Применение методики доводящих карточек для повышения эффективности обучения


Скачать 410.17 Kb.
НазваниеПрименение методики доводящих карточек для повышения эффективности обучения
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3
Применение методики доводящих карточек

для повышения эффективности обучения

Необходимость организации такой деятельности учащихся, в результате осуществления которой происходит понимание, осознавалось с давних времен. Практически все инновации в области педагогики, все новые методики прямым или косвенным образом направлены на организацию понимания школьниками учебного материала.

То обстоятельство, что понимание — процесс, происходящий в сознании школьника и определяемый многими субъективными факторами, позволяет сделать следующие выводы:

— на процесс понимания можно воздействовать только косвенно, создавая условия для его запуска и протекания;

— качество процесса понимания зависит от свойств и характеристик конкретного сознания.

Разработанная в технологии коллективного способа обучения методика доводящих карточек, предназначенная для организации понимания трудных фрагментов учебного материала, может с успехом применяться для рационализации как традиционных учебных занятий, так и различных методических систем.

Какие "пустые места" может заполнить доводящая карточка?

Излагая учебный материал для группы учащихся, учитель не имеет возможности обеспечить адекватное понимание для всех. В цепочке логических переходов появляются "недостающие звенья", которые препятствуют пониманию смысла текста. Выяснив затруднения каждого из тех школьников, которые оказались в группе непонявших, учитель может обеспечить их самостоятельную работу над ликвидацией "пробела" с помощью доводящих карточек. Причем каждый из этих учащихся будет преодолевать свое собственное затруднение.

"Они не могут ни понять с первого урока, ни быстро усвоить", — пишет С.Н. Лысенкова о так называемых слабых учащихся, описывая свой способ организации понимания школьников, связанный с применением "опор". Для уменьшения количества непонимающих с первого раза учеников педагог использует "опорные схемы". Однако "опорные схемы" помогают только "уменьшить количество непонимающих", с которыми затем учитель вынужден работать индивидуально. Использование доводящих карточек для работы с этой группой школьников позволяет организовывать самостоятельное освоение учебного материала, вызывающего затруднения.

"Как подвести ученика к успеху, облегчив его учебный труд? Тут надо подумать о мнемонике, которая и призвана помочь ученической памяти и пониманию. Один из главных ее инструментов — опоры. Зрительные, звуковые, смысловые", — к такому выводу приходит В.Ф. Шаталов.

Виктор Федорович различает понятия "опорный сигнал", "опорный конспект" и "компакт".

Действительно, применение опорного сигнала помогает восстановить в памяти ранее понятую информацию. Но чтобы определенный значок стал для учащегося опорным сигналом, связанная с ним информация должна быть понята школьником. Если же это достаточно сложный фрагмент материала, то возникает необходимость выполнения специальной работы по организации понимания его каждым школьником.

Опорный конспект выстраивается из опорных сигналов, как из кирпичиков. Он помогает учащемуся воспринимать какую-либо тему целостно благодаря тому, что связи между отдельными элементами после расшифровки учителя становятся понятными. Практика показывает, что и после длительной работы с опорным конспектом некоторые "переходы" от одних элементов конспекта к другим для отдельных учащихся так и остаются непонятными. Заполнение данных "пустых мест" можно обеспечить с помощью доводящих карточек.

Проблемное обучение реализуется в том случае, если учителю удается создавать проблемные ситуации, ища выход из которых, школьники осваивают неизвестные ранее знания или способы деятельности. Однако учитель работает одновременно с группой учащихся, каждый из которых имеет определенный запас знаний, отличный от других. Тогда учитель вынужден создавать проблемную ситуацию, ориентируясь на какой-то конкретный "слой" учащихся, чаще всего на "середняков". В этом случае для "сильных" учащихся, которые сразу видят путь решения, и для "слабых", даже не понимающих, что есть проблема, проблемной ситуации не будет. Для полноценной реализации проблемного подхода учитель должен либо создавать проблемную ситуацию для каждого, либо обеспечить всем школьникам одинаковые стартовые возможности, поскольку "главный механизм, обеспечивающий человеку возможность обнаружения нового, ранее неизвестного отношения, свойства, новой смысловой характеристики явления, составляет образование Новой связи. Новое, неизвестное человеку отношение, закономерность раскрываются лишь через установление новых связей с уже известным" [26].

Таким образом, для организации проблемной ситуации для всех (для каждого) надо, чтобы, по крайней мере, "уже известное" для них было одинаково хорошо понятым. Применение методики доводящих карточек позволит уравнять "стартовые возможности" членов учебной группы.

Если говорить о формировании у ученика интереса к предмету, учебному материалу, то стоит вспомнить третий "постулат обучения": "Интерес ученика к изучаемому материалу определяется не содержанием материала, а успешными действиями школьника в процессе освоения этого материала" [44].

"То, что проблемная ситуация — это источник интереса, стало общим местом. Но до сих пор незамеченным остается важный факт: вызывает интерес также и ситуация, противоположная проблемной, т.е. та, где новый материал всем понятен, — говорит B.C. Герасимов. — Интерес, начинающийся с понимания, мотивирует действия, направленные на освоение этой области. Поэтому

он всегда имеет четко выраженную "испытательную" окраску, ибо связан с желанием попробовать самому. Необходимым и достаточным условием возникновения такого желания становится понятность нового материала" [11]. Таким образом, интерес школьника к учебному материалу связан с адекватным пониманием этого материала и, как следствие, с успешностью его действий в процессе освоения.

В любой методической системе обучения есть моменты, когда понимание становится главным условием дальнейшей успешной работы школьника. Применение методики доводящих карточек для обеспечения понимания учащимися трудных фрагментов учебного материала поможет добиться большей эффективности каждого из этих методов.

Психологические обоснования методики

Доводящая карточка — это карточка, которая, управляя мышлением учащегося, приводит его к пониманию смысла текста. Таким образом, доводящая карточка должна каким-то образом провоцировать мышление учащегося на совершение в определенной последовательности различных мыслительных операций.

К основным операциям мышления С.Л. Рубинштейн относит сравнение, анализ, синтез, абстракцию, обобщение. Прежде чем обсудить с этой точки зрения (каким образом работа с карточкой провоцирует совершение определенных мыслительных операций) пример конкретной доводящей карточки, определимся с терминами, обозначающими эти операции.

"Анализ — это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление соответствующих его элементов, частей, моментов, сторон.

Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.

Абстракция — это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета в каком-нибудь отношении существенного и отвлечение от остальных" [52].

Определения, данные операциям сравнения и обобщения, в психологической литературе отличаются не принципиально. Для нашей работы вполне подходят определения, данные Н.Н. Поспеловым: "Сравнение — что мыслительная операция, состоящая в установлении признаков сходства и различия между предметами и явлениями.

Обобщение в его наиболее элементарной форме есть соединение сходных предметов по случайным, общим для них признакам (генерализация)" [48].

Работая с доводящей карточкой, школьник в результате должен понять какое-то обобщение (закон, определение, утверждение и т.д.). Поскольку специфика процесса понимания "связана с активностью субъекта в усвоении новых знаний, вписывании их в накопленные структуры опыта, формирования личностного знания" [14], необходимо создать такие условия, при которых школьник вынужден был действовать сам и у него бы получалось. Особое устройство карточки — определенная последовательность вопросов и заданий, их доступность, однозначность, опора на наиболее вероятный опыт учащегося — обеспечивает требуемые условия. В результате в сознании школьника протекают определенные мыслительные операции, которые способствуют не только пониманию и усвоению знаний, но и усвоению самих приемов усвоения.

Рассмотрим пример конкретной доводящей карточки по русскому языку.



Изобразим на схеме. Вопросы и задания данной карточки можно разделить на 4 группы: I группа — 1-9 вопросы, II — 10-24, III — 25-32 и IV — 33-37. Таким образом, разложение объекта на составные части происходит в двух слоях. В первом слое в результате ответов на вопросы 2 — 7, 10 — 22, 25 — 29, 33 — 36 происходит анализ, а процесс поиска ответов на вопросы 8, 9, 23, 24, 30, 32, 37 обеспечивает протекание операции синтеза.

Во втором слое происходит деление на сами группы, обеспечивающее разложение объекта на более крупные части. Ответ на вопрос 38 обеспечивает синтез второго порядка.

Поиск ответов на вопросы 13 и 16 позволяет осуществлять операцию сравнения, вопросы 19 — 20 — операцию обобщения. Выполнять операцию абстракции ученику приходится на протяжении всей работы с карточкой, поскольку сами понятия прямого и переносного значения слов достаточно абстрактны и все задания направлены на то, чтобы эту абстракцию понять.

Теперь попытаемся обосновать, оправдать, понять данную методику, пользуясь средствами, способами, категориальным аппаратом психологической науки по поводу процесса учения.

Процесс прочного усвоения знаний, центральная часть процесса обучения, включает в себя:

восприятие материала;

осмысливание;

запоминание;

овладение материалом, которое дает возможность
свободно им пользоваться в различных ситуациях [53].

Каждый из этих компонентов сам по себе является процессом.

Таким образом, при организации занятий каждому из этих процессов должно уделяться особое внимание. При этом встречаются некоторые трудности:

— отделить каждый из этих процессов от другого не
возможно, они протекают одновременно, взаимодополняя и качественно определяя друг друга;

— каждый ребенок индивидуален, у каждого свои способности, темперамент, физические и психические особенности и т.д., и попытка распределить процессы по этапам урока, чтобы на каждом этапе добиваться качественного протекания того или другого в сознании каждого ребенка и одновременно в сознании всех детей в классе, является невыполнимой задачей;

— каждый процесс у каждого ребенка проявляется по-разному, поэтому обратная связь затруднена.

Предположим, что в начальный момент времени t0 (в начале изучения какой-либо темы) каждый из учащихся — 1-й, 2-й, 3-й и т.д. — находится, соответственно, в состояниях Sp S2, S3... Если рассматривать любой процесс как смену состояний объекта, то в момент времени tl состояния этих же учащихся будут, соответственно, Sj*,S2\ S/..., причем S*— S, =/= S2*-S2=/= S3*~S3 To есть состояния всех учащихся через какой-то момент различны не только потому, что их начальные состояния были различны, но еще и потому, что вышеназванные процессы протекают у каждого со своей скоростью, в своей пропорции (особом сочетании), в соответствии с индивидуальными особенностями каждого. Таким образом, нужное организатору обучения состояние S — состояние понимания данной темы (хотя бы условно одинаковое для всех) — должно наступить у каждого учащегося в "свой" момент времени, благодаря "своему" индивидуальному протеканию различных процессов.

Методика доводящих карточек предполагает одновременное протекание процессов восприятия материала, осмысливания, запоминания, овладения материалом, причем когда каждый из них воздействует на другой и углубляет его.

Первичное восприятие материала происходит, когда учащийся читает повествовательный текст карточки.

Работа с каждой "порцией" вопросов обеспечивает:

— протекание процесса осмысливания материала.
Это обусловлено тем, что учащийся при выполнении заданий вынужден сопоставлять, сравнивать,
объяснять конкретные ситуации, имеющиеся в его
опыте, обобщать;

— протекание процесса вторичного восприятия текста, т.к. обеспечивает возможность выявления связи данного материала с предыдущим;

— протекание процесса запоминания, т.к. очередная
"порция" заканчивается заданием обратиться к
тексту (такое периодическое возвращение к тексту, повторение текста являются основой его углубленного осмысливания). Наряду с количественными изменениями в запоминании, благодаря постепенному пониманию существенное место

занимает качественная перестройка того, что запоминается;

— протекание процесса овладения материалом за
счет выполнения разнотипных заданий.

У каждого учащегося эти процессы протекают в определенном темпе и очередности. Но т.к. работа с карточкой индивидуальна, темп и очередность малозначимы, главное, что понимание наступает у каждого ученика.

Техника составления доводящей карточки
При создании доводящей карточки разработчик должен:

четко выделить и ограничить область знаний, не
обходимых для понимания сложного текста;

выстроить «путь» рассуждения, проходя который,
учащийся сможет понять этот текст;

представить этот "путь" в виде вопросов и заданий.

Если составитель карточки не осознает предназначения доводящей карточки, то он, как правило, получает внешне что-то похожее на доводящую карточку, а по сути — алгоритм, список контрольных вопросов и т.п. Например, в 1991 г. в ИПК вышли методические рекомендации для учителей "Дидактический материал по математике. 3-й класс" [12]. В них был представлен набор "доводящих карточек" по математике для начальной школы, которые, по сути, являлись не чем иным, как "решебниками" — сформулировано условие задачи и подробно описано ее решение.

Причины такой путаницы, видимо, в том, что сами основания создания доводящих карточек трудно понимаются. Для обеспечения понимания учащихся недостаточно просто хорошо рассказать материал, необходимо еще и организовать специальную работу школьников по "взятию" этого материала.

Осознание этого связано с ломкой собственных стереотипов, которые основываются на твердой уверенности в том, что:

все, написанное в учебнике или сказанное учителем, достаточно логично и легко понимаемо для
учащихся;

непонимание может быть только следствием плохого прилежания;

для обеспечения понимания достаточно добиться
ответственного отношения к учению.

Для того чтобы начать по-другому действовать, необходимо по-другому понимать. Осознать, что нужна работа по организации понимания, — это значит первоначально осознать, что понимание есть не всегда, увидеть это, убедиться в этом.

Как уже было сказано выше, текст карточки состоит из двух частей — констатирующей и вопросной. В качестве констатирующего текста карточки обычно берется какое-то важное обобщение, понимание которого затруднено. Затем составляется вопросный текст.

Обсудим технику составления вопросного текста доводящей карточки.

В качестве примера используем доводящую карточку, констатирующим текстом которой является определение доводящей карточки.

Доводящая карточка — это карточка, содержащая в себе небольшой, труднопонимаемый абзац текста, который учащийся готов понимать, и набор посильных для учащегося вопросов и заданий, которые целенаправленно и в совокупности доводят его до состояния понимания смысла, содержащегося в этом абзаце.

Первый этап — подготовка к составлению карточки.

Этот этап начинается с формулировки вопроса, на который обучающийся должен ответить после работы с карточкой, вопроса, для понимания ответа на который и составляется доводящая карточка. Удовлетворяющий этим требованиям вопрос назовем основным.

Основной вопрос проявляется у составляющего, когда он спрашивает себя: "Что должен понять учащийся, проработав карточку?" Этот вопрос будет заключительным в карточке. В данном примере основной вопрос: "Что такое доводящая карточка?"

Констатирующим текстом является текст, который после прочтения остается непонятым учащимися, поэтому основной вопрос в начале работы с карточкой является недоступным.

Недоступный вопрос — это такой вопрос, на который обучающийся, при условии, что он располагает необходимой для ответа информацией, без дополнительной работы ответить не может [47].

Для того чтобы ответ на такой вопрос был возможным, необходимая информация в определенной последовательности должна быть востребована из сознания понимающего.

Как организатору обучения понять, какая именно информация должна быть востребована и в какой последовательности?

Для этого составляющий карточку определяет, что конкретно в данном тексте важно понять учащемуся для ответа на основной вопрос (связь между понятиями, смысл терминов, структуру, состав, предназначение чего-либо и т.д.). Благодаря такому ходу у организатора обучения появляются вопросы, уточняющие основной, вопросы, совокупность ответов на которые будет являться ответом на основной вопрос.

В нашем примере это следующие вопросы:

Из чего состоит доводящая карточка?

Для чего предназначены вопросы и задания доводящей карточки?

Эти вопросы тоже являются недоступными, но зато они уже более конкретно определяют, какая информация должна быть востребована из сознания для обеспечения возможности ответа на основной вопрос.

Уточняющие вопросы по необходимости могут делиться на подвопросы. Например, в нашем примере первый вопрос целесообразно поделить на подвопросы, уточнить, пользуясь тем же приемом, что и при делении основного вопроса ("Что я хочу, чтобы обучающийся понял про состав доводящей карточки, т.е. про особенности составляющих ее частей):

что такое труднопонимаемый текст?

какие вопросы и задания должны быть в доводящей карточке?

Второй вопрос уточняется исходя из того, что я хочу, чтобы учащийся понял про предназначение вопросов доводящей карточки:

— что значит — целенаправленно и в совокупности
доводят до понимания?

— что значит — доводят до понимания?
Представим сказанное схематично (с. 36).

Второй этап — создание вопросного текста.

Количество уточняющих вопросов определяет количество разделов в карточке. В нашей карточке два раздела, первый из которых должен обеспечить понимание того, из чего состоит доводящая карточка, а второй для чего предназначены вопросы и задания доводящей карточки.



Если на первом этапе уточняющий вопрос поделился на подвопросы, то их число определяет количество частей в разделе.

В нашем примере в каждом разделе по две части (см. схему). Таким образом, мы получаем "рыбу" доводящей карточки:

Доводящая карточка — это карточка, содержащая в себе небольшой, труднопонимаемый абзац текста, который учащийся готов понимать, и набор посильных для учащегося вопросов и заданий, которые целенаправленно и в совокупности доводят его до состояния понимания смысла, содержащегося в этом абзаце.
Прочитайте определение доводящей карточки. Каким должен быть абзац, содержащийся в доводящей карточке? Прочитайте определение доводящей карточки. Какие вопросы и задания должны быть в доводящей карточке? Прочитайте определение доводящей карточки. Что должна содержать в себе доводящая карточка? Что значит — целенаправленно и в совокупности доводят до понимания? Что значит — доводят до понимания? Для чего предназначены вопросы и задания доводящей карточки?

Что такое доводящая карточка? Теперь остается заполнить "пустые места" карточки. Для решения этой задачи необходимо с помощью вопросов:

— объективировать все понятия, нужные для ответа на первый из подвопросов (В примере — это различение двух типов абзацев, которые можно отнести к труднопонимаемым: а) труднопонимаемый абзац, который учащийся готов понимать без предварительной подготовки, т.е., например, знает значения всех слов, терминов, употребляемых в нем, и т.д.; б) труднопонимаемый абзац, который, основываясь на имеющихся в данный момент знаниях, понять невозможно);

связать или сопоставить эти понятия (вопросы 10, И, 12 сопоставляют два типа абзацев);

определить их место — порядок выявления (поря док выявления определяется логикой составляющего). На данном этапе это пока невозможно технологизировать;

объективировать все понятия, нужные для ответа на второй из подвопросов (в примере это посильные и непосильные вопросы и задания);

связать или сопоставить эти понятия (вопросы 18-20 позволяют сопоставить понятия посильного и
непосильного вопросов, 23-26 — посильного и не посильного заданий);
определить их место (если подвопросов больше, то эти требования относятся к каждому из них);

ориентируясь на соответствующий этим подвопросам уточняющий вопрос, связать две (в зависимости от того, сколько у вас подвопросов) части вопросного текста. В нашем примере вопросы 29 -33
обеспечивают связь между понятиями "труднодоступный абзац", "посильные и непосильные вопросы и задания".

Итак, 1-33 вопросы и задания дают возможность обеспечить понимание того, как устроена, что содержит в себе доводящая карточка (первый из уточняющих вопросов).

Вопросы и задания 34-59 обеспечивают возможность ответа на второй из уточняющих вопросов.

Вопросы 60-61 позволяют связать два раздела карточки и понять ответ на основной вопрос.

Сама получившаяся доводящая карточка была приведена выше.

Работа по составлению карточки является трудоемкой и кропотливой, особенно на начальном этапе. Она требует от учителя высокого уровня владения предметом. Учитель, прежде всего, должен хорошо представлять себе причину непонимания учащимися данной части учебного материала.

Кроме того, эффективность использования методики зависит от того, какой именно материал учитель выбирает для изучения. Если текст карточки оказывается несложным для понимания, то учащимися работа с ней воспринимается как нудная, скучная и ненужная. К тому же энергия, затраченная учителем на составление карточки, и время, которое учащиеся тратят на занятиях, не оправдывают себя. В результате делается вывод о непродуктивности методики.
  1   2   3

Похожие:

Применение методики доводящих карточек для повышения эффективности обучения iconСтатья опубликована в журнале «Справочник по управлению персоналом»
Для оценки результативности и эффективности обучения разделяем обучение на краткосрочное и долгосрочное, поскольку для разных видов...

Применение методики доводящих карточек для повышения эффективности обучения iconПрименение электронного декларирования товаров и транспортных средств
Целью данной программы является повышение эффективности таможенного администрирования и создания благоприятных условий для работы...

Применение методики доводящих карточек для повышения эффективности обучения iconИнструкция: Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном...
Методики психолого-педагогической диагностики, рекомендуемые для использования аттестуемыми педагогическими работниками в процессе...

Применение методики доводящих карточек для повышения эффективности обучения iconРоль группового способа обучения как средства повышения эффективности преподавания географии

Применение методики доводящих карточек для повышения эффективности обучения iconМетодические рекомендации по заполнению форм программы в области...
Настоящие методические рекомендации устанавливают структуру и порядок разработки программы энергосбережения и повышения энергетической...

Применение методики доводящих карточек для повышения эффективности обучения iconПрактическое занятие «Применение метода анализа иерархий в задач...
Знакомство с методом анализа иерархий и его использованием для решения задач оценки эффективности ит

Применение методики доводящих карточек для повышения эффективности обучения iconКонспект лекций по программе повышения квалификации «Практические...
От 3 апреля 2013 года №512 –р, а также в соответствии с требованиями Технических заданий Государственных контрактов на оказание образовательных...

Применение методики доводящих карточек для повышения эффективности обучения iconКонспект лекций по программе повышения квалификации «Практические...
От 3 апреля 2013 года №512 –р, а также в соответствии с требованиями Технических заданий Государственных контрактов на оказание образовательных...

Применение методики доводящих карточек для повышения эффективности обучения iconК научно-методической разработке разработка технологии для повышения...
...

Применение методики доводящих карточек для повышения эффективности обучения iconПостановление от «28» декабря 2012 г. №77 Об утверждении административного...
В целях повышения эффективности реализации административной реформы, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-фз...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск