Программы малых грантов «Партнерство в противодействии коррупции» Самарское региональное общественное движение


НазваниеПрограммы малых грантов «Партнерство в противодействии коррупции» Самарское региональное общественное движение
страница1/9
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Название файла: Правовой минимум предпринимателя

Проект «Правовое просвещение как преграда для коррупции»

финансируется Агентством международного развития США (МSI) в рамках

Программы малых грантов «Партнерство в противодействии коррупции»


Самарское региональное общественное движение

«Развитие предпринимательства»

ПРАВОВОЙ МИНИМУМ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Брошюра для предпринимателей


Самара 2004

Брошюра издана в рамках проекта «Правовое просвещение как преграда для коррупции», который реализуется Самарским региональным общественным движением «Развитие предпринимательства» по программе малых грантов «Партнерство по противодействию коррупции в Самарской области». Программа осуществляется при финансовой поддержке Агентства США по Международному Развитию (AMP США) и технической помощи компании «Management Systems International» (MSI). Точки зрения, отраженные в данной брошюре, могут не совпадать с точкой зрения AMP США и MSI.

Брошюра предназначена для предпринимателей. Прежде всего, для тех из них, кто не желает мириться с нарушениями своих прав, с препятствиями, ежедневно появляющимися на пути развития их бизнеса, для тех, кто готов отстаивать свое дело, свои интересы, честь и достоинство.

В брошюре разъясняются требования действующего законодательства, регламентирующего порядок проведения надзорных и контрольных мероприятий основными уполномоченными на то органами.

Подробно раскрыты правила проведения проверок, права и обязанности сторон, типичные нарушения, выявляемые в ходе контрольных мероприятий, даются рекомендации по профилактике нарушений.

Большое внимание уделено мерам ответственности за правонарушения.

Отдельная глава посвящена вопросам защиты прав и законных интересов предпринимателей.

Брошюра рассказывает, как избежать ненужных неприятностей при проверках и не создавать поводов для коррупционных проявлений с обеих сторон.

В издании содержатся также сведения об органах и организациях, которые обязаны, могут и желают помочь предпринимателям в самых разных ситуациях.

Пособие может быть интересно для представителей организаций гражданского общества, органов власти и специалистов, занимающихся проблемой предупреждения коррупции, и не только в сфере предпринимательства.
Составители брошюры:

1. Советкин Сергей Алексеевич, руководитель аппарата СРОД «Развитие предпринимательства».

2. Пономарев Андрей Михайлович, старший преподаватель кафедры гражданского права МГУ (Самарский филиал).

3. Чертыковцев Вадим Борисович, директор консалтингового центра «Абсолют», г. Самара.

4. Шелепов Илья Викторович, член Самарской областной коллегии адвокатов, преподаватель, аспирант Самарской государственной экономической академии.

Под редакцией Советкина С.А., руководителя аппарата СРОД «Развитие предпринимательства»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК

Глава 2. ПРОВЕРКИ ОТДЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

2.1. Милиция

2.2. Налоговая инспекция

2.3. Федеральная службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и

благополучия населения

2.3.1. Торговая инспекция

2.3.2. Органы госсанэпиднадзора

2.4. Центр стандартизации, метрологии и сертификации

2.5. Государственная противопожарная служба

2.6. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

2.7. Органы защиты прав предпринимателей

2.8. Органы местного самоуправления

Глава 3. КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ И СВОИ ПРАВА

3.1. Сроки привлечения к ответственности

3.2. Рассмотрение дела об административном правонарушении

3.3. Основные способы защиты прав

3.4. Как правильно оформить и подать жалобу и заявление

Глава 4. ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

4.1. Регистрация бизнеса без взяток

4.2. Ведение документации

4.3. Главный бухгалтер

4.4. Оформление и заключение договоров

4.5. Берегись мошенничества

4.6. Подразделения судебных приставов

4.7. Документы, которые должен иметь предприниматель на торговом месте

Глава 5. КУДА И К КОМУ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ И ЗАЩИТОЙ

ВВЕДЕНИЕ
Предпринимательство, несмотря ни на что, пробивает себе дорогу и развивается. Этот процесс не остановить.

Как показывает многолетний опыт деятельности СРОД «Развитие предпринимательства» по защите прав предпринимателей, одной из главных проблем, с которой сталкиваются предприниматели, являются всевозможные проверки многочисленными инстанциями.

В результате проверок, преследующих самые благие намерения, многие предприниматели несут серьезные убытки, а порой и вынуждены закрывать свой бизнес.

Тот же опыт свидетельствует, что многих проблем и потерь можно избежать, если знать права и обязанности – свои и проверяющих, порядок и правила проведения проверок.

Часто у предпринимателей нет собственных юристов. Это проблема. Данная брошюра позволяет в некоторой степени ее решить.

В ходе проверок регулярно возникают ситуации, способствующие коррупционным проявлениям. Как известно, коррупция – это дорога с двусторонним движением. Причем чаще взятки предлагают, нежели берут. Цель данной брошюры – во первых, помочь предпринимателям избежать таких ситуаций, когда они вынуждены откупаться от проверяющих, обнаруживших недостатки под угрозой более существенных потерь, вплоть до закрытия собственного бизнеса; во-вторых - научить отстаивать свои права законным путем.

Данная брошюра содержит только указания, соответствующие действующему законодательству, но не пути обхода или нарушения закона. Более того, мы убеждены, что только соблюдение закона позволит избежать проблем в бизнесе.

В случае, если вы не найдете ответов на конкретные вопросы, рекомендуем обратиться в Самарское региональное общественное движение «Развитие предпринимательства» по адресу: 443110, г. Самара, ул. Ново-Садовая, 17, тел. (8462) 38-61-28, а также в органы и структуры, указанные в разделе 5 этой брошюры.

Надеемся, что издание брошюры внесет свою лепту в процесс противодействия коррупции, становление цивилизованного рынка и развитие предпринимательства.
В.Ф. Путько,

руководитель СРОД «Развитие предпринимательства,

д.т.н., профессор

Глава 1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК
Кто проверяет и контролирует бизнес

В гл.28 КоАП РФ указаны более 80 организаций, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в ходе проверок, то есть проверять и контролировать предпринимателей.

Должностные лица контролирующих органов действуют на основании нормативных актов, которые четко определяют их полномочия (см. гл.2).
Периодичность и виды проверок

До принятия Федерального закона от 08.08.01 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» количество проверок не регламентировалось.

Хотя Закон №134-ФЗ и установил периодичность плановой проверки не более 1 раза в два года каждым органом государственного контроля в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя, а 1.10.03 Президент РФ подписал поправки в ст.7 Закона, определяющие, что контролеры не могут проводить плановые проверки малого бизнеса в течение трех лет после регистрации фирмы или предпринимателя, польза от всего этого прогрессивного решения невелика.

Во-первых, речь идет о каждой проверяющей организации, а их десятки.

Во-вторых, положения Закона №134-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с проведением налогового, валютного, таможенного, лицензионного, государственного метрологического, транспортного контроля и др.

Таким образом, не менее десятка проверяющих инстанций вправе побеспокоить торговое предприятие только плановой проверкой.

В-третьих, Закон №134-ФЗ предполагает проведение внеплановых проверок для контроля исполнения предписания о выявленных нарушениях, установленных в ходе проведения планового мероприятия, и в иных случаях, а именно:

  • получения информации об обстоятельствах (авария, выход из строя сооружения, оборудования и т.д.), которые могут причинить вред жизни, здоровью и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также окружающей среде;

  • возникновения угрозы жизни, здоровью, загрязнению окружающей среды, повреждению имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

  • обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Анонимные обращения в органы государственного контроля не могут служить основанием для внеплановой проверки.
Типовые требования к проведению проверок

Несмотря на указанные недостатки, Закон №134-ФЗ все-таки закрепляет ряд прогрессивных принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора):

  • продолжительность мероприятия по контролю (планового и внепланового) не должна превышать 1 месяц;

  • установлена презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

  • проводить проверку могут только уполномоченные должностные лица органов контроля;

  • предмет контроля должен соответствовать компетенции контролирующего органа;

  • мероприятия по контролю должны учитываться в специальном журнале проверок;

  • ответственность органов государственного контроля и их должностных лиц при проведении проверки;

  • недопустимость взимания органами государственного контроля платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю;

  • недопустимость непосредственного получения сотрудниками контролирующих органов отчислений от сумм, взысканных в результате проверки.

Перед началом проверки проверяющий обязан представить удостоверение личности и распоряжение (приказ) о проведении проверки. Убедитесь, что проверку проводит именно то должностное лицо, которое указано в распоряжении (приказе). В распоряжении должны быть следующие сведения:

  • его номер и дата;

  • наименование юридического лица (ФИО индивидуального предпринимателя), в отношении которого проводится проверка;

  • цели, задачи и предмет проводимого мероприятия;

  • правовые основания проведения проверки;

  • дата начала и окончания проверки.


Права проверяющего

В ходе проверки проверяющие имеют право исследовать все фактические данные о предполагаемом правонарушении:

  • получать объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего и свидетелей (ст.26.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ);

  • запрашивать и получать заключения экспертизы (ст.26.4 КоАП РФ):

  • изымать документы, пробы и образцы, фиксировать вещественные доказательства (ст.26.5-26.7 КоАП РФ).

Необходимо отметить, что изыматься должны только копии документов (причем изготовленные за счет контролирующего органа). Изъятие проб, образцов и документов обязательно оформляется протоколом.

  • истребовать сведения, необходимые для разрешения дела, которые должны быть представлены в трехдневный срок, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест, – незамедлительно (ст.26.10 КоАП РФ).

В отдельных случаях представитель контролирующего органа, ставший свидетелем правонарушения, имеет право приостанавливать деятельность торгового предприятия, если законное требование о прекращении нарушения не исполняется до устранения допущенных нарушений (Закон РФ oт 18.04.91 №1026-1 «О милиции»).
Оформление результатов проверки

При проверке, которая выявила недостатки в деятельности предприятия, могут быть составлены следующие документы: акт проверки, протокол об административном правонарушении, объяснения руководителя (потерпевшего, свидетелей), заключение эксперта; акт изъятия вещей и документов.

Наиболее важным из перечисленных документов является протокол об административном правонарушении, который отражает сам факт совершения правонарушения.

В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ уполномоченное должностное лицо составляет протокол о совершении правонарушения. Аналогичный порядок предусмотрен НК РФ (ст.101), Законом «О милиции» (ст.11) и иными законодательными актами.

Если нет протокола или он утратил силу, то нет и ответственности за правонарушение

Законом №134-ФЗ предусмотрены случаи, когда протокол не составляется (ст. 28.4 и 28.6 КоАП РФ):

  • если постановлением прокурора возбуждается производство по делу об административном правонарушении. В постановлении прокурора должны содержаться сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ;

  • если за совершение административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем 1 МРОТ. В этом случае уполномоченное должностное лицо на месте совершения административного правонарушения оформляет предупреждение либо налагает и взимает административный штраф.

В настоящее время минимальный размер onлаты труда (МРОТ) для исчисления штрафов составляет 100 руб. – Федеральный закон от 19.06.00 №82-ФЗ «О минимальном размере опиаты труда».

Если нарушитель оспаривает сам факт нарушения или назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте, то составляется протокол об административном правонарушении.

В протоколе указываются:

  • дата и место его составления;

  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,

  • фамилии, имена, отчества, адреса свидетелей и потерпевших;

  • место, время совершения и событие административного правонарушения, а также статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за него;

  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления правонарушения. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения (ст.28.5 КоАП РФ).

Обязательное составление протокола установлено федеральными законами, поэтому любые заявления проверяющих о том, что это не предусмотрено их внутренними актами (этим иногда грешат сотрудники милиции), неправомерны, поскольку ни один подзаконный акт (инструкция и распоряжение) не может противоречить закону.

Если для установления истины необходимо провести экспертизу или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, то проводится административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ).

Решение о необходимости расследования выносит должностное лицо, уполномоченное составлять протокол административного правонарушения. Срок проведения такого расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца. По окончании расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, а также физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Предпринимателям важно знать, что согласно п.2 ст.50 Конституции РФ «при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона».

Представители контролирующих органов не всегда сами хорошо знают требования законодательства, поэтому хорошая осведомленность в этой области может помочь предпринимателям.

Это как раз тот случай, когда знание – сила.
Глава 2. ПРОВЕРКИ ОТДЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
2.1. МИЛИЦИЯ

Полномочия работников милиции при проведении проверок определены п.25 ст.11 Закона РФ от 18.04.91 №1026-1 «О милиции», в соответствии с которым милиции предоставлены следующие права:

«При наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность: беспрепятственно входить в помещения, занимаемые организациями независимо от подчиненности и форм собственности…, в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства; проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц, а при отсутствии таковых – с участием представителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции, опечатать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей; проводить контрольные закупки; требования обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также проводить их; получать от должностных и материально-ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства; приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли, а равно граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, в случае неисполнения ими законного требования сотрудника милиции о прекращения нарушения».

Милиция, в соответствии с п.5 этой же статьи, имеет право на составление протоколов об административном правонарушении, осуществлять административное задержание и применять иные меры, предусмотренные законом.

Милиция вправе проверить любую фирму и предпринимателя.

Чаще всего приходится сталкиваться:

  • с УБЭП (управлением по борьбе с экономическими преступлениями);

  • с управлением по налоговым преступлениям;

  • с УБОП (управлением по борьбе с организованной преступностью);

  • с управлением «Р» (управлением по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий);

  • с милицией общественной безопасности (МОБ) в лице ОБППР (отдела по борьбе с нарушениями в сфере потребительского рынка и услуг).

Имейте в виду: у каждого подразделения милиции есть свой круг полномочий, за рамки которого оно выходить не вправе.

Самые большие полномочия у УБЭП и УБОП. Они борются со всеми видами экономических преступлений. Эти структуры практически дублируют друг друга.

Управление по налоговым преступлениям расследует соответственно налоговые преступления.

Управление «Р» борется, как правило, с контрафактной (пиратской) продукцией.

ОБППР работает только с предприятиями розничной торговли и сферы услуг.

Кроме того, учтите: УБЭП и УБОП занимаются только теми нарушениями, которые влекут за собой уголовную ответственность. А управление «Р» и ОБППР интересуют как уголовные, так и административные дела.

Все эти ведомства начинают проверку, как правило, с того, что смотрят документы на помещение (например, договор аренды или свидетельство о праве собственности), уставные документы или свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя, а также лицензии (если они необходимы).

Если вы занимаетесь торговлей, то милиционеры проверят разрешение на торговлю, накладные на товар, сертификаты, ценники, кассовый аппарат и связанные с ним документы (например, кассовую книгу).

Затем могут проверить и продавца (наличие регистрации или прописки, медкнижку, трудовой договор).

На этом обычно стандартная проверка заканчивается. Дальнейшие действия проверяющих зависят от того, что их интересует.
Рекомендуем при контактах с сотрудниками милиции:

1. В процессе общения быть немногословными.

2. Избегать конфликта, т.к. из всех проверяющих органов только милиция имеет право задержать вас.

3. Помнить, что каждый час после составления протокола для вас дорог. Чем быстрее вы встретитесь с адвокатом или юристом, тем больше у вас шансов свести к минимуму негативные последствия проверки.

4. Помнить, что в соответствии с п.6 ст.28.2 КоАП РФ, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Если сотрудник милиции не сделает этого и составит протокол в единственном экземпляре, то при подписании:

  • поставьте прочерки в незаполненных графах;

  • письменно укажите на бланке протокола, что сотрудник милиции отказался передать вам копию протокола, несмотря на вашу просьбу;

  • подпишите «С ПРОТОКОЛОМ НЕ СОГЛАСЕН» и поставьте дату под вашей подписью.

5. Если в отношении вас применяют административное задержание, не давайте повода к принятию к вам более жестких мер. Ст.27.5 КоАП РФ устанавливает, что срок административного задержания не должен превышать 3 часа. Помните, что только на свободе вы сможете эффективно защитить свои права.

6. Во время проведения осмотра (досмотра) ни в коем случае не препятствуйте действиям сотрудников милиции.

7. Не следует держаться слишком заносчиво, но и лебезить либо заискивать перед проверяющими, а тем более, занимать позицию заранее виноватого не стоит. Сохраняйте собственное достоинство. Это вызывает уважение и соответствующее отношение к Вам со стороны проверяющих.
При контактах с милицией полезно знать, что:

1. На основании п.25 ст.11 Закона «О милиции» вас имеют прав проверить только при наличии данных о ваших нарушениях. Т.е. данные должны быть официальными, анонимки не должны проверяться.

Данные о нарушениях должны быть зарегистрированы в журнале дежурной части РОВД, а заявления и письма в журнале секретариата.

На основании зарегистрированных фактов нарушений сотрудникам милиции выдается направление на проверку конкретной торговой точки (именно конкретной, т.е. нарушителя) с указанием конкретных мотивов, повлекших за собой проверку. Наличие такого направления у сотрудника милиции свидетельствует о наличии у него полномочий.

При этом сведения о наличии у него полномочий на проверку он должен довести до проверяемого, поскольку в соответствии п.1 ст.28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Следовательно, если сотрудник милиции не имеет направления на проведение проверки, то и составленный им протокол не имеет юридической силы.

Однако следует знать, что если работник милиции ЛИЧНО заметил правонарушение (например, невыдачу чека), то он в соответствии с законом «О милиции» обязан немедленно принять меры к устранению нарушения, и для этого ему никакого направления не требуется.

2. Сотрудники милиции могут проводить досмотр товара в присутствии владельца имущества либо его представителей или уполномоченных лиц. В случае же отсутствия владельца (собственника) товара досмотр может быть проведен только с участием двух понятых.

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

Таким образом, в присутствии лишь продавцов сотрудник милиции может зайти в помещение, но досмотр производить самостоятельно не имеет права. Следовательно, протокол досмотра, составленный в отсутствие владельца имущества (товара) без участия двух понятых не будет иметь юридической силы.

Методы проведения досмотра и обыска практически не имеют существенных отличий.

При досмотре, как правило, спрашивают согласие собственника на вскрытие сумок, ящиков, коробок и т.п., при обыске этого не требуется. Однако по возможным последствиям досмотр и обыск имеют существенные различия:

- после проведения досмотра составляется протокол, на основании которого лицо может быть привлечено к административной ответственности (как правило, наложению штрафа);

- после проведения обыска составляется протокол, на основании которого лицо могут привлечь не только к административной, но и при наличии оснований – к уголовной ответственности.

Кстати, сотрудникам милиции разрешается при наличии оснований проводить обыск. Для этого им не требуется иметь ордер на обыск, просто они обязаны уведомить прокурора об этом в течение 24-х часов с момента начала проведения обыска.

3. При составлении протокола (постановления) нарушителю должны разъясняться его права, предусмотренные ст.25.1 КоАП, и об этом должна быть сделана соответствующая запись в протоколе.

Следовательно, если проверяющий не разъяснил нарушителю его права и не сделал соответствующую запись в протоколе, то действия проверяющего могут быть признаны неправомерными.

Следует знать, что в соответствии со ст.25.1 КоАП, нарушитель имеет следующие права:

  • знакомиться со всеми материалами дела;

  • давать объяснения;

  • представлять доказательства;

  • заявлять ходатайства и отводы;

  • пользоваться юридической помощью защитника;

  • обжаловать постановление по делу;

  • иные права, предусмотренные КоАП.

4. Сотрудник милиции ИМЕЕТ ПРАВО ИЗЫМАТЬ необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции. Причем только в тех случаях, когда сами документы являются объектами правонарушений (ст.27.10 КоАП РФ).

Надо понимать, что здесь идет речь о накладных, счетах, приходных и расходных ордерах и т.п. документах.

Изымать паспорта (удостоверения личности), свидетельства предпринимателя, лицензии, сертификаты, тетради учета индивидуального предпринимателя, кассовый журнал, накладные, счета и т.п. сотрудник милиции не имеет права.

Однако помните, что сотрудник милиции всегда имеет право проверить наличие вышеперечисленных документов.

Следует правильно понимать смысл термина «ПРОВЕРИТЬ НАЛИЧИЕ» – это означает, что предприниматель должен предъявить требуемый документ, а не передать в руки проверяющего, то есть предприниматель показывает документ, не выпуская его из своих рук (так же, как проверяющий предъявляет свое удостоверение).

Если проверяющий все-таки взял в руки документ, то это уже является изъятием (выемкой) документа и должно быть официально оформлено протоколом или актом изъятия (выемки) с указанием перечня изъятых документов и мотивов их изъятия.

Особое внимание по просьбе большого количества предпринимателей хотим уделить правомерности проверки наличия сотрудниками милиции такого документа, как санитарная книжка.

Так вот, сотрудники милиции НЕ ИМЕЮТ ПОЛНОМОЧИЙ проверять наличие у предпринимателей САНИТАРНЫХ КНИЖЕК (а тем более – изымать их).

Право проверки санитарных книжек федеральным законодательством предоставлено исключительно органам санэпиднадзора.

5. Очень важно понимать, что сотрудники милиции имеют право проверять наличие документов, но не имеют полномочий давать правовую оценку указанным выше документам.

Это означает, что выявленные, по мнению работника милиции, нарушения по вышеперечисленным документам он должен актировать (а не протоколировать, т.к. протокол – это уже правовая оценка) и передавать акты в компетентные органы для принятия по этим фактам нарушений соответствующих мер. Именно акты, а не сами документы.

6. Сотрудники милиции имеют право требовать проведения ревизии кассы («снятие» кассы). Именно требовать, а не проводить. Дело в том, что в соответствии с п.37 «Порядка ведения кассовых операций в РФ», утвержденным решением Совета директоров ЦБ России 22.09.93 №40, ревизия кассы осуществляется только по приказанию руководителя, причем предварительно должен быть проведен ряд обязательных процедур. Так что, если у вас «снял» кассу самовольно сотрудник милиции, то это означает, что он совершил действия, на которые не имел полномочий.

Кстати, данное положение касается не только сотрудников милиции, но и других представителей контролирующих органов.

7. Следует знать, что в соответствии со ст.23.3 КоАП органам внутренних дел (милиции) даны полномочия давать правовую оценку (составлять протоколы) за следующие виды правонарушений:

  • Нарушение правил продажи отдельных видов товаров;

  • Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта;

  • Незаконное использование товарного знака;

  • Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил;

  • Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии);

  • Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена;

  • Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин;

  • Обман потребителей;

  • Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций;

  • Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций;

  • Выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки и др. нарушения.

8. Особое внимание надо уделить понятию «КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА» или «ПРОВЕРОЧНАЯ ПОКУПКА».

Этим правом вроде бы наделены такие органы, как милиция, госторгинспекция и др. Однако, дело в том, что контрольная закупка (проверочная покупка) в соответствии с п.4 ст.6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» отнесена к мероприятиям оперативно-розыскной деятельности. А стало быть, данное мероприятие должно проводиться в соответствии с данным федеральным законом.

Однако в реальной жизни работники милиции зачастую производят так называемые контрольные закупки на свои кровные, что противоречит законодательству РФ. А, следовательно, все доказательства, полученные в результате такого рода закупок, не могут лечь в основу обвинения лица, поскольку получены с нарушением закона.

Более того, такого рода покупки вовсе не являются контрольными или проверочными, а являются обыкновенной сделкой между продавцом и покупателем, где в роли ОБЫКНОВЕННОГО покупателя (и не более того) выступает работник контролирующего органа.

Действия работников милиции могут быть обжалованы в суде.

9. Работники милиции очень любят выявлять правонарушения, связанные с применением контрольно-кассовых машин. При этом некоторые из работников иногда специально провоцируют продавцов на совершение такого рода нарушений.

На практике чаше всего применяются 3 вида провокаций, которые применяются не только уполномоченными органами, но и мошенниками:

1. Лов на психологический «крючок»

Сотрудник контролирующего органа или «подсадная утка» играет роль разборчивого покупателя. В результате покупки предполагается обязательно наличие сдачи. При этом «покупатель» дает продавцу крупную купюру и просит дать товар в большом ассортименте.

Продавец, как правило, в первую очередь отдаст сдачу покупателю, согласовав с ним правильность своих расчетов, а потом уж продавец потянется к кассовому аппарату. Да не тут-то было. Деньги уплачены, товар и сдача получены, а чека-то у «покупателя» нет. И перед глазами у продавца уже маячит красная «корочка» и слышится голос: «Неприменение кассового аппарата!».

2. Лов на жалость

Данный метод используется для провокации работников оптовых фирм, которые не ведут розничной продажи товара и, соответственно, не имеют ККМ.

Для осуществления этой операции, как правило, привлекается женщина пенсионного возраста с определенными артистическими способностями, которая выступает в роли «подсадной утки». Далее см. выше.

3. Групповой лов

При осуществлении данного метода провокации участвуют не менее двух представителей контролирующих органов. Товар покупается обязательно в большом ассортименте. Деньги даются продавцу под расчет, всегда предполагается отсутствие сдачи. Покупатель быстро удаляется. Далее, см. выше.

Рекомендация для всех этих ситуаций только одна, но верная – не поддавайтесь ни на какие уговоры и даже слезы просителей, а всегда действуйте в строгом соответствии с нормами закона и существующими правилами и требуйте того же от ваших партнеров и сотрудников.

Как показывает анализ ст.3 Федерального закона N134-ФЗ, его положения не распространяются на следующие виды проверок, которые проводятся сотрудниками органов внутренних дел:

  • оперативно-розыскные мероприятия, дознание, предварительное следствие;

  • транспортный контроль (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу РФ, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории РФ);

  • лицензионный контроль (негосударственной охранной деятельности, сыскной деятельности, торговли оружием, патронами, экспонирования, коллекционирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов, деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ (Постановление Правительства РФ от 11.02.02 N135 «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

При проведении органами внутренних дел иных проверок, не указанных в ст.3 Закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе руководствоваться положениями Закона.

В заключение отметим, что в рамках оперативно-розыскной деятельности органы внутренних дел вправе осуществлять действия, указанные в ст.6 Федерального закона от 12.08.95 N144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а также п.25 ст.11 Закона РФ от 18.04.91 N1026-1 «О милиции».

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Программы малых грантов «Партнерство в противодействии коррупции» Самарское региональное общественное движение iconПособие по региональной экологической политике ответственные редакторы...
Р. А. Гусева, Калининградское региональное общественное движение Центр экологической политики

Программы малых грантов «Партнерство в противодействии коррупции» Самарское региональное общественное движение iconМетодические рекомендации по разработке и принятию организациями...
Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О...

Программы малых грантов «Партнерство в противодействии коррупции» Самарское региональное общественное движение iconПостановление администрации муниципального образования «Иваново-Самарское»...
«Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным...

Программы малых грантов «Партнерство в противодействии коррупции» Самарское региональное общественное движение iconРеспублики бурятия
В соответствии с Федеральным законом от 25. 12. 2008 г. №273-фз «О противодействии коррупции», Законом Республики Бурятия от 16....

Программы малых грантов «Партнерство в противодействии коррупции» Самарское региональное общественное движение iconДоклад о положении с правами человека в субъекте российской федерации...
Пскова и области в случаях нарушения их прав и свобод со стороны власти (в формате Приёмной по правам человека, развёрнутой в пространстве...

Программы малых грантов «Партнерство в противодействии коррупции» Самарское региональное общественное движение iconЗакон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-фз "О противодействии коррупции"
Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения...

Программы малых грантов «Партнерство в противодействии коррупции» Самарское региональное общественное движение iconКак, куда и по каким вопросам
Понятие «коррупции» определено статьей 1 Федерального законаот 25. 12. 2008 №273 – фз «О противодействии коррупции»

Программы малых грантов «Партнерство в противодействии коррупции» Самарское региональное общественное движение iconКак, куда и по каким вопросам
Понятие «коррупции» определено статьей 1 Федерального закона от 25. 12. 2008 №273 – фз «О противодействии коррупции»

Программы малых грантов «Партнерство в противодействии коррупции» Самарское региональное общественное движение iconДоклад о положении с правами человека в псковской области в 2004...
Пскова и области в случаях нарушения их прав и свобод со стороны власти (в формате Приёмной по правам человека, развёрнутой в пространстве...

Программы малых грантов «Партнерство в противодействии коррупции» Самарское региональное общественное движение iconОб организации работы по противодействию коррупции
В целях обеспечения реализации положений Федерального Закона от 25. 12. 2008 №273-фз «О противодействии коррупции», в соответствии...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск