Руководство для начинающего профессиональную деятельность педагога-психолога


НазваниеРуководство для начинающего профессиональную деятельность педагога-психолога
страница1/15
ТипРуководство
filling-form.ru > Туризм > Руководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15






Администрация города Челябинска

Управление образования Калининского района
Муниципальное образовательное учреждение

для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

центр психолого-медико-социального сопровождения г. Челябинска

(МОУ ЦПМСС)

Служба практической психологии и социальной педагогики (CПП и СП)


Серия «Социально-психологическое сопровождение образования»




РУКОВОДСТВО

ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА



2010




Давыдова В.И., Трофимчук О.М., Башак Т.В., Кривошеина И.Ю., Аббакумова С.И.
Руководство для начинающего профессиональную деятельность педагога-психолога. – Челябинск, 2010г.


Коллектив авторов-составителей:
Давыдова В.И., начальник управления образования Калининского района администрации города Челябинска.

Трофимчук О.М., директор МОУ ЦПМСС, кандидат психологических наук.

Башак Т.В., педагог-психолог СПП и СП МОУ ЦПМСС, высшая кв. категория.

Кривошеина И.Ю., педагог-психолог СПП и СП МОУ ЦПМСС, высшая кв. категория.

Аббакумова С.И., педагог-психолог СПП и СП МОУ ЦПМСС, высшая кв. категория.
В сборнике дано систематическое изложение основных методических и практических вопросов деятельности педагога-психолога в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

Сборник будет полезен в первую очередь практическим психологам, а так же всем тем, кто проявляет внимание к такой сложной и увлекательной профессии, как педагог-психолог.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 6
Раздел 1. Первые шаги педагога-психолога ОУ 8

  1. Проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий профессиональную деятельность педагог-психолог 8

  2. С чего начать работу в ОУ? 10


Раздел 2. Документация педагога-психолога ОУ 12

  1. Основные типы документации педагога-психолога ОУ 12

Законодательно-правовые акты и нормативные документы 12

Специальная документация. 16

Организационно-методическая документация 17

  1. Этический кодекс педагога-психолога 18

  2. Образцы документации по организации деятельности педагога-психолога ОУ 23

Должностная инструкция педагога-психолога ОУ 23

Примерная номенклатура дел педагога-психолога ОУ 27

Форма годового планирования педагога-психолога ОУ 29

Циклограмма работы педагога-психолога ОУ 32

Рекомендации по оформлению журнала учета видов работы педагога-психолога 36

Протокол психодиагностического обследования 40

Психологическая характеристика и психологическое заключение 43

Алгоритм составления справки (заключения) по результатам психодиагностических исследований 49

Психолого-педагогическая карта развития 50

Формы стандартизированных отчетов педагога-психолога ОУ 51

Итоговый (аналитический) отчет педагога-психолога за год. 59
Раздел 3. Модель кабинета педагога-психолога в образовательном учреждении 65

  1. Расположение кабинета педагога-психолога 65

  2. Температурный режим 66

  3. Организация пространства кабинета педагога-психолога 66

  4. Требования к организации фитодизайна 68

  5. Требования к применению музыкальных средств 69

  6. Светоцветовое оформление кабинета 70

  7. Материально-техническое наполнение кабинета. 73

  8. Методическое обеспечение работы педагога-психолога 75

  9. Организация хранения материалов. 78


Раздел 4. Направления профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях ОУ 80

  1. Психологическое просвещение 81

  2. Психопрофилактическая работа 82

  3. Психодиагностическая работа 83

Содержание диагностической работы педагога-психолога ОУ 83

Классификация диагностических методик 84

Стандартизация психодиагностического инструментария 99

  1. Развивающая и психокоррекционная работа 103

Содержание развивающей и психокоррекционной работы педагога-психолога ОУ 103

Организация психолого-педагогической коррекции на диагностической основе 104

Требования к психологическим индивидуально-ориентированным, профилактическим и коррекционно-развивающим программам в системе образования 109

Программно-методическое обеспечение деятельности педагога-психолога МДОУ 110

Программно-методическое обеспечение деятельности педагога-психолога МОУ 112

  1. Консультативная работа 117


РАЗДЕЛ 5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 118
РАЗДЕЛ 6. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ 122

Подсказки начинающему дошкольному психологу.

Черноусова Е.А., педагог-психолог МДОУ ЦРР ДС №73 122
Развитие креативности и раскрытие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Малкова Е.Ю., педагог-психолог МДОУ №219 126
Коллективные творческие дела в практике работы педагога-психолога.

Литвинчук Е.А., педагог-психолог МОУ СОШ №5 132
Дети-инвалиды: психологические проблемы и неожиданные открытия.

Черноусова Е.А., педагог-психолог МДОУ ЦРР ДС №73 136
Волшебные дети.

Залятова Я.Э., педагог-психолог МДОУ ЦРР ДС №454 140

ПРЕДИСЛОВИЕ.
Вы держите в руках книгу, которая написана с тем, чтобы как можно более эффективно и действенно помочь начинающему свой профессиональный путь педагогу-психологу.

Педагог-психолог приходит в образовательное учреждение тоже как специалист, а не как «скорая помощь» для воспитателя или учителя и «нянька» для детей. Он равноправный член педагогического коллектива и отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно за психическое (интеллектуальное, эмоциональное, мотивационно-потребностное, коммуникативное и др.) развитие и психологическое здоровье детей и школьников.

В данной книге отражены разные стороны работы педагога-психолога, связанные с проведением диагностики и коррекции психического развития детей, общением с педагогами и родителями, оформлением документации и рабочего места педагога-психолога.

Клятва детского психолога.

Ступая на путь практической психологии, я клянусь, что все мои знания и способности я вложу в свою непростую работу.

В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обратился ко мне за помощью. Все, что я умею и знаю, все, чем природа и люди одарили меня как личность, – для тех, кто идет ко мне.

Я не допущу, чтобы то, что я узнал о человеке, обернулось против него. Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного – быть для людей тем, кому можно довериться.

И я не опозорю свою профессию некомпетентностью, неквалифицированностью, непорядочностью, равнодушием и стяжательством.

И пусть удача сопутствует мне в моем искреннем стремлении пробудить и развить дар в ребенке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить, и беречь загадку его неповторимой индивидуальности.


РАЗДЕЛ 1. ПЕРВЫЕ ШАГИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОУ


  1. Проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий профессиональную деятельность педагог-психолог.


Педагог-психолог в образовательном учреждении – это, прежде всего, знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей.

Основные функции психолога в ОУ связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и педагогами ОУ.

Успешность работы педагога-психолога в большой степени зависит от места, которое он сумеет занять в коллективе, от его взаимоотношений с администрацией и остальным персоналом ОУ. Он ни в коем случае не должен стремиться подменять руководство, его задача – выступать в качестве компетентного и доброжелательного консультанта, чьи рекомендации выполняются благодаря его личному авторитету и признанной всеми квалификации. Для начала необходимо понимать различия профессиональных позиций педагога и психолога.
Различия профессиональных позиций педагога и психолога.





Профессиональная роль

учителя

Профессиональная роль психолога

Содержание профессиональных знаний

Общепедагогические знания. Методика преподавания школьного предмета

Общепсихологические знания. Индивидуально-психологические и возрастные особенности детей. Психодиагностика, психокоррекция

Отношение к детям

Обучающее, контролирующее, оценивающее

Понимающее, помогающее

Отношение с педагогами

Взаимоотношения по горизонтали (взаимоотношения коллег по работе)

Межпрофессиональные взаимоотношения сотрудничества разных специалистов

Отношение с администрацией

Подчинение начальству

Стремление к автономии и сотрудничеству

Внешние характеристики

Уверенность, власть над учениками, строгость, «учи тельский голос»

Сочувствие, готовность к человеческим отношениям, мягкость в поведении



В первое время психологи-выпускники чувствуют себя беспомощными, не зная, что делать в первую очередь, как себя вести. Они утопают во множестве проблем, которые обрушивает на них ОУ, берутся сразу за все, чтобы показать себя полезным.

Проблемы и трудности, с которыми сталкиваются психологи-выпускники:

  • Личностная и профессиональная адаптация.

  • Проблема вхождения педагога-психолога в педагогический коллектив.

  • Трудности взаимодействий со школьной администрацией.

  • Затруднения при налаживании общения с обучающимися (воспитанниками) ОУ.




Проблемы и трудности, которые испытывают педагоги-психологи, приходя в образовательное учреждение, усугубляются еще и тем, что ОУ, со своей стороны, предъявляет к педагогам-психологам свои требования. Давайте посмотрим, какие типичные ожидания и требования предъявляет ОУ к педагогу-психологу:

  • ОУ ждет психолога-волшебника. Администрация, педагоги и родители считают, что как только педагог-психолог появится в ОУ, все станет хорошо: школьники начнут учиться с увлечением, перестанут прогуливать уроки, грубить родителям и педагогам и курить на переменах. Педагоги будут спокойно и с интересом заниматься своим педагогическим трудом. Исчезнут конфликты, всякие чрезвычайные происшествия. Администрация, наконец, наладит хорошие отношения с педагогическим коллективом. А родители станут довольными ОУ в целом и педагогами в частности.

  • ОУ ждет психолога как «представителя силового министерства». При появлении в ОУ педагога-психолога к нему идут педагоги, воспитатели и родители с просьбами «сделать хоть что-нибудь» с ребенком-хулиганом; с бесконечно недовольными и жалующимися во все вышестоящие инстанции родителями; с педагогами, которые проявляют по отношению к детям негативно-агрессивное отношение и пр.

  • ОУ ждет педагога-психолога как судью или арбитра. Это ожидание можно выразить так: «Вот придет педагог-психолог, он скажет, что правильно и что неправильно, кто виноват и кто не виноват». В данной ситуации к педагогу-психологу идут потоки просьб и жалоб самого разного характера.



  1. С чего начать работу в ОУ?


Итак, в ОУ пришел педагог-психолог, испытывающий трудности, связанные с собственной адаптацией, завоеванием профессионального авторитета среди педагогов, детей и их родителей. Педагог-психолог сталкивается также со встречным потоком ожиданий различного характера.

В такой ситуации большое значение имеет способность педагога-психолога к оперативной ориентировке в образовательной среде и принятию правильного решения о том, (чего следует начать свою работу).

Первый шаг в этом направлении связан с большим риском и ответственностью. От того, как педагог-психолог сможет профессионально зарекомендовать себя с первых месяцев своей работы в ОУ, как он по-человечески проявит себя и какое отношение людей к нему сформируется, зависит не тальке его дальнейшее положение и статус в ОУ, но и в конечном итоге отношение ОУ к психологии вообще.

Педагог-психолог ОУ имеет двойное подчинение. По административной линии он, как и все члены педагогического коллектива, подчиняется директору школы (интерната, лицея) или заведующему детским садом. По профессиональной – психологическому центру, где работают специалисты-психологи и который не только осуществляет функции контроля за деятельностью психолога в образовательном учреждении, но и оказывает ему методическую организационную помощь, обеспечивает сотрудничество и профессиональное общение с другими практическими психологами района, города и пр.

Итак, с чего начать?

Рекомендации для начинающего педагога-психолога.

  1. Узнайте ответ на вопрос: «Какой видит работу педагога-психолога директор ОУ?»

  2. С директором необходимо детально обговорить:

  • свои должностные обязанности и предложить свой вариант деятельности;

  • кто и как будет контролировать Вашу деятельность, сроки и формы текущей и итоговой отчетности;

  • распорядок работы, наличие методического дня, возможность обработки данных вне ОУ.

  1. Необходимо обратить внимание на то, что:

  • план работы на год педагог-психолог составляет самостоятельно;

  • директор и заместители директора принимают участие в обсуждении Вашего годового плана, т.к. он является частью годового плана ОУ;

  • директор обязательно заверяет своей подписью и печатью Ваш годовой план, должностные обязанности, исходящую документацию во внешние инстанции;

  • годовой план работы согласуется с сотрудниками психологического центра (МОУ ЦПМСС) и заверяется подписью директора МОУ ЦПМСС.

  1. Изучите нормативно-правовую базу.

  2. При планировании работы на год обратите особое внимание на основные моменты развития ребенка:

  • в МДОУ: 1-ая, 2-ая младшие группы (адаптация к МДОУ), старшая и подготовительная группы (психологическая готовность к обучению в школе);

  • в МОУ: 1-е классы (адаптация к школе), 4-е классы (психологическая и интеллектуальная готовность к переходу в среднее звено), 5-е классы (адаптация к среднему звену),8-е классы (наиболее острый период подросткового возраста), 9 – 11-е классы (профориентационная работа, психологическая подготовка к итоговой (государственной) аттестации).

  1. Исследуйте, какие именно ожидания о работе педагога-психолога сформированы у педагогов, детей, родителей и составьте карту социально-психологических ожиданий. С этой целью проведите специальное исследование в форме анкетирования. Применяя метод анкетирования, отдавайте себе отчет о том, что не сможете собрать все анкеты (по наблюдениям социологов, при раздаче анкет объем их возврата колеблется от 30% до 92-98%). Можете столкнуться еще с одной трудностью. Ответы респондентов могут быть самыми различными: ситуативными, непродуманными, необоснованными, неискренними или просто формальными.

  2. Для того чтобы не было спешки и беспорядка в ведении документации, заполняйте журналы своевременно и каждый день (например, в конце каждого рабочего дня) обобщайте все в пятницу. В конце месяца останется только проанализировать, все ли выполнено, эффективность работы, подсчитать количество проведенных консультации, родительских собраний, коррекционных или развивающих занятий, тренингов.

  3. По всем интересующим Вас вопросам обращайтесь в Службу практической психологии и социальной педагогики МОУ ЦПМСС.


Желаем удачи, надеемся, что у Вас все получится!

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Руководство для начинающего профессиональную деятельность педагога-психолога iconРуководство для начинающего профессиональную деятельность социального педагога
Давыдова В. И., Трофимчук О. М., Аббакумова С. И., Башак Т. В., Кривошеина И. Ю., Закирова Н. В

Руководство для начинающего профессиональную деятельность педагога-психолога iconРегламент работы понкратова В. Н. Трудовые права педагога-психолога...
«У педагога-психолога всегда есть возможность наладить сотрудничество с администрацией» стр. 4

Руководство для начинающего профессиональную деятельность педагога-психолога iconДокументация социального педагога
Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность социального педагога

Руководство для начинающего профессиональную деятельность педагога-психолога iconРабочая программа педагога-психолога «Психологическое сопровождение...
Содержание деятельности педагога-психолога на основных этапах работы по психологическому сопровождению адаптационного процесса в...

Руководство для начинающего профессиональную деятельность педагога-психолога iconМетодические рекомендации по ведению учетно-отчетной документации...
«Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»; документы Главного управления общего и профессионального...

Руководство для начинающего профессиональную деятельность педагога-психолога iconПриказ от 24. 03. 2015 №163 г. Ростов-на-Дону Об утверждении базового...
Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций

Руководство для начинающего профессиональную деятельность педагога-психолога iconПояснительная записка Основная цель деятельности педагога-психолога...
Основная цель деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения, заключается в содействии создания психологических условий для...

Руководство для начинающего профессиональную деятельность педагога-психолога iconМетодические рекомендации по формам учета деятельности и отчетности...
Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения...

Руководство для начинающего профессиональную деятельность педагога-психолога iconОрганизационные аспекты работы педагога-психолога на консультативном...

Руководство для начинающего профессиональную деятельность педагога-психолога iconЖурнал консультаций педагога-психолога

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск