Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования


НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
страница1/56
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   56

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


5 ЕЖЕГОДНАЯ ИТОГОВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА

ЧЕЧЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

25 ФЕВРАЛЯ 2016 ГОДА

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ


ГРОЗНЫЙ 2016

Ответственный редактор: Р.А. Кутуев, к.ф.-м.н., доцент,

проректор по науке и инновациям ФГБОУ ВО

«Чеченский государственный университет»

Редакционная коллегия:
Асхабов С.Н. д.ф.-м.н., профессор

Арсалиев Ш.М-Х. д.пед.н., профессор

Байсултанов И.Х. к.мед.н., доцент

Батукаев А.А. д.с.-х.н., профессор

Гайрабеков У.Т. к.б.н., доцент

Гайрабеков Р.Х. к.б.н., доцент

Довлетмурзаева М.А. к.э.н., доцент

Зубхаджиев М.-А.В. к.ф.-м.н., доцент

Керимов М.М. д.филос.н., профессор

Магомаев В.Х. д.и.н., профессор

Нинциева Т.М.. к.ю.н., доцент

Тавбулатова З.К. д.э.н., доцент

В сборник вошли статьи, подготовленные участниками конференции на материалах докладов и выступлений, сделанных на 5-ой ежегодной итоговой конференции профессорско-преподавательского состава Чеченского государственного университета (г. Грозный, Чеченский государственный университет, 25 февраля 2016 года).

Материалы конференции публикуются в авторской редакции
ISBN 978-5-91127-186-2

© Издательство ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», 2016 г

УДК 330
ОБЩИЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕНДЕНЦИИ ЗАДЕЙСТВОВАННОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
М.А. Довлетмурзаева,

к.э.н., декан факультета государственного управления

Чеченского государственного университета

Р.С. Гайрбекова,

к.э.н., доцент кафедры экономики и управления производством

Чеченского государственного университета
Аннотация. В данной работе авторы проанализировали систему поддержки и развития малого предпринимательства в регионе, выявили проблемы и определили пути выхода из сложившейся ситуации.
Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, государственная поддержка, программа.
COMMON PROCESSES AND THE INVOLVEMENT TRENDS SMALL BUSINESSES IN THE ECONOMY OF THE CHECHEN REPUBLIC
M.A. Dovletmurzaeva,

Ph.D., Dean of the Faculty of Public Administration CSU

R.S. Gayrbekova,

Ph.D., assistant professor of economics and management of production CSU
Annotation. In this study, the authors analyzed the system of support and development of small business in the region, identify problems and define a way out of the situation.
Keywords: entrepreneurship, small business, government support for the program.

Малое предпринимательство является неотъемлемой частью любой экономики. Субъекты малого предпринимательства составляют самую массовую по количеству участников сферу активной предпринимательской деятельности, основанную на рыночных отношениях и распространенную во всех странах с рыночной экономикой, а также в различных отраслях России [1, С. 41].

Развитие малого предпринимательства имеет исключительно важное значение в устойчивом продвижении региональной экономики, способствуя повышению занятости экономически активного населения и так называемой "самозанятости", снижая напряженность на региональном рынке труда и социальные обязательства государства в особенно чувствительный для бюджета страны трансформационный период, когда существуют жесткие ограничения по финансовым ресурсам. В это сложное для экономики время, малый бизнес аккумулирует производственный потенциал российских регионов, оптимизирует распределение и соединение основных факторов производства: рабочая сила, природные условия, производственные мощности, новации, капитал, при этом, нет необходимости в значительном стартовом капитале, крупных затратах на его организацию и функционирование и активно участвует в формировании бюджета за счет налоговых отчислений.

Особую значимость имеет малое предпринимательство, учитывая его адаптацион-ную гибкость к меняющемуся спросу, чуткость к новационным изменениям, высокую мобильность труда, придающее ему конкурентные преимущества и возможность безинер-ционного развития в депрессивных регионах, где преобладает традиционная экономика.

В методологическом плане необходимо учитывать генезис малого предпринимательства в трансформирующейся среде, отличающий его от малого предпринимательства других стран, где наработаны методы организационно-экономического регулирования в условиях рыночной конкуренции. Как показывает практика, при отсутствии четкой целенаправленной политики государства на различных этапах развития малого предпринимательства при несовершенстве институтов рынка заполняется псевдорыночными институтами, подменяющими функции государственных органов, что создает дополнительные барьеры в развитии малого предпринимательства.

В этих условиях малый бизнес без соответствующей государственной поддержки не в состоянии превратиться в мощный стимул производства, занять то место в российской экономике и экономике республики, которое он занимает в экономике развитых стран.

Объем поддержки предпринимательства по программам Министерства экономического развития России в 2015 г. сокращен на 10%. Это происходит в рамках общего снижения государственных расходов. При этом поддержка инновационных проектов через спецфонд растет.

Объем поддержки субъектов малого и среднего бизнеса по линии министерства составляет в 2015 г. около 20 млрд. руб. Программа подпала под 10%-ное сокращение, а это значит сокращение на 2–3 млрд. руб. по сравнению с 2014 г.

Программы Минэкономразвития предполагают, что субъекты Российской Федерации выбирают сами мероприятия.

Однако правительство увеличило финансирование Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на 5 млрд. руб., т.е. в 2,5 раза. "Из них 2 млрд. – действующим малым компаниям". Общий объем фонда составил в 2015 г. 8,4 млрд. руб.

Развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике уделяется большое внимание. На системной основе реализуется государственная политика, направленная на дальнейшее развитие предпринимательства в Чеченской Республике, создание и сохранение рабочих мест.

По состоянию на 01.01.2015 года, на учете состоит 27,1 тыс. индивидуальных предпринимателей и 5,2 тыс. малых предприятий [2].

В целях развития малого бизнеса в республике реализуется Государственная программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике на 2014–2018 годы», в рамках которой планируется выделить более 1,2 млрд. рублей за счет средств республиканского бюджета. Так, например в 2014 году объем бюджетных ассигнований в рамках указанной программы составил 248,8 млн. рублей, заключены соглашения на предоставление субсидий на софинансирование программы из федерального бюджета на 586,0 млн. рублей (исполнение на 01.01.2015 год: общий объем освоенных средств 740,5 млн. руб).

На софинансирование муниципальных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства 17 муниципальным районам и городским округам предоставлено 143,2 млн. рублей.

Кроме того, созданы некоммерческие организации: «Гарантийный фонд Чеченской Республики», «Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства ЧР», «Микрофинансовый фонд ЧР», которые оказывают различные виды государственной поддержки малому бизнесу как предоставление поручительств, грантов и субсидий. Для субъектов малого предпринимательства строятся офисные центры (бизнес-инкубаторы), которые оказывают образовательные, консалтинговые и юридические услуги предпринимателям, предоставляют офисные помещения на льготных условиях. В настоящее время в республике функционирует 10 бизнес-инкубаторов.

В целях преодоления кризисных явлений Правительством Российской Федерации принят План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, в котором сформирован самостоятельный раздел, относящийся к мерам поддержки малого предпринимательства.

Указанные мероприятия направлены на снижение налоговой нагрузки для предпринимателей, на увеличение спроса на продукцию малых и средних предприятий и на снижение барьеров для старта предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей. Полагаем, что внесение изменений в законодательство Чеченской Республики о налогах и сборах в части введения налоговых льгот налогоплательщикам, пользующимся специальными режимами налогообложения, будет способствовать увеличению числа субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечат расширение базы экономического роста. Государственная поддержка в сфере предпринимательства должна обеспечить реальную отдачу, обеспечить рост бюджетных поступлений. Оборот малых и средних предприятий в 2012 году составил 30,4 млрд. руб., в 2013 г. – 45,5 млрд. руб., в 2014 г. – 48,1 млрд. руб. Удельный вес оборота малых предприятий в валовом продукте региона в 2012 г. составил 29,3%, в 2013 г. – 40,8%, в 2014 г. – 40,0%. Таким образом, можно сделать вывод, что по сравнению с 2012 г. в 2013–2014 гг. доля малых предприятий в ВРП значительно выросла.

Вместе с тем, по отчетам Минфина Чеченской Республики в 2014 году поступления по налогам на совокупный доход и налогу на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые поступают преимущественно от субъектов малого предпринимательства, составили 150,1 млн. рублей. В общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета ЧР в 2014 году доля вышеуказанных налогов составила всего 1,2% (в 2012–2013 гг. указанная доля также не превышала 1.2%) [3]. Таким образом, проблема увеличение вклада малого бизнеса в экономику республики сохраняется и является актуальной.

Самыми распространенными причинами, когда предприниматели терпят фиаско, − отсутствие знаний по «матчасти», то есть нет бизнес-образования. Сегодня «гранит науки» дорогое удовольствие и это известно всем. Самым удобным и единственным выхо-дом из этой ситуации, при большом желании, когда недостаточно средств для получения образования в сфере бизнеса – это принятие участия в программах профобразования бизнесменов – тоже в рамках господдержки. В этом случае предприниматель, желающий начать новое дело, может посещать бесплатно курсы, лекции, семинары.

К еще одной разновидности поддержки малых форм бизнеса можно отнести льготы по аренде, которые предоставляются городскими администрациями в субъектах РФ. Учитывая данную программу власти города могут сдавать представителям малого бизнеса помещения, которые числятся на балансе города по низким ценам. Но, как правило, получить помещение на таких условиях предприниматель может, лишь пройдя конкурс или аукцион, по результатам которого отбирают самого достойного арендатора. Подключение полученного таким образом помещения к инженерным коммуникациям, возможно обратившись к администрации за помощью – и с высокой долей вероятности ее окажут в рамках софинансирования.

Для развития малых хозяйственных структур можно предложить:

- формировать целевые ориентиры, используя элементы стратегического планирования и оценивать региональную структуру экономики, трудовые ресурсы, необходимые для обеспечения реального сектора экономики;

- схему эффективных взаимодействий структурных частей и элементов единого механизма, активизирующего систему разработки стратегических планов развития хозяйствующих субъектов и отраслевых составляющих;

- управлять хозяйственными структурами на базе определенной методики разработки прогнозов, учитывая влияние на валовой региональный продукт Чеченской Республики.

В итоге отметим, что улучшение поддержки малого бизнеса в регионе может привести к экономическому росту, что соответственно может способствовать повышению качества жизни – это является самой важной проблемой в государственной политике сегодня. Наиболее актуальным, на сегодняшний день, является социальная ориентация в развитии малого бизнеса. В настоящее время около 13,6 тыс. человек, включая членов семей, частично или полностью живут на доходы в сфере малого бизнеса. По-прежнему основной возможностью создать новые рабочие места при сегодняшней напряженности на рынке труда остается малый бизнес. В большинстве случаев, зарегистрированные малые предприятия оказываются местом второй или третьей работы для работающих в крупных промышленных предприятиях и объединениях, с целью поиска дополнительного приработка. Нередко малые предприятия регистрируют в целях облегчения одноразовых сделок и минимизации налогов в рамках закона.
Литература:

  1. Гайрбекова Р.С., Довлетмурзаева М.А. Малое предпринимательство: сущность и предпосылки эффективного развития. / Научно-аналитический журнал «Вестник Чеченского государствен-ного университета». №2. Грозный, 2014. 256 с.

  2. chechenstat.gks.ru

  3. minfinchr.ru



УДК: 338.26
ПЕРЕСМОТР ПРИНЦИПОВ И ФАКТОРОВ УСПЕШНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
М.А. Буралова,

проректор Чеченского государственного университета

Л.М. Идигова,

д.э.н., профессор кафедры экономики и управления производством

Чеченского государственного университета

Р.С. Гайрбекова,

к.э.н., доцент кафедры экономики и управления производством

Чеченского государственного университета
Аннотация. В статье авторами подробно проанализированы региональные особенности повышения эффективности производственной инфраструктуры региона в условиях перехода к инновационному пути развития на примере Чеченской Республики, которая обладает большими запасами нефти, стройматериалов и других полезных ископаемых, благоприятными факторами развития АПК, туристско-рекреационой сферы, производства и реализации электроэнергии, всех видов промышленности. В статье определены степень и уровень эффективности как социальной, так и производственной инфраструктуры, обслуживающих региональное производство, которое напрямую влияет на региональную инвестиционную привлекательность всех отраслей народного хозяйства и способствует повышению конкурентоспособности региона и страны в целом на мировых рынках.

Ключевые слова: эффективность производственной инфраструктуры, региональные особенности, приоритетные отрасли промышленности Чеченской Республики.
REVISION OF THE PRINCIPLES AND FACTORS FOR SUCCESS FUNCTIONING AND IMPROVEMENT REGIONAL INFRASTRUCTURE
M.A. Buralova,

vice rector of the Chechen state university

L.M. Idigova,

Dr.Econ.Sci., professor of department of economy and production management of ChGU

R.S. Gayrbekova,

Cand.Econ.Sci., associate professor of economy and production management of ChGU
Annotation. The authors analyzed in detail regional features increase the efficiency of production infrastructure in the region in the transition to an innovative path of development on the example of the Chechen Republic, which has large reserves of oil, building materials and other minerals, favorable factors for the development of agriculture, tourism and recreational areas of production and sale of electricity, all types of industries. The article defines the extent and level of effectiveness as a social and industrial infrastructure, serving regional production, which has a direct impact on the regional investment attractiveness of all branches of the national economy and contributes to the competitiveness of the region and the country as a whole on the world markets.

Keywords: efficiency of production infrastructure, regional features, the priority industries of the Chechen Republic.

«…Догнать и перегнать остальные регионы по социально-экономическому благополучию. Такова наша задача. Поэтому мы должны разработать эффективную стратегию оживления хозяйственной жизни Чеченской Республики. Наша Республика должна стать справедливым, богатым и успешным регионом Российской Федерации. Население Чечни должно жить также и даже лучше жителей самых развитых регионов…»

Р.А. Кадыров.
Элементам производственной инфраструктуры в социально-экономическом развитии Чеченской Республики отведено особое значение, так как региональные инфраструктурные объекты являются не только составляющими некоторых производственных отраслей и видов деятельности, но и основным фактором, обеспечивающим условия для функционирования прочих отраслей народного хозяйства.

Развитая и разветвленная инфраструктура, присутствие ее основных элементов в оптимальном соотношении, степень ее развития, техническое, экологическое и экономическое состояние играют ключевую роль в эффективном функционировании остальных отраслей народнохозяйственного комплекса [1]. Эффективность функционирования объектов региональной инфраструктуры зависит от учета специфики региона при определении политики региональных органов власти, населения и товаропроизводителей [2]. Можно с уверенностью констатировать, что эффективное функционирование отраслей региональной экономики в современных условиях и дальнейшее формирование рыночных принципов предполагает пересмотр принципов и факторов успешного функционирования и совершенствования региональной инфраструктуры, ее элементов во всех секторах деятельности, что в перспективе потребует разработки принципиально новой Концепции развития инфраструктуры Чеченской Республики на среднесрочную перспективу (далее Концепция) в рамках Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2020 года.

При разработке предлагаемой Концепции, ее цели и задачи были увязаны с ФЦП, РЦП и инвестиционными проектами, реализуемыми на территории Чеченской Республики.

Основной целью Концепции мы ставим полное, своевременное, эффективное обеспечение промышленности и населения республики в инфраструктурных услугах.

Вместе с тем в разработанной и предлагаемой Концепции развития инфраструктуры Чеченской Республики на среднесрочную перспективу, основные направления развития инфраструктурного комплекса республики конкретизируются с учётом специфических особенностей, обозначены задачи, требующие решения в ближайшей перспективе. В Перечне Федеральных целевых программ, в рамках которых разработаны и реализуются различные инвестиционные проекты на территории Чеченской Республики модернизации, реконструкции, а иногда и капитальному ремонту подвергаются многие объекты региональной инфраструктуры.

Однако большинство составляющих все еще остаются без должного внимания, что не может негативно не отразиться на темпах экономического роста. На наш взгляд, пристального внимания требуют практически все сферы и объекты региональной социальной и производственной инфраструктуры, хотя некоторые объекты с уверенностью можно включить в состав и социальной и производственной сферы.

В предлагаемой Концепции сформулированы и обоснованы стратегические цели и задачи, приоритетные направления и сценарии развития, рассчитаны целевые параметры и базовые показатели развития объектов инфраструктуры.

При разработке Концепции развития инфраструктуры Чеченской Республики на среднесрочную перспективу учитывался весь спектр реализуемых и разрабатываемых документов федерального уровня, стратегий и программ развития отраслевых министерств и ведомств.

Стратегической целью Концепции является разработка практических рекомендаций по совершенствованию инфраструктурного обслуживания реального сектора экономики и населения Чеченской Республики путем оптимизации объектов и элементов региональной социальной и производственной инфраструктур [1].
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   56

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconПравила приема в федеральное государственное бюджетное образовательное...
В федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconПравила приема в федеральное государственное бюджетное образовательное...
В федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconРоссийской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconПравила приема в федеральное государственное бюджетное образовательное...
В федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск