Роль группового способа обучения как средства повышения эффективности преподавания географии


Скачать 310.69 Kb.
НазваниеРоль группового способа обучения как средства повышения эффективности преподавания географии
страница1/2
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2
Роль группового способа обучения как средства повышения эффективности преподавания географии.

Мы не столько нуждаемся в помощи

наших друзей,  сколько в уверенности,

что эту помощь мы от них получим.

ЭПИКУР.

               В современной школе география – единственный предмет мировоззренческого характера, формирующий у школьников комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей. География знакомит школьников с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания. Поэтому школьная география  относится к числу тех предметов, которые несут особую ответственность за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитание патриотизма, ответственного поведения в окружающей среде. Изучение географии помогает учащимся понять, что знание – это не только общая культура, но и практические умения, необходимые для жизни. Сегодня, когда общество требует готовый материал (выпускника) в виде конкурентоспособной личности, как часто школа теряет учеников, не способных участвовать в «гонке» за первенство. Повысив интерес к предмету, можно значительно ускорить и улучшить его изучение, а главное дать возможность каждому ребёнку реализовать свои возможности. Главная  цель моей педагогической деятельности – организовать процесс обучения так, чтобы овладение знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, чтобы сформировать у них такие основные приёмы умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Особенностью реализации этой цели является отбор таких средств и методов, которые привлекли бы ученика к заинтересованному познанию предмета, располагали бы его к совместной обучающей деятельности, партнёрства “учитель - ученик”. Считаю необходимым:

- научить ребят самостоятельно и правильно распределять между собой роли при выполнении общих заданий и ответственное их выполнение;

- научить обучающихся  групповой деятельности в качестве руководителей или исполнителей, т.е. подчиняться заданным правилам совместной работы;

- научить общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения;

- научить ребят грамотно вести дискуссию: высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и, оценивая, признавать правильность позиций других ребят. Организация групповой работы, прежде всего, предполагает обучение правильному распределению обязанностей, требует проведения разъяснительной работы, направленной на то, чтобы убедить детей, что коллективная деятельность, построенная на основе распределения функций (т.е. выполнения каждым учеником отдельных операций, являющихся частью целого), координация усилий членов группы является прогрессивной. При правильной организации такая работа идет на пользу всем, обеспечивая социальную и моральную поддержку, способствуя развитию каждого ребенка как личности. Так, дети, проявляющие большие способности, нуждаются в дополнительной учебной нагрузке. С этой целью во всех классах, приступая к изучению новой темы, ставлю перед учащимися проблемы повышенной сложности, которые можно решать в процессе прохождения темы или раздела. Учащимся с более низкой познавательной активностью предлагаю менее сложные задачи и их решения, но все дети обязательно вовлечены  в процесс изучения материала. В процессе этой  работы мне помогает технология группового обучения (работа в группах и парах). Регулярно на одном из уроков организую групповое обучение:  одна из групп -  дети, занимающиеся углубленным изучением географии, где рассматривается  подробное решение наиболее трудных проблем. Из этой группы готовлю своих ассистентов для обучения отстающих ребят класса, хотя таковых становится всё меньше. В итоге — формируются группы, которые имеют консультантов.  Организуя такую деятельность учащихся, опираясь на данные современной психологии, согласно которой эффективность памяти школьника оценивается следующими критериями: чтение глазами-10%, слушание -25%, рассматривание-30%, слушание и рассматривание-50%, обсуждение-70%, личный опыт-80%, совместная деятельность и обсуждение-90%, обучение других-95% запоминания, прихожу к выводу, что восприятие учебного материала воспринимается детьми более эффективно. Тем самым решается  одна из целей обучения  — развитие речи учащихся.

В процессе общения детей друг с другом и со мной, формируется опыт сотрудничества на основе доброжелательности, взаимной помощи, заботы и ответственности. А значит, реализуется ещё одна цель образования – освоение школьниками культуры ценностных ориентаций, взаимоотношений, формирование коммуникативной культуры. Групповую работу или  работу в парах использую на различных этапах урока: при опросе домашнего задания, когда руководитель группы опрашивает  одноклассников; при изучении нового материала, применяя элемент опережения прохождения учебной программы; при закреплении изученного в конце урока, в парной работе, когда один рассказывает другому и, наоборот; при проверке тестовых работ. При организации групповой деятельности придерживаюсь  следующих   правил: 1. Обеспечение каждому возможности участия в общем деле.

2. Получение опыта общения и совместной деятельности в группах.

3.Использование в группах  норм и правил взаимодействия, ставящих интересы личностного развития  на первый план.

 Для достижения результата необходимо учитывать, что количество участников в группе должно быть относительно невелико, т.е. такое, которое позволяет каждому члену группы свободно вести себя и с полной отдачей сил включаться в совместную деятельность. Оптимальной является группа в старших классах численностью от 3 до 7 человек.  В рамках второго правила  систематически изменяю состав и распределение ролей в группах. Это дает разнообразный опыт общения, усвоения различных форм ролевого поведения. Третье условие будет соблюдено, если отношения между группой и каждым отдельно взятым ее членом будут строиться на равноправной, демократической основе. Каждый ребенок обладает теми же правами, что и вся группа. Но за ребенком при этом остается право поступить по-своему.  Работу в группах я организую как на всех уроках географии, так и во внеурочное время. Это и выполнение творческих заданий, практических исследований на местности, проектная деятельность, работа по  карточкам нескольких уровней сложности.   Остановлюсь на разноуровневом дифференцированном обучении. Карточки I уровня сложности носят репродуктивный характер и предполагают простое воспроизведение знаний, полученных от учителя или из учебника в готовом виде. Это в основном понятия, закономерности, разобранные в классе и многократно звучавшие на уроках. Карточки II уровня сложности носят продуктивный характер. Они требуют применения полученных знаний в стандартных условиях, когда алгоритм действия ребятам уже известен, например, рассчитать амплитуду колебания температуры, отследить изменение элемента природы по карте (изменение количества осадков, температуры и т.д.), узнавание по описанию какого-либо географического объекта, явления или процесса в природе. Карточки III уровня сложности предполагают применение полученных знаний в нестандартной ситуации. Задания предполагают на основе имеющихся знаний составление обобщений и выводов, которых нет в готовом виде в учебнике, и они не делались на уроке при работе с учителем. Это также задания на получение дополнительной информации путем наложения нескольких видов карт. Другими словами, на данном уровне сложности необходимо создание новых знаний. При систематической организации групповой работы она может проходить очень эффективно- за небольшой промежуток времени все ученики получают возможность продемонстрировать свою готовность к уроку, понимание учебного материала, и, что самое главное, существует возможность коррекции знаний, т.к. в процессе рассказа возможны спорные ситуации, решать которые можно совместно в группе, а также с помощью учителя. Таким образом, сводится к минимуму количество не до конца выясненных вопросов, не допускается неправильное запоминание.  Использование группового способа обучения как одного из приёмов активизации познавательной деятельности способствует реализации следующей цели моей профессиональной деятельности – развитие мыслительных способностей учащихся. Особую роль в обучении отвожу методу проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся. При осуществлении проекта разработаны определённые этапы: погружение группы в проект (подготовительный этап); планирование работы; поисково-информационная работа; результаты и выводы; презентация (защита проекта); оценка процесса и результатов работы.   Результаты поэтапной работы учащихся оцениваю на основе критериев оценки. Формы представления результатов проектной деятельности разнообразны, но наиболее распространёнными в классах, где работаю, являются: доклад, отчёт, выставка, сказка (сценки, постановки), макет, презентация  творческих выступлений. Учитывая особенности современного этапа образования, важно целенаправленно активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Школьники XXI века ежедневно, ежечасно получают огромное количество информации, обилие которой вовсе не приводит к системности знаний. Крайне важно формировать у школьника информационную компетентность. А поэтому необходимо мотивировать интерес к приобретению знаний, учить применять их на практике.  В качестве девиза к уроку географии привожу китайскую пословицу: «Я слышу — я забываю, я вижу — я запоминаю, я делаю – я понимаю». Стараюсь, вырабатывать у  учеников  умения для продуктивного общения с учителем, сверстниками, Интернетом и обществом,  через групповые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные и прочие формы и методы. Благодаря возможностям исследовательского характера урока, ученик из объекта педагогической деятельности (“меня учат”) превращается в её субъект (“я учусь”). Так, учащимся 9-х классов при изучении темы «Население» были предложены следующие темы для проектной работы: «Будущее в прошлом», «Типы населения», «Моя семья», «Мой город». Перед изучением темы организовала экскурсию в ЗАГС, где ребята узнали статистику воспроизводства населения, динамику рождаемости, смертности, количества браков и разводов. На основе данных, полученных в ходе экскурсии и анализа истории  своих семей, учащиеся выполнили очень интересные проектные работы. При подготовке к проекту, прошу ребят попросить у любимых ими людей фото самых дорогих для них родственников. Таким образом,  выявляется отношение детей к окружающим их взрослым. Проект носит не только исследовательский характер, но и воспитательный. Собирается большая база данных, которая впоследствии оформляется в одну единую, логически сформулированную последовательность. При оценивании работ соблюдаю определённые критерии. С применением личностно — ориентированной технологии  для моих учащихся знания перестают быть целью, а становятся средством в обучении, так как технология позволяет каждому самостоятельно или в группе с товарищами осваивать культурные ценности.  Групповая работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне, и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. В настоящее время все больший объем работы они пытаются выполнять дома. Каждый личностный опыт уникален, никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Важным компонентом при организации группового обучения  является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика. Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно, или в диалоге с одноклассниками приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний, у детей формируются навыки социального поведения и интереса к предмету, как источнику познания.  Каждая творческая работа учащегося –  это личностное знание, которое расскажет о своем создателе гораздо больше, чем безликая оценка.  Воспитание и обучение человека — задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит и от меня, педагога. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации. Поэтому учащиеся с 7 по 11 класс активно занимаются исследовательской и проектной деятельностью. А я прихожу к выводу, что метод проектов – замечательное дидактическое средство, позволяющее воспитывать личность в соответствии с требованиями современной жизни. Немаловажную роль отвожу дидактическим играм в среднем звене. При применении игровых форм обучения появляется возможность эффективной организации взаимодействия с учащимися, продуктивной формы  общения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра-творчество, игра-труд способствуют формированию познавательной активности ребёнка. В процессе игры у воспитанников вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить. Игра развивает внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, учащиеся не замечают, что учатся: познают мир, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. В своей работе применяю различные виды игр: тренировочные, познавательно-контрольные, сюжетно-ролевые, творческие.  Для создания игровых ситуаций на уроках использую исторические экскурсы, факты из реальной жизни, занимательные задания. Считаю, что игра — незаменимый рычаг умственного развития ребёнка. Разнообразив занимательные формы обучения, создаю положительный эмоциональный фон деятельности, располагаю к выполнению трудных заданий, делаю процесс овладения знаниями более привлекательным. Разрабатываю и подбираю различные занимательные материалы-ребусы, кроссворды, пословицы, поговорки, игры, загадки, народные приметы. Сочиняю сказки, которые позволяют доступно усвоить сложный материал.  Об эффективности моей работы по теме «Роль группового способа обучения как средства повышения эффективности преподавания географии» говорит позитивная динамика учебных достижений моих воспитанников. Опыт проведения уроков в форме групповой работы в целом положительный, но требуется многократное их повторение с тем, чтобы у детей сложился алгоритм участия в такой работе. Это не может быть разовой акцией, это система работы учителя и ученика.  Необходимо предусматривать и акцентировать внимание ребят на организации взаимопроверки с целью исключения ошибок. По окончании работы в группах обязательно подвожу итоги.  Морально поощряю ребят, указываю на  недостатки с целью их нейтрализации в следующий раз. После проверки работ и при выставлении итоговых оценок обязательно еще раз акцентирую внимание на успешно выполненных заданиях и допущенных ошибках, чтобы не допустить обвинений в адрес одного из членов группы другими

Методика использования мультимедиа технологий на уроке.

 Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.

Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одна страница текста, как известно, содержит около 2 Кбайт информации. Преподаватель произносит этот текст примерно в течении 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит порядка 1,2 Гбайт информации. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать».

Методика использования мультимедиа технологий предполагает:

совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

усиление мотивации учения;

улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;

повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

          усвоить базовые знания по предмету;

          систематизировать усвоенные знания;

          сформировать навыки самоконтроля;

          сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;

          оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно (исследования института «Евролингвист», Голландия), что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.

Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект:  восприятие  учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный  аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Рассмотрим возможности использования мультимедийных технологий на различных этапах урока:

Этапы урока

Содержание

Цели

Условия достижения положительных результатов

организационный

демонстрация темы и целей урока

Подготовить учащихся к работе на уроке

доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в деловой ритм; обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе

проверка домашнего задания

демонстрация правильного решения для заданий вызывающих затруднения (могут быть подготовлены учащимися), вопросы для проверки знаний, тестовый опрос по теории

выявить уровень знаний учащихся по заданному на дом заданию

выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса;

устранение типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися

актуализация опорных знаний и способов действий

вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу

восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий

формирование дидактической цели вместе с учащимися; использование различных приемов организации деятельности учащихся по принятию цели

формирование новых понятий и способов действий

основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты иллюстрирующие особенности нового материала

демонстрация нового учебного материала

применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения

систематизация новых знаний

применение знаний, формирование умений

вопросы и задания, требующие мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении затруднений

выполнение тренировочных заданий

использование различных способов закрепления знаний; обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны; умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями

контроль и учет знаний

задания разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний

организация контроля и самоконтроля

использование различных способов контроля и самоконтроля знаний; рецензирование работ учащихся с указанием положительных моментов и недостатков в знаниях

Мультимедийные технологии могут быть использованы:    Для анонсирования темы (Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса);          Как сопровождение объяснения учителя.  Как информационно-обучающее пособие.
Для контроля знаний Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.
При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора  или без указания правильности сделанного выбора. Преимущества использования мультимедийных презентаций: Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

Можно выделить следующие особенности данной технологии:

-качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;

-с помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями;

В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты;

В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено. Повышение уровня использования наглядности на уроке. Повышение производительности урока. Установление межпредметных связей с другими предметами. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.

Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на  уровне знаний учащихся. Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности. Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций. Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.

На этапе создания мультимедийной презентации необходимо учитывать следующие моменты: 1.Психологические особенности учащихся данного класса.

2.Цели и результаты обучения.

3.Структуру познавательного пространства.

4.Местоположение учащихся.

5.Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока.

6.Цветовую гамму оформления учебного материала

При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо прежде всего учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.

При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:

Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.

Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.

Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.

Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.

Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.

Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.

Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.

Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:

-избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

-ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.

-дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;

-учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памятью.
  1   2

Похожие:

Роль группового способа обучения как средства повышения эффективности преподавания географии icon«Профессиональная компетентность педагогов как ресурс повышения качества образования»
...

Роль группового способа обучения как средства повышения эффективности преподавания географии iconЛ. В. Лелеп Новосибирский государственный технический университет
В последние годы роль письма в обучении иностранному языку постепенно повышается, и письмо начинают рассматривать как резерв в повышении...

Роль группового способа обучения как средства повышения эффективности преподавания географии iconРоль медицинской сестры в эффективности обучения и профилактике осложнений...
Выпускная квалификационная работа: “роль медицинской сестры в эффективности обучения и профилактике осложнений больных сахарным дабетом...

Роль группового способа обучения как средства повышения эффективности преподавания географии iconМетодические рекомендации «Современные образовательные технологии...
Методическое издание содержит комплекс кратких предложений и указаний по внедрению в практику преподавания русского языка как иностранного...

Роль группового способа обучения как средства повышения эффективности преподавания географии iconКак способ повышения эффективности образовательного процесса
России Д. А. Медведев особое внимание заострил на воспитании нового поколения, которому предстоит решать революционные задачи строительства...

Роль группового способа обучения как средства повышения эффективности преподавания географии iconРоль представителей общественности в повышении независимости и эффективности правосудия в России
Российской Федерации, обобщает итоги работы по проекту «Совершенствование общественного контроля правосудия путем повышения эффективности...

Роль группового способа обучения как средства повышения эффективности преподавания географии iconКонкурсной работы: Семинарские занятия по географии как средство...
Тема конкурсной работы: Семинарские занятия по географии как средство мотивации познавательной деятельности учащихся и повышения...

Роль группового способа обучения как средства повышения эффективности преподавания географии iconМетодическое пособие «создание товарищества собственников жилья как...
Рекомендации по созданию товариществ собственников жилья как способа управления многоквартирным домом

Роль группового способа обучения как средства повышения эффективности преподавания географии iconПояснительная записка к рабочей программе по географии 10 класса
Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...

Роль группового способа обучения как средства повышения эффективности преподавания географии iconПрограмма по русскому языку в 5-9 классах специальной (коррекционной)...
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск