Формы массовой работы с детьми и подростками в библиотеке


НазваниеФормы массовой работы с детьми и подростками в библиотеке
страница1/7
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Централизованная система детскихbibl_gaydara

библиотек г. Хабаровска»
Центральная городская детская

библиотека им. А. Гайдара
Методический отдел

Формы массовой работы

с детьми и подростками

в библиотеке

Словарь-справочник в помощь организации массовой работы в библиотеках, работающих с детьми

Хабаровск

2013

Составитель: заведующий методическим отделом ЦГДБ им. А.Гайдара г. Хабаровска

Нистратова А.В.

Ответственный за выпуск: директор МУК ЦСДБ

Потапенко О.М.
Набор и верстка: Нистратова А.В.

Формы массовой работы с детьми и подростками всегда развивались в соответствии с социокультурными условиями. Так, в 1914-1930 годах популярными были громкие чтения, рекомендательные беседы, устные журналы. 1950-1970 годы ознаменованы обилием читательских конференций, устных журналов, литературных вечеров, дней информации. В 1970-1986 годах к вышеназванным формам прибавились дни специалиста, лектории, клубы по интересам. Конец ХХ века зафиксировал многообразие форм массовой работы: диспуты, клубы по интересам, литературные вечера, премьеры книг, познавательные игры, литературно-музыкальные композиции.

Начало XXI века внесло свои коррективы: пересмотрены традиционные формы, появилось много инновационных форм работы. Это брейн-ринги, флешмобы, квестенги, информины, литературные гостиные и др.

В словарь-справочник вошли как традиционные, исторически сложившиеся формы мероприятий, так и перспективные, инновационные, только появляющиеся в связи с развитием информационных потребностей общества. Перечень рекомендуемых форм библиотечных мероприятий приводится в алфавитном порядке с пояснениями.

Цель данного методического пособия – познакомить с новыми формами работы и напомнить о традиционных библиотечных формах работы, обеспечив тем самым разнообразие проводимых мероприятий в библиотеках. Необходимо только помнить, что выбранная форма должна четко соответствовать содержанию, структуре мероприятия и целевой читательской группе.

Пособие окажет помощь при планировании деятельности библиотеки.

При составлении словаря-справочника использованы: база данных методических материалов ЦГДБ им. Гайдара, профессиональные периодические издания, ресурсы Интернет.

За основу взят словарь-справочник «Формы массовой работы с детьми в библиотеке», составленный Горской Я.В.

Акция(от лат. action) комплексное мероприятие, продолжительность которого зависит от поставленных задач, ориентированное на достижение какой-либо цели (благотворительная, протестная, в поддержку чтения, популяризации библиотеки…).

Ассамблея – разновидность литературного вечера, стилизованного под эпоху ХVIII века. В России ассамблею насаждал Петр I. На ассамблеях танцевали, играли в шахматы, пили кофе и, в отличие от салонов ХIХ века, практически не вели умных разговоров. В библиотечных условиях возможны творческие выступления, как читателей, так и библиотекарей.

Атака мозговая (мозговой штурм) – интеллектуальная игра, требующая от участников в минимальные сроки предложить идеи (варианты) неординарных решений определенной задачи. Это эффективный метод коллективного обсуждения, творческий поиск решения проблемы, который осуществляется путем свободного выражения мнения участников. Каждый участник устно вносит свое предложение в общую копилку возможных форм и методов проведения дела, на основе которых возникает его окончательный вид.

Структура: определение проблемы, высказывания идей, отбор идей, развитие решений. Подобные игры являются эффективным методом коллективного обсуждения.

Аукцион – разновидность викторины. Интеллектуальное развлечение. Согласно «Словарю иностранных слов» аукцион – продажа с публичных торгов, при которой продаваемый товар или имущество приобретаются лицом, предложившим за них наивысшую цену. На аукционе «продаётся» вопрос или приз и его можно «купить». Сначала «товар» рассматривается, потом объявляется плата, и принимаются первые взносы. «Покупка» совершается путём предъявления каких-либо талантов, знаний, затребованных «продавцом». По сути это открытое соревнование на лучшее знание рассматриваемого вопроса, темы – выигрывает тот, чей правильный ответ на предложенный вопрос будет последним и самым полным. Можно использовать систему жетонов, вручаемых за каждый ответ. Тогда победителями в аукционе будут те, кто наберёт наибольшее количество жетонов.

Книжный аукцион можно провести и таким образом: каждый участник представляет по одной ранее прочитанной книге так, чтобы у присутствующих появилось желание ее прочесть. Выиграет тот, кто наберет больше голосов участников.

Атрибуты игры: кафедра, молоток, колокольчик, гонг. Звоном колокольчика ведущий (аукционист) начинает аукцион и каждое новое задание. Ударом молотка о стол фиксируется каждый правильный ответ, ударом в гонг – конец розыгрыша.

Аукцион интеллектуальный – интеллектуальное состязание, где можно «продать» и «купить» духовную ценность, материализованную в книге, репродукции, пластинке, фотографии, слайде. «Покупка» совершается путем предъявления каких-либо знаний, затребованных «продавцом».

Цель: укрепление авторитета, стимулирование интереса к интеллектуальным и художественным ценностям, источникам информации.

Аукцион литературный – литературная игра, где копируются правила настоящих аукционов. В «торги» вступают знатоки литературных произведений. Самые начитанные получают возможность «купить» книгу. Для проведения игры необходимо заготовить книги для «продажи», а также вопросы, на которые будет предложено ответить участникам аукциона. Например; перечислить названия книг, где в заглавиях встречается цифра (цвет, имя, кличка животного и т.д.). На аукцион могут быть выставлены и «вещи» литературных героев.

Бал – специально организованное развлечение, центральное место в котором занимает танцевальная программа с играми и прослушиванием музыкальных композиций. В библиотеке возможна как форма рассказа о быте первой четверти ХIХ века. Потребует от организаторов костюмов и танцев, музыки в стиле эпохи, игр, уместных на балах.

Бенефис – комплексное мероприятие, организованное в честь конкретной персоны (читателя, писателя, библиотекаря и др.), сочетающее различные формы и методы.

В «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» понятие «бенефис» определяется как «театральное представление в честь одного из актеров». В дореволюционной России так называли спектакль, денежный сбор с которого шел в пользу актера-бенефицианта. Актер, получивший право на бенефис, сам выбирал пьесу и играл в ней любую роль. Сейчас эта традиция в театре возрождается, правда, с несколько измененным вариантом бенефиса. Это телевизионная передача или спектакль, посвященный популярному актеру, где главное лицо – сам бенефициант: он исполняет любимые роли, о нем рассказывают друзья, театральные критики, зрители. Эта идея положена в основу библиотечного бенефиса, предназначенного читателям подросткового возраста.

Бенефис можно провести в форме интервью и форме вечера-портрета, где бенефициантами могут стать и известные люди (писатели, художники артисты, политики и др.), и малоизвестные, но интересные люди – коллекционеры, путешественники, многодетные матери и др.

Бенефис библиотекаря – вечер-портрет библиотекаря – многогранной творческой личности, современного делового человека, успешно сочетающего карьеру, семью, увлечения. Способствует повышению престижа библиотечной профессии. В основе мероприятия лежит литературный сценарий, повествующий о вехах библиотечной биографии, профессиональных успехах и достижениях. Бенефисом руководит ведущий. Для более полной характеристики бенефицианта можно дать слово коллегам, читателям. Шуточная анкета, по которой опрашивали бенефицианта и ее коллег в ходе подготовки, создаст атмосферу веселья. Уместно исполнение любимых песен и стихов бенефицианта. У бенефиса должно быть соответствующее наглядное оформление: фото вернисаж, плакаты, поздравления, стенгазеты и т.п. Подобные вечера можно использовать в профориентационных целях для старшеклассников.

Бенефис писателя – театрализованное представление по творчеству какого-либо писателя или поэта, подготовленное читателями в соавторстве с библиотекарем. Оно организуется силами читателей-актеров с привлечением настоящих авторов или их дублеров. Основная задача бенефиса – дать детям представление о творчестве писателя, показать разносторонность его таланта, сформировать интерес к произведениям бенефицианта и вызвать потребность в их перечитывании, развить навыки анализа прочитанного, способствующие углублению восприятия литературного произведения.

На подготовительном этапе разрабатывается книжная экспозиция, продумываются тексты индивидуальных и групповых бесед с читателями, реклама предстоящего бенефиса, подбираются читатели-актеры – исполнители ролей ведущего, писателя, критика…

В процессе подготовки к бенефису выделяется две группы читателей – читателей-актеров – активных участников бенефиса и читателей-зрителей, которые тоже включаются в действия по сценарию и, соревнуясь, выполняют разнообразные творческие задания. Без их участия бенефис не состоится. Подготовительная работа ведется с обеими группами читателей. Это и беседы о прочитанных книгах (необходимо стремиться к тому, чтобы было прочитано как можно больше произведений бенефицианта), и консультации о конкурсах на лучший рисунок, читательский отзыв, инсценировку, поделку, итоги которых будут подведены на основном мероприятии, и изготовление сувениров (книжных закладок, медалей и т.д.) для поощрения сверстников.

В процессе подготовки к бенефису вырабатывается примерный сценарий театрализованного представления, в который могут быть включены:

  • рассказ о писателе в форме интервью ведущего и бенефицианта, воспоминания друзей, художников-иллюстраторов, критиков, рассказ автора о себе, рассказ об авторе с использование видеозаписей;

  • инсценирование наиболее интересных отрывков из произведений автора, их выразительное чтение, демонстрация видеоматериалов, использование элементов кукольного театра, пантомимы;

  • использование разнообразных игр: бал литературных героев, литературный аукцион «Кому из героев произведений принадлежат эти вещи?», конкурсы «Угадай героя (художника-иллюстратора)» и т.п.;

  • чтение переписки с автором, демонстрация видео интервью или магнитофонной записи;

  • художественное оформление и музыкальное сопровождение в стиле и духе произведений автора;

  • подведение итогов ранее объявленных конкурсов;

  • подготовка подарков писателю от читателей, друзей, героев книг: рассказы, стихотворения, телеграммы, самая зачитанная книга, вещь или предмет, лучше всего характеризующий литературного героя;

  • поощрение читателей.

Бенефис выполнит поставленные задачи, если в ходе подготовки организаторы будут придерживаться педагогических принципов сотрудничества и активизировать познавательную и творческую деятельность подростков.

Бенефис читателя – представление в честь одного из читателей, целью которого является чествование активных читателей, а также реклама библиотечного фонда и услуг. Такая форма содействует повышению авторитета библиотек среди населения и выявлению подлинных любителей чтения.

Читатель-бенефициант должен отвечать определенным требованиям: быть всесторонне развитой, яркой личностью, потенциал которой даст возможность библиотекарям «раскрутить» ее, раскрыть ее разносторонние интересы, дарования, способности. Готовясь к бенефису, герой с помощью библиотекаря организует выставку, прочитанных книг или книг, отражающих его читательские предпочтения: «Заглянем в читательский формуляр», «Мои любимые книги». Для бенефицианта может быть оформлена выставка-сюрприз, выставка-подарок, где представлены книги, отражающие его увлечения, хобби. Организаторы праздника продумывают приветствие бенефицианта.

Во время мероприятия бенефициант рассказывает, когда, где и почему началось его увлечение темой (жанром), делится своей методикой выбора книг, дает оценку прочитанному. В качестве «оппонентов» выступают читатели-ровесники и руководители детского чтения. Оппоненты заранее знакомятся с кругом чтения героя, готовят вопросы.

Бенефис читателя – одна из активнейших форм общения с читателями, индивидуальной работы с каждым, а также эффективное средство пропаганды лучших читателей, повышения их престижа в глазах сверстников.

Подобными мероприятиями, т.е. с элементами чествования, являются «Бенефис читающей семьи», «Юбилей читателя». На бенефисе может быть вручен «Почетный читательский билет».

Беседа – «взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах» (В. Даль).

В библиотечной практике беседа – это рассказ (сообщение) библиотекаря на определенную тему. Активно используется в индивидуальной работе с читателями, где считается основной формой.

Виды бесед: собеседование при записи в библиотеку, информационно-рекомендательная беседа, беседа о прочитанной книге.

Беседа должна ставить вопросы, пробудить у ребят желание найти ответы и поддерживать интерес к теме. Используют в основном, в работе с дошкольниками и ребятами младшего школьного возраста. Рекомендуется включать в беседу игровые элементы, цель которых ввести в познавательное повествование творческие задания игрового характера.

Беседа о прочитанных книгах – разговор с читателем при возвращении книги. Библиотекарь заранее продумывает вопросы. Первый вопрос должен побуждать ребенка проявить свое отношение к книге или вспомнить наиболее понравившиеся места в ней. Завязать разговор с читателем младшего возраста помогают, например, такие вопросы: «Что тебе понравилось в книге? Когда ты особенно волновался и переживал?»

В беседе со старшими ребятами нужно избегать наводящих вопросов, которые могут оттолкнуть читателя, вызвать нежелание вести беседу. Вопрос может подсказать заглавие книги: «Удачно ли, по-твоему, названа книга?». Если есть возможность сравнить героев прочитанной книги, возможен такой вопрос: «Кто из героев книги тебе больше понравился и почему?» Иногда начать разговор помогает вопрос об отношении автора к своим героям. Если библиотекарь не уверен, что читатель вступит в беседу о прочитанном, он, не дожидаясь отзыва читателя, сам делится впечатлениями о книге, тем самым вызывая читателя на разговор. В ходе диалога библиотекарь выясняет, что полезного извлек читатель из книги, как он ее оценивает, использовал ли полученные знания в практической деятельности, почему читателя не удовлетворила рекомендованная книга и т. п.

Беседа о прочитанных книгах (групповая) – разговор с группой читателей о прочитанном произведении. Проводится после того, как ребята прочитали (прослушали) произведение, сильно их взволновавшее, вызвавшее разноречивые мнения. Главная направленность вопросов библиотекаря – проникновение во внутренний мир персонажей: почему персонаж действует именно так? Почему у него возникла именно такая мысль? Такта требует обсуждение моральных проблем, поставленных в книге. По возможности надо дать высказаться всем желающим, ответить на все возникшие у детей вопросы, разъяснить непонятное, не журить за так называемые «неправильные» ответы. Беседа о научно-популярной или научно-художественной книге дает библиотекарю возможность определить степень доступности читателям познавательного материала, выделить моменты, требующие специальных разъяснений. В ходе беседы библиотекарь использует самые разнообразные приёмы: привлечение отзывов других читателей, рецензий на книгу, комментированное чтение отрывков, советы, иллюстрации к тексту и многое другое. Главное условие эффективности беседы о прочитанном – качество содержания и формулировка вопросов, которые должны нацеливать читателей на сопоставление новых знаний с ранее приобретенными, с самой жизнью, на выявление причинно-следственных связей.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Формы массовой работы с детьми и подростками в библиотеке icon«Развитие иг у детей в школьной библиотеке»
Варианты работы с детьми разного возраста по теме «Развитие иг у детей в школьной библиотеке» начальная школа

Формы массовой работы с детьми и подростками в библиотеке iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Содержание профилактической работы врача – педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому

Формы массовой работы с детьми и подростками в библиотеке iconПрограмма «тлюир»
В статье рассмотрен ряд предложений, направленных на модернизацию страны. Некоторые из них могут быть приняты как самостоятельные...

Формы массовой работы с детьми и подростками в библиотеке iconОсобенности работы школьного психолога и социального педагога с девиантными подростками

Формы массовой работы с детьми и подростками в библиотеке iconМетодические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические...
Методические рекомендации «Методы и формы работы с детьми, не посещающими или систематически пропускающими по неуважительным причинам...

Формы массовой работы с детьми и подростками в библиотеке iconРабочая программа коррекционно развивающей работы с детьми
Цель, задачи по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи

Формы массовой работы с детьми и подростками в библиотеке iconПравила заполнения бланк – заказа
Традиционный бланк – заказ состоит из трех частей. Первая часть остается в библиотеке, выдавшей издание. Вторая и третья части возвращаются...

Формы массовой работы с детьми и подростками в библиотеке iconУчебное пособие предназначено для студентов, изучающих часть 2 «Организация...
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих часть 2 «Организация и методика библиографической работы в библиотеке» в разделе...

Формы массовой работы с детьми и подростками в библиотеке iconПамятка редколлегии для работы над выпуском. Положение о школьных...
Выдержка из Закона «О средствах массовой информации». Права и обязанности журналиста

Формы массовой работы с детьми и подростками в библиотеке iconПояснительная записка Проектирование образовательной работы с детьми...
Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск