Пояснительная записка 3 стр. Тематический план первого года обучения Занимательное азбуковедение (развитие речи) 9 стр


НазваниеПояснительная записка 3 стр. Тематический план первого года обучения Занимательное азбуковедение (развитие речи) 9 стр
страница1/15
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Содержание программы:


1.

Пояснительная записка

3 стр.

2.

Тематический план первого года обучения







  • Занимательное АЗБУКОВЕДЕНИЕ (развитие речи)

9 стр.




  • Математические ступеньки (развитие элементарных математических представлений)

10 стр.




  • Мир вокруг нас

12 стр.

3.

Содержание программы первого года обучения







  • Занимательное АЗБУКОВЕДЕНИЕ (развитие речи)

14 стр.




  • Математические ступеньки (развитие элементарных математических представлений)

20 стр.




  • Мир вокруг нас

25 стр.

4.

Тематический план второго года обучения







  • Занимательное АЗБУКОВЕДЕНИЕ (развитие речи)

33 стр.




  • Математические ступеньки (развитие элементарных математических представлений)

34 стр.




  • Мир вокруг нас

36 стр.

5.

Содержание программы второго года обучения







  • Занимательное АЗБУКОВЕДЕНИЕ (развитие речи)

37 стр.




  • Математические ступеньки (развитие элементарных математических представлений)

42 стр.




  • Мир вокруг нас

47 стр.

6.

Методическое обеспечение программы







  • Практические методы

52 стр.




  • Словесные и наглядные методы

53 стр.




  • Игровые методы

54 стр.




  • Методика работы с графическими диктантами

56 стр.




  • Диагностические таблицы

58 стр.




  • Материал к интегрированным занятиям

60 стр.




  • Дополнительный материал к занятиям по окружающему миру

63 стр.




  • Дополнительный материал к занятиям по развитию речи

71 стр.




  • Дополнительный материал к занятиям по формированию элементарных математических представлений

72 стр.

7.

Используемая литература

88 стр.

8.

Рекомендуемая литература для родителей

89 стр.



Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа раннего развития» социально-педагогической направленности разработана в соответствии с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации, с Примерными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования, в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, Уставом и локальными актами МБОУ ДО Дом детского творчества МР Давлекановский район Республики Башкортостан.

Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.

Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, если у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил и требований. Это несоответствие отмечают и школьные учителя.

Психологи выделяют четыре составляющие в готовности ребенка к школе:

  1. Психологическая готовность.

  2. Коммуникативная готовность.

  3. Интеллектуальная готовность.

  4. Физиологическая готовность.

Учет психологических и физиологических особенностей детей старшего школьного возраста на этапе предшкольной подготовки – это нормативный целевой ориентир для педагога в образовательной работе с дошкольниками, определяющий стоящие перед ним задачи развития ребенка:

  1. Психологическое развитие: не обучать базовым школьным предметам, а стараться развивать детей, способствуя вызреванию основных психических структур, специфичных для дошкольного возраста, формировать регуляторные структуры (воспитание и самовоспитание произвольности внимания, воображения, сенсорной культуры, познавательной активности, рефлексии действий и т.д.).

  2. Коммуникативное или социальное развитие: развитие компетентности в сфере отношений к окружающему миру, к себе, включение детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

  3. Интеллектуальное развитие: развитие элементарных логических операций, формирование элементарных количественных и временных представлений; структурирование представлений об окружающем мире; развитие связной речи, фонематического слуха.

  4. Физическое развитие: развитие мелкой моторики, координации и произвольной регуляции движений и двигательных качеств.

Образовательный процесс на этапе предшкольной подготовки включает в себя традиционные виды деятельности, реализуемые в учреждении дополнительного образования детей, направленные на развитие и воспитание детей дошкольного возраста:

  1. сенсорное развитие (развитие представлений о цвете, форме, величине окружающих предметов);

  2. игра (развитие познавательных способностей детей, умений и способов мыслительной деятельности);

  3. конструирование (развитие умений составления плоских узоров по образцам, объемных фигур по схемам, с помощью чертежей).

  4. ознакомление с художественной литературой;

  5. развитие речи;

  6. развитие представлений об окружающем мире и о себе;

  7. изобразительная и творческая деятельность;

  8. ознакомление с пространством;

  9. ознакомление с природой;

10)развитие мелкой моторики;

11)обучение чтению.

Развитие в различных видах деятельности приводит к формированию у дошкольников «школьной зрелости», которая схематично может быть представлена следующим образом:



Цель данной программы заключается в создании педагогических условий для личностного развития и успешной социализации детей, которые не имеют возможности по ряду причин посещать дошкольные учреждения.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

Образовательные:

  • удовлетворение потребностей ребенка и формирование опыта в познавательной и творческой деятельности;

  • обучение навыкам и приемам в работе с учебным материалом;

  • обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе, обществе.

Развивающие:

  • способствовать развитию умений и способов мыслительной деятельности;

основных психических функций и процессов, а именно: мышления, памяти, внимания, воображения, сообразительности.

Воспитательные:

  • воспитание у детей жизненно необходимых навыков, требующихся для их социальной адаптации к условиям изменяющейся действительности;

  • освоение детьми правил и норм общения со сверстниками и взрослыми к условиям изменяющейся действительности;

  • освоение детьми правил и норм общения со сверстниками и взрослыми, предоставление возможности совместного творчества, общения для детей и взрослых;

  • создание климата взаимного доверия, психологической безопасности.

Организация образовательного процесса и технология реализации программы «Школа раннего развития» предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста

Срок реализации образовательной программы – 2 года.

Возраст детей 5-6 лет.

Учебный план:

Первый год обучения (возраст детей 5 лет)

Занимательное АЗБУКОВЕДЕНИЕ (развитие речи) – 2 занятия в неделю.

Математические ступеньки (развитие элементарных математических представлений) – 2 занятия в неделю.

Мир вокруг нас – 2 занятия в неделю.

Итого – 6 занятий в неделю, или 72 занятия в год по каждому блоку.

Всего 216 учебных занятий.

Второй год обучения (возраст детей 6 лет)

Занимательное АЗБУКОВЕДЕНИЕ (развитие речи) – 2 занятия в неделю.

Математические ступеньки (развитие элементарных математических представлений) – 2 занятия в неделю.

Мир вокруг нас – 2 занятия в неделю.

Итого – 6 занятий в неделю, или 72 занятия в год по каждому блоку.

Всего 216 учебных занятий.
Организация образовательного процесса

Образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа раннего развития » организован в форме групповых и индивидуальных занятий. Количественный состав групп выбран не случайно (в группе – 10-12 человек). Из опыта работы как собственного, так и зарубежных педагогов (школа Монтессори, школа Глории Крукс, японская школа и др.) следует, что лучших результатов в работе можно достичь при небольшом количестве детей в группах.

Варьирование нагрузки достигается за счет продолжительности занятий. Благодаря смене видов деятельности, чередованию занятий, дети не успевают устать, увлеченно занимаясь по различным направлениям. Занятия проводятся:

первый год обучения – 2 раза в неделю по 3 занятия (продолжительность одного занятия 25 минут);

второй год обучения – 2 раза в неделю по 3 занятия (продолжительность 1 занятия 25 минут).

Перерыв между занятиями 10 минут. Каждое занятие состоит из теоретической и практической частей. В тематическом планировании по каждому блоку четкое разграничение количества часов на теорию и практику отсутствует из-за возрастных особенностей детей 5-6 летнего возраста. Можно выделить три основные части каждого занятия: разминка, основная и заключительная части.

Целями разминки является создание положительного настроения в группе;

сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу;

тактильное соприкосновение детей друг с другом; развитие положительной самооценки.

Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает основное содержание занятия, в зависимости от темы.

Цель заключительной части – это создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление знаний, полученных на время занятия.

Закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Материал, с которым дети работают, чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, рассуждение, запоминание, внимание и т.д. Предлагая детям эти развивающие занятия, не нужно стремиться научить их в совершенстве все выполнять. Нужно выработать у детей умение общаться, договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя. Занятия должны быть комплексными, т.е. гармонично сочетающие в себе различные виды деятельности: двигательную и речевую разминку, конструирование, сочинение сказок, решение задач с противоречиями и т.п. Особенностью занятий является использование сюжетно-ролевых игр, т.к. все задания «вплетены» в единую историю. Дети перевоплощаются то в мореплавателей, то в песок, то в ежей. Причем, вживание в образ иногда происходит настолько глубоко, что все ответы, реплики ребенок подает из образа. На занятиях большую роль имеет использование системы интегрированного обучения, которая дает возможность освободить время для самостоятельной и игровой деятельности. Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно. Такие занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности, они вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности. В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты: социальные (в том числе, нравственно-этические); эмоционально-чувствительные (включая музыкальные, художественно-эстетические); логико-математические; естественнонаучные (экскурсии).

Диагностика и контроль усвоения образовательной программы.

Используются различные формы диагностики:

  • Игры – тесты;

  • Открытые занятия;

  • Турниры, конкурсы, соревнования;

  • Выставки.

Также на протяжении всего процесса обучения, на каждом занятии, за правильные ответы обучающимся выдаются жетоны - «солнышки».

Таким образом, педагог, посчитав жетоны, определяет глубину усвоенного материала и активность каждого обучающегося, после каждого занятия.

В конце учебного года педагог подсчитывает общее количество полученных жетонов у каждого ребенка. По количеству можно будет определить активность ребенка, его правильные ответы и т.д.
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешную реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивющей программы «Школа раннего развития » дошкольников

  1. Учет психолого-физиологических особенностей детей дошкольного возраста, их жизненного опыта, максимальное удовлетворение познавательных потребностей дошкольника, их развитие.

  2. Свободное, доверительное общение педагога с детьми.

  3. Использование психотерапевтического эффекта групповых занятий, т.е. взаимное позитивное влияние членов группы (коллектива) на развитие личности ребенка, самоуважение и уважение к своим сверстникам, максимальное использование опыта группы в процессе взаимообучения и др.

  4. Создание культурной среды, единого образовательного пространства:

а) создание «Букваря» в виде системы таблиц, кубиков, наглядных и индивидуальных пособий, повышающих познавательную активность;

б) поиск необходимой дополнительной информации, позволяющей поддержать у детей эмоциональный подъем и живой интерес к занятиям.
Психолого-педагогическое обоснование методов обучения дошкольников:

1.Постоянная двигательная активность ребенка (при чтении по таблице и работе со счетом голова ребенка приподнята, рука движется свободно; работа с кубиками – пальчиковая гимнастика).

2.Развитие артикуляции, дикции, чистоты речи при работе с таблицей (пение складовых «песенок») и кубиками.

3.Учение – игра, увлечение, радость.

4.Ребенок в постоянном поиске, имеет право выбора (принцип – «идти от ребенка»).

5.Движение от общего к частному (принцип – «никаких терминов»).

6.Положительная мотивация, ситуация успеха для ребенка.
Образовательный процесс складывается из следующих составляющих:

  • Управляемая педагогом деятельность детей (игра, рисование, лепка, аппликация, работа с кубиками и таблицами и др.);

  • Совместная деятельность взрослого с детьми (игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская деятельность, занятия математикой и физкультурой, развитие речи, восприятие художественной литературы и др.).


Контроль за деятельностью детей осуществляется педагогом в процессе наблюдений за каждым ребенком и оценки его результатов на основе личных бесед с родителями, организации контрольных игровых уроков. Важно при этом освободиться от стандартов и стереотипов школьного обучения, подходить к контролю не только с точки зрения усвоения знаний, умений и навыков и способностей применить их на практике, но и принимая во внимание индивидуальные особенности ребенка.

При контроле за динамикой развития дошкольника необходимо учитывать следующие факторы:


  • Увеличение словарного запаса;

  • Связность речи;

  • Степень усвоения грамматических правил;

  • Уровень логического мышления;

  • Степень активности в игре;

  • Проявление самостоятельности на занятиях;

  • Проявление стойкого интереса к процессу обучения;

  • Умение слушать и слышать (воспринимать учебную задачу);

  • Умение фантазировать, проявлять смекалку;

  • Степень развития координации движения и мелкой моторики.


Программа первого года обучения
Количество обучающихся – 10-12 человек

Предпочтительный возраст – 5 лет

Учебный период – 72 занятия по каждому блоку

Количество занятий в неделю – 2 раза по 3 занятия

Количество часов в занятии – 25 минут
Учебно-тематический план первого года обучения
Занимательное АЗБУКОВЕДЕНИЕ (развитие речи)


N п/п

 

Название раздела, темы

 

Количество занятий

Формы аттестации/

контроля

Тео-рия

Прак-тика

Все-го

1

Мир звуков.

1

1

2

Игра- тест

2

Знакомство с разнообразием слов

1

1

2

Игра- тест

3

Сравнение слов по звучанию

1

1

2

Игра- тест

4

Звуки речи.


1

1

2

Игра- тест

5

Звук [А]. Ударение

Ударение на второй слог

1

1

2

Игра- тест

6

Звук [О]. Предложение.

1

1

2

Игра- тест

7

Звук [У]

1

1

2

Игра- тест

8

Звук [ы]

2

1

3

Игра- тест

9

Звук [Э]

2

1

3

Игра- тест

10

Звук [Л]

1

1

2

Игра- тест

11

Звук [Р]

2

1

3

Игра- тест

12

Звук [М]

2

1

3

Игра- тест

13

Звук [Н]. Дифференциация гласных и согласных звуков.

1

2

3

Игра- тест

14

Звук [йА] . Чтение слогов

1

1

2

Игра- тест

15

Звук [йУ]

1

1

2

Игра- тест

16

Звук [йЭ]


2

1

3

Игра- тест

17

Звук [йО]. Дружные звуки

2

1

3

Игра- тест

18

Звук и буква И

2

1

3

Игра- тест

19

Звуки [Г] и [Гь], [К] и [Кь]

1

1

2

Игра- тест

20

Звуки [Д] и [Дь], [Т] и [Ть]

1

1

2

Игра- тест

21

Звуки [В] и [Вь], [Ф] и [Фь]

1

1

2

Игра- тест

22

Звуки [З] и [Зь], [С] и [Сь]

2

1

3

Игра- тест

23

Звуки [Б] и [Бь], [П] и [Пь]

2

1

3

Игра- тест

24

Звук [Ж] и [Ш].

2

1

3

Игра- тест

25

Звук [Ч] и [Щ]

2

1

3

Игра- тест

26

Звук [х]

1

1

2

Игра- тест

27

Звук [Ц]

1

1

2

Игра- тест

28

Звук [Й]

1

1

2

Игра- тест

29

Мягкий знак Ь

1

-

1

Игра- тест

30

Твердый знак Ъ

1

-

1

Игра- тест

31

Итоговое занятие. В гостях у «АБВГДейки»

1

1

2

Игра- тест

итого

42

30

72



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Пояснительная записка 3 стр. Тематический план первого года обучения Занимательное азбуковедение (развитие речи) 9 стр iconПояснительная записка стр. Первый год обучения Учебно-тематический...
Материально-техническое обеспечение программы стр

Пояснительная записка 3 стр. Тематический план первого года обучения Занимательное азбуковедение (развитие речи) 9 стр iconПояснительная записка 3-4 стр Учебный план 5 стр Годовой календарный...
Практическое овладение технологией и методами работы с персоналом до сих пор остается ключевой проблемой обучения и подготовки как...

Пояснительная записка 3 стр. Тематический план первого года обучения Занимательное азбуковедение (развитие речи) 9 стр icon2010 авансы
Как вернуть переплату, если работнику заплатили лишнее №5, стр. 71; №11, стр. 52; №20, стр. 58; №22, стр. 58

Пояснительная записка 3 стр. Тематический план первого года обучения Занимательное азбуковедение (развитие речи) 9 стр iconРуководство икао по безопасности для защиты га от анв стр. 17 (Doc...
Способы несанкционированной доставки на вс предметов и веществ, запрещенных к перевозке стр. 35

Пояснительная записка 3 стр. Тематический план первого года обучения Занимательное азбуковедение (развитие речи) 9 стр icon1. Пояснительная записка
Тематический план для детей старшего дошкольного возраста (старшая/подготовительная к школе группа)

Пояснительная записка 3 стр. Тематический план первого года обучения Занимательное азбуковедение (развитие речи) 9 стр iconПеречень документов для оформления биометрического загранпаспорта (нового образца), д
Паспорт гражданина Российской Федерации законного представителя + ксерокопия 1 стр., 19 стр., и стр с регистрацией

Пояснительная записка 3 стр. Тематический план первого года обучения Занимательное азбуковедение (развитие речи) 9 стр icon1. Пояснительная записка стр
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №42» (дошкольные группы, ул. Шевченко, 5б)

Пояснительная записка 3 стр. Тематический план первого года обучения Занимательное азбуковедение (развитие речи) 9 стр iconКласс Математика Русский яз. Чтение Окр мир Англ яз. 1 «А» П. Т. С. 31-38
Учебник стр. 110 111, упр. 2, чтение; стр. 109, упр. 1-чтение. Рабочая тетрадь, стр. 27 учить стихи наизусть, стр. 59 песенку учить...

Пояснительная записка 3 стр. Тематический план первого года обучения Занимательное азбуковедение (развитие речи) 9 стр iconПояснительная записка стр. 2
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Пояснительная записка 3 стр. Тематический план первого года обучения Занимательное азбуковедение (развитие речи) 9 стр icon1. Пояснительная записка. Учебно-тематический план
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №23 «Золотой ключик»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск