Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами


НазваниеКонцепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами
страница1/12
ТипЗадача
filling-form.ru > Туризм > Задача
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Введение
Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее – Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами государственной политики в сфере культуры, определенными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, Стратегий и концепций долгосрочного социально-экономического развития Уральского федерального округа и Свердловской области.

В Концепции представлен анализ состояния музейной сферы в Свердловской области, определены цели и задачи, перспективы развития, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции.

Концепция разработана на основе положений Конституции Российской Федерации, а также ряда федеральных и областных законов и нормативных актов, стратегических документов, в том числе – федеральных законов от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», областных законов от 22 июля 1997 года № 43-ОЗ «О культурной деятельности на территории Свердловской области», от 27 декабря 2004 года № 232-ОЗ «О музейном деле в Свердловской области», распоряжения Правительства РФ от 23.04.2012 г. № 619-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года», Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 17.07.1985 г. № 290.

Концепция базируется на определении понятия музей, данного Федеральным законом от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»: «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций». Под музеем в Концепции понимается также и музей-заповедник, определение которого было дано в новой редакции закона, введенной Федеральным законом от 23.02.2011 г. № 19-ФЗ: «музей, которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями».

В Федеральном законе были определены цели создания музеев в Российской Федерации: «осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности; хранение музейных предметов и музейных коллекций; выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций; публикация музейных предметов и музейных коллекций», для музеев-заповедников – наряду с указанными целями – также «обеспечение сохранности переданных музею-заповеднику объектов культурного наследия и доступа к ним граждан, осуществление сохранения, изучения и популяризации указанных объектов» и, кроме того, «обеспечение режима содержания достопримечательного места, отнесенного к историко-культурному заповеднику, или ансамбля, сохранение в границах территории музея-заповедника исторически сложившихся видов деятельности (в том числе поддержание традиционного образа жизни и природопользования), осуществляемых сложившимися, характерными для данной территории способами, народных художественных промыслов и ремесел, осуществление экскурсионного обслуживания, предоставление информационных услуг, а также создание условий для туристской деятельности».

Помимо определения музея, данного законом, в наши дни существует еще целый ряд определений музея, что объясняется сложностью и многогранностью самого явления. В изданиях справочного характера музеи обычно трактуются как научно-исследовательские и культурно-просветительские учреждения, которые в соответствии со своими социальными функциями осуществляют комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры (объектов культурного наследия), а также природных объектов.

Международным советом музеев (ИКОМ) выработано свое определение музея, которое фигурирует в Уставе совета (1974 г., новая редакция 1995 г.): музей – это «постоянное некоммерческое учреждение, находящиеся на службе общества и его развития и открытое для людей, оно приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует и экспонирует в образовательных, просветительных и развлекательных целях материальные свидетельства человека и окружающей его среды».

Споры по поводу определения понятия «музей» продолжаются, поскольку развитие общественного сознания заставляет по-новому посмотреть на то, что ранее казалось более однозначным. Большинство исследователей определяют музей как социальный институт через выполняемые им функции. Согласно дефиниции, приведенной в Российской музейной энциклопедии, музей – это «исторически обусловленный многофункциональный институт памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых большинством как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, - музейных предметов».1

Музейная сфера является частью сферы культуры и поэтому отражает многие тенденции ее развития.

Данная Концепция согласуется с проектом Концепции развития сферы культуры Свердловской области на период до 2020 года, с миссией и стратегической целью культурной политики Свердловской области.

Развитие музейной, как и всей сферы культуры, направлено на усиление роли этих сфер в процессе преобразования Свердловской области в регион устойчивого социально-экономического развития и высокого качества жизни населения.

Музеи Свердловской области должны в конечном счете стремиться к духовно-нравственному развитию жителей Свердловской области в духе патриотизма, формированию мировоззренческих и ценностных основ личности, максимально полному использованию своих потенциальных возможностей, бережному сохранению историко-культурного наследия и природных богатств края, укреплению имиджа и туристической привлекательности Свердловской области.

Для достижения этого музейной сфере необходимо включиться в решение ряда задач, главными из которых для нее будут являться: обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и культурным услугам, актуализация историко-культурного наследия в целях идентификации нации и отдельной личности, сохранения социальной памяти, отраженной в памятниках истории и культуры (объектах культурного наследия), разработка и продвижение имиджевых культурных брендов региона.

В условиях повышения темпов экономического развития страны, перехода к инновационному типу развития экономики и общества в целом музейная сфера должна обратить внимание на то, что вместе со всей сферой культуры, она приобретает новые функции: она обеспечивает сохранение и передачу опыта и достижений прошлого, укрепляя духовные связи людей с их предшественниками, выступая коллективной памятью, основой национального самосознания; она способствует решению социальных проблем, снижению социальной напряженности в обществе, обеспечивая населению современный качественный досуг, заполняющий его свободное время, приобщающий людей к подлинным ценностям; может стать брендом и фактором развития территории.

В последние годы по-новому формируется отношение к деятельности музеев. Государственные и муниципальные музеи предпринимают попытки внедрить в практику новые направления работы, многие из которых до недавнего времени воспринимались как непрофильные, не соответствующие высокому предназначению музея. В стране появляются частные музеи, которые подчас составляют серьезную конкуренцию государственным и муниципальным музеям в соперничестве за посетителя, при этом и тем и другим музеям приходится вступать в конкурентную борьбу с учреждениями досуга: путешествующими коммерческими выставками, театрами, развлекательными центрами и т.д.

Посетителю, в конечном счете, все равно, какой музей или какое учреждение предоставляет ему услугу: государственное, муниципальное, частное. Посетителю безразлично, на какие средства организовано то или иное мероприятие: его интересует тот результат (эмоциональный, в первую очередь), какой он получил от посещения той или иной музейной программы и соответствие полученного результата финансовым вложениям в это мероприятие.

В то же время нельзя недооценивать тот факт, что музеи уникальны в своей деятельности и только музеи, «будучи институтами по передаче знаний о культуре, центрами формального и неформального образования, способствуют установлению взаимопонимания и социальной сплоченности между людьми и в качестве таковых имеют важное значение для устойчивого развития человечества. Работая с элементами материального и нематериального культурного наследия, музеи представляют собой уникальный инструмент продвижения и сохранения культурного разнообразия. Они помогают нам осознать, откуда мы родом и постичь наше общее будущее»2.

Для выполнения столь высокой миссии музеи вынуждены из застывших в своем развитии организаций, какими их иногда представляют граждане, трансформироваться в современные динамично развивающиеся учреждения культуры. Неслучайно в последние годы активизировалась работа многих музеев над Концепциями развития, определяющими те направления деятельности, с помощью которых музеи смогли бы и впредь не только выступать в роли собирателей и хранителей истории, достойно выдерживать конкурентную борьбу за посетителя, но и стать полноправными участниками культурной политики и социально-экономического развития территорий.

Реальность такова, что, сохраняя свои основные социальные функции, музеи становятся все больше досуговыми учреждениями. В начале 1990-х годов наблюдалась тенденция в среде музейных сотрудников выступать с отрицанием и неприятием перемен в традиционной деятельности музея, выражать негативное отношение к наступающим переменам, связанным с изменением социально-экономических и политических преобразований. Однако, объективные причины, в первую очередь связанные с постоянным недофинансированием, с оттоком из музеев квалифицированных кадров, отсутствием профессиональных менеджеров в сфере культуры стали своего рода двигателем творческой инициативы. Поиск путей развития – это задача, которую на протяжении многих лет решают и зарубежные, и отечественные музеи. Музеями накоплен достаточно большой опыт, который при осмыслении его мог бы стать основой для разработки дальнейших стратегий развития музейного дела.
Раздел 1. Музеи в современной России: состояние и тенденции развития
Музей в современной России – одно из самых доступных и самое посещаемое учреждение культуры: ежегодно музеи России, по данным федеральной статистики, посещает около 80 миллионов человек.

Российские музеи уникальны по широте охвата предметного мира: в отечественных музейных собраниях представлены памятники палеонтологии, биологии и геологии, истории науки и техники, археологии и истории России от древнейших времен до наших дней, памятники этнографии народов России и произведения народного искусства, шедевры живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, предметы и документы, раскрывающие политическую историю страны, историю религии, литературы, музыкального и театрального искусства, кинематографа, архитектуры, представляющие жизнь и деятельность величайших людей нашего Отечества.

Музейный фонд России – это тот духовный, культурный «золотой» запас страны, который гарантирует преемственность и непрерывность цивилизационных процессов в стране и обществе.

Сохраняемый, пополняемый, изучаемый и представляемый музеями Музейный фонд страны позволяет сохранять национальную и этнокультурную идентичность, воспроизводить единство и целостность страны и нации, формировать в обществе и у каждого человека ценностные ориентиры, критерии оценки реальной новизны инноваций.

Музей, по своей природе апеллирующий к эмоциональному и образному механизму восприятия человека, является незаменимым инструментом формирования и развития творческих способностей человека, что является особенно важным в периоды ускоренного инновационного социально-экономического развития.

Современный российский музей, соединяя в себе хранилище объектов культурного наследия, научный и образовательный центр, место проведения культурного и интеллектуального досуга, открыт для внедрения в свою хранительскую и публичную деятельность новейших технологий, которые ни в коей мере не противоречат имманентной консервативности музея как института.

В ХХ веке были достигнуты значительные успехи в области теоретического осмысления музейной деятельности и формирования музеологии (музееведения) как особой области знания. Проводились крупные комплексные исследования, результаты которых публиковались на страницах периодических музееведческих изданий («Советский музей», «Museum»), а также в трудах специализированных музееведческих центров - НИИ культуры (Российский институт культурологии), лаборатории музееведения Музея современной истории в Москве и т.д.

Тяжелые последствия для музейного дела имела происходившая в обществе смена ценностной ориентации. Наряду с активной музеефикацией памятников истории и культуры, которая предполагает их преобразование в объекты музейного показа с целью максимального сохранения, выявления историко-культурной, научной, эстетической ценности и включения их в современную культуру, появилась практика передачи частным лицам или организациям исторически ценных зданий и построек. Значительная часть музейных зданий была передана церкви. Некоторые ранее музеефицированные объекты перешли в собственность местных епархий (например, Храм св. Александра Невского Новотихвинского женского монастыря, где ранее располагалось фондохранилище Свердловского областного краеведческого музея).

Новшеством стало и формирование государственно-церковных отношений. Так, были возобновлены богослужения в церкви Покрова (центральная часть Собора Покрова на Рву в Москве) с 1990 г. в день взятия Казани.

Музейная общественность часто выступает противником таких акций, если не видит возможности обеспечить должную охрану, своевременную реставрацию объектов национального достояния со стороны религиозных структур. Выход был найден в оформлении двойного использования ряда выдающихся памятников в музеях «Московского Кремля»3, Владимира и т.д.

Однако, до сих пор остаются нерешенными многие проблемы взаимоотношений музея и церкви, среди них: отсутствие механизма защиты передаваемых ценностей и конфискованного ранее имущества русской православной церкви, как и другим действующим в Российской Федерации конфессиям и их общинам. До сих пор не разработаны меры материальной поддержки из федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации на содержание памятников истории и культуры, которые не являются собственностью государства и его субъектов (и, следовательно, не входят в государственную часть Музейного фонда). Не своевременно решаются вопросы о перемещении музейных фондов и экспозиций в новые помещения при передаче прежних в собственность конфессий. Многие музеи вынуждены консервировать свои фонды, а другие - закрывать экспозиции, вплоть до прекращения работы. Очень остро стоит проблема подготовки за государственный счет лиц из числа священнослужителей и верующих по музееведческим специальностям с целью профессиональной работы с памятниками истории и культуры.

Действующее Положение № 490 от 30 июня 2001 г. «О передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения», не разрешает многие из вышеперечисленных проблем4.

Несмотря на все сложности переходного периода, экономические кризисы, которые переживала наша страна, количество отечественных музеев продолжает увеличиваться. При этом, чем более глубокой провинцией мог бы быть назван тот или иной регион России, тем более активно проявляется данная тенденция, отражающая рост культурной автономии и экономической самостоятельности субъектов Федерации, старающихся различными способами, в том числе путем модернизации старых и создания новых музеев, подчеркнуть свою индивидуальность и проявить свое новое место в системе межрегиональных и международных связей.

Отмечая ускорение роста музейной сети как позитивную тенденцию, следует обратить внимание на ее проблемный аспект. Он состоит в том, что, наряду с новыми оригинальными музеями, появляющимися в стране, начинают возникать и музеи-суррогаты, музеи-двойники. Отсутствие обмена информацией между инициаторами музейных проектов и координации на межрегиональном уровне приводит к тому, что в развитии музейной сети начинают наблюдаться определенные типологические и профильные диспропорции.

Инициаторам современных музейных начинаний сегодня недостает полноты информации о том, что делается у соседей. Отсутствуют эффективные коммуникационные механизмы, которые позволяли бы самим авторам инициативных проектов корректировать свои замыслы с учетом общей ситуации и уже существующей структуры музейной сети.

Новейшей формой преодоления «замкнутости» музея как социального института в настоящее время становится формирующееся электронное информационное пространство. На практике включение пользователя в электронное музейное сообщество часто происходит через Интернет-сайты музеев. При этом многие из них построены на принципах интерактивности и динамического обновления информации. Это создает возможности для диалога и коммуникации. Пассивное потребление информации отходит на второй план, а регулярный посетитель музейного сайта становится неформальным членом музейного сообщества. Таким образом, тенденция развития межмузейного единства пересекается с тенденцией возникновения и стремительного роста межмузейного информационного пространства.

Однако, сегодня далеко не все музеи по разным причинам (финансовым, организационным) имеют возможность участвовать в этом процессе и до сих пор остаются в информационной «блокаде».

Одним из новшеств 1990-х годов стало возрождение частных музеев. В начале 1990-х гг. в с. Покровское Тюменской области открылся частный музей старца Григория Распутина, принадлежащий семье Смирновых. Музей собирает предметы, связанные с личностью Распутина или представляющие историю быта России рубежа XIX–ХХ вв. В 1993 г. открылся частный музей «Музыка и время» в Ярославле. Музей получил флигель бывшей усадьбы купцов Соболевых. Создатель и владелец музея, Джон Григорьев, коллекционирует колокольчики, часы, музыкальные инструменты и т.п.

В это время также и в других городах открываются частные музеи: Музей природы в Москве, Музей русской старины в Ярославле, Минералогический музей в Иркутске, частная картинная галерея в Ельце и др. В 1993 г. в Москве зарегистрирован первый частный художественный музей – Русский национальный музей искусств (далее - РНМИ), ставший заметным явлением в музейной жизни страны. Он ориентирован на формирование коллекции памятников русской культуры 2-й половины XIX – начала ХХ в.: декоративно- прикладного искусства, живописи, фарфора, мебели, музыкальной игрушки и т.д. РНМИ стал первым музеем, который собирал часть фондов именно для продажи, а не для включения в основной фонд. Музей ведет аукционные продажи, что дает средства для приобретения новых произведений искусства.

В 1999 году в Екатеринбурге открылся первый частный музей – «Невьянская икона» Е. В. Ройзмана, в 2000 г. – «Уральский минералогический музей» В.А. Пелепенко.

Наряду с частными широкое развитие и большую популярность приобрели еще два новых типа музея – музей под открытым небом (в связи с этим возникло и новое направление в музееведении – скансенология) и экомузей.

Экомузеи предполагают сохранение естественной среды обитания людей с включением их в музейный комплекс. Изучение среды обитания и взаимодействия является перспективным направлением музейного развития, только еще начинающее развиваться в нашей стране. Сегодня можно говорить о том, что экспонаты в таких музеях начинают восприниматься не просто как музейные предметы, они несут значительную смысловую и символическую нагрузку и образуемый ими комплекс или коллекция становятся своеобразным историческим документом конкретного места, его культуры, истории и окружающей среды. Экомузей одновременно является архивом и учебным пособием, а также составной частью текущей жизни местных жителей. По мнению французского музеолога Жоржа Анри Ривьера, «эти музеи являются архивами местных общин, в которых как в зеркале отражаются проблемы прошлого и настоящего, возможности их решения, а также перспективы. Такой музей сегодня крепко привязан к реалиям современной жизни, более других, так как подчеркивает как значение различий и культурного многообразия нашего мира, так и его единство, общие корни и культурные доминанты»5.

Являясь историко-культурным срезом общества в его естественной среде, экомузеи позволяют ему развиваться в сотрудничестве со всем окружающим миром. Примерами российских экомузеев могут служить Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал», Музей соли в Соликамске, ряд этнографи- ческих музеев в Сибири.

Приоритетной аудиторией современного музея любого вида и профиля являются дети всех возрастов, включая дошкольников. Развитие детского направления в музейной педагогике привело к созданию особого типа музея – Детский музей. Задача таких музеев – помочь детям познать окружающий мир. Их работа строится с учетом возрастных особенностей детей, объединяя элементы игры и учебы в единое целое. Детские музеи позволяют детям включиться в непосредственное взаимодействие с находящимися в экспозиции музейными предметами, познавая музейную тематику не только умозрительно, но и эмоционально. Все разновидности детских музеев ориентированы на многоканальную и разноуровневую интеграцию этих учреждений в окружающий социум.

Первый детский музей был создан в 1899 г. в Нью-йоркском районе Бруклин. В его основу легли минералы, раковины, чучела птиц и другие экспонаты. По примеру Бруклина в первые десятилетия ХХ в. были основаны детские музеи в Бостоне, Детройте, а позже и в других регионах страны. В настоящее время примерно 300 из существующих в мире детских музеев находятся в США6.
В 1990-е гг. самостоятельные детские музеи и детские центры при традиционных музеях появились в российских городах. Это первый самостоятельный детский музей в г. Ноябрьске, детский музей «В мире сказок», Детский исторический музей (Санкт-Петербург), Музей детских театров в Москве, Детская художественная галерея в Волгограде, Музей кукол и детской книги «Страна чудес» Объединенного музея писателей Урала, «Петрушкин дом» Екатеринбургского театра кукол и многие другие.

Устойчивой является тенденция роста музеев, хранящих не только движимые музейные предметы, но и недвижимые объекты - среду, ландшафт, нематериальные формы наследия. Расширившийся спектр музейных объектов сделал музейный мир более многоликим и разнообразным, породил новые формы музейных учреждений: музей-завод, школа-музей, музей-библиотека, музейно-культурные центры и интегрированные музеи.

Музейно-культурные центры стали коммуникативными центрами камерного характера. Примером их может быть созданный в Москве в 1995 году музей и общественный центр «Мир, прогресс и права человека» им. А.Д. Сахарова. Музейно-общественный центр использует возможности для проведения экспозиций, встреч, общественных мероприятий, рассчитанных на разные группы посетителей.

Еще одним перспективным направлением развития музеев является создание виртуального музея – специального типа веб-сайта, оптимизированного для экспозиции музейных материалов в Интернете.

Первые вебсайт-музеи стали размещаться в Интернете в 1991 году. Сначала виртуальные музеи были сайтами реальных музеев, но вскоре стали появляться и персональные вебсайт-музеи. В настоящее время существует огромное количество как самостоятельных виртуальных музеев, так и музеев, объединенных на одном портале. Большую популярность получил портал «Дыхание Питера», объединивший более 200 музеев и объектов историко-культурного наследия Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Единое информационное пространство Интернет-ресурсов представляет собой портал «Музеи Пензенской области», включающий основную страницу и отдельные сайты 15-ти музеев этой области. Следует отметить единые порталы музеев Пермского края, научных музеев Сибирского отделения Российской Академии наук и др.

Актуальной проблемой для современного музея в целом является его кадровое обеспечение. Вопрос о кадрах стоит остро, так как большой процент сотрудников музеев – это люди пенсионного возраста. А такая организация, как музей, нуждается в молодых силах и свежем интеллектуальном потенциале. Современное российское образование активно откликается на это требование времени. С 1990-х гг. постоянно увеличивается число вузов, подготавливающих специалистов-музееведов. Это связано с увеличением потребности в них, а также с ростом спроса на профессиональных музейных работников: развитие частного собирательства и коллекционирования, появление частных музеев и галерей требуют специалистов по экспертной оценке ценностей, аукционной торговле, реставрации и т.д. Но молодые специалисты не спешат пополнить ряды музейщиков. Основная причина – это низкая заработная плата. Молодые сотрудники не готовы работать на одном энтузиазме.

Кроме того, в настоящее время наблюдается снижение общего уровня квалификации в музейной сфере, связанное не только с появлением неофитов музейной профессии. Даже старые крупные музеи, укомплектованные опытными профессионалами самой высокой квалификации, сегодня сталкиваются с проблемой острого дефицита знаний и умений, необходимых для деятельности в новых социальных и экономических условиях.

Заметной тенденцией стала интеграция российских музеев в мировое музейное пространство. Сегодня многие музеи имеют возможность прямых контактов с зарубежными коллегами, активно обмениваются выставочными проектами, проводят совместные экспедиции, научные конференции и семинары, готовят совместные издания, организуют стажировки, имеют постоянных зарубежных партнеров. На этом фоне возникает потребность в переподготовке кадров, повышении квалификации.

В свое время в подобных случаях на помощь приходили курсы повышения квалификации, существовавшие на базе ведомственных учебных заведений, стажировки в головных музеях, научно-практические конференции. Сегодня для многих музеев подобные способы укрепления кадрового потенциала недоступны. Повысить или расширить свою квалификацию без существенного ущерба для музейного бюджета, не отрываясь надолго от текущих музейных дел, найти необходимую профессиональную поддержку в сложной и всегда быстро меняющейся ситуации, своевременно получить консультацию у собратьев по профессии - всему этому сегодня мешает проблема недостаточной эффективности традиционных и слабой освоенности новых каналов профессиональной коммуникации.

В этой связи следует отметить проект ЮНЕСКО/МФГС «Серия региональных и национальных тренингов для государств-участников СНГ по музейному менеджменту на основе публикаций ЮНЕСКО/ИКОМ по управлению музеем».

В 2008 г. МФГС (Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участниц СНГ) приступил к реализации первого совместного долгосрочного проекта с ЮНЕСКО по организации серии обучающих тренингов для музейных специалистов стран СНГ на базе разработанного ЮНЕСКО/ ИКОМ комплекта учебных пособий и практических руководств по управлению музеем «Управление музеем – XXI век». Проект был направлен на усиление охраны объектов культуры и борьбы с их незаконным оборотом, а также на развитие музеев как мест доступа к знаниям и информации. Основными целями проекта являлись: повышение потенциала музейных работников в странах СНГ в области управления музеями и сохранения музейных коллекций; обучение инструкторов необходимым знаниям и навыками для проведения национальных семинаров на базе Пакета обучения музейному делу ЮНЕСКО / Международного совета музеев в их соответствующих странах; укрепление контактов между работниками музеев в странах СНГ.

Тренинги, проведенные в рамках проекта, показали необходимость исследования вопросов музеологии и расширения регионального межмузейного сотрудничества на пространстве СНГ.

Программа тренингов включала ряд тем, актуальных и важных для развития современного музея, таких как: направления и перспективы развития музеев в современном мире, международное законодательство и конвенции ЮНЕСКО по сохранению культурного наследия, музеи и проблемы нелегального оборота культурных ценностей, менеджмент и деловой стиль общения, маркетинг и фандрайзинг в музее, документирование музейных коллекций и управление ими, музейные информационные системы и Интернет-технологии, сохранность коллекций и их защита во время чрезвычайных ситуаций, музейная климатология и превентивная консервация; образование в контексте деятельности музея, музейная торговля, музейные магазины и другие7.

В июне 2008 г. в рамках этого проекта прошел первый региональный тренинг в г. Санкт-Петербурге, в котором приняли участие руководители музеев и сотрудники министерств культуры из девяти стран Содружества. В 2009 г. был проведен цикл национальных тренингов ЮНЕСКО в Армении, Азербайджане, Беларуси, Республике Молдова и Российской Федерации.

Участниками национального тренинга Российской Федерации, прошедшего в 2009 г. в Казани стали 35 музейных специалистов из государственных, муниципальных, ведомственных музеев Волжского региона (Ижевска, Йошкар-Олы, Кирова, Оренбурга, Пензы, Самары, Перми, Саратова, Ульяновска, Уфы, Чебоксар) и некоторых других городов России (Абакана, Калининграда, Калуги, Краснодара, Майкопа, Мурома, Салехарда, Тамбова, Ярославля), Татарстана.

Опыт реализации проекта ЮНЕСКО/МФГС свидетельствует, что профессиональные тренинги музейного персонала — эффективный способ совершенствования практики документации, учета и хранения музейных коллекций; они важны для совершенствования работы музеев с публикой, для успешной реализации их социальной миссии. Такие тренинги развивают способность музеев преодолевать недостаток финансовых или кадровых ресурсов, учитывать климатические условия, бороться с последствиями природных и социальных катастроф, препятствовать нелегальному вывозу культурных ценностей и переживать политическую и экономическую нестабильность.

Пространственная активность музеев, преодолевающая институциональные рамки, неизбежно сочетается с социальной экспансией, что наиболее ярко проявляется в феномене «открытого музея». Появление экспериментальных музейных учреждений, сфера деятельности которых вышла за рамки комплектования, изучения, консервации и экспонирования фондов вызвано к жизни не только поисками путей обновления традиционного музея, но и усложнением и углублением понятия «культурное наследие». Вследствие этого в современном музееведении все больше распространяется взгляд на музей и культурное наследие как на важнейший ресурс развития города, региона, страны. Совокупность музеев региона традиционно обозначалась как музейная сеть, но в последнее время отмечается распространение нового термина – музейная сфера. Его содержание вызвано, по мнению исследователей, появлением на музейном горизонте организаций, тесно связанных с музеями (учебные заведения, исследовательские, аналитические, информационные, консалтинговые, координационные центры, общественные организации, фонды и пр.). Очевидно, что развитие музейной деятельности в регионе без учета взаимодействия с этими организациями было бы неполным. Более того, у музеев, территориальных комплексов и музейных организаций начинают укрепляться более широкие, долговременные и разнонаправленные связи, приобретающие форму совместных программ и проектов и свидетельствующие о расширении границ музейной сферы.

К началу ХХI столетия обозначились новые направления деятельности российских музеев, которые заметно расширили сферу их влияния на общество, что соответствует общемировой тенденции. Произошло расширение форм, методов, направлений музейной работы. То, что совсем недавно относили к нетрадиционным формам музейной практики, стало вполне традиционным для большинства музеев (от арт-терапии до исторических реконструкций, не говоря уже о многочисленных клубных формах деятельности). При этом в музеях появились музейные педагоги, специалисты по связям с общественностью и т.д.8

Важная тенденция деятельности современного музея – создание специальных околомузейных и внутримузейных структур. Внутри музеев и совместно с ними в городах и регионах создаются центры музейной педагогики, центры традиционной культуры, центры общественной жизни, клубы, общества. Изменение взаимодействия музея и социума проявляется также в делегировании части функций по управлению музеями разнообразным ассоциациям, фондам, общественным и частным организациям. В России активно действуют не только отечественные, но и зарубежные фонды: Международный научный фонд, Фонд Принца Уэльского и т.д. Получение грантов на различные проекты становится в последние годы все более ощутимым источником средств для российских музеев.

В различных странах, в том числе и в России, создаются клубы или общества друзей музея с целью содействия его развитию. Меценатство и спонсорство постепенно начинают приобретать конкретные устойчивые формы: получают развитие распространенные сегодня в мировой практике и известные в России с конца XIX - начала XX века Общества или клубы друзей музеев, осуществляющие не только финансовую и материальную поддержку, но и формирующие вокруг музея необходимую среду его сторонников, которая, с одной стороны, выступает как значимый фактор стабильности, а с другой, обеспечивает музею адекватный имидж.

Большую помощь музеям оказывают и Попечительские советы, также обеспечивающие финансовую и творческую стабильность. Как правило, в состав Попечительских советов входят известные и успешные люди современности, государственные представители, деятели российских и иностранных кругов. Вместе они содействуют реализации музейных планов и проектов.

В настоящее время в стране законодательно зафиксированы основополагающие принципы налогообложения, способствующие выявлению и закреплению экономических стимулов для участия коммерческого сектора в формировании бюджета культурных проектов. Несомненно, правовая база и налоговый режим нуждаются в дальнейшем совершенствовании и развитии, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации и местного самоуправления.

Особенности отечественного законодательства9 значительно сужают круг спонсоров, а вместе с тем и возможности изыскания средств в российских условиях и делают фандрайзинг практически нереализуемым направлением деятельности музеев. Законодательство не предусматривает обязательного предоставления налоговых льгот как отдельным «жертвователям», так и коммерческим и государственным структурам. Отсюда и минимальный набор средств привлечения дополнительных фондов, в том числе и для музеев.

В рамках формирования внебюджетных источников финансирования музеев развиваются специальные правительственные, региональные, муниципальные программы, конкурсы на Президентские гранты и аналогичные формы сотрудничества и поддержки, которые присутствуют в современной культурной политике России. Таким образом, просматривается тенденция к включению государства в процесс грантовой поддержки музеев.

В последние годы в органах власти, в учреждениях культуры и образования, в печати, на семинарах и конференциях активно обсуждаются вопросы правового регулирования свободного доступа к информации и охране прав на интеллектуальную собственность.

Конституция РФ и целый ряд законов о культуре, о библиотечной деятельности, о музеях, об образовании и науке гарантируют право граждан на свободный доступ к информации. Однако действующее законодательство не регулирует полностью все аспекты создания информационных ресурсов по культуре, науке и образованию и предоставления доступа к ним. Существуют определенные противоречия между правом на свободный доступ к информации и законов Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». Российское законодательство в сфере создания и развития государственных информационных ресурсов несовершенно, существует много пробелов в традиционном законодательстве в сфере информации, интересы учреждений образования и культуры не учитываются должным образом. Возникает коллизия между обязательным требованием соблюдения законодательства и общественной пользой. Необходимы новые подходы в законодательстве об авторском праве, необходимо найти компромисс, который бы позволил обеспечивать информационное обслуживание граждан в более полном объеме в соответствии с современным уровнем развития информации общества.

В 1990-е гг. активизировалась работа по информатизации музеев. Основные тенденции применения современных методов и средств информатики в музеях можно сформулировать следующим образом: создание внутримузейных баз данных, и на их основе – автоматизированных систем учета музейных коллекций. Это направление ведется с начала 1960-х гг. и актуально сегодня как никогда. В период до начала 1990-х гг. базы данных содержали в основном текстовую информацию, в настоящее время ряд таких систем используют оцифрованные изображения. Несомненно, что у сотрудничества таких явлений в жизни общества, как компьютер и музей, очень большое будущее: использование современных мультимедийных технологий позволит создавать новые экспозиционные системы. С начала 1990-х гг. основной акцент переносится на применение средств и методов мультимедиа с использованием глобальных средств связи. Информатизация музеев способствует как развитию музейного дела, так и углублению его научно-исследовательской деятельности с использованием новейших технологий. Однако в современных музеях наблюдается разрыв между техническими новациями и готовностью музеев к их применению, а также финансовые и организационные проблемы музеев по применению новых информационных технологий.

Новые автоматизированные системы учета (АС «Музей-3», АС «Музей-4», «КАМИС») стали доступным и универсальным инструментом для работников учета, хранителей фондов. Программное информационное обеспечение сегодня особенно актуально при создании Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации.

Разработка государственной музейной политики невозможна без информации о масштабах, содержании и состоянии коллекций, хранящихся в музеях. Только зная, чем мы обладаем и где все это располагается, можно должным образом отвечать за сохранность национального культурного наследия сегодня и в будущем. Очевидная необходимость иметь информацию о коллекциях всей страны была высказана очень давно. Практически идея создания общегосударственного каталога музейных предметов оформилась еще в 1930-е гг., но тогда речь шла об археологических материалах. При этом утверждалось, что характеристика описаний коллекций должна быть сведена к минимуму, где сжатость будет возмещена полнотой их перечня.

О том же говорил и опыт создания банка данных музейных предметов всех технических музеев СССР. Данный банк предполагалось создавать последовательно: список регионов, список музеев, список коллекций, описание предметов. Таким образом, поэтапно создавался как бы каркас банка, который постепенно и последовательно заполнялся информацией.

К сожалению, работа по созданию общесоюзного каталога музейных коллекций пошла не по пути создания единого первичного списка – реестра, а по пути разработки как можно более полных описаний конкретных предметов.

Принимая во внимание предыдущий опыт, есть все основания полагать, что, начав работу по созданию каталога Музейного фонда РФ с разработки полных описаний предметов и ввода этих описаний в каталог, конечный продукт не будет готов никогда, поскольку, во-первых, процесс описания предметов бесконечен, а во-вторых – не под силу огромному множеству небольших музеев страны, не имеющих на то ни финансовых, ни кадровых ресурсов.

Наряду с общероссийским каталогом в некоторых российских областях и краях создаются свои сводные каталоги музейных фондов. Так, в Вологодской области в 2011 г. началась работа по созданию сводного каталога музеев Вологодчины и переводу музейных фондов в электронный вид, тем самым решается широкий круг задач – от компьютеризации учетно-хранительской деятельности до предоставления доступа к музейным фондам посетителям сети Интернет10.

Повышается роль информационных технологий и в экспозиционно-выставочной деятельности, в управлении музеем, в поисках новых подходов в работе с посетителями. Привлечение посетителей в музей – еще одна злободневная тема. При этом большие надежды возлагаются на сотрудничество музеев с туристскими фирмами. Именно такое сотрудничество может дать толчок к развитию культурного туризма и помочь выжить музеям в сложной экономической ситуации.

Культурный туризм является одним из ключевых, активно и динамично развивающихся видов современного международного туризма. По оценкам ЮНВТО, культурные туристы составляют в настоящее время 37 % всех видов международных путешественников, и ежегодный рост числа туров с культурными мотивами составляет 15 %11.

Культурный туризм и музей объединяет ориентация на культурное наследие, при этом туризм способен стимулировать выявление и развитие новых граней культурного наследия, поскольку: предоставляет источник финансирования учреждениям культуры, в первую очередь музеям, являющимся объектами туристского показа, способствует реализации проектов в сфере культуры; стимулирует повышение культурного потенциала региона через поиск малоизвестных граней в его национальном, историческом и художественном наследии; способствует более полному использованию культурного потенциала через механизмы адаптации культурных артефактов к потребностям и мотивации различных категорий туристов12.

Сегодня очень остро стоит вопрос о взаимоотношениях музеев и туриндустрии. Проблема «Музей и туризм: Интеграция музеев в туристическую индустрию» стала главной темой для обсуждения на Международном фестивале музеев «Интермузей – 2012», который прошел с 1 по 5 июня в Москве. Исполнительный директор фестиваля Галина Зайцева пояснила: «Мы впервые попробуем апробировать взаимодействие туристических и музейных организаций, чтобы выработать совместный алгоритм работы, направленный на развитие культурного туризма в России». Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский заявил: «Сочетание культуры и туризма - это самое естественное сочетание, которое может быть. В случае с музеем - он должен стать центром притяжения для российских туристов и иностранных граждан». «И вообще, каждый объект культуры должен быть встроен в систему туристической деятельности», - сказал  Мединский13.

В настоящее время в сфере культурного туризма и музейной деятельности наиболее остро поставлена и практически решается задача комплексного подхода к сохранению культурного наследия, его актуализации и оптимального использования; в программах социокультурного развития регионов развитие культурного туризма и музеев определяется как базовый фактор решения хозяйственно-экономических проблем, формирования благоприятного социального климата.

И в этом плане главной задачей музея является его позиционирование как узнаваемого и уважаемого бренда, что, в свою очередь, способствует привлечению внимания к музею, как рядовых посетителей, так и частных лиц-пожертвователей и организаций-спонсоров.

Сегодня одни музеи страны, выявляя уникальные ресурсы, являются яркими брендами своих территорий (национальные российские музеи, такие как «Государственный Эрмитаж», «Музеи Московского Кремля» и другие, рассматриваются как «визитные карточки» страны в целом), другие же, интегрируясь в туристские проекты, связанные с мифологией, историей, фольклором территорий, привлекают огромное количество посетителей и дополнительные источники финансирования.

В настоящее время успешно развиваются туристские проекты, такие как «Великий Устюг — родина Деда Мороза», «Кастрома – родина Снегурочки». В русском сегменте Интернета с 2010 года реализуется уникальный социальный проект – «Сказочная карта России»14, где указаны места «проживания» популярных героев русских народных сказок. Многие из них, «получив прописку» в российских городах и селах, стали брендами этих территорий, а созданные в рамках этих проектов новые музеи или уже существующие становятся важными социально-культурными центрами.

Одной из интереснейших тенденций в музейном пространстве стало появление мегапроектов – таких, как «Большой Эрмитаж», в рамках которого Государственный Эрмитаж активно сотрудничает с музеями Гуггенхайма, открыл свои филиалы в Лондоне, Амстердаме, Лас-Вегасе, Казани. В Москве началось создание «Музейного городка» ГМИИ им. А.С. Пушкина15.

С 1990-х гг. активизируется выставочная деятельность музеев, позволяющая апробировать новую тематику и поддерживать постоянный интерес к музею не только туристов, но и местных жителей. Яркий дизайн, современное музейное оборудование, возросшее мастерство экспозиционеров сделали отдельные выставочные проекты ведущих российских музеев событиями в культурной жизни городов. Интенсивная выставочная деятельность позволяет значительно увеличить экспонируемую часть фонда, рождает новые экспозиционные приемы. Многочисленные выставки привлекают посетителей, приучают к посещению музеев.

Другая важная тенденция характеризуется созданием единого музейного пространства. Тенденция к объединению музеев наметилась уже давно. Она проявилась в создании особых надмузейных структур с интегративными функциями. Примером международной организации, объединяющей как идеологию, так и практическую деятельность музеев разных стран, является Международный союз музеев ICOM (ИКОМ).

Подобные структуры действуют и на национальных, и даже на региональных уровнях. Цели деятельности партнерских организаций направлены на формирование системы взаимосвязанных организационных и информационных каналов интеграции музеев и музейной деятельности. Это происходит в форме создания формальных и неформальных организаций и ассоциаций, увеличения роли партнерских отношений, ускорения процесса обмена межмузейной информацией.

Сегодня для решения профессиональных проблем в России создано около 20 ассоциаций музейных работников и других объединений, среди которых: Союз музеев России (создан в 2001 г.), Ассоциация музеев России, Ассоциация музеев Поволожья, Ассоциация музеев Центральной России, Ассоциация музейных работников России и другие. При ИКОМ России работают следующие ассоциации: Ассоциация литературных музеев, Ассоциация научно-технических музеев, Ассоциация музеев истории городов и другие.

Российский комитет Международного совета музеев (ИКОМ России) – старейшая в стране и самая авторитетная организация. На сегодняшний день российское членство в Международном совете музеев представлено 330 индивидуальными членами и 22 коллективными членами.

Мощной формой межмузейной интеграции становятся конкурсы. Они проводятся в разных странах и наднациональных объединениях и способствуют интенсификации музейной жизни, укреплению музейно сети. Лишь в последнее время отечественные специалисты и исследователи стали все чаще употреблять понятие «музейный мир России», но зато широкий резонанс уже получили Интермузей, Красноярские биеннале, «Меняющийся музей в меняющемся мире» и другие.

Активизируются попытки России стать полноправным участником международных организаций по различным направлениям музейной работы. В 1991 г. создается Международный союз выставок и ярмарок (МСВЯ). Этот союз объединил организации, занимающиеся выставочно-ярмарочной работой в России, Беларуси, Украине, Казахстане. В МСВЯ на 2002 г. зарегистрировано 8 ассоциированных членов и 71 действительный. В 1994 г. МСВЯ стала членом международного бюро выставок (UFI).

Сложность и динамичность общественной жизни, увеличение масштабов инновационных процессов в культурном, образовательном и информационном пространствах предопределяют необходимость распознавать положительные и негативные тенденции в развитии музеев. Круг вопросов, требующих рассмотрения, достаточно широк, в данной Концепции обозначены лишь основные, магистральные направления развития музея и музейной деятельности на современном этапе.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами iconПостановление от 6 ноября 2012 г. N 1238-пп о концепции развития...
О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации, в целях развития сферы культуры Свердловской области в интересах...

Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами iconКонцепция развития почтовой связи в российской федерации на период до 2020 года содержание
Цель реализации государственной политики в сфере почтовой связи и механизмы ее достижения 9

Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами iconКонцепция развития почтовой связи в российской федерации на период до 2020 года содержание
Цель реализации государственной политики в сфере почтовой связи и механизмы ее достижения 9

Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами iconКонцепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных...
Ения государственных и муниципальных услуг в электронном виде (далее — Концепция) разработана во исполнение п. 4 р. 1 Протокола заседания...

Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами iconКонцепция развития онкологической помощи населению архангельской области до 2020 года введение
Всё больше внимания уделяется вопросам как первичной, так и вторичной профилактики онкологических заболеваний

Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами iconПроблемы и особенности развития спортивного туризма на современном этапе.
Концепция развития спортивно-оздоровительного туризма в российской федерации на период до 2005 года 18

Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами iconКонцепция социально-экономического развития ярославской области до 2025 года
В соответствии с постановлением Правительства области от 16. 12. 2011 №1020-п «о перечне правовых актов в сфере стратегического управления...

Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами iconПояснительная записка Нормативные правовые документы, на основании...
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации...

Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами iconИнновационная россия 2020
Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – кдр) в соответствии с поручением Председателя...

Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами iconПубличный отчет за 2016 год Директор гау до рс (Я) цо и од «Сосновый бор»
Экономическом Совете при Правительстве Республики Саха (Якутия) была утверждена Концепция развития круглогодичного отдыха и оздоровления...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск