темам, указана последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Первый класс считается подготовительным к вступлению в научный клуб «Мы и окружающий мир». В конце первого класса учащиеся выполняют практическую работу, которая позволяет им стать членами научного клуба (учебник «Окружающий мир», 1 класс, с.76–77). Вступить в клуб можно и во 2–4 классах, выполнив задания для членов клуба. Начиная со второго класса идет непосредственная деятельность школьного научного сообщества. Переписка может осуществляться через почтовое письмо. Ответы на задания можно присылать по следующему адресу: 117997, Москва, ул. Профсоюзная, дом 90, комната 607, клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир». В учебниках 2–4 классах «Окружающий мир» расположены задания для членов клуба и учащихся, собирающихся вступить в клуб. Задания обозначены с помощью условного обозначения «Напиши нам письмо» (конверт) и появляются не чаще одного раза в четверть. Для учащихся, желающих участвовать в электронной переписке существует web-клуб, его электронный адрес naych_club@ mail.ru. В web-клуб можно присылать задания, расположенные в корпусе учебника, а также задания, выполненные ребенком в рамках деятельности школьного научного сообщества.
По результатам переписки в течение 4 лет самым активным учащимся высылаются сертификаты участника научного клуба «Мы и окружающий мир», а педагогам — сертификаты организатора внеурочной деятельности.
Продолжительность: в течение учебного года аудиторное или внеаудиторное занятие 1 раз в неделю. Объем часов в год: 33 ч — 1 класс; 34 ч — 2–4 классы. Формы организации учебного процесса.
Форма организации внеурочной деятельности: школьное научное сообщество.
Формы организации деятельности учащихся Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение практических работ, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
с уроками изобразительного искусства: оформление творческихработ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
с уроками технологии: изготовление различных элементов по темам проектов.
3. Описание места учебного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4 классов. 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Разнообразный материал курса позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес к предмету «Окружающий мир»,
способствует усвоению детьми знаний о живой и неживой природе, о взаимосвязи человека и окружающей среды, осознание места и роли человека в окружающем его мире. Она позволяет привить ученикам экологические навыки и уважительное отношение к окружающему миру природы; выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни; применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; заботиться о здоровом образе жизни;улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение). Обогащается эмоционально-чувственная сфера ребенка,преобладает мотивация гармоничного взаимодействия с природой, что помогает ему стать верным другом природы.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса
В области личностных планируемых результатов будутформироваться УУД:
- готовность и способность обучающихсяк саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основеположительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину,
- народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательнаяи внешняя; самооценка на основе критериев успешностиучебной деятельности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
В области метапредметныхпланируемых результатов будутформироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оцениватьсобственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество;
- определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль;
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
- вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать учебнуюзадачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата постав ленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся: читать условные обозначения карт; описывать природную зону родного края; называть системы органов человека; понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для укрепления и сохранения своего здоровья.
Обучающиеся получат возможность научиться: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение; выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности; собирать материал и составлять портфолио о родном крае.
Метапредметными результатами курса «Мы и окружающий мир» является умение: сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; включаться в групповую работу; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; искать и выбирать необходимую информациюдля ответа на заданные вопросы; конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) выполнения мини проекта; объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки; участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат; существлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравниватьпостроенный результат с образцом. 6. Содержание учебного курса научного клуба«Мы и окружающий мир»
1 класс
Готовимся стать членами клуба
«Мы и окружающий мир» (33 ч)
Тема 1. Школьник и его жизнь в школе. Презентация «Я —первоклассник». Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — самопрезентация. 1час: Я — ученик первого класса. Мои интересы. Мой портрет. 1час: Я и моя семья (возможно с привлечением родителей).
Примечание к теме 1. Материал, подготовленный учащимисяо себе и семье, можно использовать для оформления портфолио учащегося.
Тема 2. Школьник и его жизнь в школе. Что такое научный клуб? Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — диалог. Что такое научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир» (работа по учебнику «Окружающий мир» 1 класс, с. 74–75). Кто может вступить в клуб. Какие вопросы из окружающего мира интересуют учащихся (для уточнения тематического планирования). Мое домашнее животное или растение (рисунок, рассказ).
Тема 3. Правила безопасного поведения. Что такое адрес
и для чего его надо знать? Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия по городу (селу и т.п.). Где можно узнать адрес дома? Как найти человека, зная его адрес. Адрес моей школы. Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — защита минипроекта «Путешествие от дома до школы».
|