Программы обучения бизнес навыкам При финансовой поддержке Агентства США по международному развитию Киев -2002


НазваниеПрограммы обучения бизнес навыкам При финансовой поддержке Агентства США по международному развитию Киев -2002
страница1/8
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8


Winrock International

Проект предупреждения торговли людьми


КНИГА ДЛЯ ТРЕНЕРОВ

Программы обучения бизнес навыкам


При финансовой поддержке Агентства США по международному развитию




Киев –2002



Предисловие

Это пособие является одним из результатов реализации Программы "Экономическое развитие женщин в Украине", внедряемой Winrock International при поддержке Агентства США по Международному развитию.

Материалы, изложенные в этой книге, представляют собой итоги работы команды тренеров, подготовленной Тренинговой программой Winrock International совместно с корпорацией ACDI/VOCA и обогатившейся практическим опытом благодаря проведению тренингов во всех регионах Украины и за ее пределами.

Методологические основы Тренинговой программы были разработаны в ходе выполнения Проекта Winrock International по женскому лидерству, осуществлявшегося в Украине Женским консорциумом ННД-США в 1995–1997 годах.

Большинство тренеров имеют практический опыт предпринимательской деятельности, что привнесло в наше пособие реальную информацию по организации и ведению бизнеса.

Сотрудничество с другими экономическими проектами и использование опыта развития предпринимательства в Польше, США, Швеции позволило углубить и усовершенствовать наши рекомендации.

Мы выражаем благодарность всем, кто нас поддерживает.

Мы благодарим участниц тренингов, вселивших в нас уверенность в том, что наша работа необходима.

Это пособие предназначено для тренеров, разделяющих наши взгляды и убеждения. Тренинги — это бесконечный творческий процесс, вот почему данное пособие является основополагающим, а поданную информацию вы можете использовать в зависимости от ваших потребностей.


Методологические основы тренинговой программы
Тренинг — это запланированный учебный процесс, предназначенный для совершенствования имеющихся навыков и получения новых на основе собственного опыта и знаний с целью изменения поведения.

Интерактивная методика Тренинговой программы строится на убеждении, что люди эффективнее обучаются, если ощущают ценностное значение своих собственных знаний и опыта и имеют возможность поделиться ими в комфортной среде.

Программа тренинга построена таким образом, чтобы предоставляемая информация закреплялась в практических упражнениях. Разнообразие методов, применяемых в интерактивных тренингах, объясняется особенностями восприятия человека.

Человек запоминает

10 % прочитанного

20 % услышанного

30 % увиденного

50 % услышанного и увиденного

80 % произнесенного

90 % произнесенного и выполненного

В интерактивных тренингах используются следующие методы: презентация, индивидуальная работа, работа парами, работа в малых группах, работа по кругу, "аквариум", ролевая игра, обсуждение, "мозговой штурм", анкетирование, разминки и др.

Каждый метод предполагает решение конкретной задачи.

"Мозговой штурм" проводится для получения наибольшего количества идей по данной теме от всех участвующих за короткий отрезок времени. Основные принципы "мозгового штурма": предлагать любое решение по теме, даже самое неожиданное, не критиковать и не обговаривать предложения, свободно развивать, улучшать, комбинировать уже высказанные идеи.

Технически это можно делать в устной и письменной форме.

Перечень идей используется в дальнейшей работе, которая может проходить в виде обсуждения.

Обсуждение является одним из основных методов обучения, поскольку вовлекает всех участвующих в тренинге в активный обмен информацией и опытом. При обсуждении максимально усиливается взаимодействие между участницами и участниками тренинга.

Успешность применения этого метода более всего зависит от умения тренеров формулировать вопросы для достижения определенной цели. То, как тренеры реагируют на вопрос и комментарии, является решающим в создании конструктивной атмосферы.

Эффективное обсуждение возможно только при наличии открытых вопросов. Открытые вопросы, как правило, начинаются со слов "что, когда, какой, почему, как..." и не подводят к однозначному ответу "да" или "нет". Открытый вопрос стимулирует самостоятельное мышление и обсуждение. Лучше, когда вопросы сформулированы кратко и конкретно.

Тренеры должны быть внимательны ко всем. Обязательно следует благодарить за вопрос и высказывание, обеспечивать всем участникам и участницам равные возможности в обсуждении.

Работа в малых группах. Этот метод используют для повышения активности участвующих в тренинге. Для практического решения поставленной задачи создаются малые группы по 5–6 человек. Небольшие группы позволяют эффективно работать каждой участнице и участнику, приобщая их к обсуждению и обмену опытом. Работа малых групп завершается презентацией коллективной работы и обсуждением ее результатов.

Ролевая игра — это метод обучения путем воображаемых действий. Ролевые игры позволяют участвующим действовать независимо от их умений. Воспроизводя конкретную ситуацию, участницы и участники могут достичь большего понимания и приобрести новые навыки и знания.

Ролевые игры могут стать захватывающим способом обучения, если они тщательно продуманы и спланированы.
Условия успешного проведения ролевых игр
задание давать после объединения в малые группы

обеспечить участие всех

участвующие не должны использовать свои собственные имена

помнить об аплодисментах после презентаций

после выполнения упражнения предложить группе "выйти из роли" — обсудить чувства, впечатления или мнения.

Работа по кругу. Это обучающий метод, при котором вся группа обговаривает идеи или события, касающиеся определенной темы. Работа по кругу строится на основе правила добровольности и проводится структурированно (высказываются все поочередно, по кругу) или неструктурированно (высказываются по желанию).

Во время работы все имеют равные возможности высказываться и быть выслушанными. Круг должен иметь правильную форму и быть замкнутым. Это обеспечивает ощущение целостности и защищенности.

У каждого из перечисленных методов есть свои преимущества. Задачей тренеров является наиболее эффективное объединение всех имеющихся методик для достижения цели тренинга.

Не менее важными для успешного проведения тренинга являются организационные моменты:

желательно, чтобы комната для работы группы была по площади не менее 25 кв. м, а также пригодной для работы взрослой аудитории;

идеальная группа — 20 человек. При большем количестве участниц увеличивается время выполнения упражнений, при меньшем — не создается соответствующей атмосферы;

минимальная команда тренеров состоит из двух человек. В зависимости от ситуации их может быть трое или четверо; порядок работы тренинга тренеры готовят и согласовывают заранее. Обобщенный план тренинга (список тем) вывешивают на доске;

записывая информацию на бумаге, желательно использовать разноцветные маркеры. Маркер черного цвета старайтесь использовать как можно реже; красным цветом подчеркивайте самое важное; соблюдайте порядок работы тренинга, обязательно делайте перерывы каждые 1,5–2 часа. Если времени недостаточно, не акцентируйте на этом внимание группы, лучше пропустите одно из упражнений. Если остается лишнее время — проведите несколько коротких запасных упражнений по теме;

тренинг "Как организовать собственное дело" трехдневный. Каждый день должен начинаться со структурных упражнений и заканчиваться подведением итогов. В третий день после подведения итогов проведите анкетирование;

для команды тренеров тренинг завершается написанием творческого отчета. Послетренинговое обсуждение работы поможет составить всесторонний отчет.
Тренерство — это…
Тренинг — это комплекс обучающих методов, обращаясь к которому стремятся усовершенствовать навыки, используя собственный опыт.

Людей, проводящих тренинг, называют тренерами или тренершами.

Говоря о тренерстве, важно определить свою роль в этом процессе. Вы — преподаватель? Слушатель (слушательница)? Консультант? Менеджер? Тренер? Все эти роли весьма узкие и несут определенные профессиональные нагрузки. Каждая из них в отдельности не характеризует всех функций тренеров. Любая роль имеет конкретное содержание деятельности, а в целом все это составляет работу тренеров. Как менеджеры мы руководим процессом тренинга. Как преподаватели мы предоставляем информацию и обеспечиваем обратную связь для лучшего усвоения материала. Как тренеры мы руководим процессом тренинга: помогаем раскрыть способности, систематизировать знания, приобрести навыки по организации бизнеса. Как консультанты мы предлагаем участницам пути развития их личности. Для успешной работы нужно научиться объединять все эти умения и навыки. Мы должны постоянно учиться, углублять свои знания, совершенствовать свои навыки.

Навыки — это эффективное поведение, то, что мы говорим, и то, что мы делаем, основанное на наших знаниях и умениях.

Почему мы некоторые вещи делаем хорошо? Потому что у нас достаточно знаний по этому вопросу; мы отшлифовываем свои умения, регулярно их тренируем, делаем это сознательно. Кроме того, мы должны отдавать себе отчет, для чего нам это нужно.

Нервничать перед тренингом, "покрываться мурашками" — это естественная реакция. Тренерское мастерство заключается в том, чтобы "заставить этих мурашек ходить строем". А сделать это можно, если вы мотивированы быть успешными тренерами.

Если вы изучаете себя, вы можете научиться мотивировать свою деятельность в нужном вам направлении, значит, сумеете найти ресурсы, необходимые для успеха. Поражений не бывает, есть лишь обратная связь, которая содержит информацию о правильности выбора дальнейшего продвижения вперед. Важно помнить об этом, чтобы углублять навыки владения собой. Каждый тренинг — это в какой-то мере экспромт, но помните совет Д.Карнеги: «Самый лучший экспромт — хорошо подготовленный».

Держитесь естественно. Работайте над своей осанкой, контролируйте свои движения, не делайте лишних жестов, оберегайте ваше "личное пространство", старайтесь установить зрительный контакт с отдельными людьми в группе и поддерживайте его в течение всего тренинга. Учитесь владеть своим голосом. Тон, которым вы разговариваете в группе, может помочь Вам "держать" аудиторию, акцентировать наиболее важные моменты, в нужный момент расслабить группу. Учитесь изменять свой голос в соответствии с акцентом, необходимым в данный момент. Заранее продумайте сочетание тембра голоса и жестов, что поможет вам эффективнее донести информацию до группы.

Ваши выступления должны быть сжатыми и четкими, предложения — короткими, слова — понятными, терминология — общепринятой.

Тренировка подобна езде на велосипеде: через какое-то время это становится привычкой. Тренируйтесь самостоятельно, наблюдая за собой в зеркало, записывайте свой голос на пленку, чтобы знать его особенности. Если есть возможность, снимите себя на видео. Проиграйте и проговорите свой следующий тренинг так, как актер или актриса репетируют пьесу. Хорошо, если ваша подготовка будет проходить при участии посторонних. Спустя некоторое время работа в круге станет для вас естественной. Следующим шагом будет усовершенствование упражнений и техник для работы во время тренинга. Усваивайте все постепенно.

Что общего у наших успешных тренеров?

позитивное отношение к себе и другим

активная жизненная позиция

совершенное владение материалом

владение навыками успешного общения

умение слушать и слышать аудиторию

владение навыками работы с аудиторией

владение навыками вербального и невербального поведения

Эти и другие выводы были сделаны на основе практического тренерского опыта.

Помните: тот, кто хочет, может сделать больше, чем тот, кто может.
Работа тренеров в команде
Команда тренеров должна быть единым организмом, деятельность которога направлена на достижение общей цели: успешного проведение тренинга.

Тренеры могут иметь разные жизненные ценности, но при проведении тренинга должна преобладать одна — максимальная эффективность работы группы. Поэтому предварительная подготовка к тренингу обязательна. Заранее следует согласовать порядок дня, продумать объем информации, определить, кто конкретно будет излагать определенный блок (упражнение), какие примеры приводить, какие задавать вопросы, какие упражнения выполнять для закрепления навыков работы, какие использовать методы?

Умение правильно выбирать и сочетать различные методы подачи материала — один из компонентов тренерского мастерства.

При распределении упражнений следует учитывать опыт и знание каждой тренерши или тренера.

Кроме того, нужно определить методы вербального и невербального общения и взаимопомощи. Желательно, чтобы тренеры сидели лицом друг к другу, что позволит эффективно использовать язык жестов. В случае необходимости можно сесть рядом для поддержания тренерского авторитета.

Независимо от места в круге и от того, кто проводит упражнение, важно все время находиться в процессе тренинга: внимательно слушать, поддерживать дисциплину, вести записи, помогать "ведущей" проводить упражнение, при необходимости дополнить информацию. Помните, что для участвующих имеет значение то, что сказано, а не кем сказано.

Не забывайте слово "Спасибо!". Оно поможет во многих ситуациях: при поощрении, поддержке, активизации, благодарности, оценок без выделения, "стоп" и других.

Обязательно обсуждайте работу в конце дня и корректируйте планы на следующий день. Процесс обсуждения начинайте с успешных моментов, затем стоит обсудить и разобрать дискомфортные ситуации. Не скрывайте своих ощущений, помните, что все люди разные, и то, что на одного человека производит впечатление, другого может оставить равнодушным.

Подобные обсуждения обогащают тренерский опыт и повышают эффективность тренинговой работы в целом.
Практические советы из тренерского опыта
І. Проблемные ситуации:

Настороженная, недоверчивая встреча тренеров

Во вступительном слове дайте понять, что вы приобщаетесь к ценностям и проблемам участниц. Проведите упражнения-ледоколы.

Снижение активности группы во время работы

Если причиной служит физическая усталость, сделайте перерыв, проведите упражнения с элементами движений, проветрите помещение, постарайтесь чередовать различные методики подачи материала, чаще меняйте свое место в круге участниц.

Если причина заключается в сообщаемой информации, следует откорректировать план, исходя из особенностей группы, пересмотреть объемы блоков и доступность изложения материала.

Группа ожидает от тренеров решения своих проблем и получения ответов на все вопросы

Акцентируйте внимание на цели и задачах тренинга — учитывать личные возможности участвующих, активизировать внутренний потенциал, усилить мотивацию самозанятости, изложить основы знаний по предпринимательству, показать реальность организации собственного дела в современных условиях, указать другие возможные источники получения ответов на конкретные вопросы.

Трудно устанавливается контакт с группой

Выяснить причину в ходе общения с участвующими. Вероятно, их ожидания были иными, тогда еще раз можно акцентировать внимание на целях и задачах тренинга.

Шире используйте методику работы в малых группах, постоянно изменяя их состав. Задачи должны быть краткими и четкими.

Попробуйте войти в круг и установить невербальные контакты, произносите поощряющие слова, ссылайтесь на правила, можно привести пример из собственного опыта по теме.

Отсутствие обратной связи с группой

Завершать упражнение следует выводами. И выводы должна делать группа.

Некоторым людям требуется ответить на вопрос "для чего", прежде чем сообщать новую информацию. Им нужна мотивация для восприятия этой информации.

А есть люди, которых не интересует вопрос "для чего", они хотят знать, "как они смогут использовать полученную информацию?". Обсудите это вместе с группой.

Задавайте больше открытых вопросов. Не отвечайте сами на свои вопросы.

Помните о нашем принципе привлечения: поощряйте обмен идеями, выслушивайте мнения всех участниц и участников, относитесь к ним с уважением, всегда благодарите за высказанные мнения.

Потеря заинтересованности

Может произойти в случае подачи информационного материала либо слишком "глобально", либо чересчур "тщательно".

Интерактивная методика позволяет тренерам "переключать" аудиторию на различные методики.

Наша цель — не рассказать группе все, что мы знаем, а показать, какие знания нужны тем, кто решил начать собственное дело.

На помощь могут прийти "разминки".

Группа выполняет упражнения без желания

Причина может заключаться в том, что группа не поняла задания. Можно повторить задание, а затем спросить у группы, все ли понятно. Если упражнение предполагает работу в малых группах, сначала объедините участников в эти группы, а потом сообщайте задание.

Старайтесь делать логические переходы от упражнения к упражнению. Если группа впервые проводит ролевую игру, обязательно обсудите со всеми, что такое "ролевая игра" и для чего мы предлагаем подобный тип упражнения.

Агрессивное поведение одной или нескольких участниц

Попытайтесь понять причину агрессивного поведения, разграничивая поведение участников с их личностью (недопустимо переходить на личность!). Напомните группе о правилах работы тренинга, утвержденных всеми. Признайте право каждого иметь собственное мнение, предложите перенести обсуждение конфликтного вопроса на другое время. Ни в коем случае не реагируйте на агрессию. Иногда можно использовать давление группы.

Наличие скептика в группе

Попробуйте выяснить причину скептического отношения. Если кто-то из участвующих имеет отрицательный опыт в предпринимательстве, можно попытаться сделать вид его бизнеса основой для работы в малой группе. В таких ситуациях не следует возлагать на себя функции эксперта. При обсуждении работы делайте акцент на стратегиях, которые могут обеспечить успешность этого бизнеса.

Если скептическое поведение участников не мотивировано бизнесом, старайтесь не акцентировать на этом внимания, ссылаясь на правила.

Присутствие в группе руководителя или опытного специалиста, которые вмешиваются в ход работы и ограничивают активность участников

Используйте опыт этих людей, если он отвечает теме тренинга и не противоречит принятым правилам. При работе в малых группах привлекайте к активному участию всех. Например: "Сегодня вы сможете приобрести навыки презентации, попытайтесь воспользоваться этой возможностью". Формируя малые группы, "активистов" можно нейтрализовать "скептиками".

Психологически сложная ситуация

Предложите группе упражнение "Волшебный стул".
ІІ. Если у группы возникают вопросы...

Если у группы возникают вопросы по теме, следует уделить им внимание. Старайтесь не отвечать на вопрос прямо, даже если знаете ответ. Лучше переадресовать эти вопросы группе, при необходимости сообщить дополнительную информацию. Не допускайте безапелляционности при ответе на вопрос, даже если уверены в своей правоте. Не тратьте время на споры, предложив вернуться к этому вопросу позже. Обязательно сдержите свое обещание.

В ситуации неуверенности в правильном ответе целесообразно вести себя естественно и ссылаться на другие источники получения правильного ответа. Важно не оставлять вопрос без внимания.

Если вопросы у группы возникают не по теме, следует руководствоваться принятыми правилами.

Сохраняйте эмоциональную дистанцию. Помните, что опровергается информация, а не те, кто ее высказывает. Всегда обсуждайте суть вопроса. Если задаются личные вопросы, пожалуй, лучше ответить на них после тренинга.

На тренингах часто встречаются люди, требующие к себе повышенного внимания. Они пытаются доказать аудитории и тренерам, что являются экспертами по данному вопросу. При таком раскладе никогда не вступайте в технические споры, не занимайте оборонительную позицию. Используйте весь свой тренерский опыт и навыки успешного общения.

Стратегия ответа на вопросы:

Подтвердить понимание вопроса

Распознать намерения в основе вопроса

Решить, заниматься им сейчас или позже

Выбрать рамки информации для ответа на вопрос

Выбрать метод ответа: переадресовать, отделить предмет вопроса от личности, пошатнуть уверенность и т. п.

Невозможно предусмотреть все ситуации и вопросы, которые могут возникнуть при проведении тренинга. Важными являются умение и опыт по использованию методологии, профессиональные навыки и способность анализировать и совершенствовать свое тренерское мастерство.

Структурные упражнения

Упражнение: Вступление

Цель: предоставить информацию о тренинговой программе, рассказать об истории и сущности работы

Метод: презентация

Время выполнения: 10 мин.
Советы тренерам

Представьтесь. Назовите свое имя. Сообщая информацию о себе, учитывайте социальный статус участников. Расскажите об истории и сущности работы, которой вы занимаетесь. Но помните, что вступительное слово должно быть приветливым и кратким.

После того как вы поздоровались и представились, поблагодарите всех присутствующих за их желание принять участие в тренинге, а также спонсоров, благодаря которым стала возможной наша работа и такие встречи.

Тренинговая программа является составляющей Программы "Экономическое развитие женщин в Украине", реализуемой Winrock International при поддержке Агентства США по Международному развитию. Тренинги проводятся по интерактивной методике. Наши тренинги были основаны Тренинговой программой Женского консорциума ННД-США на базе опыта тренеров Украины, России, США и строятся на принципах философии ненасилия. Тренинг "Как организовать собственное дело" был разработан Тренинговой программой совместно с корпорацией ACDI/VOCA в 1999 году для проведения во всех регионах Украины.

Назовите цель и срок тренинга, что в дальнейшем поможет участвующим сформировать реальные ожидания.

Это можно сделать таким образом: "Наш тренинг трехдневный. Цель этой встречи: предоставить информацию, поделиться опытом и знаниями по предпринимательству, а также осветить этапы организации собственного дела. Свою задачу мы видим в том, чтобы помочь вам выявить и раскрыть способности, дать ответы на вопросы, сориентировать на самостоятельное решение проблемы занятости".

Обязательно проинформируйте группу о блоках, на которых будете останавливаться в течение трех дней, подчеркните целостность тренинга и взаимозависимость блоков, необходимость присутствия на всех занятиях.

Обратите внимание группы на добровольность выбора языка общения.

Обсудите детали: питание, туалет, перерывы и др.
Упражнение: Правила

Цель: обеспечить конструктивную атмосферу для работы

Метод: обсуждение в группе

Время выполнения: 10–15 мин.

Описание упражнения

Обсудите с участницами: что такое правила, для чего нужно утверждать

правила?

Предложите группе правила роботы, соблюдая последовательность:

Приходить вовремя

Быть позитивными

Не критиковать

Говорить кратко, по очереди, по одной, по теме

Персонификация

Добровольность

Конфиденциальность

Обсудите и согласуйте с группой каждое из этих правил. Предложите дополнить этот список. Все дополнения также согласуйте с группой.

Предложите группе в случае несоблюдения правил пользоваться жестом открытых ладоней.

Теоретическая информация

Приходить вовремя — проявление уважения к себе и другим. Уважение права других не тратить время на ожидание опаздывающих.

Быть позитивными — быть доброжелательными в высказываниях и в отношении к другим, что способствует конструктивному решению проблем.

Не критиковать — наша встреча — это диалог. Каждая точка зрения — это личная реальность, она базируется на собственном опыте. Точка зрения другого человека — это то, что видит, слышит и ощущает он. Некоторым может не нравиться данная позиция, поскольку люди часто думают, что понимать позицию — означает разделять ее. Однако понимание важно именно само по себе. Подвергать критике — значит ставить свою точку зрения выше другого.

Говорить кратко, поочередно… — заботясь о возможности высказаться, важно заботиться о возможности услышать.

Персонификация — говорить от своего имени, осознавая собственную позицию.

Добровольность — участвовать в тренинге по желанию, без принуждения со стороны тренеров или членов группы.

Конфиденциальность — личная информация не обсуждается и не выносится за круг тренинга.

Советы тренерам

Тренеры Тренинговой программы должны соблюдать правило "Гендерной чуткости", которое не предлагается для согласования с группой. Тема "Гендерного равенства"служит темой отдельного тренинга и требует соответствующей подготовки и времени.

"Правила" являются основополагающими в нашей работе. Важно не только декларировать эти правила, но и соблюдать их как во время проведения тренинга, так и в повседневной жизни.

Это первое упражнение должно проводиться динамично и положительно. Последующие дни тренинга также начинаются с "Правил", что позволяет детальнее проанализировать их в теме тренинга.
Упражнение: Знакомство

Цель: знакомство участников и участниц группы для создания комфортной атмосферы в дальнейшей работе

Метод: индивидуальная работа, работа парами (в зависимости от выбранной формы знакомства)

Время выполнения: 15–25 мин (в зависимости от вида знакомства)

Теоретическая информация

История имени

Все присутствующие по кругу называют свое имя и кратко рассказывают историю своего имени.

История из детства

Все присутствующие по кругу передают друг другу камушек. Человек, который его получает, называет свое имя и делится воспоминанием из детства, связанным с природой.

Я хочу вам представить…

Все присутствующие объединяются в пары. В паре каждый рассказывает о себе на протяжении 3–5 мин. После этого представляют своих соседей на общем круге.

Я — десять лет спустя

Все присутствующие по кругу называют свое имя и представляют свою деятельность, организацию, увлечение… через 10 лет.

Советы тренерам

Выполняя упражнение, важно помнить правила позитивности и добровольности.

В первый день знакомство должно быть кратким и личным.

Для обеспечения равных возможностей не следует выделять профессиональный опыт участниц при первом знакомстве. Во второй день можно знакомиться в парах, представляя друг друга. На третий день можно поговорить о планах на будущее.
Упражнение: Ожидание

Цель: определить ожидания участниц от тренинга

Метод: индивидуальная работа, обсуждение в круге

Время выполнения: 10 мин.

Описание упражнения

Предложите группе по правилу добровольности, структурированно, по кругу высказаться: "От сегодняшнего тренинга я ожидаю…" Обсудите, для чего нужно определять цель и ожидания в начале дела.

Советы тренерам

Выполнение упражнения должны начинать участник или участница добровольно. Лучше, когда тренеры не говорят первыми. Важно, чтобы участвующие проговаривали всю фразу: "От сегодняшнего дня я ожидаю…" В трехдневном тренинге в первый день можно предложить высказать ожидания от всего тренинга. В последующие — говорить об ожиданиях от каждого дня.

Упражнение: Я горжусь…

Цель: проанализировать свои положительные черты характера или умения, сознательно приобретенные Подвести всех участвующих к адекватной самооценке

Метод: индивидуальная работа, обсуждение в общем круге

Время выполнения: 15 мин.

Описание упражнения

Предложите каждой участнице, следуя правилу добровольности, структурированно по кругу закончить предложение: "Я горжусь...", назвав черту характера, сознательно выработанную.

Обсудите трудности, возникающие у группы при проведении этого упражнения. Почему нужно выполнять это упражнение? В каких жизненных ситуациях целесообразно воспользоваться данным упражнением?

Советы тренерам

При выполнении этого упражнения часто возникают различные вопросы. Некоторые люди отказываются его выполнять: не могут говорить о себе. Не настаивайте, предложите еще подумать или заменить слова "Я горжусь…" на "Мне нравится в себе...". Обязательно вернитесь к беседе с этим человеком после завершения круга.
Упражнение: Герб

Цель: определить собственные жизненные ценности, успехи, ориентиры

Метод: индивидуальная работа, обсуждение в общем круге

Время выполнения: 30 мин.

Описание упражнения

Раздайте "Гербы" (см. Приложение) и предложите всем присутствующим на тренинге нарисовать свой собственный герб.

Презентуйте работу на общем круге.

Советы тренерам

Обратите внимание присутствующих на то, что ответы на все вопросы, кроме 5-го, нужно нарисовать. Отметьте, что никто не будет оценивать художественный уровень рисунков.

Презентацию можно проводить как в общем круге, так и в малых группах или в парах. Можно открывать несколько окошечек по выбору тренера или участниц, в зависимости от ситуации.

Раскрывая окошечки, предлагайте людям объяснять, что именно они нарисовали.

Иногда возникают трудности относительно последнего окошечка. Тренеры должны быть внимательны и осторожны в этой ситуации.
Упражнение: Волшебный стул

Цель: вывести из роли человека, который находился в центре внимания во время выполнения эмоционально сложного упражнения, и снять напряжение в группе

Метод: работа в общем круге

Время выполнения: 15 мин.

Описание упражнения

Предложите человеку, находившемуся в центре внимания эмоционально сложного упражнения, сесть на стул в центре круга. Стул, стоящий в круге, — Волшебный. Тот, кто садится на него, избавляется от всех недостатков, а у группы, сидящей по кругу, появляется возможность сказать этому человеку теплые и добрые слова.

Обсудите с группой и с участником, находившимся в круге, их чувства. Спросите, для чего было выполнено это упражнение.

Советы тренерам

Упражнение можно проводить неструктурированно или поочередно. Если выполнение упражнения протекает вяло, тренерам желательно активно включаться в него, чтобы упражнение проходило активно.

Не забывайте благодарить всех высказавшихся. В конце упражнения спросите, как чувствует себя человек, который находился в круге, как чувствовали себя остальные, произнося добрые слова.

В конце упражнения подчеркните, что "Волшебный стул" можно найти всегда и всюду. Тренеры должны всегда помнить об этом.
Упражнение: На риск

Цель: подумать над тем, почему одни люди готовы рисковать, а другие — нет

Метод: индивидуальная работа, обсуждение в круге

Время выполнения: 10 мин.

Описание упражнения

Тренер выходит в круг и говорит: "Сейчас мы с вами проведем упражнение, связанное с определенным риском. Прошу Вас довериться мне и войти в круг тем, кто хочет мне помочь…"

После того, как все желающие войдут в круг, поблагодарите их и скажите, что на этом упражнение закончено.

Спросите у вошедших, почему они это сделали? У тех, кто не вошел, — почему? Обсудите, как повлияла фраза "Доверьтесь мне" на их решение. Почему люди часто доверяют другим, не задумываясь о последствиях, и т. д. Почему это упражнение было предложено именно в экономическом тренинге?

Предложите всем выйти из роли.
Упражнение: Мифы и факты о предпринимательстве

Цель: уметь различать мифы и факты, в частности касающиеся предпринимательства

Метод: работа в малых группах, "Аквариум"

Время проведения: 20 мин.

Описание упражнения

Объедините всех в малые группы. Предложите каждой группе на протяжении 3 мин. вспомнить мифы о предпринимательстве и записать на отдельном листе.

Предложите одной из групп занять места в центре круга. Эта группа получает лист с мифами другой группы. Читает вслух одно из утверждений и в течение 2–3 мин. дискутирует по поводу того, является ли оно мифом или же это факт.

Остальные слушают, не вмешиваясь.

Потом группа, сидевшая в центре, занимает место в общем круге, и все получают возможность высказать свое мнение, объяснить, было ли мнение группы достаточно аргументированным, какой аргумент был наиболее убедительным и т. д.

Затем место в "Аквариуме" занимает другая группа и обсуждается миф следующей группы.

Советы тренерам

Имейте в виду, что все малые группы должны побывать в "Аквариуме". Обязательно обсудите с группой, представляют ли мифы опасность?

Упражнение: Разминки

Цель: снять монотонность, увеличить энергетический уровень всех присутствующих, поощряя к дальнейшей работе

Время выполнения: 5 мин.

Описание упражнения

"Сегодня мне нравятся люди..."

Один человек становится в центр круга, его стул убирают. Ведущий говорит: "Сегодня мне нравятся те, кто…", и называет внешнюю характеристику, общую для определенной группы (цвет одежды, цвет глаз, стиль одежды и т. п.). Все, кто подходит к этой группе, должны встать и поменяться местами. Кому не хватило стула, занимает место ведущего.

"Фотоохотник"

Предложите группе представить себя в роли фотографа, который отправился на фотоохоту. Тренер рассказывает историю, сопровождая ее соответствующими движениями, все повторяют: фотоохотник проснулся, потянулся, открыл палатку, натянул сапоги, повесил на плечо фотоаппарат, пошел, потом побежал, трава высокая — раздвинул ее руками, вода глубокая — переплыл, увидел зайчика — сфотографировал, увидел волка — побежал назад и т.д.
Упражнение: Итоги

Цель: подытожить собственное участие в занятии

Метод: обсуждение в группе, выполнение индивидуальных творческих заданий

Время выполнения: 10–15 мин.

Описание упражнения

"Я сегодня поняла..."

Предложить участницам и участникам закончить фразу "Я сегодня поняла…" Упражнение лучше проводить структурированно по кругу.

"Чемодан"

Нарисовать чемодан и предложить каждому участнику и каждой участнице положить в этот чемодан то, что они почерпнули из тренинга и хотят взять для использования в будущем.

Советы тренерам

После этого упражнения проведите заключительное анкетирование. Для эмоционального завершения предложите группе одно из упражнений: "Веночек пожеланий", "Искорка", "Пирамида" и др.

"Веночек пожеланий"

Все присутствующие становятся в круг и поочередно кладут руку на плечо соседа. При этом они дарят свои впечатления от работы, те знания и навыки, которые приобрели на тренинге. Когда веночек соединяется, тренеры говорят, что мы опускаем свои руки, но наш круг не разрывается. Мы присоединяемся к большому кругу тех, кто принимал участие в наших тренингах. Этот круг всегда вас поддержит, если вы к нему обратитесь.

"Пирамида"

Тренер выходит в круг, протягивая руку к центру, и говорит, что на этой встрече мы получили новые знания и навыки и теперь предлагаем построить пирамиду положительных чувств. По принципу добровольности все присутствующие кладут руку на руку и сообщают о своих ощущениях во время тренинга.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Программы обучения бизнес навыкам При финансовой поддержке Агентства США по международному развитию Киев -2002 iconПрограммы малых грантов «Партнерство в противодействии коррупции»...
Самарской области». Программа осуществляется при финансовой поддержке Агентства США по Международному Развитию (amp сша) и технической...

Программы обучения бизнес навыкам При финансовой поддержке Агентства США по международному развитию Киев -2002 iconРуководство по составлению заявки на грант в рамках Программы суал-usaid...
Программа реализуется Фондом «Устойчивое Развитие» при финансовой поддержке ОАО «суал-холдинг» и Агентства США по Международному...

Программы обучения бизнес навыкам При финансовой поддержке Агентства США по международному развитию Киев -2002 iconИнформатика для демократии (Фонд индем) Заработная плата и коррупция:...
Фондом за счет средств, предоставленных Агентством по Международному Развитию Соединенных Штатов Америки (usaid). Точка зрения, отраженная...

Программы обучения бизнес навыкам При финансовой поддержке Агентства США по международному развитию Киев -2002 iconСуть программы
СПббоо «Ночлежка», при финансовой поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации, при информационной поддержке...

Программы обучения бизнес навыкам При финансовой поддержке Агентства США по международному развитию Киев -2002 iconУважаемые коллеги! Национальный исследовательский Мордовский государственный...
Олимпиада «Управление личными финансами» проводится в рамках совместного Проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного...

Программы обучения бизнес навыкам При финансовой поддержке Агентства США по международному развитию Киев -2002 iconОсновные сведения о пенсии
СПббоо «Ночлежка», при финансовой поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации, при информационной поддержке...

Программы обучения бизнес навыкам При финансовой поддержке Агентства США по международному развитию Киев -2002 iconМелихов, А. И. Нежный, П. Г. Положевец, Г. С. Померанц, А. И. Приставкин,...
Конгрессом российской интеллигенции и Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ при финансовой поддержке Федерального...

Программы обучения бизнес навыкам При финансовой поддержке Агентства США по международному развитию Киев -2002 icon! Общие вопросы получения жилья регулируются
СПббоо «Ночлежка», при финансовой поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации, при информационной поддержке...

Программы обучения бизнес навыкам При финансовой поддержке Агентства США по международному развитию Киев -2002 iconКак восстановить утерянный паспорт. Как получить паспорт РФ взамен...
СПббоо «Ночлежка», при финансовой поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации, при информационной поддержке...

Программы обучения бизнес навыкам При финансовой поддержке Агентства США по международному развитию Киев -2002 iconКак восстановить утерянный паспорт. Как получить паспорт РФ взамен...
СПббоо «Ночлежка», при финансовой поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации, при информационной поддержке...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск