Уроках было интересно


НазваниеУроках было интересно
страница1/5
ТипУрок
filling-form.ru > Туризм > Урок
  1   2   3   4   5
Анатолий Гин

Приемы педагогической техники
Книга адресована: учителю или воспитателю, который хочет, чтобы на уроках было интересно и ему и детям, но не имеет времени отыскивать идеи в лавине педлитературы; преподавателю ВУЗа, который хочет повысить эффективность преподавания; методисту, который стремится помочь преподавателям успешно решать их проблемы; управленцу (менеджеру, бизнесмену), желающему понять, чем отличается настоящий профи от халтурщика; ученикам и их родителям, которые хотят подсказать учителю, как сделать уроки интереснее.
Цель книги: Хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.
СОДЕРЖАНИЕ:
I. ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ 2 (стр.)

1. Принцип Свободы выбора 2

2. Принцип Открытости 2

3. Принцип Деятельности 2

4. Принцип Обратной связи 2

5. Принцип Идеальности 2

II. ДИДАКТИКА 2

  1. Повышение интереса к учебному материалу 2

  2. Повторение пройденного на уроке 3

  3. Повторение изученных ранее тем 3

  4. Уровни и виды домашнего задания 4

  5. Приемы подачи домашнего задания 5

  6. Подготовка к докладу 5

  7. Коллективная учебная деятельность 6

  8. Мозговой штурм 6

  9. Деловые игры 8

  10. Игровая учебная деятельность 9

III. УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ 10

  1. Соуправление 10

  2. Традиции урока 10

  3. Дирижируем уроком 11

  4. Приемы устного опроса 12

  5. Приемы письменного контроля 14

  6. Против списывания 14-15

  7. Оценивание 15

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧИТЕЛЯ 16

1. Картотека учителя 16

2. Подготовка темы 16

3. Конструктор урока 16

V. ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Конструктор урока 18-2

2. Главы из новой рукописи 18-2-2

3. Методика оценки педагогических методик

4. Проект: новые задачи

5. Требования к условию открытой учебной задачи

6. Лаборатория образовательных технологий (ЛОТ) «Универсальный решатель»

Принципы педагогической техники

Организация труда

учителя
Дидактика
Управление классом

Приложения

I. Принципы педагогической техники:

Принципы педагогической техники являются фундаментом или основанием, на котором созидается вся педагогическая практи-ка. Сами же приемы педтехники – это строительный материал, из которого слагается красивое здание под названием «Хорошо организованный урок».


  1. Принцип Свободы выбора (СВВ): я должен обеспечивать учащегося, где только это возможно, правом выбора, ограниченным его ответственностью за свой выбор!




  1. Принцип Открытости (ОТКР): я обязан обеспечить учащегося знанием и пониманием границ его знаний посредством предоставления возможности решения открытых задач!




  1. Принцип Деятельности (ДЕЯТ): я обязан обеспечивать применение учениками полученных ими знаний, умений, навыков, смыслов организовывая этот процесс преимущественно в форме деятельности!




  1. Принцип Обратной связи (ОБСВ): я несу ответственность за процесс обучения, контролируя его с помощью развитой системы обратной связи (настроение, степень заинтересованности, уровень понимания учеников и т.д.)!




  1. Принцип Идеальности (высокого КПД): мне необходимо максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью: минимум затрат – максимум результат в процессе образования! Я должен указать учащимся на их потребности в преподаваемом мною учебном материале! Учащиеся САМИ стремятся узнавать: а что же дальше? Учащиеся САМИ хотят подкрепить свою успешность; учащиеся САМИ обучают друг друга!


ІІ. Дидактика:

Дидактика направлена на то, чтобы контролировать уровень

усвоения учебного материала учащимися.


  1. Повышение интереса к учебному материалу:




    1. Привлекательная цель (ОБСВ, КПД): простая, понятная, привлекательная для ученика цель, достигая которой, он выполняет то, что запланировано мной (учителем). Пример. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: цель учителя – освоить вопросную форму английского предложения (Question). Разыгрывается ситуация «English Market», в которой дети задают вопросы продавцу с целью выбрать себе покупку. Товары – от книги или платья до автомобиля – представлены рисунками.




    1. Удивляй! (ОТКР, ОБСВ, КПД): я нахожу такой угол зре-ния, при котором даже обыденное становится удивительным.




    1. Отсроченная отгадка (ДЕЯТ, КПД): 1) в начале урока я даю загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом; 2) загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.




    1. Фантастическая добавка (ОТКР, ОБСВ, КПД): я дополняю реальную ситуацию фантастикой. ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: хотелось бы сделать прием более инструмен-тальным, технологичным. Но для этого сначала желательно собрать картотеку примеров его применения в различных учеб-ных предметах.




    1. Лови ошибку! (ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): 1) объясняя мате-риал, я намеренно допускаю ошибки, (должна быть спланирована их убедительность; учитель – ложная мысль, гипотеза → ученики – контраргументы); 2) ученик получа-ет текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приго-товлены другими учениками, в том числе старшими (твор-ческие задания).




    1. Практичность теории (ОТКР, КПД): введение в теорию мне необходимо осуществлять через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.




    1. Пресс-конференция (ДЕЯТ, ОТКР, ОБСВ, КПД): я должен намеренно неполно раскрывать тему, предлагая школьникам задать дораскрывающие ее вопросы (сильные и слабые вопросы). Вопросы бывают: 1) репродуктивные – ответы на них – повторение уже известного; 2) расширяющие знания – позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания; 3) развивающие – вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Вопросы составлены → сортировка: 1) отвечаем на уроке; 2) ответ – в литературе; 3) ответ, возможно, пока никому неизвестен → 1) самый интересный, самый сложный (проблемный), самый важный, самый оригинальный вопрос; 2) попарный взаимоопрос учеников по наработанным ими вопросам; 3) вопросы как темы будущих докладов учащихся. Учтем, что далеко не всегда, особенно в гуманитарных знаниях, существует контрольный ответ на развивающий вопрос. В таких случаях ответом может быть только собственное мнение ученика или учителя.




    1. Вопрос к тексту (ДЕЯТ, ОТКР, ОБСВ, КПД): перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов (min 3 репродуктивных и по 5 расширяющих и развивающих).


Хороший учитель не только дает прочные знания, но он еще и показывает их границы. Пусть на каждом моем уроке найдется место ОТКРЫТЫМ ПРОБЛЕМАМ. Это повышает интерес к учебному материалу.


  1. Повторение пройденного на уроке:

Главный принцип повторения – применять и изменять полученное знание.


  • Своя опора (СВВ, ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу (если учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников). Это может быть развернутый план ответа, как на экзамене.




  • Повторяем с контролем (ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.




  • Повторяем с расширением (ДЕЯТ, ОТКР, ОБСВ, КПД): ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу. При этом учителю не обязательно отвечать на все вопросы – пусть они станут открытыми проблемами данной темы.




  • Свои примеры (СВВ, ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): ученики подготавливают свои примеры к новому материалу (свои задачи, идеи по применению…).




  • Опрос-итог (ОБСВ, КПД): в конце урока я задаю вопросы, побуждающие к рефлексии урока. Главное, интересное, новое, чему научились? Учитель не должен добиваться «административными мерами» того, чтобы главным назвали именно то, что считает таковым он. Он может наравне со всеми сказать и свое мнение.




  • Обсуждаем д/з (домашнее задание) (СВВ, ДЕЯТ, КПД): я вместе с учащимися обсуждаю вопрос: каким должно быть д/з, чтобы новый материал был качественно закреплен? Не давай манипулировать собой, всегда учитывай мнение учеников. Прием при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения д/з. Д/з должны быть разнообразными.




  1. Повторение изученных ранее тем:

Глубокое усвоение материала требует неоднократного возвращения к нему и рассмотрения в разных связках и контекстах.


  • Своя опора (СВВ, ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): ученик составляет авторский опорный конспект всей ранее изученной темы. Лист большого формата; различные варианты: а) одна половина класса – одну тему, вторая – другую, попарное объяснение; б) несколько учеников развешивают свои авторские опоры-плакаты на стене, остальные собираются в малые группы и обсуждают их (см. раздел «Организация работы в группах»); в) конкурс «универсальная шпаргалка»; г) «Лови ошибку!» (см. стр.2) – ошибка специально закладывается в опорный конспект.




  • Повторяем с контролем (ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): ученики разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме (конкурс списков, контрольный опрос по одному из них…).




  • Повторяем с расширением (ДЕЯТ, ОТКР, ОБСВ, КПД): ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме.




  • Пересечение тем (ОТКР, ОБСВ): ученики подбирают или придумывают свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной мною. Этот прием обеспечивает связь сегодняшнего материала с изученным ранее материалом; сравнение, сопоставление, противо-поставление.




  1. Уровни и виды д/з:

Как задавать Д/З с максимальной пользой? Эффектив-ная организация д/з – приемы, описанные выше в раз-делах «Повторение пройденного на уроке» и «Повто-рение изученных ранее тем». Этот раздел – допол-нение к ним с учетом специфики домашней работы.


  • Три уровня д/з (СВВ, ОБСВ): я одновременно задаю д/з трех уровней: i) Обязательный минимум – задание должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику, за обучение которого я берусь; ii) Тренировочный уровень – выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу; по усмотрению учителя они могут освобождаться от заданий первого уровня; iii) Творческое задание – выполняется добровольно и стимули-руется высокой оценкой и похвалой (см. группу приемов оценивания, стр.); я должен использовать в зависимости от темы урока и подготовленности класса. Типовые группы творческих заданий: a) фольклор – частушки, басни, притчи, сказки, фантрассказы по учебным темам; b) чайнворды, кроссворды,ворды; c) тематические сборники интересных фактов, примеров, задач; d) сборники аннотаций на статьи по выбранной теме; e) учебные комиксы; f) плакаты – опорные сигналы; g) мнемонические (помогающие запомнить) формулиро-вки, стихи, …




  • Задание массивом (СВВ, ОБСВ): 1) любой из уровней д/з я могу задавать массивом. Например, 10 задач, 10 стихов, 10 слов… Учащийся сам выбирает и решает (выучивает) не менее заранее оговоренного минимального объема заданий. Пример. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: к каждому уроку ребята выучивают новые слова из русско- или украинско-английского разговорника. Количество не ограничивается: 10 слов – отлично, 5 - 10 – хорошо. Важная деталь: на уроке нужно говорить не отдельные слова, а готовые разговорные фразы. Сначала по-русски (по-украински), потом по-английски. К столу ребята выходят по желанию. 2) задается большой массив задач сразу (к примеру, 60) – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Например, из 60 английских слов и словосочетаний ученик обязан выучить минимум 15, остальные – по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составляемыми из заданий этого массива (описание приема «Релейные контрольные роботы» см. на стр. 11). Чем больше выучил – тем больше вероятность встретить знакомое слово и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный период времени. Ученик выбирает тот уровень сложности, на который он способен, определяя этим границы своих знаний. Итак, этот прием полезен – во-первых, происходит самосогласование ребенка и уровня заданий, которые он выполняет, во-вторых, дети могут обменяться своими результатами, когда они выполняют разные задания и, наконец, в-третьих, волей-неволей читая все задания ученик расширяет свой учебный кругозор, знает гораздо больше заданий, чем ему дают и учится с первого взгляда оценивать сложность задания.




  • Особое задание (СВВ, ОБСВ): продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. (Мне необходимо всячески подчеркивать свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом). Выполняется в спецтетради; включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной трудности. Такое задание ученик должен только заслужить. Задание дается на неделю-две в зависимости от класса и имеет две категории сложности. Более сложная категория отличается заменой 3-5 средних заданий на трудные. Если ученик решился на это, то отказаться не имеет права. Все серьезно. В конце тетради каждому «особисту» вклеивается ИНСТРУКЦИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОСОБОГО ЗАДАНИЯ: 1. Выбор категории сложности осуществляй-те самостоятельно. 2. Задание аккуратно оформляйте и сдавайте к строго оговоренному сроку. 3. В конце выполненной работы заполните анкету: РЛ (номера задач, решенных легко); РТ (номера задач, решенных с трудом, с подсказкой); НР (номера нерешенных задач). 4. Задание проверяется в течение недели. Оценки ниже «8» не выставляются. Оценка «8» переносится в журнал только по желанию выполнившего работу. 5. При заполнении анкеты будьте справедливыми по отношению к себе. 6. В конце выполненного задания ДРУГИМ ЦВЕТОМ напишите: работа прочитана, ошибки исправлены, задачи сверены с ответом. Желаю успеха! С уважением к Вашему труду – [ФИО учителя]. Чтобы облегчить труд учителя: задачи даются из решебника (стандарт-ного или «фирменного»); «разбор полета» со всеми – разбираются те задачи, которые не решил никто или вызвавшие затруднение у всех; решившие каверзную задачу помогают товарищам, старшие помогают среднячкам. Если ученик не сдает вовремя задание: если он – талант, то пригласите его к себе домой на чашечку чая и расставьте все точки над i. Пусть он уважает вашу работу так, как и вы уважаете его. А иначе – карусель обещаний и невыполнений.



  1   2   3   4   5

Похожие:

Уроках было интересно iconРабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению
У одного ученика может быть заниженная самооценка, у другого, наоборот, завышенная, когнитивные процессы тоже развиты не на одинаковом...

Уроках было интересно iconДоклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Чита. Мы уверены, что вам интересно знать, чем живет наша школа, с какими проблемами сталкивается и как они решаются в нашем образовательном...

Уроках было интересно iconАлексей Кунгуров Киевской Руси не было, или Что скрывают историки
Что, если врут летописи и учебники, и прошлое было совсем иным? Автор задался этими вопросами. И сделал сногсшибательный вывод: Киевской...

Уроках было интересно iconРеферат Тема: «Военно-патриотическое воспитание студентов колледжа...
Сопряжение военно-патриотического воспитания на уроках обж с другими

Уроках было интересно iconСамостоятельная работа на уроках литературы. Работа выполнена
Теретическая основа изучения самостоятельную работу учащихся на уроках литературы

Уроках было интересно iconЭто форма организации летнего досуга детей в условиях города, не...
Кузнецком Социальным центром молодежи в 2001 году. Тогда было создано 7 дворовых отрядов, в которых более 140 подростков интересно...

Уроках было интересно iconИгры на уроках окружающего мира
«Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например,...

Уроках было интересно iconУроках русского языка и литературы (слайд 1)
«Применение технологии развития «критического мышления» на уроках русского языка и литературы»

Уроках было интересно iconМониторинг сми 07. 06. 2012
За минувшие сутки в Казани было отремонтировано 1288,29 кв метра дорог. За время работ было использовано 187 тонн асфальтобетона

Уроках было интересно iconВиды работ по русскому языку на уроках, внеклассных занятиях и олимпиадах
Я собрала большой материал по русскому языку (и математике) для использования его на уроках, для проведения олимпиад и внеклассных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск