Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Методы и формы работы с детьми, не посещающими или систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях»


НазваниеМетодические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Методы и формы работы с детьми, не посещающими или систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях»
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк заявлений > Методические рекомендации
  1   2   3   4


Бюджетное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ»

«Методы и формы работы с детьми, не посещающими или систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях»

Методические рекомендации

г. Ханты-Мансийск, 2013 год.




Методические рекомендации «Методы и формы работы с детьми, не посещающими или систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях»

Составители: Гильманова Е. Д., старший методист БУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

Ведрова Л. А., методист БУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Рецензент: Петрова Г.А., заведующий кафедрой общей и социальной педагогики НГГУ, кандидат педагогических наук, доцент, действующий член Международной педагогической академии, Почётный работник высшего профессионального образования РФ


Методические рекомендации «Методы и формы работы с детьми, не посещающими или систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях» предназначены для практических специалистов образовательных учреждений.



4

5

5
6
8

10

10

12


15

17

18

20

21

21

24

27

29

32

34

36

38

39
Содержание

Введение………………………………………………………………………………………

Раздел 1. Теоретические аспекты проблемы не посещения или систематического пропуска по неуважительным причинам занятий в образовательном учреждении учащимися............................................................................................................................... 1.1. Психологические особенности детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях…………………………………………………………………………………

1.2. Причины непосещения и систематических пропусков занятий в образовательных учреждениях детьми…………………….................................................................................

1.3. Последствия непосещения и систематических пропусков занятий в образовательных учреждениях детьми……………………..................................................

Раздел 2. Организация работы с детьми, не посещающими или систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях……………………………………………...…………………………………..

2.1.Особенности работы социальных педагогов и других специалистов с детьми

не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях……………………………………………….......

2.2. Организация и проведение коррекционной работы с обучающимися, не посещающими или систематически пропускающими по неуважительной причине занятия в образовательном учреждении……………………………………………………………..

2.3. Организация профилактической работы с обучающимися, склонными к систематическим пропускам по неуважительным причинам занятий в образовательном учреждении…………………………………………………………..…..

Заключение………………………………………………………………………….…........

Словарь терминов………………………………………………………………….............

Список литературы………………………………………………………………...............

Приложения……………………………………………………………………....................

Приложение 1…………………………………………………………………………...........

Приложение 2…………………………………………………………………………...........

Приложение 3…………………………………………………………………………...........

Приложение 4…………………………………………………………………………...........

Приложение 5…………………………………………………………………………...........

Приложение 6…………………………………………………………………………………




Приложение 7…………………………………………………………………………………

Приложение 8…………………………………………………………………………………

Приложение 9…………………………………………………………………………............

Введение

Резкие экономические изменения в России привели к тому, что значительная часть населения оказалась за чертой бедности. Это привело к увеличению числа семей, оказавшихся в социально-опасном положении. Родители в таких семьях не обеспечивают детей необходимой заботой и вниманием, не готовят детей к учебной деятельности, многие из этих детей переживают различного рода насилие со стороны родителей и опекунов. Нередко это приводит к тому, что дети часто бывают голодные, не имеют элементарных вещей, приходят в школу неподготовленными. Не имея опыта регламентированной жизни, без поддержки семьи, они довольно быстро оказываются неуспешными, начинают пропускать занятия, после школы часто не возвращаются домой и много времени проводят на улице, их проблемы, даже острые, зачастую не попадают в поле зрения взрослых. Все это способствует к тому, что такие дети рано оказываются вне школы, ищут поддержки в асоциальных компаниях, попадают в криминальные ситуации, а в дальнейшем пополняют собой ряды неблагополучных родителей.

На сегодняшний день проводимые наблюдения и статистические данные свидетельствуют о том, что проблема пропусков уроков для школы и общества весьма актуальна.

Прежде всего, это социальная, педагогическая и психологическая проблема. Социальная проблема прогулов в том, что большинство правонарушений, совершаемых подростками, происходит в момент отсутствия детей в школе. Многие из тех, кто сегодня прогуливает уроки, могут завтра пополнить ряды преступников и безработных. Не секрет, что, прогуливая уроки, ребята бесцельно болтаются по улице, будучи готовыми к разного рода приключениям. 

Прогуливать не только нехорошо – прогуливать сегодня опасно. Прошли те идиллические времена, которые описывал А. Гайдар: «Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. …Нина украдкой прошла в рощу» [1, 45]. В наше время она могла бы просто не вернуться из рощи, оказавшись среди несовершеннолетних, которые стали жертвами преступных посягательств. Ведь, когда ребенок находится без надзора, он часто оказывается в опасной ситуации.

Раздел 1. Теоретические аспекты проблемы непосещения или систематического пропуска по неуважительным причинам занятий в образовательном учреждении учащимися

Сейчас школьники не особенно заботятся о том, чтобы у них на учебе была стопроцентная посещаемость. Таковая посещаемость вообще в последнее время превращается в явление из области фантастики, не встречающееся на практике. Более того, уважительных пропусков у современных школьников, надо сказать, на сегодняшний день даже чаще всего меньше, нежели банальных неуважительных прогулов.


    1. Психологические особенности детей, непосещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях

Когда начинается учеба в школе, дети много времени проводят вдали от семьи.

Это время дает новый опыт и ставит многие сложные личностные задачи. Значительная часть времени проходит в школе - это место, где давление в классе и взаимоотношения с другими детьми могут вызывать стресс. Некоторые подростки обычно относятся к новым ситуациям с энтузиазмом, другие же склонны проявлять потребность в близких отношениях в кругу семьи. У некоторых детей сама мысль нахождения в школе вдали от дома и родителей уже вызывает сильное беспокойство.

Такие дети, в особенности, если им приходится сталкиваться с ситуациями, которые их пугают или с которыми, как им кажется, они не справятся, будут делать все, чтобы не возвращаться в школу.

Подобного рода уклонение от посещения школы, которое иногда называют отказом от посещения школы или боязнью посещения школы - явление нередкое и касается примерно 5% детей. Такие дети могут раз и навсегда отказаться ходить в школу или придумывать причины, почему им не следует туда ходить. Они могут часто пропускать школу, жалуясь на плохое самочувствие с неопределенными, необъяснимыми симптомами. У многих детей проявляются симптомы, связанные с чувством тревожности и беспокойства, которые они не могут сознательно контролировать. Возможно, у них случаются головные боли, боли в животе, гипервентиляция легких, тошнота или головокружения. В целом более четкие симптомы, такие как рвота, диарея, высокая температура или потеря веса, имеющие физическую основу, встречаются достаточно редко. Симптомы отказа от посещения школы чаще всего проявляются в школьные дни и отсутствуют по выходным дням. Когда таких детей осматривает врач, он не может поставить диагноз истинного заболевания. Тем не менее, поскольку симптомы, на которые жалуется ребенок, могут быть вызваны физическим заболеванием, как правило, основой оценки состояния должен быть медицинский осмотр.

Чаще всего подростки, избегающие посещения школы, точно не знают, почему они чувствуют себя больными, поэтому им может быть сложно, объяснить причину своего дискомфорта или расстройства. Но если беспокойства, связанные со школой, приводят к уклонению от ее посещения, само проявление симптомов может служить сигналом об эмоциональной борьбе с такими проблемами, как:

  • боязнь неудачи;

  • насмешки со стороны других детей (к примеру, ребенка могут дразнить, потому что он толстый или маленький ростом;

  • беспокойства по поводу того, как пользоваться туалетом в общественном месте;

  • «подлости» со стороны учителя;

  • угрозы получения физического вреда (как формы школьных драк);

  • действительное получение физического вреда.

Для некоторых подростков школьная обстановка может усилить уже имеющееся

напряжение. К примеру, если у ребенка имеется склонность к проявлению чрезмерной сознательности и ожидания от себя самого только хороших успехов, боязнь неудачи может постепенно привести к подавляющему и парализующему чувству страха.
В некоторых случаях, возможно, детям пришлось пережить потерю любимого человека, который умер, развод или переезд в другой город. Особенно если ребенок еще маленький, он может бояться, что в его отсутствие дома может случиться еще одна потеря [7, 311].

Помимо самой школьной обстановки уклонение от посещения школы может быть связано с трудностями разлучения ребенка с родителями и потерей чувства безопасности при получении большей независимости. У таких подростков существует склонность к неуверенности в себе, они менее независимы, чем их сверстники, и менее социально активны. Они могут неохотно оставаться на ночь у друзей, предпочитая проводить время дома с родителями. Некоторые дети, у которых имеются инвалидность или хронические заболевания, могут еще больше сопротивляться походу в школу и нахождению вдали от дома, который служит для них убежищем и местом, где о них заботятся.

Одновременно с тем как родители таких детей проявляют свою любовь и понимание, они также могут проявлять и излишнюю опеку. В некоторых случаях родители испытывают депрессию или имеют физическое заболевание и могут неосознанно желать проводить время в компании с ребенком. Подросток зачастую является единственным ребенком в семье или особым ребенком в каком-либо ином отношении - к примеру, он может быть первым или последним ребенком в большой семье [1, 64].

По мере того как ребенок достигает подросткового возраста, боязнь школы уменьшается; тем не менее, когда такое состояние развивается в предподростковом возрасте, это вызывает большое беспокойство. Подростки младшего возраста, испытывающие такое чувство страха, часто боятся становиться старше. Также они могут быть слишком подавлены стрессовой ситуацией дома, затрагивающей их чувство безопасности или уверенности в себе, вследствие чего они еще менее способны столкнуться со сложным задачами в процессе учебы и социальной жизни.







    1. Причины непосещения и систематических пропусков занятий в образовательных учреждениях детьми

Причин, по которым дети прогуливают школу, так много, как причин, по которым взрослые люди отлынивают от исполнения тех или иных своих обязанностей. Находятся дела интереснее или погода слишком хорошая, или настроение плохое. Может быть, нет ни малейшей веры в успех начатого дела - нечего и время тратить. Наверное, каждый взрослый вспомнит хотя бы один случай, когда он по «совершенно объективным» обстоятельствам опаздывал или пропускал встречу; слишком поздно вспоминал о необходимости позвонить по неприятному делу.

Школьные психологи установили, что ученики пропускают уроки по различным причинам, порой они бывают оправданы, порой нелепыми. Все причины можно условно разделить на три вида:

Педагогическая причина.

Пропуски специфических уроков или предметов (контрольные работы, напряженные отношения с преподавателями, скучные уроки, низкая успеваемость по предмету, потеря интереса к предмету и т. д.)

Конфликты, непонимания со стороны преподавателя провоцирует на то, чтобы ребёнок не посещал занятия.

Низкая мотивация к учебной деятельности, решение своих личных проблем, видеть в ученике противника, а не соучастника своего предмета – убивает в детях всё живое: способность мыслить самостоятельно, задавать вопросы, вести дискуссии, не бояться сделать свою ошибку, не испытывать страх в своих не знаниях.

Порой учитель делает всё, чтобы дети боялись, списывали, прогуливали уроки, отвечали и работали ради оценки, а не ради знаний.

Страх перед уроком, а в первую очередь перед учителем « ломает» ребёнка, топчет его психику, извращает сознание, мысли и приходит ученик на урок внутренне готовый к неприятностям: либо вообще не приходит на урок.

Обучающийся уже знает по своему многолетнему опыту учёбы: урок-это стресс, через который необходимо пройти и, опустив голову, идёт на урок или не идёт, находя разные причины прогулять.

В этом случае учитель должен видеть в ученике равного себе партнера. Нередко учитель бывает агрессивным по отношению к ребёнку – это понятно: он спрашивает, обращается исключительно в форме повелительного наклонения, ставит оценки, заставляет выполнять домашнее задание. Ученик в такой ситуации чувствует дискомфорт, который, соединяясь с печальным опытом ребёнка, способствует развития негативного восприятия урока в целом. Но агрессивен не только учитель. Агрессивен и сам учебный материал, с которым сталкивается школьник. Изучение любой учебной дисциплины требует сосредоточенности, концентрации внимания, хорошей памяти и прочие других необходимых условий. А что делать ученику, если некоторые условий он не может выполнить по своим психофизическим особенностям, связанным с его развитием, воспитанием или положением в семье? Вот тогда учебный материал, напрягающий ребёнка своею сложностью, и становиться агрессором. Методично выстроенный в учебную программу. Он активно атакует неспособного сопротивлению ребёнка, постепенно давит его, и в результате мы имеем и школьные неврозы, и прогулы, и отказ от учебной деятельности.

Подружить школьника с уроком – задача не одного дня. В педагогике вообще не бывает ничего быстрого. Даже отрицательный результат открывается не сразу:

негативу ребёнок всё – таки долго и упорно сопротивляется. Главное в педагогике последовательность и терпение. Всходы непременно будут, не стоит только торопить события.

Психологическая причина.

В подростковом возрасте больше всего возникает проблемы прогулов уроков. Именно для подростков значимо мнение сверстника. Подростки очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей.

Чувство свободы и независимости, некоторые эффекты привлекательности « взрослой жизни», потребность пообщаться на стороне со сверстниками, быть значимой фигурой в классе – всё это присуще подростковом возрасте.

В подростковом периоде для ребёнка важна поддержка со стороны взрослых. Самый эффективный путь предупреждения отрицательных поступков – это создание ситуации успеха в наиболее значимых для подростков видах деятельности. И самое главное нужно хвалить подростка даже за самый незначительный положительный поступок. Похвалить ребёнка намного будет приятнее, чем постоянно ругать.

Семейные причины (отчуждение со стороны родителей).

Необоснованные прогулы занятий возникают тогда, когда ребёнок перестаёт себя чувствовать нужным в семье. Постоянные скандалы между родителями или папа с мамой на стадии развода и в суматохе выяснения отношений совсем забыли про своё « чадо». Подросток замыкается в себе и прогулы уроков – это один из выходов обратить на себя внимание родителей [12, 56].


    1. Последствия непосещения и систематических пропусков занятий в образовательных учреждениях детьми

Ребенок может иметь непреодолимые, с его точки зрения, причины, чтобы не ходить на занятия. Если ему трудно дается учеба или он по какой-то причине отстал, то день, проведенный в школе, кажется ему пыткой. Возможно, у ребенка не сложились отношения с одноклассниками или какая-то физическая или другая особенность заставляет его чувствовать себя аутсайдером. Обучающемуся постарше, может быть, необходимо доказать свою смелость друзьям.

В разговоре с ребенком, особенно если это учащийся младших классов, иногда выявляется сравнительно простая проблема.

Он, может быть, не ходит в школу потому, что учительница бранит его, или одноклассники играют слишком грубо, или он боится контрольных работ. С другой стороны, иногда школьная программа совершенно не соответствует интересам и способностям одаренного ребенка. И ему скучно, так как он идет впереди класса. Мальчику или девочке, которым нужно профессиональное обучение, академические предметы в средней школе часто кажутся бесполезной тратой времени. Если рядом с ребенком не окажется доброжелательного учителя или по какой-то причине он не может свободно обсудить свою проблему с родителями, прогулять школу кажется ему единственным выходом.

Однако даже когда какая-то проблема выявлена и, казалось бы, устранена, мальчик или девочка может продолжать прогуливать уроки. Постоянные, стойкие прогулы обычно означают более глубокие трудности, чем видно поверхностному взгляду. Причины, которые выдвигает такой ребенок, чтобы пропустить школу, это большей частью лишь отговорки, туманные и противоречивые [12, 36].

Какова бы ни была основа для пропусков занятий, прогулы сами по себе создают проблемы. Ребенку, отсутствующему в школе в то время, когда он обязан там быть, приходится скрывать, где и как он проводит время. И в лучшем случае школьный день проходит для него без пользы и настоящего удовлетворения. Он вынужден лгать и все дальше отходить от правильной линии поведения, которую ждут от него родители и учителя. Прогулы могут на короткое время облегчить его чувство негодования или обиды как способ причинить боль семье или ополчиться против всего мира за свою неудачливость. Но вместо решения проблем прогулы только усиливают вину, гнев и страх ребенка и делают его еще более одиноким. Пропуск занятия не обязательно является предвестником правонарушения, и большая часть таких ребят не становится преступниками. Но в эмоциональном плане прогулы и правонарушения чем-то похожи, и многие дети-правонарушители, как выясняется, были заядлыми прогульщиками.

Попытки родителей насильно, с помощью угроз или наказаний, заставить прогульщика регулярно посещать школу редко дают результат. Необходимо понять ребенка и его эмоциональные проблемы, объединить усилия родителей и учителей, чтобы помочь ему преодолеть трудности. Подростка, возможно, необходимо заинтересовать какой-то творческой деятельностью или помочь найти посильную работу по выходным дням или после школы.

Для объяснения прогулов выдвигается много общих причин, таких, как отсталые методы обучения, неприятные учителя, переполненные школы, предубеждение против детей, принадлежащих к какой-то социальной или национальной группе, отсутствие родительской заботы. Однако прогулы в каждом отдельном случае требуют индивидуального изучения, понимания и помощи [2, 89].

Если прогулы носят хронический характер, почти всегда требуется консультация опытного специалиста, чтобы помочь не только ребенку справиться со своими проблемами, но и родителям понять их. Любые усилия не покажутся лишними, чтобы помочь прогульщику справиться со своими затруднениями, пока он не оказался в серьезном конфликте с самим собой, своей семьей и законом.

Раздел 2. Организация работы с детьми непосещающими или систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях

Одним из основных направлений работы органов и учреждений образования является выявление и учет детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия. Задача каждого образовательного учреждения обеспечить права всех граждан на получение среднего (полного) общего образования, сохранить контингент обучающихся до окончания ими образовательного учреждения.

Своевременное выявление причины "прогулов", терпеливая, настойчивая работа с "трудными детьми", умение найти к ним индивидуальный педагогический подход, не допустить их отторжения от школы, разрешить проблемы конфликтов с одноклассниками, – является большим вкладом в дело профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних и залогом эффективности правового воспитания учащихся [12, 80].
2.1.Особенности работы социальных педагогов и других специалистов с детьми не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях.

Пропуски уроков способствуют возникновению трудностей у школьников в освоении учебных дисциплин, последующего нежелания учиться, а также постепенному прекращению посещения несовершеннолетними государственного образовательного учреждения.

Неуважительные причины могут быть разными: бродяжничество, напряженные отношения с одноклассниками, педагогами, родителями дома и в школе, соблазнительные салоны компьютерных клубов, чувство одиночества и ненужности дома и в школе, препятствия со стороны родителей или уклонение их от своих обязанностей, выбытие с родителями без школьных документов и многие др.

Образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, должны:

  • выявлять несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в государственных образовательных учреждениях, принимать меры по их воспитанию и получению ими среднего (полного) общего образования;

  • вести учет детей, не посещающих или систематически пропускающих занятия в образовательном учреждении по неуважительным причинам;

  • выявлять причины и условия, способствующие пропуску занятий по неуважительным причинам;

  • осуществлять ведение документации по учету и движению обучающихся и своевременно информируют органы управления образованием и районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о детях, прекративших или уклоняющихся от обучения [10, 112].

Алгоритм работы с непосещаемыми занятия учащимися.

Выявление – заявления (докладные) от классного руководителя, учителя - предметника, дежурного администратора, информация из других источников (поликлиника, ПДН и др. в отношении учащихся других ОУ, проживающих на территории микроучастка школы в ходе акций, рейдов контроля, профилактических рейдов и др.).

Диагностика – сбор первичной информации о ребенке (характеристика, знакомство с личным делом). Посещение семьи учащегося на дому, определение социального статуса ребенка (составление акта обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего). Беседа с родителями (законными представителями) о причинах непосещения занятий. Консультация социального педагога, собеседование (консультация) с педагогом - психологом (первичная диагностика).

Координация – рассмотрение проблемы непосещения занятий на педконсилиуме, рекомендации специалистов МОУ, составление индивидуального плана работы с учащимся (карта контроля).

Результат – рассмотрение вопроса на заседании Совета профилактики с законными представителями, оценка мероприятий по возвращению ребенка (карта контроля), подготовка материала для дальнейшего решения вопроса (ходатайство в ПДН, постановка на педагогический учет, учет ПДН и др.) [5, 96].

Деятельность образовательного учреждения по профилактике непосещения учащимися занятий.

Классный руководитель (либо учитель-предметник) ведет ежедневный контроль посещаемости (журнал учета пропусков), выясняет причины пропусков занятий (доводит информацию до родителей), проводит профилактическую беседу с подростком. Информацию передает дежурному администратору. В случае неэффективности мероприятий, невозможности выяснить причину непосещения занятий – заявка социальному педагогу.

Социальный педагог посещает семью на дому. Доводит до родителей информацию о непосещении занятий, выясняет причину не посещения занятий, составляет акт обследования, выясняет социальный статус ребенка. Ведет учет пропусков занятий. Проводит профилактические мероприятия совместно с педагогом-психологом и классным руководителем. В случае систематических прогулов совместно с зам. директора по УВР, инспектором ПДН приглашают родителей и учащегося на заседание Совета профилактики.

Администрация школы ходатайствует после проведенных профилактических мероприятий о рассмотрении вопроса на заседании КДН через ПДН.

Направления и формы работы с непосещаемыми занятия учащимися.

1. Работа администрации (формирование локальной нормативной базы, работа в составе Совета профилактики, беседы с детьми и родителями);

2. Работа социального педагога (формирование локальной нормативной базы, участие в работе Совета профилактики, обеспечение взаимодействия со службами сопровождения, организациями и ведомствами, посещение семей на дому);

3. Работа педагога – психолога (работа в заседаниях педагогического консилиума, беседы с детьми и родителями, наблюдения за состоянием ребенка, анкетирование, тестирование);

4. Работа классного руководителя (беседы, совместные посещения ребенка на дому, обеспечение досуга ребенка, наблюдение за различными состояниями ребенка);

5. Работа учителя - предметника (проведение акций, внеклассных мероприятий, бесед, создание обстановки успешности на уроке);

6. Работа инспектора ПДН (участие в работе Совета профилактики, подготовка документов на административную комиссию, беседы, посещения семей на дому);

7. Работа с родителями (приглашение на Совет профилактики, беседы, посещение на дому, анкетирование, родительские собрания).

- Знакомство учащихся с нормативными документами ОУ (Устав, локальные акты – в части прав и обязанностей учащихся, выполнении единых педагогических требований);

- Повышение мотивации к освоению учебного материала (профориентационная работа);

- Формирование здорового образа жизни (профилактика социальных вредностей, вовлечение в общешкольные мероприятия);

- Трудовое воспитание (реализация социальных проектов);

- Воспитание ответственного выбора и поведения (ответственность за правонарушения, преступления, выбор жизненной стратегии).

Формы: беседы, лекции, экскурсии, трудовые десанты, круглые столы, рейды контроля и т.п. [14, 210].
2.2. Организация и проведение работы с обучающимися, непосещающими или систематически пропускающими по неуважительной причине занятия в образовательном учреждении.

В работе с учащимися, систематически пропускающими занятия без уважительной причины необходимо предпринять ряд мер:

  • ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий осуществляемый классным руководителем. В случае пропуска от 1 до 3 дней учебных занятий и отдельных уроков, классный руководитель выясняет причины отсутствия у обучающегося, его родителей. Если занятия были пропущены без уважительной причины и родители не знали об этом, следует предупредить их о необходимости усиления контроля за посещаемостью ребенком учебных занятий.

Помимо беседы классного руководителя, рекомендуется провести индивидуальную консультацию с обучающимся с привлечением специалистов (педагога – психолога, социального педагога) и принять все меры для устранения причины пропусков учебных занятий. При этом необходимо взаимодействовать с родителями для осуществления совместных мер по устранению выявленных причин.

  • Если родители должным образом не отреагировали на информацию о пропусках ребенком по неуважительным причинам учебных занятий и учащийся продолжает пропускать учебные занятия, необходимо посетить такого ученика на дому совместно с представителями комиссии по делам несовершеннолетних, сотрудником - участковым уполномоченным милиции. Посещение на дому следует оформить актом обследования жилищных условий.

Если известно, что родители или законные представители злоупотребляют алкогольными напитками, наркотиками, склонны к асоциальному поведению, следует пригласить для посещения такой семьи сотрудника КДН или инспектора подразделения по делам несовершеннолетних.

В случае, если не удалось установить контакт с родителями, законными представителями, а соседи по дому ничего не знают о месте нахождения семьи, следует обратиться в ПДН для установления нахождения учащегося и его родителей, законных представителей.

* Если родители или законные представители не принимают надлежащих мер для возвращения ребенка в школу, следует предупредить их в письменной форме об административной ответственности за уклонение от своих основных обязанностей по воспитанию и получению детьми среднего (полного) общего образования.

* В случае, когда работа с ребенком и родителями ,законными представителями не дала положительных результатов и несовершеннолетний без уважительных причин продолжает не посещать занятия, обучающего следует поставить на внутришкольный учет для проведения с ним индивидуальной профилактической работы.

* В отношении родителей (законных представителей), не уделяющих должного внимания воспитанию детей и получению ими образования, следует подробно, в письменном виде проинформировать КДН и ПДН для привлечения родителей к административной ответственности.

* В случае, если родители (законные представители) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних и отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, необходимо в письменном виде проинформировать ПДН.

При переводе ребенка из одной школы в другую принимающая школа обязана подтвердить письменно свое согласие о его зачислении. В этом случае контроль за продолжением обучения несовершеннолетнего возлагается на администрацию принимающего образовательного учреждения.

Основания для постановки на внутришкольный учет

На внутришкольный учет (занесение в школьный банк данных) ставится обучающийся за неоднократные, систематические пропуски учебных занятий, а также за длительное непосещение учреждения без уважительной причины по ходатайству классного руководителя.

На каждого несовершеннолетнего, систематически пропускающего или длительное время не посещающего учебные занятия в учреждении, классным руководителем, или социальным педагогом заводится карта «Учет несовершеннолетнего, не посещающего учебные занятия по неуважительной причине».

В данную карту заносятся сведения о несовершеннолетнем и условиях его проживания, об индивидуально-профилактической работе с несовершеннолетним, о мерах, принятых учреждением. Затем эта карта направляется учреждением в отдел образования в электронном виде и на бумажном носителе, заверенном подписью руководителя и печатью, ежемесячно.

С момента подачи данной карты учета сведения о несовершеннолетнем вносится в банк данных отдела образования, что свидетельствует о постановке обучающегося на учет в отдел образования.

На учет в отдел образования ставится обучающийся за систематические пропуски учебных занятий без уважительной причины, непосещение учебных занятий.

Информация по учету детей, сведения о которых включены в банк данных, является конфиденциальнойь.

Порядок снятия с внутришкольного учета проводится в следующем порядке:

Если в течение шести месяцев обучающийся не пропускает учебные занятия без уважительной причины, то классный руководитель предоставляет в школьный Совет профилактики следующие документы:

- ходатайство о снятии несовершеннолетнего с учета с указанием оснований (Приложение 2);

- характеристику на обучающегося;

- выписку из классного журнала, содержащую сведения о посещаемости учебных занятий и текущей успеваемости;

- справки по индивидуальной работе с учащимся и его родителями (законными представителями) и др.

На основании данных документов и устных пояснений классного руководителя на заседании Совета профилактики принимается решение о снятии несовершеннолетнего с внутришкольного учета.

Выписка из протокола решения Совета профилактики «О снятии с учета» направляется в отдел образования, второй экземпляр хранится в школе.

Кроме того, с учета снимаются обучающиеся, окончившие образовательное учреждение или сменившие место жительства.

Порядок перевода учащегося в вечернюю (сменную) школу или в учреждение начального профессионального образования.

Перевод обучающегося, не получившего среднего (полного) общего образования, осуществляется только в исключительных случаях при условии перехода его в вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение или в учреждение начального профессионального образования по представлению отдела образования и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального района.

КДН рассматривает вопрос о переводе ребенка в вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение или в учреждение начального профессионального образования с учетом анализа профилактической работы с несовершеннолетним.

Для рассмотрения вопроса о переводе несовершеннолетнего на другую форму получения общего образования директору образовательного учреждения необходимо представить в КДН следующие документы:

1) Ходатайство администрации образовательного учреждения на имя председателя комиссии с подробным указанием причин для перевода несовершеннолетнего.

2)Выписка из протокола заседания педсовета (совета по профилактике правонарушений) образовательного учреждения по вопросу перевода учащегося с подробным указанием оснований для перевода.

3)Характеристика несовершеннолетнего обучающегося, подписанная директором образовательного учреждения.

4)Заявление родителей (законных представителей) несовершеннолетнего о переводе ребенка на другую форму получения общего образования с подробным указанием причин.

5) В случае положительного решения КДН представляет в отдел образования и образовательное учреждение справку-подтверждение о зачислении ребенка в новое образовательное учреждение [12, 90].
2.3. Организация профилактической работы с обучающимися, склонными к систематическим пропускам по неуважительным причинам занятий в образовательном учреждении.

При планировании профилактической работы образовательное учреждение обязано информировать учреждения и органы системы профилактики в соответствии с их компетенцией о выявленном случае и причинах непосещения обучающимся занятий, а также о принятых школой мерах.

Следует также учесть, что количество обращений школы в органы и учреждения системы профилактики в целях получения помощи и принятия мер в отношении родителей, возвращения несовершеннолетнего к обучению не ограничено. При этом необходимо запрашивать письменные ответы.

В конце каждого отчетного периода в соответствии с банком данных отдел образования запрашивает в учреждениях обновленную третью страницу карты учета несовершеннолетнего, длительное время не посещающего учебные занятия без уважительной причины.

При необходимости перевода несовершеннолетнего в вечернюю школу, учреждение начального (среднего) профессионального образования необходимо направить в КДН ходатайство с приложением ряда документов (Приложение 4).

В спецшколу (открытого типа) принимаются несовершеннолетние в возрасте от 8 до 18 лет при наличии заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии, рекомендации комиссии по делам несовершеннолетних, заявления родителей либо законных представителей, а также с согласия подростка старше 14 лет.

Со всеми обучающимися, находящимися в школьном банке данных, проводится индивидуально-профилактическая работа, направленная на предупреждение или уменьшение общей вероятности появления пропусков уроков:

  • постоянный, ежедневный контроль и учет за посещаемостью обучающихся;

  • организация психолого-социальной службой школы индивидуальной и групповой работы с обучающимися и их родителями (законными представителями) по преодолению причин пропусков учебных занятий;

  • организация индивидуальной работы с обучающимися, испытывающими затруднения в освоении учебных программ; ликвидация пробелов в знаниях обучающихся;

  • своевременное и незамедлительное информирование учреждений и органов системы профилактики о несовершеннолетних, злостно уклоняющих от обучения, не посещающих учебные занятия, а также на родителей или законных представителей, препятствующих обучению или уклоняющихся от воспитания и обучения своих детей [14, 225].

Меры по предотвращению пропусков занятий без уважительных причин

1. Своевременное реагирование на прогулы школьных занятий является необходимым условием для успешной работы по выполнению законодательства об обязательном получении несовершеннолетними среднего (полного) общего образования.

Ни один случай пропуска без уважительной причины отдельных предметов или одного дня занятия нельзя оставлять без внимания. К ученикам, допускающим прогулы занятий, следует относиться с повышенным вниманием, не ограничиваясь только контролем за успеваемостью, необходимо всеми возможными способами устранить условия и причины срывов в их поведении и прекращения прогулов.

Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Он станет проводить время в игротеках, на рынках, вокзалах. В погоне за легким заработком он может приобщиться к бродяжничеству и попрошайничеству и стать добычей преступной среды.

2. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики прогулов занятий. Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает программу дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке.

3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковая работа, – являются важнейшими направлениями воспитательной деятельности, способствуют заинтересованности в посещении школы и формированию законопослушного поведения.

4. При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми. К такой работе следует привлекать школьного психолога, специалиста по социальной защите, использовать опыт работы психолого-педагогических центров для нормализации отношений в конфликтных семьях.

5. Работу с семьями, находящимися в социально-опасном положении, необходимо строить в тесном контакте со специалистами КДН и ЗП, инспекторами ОДН УВД, органами опеки и попечительства, специалистами-психологами ЦПМСС, родительской общественностью и др. [12, 93].

Однако даже самая добросовестная работа в запущенных случаях не всегда бывает успешной. Вот почему своевременное реагирование на пропуски занятий без уважительных причин и другие предупредительные меры прогулов будут намного эффективнее
Заключение

Школьники, нередко склонны отказываться от необходимости находиться на учебных занятиях в пользу занятия какими-то своими собственными делами. Пропуски учебных часов – это, безусловно, не очень хороший показатель для любого учащегося. Конечно, ситуации в жизни у каждого могут возникать специфические, что приводит к мысли, что совершенно никто не застрахован от необходимости пропустить учебу один или несколько раз. Однако неуважительные пропуски, то есть те, особой конкретной и серьезной причины для которых не было, и нет, такие пропуски мы привыкли в речи для понятности именовать прогулами. Чаще всего объясняется прогул ухудшением здоровья – болезнью.

Но далеко не всегда пропуски занятий вызваны проблемами со здоровьем.

Многие школьники (а часто и их родители) ошибочно полагают, что пропуски не имеют никакого отношения к факту обучения и в принципе не могут иметь никаких последствий. Однако же это не так. За накопление чрезмерно большого количества пропусков ученик может быть отчислен из учебного заведения. Критическое количество пропусков устанавливается в каждом учебном заведении и закрепляется в его Уставе. Устав, как основной документ, регулирующий все многообразие ситуаций, возникающих в учебном заведении согласно закону об образовании, призван в числе прочего регламентировать порядок приема и отчисления учащихся. Соответственно, в этом плане все в высшей мере законно.

Даже самый успешный в плане учебы школьник при плохой посещаемости может быть, грубо говоря, изгнан из школы. Об этом стоит задуматься и самим ученикам, и их родителям и постараться избегать неуважительных пропусков в излишних масштабах. Логичнее не допускать злоупотребления ребенка прогулами.

Словарь терминов

Дети вне школы – дети официального установленного школьного возраста (от 7 до 17 лет), которые не учатся в школе.

Дети школьного возраста – дети, относящиеся к официально установленному школьному возрасту, независимо от того, учатся они в школе или нет.

Журнал посещаемости – журнал для регистрации присутствующих на занятиях детей.

Жестокое обращение - согласно статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Статья 156 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Зачисление – регистрация ребенка в общем списке учащихся школы; зачисление учащихся отражает реальное количество поступивших в школу.

Непосещение школы – комплексное понятие, включающее неохват детей школьным обучением, отсев из школы и пропуски школьных занятий.

Общеобразовательная школа – среднее общеобразовательное учебное заведение, реализующее основные и дополнительные общеобразовательные программы, состоящее из трех ступеней: начальной школы (1–4 классы), основной (5–9 классы) и старшей (10–11 классы), каждая из которых может функционировать самостоятельно.

Отсев (уровень отсева) – процент учащихся, зачисленных в определенный класс в данном учебном году, но не оказавшихся зачисленными в какой-либо класс в последующем учебном году.

Охват (уровень охвата) – процент детей официального школьного возраста, посещающих школу. В данном отчете также будет использоваться термин «неохват» – для того чтобы показать распространенность явления, противоположного «охвату».

Пропуск учебного занятия – отсутствие на занятии.

Пропуск учебного дня – отсутствие в течение учебного дня на всех учебных занятиях по расписанию.

Пропуск, учебного занятия (дня) по уважительной причине – отсутствие в течение выше названного учебного времени: обстоятельствами чрезвычайного, непредвиденного характера; по согласованию с педагогическим работником на основании личного мотивированного обращения обучающегося, графиком работы, письменного заявления родителей (законных представителей), документов из других учреждений и организаций; с разрешения директора.

Пропуск, учебного занятия (дня) без уважительной причины – отсутствие в течение выше названного учебного времени в связи с обстоятельствами или основаниями.

Пропуск, учебного занятия (дня) по болезни - в связи с медицинскими показаниями; предъявлением справки, б/л.

Прогульщик – это ученик, который преднамеренно избегает образовательный процесс без разрешения.

Учебные занятия – обязательные для посещения занятия, проведение которых регламентировано годовым календарным графиком образовательного учреждения, его учебным планом и расписанием.

Учебный день – часть календарного дня, установленного годовым календарным графиком и расписанием для проведения учебных занятий.

Уличные дети – дети и подростки в возрасте до 18 лет, которые, не имея семьи, или даже имея семью, значительную часть времени проводят на улице, «живут» на улице и на образ жизни которых улица оказывает основополагающее влияние.

Учет в образовательном учреждении детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях – это система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающего и семьи, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих пропуску занятий в образовательном учреждении.

Список литературы

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, Воронеж: Академия педагогических и социальных наук, 2000.

2. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, Воронеж: Изд-во НПР «МОДЭК», 2002.
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Методы и формы работы с детьми, не посещающими или систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях» iconМетодические рекомендации г. Нижневартовск 2014 год Методические...
Организация и проведение коррекционной работы с обучающимися, не посещающими или систематически пропускающими по неуважительной причине...

Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Методы и формы работы с детьми, не посещающими или систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях» iconОб утверждении Инструкции о порядке ведения учета обучающихся, не...
Республика Саха (Якутия) Верхневилюйский улус, с. Верхневилюйск, ул. Героя Васильева, д. 47

Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Методы и формы работы с детьми, не посещающими или систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях» iconМетодические рекомендации Ханты-Мансийск 2015 ббк74. 26 О 43 Издается...
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Методические рекомендации / / Сост. Е. Г. Мазурова, А. Г. Пачина, В. А. Рудаков, С....

Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Методы и формы работы с детьми, не посещающими или систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях» iconМетодические рекомендации по предотвращению чрезвычайных ситуаций...
Методические рекомендации призваны оказать помощь руководителям, преподавателям и лицам, ответственным за пожарную безопасность в...

Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Методы и формы работы с детьми, не посещающими или систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях» iconМетодические рекомендации по разработке и внедрению систем нормирования...
Томской области от 10. 04. 2013 №283-ра «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в сфере образования в Томской...

Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Методы и формы работы с детьми, не посещающими или систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях» iconМетодические рекомендации студентам по проведению практического занятия...
Особенности работы врача по организации наблюдения за детьми, больными инфекционными заболеваниями, на дому

Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Методы и формы работы с детьми, не посещающими или систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях» iconМетодические рекомендации по заключению договоров купли-продажи лесных...
Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа—Югры

Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Методы и формы работы с детьми, не посещающими или систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях» iconМетодические рекомендации по разработке паспорта антитеррористической...
Антитеррористической комиссии и Оперативного штаба в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (протокол от 15 августа 2011 года...

Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Методы и формы работы с детьми, не посещающими или систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях» iconМетодические рекомендации для практикующих медицинских сестер г. Вологда 2013 год
Методические рекомендации предназначены для медицинских сестер лпу. В пособии описаны этапы организации и требования к оформлению...

Методические рекомендации г. Ханты-Мансийск, 2013 год. Методические рекомендации «Методы и формы работы с детьми, не посещающими или систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях» iconМетодические рекомендации челябинск 2013 Во исполнение требований...
Челябинской области ежегодно проводятся 5-ти дневные учебные сборы с учащимися в образовательных учреждениях среднего (полного) общего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск