В. О. Гартиг С. Л. Заболотских


НазваниеВ. О. Гартиг С. Л. Заболотских
страница1/41
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41
Национальный музей Удмуртской Республики имени Кузебая Герда

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОЙ СЕТИ

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Авторский коллектив

А.А.Артамонов

Н.В.Валова

В.О.Гартиг

С.Л.Заболотских

А.Н.Кириллов

Л.Ф.Князева

Н.Г.Копелянская

В.В.Лобанова

О.Г.Лукас

Н.М. Перевертайло

М.Б.Рупасова

Н.И. Синицина

М.Л.Чередниченко

Н.В.Шумилова
Консультанты

В.Ю.Дукельский

А.В.Лебедев



Ижевск - 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение 3

Раздел 1. Обзор зарубежного опыта 7

Великобритания: стратегии развития музейного дела 7

Германия: «реальный федерализм» плюс «немецкое качество» 27

Италия, область Тоскана: опыт европейского региона 44

52

56

Раздел 2. Обзор отечественного опыта 57

Музей как системообразующее предприятие 58

Музей и развитие территории 64

Музей как инструмент повышения качества жизни 72

Удмуртия: опыт российского региона 81

Раздел 3. Ресурсы 87

Проблемы региона как система ориентиров 87

Историко-культурный потенциал территории 90

Коллекционные ресурсы и исследовательская деятельность 97

Управленческие ресурсы 107

Кадровые ресурсы 111

Информационные ресурсы 118

Нормативно-правовая база 119

Общие выводы 125

Раздел 4. Социально-экономический контекст 130

Политическая среда 130

Экономическая среда 132

Социальная среда 134

Музей в системе внешних связей 136

Музей в системе внутренних связей 142

Раздел 5. Музей как субъект культурной политики и социально-экономического развития 148

Музей как фактор развития территории 148

Музей как фактор повышения качества жизни 154

Музей как фактор повышения качества среды 159

Музей как инструмент работы с культурным наследием 161

Музей в системе образовательной деятельности 165

Музей в системе формирования имиджа и инвестиционной привлекательности территории 169

Заключение: модернизация как стратегия развития музейной сети 178


«Если хочешь достичь чего-то грандиозного,

ты должен заставить себя выйти за пределы.

Нужно раскачать себя до состояния гиперактивности.

И ты должен это сделать сам. Никто за тебя это не сделает».

Тони Роббинс

Введение




Что такое современный музей? Сегодня на этот вопрос ответить непросто. Очевидно одно: в ХХI веке музей изменился и стал другим: он более открыт обществу и стремится к диалогу с ним, он хочет и может быть социально ориентированным и социально востребованным. Сохраняя свои традиционные функции сохранения, изучения и предъявления культурного наследия, музеи начинают играть новые для себя роли ведущих субъектов культурной и экономической политики регионов. Они становятся системообразующими или градообразующими предприятиями, выступая как работодатели и посредники в реализации местных товаров и услуг. Музеи инициируют развитие территории, формируя ее имидж, бренды, культурные инициативы, инвестиционную привлекательность. По новому открывают для себя музеи и местные сообщества, видя в них образовательные, просветительские, досуговые центры с широким спектром предложений, ориентированных на разные категории населения. Музей – показатель качества жизни территории.

Но для того, чтобы эти новые функции музея были реализованы в полной мере, должны «сойтись» разные факторы:

- власть должна увидеть в музеях не «черную дыру», куда все время нужно вкладывать деньги, а ресурс развития территории и соответственно возможность пиара своих достижений;

- бизнес должен найти в музейной сфере точки приложения для инвестиционных проектов, сулящих экономическую выгоду и «культурный» имидж компании;

- местное сообщество должно видеть в музее неотъемлемую часть своей жизни, а также место выражения патриотических чувств и амбиций;

- и, наконец, сам музей должен быть готов к диалогу со всеми вышеперечисленными субъектами. А это значит, что необходимо научиться понимать проблемы не только своего учреждения, но и власти, бизнеса, сообщества и понимать, какие из них можно решить, используя возможности музеев.

Удмуртская Республика – в прошлом закрытый военно-промышленный регион – сравнительно недавно (на рубеже ХХ и ХХI в.в.) стала активно предъявлять российскому и мировому сообществу свои культурные ресурсы. Музеи Удмуртии являются активными участниками этого процесса. Проектная активность в выдвижении культурных инициатив и успешность в их реализации даже получила в музейном мире название «феномен Удмуртии». В немалой степени этому «феномену» способствовало проведение в Удмуртии в 2002-2005 г.г. серии проектно-аналитических семинаров: «Информационный менеджмент в культуре» (2002), «Культура: изменения в управлении и управление изменениями» (2003), «Музей и социально ориентированные проекты» (2002), «Стратегия развития музея» (2004) и др.

Семинары проводились сотрудниками Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии, членами Ассоциации менеджеров культуры и преподавателями Московской Высшей школы социальных и экономических наук по инициативе и при поддержке министерства культуры Удмуртской Республики.

Республика Удмуртия стала одним из первых регионов, в котором Ассоциацией менеджеров в сфере культуры в 2003 году проводились исследовательские работы по выявлению и описанию специфики регионального культурного развития и управленческих подходов в сфере культуры. Работы проводились под эгидой республиканского министерства культуры в рамках создания концепции и разработки программы развития культуры Удмуртии. Основным партнером по организации исследовательских работ в регионе выступило общественное некоммерческое учреждение «Творческий центр «Альтернатива». К сожалению разработанный документ, изданный в виде брошюры «Материалы исследования «Культура как ресурс развития Удмуртии», не получил дальнейшего применения и развития в программных документах отрасли.

Проведенные семинары и исследования стали не только мощным образовательным процессом, но и своеобразным катализатором творческой проектной активности музейного сообщества Удмуртии. Музеи Удмуртской Республики активно и успешно используют в своей деятельности проектные технологии. Только в конкурсе фонда В.Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» 13 проектов музеев Удмуртии оказывались в числе победителей (это самый высокий результат конкурса среди регионов).

Реализация проектов, кроме привлечения средств в сферу культуры республики, способствовала профессиональному росту и консолидации музейного сообщества. Но при этом все более очевидной становилась ситуация, при которой инновационные проекты становились яркими событиями культурной жизни региона, но не влекли за собой качественных изменений в культурной политике власти по отношению к музеям. Результаты проектной деятельности лишь в единичных случаях встраивались в программы развития и в сложившуюся систему управления культурой. Систематическое недофинансирование отрасли привело к ее отставанию от сегодняшних профессиональных стандартов. Об этом несоответствии музеев Удмуртии современным ожиданиям посетителя говорили участники регионального заседания ИКОМ (2006г.) и журналисты пресс-тура московских изданий, организованного фондом В.Потанина (2008г.).

Ситуация требовала анализа, осмысления и действия. В 2009 году министерством культуры Удмуртской Республики была поставлена задача Национальному музею Удмуртии, как методическому центру, провести исследование, анализ ситуации и разработать концепцию музейной сети региона. Исследование должно дать ответ на следующие вопросы:

- можно ли говорить о переходе деятельности музейной сети из режима функционирования и воспроизводства в режим развития?

- можно ли считать музеи влиятельной силой в культурной политике региона и его экономической стратегии?

- является ли подобная ситуация характерной только для музеев или это общий «диагноз» культурной политики Удмуртии?

Музейщики Удмуртии подошли к решению этой задачи как к проекту, считая подобную ситуацию характерной не только для Удмуртии, но и для других регионов страны. Заявка на подобное исследование была подана в качестве проекта «Музеи региона: новая волна» на конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире». В конкурсе 2009-2010 г.г. проект стал победителем в авторской номинации.

Главная идея проекта – проведение комплексного регионального исследования возможностей музеев Удмуртии как ресурса развития региона и научное прогнозирование развития музейной сети Удмуртии. Предполагаемое исследование позволит:

  • определить функции современного регионального музея;

  • обозначить место и роль музея в современной политической, социально-экономической системе региона;

  • сделать научный прогноз и определить перспективы развития музеев Удмуртии;

  • предложить схемы и механизмы партнерского взаимодействия государственных и негосударственных музеев республики;

  • предложить модели взаимодействия с властью, бизнесом, местным сообществом.

Исследование, разработка концепции музейной сети и реализация мероприятий проекта осуществлялась командой проекта, в которую вошли сотрудники музеев Удмуртии, республиканского министерства культуры, Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии, Центра по эксплуатации и реставрации объектов культурного наследия Удмуртской Республики.

Команда проектировщиков Удмуртии уже имела опыт совместных исследований. В 2008-2009 г.г. совместно с учеными института социальных коммуникаций Удмуртского государственного университета ими была разработана концепция развития культурно-познавательного туризма в Удмуртии, получившая положительную оценку.

Во время данного исследования проводились экспертные выезды в музеи Удмуртии, анализ ресурсов музеев (источник – статистическая отчетность музеев), социологические опросы посетителей республиканских и муниципальных музеев, экспертные опросы, анализ информационных ресурсов музеев в СМИ и ИНТЕРНЕТ.

Материалы и проблемы исследования были вынесены на обсуждение участников регионального музейного форума. В рамках форума прошли следующие мероприятия:

– цикл лекций сотрудников Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии «Музейная сеть: модели деятельности. Обзор международного и российского опыта»;

– проектно-аналитический семинар «Сетевые проекты как модель деятельности региональных музеев»;

– круглый стол «Региональная музейная сеть: опыт деятельности и стратегия развития»;

– экспертный семинар «Концепция развития музейной сети Удмуртии».

Данное исследование предназначено в первую очередь для музейного сообщества Удмуртии в качестве анализа ситуации и выработки корпоративной стратегии развития. Кроме того, этот документ предназначен для специалистов – руководителей и управленцев в сфере культуры, и всех, кто в своей деятельности связан с региональной культурной политикой, управлением и культурным развитием. Надеемся, что материалы исследования вызовут интерес в сфере бизнеса, ориентированного на повышение инвестиционной привлекательности Удмуртии, заинтересованного в улучшении качества жизни и формировании позитивного имиджа нашего края.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск