Рабочая программа по внеурочной деятельности «Гончарное дело. Художественная обработка глины» для 5-8 абвг класса (базовый уровень 35 часов, 1 час в неделю)


НазваниеРабочая программа по внеурочной деятельности «Гончарное дело. Художественная обработка глины» для 5-8 абвг класса (базовый уровень 35 часов, 1 час в неделю)
страница1/4
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»


«Рассмотрено» на заседании кафедры

учителей технологии,

изобразительного искусства и музыки

протокол № 1 от 25.08.2015г.

Руководитель кафедры

_______________/Гималетдинова М.В./


«Согласовано»

Зам. директора по УВР______/Науменко Л.Е./

«__» _________________2015г.

«Утверждаю»

Директор гимназии №3 __________/Ильина М.А./

Приказ № 1 от 28 августа 2015 г.



Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Гончарное дело. Художественная обработка глины»

для 5-8 АБВГ класса

(базовый уровень 35 часов, 1 час в неделю)


Рассмотрено на педагогическом совете

Протокол №1 от «28» августа 2015 г.

2015-2016 учебный год
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и дополнительного образования, «Примерной программы по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» под редакцией В.А. Горского, 2-е издание, М., Просвещение, 2011.

общие цели ...(из ФГОС ООО)

  • формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения,

  • развитие нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

  • освоение первичных знаний о мире искусств:

  • овладение умениями, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине; знакомство с героическим прошлым России, ее культурой и историей.

  • Развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей к саморазвитию;

  • Развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;

  • Формирование социальных компетенций, адаптация в обществе детей с проблемами, в том числе и профилактика асоциального поведения детей;

  • Повышение занятости детей в свободное время;

Задачи:

  • Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

  • Оптимизировать учебную нагрузку учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

  • Улучшить условия для развития ребенка;

  • Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

  • Научить приемам исполнительского мастерства;

  • Научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

  • научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

Общая характеристика учебного курса

Проблема организации внеурочной деятельности учащихся является актуальной на любом этапе школьного образования, но особое значение она приобретает на его начальной ступени.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования организации внеурочной деятельности учащихся уделяется особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Воспитание не должно быть сведено к проведению мероприятий, отделено от деятельности ребенка в школе, семье, в группе одноклассников, от социального окружения, от получения важной информации и жизненных навыков. Воспитание не должно быть изолировано от мира взрослых, мира старших детей, а должно проходить в совместной деятельности детей и взрослых, детей с детьми (сверстниками, подростками).

Каждый день работы в школе таит для нас много интересного, необычного, неопознанного, неожиданного.

Негативные жизненные наблюдения, неуважение к старшим, незнание истории семьи, родного города, своей страны придают этому направлению особую актуальность. Актуальной также является воспитательная работа, дающая возможность научить ребенка сотрудничать со сверстниками и взрослыми, работать в большой и малой группах, быть толерантным к различным мнениям, уметь слушать и слышать, свободно излагать свою точку зрения.

Важным толчком для создания данной программы стало участие в апробации ФГОС НОО на базе нашей школы, что позволило разработать программу внеурочной деятельности, направленную на становление основ гражданской идентичности и формирование мировоззрения обучающихся, их духовно-нравственное развитие и воспитание, принятие ими национальных ценностей.

Программа внеурочной деятельности разработана с целью познания окружающего мира, познания своей малой Родины. Земля, люди, их труд, праздники и обычаи, природа, космос, произведения различных искусств – все является предметом для изучения. Научные факты и вымысел равно достойны внимания.

Очевидны и преимущества внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

Внеурочная деятельность направлена на формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

Главное при этом – осуществить взаимосвязь и приемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

В основу примерной программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

Единство и цельность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;

Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Данная программа построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства со всеми сферами жизни человека.

Программа состоит из четырех частей:

рисунок, живопись, композиция, скульптура,

в которых в интересной и доступной определенному возрасту школьников рассказывается об основах художественного изображения и предлагаются сведения об истории русского, татарского и зарубежного изобразительного искусства с древнейших времен и до наших дней.

Занятия по этой программе построены от простого к сложному, через изучение, повторение, закрепление, используя различную технику выполнения многообразными художественными материалами, воспитывают эстетический вкус ребенка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребенку их отыскать, понять достоинство своего рисунка, пробудить в ребенке любовь, желание, уважение к рисованию, научить его гордиться своими маленькими успехами.

В основу ФГОС НОО положен системно-деятельностный подход, который педагогу необходимо учитывать при отборе методов обучения и воспитания.


Классификация методов обучения и воспитания на деятельностной основе

Основные группы методов

Подгруппы методов

Отдельные методы

1. Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности.

1. Перцептивные (передача и восприятие информации).

2.Логические (организация и осуществление мыслительных операций).

3. Гностические (по характеру познавательной деятельности).

4.Самоуправление учебно-познавательной деятельностью

Словесные, наглядные, практические.

Индуктивные, дедуктивные, анализ, обобщение, систематизация и д.р.

Информационно-рецептивные, инструктивно-продуктивные, проблемные, поисковые. Работа под руководством педагога, дозированная помощь, самостоятельная работа.

2. Мотивация и стимулирование.

1. Эмоциональное стимулирование.

2. Формирование познавательного интереса.

3. Формирование долга и ответственности.

Создание ситуаций успеха.

Постановка системы перспектив.

Создание ситуаций творческого поиска.

Выстраивание игрового, приключенческого сюжета.

Выбор социальной значимости конечного продукта.

Формирование понимания личностной значимости учения (для будущей жизни).

Предъявление учебных требований.

3. Контроль и коррекция.

1. Экспертный контроль и коррекция.

2. Взаимный контроль и коррекция.

3. Самостоятельный контроль и коррекция.

Устный, письменный, машинный.

Взаимопроверка, рецензия, осмотр знаний.

Рефлексия деятельности, самопроверка, самооценка.

4.

Взаимодействие

1.Освоение правил общения.

2. Методы взаимных заданий.

3. Работа во временных группах.

4. Ситуация совместных переживаний.

5. Выбор ответственных консультантов.

Мозговой штурм.

Психологические упражнения.

Проектная деятельность учащихся

Реализовать творческие и исследовательские способности учащихся, повысить мотивацию и эффективность учебной деятельности позволяет метод проектов. Проектная деятельность стимулирует интерес школьников как к индивидуальным, так и коллективным формам работы.

В структуру учебного проекта входят следующие компоненты;

  • Анализ актуальности проводимой работы;

  • Выбор цели, формулирование задач;

  • Выбор средств и методов для реализации целей и задач;

  • Планирование, определение последовательности и сроков работы;

  • Проведение проектных работ;

  • Оформление и представление результатов.

Создание проекта направлено на получение определенного продукта. Примером продукта проектных работ, создаваемых на занятиях изобразительного искусства в школе, могут быть разработка и изготовление декоративных или дизайнерских изделий или разработка компьютерных учебных пособий (мультимедийные презентации и т.п.). В то же время проектная деятельность учащихся ориентирована не только на получение продукта предметных результатов деятельности, но и в первую очередь на личностное развитие школьников. Представление результатов проектной деятельности формирует у учащихся такие универсальные учебные действия, как умение структурировать материал, обсуждать, объяснять, доказывать, планировать выступление, вести диалог, и т.д..

место учебного курса в учебном плане:

Учебная программа художественно-эстетического направления разработана для 5-8 классов.

На изучение курса отводится 1 час в неделю, всего на курс 35 часов

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса;

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • развитие этических чувств, доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания сопереживания чувствам других людей

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты

характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • формирование умения понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов

Предметные результаты

характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.)

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Для определения эффективности внеурочной деятельности может быть использована мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности.



п/п

Критерии (результаты)

Показатели

Инструментарий (диагностические средства)

год реализации программы

сроки проведения

1

Личностные













2

Метапредметные













3

Предметные













При заполнении таблицы следует обратить внимание на следующие позиции:

  • критерии выбираются из перечня планируемых результатов ФГОС НОО;

  • показатели конкретизируются на двух уровнях – прогнозируемом воспитательном результате и прогнозируемом

воспитательном эффекте;

  • диагностический инструментарий определения результатов освоения программы внеурочной деятельности и сроки проведения процедур могут быть установлены в соответствии с общешкольными диагностическими мероприятиями, в рамках которых определяется уровень личностных и метапредметных результатов;

  • колонка «Год реализации программы» включается в том случае, если программа внеурочной деятельности реализуется в течении нескольких лет.

«Карточка достижений» заполняется ребенком самостоятельно в конце каждого урока.

Ф.И.О. ученика

понравился ли тебе урок?

Что нового ты узнал, (какие знания получил на уроке)?

Понравился ли тебе урок, практическая часть урока?

Какие полученные знания ты можешь использовать в жизни?

Чтобы ты изменил, привнес в урок?

Как я сегодня работал на уроке (самооценка)?






















На заполнение карточки уходит 2 минуты. После заполнения этой карты очень легко сам ребенок сможет обнаружить свои пробелы в работе. Например, когда обсуждается в конце урока вся деятельность класса, необязательно всем выступать публично. Самые смелые подытоживают свою деятельность самостоятельно. К примеру, Алена М. не успела выполнить задание, она сама себе ответила тем, что вначале урока не слушала учителя, много отвлекалась, не очень поняла задание, в результате такой результат. Таким образом пытаемся подвести ребенка к тому, чтобы каждый урок, каждое задание были значимыми, были приняты личностью.

Содержание учебного курса



п/п

темы, разделы

содержание

количество часов

1

2

3

4

1

Школа лепки.

История, которую рассказали умелые ручки. (2 часа).

История развития керамики (гончарного круга).

1

Меры предосторожности при работе с глиной. Организация рабочего места. Этапы уборки рабочего места. Материалы, инструменты, приспособления. Формовка. Сушка и усадка

1

2


Техника моделирования. Работа с глиной. (13 часов).

Виды глин и их свойства. Подготовка глины к работе

1

Техника шара

1

Техника валика

1

Изделия цилиндрической формы

2

Другие приемы работы с глиняной формой.

Изготовление декоративных дисков цилиндрической формы

2


Техника декорирования.

2

Гравировка.

2

Рельефные изделия

2

Плоские изделия с орнаментом.

2

3

В гостях у гончаров.

Гончарный круг (21 час)

Искусство центровки глины на круге.Создание конуса на гончарном круге

2

Вытягивание стенок сосудов, расширение и сужение

2

Изготовление стакана, конусообразной и расширяющейся кверху вазы

2

Обтачивание донышка изделий, изготовленных ранее.

2

Изготовление чашек и кувшинов на гончарном круге.

Предлагается вытянуть на круге горшочек.

2

Декорирование гончарных изделий при помощи инструментов на круге, процарапывание (сграффито), использование печатей и дыроколов.

1

Изготовление плоских изделий блюдец и тарелок..

2

Вытягивание на круге высокой вазы из нескольких частей, цветочного горшка.

2

Вытягивание колокольчиков.

2

Особенности подготовки глины к работе.Особенности сушки глиняных изделий.

Обжиг глиняных изделий

2

Формование изделия в гипсовых формах с последующей росписью- Фляндровка

2

Итого: 35 часов

Используемые педагогические технологии:

  • уровневая дифференциация,

  • коллективные способы обучения,

  • проектные технологии,

  • технологии развивающего обучения.

Виды контроля:

  • текущий (в форме проверочных работ, подготовки сообщений, анализа материалов СМИ)

  • тематический (в форме творческих заданий, защиты мини- проектов, тематического тестирования),

  • итоговый (в форме защиты мини-проектов, итогового тестирования.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу изучаемого курса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы:

Обучающие должны знать/понимать:

  • Способы художественного выражения действительности: изобразительный, декоративный, конструктивный

  • Обучающие должны уметь:

  • Различать основные и составные цвета;

  • Узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;

  • Сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

  • Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, фломастеры, акварель, бумагу);

  • Применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи, скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);

  • В декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1Программа

2.примерные программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления линия учебников: 1-4 классы под редакцией В.А. Горского, 2-е издание, Москва. «Просвещение» 2011.

Методические пособия:

3. Неменский Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству, 1 -4 классы: пособие для учителя Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева. – Москва, Просвещение, 2010 год

Электронные пособия:

DVD – фильмы: виды изобразительного искусства (пластические искусства) памятники архитектуры Росси и мира; по стилям и направлениям в искусстве; по народным промыслам; по декоративно-прикладному искусству; по творчеству художников жанры изобразительного искусства.

Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (CD)

Познавательная коллекция. Энциклопедия (CD)

Живопись акварелью. Базовый уровень (DVD)

Овощи, Фрукты. Наглядно-дидактический материал. (CD) Волгоград, Учитель, 2010 год

Интернет ресурс:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://moikompas.ru/tags/piastilin

http://art.thelib.ru/culnure/piktures/isrusstvo_yaponii.html

http://www.orientvuseum.ru/art

http://www.vasnecov.ru

Литература

1.Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий. – М.: Высшая школа. 1979.

2.Буббико Дж., Круус Х. Керамика: техники, материалы, изделия. Пер с итал. – изд. «Ниола-Пресс». 2006.

3.Борев Ю.Б. Художественное направление в искусстве 20 века: борьба реализма и модернизма. – Киев. 1986.

4.Некрасова М.А., Современное народное творчество (по материалам выставок 1977-78г.). – Л. 1980.

5.Алексеева В.В. Что такое искусство / В.В. Алексеева. – М., 1991.

Дополнительные пособия для учителя:

6.Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приемам художественно-творческой деятельности. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2008.

7.Изобразительное искусство и художественный труд» Система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М. Неменского. Сост. А.Г. Александрова, Н.В. Капустина. – Волгоград: учитель, 2006 г.

8.Изобразительное искусство 1-4 классы: упражнения, задания, тесты. О.В. Свиридова. Волгоград : Учитель, 2009 год.

9.Ильченко М. Методическое пособие по городецкой росписи. М. Ильченко М. : ИД «Грааль», 2002 г.

10.Неменский Б.М. «Педагогика искусства» Москва, Просвещение, 2007 год

11.Азбука народных промыслов. 1-4 классы : дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии. И.А. Хапилина. Волгоград: Учитель, 2010 год.

Наглядные средства обучения

(карты, альбомы, таблицы)

Портреты русских и зарубежных художников

Таблицы по цветоведению,

Таблицы по декоративно-прикладному искусств

Таблицы по изображению построения орнамента,

Схемы по правилам рисования предметов,

Схемы по правилам рисования растений, деревьев

Схемы по правилам рисования животных, птиц;

Схемы по правилам рисования человека

Технические средства обучения

Компьютер,

телевизор LG с диагональю не менее 72 см,

видео магнитофон,

слайд-проектор

Учебно-практическое оборудование

Основные инструменты: Оборудование и материалы для работы с керамикой:

Традиционная красная глина PF. Sio 2. Производитель Испания.

Черная глина с оксидом марганца. Sio 2 Испания

Белая глина с шамотом Sio 2 Испания.

Глазурь прозрачная PR-1430. Prodesco Испания.

Ангобы цветные в ассортименте. Производитель Германия.

Пигменты цветные в ассортименте. Производитель Испания.


плоские деревянные стеки разных форм; стеки-петли для моделирования и полировки, деревянная скалка, шаблоны (рейки);

ткань (несколько кусков), пульверизатор для поддерживания уровня влажности пласта;

поролоновые губки;

шликер - жидкая глина, необходимая для соединения деталей в изделии,

кисти щетинные разной величины и форм, кисти беличьи;

турнетки или малый гончарный круг;

гипсовые штампы, отлитые раньше;

картонные цилиндры, разных диаметров;

шлифовальная бумага или алюминиевое волокно;

глазури, таз для окунания или аэрограф.

Шаблоны, в данном случае картонные цилиндры и штампы, нужно готовить с учетом того, что при сушке и обжиге изделие уменьшается по высоте и в диаметре. Если важны размеры готового изделия, нужно шаблон увеличить в размере.

Доска маркерная с магнитной поверхностью

Комплекты резцов для линогравюры

Краски акварельные

Краски гуашевые

Тушь, Восковые мелки, Пастель, Сангина, Уголь

Кисти беличьи № 5, 10, 20;

Емкости для воды, Стеки (набор);

Пластилин, Глина,

Клей

Ручки с перьями

Бумага Аз, А4 Бумага цветная Фломастеры

Ножницы Модели и натурный фонд Муляжи фруктов,

овощей Гербарии

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Гипсовые геометрические тела Гипсовые орнаменты Керамические изделия Драпировки Предметы быта (кофейники, бидоны, вазы, самовар ит.д.)

Игры и игрушки Конструкторы. Театральные куклы, маски.

Специализированная учебная мебель

Гончарный круг

Мольберты рисовальные на каждого ученика, стулья,

Подставки для художественных принадлежностей. Мебель для хранения таблиц и плакаты

Направленность дополнительной образовательной программы «Гончарное дело. Художественная обработка глины»

Гончарное дело – очень древнее и вечно юное искусство. Занятия гончарством помогают художественно-эстетическому воспитанию. Никогда не выходят из моды уникальные рукотворные предметы сделанные своими руками.. Зная основные способы работы с глиной на гончарном круге можно приобщиться к интересному и полезному делу, реализовать свой творческий потенциал и подготовиться к сознательному выбору будущей профессии. Программа «Гончарное дело. Художественная обработка глины» способствует развитию творческой личности подростка, ее самореализации и самосовершенствованию.

Актуальность программы.

Программа «Гончарное дело.Художественная обработка глины» позволяет детям не только познакомиться с технологиями работы глиной, но и художественными традициями в этой области искусства, а также и реализовать свои индивидуальные образовательные и творческие художественно-эстетические потребности. Занятия глиной способствуют формированию и развитию духовного мира ребенка, поддержанию интереса к художественной деятельности, расширению кругозора и формированию нравственных принципов. Работа глиной развивают мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер; совершенствуют личностные качества – абстрактное мышление, художественный вкус, расширяют и углубляют кругозор.

Новизна программы.

Новизна программы в том, что в результате ее освоения повышается не только уровень общей осведомленности и познавательной активности, самооценки и межличностных отношений, творческого развития ребенка в целом, но и активизируется социально – ориентированная деятельность, его

профессионально творческий потенциал как комплекс социально-значимых личностных качеств, способствующих профессиональному самоопределению в условиях конкуренции рынка труда.

Педагогическая целесообразность.

Организация педагогического процесса предполагает создание для воспитанников такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса.

Основными формами образовательного процесса являются: практическое учебное занятие, экскурсия, выставка (посещение и участие).

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (ученику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема), групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной работы), коллективное выполнение экспонатов выставки.

Исходя из психофизиологических особенностей учащихся, были отобраны методы и формы работы, которые отвечают принципам развивающей педагогики:

освоение знаний, умений и навыков идет с помощью активизации эмоциональной сферы – интереса, вызванного желанием освоить технологию понравившегося изделия;

нацеленность на конечный результат – изделие, позволяет мобилизоваться, сконцентрировать усилия, развивать способность к самостоятельности;

построение обучения от простого к сложному, что способствует созданию для каждого учащегося ситуации успеха; использование проблемного обучения, подразумевающего творческое индивидуальное решение посильных художественных задач.

От начала до конца обучения доля самостоятельной работы увеличивается, а роль педагога меняется от обучающей к помогающей. Соответственно, и практические работы меняются от выполнения упражнений по образцу к выполнению самостоятельных работ и к творческой самостоятельной деятельности. Таким образом, контроль педагога необходим только на стадии репродуктивного уровня, когда оттачиваются умения, закрепляются основные знания. На стадии же творческих занятий контроль педагога становится неуместным и должен перейти в наблюдение. По мере необходимости проводятся консультации, обсуждения, советы, которые легче всего организовать во время итоговых занятий, выставок или конкурсов. Выставочная работа организуется по результатам работы, когда накапливается необходимое количество экспозиционного материала. Все работы отбираются с согласия авторов.

Результативность освоения программы – индивидуального образовательного маршрута – оценивается как на уровне знаний и умений, так и личностной характеристики учащегося.

Программа «Гончарное дело. Художественная обработка глины» включает в себя изучение и овладение технологическими художественными приемами работы на гончарном круге.

Цель программы - создание необходимых условий для развития творческих способностей детей посредством приобщения их к художественной росписи по ткани – одному из видов декоративно-прикладного творчества, обеспечение законного права детей на дополнительное образование и самоопределение в выборе творческой деятельности и возможности глубокой ориентации в прикладных искусствах и профессиях, связанных с гончарным ремесленничеством .

Программа позволяет решить следующие задачи:

Обучающие

вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать у них практические навыки и умения, основы работы с глиной на гончарном круге.

развить в ребенке способности, необходимые для художественно-ремесленнической деятельности и дальнейшего выбора направления обучения и подготовки для дальнейшего обучения в средних и высших учебных заведениях художественно-педагогического и художественно-дизайнерского профиля.

Развивающие

приобщить детей и подростков к народному искусству;

реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление.

Воспитывающие

воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;

формировать у детей соответствующую социальную позицию.

Отличительная особенность данной образовательной программы.

Программа «Гончарное дело. Художественная обработка глины» ориентирована на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его образа мира, развитие мотивации и способностей.

Форма занятий – групповая.

Учащийся освоит основы различных приемов изготовления изделий на гончарном круге начиная с простейших приемов и с последующим усложнением; познакомится с материалами и специальными инструментами

Учащийся освоит приемы выражения своего замысла с помощью наброска и рисунка. Освоит виды декоративно-прикладного творчества

Формы подведения итогов.

Учащиеся имеют возможность самореализоваться на трех уровнях:

1 уровень – в творческом объединении (показ, обсуждение работ);

2 уровень – внутри учреждения (конкурсы, авторские выставки);

3 уровень –участие во всероссийских, районных, городских выставках.

Содержание:

Изучение истории мировой культуры непременно начинается с изучения

археологической керамики. Огромно значение глины как материала, сопровождавшего развитие цивилизаций. Керамические изделия не перестают быть актуальными и в наши дни: строительство, медицина, косметология, предметы быта. С появлением новых материалов керамика по-прежнему занимает достойное место в жизни современного человека. Существуют производства, в которых до сих пор керамические детали незаменимы никакими другими материалами.

Благодаря своим свойствам, глина представляет огромные возможности для творчества и самовыражения. Поэтому лепка из глины - одно из любимых человеком видов художественного творчества.
  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Гончарное дело. Художественная обработка глины» для 5-8 абвг класса (базовый уровень 35 часов, 1 час в неделю) iconРабочая программа предмета «Английский язык» для 5 класса на 2011-2012...
Тематическое планирование рассчитано на 140 часов из расчёта 4 часа в неделю, из них 35 часов (1 час в неделю) выделен на расширение...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Гончарное дело. Художественная обработка глины» для 5-8 абвг класса (базовый уровень 35 часов, 1 час в неделю) iconРабочая программа по литературному чтению для 4 б класса Антипиной Ольги Витальевны
Федеральными государственными образовательными стандартами. Данная программа рассчитана для учащихся 4 б класса. Программа «Литературное...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Гончарное дело. Художественная обработка глины» для 5-8 абвг класса (базовый уровень 35 часов, 1 час в неделю) iconРабочая программа по географии для 10 класса (базовый уровень) Программа разработана на основе
Программа разработана на основе авторской программы к учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Гончарное дело. Художественная обработка глины» для 5-8 абвг класса (базовый уровень 35 часов, 1 час в неделю) iconРабочая программа по географии для 9 класса на 2014 2015 гг
Количество часов: всего – 68 часов, в неделю – 2 часа; практических работ – 23, из них оценочных – 13

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Гончарное дело. Художественная обработка глины» для 5-8 абвг класса (базовый уровень 35 часов, 1 час в неделю) iconРабочая программа подготовки к егэ по обществознанию для 11 класса...
Л. Ф. Иванова, А, Ю. Лазебникова (учебное издание «Программы общеобразовательных учреждений. История, обществознание. 10-11 классы»,...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Гончарное дело. Художественная обработка глины» для 5-8 абвг класса (базовый уровень 35 часов, 1 час в неделю) iconРабочая программа по предмету «Английский язык» для 9 класса
М. З. Биболетовой, Н. Н. Турбаневой (Программа курса английского языка к умк «EnjoyEnglish» для учащихся 2-11 классов общеобразовательных...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Гончарное дело. Художественная обработка глины» для 5-8 абвг класса (базовый уровень 35 часов, 1 час в неделю) iconРабочая программа по английскому языку базовый уровень 7 класс
Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 7 класса на 2016 – 2017 учебный год составлена на основе

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Гончарное дело. Художественная обработка глины» для 5-8 абвг класса (базовый уровень 35 часов, 1 час в неделю) iconРабочая программа по английскому языку для 8 класса базовый (первый) уровень
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта (основного) общего образования на...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Гончарное дело. Художественная обработка глины» для 5-8 абвг класса (базовый уровень 35 часов, 1 час в неделю) iconПрограмма надпредметного курса «Экология человека. Культура здоровья»...
«Экология человека. Культура здоровья» предназначена для обучающихся 5-6 классов, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Программа...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Гончарное дело. Художественная обработка глины» для 5-8 абвг класса (базовый уровень 35 часов, 1 час в неделю) iconПояснительная записка к тематическому планированию по английскому языку для 9- а класса
Рабочая программа по английскому языку для 9 а класса (базовый уровень) составлена на основе следующих нормативных документов и методических...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск