Рабочая программа по внеурочной деятельности моя малая родина


Скачать 483.19 Kb.
НазваниеРабочая программа по внеурочной деятельности моя малая родина
страница1/3
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3




«Рекомендовано»

Руководитель МО

______ Серова Е.А.

Протокол №____

от «___»__________20___г.


«Согласовано»

ЗД по УВР МКОУ СОШ №2

р.п. Новая Майна

_________Хайбуллова Г.И.

«___» ___________20___г.


«Утверждено»

Директор МКОУ СОШ №2 р.п. Новая Майна

___________ И.В.Макарова

Приказ №______

от «___» __________20___г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Моя малая родина
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

________________________________________________

(наименование курса)

1 год

(срок реализации программы)

10 лет

(возраст обучающихся)


Савдерова Н. И (Ф.И.О. учителя, составителя)
Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № ____

от «___» ________20 __г.

2015 - 2016 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению для младших школьников «Моя малая родина».


Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ№4, методического конструктора “Внеурочная деятельность школьников” (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва “Просвещение”, 2010 г.) и “Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)” под редакцией В. А. Горского, Москва “Просвещение”, 2011 г. К программе прилагаются разработанные методики оценки творческой и исполнительской активности, система самооценки учащегося, критерии оценки достижений учащихся - портфолио, теоретические основы проектной деятельности и критерии её оценивания, методические рекомендации по исследовательской работе в начальной школе..

По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической, и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле; при этом используются возможности различных видов внеурочной деятельности.

В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся начальной школы, учителей начальных классов и истории, педагогов дополнительного образования, родителей учащихся и социальных партнёров общеобразовательного учреждения.

Данная программа актуальна в современное время. Российский академик Д. С. Лихачёв верно отметил, что только “любовь    к  родному  краю,   знание    его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности по историческому краеведению обусловлена следующими факторами:

  • недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению Мелекесского района, Новой Майны для учащихся начальной школы;

  • не систематизирована работа по изучению истории, культуры, обычаев и традиций своей малой Родины и её природы (нецелесообразно ограничиваться рассказом, беседой, показом, “разовыми” экскурсиями в музей);

  • недостаточно скоординирована совместная историко-краеведческая деятельность школы с музеями, библиотеками поселка.

Данная рабочая программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие самих школьников в процессе её приобретения. . Ведь краеведческая программа будет реализована лишь в том случае, если ребенок научится способам исследовательской деятельности, умению работать в группе. Поэтому в основе реализации программы «Моя малая родина» лежит системно-деятельностный подход, который осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности младших школьников. Проектно-исследовательская работа, помогает ребенку сформировать у него учебную мотивацию, способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития. А это уже способствует выходу на заданный образовательный результат, т.е. способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. А также это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение их социализации в обществе. Проектно-исследовательская работа ценна тем, что помогает ребёнку в освоении различных видов УУД.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо – туристские технологии, проектные технологии.

. Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности краеведческой деятельности школьников в начальной и средней школе.

Цели реализации программы: формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.

Содержание предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

  • формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;

  • прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;

Развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:

  • способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;

  • расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

Воспитательные:

  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям города;

  • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

  • содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих принципах:

  • Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;

  • Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;

  • Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;

  • Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;

  • Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;

  • Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и “выведение” школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников.

  • Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение - процесс формирования личностью собственного осмыслённого и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.

Построение и изучение материала выстраивается на основе принципов:

  • концентризма

  • маятника

  • спирали

  • связи с общественными событиями

Концентры определяются возрастными особенностями и целями краеведческих программ. Принцип концентризма предполагает изучение краеведения по концентрам – своеобразным кругам знаний.

«Важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы концентров, но и, главное, понимали необходимость единства, интеграции концентров, «прозрачность» их границ, возможность и необходимость постоянного, систематического перехода из одного «круга знаний» в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далёким, возвращение от далёкого к более близкому…

Так, например, изучая свою родословную, учащиеся связывают ее с историей своего села, города, края, возможно, страны. И, наоборот, знакомясь с историей государства, республики, края, области, они возвращаются к фактам истории родного села, города, семьи. Такой принцип организации краеведно-познавательной деятельности учащихся можно назвать «принципом маятника (или челнока)». Правильно утверждение: важно через микроисторию осветить макроисторию и, наоборот, на фоне макроистории показать историю края».(Сейненский А. Е. Родной край: история, традиции и современность. – М.:Педагогическое общество России,2009.- С.16 - 17.)

Принцип «спирали» реализуется, когда обучающиеся возвращаются к теме из года в год по восходящей, таким образом, углубляя свои познания, расширяя круг привлекаемых источников, учатся применять более сложные приемы и методы исследования.

Изучение тем краеведения в тесной связи с общественно важными событиями, календарными праздниками повышает социальную значимость деятельности.

Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, т.е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы потребуется глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей.

Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7 – 11 лет в течение трех лет обучения. Предусмотренные программой занятия проводятся как на базе одного отдельно взятого класса, так и в группах при участии учащихся шефствующего класса, социальных партнёров, родителей учащихся. На изучение программы выделено 306 часов на 3 года обучения, каждый из которых предполагает организацию определённого направления историко – краеведческой работы и преемственность обучения. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 2 часа в неделю продолжительностью 35–45 минут

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – партнерами школы: поселковым Музеем Боевой и Трудовой Славы, Димитровградским краеведческим музеем.

Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, , , написание очерков и статей в школьную газету, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник, “круглые столы”Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях города и на открытом пространстве. Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности.

Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) - 2 класс.

Элементарные социальные знания школьники получают уже тогда, когда только начинают осваивать историческую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 3 класс. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Они имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе и опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.

Программа ценна тем, что создает условия для успешной реализации задач ФГОС НОО (Второго поколения) и помогает ребенку в освоении различных видов УУД

Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

В результате обучения по программе «Моя малая родина» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

  • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

  • эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

  • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

  • выражать речь в устной и письменной форме;

  • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

1 уровень (2класс):

  • оценка достижений обучающихся (портфолио) происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый “портфель достижений” обучающего входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы;

  • создание исследовательских мини – проектов совместно с учащимися – шефами;

2 уровень (3 класс):

  • оценка достижений обучающихся (портфолио);

  • создание и защита собственных проектов;

  • создание и защита презентаций – представлений по изученной теме;

3 уровень:

  • участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, городского, всероссийского уровня;

  • представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото и видеоматериалов в школьный музей;

  • составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;

  • создание и защита собственного проекта;

  • создание презентаций - представлений по изученной теме;

  • организация и проведение конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;

  • участие в конференциях и конкурсах городского, регионального, всероссийского уровней.



Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:

Личностные действия: Выпускник научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Поволжья, чувства сопричастности и гордости за свой край.

  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;

  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Ульяновской области;

  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;

  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:

Выпускник научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • узнавать символику Ульяновской области, Мелекесского района, города;

  • описывать достопримечательности Ульяновска, Димитровграда и родного края;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Ульяновской области и атласом;

  • работать с атласом, глобусом и картой;

  • находить на карте свой регион и его главный город;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении;

  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;

  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;

  • создания и защиты собственного проекта;

  • создания презентаций - представлений по изученной теме;

  • конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;

  • участия в конференциях разного уровня.

Содержание программы «Моя малая родина»

Содержание краеведческого образования является существенным элементом системы общего образования, которое обладает уникальными возможностями в воздействии на личность школьника. Оно способствует формированию системы знаний о культурных ценностях, потенциале среды жизнедеятельности, умений применять их на практике, что в конечном итоге помогает подрастающему поколению учиться полно жить в настоящем, ценить его, выявлять в окружающей действительности светлые и добрые начала.

Весь материал разбит на концентры. Каждый концентр поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями обучающихся начальной школы.

Концентр «Я и моя семья»

Задачи:

- пробудить интерес к своей родословной;

- расширить представления о связи времен;

- углубить представления об именах и фамилиях, их происхождении и значении;

- пробудить чувство гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому и настоящему нашей Родины.

Концентр «Я и мой город»

Задачи:

- обогатить понятие «город» историко-культурным содержанием;

- создать условия для практической ориентации в окружающем пространстве – городе; микрорайоне;

- наполнить понятие «улица» культурологическим содержанием, способствующим выработке личного отношения к ней, как своеобразному продолжению собственного дома, как к общему достоянию.

Концентр «Я и мой край»

Задачи:

- пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие;

- учить видеть прекрасное вокруг себя.

Концентр «Я и мое Отечество»

Задачи:

- формировать патриотическое отношение к Родине;

- содействовать осознанию себя россиянином;

- создать условия для осознания своей принадлежности к национальной культуре и нераздельности национальных культур;

- Содействовать осознанию неразрывной связи истории и развития города и края с историей и развитием всего нашего государства.

Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется  материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Содержание программы

Введение 1ч:

Введение (1ч) Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследование края.
Концентр «Я и моя семья» - 46 ч.

2 класс – 14ч.

Профессии моих родителей. Дать задание учащимся выяснить, кем работают их родители, узнать профессии бабушек и дедушек. Творческие конкурсы — «Старая фотография рассказала…», «Моя семья». Совместная подготовка с родителями и проведение мероприятий интеллектуально-творческого направления «Я и моя дружная семья». Круглые столы, «телемосты» с родителями для обсуждения проблем взаимоотношений между взрослыми и детьми, семейные традиции. Подготовка и проведение праздников День матери, 8Марта, День защитника Отечества, конкурсов чтецов Проектная деятельность (сочинения, рисунки, поделки). Праздники «Нашим мамам и бабушкам».
3 класс – 16ч.

«Все профессии важны, все профессии нужны». Рассказы родителей о своей профессии. Экскурсии на производство, где работают родители. Доска Почета в Новой Майне. Знакомство с передовиками производства. Самопознание. Сочинение-рассуждение Темы: «Мой лучший друг», «Какие черты характера я хотел бы воспитать у себя», «Моя мечта». Подготовка и проведение праздников «Папа, мама, я – дружная семья». История моей школы. Устный журнал (групповая проектно-исследовательская работа). Презентации
4 класс – 16ч

«Моя родословная». Проектно-исследовательская работа (индивидуальная). «Старая фотография рассказала…». Защита результатов собственных исследований. Папин день. Спортивные соревнования. Мамин день. Концерт – встреча. Дом, в котором я учусь. Конкурс рисунков, газет о школе. Проектно-исследовательская групповая деятельность. Знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе). Знаменитые выпускники (дети заранее получают творческие задания в группах) поисково — исследовательская работа.
Концентр «Я и мой поселок» - 48 ч

2 класс – 16ч

Мой поселок - Новая Майна: национальный состав, численность. “Дом, в котором я живу или хотел бы жить».Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала. Экскурсия по улицам Новой Майны. Учащиеся знакомятся с названием улиц, расположением домов. Исторические объекты. Рисунки на тему«По улицам моего поселка». Творческая работа «Герб поселка». «История названий улиц поселка». Викторина. Выпуск газет. Проектно-исследовательская индивидуальная деятельность. Знакомство с достопримечательностями. Здания, на которых установлены Мемориальные доски.
3 класс – 16ч.

Что дает мой поселок, мой район стране.

Исторические памятники, Димитровграда. Заочное путешествие. Музейные профессии. Беседы. Экскурсии в школьный музей системы образования Мелекесского района. Знакомство с историей образования в Новой Майне, в Ставропольском уезде. Экскурсия в поселковый музей. Знакомство с историей возникновения Новой Майны в результате слияния двух сел с чувашским и русским населением. Экскурсия в Краеведческий музей г. Димитровграда. Знакомство с историей возникновения Мелекесса. Гордость нашей школы. Достижения школы в области спорта. Выпускники, которые внесли вклад в развитие поселка, края. Доклады.
4 класс – 16ч

Самое интересное место в поселке. Круглый стол. История возникновения двух парков в Новой Майне. Места отдыха жителей поселка. Участие в благоустройстве парков. Встреча с интересными людьми поселка. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством района (села), его предприятиями, их история. . Экскурсии на предприятия. . Встречи с передовиками производства, ветеранами труда. Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о людях труда. Мой поселок в годы революции и гражданской войны. Детский дом в Новой Майне во время ВОВ. Экскурсия по поселку. Знакомство с архитектурными памятниками, в которых размещался детский дом. Тематические экскурсии в школьный музей МСО
Концентр «Я и мой край» - 54 ч

2 класс – 18ч

Природно-климатические условия Поволжья. Погода и климат. Реки в Ульяновской области. Большие и малые реки в Мелекесском районе. Беседа. Викторина. Экскурсия на реку. Озера Ульяновской области. Фауна озер. Рыбы. Водоплавающие птицы. Устный журнал. (Проектная деятельность: подготовка презентаций) Занятия проводятся в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные края, района, занесенные в Красную книгу. Памятники природы района. Объекты природы своего края, района. Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего села; анализ по данным календаря погоды; ; выводы о различиях в климате на территории села, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении) Практические занятия: разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними; а)– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц б)– в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям); в) – операция “Чистый двор”.
3 класс - 18ч.

Храмы поселка, города и области. Заочное путешествие. Посещение храма Казанской Божьей Матери в Новой Майне, храмов в районе и области. Здание памятника - храма. Памятники защитникам Отечества, погибшим в ВОВ, труженикам тыла в Новой Майне. История их открытия Экскурсии в парк, где установлены памятники. Деятельность по благоустройству. План и карта. Изучаем карту Ульяновской области. Административно-территориальное деление Мелекесского района. Практическое занятие. Национальный состав жителей поселка. Наши знаменитости.
4 класс- 18ч

Заочное путешествие по городам Ульяновской области. Символика городов. Красная книга Ульяновской области. Проектно-исследовательская групповая деятельность. Игра-путешествие: «Занимательная география Ульяновской области».

Новая Майна в составе Самарской губернии.

Новая Майна – центр гончарного ремесла в Ставропольском уезде. Экскурсия в поселковый музей в Новой Майне

«Учимся читать послания из прошлого…» (работа с первоисточниками в МСО)

“Наш край богат талантами”. Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край. Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта. Экскурсии — в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков

Культурные традиции народов Поволжья

Концентр «Я и мое Отечество» - 54ч

2 класс – 18ч

«Вставай, страна огромная…» Беседа. Просмотр фильмов, презентаций («На страже Родины» об учителях – ветеранах, выпускниках, избравших военную профессию).

Экскурсия в Краеведческий музей. Тематическая выставка.

«За родную землю, за свой народ…» Встреча с ветеранами ВОВ

Конкурс рисунков «Война глазами детей»
3 класс – 18ч

«Великая Отечественная…». Встреча с ветеранами, тружениками тыла.

Новая Майна в годы Великой Отечественной войны

Просмотр видеофильмов о Великой Отечественной войне: «Дети войны», «Блокадный Ленинград».

Поисковая деятельность; узнать, кто из участников ВОВ или членов их семей проживает рядом. Творческая работа «Расскажи о своем герое».

Экскурсии в школьный музей, поселковый музей.
4 класс – 18ч.

Просмотр фильмов о войне, об узнике концлагеря в Каунасе

«В боях за Родину…», «Новомайнцы на фронтах Великой Отечественной войны». Доклады, презентации. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории поселка (А.А. Кохно, И.Ф.Мельникове, Н. Шутове)

Наши земляки – Герои Советского Союза. Сообщения.

Подвигу жить в веках! Экскурсии, рисунки, газета.

Встречи с ветеранами, тружениками тыла, концерты для ветеранов войны, вдов, членов их семей. Поисковая деятельность

«Орден в твоем доме». Работа с информацией по геральдике. Составление экспозиции «Прадедушкины ордена и медали».

Памятники защитникам Отечества. Заочное путешествие (групповая проектно-исследовательская работа).

  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по внеурочной деятельности моя малая родина iconРабочая программа По внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» составленана основе фгос ноо и...

Рабочая программа по внеурочной деятельности моя малая родина iconРабочая программа по внеурочной деятельности метапредметный учебный курс «Смысловое чтение»
Дополнительная общеобразовательная программа «Смысловое чтение» имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для организации...

Рабочая программа по внеурочной деятельности моя малая родина iconИсследовательская работа «Моя малая родина деревня Клеванцово»
Подрастая, человек начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу, и только взрослея, набираясь опыта...

Рабочая программа по внеурочной деятельности моя малая родина iconРабочая программа внеурочной деятельности по духовно нравственному...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Основы светской этики» составлена на основе авторской...

Рабочая программа по внеурочной деятельности моя малая родина iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Гончарное дело. Художественная...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и дополнительного образования, «Примерной программы по...

Рабочая программа по внеурочной деятельности моя малая родина iconПрограмма изучения исчезнувшего или исчезающего села. 13
Составитель Нерода Т. Ю., учитель истории и обществознания. Руководитель клуба «Малая родина»

Рабочая программа по внеурочной деятельности моя малая родина iconПрограмма курса внеурочной деятельности «Английский язык» (как второй иностранный язык)
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 9

Рабочая программа по внеурочной деятельности моя малая родина iconРабочая программа по внеурочной деятельности курс
Программа разработана на основе Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев,...

Рабочая программа по внеурочной деятельности моя малая родина iconРабочая программа внеурочной деятельности Направление духовно-нравственное...
Предполагаемая результативность курса стр

Рабочая программа по внеурочной деятельности моя малая родина iconРабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск