Магистерская диссертация


НазваниеМагистерская диссертация
страница1/14
ТипДиссертация
filling-form.ru > Туризм > Диссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет права
Кафедра финансового права

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ


На тему: Таможенные органы Российской Федерации как субъекты финансовых правоотношений


Студентка группы № 25 МФП

Аверичева Инна Леонидовна

______________________________

Научный руководитель: доцент,

зам. зав. кафедры финансового права,

кандидат юрид. наук

Трошкина Татьяна Николаевна
Москва, 2014 г.

Содержание


Введение 3

1.2. Понятие и сущность финансового правоотношения 17

2.3. Таможенные органы Российской Федерации как получатели средств федерального бюджета 118

Заключение 131

Список использованных источников 134

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4


Введение



Актуальность исследования. Финансовые отношения возникают по поводу формирования, распределения, использования централизованных и децентрализованных публичных фондов денежных средств, а также контроля за названными процессами. Данный пласт отношений связан с деятельностью государства, то есть является формой публичной деятельности, что объясняет высокую степень социальной значимости финансовых отношений для общества в целом, предопределяя необходимость их правового регулирования.

Закрепленная законодательством совокупность прав, обязанностей, предметов ведения и полномочий, реализующая на практике в конкретных финансовых правоотношениях, позволяет таможенным органам Российской Федерации как государственным органам осуществлять финансовую деятельность.

Роль финансово-правовых аспектов в их деятельности существенна. Так, по итогам 2013 года сумма доходов, учтенная по доходным статьям федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности согласно Федеральному закону от 2 декабря 2013 г. № 348-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», составила 6 565,4 млрд. рублей или 101,6 % от прогнозируемой суммы, что на 78,7 млрд. рублей (или на 1,2 %) больше, чем в 2012 году (6 486,7 млрд. рублей)1.

Таможенные органы, с другой стороны, сами являются распорядителями и получателями бюджетных средств. Это направление финансовой деятельности таможенных органов второстепенно, однако эффективное распределение и использование финансовых ресурсов, выделяемых для обеспечения их функционирования, является залогом успешной реализации всей деятельности в области таможенного дела.

Своевременность исследования связана и с правоотношениями в связи с распределением таможенных пошлин среди государств – членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, участником которых является ФТС России.

Таким образом, тема исследования таможенных органов Российской Федерации как субъектов финансовых правоотношений более чем актуальна.

Теоретической основой исследования явились труды отечественных ученых по финансовому и таможенному праву: О. Ю. Бакаевой, Д. Н. Бахраха, К. С. Бельского, Б. Н. Габричидзе, О. В. Дощициной, Д. В. Заседателева, Т. С. Ермаковой, М. В. Карасевой, А. Н. Козырина, Ю. А. Крохиной, Ю. С. Осиповой, А. В. Пащенко, А. Е. Полякова, Е. А. Ровинского, А. А. Руденко, И. В. Рукавишниковой, К. К. Сандровского, Э. Д. Соколовой, Н. А. Суслова, И. В. Тимошенко, Т. Н. Трошкиной, Е. В. Труниной, Н. И. Химичевой, С. Д. Цыпкина, А. А. Ялбулганова, а также исследования других авторов, изложенные в статьях в специальной периодической литературе, посвященные изучаемой теме.

Теоретическую основу работы составили также научные работы С. С. Алексеева, А. М. Васильева, А. Б. Венгерова, В. Л. Кулапова, А. В. Малько, Н. И. Матузова, В. С. Нерсесянца, Л. И. Петражицкого, Р. О. Халфиной и других отечественных ученых в области теории государства и права, публикации в периодической печати, статистические данные, официальная информация сети Интернет.

Эмпирическую основу исследования составили акты таможенного законодательства Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в составе Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, национальное законодательство государств – членов Таможенного союза в области таможенного дела, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, акты подзаконного нормотворчества, аналитические материалы по вопросам таможенных платежей.

Положения и выводы работы основываются на изучении Конституции Российской Федерации, норм международного и наднационального права, федеральных законов, подзаконных актов, а также актов таможенных органов.

Объектом исследования выбрана совокупность проблем научного и прикладного характера, связанных с финансовыми правоотношениями, возникающими в сфере финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Предмет исследования является система общественных отношений, регламентированных нормами законодательства, возникающих в процессе осуществления таможенными органами Российской Федерации финансовой деятельности

Целью данного исследования является комплексное исследование таможенных органов как субъектов финансовых правоотношений для определения их сущностных характеристик и выявления проблем, закономерностей и основных тенденций их правового регулирования.

В процессе написания работы решались следующие задачи:

1) теоретическое исследование понятий «правоотношение» и «финансовое правоотношение»;

2) выявление общих и специфических признаков финансового правоотношения как вида правового отношения;

3) исследование содержания финансово-правового статуса таможенных органов Российской Федерации посредством анализа теоретических работ и практики применения законодательства;

4) определение финансово-правового статуса таможенных органов Российской Федерации;

5) характеристика системы таможенных органов Российской Федерации;

6) исследование правового регулирования статуса таможенных органов Российской Федерации как субъектов правоотношений по аккумулированию, распределению и использованию финансовых средств федерального бюджета, выделение характерных особенностей;

7) характеристика полномочий всех звеньев системы таможенных органов Российской Федерации в сфере валютного контроля;

8) формулировка предложений по совершенствованию финансово-правовой деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Методологической основой работы явились общенаучные методы познания: системный анализ, обобщение, описание, сравнение, логическая индукция и дедукция. В ходе написания работы применялись частнонаучные методы познания: формально-юридический, структурно-функциональный, статистический, сравнительно-правовой, метод анализа документов и другие.

Гипотезой исследования является следующее положение: финансовая деятельность таможенных органов Российской Федерации представляет собой осуществление таможенными органами специальной компетенции в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов в сфере таможенной деятельности.

Научная новизна работы. Диссертация является одной из первых работ, в которой проведено исследование теоретико-правовых основ финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации с учетом вхождения государства в Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества и Всемирную торговую организацию. С учетом этого определены подходы к определению понятия их финансово-правового статуса; дана характеристика системы таможенных органов Российской Федерации и на ее основе уточнено их место в системе органов исполнительной власти Российской Федерации; рассмотрены правовые основы и особенности финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации; проанализированы элементы финансово-правового статуса таможенных органов Российской Федерации.

Научная новизна проведенного исследования проявляется также и в сформулированных тезисах:

1. Определено, что таможенные органы Российской Федерации составляют единую федеральную централизованную систему, относятся к органам исполнительной власти, имеют собственные цели и задачи формирования, осуществляют государственные исполнительно-распорядительные функции, наделены определенной компетенцией, образуются вышестоящими органами управления, подотчетны и подконтрольны им и ответственны за свою деятельность перед государством.

Выявлена их характерная особенность, проявляющаяся в том, что они являются государственными органами специально уполномоченными облагать таможенными платежами товары при ввозе или вывозе их с территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

2. Установлено, что в современных условиях одной из важнейших целей деятельности таможенных органов Российской Федерации по-прежнему является пополнение федерального бюджета – поступления от таможенных платежей Бюджетный кодекс РФ относит к собственным доходам федерального бюджета.

3. Сделан вывод о том, сто связанная с экономическими реформами отмена государственной монополии на внешнюю торговлю существенно трансформировала компетенцию таможенных органов путем её расширения. Взимание таможенных платежей в качестве одной из важнейших функций сформировало финансово-правовой статус таможенных органов Российской Федерации. Кроме того, в поток денежных средств, поступающих в федеральный бюджет, вливаются и финансово-правовые санкции, налагаемые при совершении нарушений таможенных правил.

4. Доказано, что финансирование таможенных органов Российской Федерации осуществляет преимущественно за счет средств федерального бюджета. В этих финансовых отношениях таможенные органы выступают в качестве главных распорядителей и получателей бюджетных средств. И в этом состоит другое направление финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации – распределение и использование денежных фондов в целях выполнения стоящих перед ними целей и возложенных задач.

5. Определено, что таможенные органы Российской Федерации в переделах своей компетенции осуществляют контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации.

6. Сформулировано определение финансово-правового статуса таможенных органов Российской Федерации: установленные законодательством Таможенного союза и национальными нормативными правовыми актами и гарантированные Российской Федерацией полномочия таможенных органов по взиманию таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов и осуществлению в пределах компетенции контроля за валютными операциями в целях обеспечение пополнения доходной части федерального бюджета посредством принятия ими нормативных правовых актов и фактического осуществления действий на местах.

7. Сделан вывод, что оптимизация финансовой деятельности таможенных органов предполагает решение комплекса проблем, среди которых совершенствование правовых основ тарифного регулирования и налогообложения в таможенной сфере, повышение квалификации и правовой культуры кадров, преодоление коррупции, информационное, финансовое и организационно обеспечение исполнительной власти и контроль ее деятельности.

Успешное разрешение указанных проблем позволит укрепить финансово-правовой статус российских таможенных органов и послужит дополнительным источником пополнения федерального бюджета.

Апробация результатов исследования получила отражение в двух научных статьях; результаты исследования получили высокую оценку предметной комиссии, проводящей анализ материалов, представляемых на конкурс научно-исследовательских работ студентов по направлению «Юриспруденция», проводимом НИУ ВШЭ в 2013 году, по результатам которой работа была отмечена дипломом лауреата.

Результаты исследования были изложены в докладе на научно-практической конференции «Весенние дни науки – 2014», организованной совместно кафедрой финансового права Высшей школы экономики и Институтом публично-правовых исследований (17 марта 2014 года).

Апробация исследования и его дальнейшее развитие проходит и в ходе работы НУГ НИУ ВШЭ «Экономическое право ЕврАзЭС» (грант Научного фонда НИУ ВШЭ), участником которого является диссертант.

Глава 1. Понятие и сущность финансовых правоотношений: постановка вопроса

    1. Правоотношение как вид общественных отношений

Под общественными отношениями понимают многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности2.

Общественные отношения – это связи между индивидами, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности, система которых делает совокупность данных индивидов обществом. Они не складываются произвольно. Общественные отношения определяются социально-экономической сущностью государства, нуждаются в соответствующей регламентации.

Возникновение правового регулирования обусловлено объективными законами исторического развития. Появление на определенном этапе развития общества государства вызвало к жизни особый вид нормативного регулирования – регулирование общественных отношений правовыми средствами.

Правовое регулирование – это процесс наделения участников общественных отношений правомочиями, обязанностью, ответственностью (дозволениями, запретами), реализация этих правомочий, обязанностей, ответственности, превращения этих участников в субъект правовых отношений3.

Общественным отношениям под воздействием правового регулирования придается правовая форма, в результате чего они становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку, в этой связи можно говорит о том, что правоотношения представляют собой разновидность общественных отношений. С помощью нормативного воздействия государство переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность.

Исследование таможенных органов как субъектов финансовых правоотношений представляется необходимыми начать с рассмотрения понятия и сущности правовых отношений вообще и финансовых правоотношений в частности.

Понятие правоотношения есть одна из наиболее сложных и глубоких правовых абстракций, характеризующая правовую форму общественной жизни в целом4, а реально возникающее правоотношение имеет определенный объем, что позволяет сопоставить реальное поведение участников отношений с их правами и обязанностями, закрепленными правом5.

Правоотношения образуют основу правового регулирования, что позволяет рассматривать их в качестве основной правовой категории.

С. С. Алексеев под правоотношением понимает «возникающую на основе норм права индивидуализированную общественную связь между лицами, характеризуемую наличием субъективных прав и обязанностей и поддерживаемую (гарантируемую) принудительной силой государства»6.

Нормы права и правоотношения тесно взаимосвязаны и взаимодействуют. Если нормы права образуют основу правового регулирования, являются базой возникновения и развития правоотношений, то сами правоотношения выступают в качестве главного средства, при помощи которого требования юридических норм (государственно-правовые веления) претворяются в жизнь, воплощаются в поведении людей.

В нормах права обезличено указываются состав участников правоотношений, их права и обязанности, обозначаются предпосылки и условия возникновения и развития правоотношений, формулируется их содержание. Иными словами, закладываются своеобразные типовые модели тех будущих общественных отношений, которые должны создаваться на основе и в соответствии с формулируемые законодателем правовыми предписаниями. Свою же настоящую жизнь эти общие правовые установки получают лишь тогда, когда они трансформируются в конкретные права и обязанности сторон, конкретных лиц, являющихся участниками правоотношений. Правовые отношения при этом выступают средством не только упорядочения, но и осуществления содержащихся в нормах волевых велений7.

Правовое отношение в этой связи может быть определено как «требуемая реализуемой нормой права форма взаимоотношений субъектов права в процессе приобретения и использования ими конкретно-определенного субъективного права либо создания или исполнения конкретно-определенной юридической обязанности»8.

Правоотношения в механизме правового регулирования выполняют три основные функции: во-первых, фиксируют круг лиц, на которых в тот или иной момент распространяется действие юридических норм; во-вторых, закрепляют конкретное поведение, которым должны или могу следовать лица; в-третьих, являются условием для возможного приведения в действие специальных юридических средств обеспечения субъективных прав и правовых обязанностей. Таким образом, правоотношения могут быть охарактеризованы как «средства перевода («переключения») юридических прав и обязанностей для данных субъектов»9.

Правовое отношение имеет несколько специфических признаков. Так, С. С. Алексеев выделяет следующие признаки правоотношения, выделяющие его среди других общественных связей:

- правоотношение – это связь между лицами, возникающая на основе норм права. Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают правоотношения и реализуются через них;

- правоотношение – это возникающая на основе норм права связь между лицами через их субъективные юридические права и обязанности, участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные субъекты;

- правоотношение – это возникающая на основе норм права связь между лицами, которая поддерживается (гарантируется) принудительной силой государства. Охрана законности и правопорядка означает и охрану правоотношений, так как последние в своей совокупности и образуют правовой порядок как результат законности;

- правоотношение – это возникающая на основе норм права связь между лицами, которая в тои или иной степени носит индивидуализированный, определенный характер10. Стороны правоотношения, как правило, всегда известны и могут быть названы поименно, их действия скоординированы.

Ряд ученых выделяет еще один признак правоотношения – волевой характер11: во-первых, через нормы права в них отражается государственная воля; во-вторых, даже при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически возникнуть и затем функционировать без волеизъявления его участников, по крайней мере одного из них, необходим волевой акт, дающий начало явлению.

Итак, правоотношения представляют собой разновидность общественных отношений; возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм; участники каждого конкретного правоотношения индивидуально определены; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; правоотношения складываются в результате сознательно-волевых действий участников; реализация правоотношений гарантируется возможностью государственного принуждения.

В юридической науке правоотношение рассматривается как явление, имеющее сложную структуру и определенный состав.

Под структурой правоотношения понимается внутреннее строение и взаимосвязь его элементов12.

Структура правоотношения является логическим продолжением содержания общественного отношения как такового, представляющего собой структурно совокупность связей, зависимостей и разграничений в процессе общественно значимой деятельности субъектов13.

В состав любого правоотношения всегда входят следующие элементы: субъекты, объект, юридическое (субъективное право и юридическая обязанность) и фактическое (реальное поведение субъектов) содержание правоотношения.

С философской точки зрения под объектом понимается то, что противостоит субъекту, на что направлена познавательная и иная деятельность человека.

Объект правоотношения – это то, в связи с чем и по поводу чего субъекты вступают в правоотношение (юридическую связь)14, то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, то, ради чего возникает само правоотношение15.

Вопрос об объекте правоотношения до сих пор является дискуссионным. М. Н. Марченко, суммируя и конкретизируя имеющиеся суждения относительно объектов правоотношения, выделяет следующие их виды:

- материальные блага, предметы материального мира – вещи;

- результаты духовного, интеллектуального творчества;

- поведение людей – их определенные действия или бездействие, а также последствия, результаты того или иного поведения;

- личные неимущественные и иные социальные блага, которые служат удовлетворению интересов и потребностей участников правоотношений и по поводу которых возникают у сторон юридические обязанности и субъективные права16.

Субъективное право определяется в правовой науке как гарантируемые законом вид и мера возможного или дозволенного поведения лица, а юридическая обязанность – как вид и мера должного или требуемого поведения17. В основе субъективного права лежит юридически обеспеченная возможность, в основе обязанности – юридически закрепленная необходимость. Носитель возможности является управомоченным, а носитель обязанности – правообязанным.

Субъективные юридические права и обязанности строго персонифицированы, они адресуются не абстрактному лицу, а возлагаются на конкретного участника определенных правоотношений.

Необходимо отметить, что юридическим содержанием правоотношения являются не сами реальные действия сторон, а лишь соответственно возможные и должные, то есть предусмотренные законом.

Фактическое содержание правоотношения – это конкретизированная форма выражения абстрактного юридического содержания реализуемой нормы объективного права18.

Вопрос о субъекте правового отношения юридический в том смысле, что только закон определяет, кто может быть субъектом права и при каких обстоятельствах, и что только в законе, определяется, какие общественные отношения подлежать опосредованию с помощью норм права и выступают как правовые, а какие не регулируются с помощью норм права и остаются неправовыми19.

Проблема субъектов права – одна из важнейших проблем любой отрасли права и юридической науки.

В теории права существует два подхода к определению субъекта правоотношения. В соответствии с первым подходом «субъект права» и «субъект правоотношения» являются тождественными и равнозначными20. Сторонники второго подхода считают «целесообразным выделение более узкого понятия, чем субъект права, – понятия субъекта правоотношения, которое даст возможность охарактеризовать определенную сторону реального бытия субъекта права – участие в конкретных общественных отношениях»21. Субъект права – это потенциальный субъект правоотношения, который непосредственно реализует предоставленные ему законом права и обязанности.

А. В. Пащенко полагает, что выделение субъекта права и субъекта правоотношения при изучении таможенно-тарифных правоотношений вполне обоснованно22. Состоятельность подобной точки зрения при изучении таможенно-тарифных правоотношений была подтверждена А. Н. Козыриным23. Указанная позиция, по нашему мнению, применима для данного исследования, так как позволяет изучать таможенные органы только как субъекты финансовых правоотношений, не рассматривая их потенциальные возможности участвовать в иных видах правоотношений (в частности, таможенные органы могут потенциально участвовать в гражданских, административных и других видах правоотношений).

Субъектами права называются те, кто способен быть участниками правоотношений в качестве обязанных или управомоченных (независимо от того, состоят ли они в данное время субъектами каких-либо обязанностей или прав).

И. А. Ильин называет субъектом права того, «за кем право признает известные полномочия, запретности и обязанности»24.

При этом под субъектами правоотношений «разумеются в науке права участвующие в нем в качестве обязанных или управомоченных»25.

Для того чтобы вступить в правоотношение, субъект права должен обладать правосубъектностью, т.е. праводееспособностью, которая является необходимой юридической предпосылкой правоотношения.

Следует отметить, что, обладая общими родовыми признаками, правоотношения в то же время подразделяются на виды. Существуют разные критерии классификации правоотношений, при этом одним из наиболее распространенных и соответствующим цели данного исследования является выделение правовых отношений с позиций отраслевой принадлежности норм, на основании которых они возникают, изменяются или прекращаются26. Применяя указанный критерий, можно выделить финансовые правоотношения как разновидность правовых отношений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Магистерская диссертация iconКулинич Дмитрий Вадимович Влияние земельной реформы на рынок земель...

Магистерская диссертация iconМагистерская диссертация
Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Магистерская диссертация iconМагистерская диссертация
Методические рекомендации предназначены для студентов магистратуры направлений 032700 Филология и 35700 Лингвистика

Магистерская диссертация iconИсследование путей построения приемников цифрового тв-вещания Магистерская...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Магистерская диссертация iconМагистерская диссертация
Социальный капитал как эффект политических решений, влияние транспортной политики на социальный капитал 20

Магистерская диссертация iconПрограмма «Корпоративный юрист» Магистерская диссертация На тему:...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Магистерская диссертация iconМетодические рекомендации по написанию и подготовке Магистерской...
Выпускной квалификационной работой магистра является магистерская диссертация, которая представляет собой самостоятельное научное...

Магистерская диссертация iconДиссертация Автор не известен
Как это сделать с наименьшими потерями, можно познакомиться здесь. В этом случае диссертация защищается на правах соискателя

Магистерская диссертация iconМетодическое пособие по подготовке и защите выпускной квалификационной...
Х24 Магистерская диссертация -методическое пособие по подготовке и защите выпускной квалификационной работы магистра (магистерской...

Магистерская диссертация icon"диссертация" диссертация на соискание ученой степени доктора наук в докторантуре
Настоящее Положение устанавливает порядок направления в докторантуру научных и педагогических работников (далее работники), требования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск