Анатолий Гин
Приемы педагогической техники Книга адресована: учителю или воспитателю, который хочет, чтобы на уроках было интересно и ему и детям, но не имеет времени отыскивать идеи в лавине педлитературы; преподавателю ВУЗа, который хочет повысить эффективность преподавания; методисту, который стремится помочь преподавателям успешно решать их проблемы; управленцу (менеджеру, бизнесмену), желающему понять, чем отличается настоящий профи от халтурщика; ученикам и их родителям, которые хотят подсказать учителю, как сделать уроки интереснее. Цель книги: Хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания. СОДЕРЖАНИЕ: I. ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ 2 (стр.)
1. Принцип Свободы выбора 2
2. Принцип Открытости 2
3. Принцип Деятельности 2
4. Принцип Обратной связи 2
5. Принцип Идеальности 2
II. ДИДАКТИКА 2
Повышение интереса к учебному материалу 2
Повторение пройденного на уроке 3
Повторение изученных ранее тем 3
Уровни и виды домашнего задания 4
Приемы подачи домашнего задания 5
Подготовка к докладу 5
Коллективная учебная деятельность 6
Мозговой штурм 6
Деловые игры 8
Игровая учебная деятельность 9
III. УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ 10
Соуправление 10
Традиции урока 10
Дирижируем уроком 11
Приемы устного опроса 12
Приемы письменного контроля 14
Против списывания 14-15
Оценивание 15
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧИТЕЛЯ 16
1. Картотека учителя 16
2. Подготовка темы 16
3. Конструктор урока 16
V. ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Конструктор урока 18-2
2. Главы из новой рукописи 18-2-2
3. Методика оценки педагогических методик
4. Проект: новые задачи
5. Требования к условию открытой учебной задачи
6. Лаборатория образовательных технологий (ЛОТ) «Универсальный решатель»
Принципы педагогической техники
Организация труда
учителя Дидактика Управление классом
Приложения
I. Принципы педагогической техники:
Принципы педагогической техники являются фундаментом или основанием, на котором созидается вся педагогическая практи-ка. Сами же приемы педтехники – это строительный материал, из которого слагается красивое здание под названием «Хорошо организованный урок».
Принцип Свободы выбора (СВВ): я должен обеспечивать учащегося, где только это возможно, правом выбора, ограниченным его ответственностью за свой выбор!
Принцип Открытости (ОТКР): я обязан обеспечить учащегося знанием и пониманием границ его знаний посредством предоставления возможности решения открытых задач!
Принцип Деятельности (ДЕЯТ): я обязан обеспечивать применение учениками полученных ими знаний, умений, навыков, смыслов организовывая этот процесс преимущественно в форме деятельности!
Принцип Обратной связи (ОБСВ): я несу ответственность за процесс обучения, контролируя его с помощью развитой системы обратной связи (настроение, степень заинтересованности, уровень понимания учеников и т.д.)!
Принцип Идеальности (высокого КПД): мне необходимо максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью: минимум затрат – максимум результат в процессе образования! Я должен указать учащимся на их потребности в преподаваемом мною учебном материале! Учащиеся САМИ стремятся узнавать: а что же дальше? Учащиеся САМИ хотят подкрепить свою успешность; учащиеся САМИ обучают друг друга!
ІІ. Дидактика:
Дидактика направлена на то, чтобы контролировать уровень
усвоения учебного материала учащимися.
Повышение интереса к учебному материалу:
Привлекательная цель (ОБСВ, КПД): простая, понятная, привлекательная для ученика цель, достигая которой, он выполняет то, что запланировано мной (учителем). Пример. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: цель учителя – освоить вопросную форму английского предложения (Question). Разыгрывается ситуация «English Market», в которой дети задают вопросы продавцу с целью выбрать себе покупку. Товары – от книги или платья до автомобиля – представлены рисунками.
Удивляй! (ОТКР, ОБСВ, КПД): я нахожу такой угол зре-ния, при котором даже обыденное становится удивительным.
Отсроченная отгадка (ДЕЯТ, КПД): 1) в начале урока я даю загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом; 2) загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
Фантастическая добавка (ОТКР, ОБСВ, КПД): я дополняю реальную ситуацию фантастикой. ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: хотелось бы сделать прием более инструмен-тальным, технологичным. Но для этого сначала желательно собрать картотеку примеров его применения в различных учеб-ных предметах.
Лови ошибку! (ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): 1) объясняя мате-риал, я намеренно допускаю ошибки, (должна быть спланирована их убедительность; учитель – ложная мысль, гипотеза → ученики – контраргументы); 2) ученик получа-ет текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приго-товлены другими учениками, в том числе старшими (твор-ческие задания).
Практичность теории (ОТКР, КПД): введение в теорию мне необходимо осуществлять через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
Пресс-конференция (ДЕЯТ, ОТКР, ОБСВ, КПД): я должен намеренно неполно раскрывать тему, предлагая школьникам задать дораскрывающие ее вопросы (сильные и слабые вопросы). Вопросы бывают: 1) репродуктивные – ответы на них – повторение уже известного; 2) расширяющие знания – позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания; 3) развивающие – вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Вопросы составлены → сортировка: 1) отвечаем на уроке; 2) ответ – в литературе; 3) ответ, возможно, пока никому неизвестен → 1) самый интересный, самый сложный (проблемный), самый важный, самый оригинальный вопрос; 2) попарный взаимоопрос учеников по наработанным ими вопросам; 3) вопросы как темы будущих докладов учащихся. Учтем, что далеко не всегда, особенно в гуманитарных знаниях, существует контрольный ответ на развивающий вопрос. В таких случаях ответом может быть только собственное мнение ученика или учителя.
Вопрос к тексту (ДЕЯТ, ОТКР, ОБСВ, КПД): перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов (min 3 репродуктивных и по 5 расширяющих и развивающих).
Хороший учитель не только дает прочные знания, но он еще и показывает их границы. Пусть на каждом моем уроке найдется место ОТКРЫТЫМ ПРОБЛЕМАМ. Это повышает интерес к учебному материалу.
Повторение пройденного на уроке:
Главный принцип повторения – применять и изменять полученное знание.
Своя опора (СВВ, ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу (если учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников). Это может быть развернутый план ответа, как на экзамене.
Повторяем с контролем (ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
Повторяем с расширением (ДЕЯТ, ОТКР, ОБСВ, КПД): ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу. При этом учителю не обязательно отвечать на все вопросы – пусть они станут открытыми проблемами данной темы.
Свои примеры (СВВ, ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): ученики подготавливают свои примеры к новому материалу (свои задачи, идеи по применению…).
Опрос-итог (ОБСВ, КПД): в конце урока я задаю вопросы, побуждающие к рефлексии урока. Главное, интересное, новое, чему научились? Учитель не должен добиваться «административными мерами» того, чтобы главным назвали именно то, что считает таковым он. Он может наравне со всеми сказать и свое мнение.
Обсуждаем д/з (домашнее задание) (СВВ, ДЕЯТ, КПД): я вместе с учащимися обсуждаю вопрос: каким должно быть д/з, чтобы новый материал был качественно закреплен? Не давай манипулировать собой, всегда учитывай мнение учеников. Прием при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения д/з. Д/з должны быть разнообразными.
Повторение изученных ранее тем:
Глубокое усвоение материала требует неоднократного возвращения к нему и рассмотрения в разных связках и контекстах.
Своя опора (СВВ, ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): ученик составляет авторский опорный конспект всей ранее изученной темы. Лист большого формата; различные варианты: а) одна половина класса – одну тему, вторая – другую, попарное объяснение; б) несколько учеников развешивают свои авторские опоры-плакаты на стене, остальные собираются в малые группы и обсуждают их (см. раздел «Организация работы в группах»); в) конкурс «универсальная шпаргалка»; г) «Лови ошибку!» (см. стр.2) – ошибка специально закладывается в опорный конспект.
Повторяем с контролем (ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): ученики разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме (конкурс списков, контрольный опрос по одному из них…).
Повторяем с расширением (ДЕЯТ, ОТКР, ОБСВ, КПД): ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме.
Пересечение тем (ОТКР, ОБСВ): ученики подбирают или придумывают свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной мною. Этот прием обеспечивает связь сегодняшнего материала с изученным ранее материалом; сравнение, сопоставление, противо-поставление.
Уровни и виды д/з:
Как задавать Д/З с максимальной пользой? Эффектив-ная организация д/з – приемы, описанные выше в раз-делах «Повторение пройденного на уроке» и «Повто-рение изученных ранее тем». Этот раздел – допол-нение к ним с учетом специфики домашней работы.
Три уровня д/з (СВВ, ОБСВ): я одновременно задаю д/з трех уровней: i) Обязательный минимум – задание должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику, за обучение которого я берусь; ii) Тренировочный уровень – выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу; по усмотрению учителя они могут освобождаться от заданий первого уровня; iii) Творческое задание – выполняется добровольно и стимули-руется высокой оценкой и похвалой (см. группу приемов оценивания, стр.); я должен использовать в зависимости от темы урока и подготовленности класса. Типовые группы творческих заданий: a) фольклор – частушки, басни, притчи, сказки, фантрассказы по учебным темам; b) чайнворды, кроссворды, …ворды; c) тематические сборники интересных фактов, примеров, задач; d) сборники аннотаций на статьи по выбранной теме; e) учебные комиксы; f) плакаты – опорные сигналы; g) мнемонические (помогающие запомнить) формулиро-вки, стихи, …
Задание массивом (СВВ, ОБСВ): 1) любой из уровней д/з я могу задавать массивом. Например, 10 задач, 10 стихов, 10 слов… Учащийся сам выбирает и решает (выучивает) не менее заранее оговоренного минимального объема заданий. Пример. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: к каждому уроку ребята выучивают новые слова из русско- или украинско-английского разговорника. Количество не ограничивается: 10 слов – отлично, 5 - 10 – хорошо. Важная деталь: на уроке нужно говорить не отдельные слова, а готовые разговорные фразы. Сначала по-русски (по-украински), потом по-английски. К столу ребята выходят по желанию. 2) задается большой массив задач сразу (к примеру, 60) – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Например, из 60 английских слов и словосочетаний ученик обязан выучить минимум 15, остальные – по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составляемыми из заданий этого массива (описание приема «Релейные контрольные роботы» см. на стр. 11). Чем больше выучил – тем больше вероятность встретить знакомое слово и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный период времени. Ученик выбирает тот уровень сложности, на который он способен, определяя этим границы своих знаний. Итак, этот прием полезен – во-первых, происходит самосогласование ребенка и уровня заданий, которые он выполняет, во-вторых, дети могут обменяться своими результатами, когда они выполняют разные задания и, наконец, в-третьих, волей-неволей читая все задания ученик расширяет свой учебный кругозор, знает гораздо больше заданий, чем ему дают и учится с первого взгляда оценивать сложность задания.
Особое задание (СВВ, ОБСВ): продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. (Мне необходимо всячески подчеркивать свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом). Выполняется в спецтетради; включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной трудности. Такое задание ученик должен только заслужить. Задание дается на неделю-две в зависимости от класса и имеет две категории сложности. Более сложная категория отличается заменой 3-5 средних заданий на трудные. Если ученик решился на это, то отказаться не имеет права. Все серьезно. В конце тетради каждому «особисту» вклеивается ИНСТРУКЦИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОСОБОГО ЗАДАНИЯ: 1. Выбор категории сложности осуществляй-те самостоятельно. 2. Задание аккуратно оформляйте и сдавайте к строго оговоренному сроку. 3. В конце выполненной работы заполните анкету: РЛ (номера задач, решенных легко); РТ (номера задач, решенных с трудом, с подсказкой); НР (номера нерешенных задач). 4. Задание проверяется в течение недели. Оценки ниже «8» не выставляются. Оценка «8» переносится в журнал только по желанию выполнившего работу. 5. При заполнении анкеты будьте справедливыми по отношению к себе. 6. В конце выполненного задания ДРУГИМ ЦВЕТОМ напишите: работа прочитана, ошибки исправлены, задачи сверены с ответом. Желаю успеха! С уважением к Вашему труду – [ФИО учителя]. Чтобы облегчить труд учителя: задачи даются из решебника (стандарт-ного или «фирменного»); «разбор полета» со всеми – разбираются те задачи, которые не решил никто или вызвавшие затруднение у всех; решившие каверзную задачу помогают товарищам, старшие помогают среднячкам. Если ученик не сдает вовремя задание: если он – талант, то пригласите его к себе домой на чашечку чая и расставьте все точки над i. Пусть он уважает вашу работу так, как и вы уважаете его. А иначе – карусель обещаний и невыполнений.
|