Руководство для начинающего профессиональную деятельность социального педагога


НазваниеРуководство для начинающего профессиональную деятельность социального педагога
страница1/21
ТипРуководство
filling-form.ru > Туризм > Руководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21



Администрация города Челябинска

Управление образования Калининского района
Муниципальное образовательное учреждение

для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

центр психолого-медико-социального сопровождения г. Челябинска

(МОУ ЦПМСС)

Служба практической психологии и социальной педагогики (CПП и СП)


Серия «Социально-психологическое сопровождение образования»




РУКОВОДСТВО

ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА




2011




Давыдова В.И., Трофимчук О.М., Аббакумова С.И., Башак Т.В., Кривошеина И.Ю., Закирова Н.В.

Руководство для начинающего профессиональную деятельность социального педагога – Челябинск, 2011 г.


Коллектив авторов-составителей:
Давыдова В.И., начальник управления образования Калининского района администрации города Челябинска.

Трофимчук О.М., директор МОУ ЦПМСС, кандидат психологических наук.

Аббакумова С.И., педагог-психолог СПП и СП МОУ ЦПМСС, высшая кв. категория.

Башак Т.В., педагог-психолог СПП и СП МОУ ЦПМСС, высшая кв. категория.

Кривошеина И.Ю., педагог-психолог СПП и СП МОУ ЦПМСС, высшая кв. категория.

Закирова Н.В., руководитель районного методического объединения социальных педагогов, социальный педагог МОУ СОШ № 129, высшая кв. категория.
В сборнике отражены наиболее важные и актуальные на сегодняшний день вопросы организации работы социального педагога образовательного учреждения. Полагаем, что предложенные рекомендации помогут становлению начинающему профессиональную деятельность социальному педагогу.

Сборник будет полезен, в первую очередь, социальным педагогам, заместителям директоров по ВР и УВР, классным руководителям, педагогам, специалистам, которые непосредственно работают с детьми группы риска.


СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 6
Раздел 1. Работа социального педагога ОУ 7

1.1. Функции и роли социального педагога 8

1.2. Этический кодекс социального педагога образовательного учреждения 9

1.3. Примерный перечень документации социального педагога образовательного учреждения 10

1.4. О должностной инструкции социального педагога 13

1.4.1. Извлечения из приказа Mинздравсоцразвития России от 26.08.10 г. N 761н. 13

1.5. Задачи деятельности социального педагога 16

1.6. Основные направления деятельности социального педагога с детьми в образовательном учреждении 16

1.7. Взаимодействие социального педагога с классными руководителями 17

1.8. Межведомственное взаимодействие в работе социального педагога 18

1.9. Работа социального педагога в рамках межведомственных профилактических акций «образование всем детям», «защита», «дети улиц», «подросток» 19

1.10. Примерная номенклатура дел социального педагога ОУ 20

1.11. Планирование работы социального педагога 22

1.12. План работы социального педагога на учебный год 22

1.13. Примерная циклограмма обязательных мероприятий социального педагога ОУ 25

1.14. Программно-методическое обеспечение деятельности социального педагога ОУ 28

1.15. Форма отчета социального педагога по итогам учебного года 29

1.16. Критерии эффективности деятельности социального педагога образовательного учреждения 32
Раздел 2. Социальный паспорт образовательного учреждения 34

2.1. Содержание социального паспорта образовательного учреждения 34
Раздел 3. Работа Совета профилактики образовательного учреждения 35

3.1. Примерное положение о совете профилактики ОУ 36

3.2. Примерный план работы Совета профилактики 38

3.3. Составление Протокола заседания Совета профилактики 39

3.4. Примерное Положение о постановке на педагогический учет обучающихся школы 41

3.5. Технология кураторства 42

3.5.1. Общая схема технологии курирования индивидуального плана сопровождения

несовершеннолетнего или семьи 43

3.5.2. Работа куратора на примере работы куратора с семьей 45

3.5.3. Методы, приемы и средства работы куратора 46

3.5.4. Примерное Положение о кураторе на примере Положения о кураторе класса 52
Раздел 4. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних 54

4.1. Нормативно-правовые основы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 54

4.1.1. Основные законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 55

4.2. Компетенции учреждений образования 56

4.3. Номенклатура дел ОУ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 58

4.4. Алгоритм работы социального педагога школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 60
Раздел 5. Работа с детьми «группы риска» в ОУ 65

5.1. Основные причины асоциальных форм поведения педагогически запущенных детей 65

5.2. Суицид как форма аддикции 67

5.2.1. Основные причины подростковых самоубийств 67

5.2.2. Инструкция «Как следует поступать при появлении у подростка намерения уйти из жизни» 68

5.3. Сбор, анализ информации 68

5.4. Критерии определения детей «группы риска» 69

5.5. Школьники, находящиеся в зоне или группе риска 70

5.5.1. Памятка в помощь педагогу «Признаки одаренности детей» 71

5.5.2. Система работы с одаренными детьми 72

5.6. Работа с необучающимися 73

5.6.1. Основные причины школьной неуспеваемости 74

5.6.2. Рекомендации по профилактике трудностей в обучении у детей с низким уровнем учебной мотивации 77

5.7. Система работы с детьми-инвалидами 78

5.7.1. Инструкция для педагогов по работе с детьми-инвалидами в общеобразовательной школе 78

5.8. Работа школы с детьми в зоне риска по деструкции поведения 80

5.9. Беспризорные дети 82

5.10. Памятка для социального педагога при работе с детьми группы риска 83

5.11. Алгоритм социально-педагогической работы с детьми девиантного поведения в школе 84

5.12. Схема работы с детьми «группы риска» (работа классного руководителя, социального педагога и психолога) 86

5.13. Рекомендуемый комплекс мероприятий по сопровождению и работе с детьми «группы риска» 87

5.14. Контактные телефоны организаций системы профилактики г. Челябинска 89

Раздел 6. Работа с неблагополучной семьей 91

6.1. Что такое неблагополучная семья? 91

6.2. Что нужно знать о неблагополучной семье? 91

6.3. Варианты неблагополучия семьи 91

6.4. Система принципов семейного воспитания 92

6.5. Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия 92

6.6. Корректировка воспитания в неблагополучных семьях и работа с этими семьями 94

6.7. Приемы (методы) коррекционной работы с неблагополучными семьями 94

6.8. Памятка социальному педагогу по работе с неблагополучными семьями 94

6.9. Рекомендации педагогам по работе с неблагополучной семьей 99

6.10. Вопросы для беседы с родителями ребенка из неблагополучной семьи 99
Раздел 7. Основные функции социального педагога в профориентационной работе 101

7.1. Основные функции социального педагога в решении проблемы профориентации 102

7.2. Взаимодействие социального педагога с педагогом-психологом 106

7.3. Взаимодействие социального педагога с классными руководителями 107

7.4. Взаимодействие социального педагога с представителями государственных, общественных организаций, учебных заведений 107

7.5. Взаимодействие социального педагога с семьей подростка 107

7.6. Принципы индивидуальной работы с детьми по профориентации 109

7.7. Работа по профориентации с «трудными» детьми 109

7.8. Типичные ошибки обучающихся при выборе профессии 110

7.9. Система работы по профессиональной ориентации школьников 110
Раздел 8. Диагностические методики социального педагога 111
Раздел 9. Из опыта работы 135
Межведомственное взаимодействие МОУ детского дома № 5 г. Челябинска с учреждениями профилактики правонарушений и преступлений в работе с детьми «группы риска». Васекина Г.П., МОУ детский дом №5 135
Роль социального педагога в правовом просвещении

учеников, родителей, педагогов. Закирова Наталья Васильевна,

МОУ СОШ № 129 141

Работа МСКОУ №11 по предотвращению пропусков занятий без уважительных причин. Осинцева Наталья Евгеньевна, заместитель директора по УВР. Абдрашитова Надежда Васильевна, социальный педагог 145
Ответственность несовершеннолетних за хранение и сбыт наркотических и психотропных средств. Закирова Наталья Васильевна, МОУ СОШ № 129 148
Об опыте работы образовательных учреждений Калининского района с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, в 2010-2011 учебном году. Аббакумова Светлана Ивановна, педагог-психолог СППиСП МОУ ЦПМСС, высшей кв.к. Башак Татьяна Викторовна, педагог-психолог СППиСП МОУ ЦПМСС, высшей кв.к. 151

ПРИЛОЖЕНИЯ 154
ПРИМЕРНЫЙ Список МЕТОДИЧЕСКОЙ литературы ДЛЯ РАБОТЫ социального педагога 179


Предисловие
Вы держите в руках пособие, которое составлено для того, чтобы эффективно и действенно помочь начинающему свою профессиональную деятельность социальному педагогу.

В последние годы сама практика жизни вновь выдвинула идею возрождения социальной педагогики. Но в настоящий период социально-педагогическая деятельность сдерживается и отсутствием профессионально подготовленных кадров и межведомственной разобщенностью. Неоправданно мало уделяется внимания и роли семьи как первичному институту социализации личности.

В связи с этим у руководителей образовательных учреждений и педагогических коллективов возникают правомерные вопросы о содержании деятельности, должностных обязанностях и правах социального педагога, квалификационных требованиях к нему. Тревожат эти проблемы и уже работающих социальных педагогов и тех, кто будет делать первые шаги профессионального роста. Не исключение, что на эту должность принимаются работники, не имеющие специального профессионального образования. В этой непростой ситуации крайне важно не дискредитировать саму суть этой, очень нужной, профессии, обеспечить организационно-педагогическую поддержку ее становлению, а также не допустить упрощенного подхода к должности социального педагога как штатной единице, которую можно использовать в качестве дополнительного заработка.

В предлагаемом сборнике отражены наиболее важные и актуальные на сегодняшний день вопросы организации работы социального педагога образовательного учреждения. Полагаем, что предложенные материалы помогут становлению начинающему профессиональную деятельность социальному педагогу, а также помогут найти ответы на вопросы классным руководителям, педагогам, кураторам, т.е. тем специалистам, кто непосредственно работает с детьми группы риска.
РАЗДЕЛ 1. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

  

Социальный педагог – сотрудник школы, который создаёт условия для профессионального саморазвития обучающихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций.

  Социальный педагог – это новый тип педагога. У него новое отношение к ребенку, новые отношения и ребенка к педагогу. Педагог признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь собственное мнение, анализирует процесс его формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей. Социальный педагог решает проблемы воспитанника, не совершая действия, которые во вред подопечному.

Главное требование к социальному педагогу – это любовь к детям, к педагогической работе, знания и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус. Социальный педагог в современных общественных условиях должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом, как к социальному педагогу, так и к личности воспитуемого.

В течение учебного года основной задачей в работе социального педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.

Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог:

Руководствуется Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

Контролирует движение обучающихся и выполнение всеобуча;

Предупреждает отсев обучающихся из школы;

Поддерживает тесные связи с родителями;

Изучает социальные проблемы учеников;

Ведет учет и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

Осуществляет социальную защиту детей из семей группы риска: многодетных; опекаемых; потерявших кормильца; неполных; военнослужащих, уволенных в запас, участников боевых действий; малоимущих.

Осуществляет меры по трудоустройству обучающихся;

Проводит патронаж опекаемых и неблагополучных семей.

Консультирует классных руководителей, выступает на общешкольных и классных родительских собраниях, педсоветах и совещаниях;

Осуществляет контроль за сохранением здоровья обучающихся и формированием у них культуры здоровья.

Социальный педагог взаимодействует с администрацией школы, учителями, педагогом-психологом, педагогом-организатором, воспитателями, обучающимися и их родителями (законными представителями).

Для достижения своих профессиональных целей он устанавливает контакт с представителями государственных органов управления, общественных объединений, со всеми организациями, в которых необходимо представлять интересы обучающихся и выпускников, участвует в работе педагогического совета образовательного учреждения и Совета профилактики школы, осуществляет контакт с местными органами власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства.

Руководство деятельностью социального педагога осуществляется руководителем образовательного учреждения.

Деятельность социального педагога осуществляется в соответствии с Положением и Уставом образовательного учреждения.
1.1. Функции и роли социального педагога:

Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции:

  • аналитико-диагностическую;

  • прогностическую;

  • организационно-коммуникативную;

  • коррекционную;

  • координационно-организаторскую;

  • функцию социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам;

  • охранно-защитную;

  • психотерапевтическую;

  • социально-профилактическую;

  • реабилитационную.

Реализуя аналитико-диагностическую функцию, социальный педагог:

  • изучает и оценивает особенности социальной микросреды образовательного учреждения, прогнозирует возможные влияния среды на школьников;

  • выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»;

  • изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника;

  • устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагопо­лучия их семей;

  • содействует выявлению особо одаренных школьни­ков;

  • выявляет обучающихся с эмоциональными и интел­лектуальными задержками в развитии.

Прогностическая функция социального педагога заключается в том, что он:

  • на основе анализа социальной и педагогической ситу­ации прогнозирует процесс воспитания и развития лич­ности школьника, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании его личности, определяет перспекти­вы развития обучающегося в процессе социализации;

  • планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе анализа результатов преды­дущей работы.

Выполнение социальным педагогом организацион­но-коммуникативной функции:

  • способствует включению субъектов воспитательной деятельности — общественности, учреждений допол­нительного образования и др. в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых;

  • позволяет ему участвовать в формировании гумани­стической системы взаимоотношений в детской и под­ростковой среде, а также оказывать влияние на отно­шения детей, подростков и взрослых.

Коррекционная функция социального педагога зак­лючается в том, что он:

  • старается оградить обучающихся (воспитанников) от негативных влияний социальной среды;

  • осуществляет коррекцию самооценки школьников и помогает им избавиться от вредных привычек.

Реализуя координационно-организаторскую фун­кцию, социальный педагог:

  • организует социально значимую деятельность де­тей и подростков в открытой микросреде;

  • включает обучающихся в различные виды продуктив­ной деятельности с учетом психолого-педагогических требований к ней;

  • организует коллективную творческую деятельность детей с участием взрослых;

  • координирует деятельность всех субъектов социаль­ного воспитания;

  • взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.

Выполнение функций социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам побуждает социального педагога:

  • оказывать квалифицированную психолого-педагоги­ческую помощь обучающемуся (воспитаннику) в само­развитии, самопознании, самооценке, самоутверж­дении, самоорганизации и самореализации;

  • устанавливать доверительные отношения с клиентом.

Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он:

  • использует весь комплекс правовых норм, направ­ленных на защиту прав и интересов обучающихся (вос­питанников) и их объединений;

  • содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответствен­ности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;

  • взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.

Реализуя психотерапевтическую функцию, соци­альный педагог:

  • заботится об обеспечении положительного эмоци­онального состояния школьников;

  • оказывает им помощь в разрешении межличност­ных конфликтов, снятии депрессивного состояния;

  • содействует в создании ситуаций успеха школьни­ков.

Выполнение социально-профилактической функ­ции предполагает, что социальный педагог:

  • организует систему профилактических мер по пре­дупреждению отклоняющегося (девиантного) поведе­ния и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;

  • влияет на формирование их нравственно-правовой устойчивости;

  • организует систему мер социального оздоровления детей из семей группы социального «риска».

Реабилитационная функция социального педагога заключается в том, что он:

  • организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддерж­ке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернув­шихся из мест лишения свободы, спецучреждений, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, стресс, употребление наркотиков, сексуальная агрес­сия, лишение свободы, и др.) испытывающих различ­ные затруднения, которые приводят к социальной дезадаптации.


Роли социального педагога

- Посредник;

- Эксперт;

- Советчик;

- Адвокат;

- Общественный деятель;

- Друг;

- Тренер;

- Помощник;

- Психотерапевт.
1.2. Этический кодекс социального педагога образовательного учреждения

1. Общие положения.

1.1. Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности социаль­ного педагога в образовательном учреждении.

    1. Главной целью Этического кодекса является уста­новление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной де­ятельности социального педагога. Кодекс служит ему ориентиром при планировании и организации работы:

  • решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

  • защиту законных прав людей, с которыми соци­альные педагоги вступают в профессиональное взаи­модействие;

  • сохранение доверия между социальным педагогом и клиентом;

  • укрепление авторитета социально-педагогической службы образования среди обучающихся, воспитан­ников, родителей и педагогической общественности.

2. Основными этическими принципами деятельнос­ти социального педагога являются:

  • принцип конфиденциальности и информированно­сти клиента;

  • принцип компетентности;

  • принцип ответственности;

  • принцип этической и юридической правомочности;

  • принцип квалифицированной пропаганды социаль­ной педагогики;

  • принцип благополучия клиента;

  • принцип профессиональной кооперации.

Данные принципы согласуются с профессиональны­ми стандартами, принятыми в работе социальных пе­дагогов в международном сообществе.

Принцип конфиденциальности и информированности клиента

  1. Полученная информация не подлежит сознатель­ному или случайному разглашению. При необходимо­сти передачи ее третьим лицам, информация предос­тавляется в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.

  2. Участие обучающихся, воспитанников, их родите­лей, педагогов в социально-психолого-педагогических процедурах, таких как диагностика, консультирование, коррекция и др., должно быть осознанным и добро­вольным.

  3. Лица, участвующие в социально-педагогических ис­следованиях, тренингах и других мероприятиях, прово­димых социальным педагогом, должны быть осведом­лены об объеме и характере работы. Социальный педа­гог обязан информировать участников о тех аспектах де­ятельности, которые могут повлиять на их решение уча­ствовать или не участвовать в предстоящей работе. К таким аспектам могут относиться физический диском­форт, неприятный эмоциональный опыт и др.

  4. При работе с обучающимися, воспитанниками, их родителями и педагогами специалист использует до­ступный для понимания язык.

  5. Отчеты социального педагога о профессиональ­ной деятельности, описания результатов его работы и публикации представляются в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, рабо­тающих с обратившимся.

  6. Присутствие третьих лиц во время консультации допускается только с предварительного согласия консультируемого или лиц, несущих за него ответственность (ро­дителей или лиц, их заменяющих).

Принцип компетентности

Социальный педагог обязан четко определить и учи­тывать в своей деятельности степень собственной от­ветственности за выбор процедур и методов работы.

Принцип ответственности

  1. Социальный педагог несет ответственность за со­блюдение «Этического кодекса» независимо от того, проводит он социально-педагогическую, коррекционную работу сам или она идет под его руководством.

  2. Проводя исследования, социальный педагог за­ботится, прежде всего, о благополучии людей и не ис­пользует результаты работы им во вред.

  3. Социальный педагог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания (опре­деления).

  4. Социальный педагог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информа­цией, вводить людей в заблуждение относительно сво­его образования и степени компетентности.

  5. При принятии решения об оказании социально-педагогической помощи несовершеннолетним, ли­цам, находящимся в остром стрессовом состоянии, социальным сиротам, несовершеннолетним матерям, недееспособным лицам и т.п. социальный педагог не­сет ответственность за последствия выбранного и ис­пользованного им вмешательства.

Принцип этической и юридической правомочности

  1. Социальный педагог планирует и проводит иссле­дования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к прове­дению социально-педагогической деятельности.

  2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему админис­трацией образовательного учреждения, социальный педагог руководствуется нормами данного Кодекса.

  3. Нормы данного Кодекса распространяются толь­ко на профессиональные отношения социального пе­дагога с обратвшимся и другими субъектами образователь­ного процесса.

Принцип квалифицированной пропаганды социальной педагогики

  1. В любых сообщениях, предназначенных для лю­дей, не имеющих специального образования, социаль­ному педагогу следует избегать избыточной информа­ции, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация необходима толь­ко в сообщениях для специалистов.

  2. Социальному педагогу целесообразно воздержи­ваться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от его професси­ональной деятельности.

  3. В соответствии с действительным состоянием на­уки и практики на данный момент социальный педагог обязан профессионально и точно пропагандировать воз­можности и достижения социальной педагогики.

Принцип благополучия клиента

  1. В своих профессиональных действиях социальный педагог ориентируется на благополучие клиента и учитывает права всех субъектов образовательного про­цесса. В случаях, когда обязанности социального педа­гога вступают в противоречие с этическими нормами, специалист разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

  2. В профессиональной деятельности социального педагога системы общего образования приоритетны­ми объявляются права и интересы ребенка как основ­ного субъекта образовательного процесса.

  3. Социальный педагог придерживается доброжела­тельного и безоценочного отношения к клиенту. В ходе обследований социальный педагог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.

  4. Социальный педагог в ходе профессиональной де­ятельности не должен допускать дискриминации кли­ентов по социальному статусу, возрасту, полу, нацио­нальности, вероисповеданию, интеллекту и другим раз­личиям.

Принцип профессиональной кооперации

  1. Работа социального педагога основывается на его обязанности проявлять уважение к другим спе­циалистам и методам их работы, независимо от соб­ственных методологических и методических пред­почтений.

  2. Социальный педагог воздерживается от публич­ных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.

  3. Если то или иное нарушение профессиональной этики социальным педагогом не может быть устране­но неформальным путем, то эта проблема обсуждает­ся на заседании методического объединения соци­альных педагогов.



1.3. Примерный перечень документации социального педагога образовательного учреждения


Нормативно-правовые документы:

1. Должностная инструкция, утвержденная руководителем образовательного учреждения.

2. Циклограмма работы социального педагога, утвержденная руководителем образовательного учреждения.

3. Законы РФ, необходимые в работе социального педагога.

4. Постановления, распоряжения, приказы вышестоящих организаций, регламентирующих и определяющих содержание деятельности социального педагога.

5. Приказы директора образовательного учреждения, регламентирующие работу социального педагога (приказы «О создании и работе школьного Совета профилактики», «О проведении совместных рейдов» и др.).

Социальному педагогу необходимо иметь информацию о проблемах, целях и задачах работы школы на учебный год. Исходя из этого, сформулировать проблему, цели и задачи социального педагога, определить основные формы и методы работы по их реализации.

Планирование работы:

1. Анализ работы за 3 предшествующих учебных года (аналитический и статистический)

2. Планы работы социального педагога на учебный год и летний период, в который включена совместная работа с администрацией школы, психологом, классными руководителями, медицинским работником, родительским комитетом и др.)

3. Планы совместной работы социального педагога школы с учреждениями системы профилактики (КДНиЗП, инспектором ОДН, участковым инспектором и др.)

4. Циклограмма работы на неделю.

Материалы основной деятельности:

1. Социальный паспорт школы за 3 предшествующих года.

2. Списки обучающихся по категориям: из многодетных семей, из малообеспеченных семей, из неблагополучных семей, дети-инвалиды,  опекаемые дети, поставленные на бесплатное питание; по категориям: состоящие на педагогическом учете в школе, состоящие на учете в ОДН, склонных к самовольным уходам из дома или госучреждений. Все списки необходимо формировать с максимальной полной информацией.

3. Карточка индивидуального изучения подростков, состоящих на учете в школе и ОДН.

4. Списки неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей.

5. Программы реабилитации на каждую неблагополучную семью, состоящую в УСЗН в категории «Социально опасное положение «СОП)».

6. Протоколы Советов профилактики, которые в обязательном порядке оформляются в соответствии с требованиями оформления протоколов, т.е. с указанием порядкового номера заседания, состава заседающих лиц, приглашенных на Совет, указывается повестка заседания, которая должна начинаться с анализа выполнения ранее принятых решений.  При рассмотрении персональных дел обучающихся указывается, кто из родителей или лиц, их заменяющих, был приглашен, какое решение принято, и кто ответственен за выполнение решения Совета профилактики и сроки выполнения данного решения.

7. Журнал записи о проведенных рейдах с полной информацией (дата проведения рейда, состав участников рейда, список семей, которые планировали посетить с отметкой о результатах посещения (удалось посетить родителей или лиц их заменяющих или нет). Все сведения отмечаются в личных карточках обучающихся: кто был дома, какая работа проведена (беседа, предупреждение или составлен протокол, изменилась ли ситуация с ребенком, в семье и т.д.)

8. Информация о совершенных преступлениях и правонарушениях обучающимися. Все списки необходимо формировать с максимально полной информацией о проделанной профилактической работе с указанием дат.

9. Материалы о летней занятости обучающихся, нуждающихся в социальной помощи (дети из малообеспеченных и неблагополучных семей, дети-инвалиды, опекаемые дети), обучающиеся «группы риска».

10. Материалы выступлений на педагогических совещаниях, семинарах, родительских собраниях, классных часах и т.д.

12. Учет обращений родителей, учителей, обучающихся и разрешение поставленных ими проблем. Журнал консультаций, с указанием темы консультации, для кого была проведена.

13. Журнал посещений уроков, их анализ.

14. Учет мер по социальной защите детей из социально-неблагополучных семей. Журнал учета оказанной помощи.

15. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы.

16. Методические материалы для классных руководителей, родителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.
1.4. О должностнОЙ инструкциИ социального педагога

Руководители образовательных учреждений на основе должностных обязанностей социального педагога (приказ Mинздравсоцразвития России от 26.08.10 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»») разрабатывают и в установленном порядке утверждают должностную инструкцию социального педагога.

При определении ведущих направлений социально-педагогической деятельности в учебно-воспитательном учреждении необходимо, прежде всего, учитывать особенности окружающей среды, в которой расположено учреждение, его основные цели и задачи, традиции и обычаи, специфику детского, педагогического коллектива, их взаимоотношения, существующую систему воспитательно-образовательной деятельности, личностные потребности детей, педагогов и родителей.

1.4.1. Извлечения из приказа Mинздравсоцразвития России от 26.08.10 г. N 761н.

1 октября 2010 г. вступил в силу Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»». Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный N 18638.

В соответствии с пунктом 5.2.52 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11 (1 ч. ), ст. 1036; N 15, ст.1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33, ст. 4083, 4088; N 43, ст. 5064; N 45, ст. 5350; 2010, N 4, ст. 394; N 11, ст. 1225; N 25, ст. 3167; N 26, ст. 3350; N 31, 4251), приказываю:

Утвердить Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» согласно приложению.

Министр Т. Голикова

Приложение

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих

Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

I. Общие положения

1. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС состоит из четырех разделов: I – «Общие положения», II – «Должности руководителей», III – «Должности педагогических работников», IV – «Должности учебно-вспомогательного персонала».

3. Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

4. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

В разделе «Должностные обязанности» содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе «Требования к квалификации» определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.

5. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.

6. В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации…

…9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

III. Должности педагогических работников

Социальный педагог

Должностные обязанности. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей). Изучает особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и их микросреды, условия их жизни. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку. Выступает посредником между обучающимися (воспитанниками, детьми) и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися (воспитанниками, детьми), способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей). Организует различные виды социально значимой деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся (воспитанников, детей), ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Участвует в организации их самостоятельной деятельности, в том числе исследовательской. Обсуждает с обучающимися (воспитанниками, детьми) актуальные события современности. Участвует в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации. Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющих) обучающихся (воспитанников, детей). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства; общую и социальную педагогику; педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию; основы здоровьесбережения и организации здорового образа жизни, социальной гигиены; социально-педагогические и диагностические методики; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; социально-педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), навыки социально-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п.; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
1.5. Задачи деятельности социального педагога

  1. Cвоевременно выявлять возникающие проблемы в сфере ближайшего окружения ребенка;

  2. Обеспечить устранение причины, порождающие их;

  3. Обеспечить профилактику различных негативных явлений, могущих выявиться в микросфере ребенка;

  4. Обеспечить сохранение и укрепление физического, психологического, социального и нравственного здоровья личности;

  5. Формировать нравственное сознание, нравственные качества, социально значимые ориентации и установки в жизненном самоопределении и нравственное поведение;

  6. Создавать благоприятные условия в микросоциуме для развития способностей и реализации возможностей ребенка;

  7. Формировать потребности в саморазвитии, оказывать помощь в саморазвитии, самоутверждении, самореализации;

  8. Оказывать комплексную социально-психолого-педагогическую помощь и поддержку;

  9. Создавать комфортное гуманизированное воспитательное пространство в микросоциуме;

  10. Обеспечить защиту прав и организацию помощи нуждающимся из числа обучающихся и их родителей (законных представителей).


1.6. Основные направления деятельности социального педагога с детьми в образовательном учреждении

  1. Помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием ребенка;

  2. Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость;

  3. Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально значимых мероприятий, акций;

  4. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий;

  5. Групповое и индивидуальное консультирование детей и родителей по вопросам воспитания, разрешения проблемных жизненных ситуаций, снятия стресса и т.п.;

  6. Выявление запросов потребностей детей и разработка мер помощи учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;

  7. Помощь педагогам школы в разрешении конфликтов с детьми;

  8. Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов;

  9. Содействие саморазвитию личности;

  10. Создание условие для реализации творческого потенциала, способностей, задатков ребенка;

  11. Поддержать, стимулировать детей в приобретении знаний, умений, развитии их способностей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Руководство для начинающего профессиональную деятельность социального педагога iconРуководство для начинающего профессиональную деятельность педагога-психолога
Давыдова В. И., начальник управления образования Калининского района администрации города Челябинска

Руководство для начинающего профессиональную деятельность социального педагога iconДокументация социального педагога
Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность социального педагога

Руководство для начинающего профессиональную деятельность социального педагога iconРабочая программа социального педагога
Село Хаилино является многонациональным – коренными жителями являются коряки, чукчи, эвены, они составляют 95 жителей села. Из этого...

Руководство для начинающего профессиональную деятельность социального педагога iconГбоу спо «тат» мартыновой с. М
На тему: «деятельность социального педагога по профилактике правонарушений среди подростков учебного заведения»

Руководство для начинающего профессиональную деятельность социального педагога iconПособие для начинающего президента, кандидата в президенты, начинающего...
Особенности и приёмы управления сознанием граждан. /Пособие для начинающего президента, кандидата в президенты, начинающего политика...

Руководство для начинающего профессиональную деятельность социального педагога iconМетодика и технологии работы социального педагога: лабораторный практикум
Шакурова М. В. Методика и технологии работы социального педагога: лабораторный практикум. – Воронеж: Воронежский государственный...

Руководство для начинающего профессиональную деятельность социального педагога iconКгбоу дпо «Красноярский центр профессиональной ориентации и психологической...
Адь педагога предназначена для проведения профориентационной работы с учащимися 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Пособие...

Руководство для начинающего профессиональную деятельность социального педагога iconМетоды социального воспитания, их характеристика методы социального воспитания
Под методом в социальном воспитании понимаются пути и способы совместной взаимосвязанной деятельности социального педагога и воспитуемого,...

Руководство для начинающего профессиональную деятельность социального педагога iconПериод вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью,...
От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного...

Руководство для начинающего профессиональную деятельность социального педагога iconПримерная структура плана работы социального педагога Аналитическая записка
Краткий анализ социального паспорта оу (сколько стояло на контроле и учете семей, детей и т д., что и как изменилось )

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск