Скачать 3.33 Mb.
|
Документ предоставлен КонсультантПлюс ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 22 марта 2013 г. N 101-рп О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ДО 2030 ГОДА
В соответствии с Уставом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, руководствуясь положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, учитывая приоритеты развития Уральского федерального округа: 1. Утвердить: Стратегию социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года (далее - Стратегия - 2030) (приложение 1); план мероприятий по реализации Стратегии - 2030 (приложение 2); итоги общественного этапа корректировки Стратегии - 2030 (приложение 3). (п. 1 в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 09.06.2017 N 339-рп) 2. Исполнительным органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при разработке отраслевых документов государственного стратегического планирования и проектов целевых программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры руководствоваться Стратегией - 2030 и планом мероприятий по реализации Стратегии - 2030. (в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 09.06.2017 N 339-рп) 3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при разработке документов муниципального стратегического планирования и целевых муниципальных программ руководствоваться Стратегией - 2030 и планом мероприятий по реализации Стратегии - 2030. (в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 09.06.2017 N 339-рп) 4. Направить в Правительство Российской Федерации предложение о внесении необходимых корректировок в Стратегию Уральского федерального округа до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 года N 1757-р, в соответствии со Стратегией - 2030. 5. Департаменту общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры внести на утверждение Общественного совета по реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры годовой план работы. (в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 16.05.2014 N 179-п) 6. Признать утратившими силу распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: от 14 ноября 2008 года N 491-рп "О стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года"; от 31 марта 2009 года N 116-рп "О реализации стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года". Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Н.В.КОМАРОВА Приложение 1 к распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ДО 2030 ГОДА
Введение Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее Стратегия - 2030) дает ответы на стоящие перед Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой (далее также - Югра, автономный округ) вызовы времени, заключающиеся в необходимости ухода от монопрофильной специализации за счет создания новых механизмов экономической диверсификации, внедрения технологий бережливого производства в деятельность всех участников экономических отношений, развития институтов гражданского общества, реализации новой промышленной политики, национальных предпринимательской и технологической инициатив. Важные ориентиры для развития как всего мирового сообщества, так и отдельных стран и регионов, включая Ханты-Мансийский автономный округ - Югру, сформулированы в виде 17 Целей устойчивого развития на 2016 - 2030 годы, принятых на 70 сессии Генассамблеи ООН 25 сентября 2015 года, которые пришли на смену Целям развития тысячелетия (2000 - 2015) и будут определять повестку дня в следующие 15 лет. Все заявленные цели нашли отражение в Стратегии - 2030. Амбициозные задачи инновационного развития экономики Югры требуют новых подходов. Методологическая особенность Стратегии - 2030 - это применение новых научных методов к отбору приоритетных направлений развития, основанных на анализе экономической роли отдельных отраслей в экономике. Для этого были применены методы мультипликативного анализа (анализ влияния изменений в отдельной отрасли экономики на экономику региона или страны в целом) и анализа производительности отдельных видов экономической деятельности. Еще одна методологическая особенность - это зонирование территории в интересах оптимизации государственного управления. В условиях обширных пространств России зонирование (как и районирование) является естественным научно-прикладным методом государственного управления, основанным на гибком подборе инструментов государственной экономической и социальной политики для территорий с различными природными и социально-экономическими условиями. Также в Стратегии - 2030 применен принцип маркетингового мышления и связанная с ним парадигма кластерного развития, позволяющие определить механизмы обеспечения конкурентоспособности экономики. Маркетинговое мышление требует перезагрузки системы кластеров, заявленных в целеполагающих документах Югры. Предложены варианты развития межотраслевых кластеров, как наиболее эффективные для генерации инноваций. Стратегическая цель развития Югры - это повышение качества жизни населения автономного округа в результате формирования новой модели экономики, основанной на инновациях и глобально конкурентоспособной. При этом, актуальные в современных условиях задачи группируются в 3 приоритетных блока. Первый блок - это формирование новой модели "умной экономики", основанной на инновационной трансформации нефтедобывающей отрасли, внедрении маркетингового мышления как основы диверсификации и становлении автономного округа технологическим плацдармом России в освоении Севера и Арктики. Второй блок - это формирование глобально конкурентоспособного человеческого капитала: достижение мирового уровня конкурентоспособности специалистов за счет профессиональной подготовки, создание условий для хорошего состояния здоровья и высокой продолжительности жизни, культурного и духовно-нравственного развития; обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов Севера, а также их комплексного социально-экономического и культурного развития. Третий блок задач - это создание условий для формирования благоприятной окружающей среды, основанное на прорывном развитии инновационных технологий "зеленой нефтедобычи" и управлении отходами, формирование и внедрение рациональных стандартов природопользования во имя сохранения природного потенциала Югры для будущих поколений. Эффективное управление социально-экономическим развитием будет опираться на принципы бережливого производства и зональный подход как пространственную форму реализации концепции "Бережливый регион", развитие гражданского общества, эффективной государственной и муниципальной службы. Одним из инструментов реализации Стратегии - 2030 станет комплексный маркетинг и брендинг территории. Югра как молодой регион, десятилетиями привлекавший людей с активной жизненной позицией, является одним из лидеров по развитию гражданского общества. Стратегия - 2030 опирается на лучшие качества и ценности югорчан. Югра стремится быть лучшим местом для постоянного проживания людей и развиваться как регион-локомотив роста российской экономики, центр развития для других регионов, обеспечивающий инновационное развитие национальной экономики и энергетическую безопасность страны. Стратегия - 2030 разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и методическими рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации, соответствует основным документам стратегического планирования Российской Федерации, в том числе Указу Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Указу Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N 642 "О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", Указу Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", Указу Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", Указу Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", Концепции стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2035 года и другим документам. Стратегия - 2030 отвечает вызовам социально-экономического развития автономного округа, актуальной нормативной правовой базе и новейшим методическим и методологическим научным подходам, применяемым в мировой практике стратегического планирования. 1. Оценка достигнутых результатов социально-экономического развития 1.1. Результаты комплексного анализа социально-экономического развития. Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность Югра входит в число субъектов Российской Федерации (далее также РФ) с наилучшими демографическими показателями (по коэффициенту рождаемости 10-ое место, по коэффициенту естественного прироста населения 6-ое место), показатели рождаемости превышают показатели смертности населения в 2,6 раза. По итогам 2015 года численность постоянного населения составила 1619,4 тыс. человек, ожидаемая продолжительность жизни при рождении - 72,6 года (в среднем по России - 71,6), среднегодовая численность занятых в экономике - 914,6 тыс. человек. Рост численности населения в 2013 - 2015 гг. происходил за счет естественного прироста (превышение рождаемости над смертностью), составлявшего 15 - 17 тыс. человек в год, что является одним из высоких показателей в России. В 2015 году валовой региональный продукт (далее также ВРП) составил 2918,5 млрд. рублей, объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования 766,1 млрд. рублей, объем промышленного производства - 3368,3 млрд. рублей. Среднедушевые денежные доходы населения в 2015 году составили 3,1 прожиточных минимума. В структуре ВРП добыча полезных ископаемых занимает 2/3 от общего объема, уровень обрабатывающих производств - 1,8%. В структуре обрабатывающего сектора производства доминирующие позиции занимают организации по производству нефтепродуктов (83,3%). Современный потенциал (производственный, трудовой, кадровый, природно-ресурсный, энергетический, инфраструктурный) социально-экономического развития формируется сочетанием значимых конкурентных преимуществ: Югра относится к группе субъектов РФ, определяющих текущее состояние общероссийской экономики, устойчивость бюджетно-финансовой системы страны; передовые позиции среди субъектов РФ по ряду параметров экономического развития: по среднедушевым объемам ВРП, промышленного производства, инвестициям в основной капитал, величине налоговых и иных финансовых перечислений в федеральный бюджет; кадровые ресурсы, имеющие многолетний опыт освоения природных богатств в сложных природно-климатических условиях; относительно молодые экономически активные трудовые ресурсы, высокая рождаемость и естественный прирост населения автономного округа; гармоничное развитие людей разных национальностей, включая коренные малочисленные народы Севера; богатый природно-ресурсный потенциал, включающий месторождения углеводородов, относящиеся к числу крупнейших в мире, прежде всего нефти; высокий потенциал использования лесных ресурсов. По общему запасу древесины Югра занимает пятое место среди субъектов РФ. Общий запас древесных насаждений на 01.01.2016 оценивается в 2912,1 млн. куб. м, из которых более 80% составляют хвойные породы. Объемы расчетной лесосеки составляют 5,9% от расчетной лесосеки Российской Федерации; богатый природными ресурсами Приполярный Урал, обладающий запасами всех групп твердых полезных ископаемых; высокий уровень бюджетной обеспеченности за счет собственных источников доходов позволяет поддерживать устойчивое развитие отраслей региональной инфраструктуры, включая здравоохранение, образование и жилищно-коммунальное хозяйство; высокий уровень инвестиционной привлекательности экономики; присутствие конкурентоспособных на глобальном рынке бизнес-структур, осуществляющих деятельность в сфере добычи и транспортировки углеводородов, а также в инфраструктурном секторе экономики; потенциал роста регионального потребительского рынка, который определяется сравнительно высокими доходами домохозяйств, а также характерной для автономного округа относительно высокой долей населения молодого возраста, формирующего благоприятную структуру потребительского спроса, включая приобретение товаров и услуг высокого ценового сегмента. По интегральному рейтингу уровня социально-экономического развития субъектов РФ за период 2011 - 2015 годов Югра находится в тройке лидеров <1>. -------------------------------- <1> Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2011 - 2015 годов по данным ООО "Рейтинговое агентство "РИА Рейтинг" http://riarating.ru/infografika/20120702/610227291.html http://ria.ru/infografika/20160615/1439328087.html Высокая конкурентоспособность Югры обеспечена за счет высокого объема ВРП на 1 занятого в экономике (285,6% к уровню РФ), объема частных инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения (551,5% к РФ) и высокой текущей прибыльности деятельности хозяйствующих субъектов. Величина сальдированного финансового результата на 1 занятого в экономике автономного округа составила по итогам 2015 года 1439,3 тыс. рублей при 103,7 тыс. рублей по Российской Федерации. Наряду с темпами роста уровня и качества жизни населения автономного округа на социально-экономическую систему Югры продолжают оказывать воздействие ограничения, связанные с зависимостью экономики от добычи полезных ископаемых. Это влияет на принятие решений, направленных на применение новых механизмов, способных повысить динамику достижения целевых ориентиров. 1.2. Роль Югры в социально-экономическом развитии Российской Федерации. Основные внешние и внутренние факторы развития Ханты-Мансийский автономный округ - Югра был и остается ключевым российским производителем нефти. С начала разработки нефтяных месторождений на территории автономного округа (с 1964 года) по состоянию на 1 января 2017 года накопленная добыча нефти - 11207,4 млн. тонн. Доля Югры в общероссийской добыче нефти - 43,7%. Югра занимает лидирующие позиции по выработке электроэнергии, доля которой в общероссийском объеме выработки электроэнергии - 8,6%, что обеспечивается ежегодной выработкой более 90,0 млрд. кВтч электроэнергии. Через территорию автономного округа проходят транзитные транспортные потоки, соединяющие ключевые промышленные центры страны с районами нового освоения в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе инфраструктура транспортировки природного газа с месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа. Проходящие по территории Югры автомобильные и железные дороги являются важной частью национальной транспортной системы: автомобильная дорога "Тюмень - Сургут - Новый Уренгой - Надым - Салехард" (с перспективой развития в Казахстан и вхождения в транспортную сеть Азии); перспективный северный широтный коридор "Пермь - Ивдель - Ханты-Мансийск - Томск", входящий в состав маршрута федерального значения "Северо-Запад - Сибирь" (Санкт-Петербург - Котлас - Сыктывкар - Пермь - Ханты-Мансийск - Томск). В силу высокой доли в экономике автономного округа добычи полезных ископаемых его современное социально-экономическое положение зависит от конъюнктуры мирового рынка углеводородов в сочетании с курсовой политикой Центрального Банка России и принимаемых Правительством РФ мер по реструктуризации и инновационной модернизации национальной экономики. Поэтому в целях обеспечения долгосрочной устойчивости экономического роста и повышения качества жизни населения автономного округа необходимо расширение экономической специализации автономного округа, диверсификация его экономики. Имеющийся производственный, трудовой, кадровый, природно-ресурсный, энергетический и инфраструктурный потенциал - естественная предпосылка для постепенного, объективного превращения Югры в технологический, интеллектуальный и кадровый плацдарм России на Севере. В этой роли, инновационной базы освоения Севера и Арктики, Югра обретает новую общероссийскую специализацию. Актуальность преобразования хозяйственной роли предопределена логикой внутреннего развития экономики и влиянием внешних факторов. Ключевым и долговременно действующим внешним фактором развития выступает переход мировой экономики к новому технологическому укладу на основе приоритетного развития нового класса инновационных производств и технологий (биотехнологий, информационно-коммуникационных технологий, производства композитных материалов, расширения использования на новой технологической базе возобновляемых источников энергии и др.). Это способствовало формированию в Югре новых объектов инновационной инфраструктуры, развертыванию долгосрочных проектов, нацеленных на интеллектуализацию экономики и социальной сферы. Потенциальная роль Югры как проводника российского хозяйственного движения в Арктику предопределена ее макрогеографическим положением (рис. 1). Расположенная между крупными промышленными и технологическими базами страны - Уралом и Южной Сибирью, с одной стороны, - и Арктической зоной страны с другой. Югра благодаря своему расположению имеет потенциал стать мостом, связующим старопромышленные районы России с территориями нового хозяйственного освоения в Арктике. Время для такой трансформации уже пришло, когда в Югорском Приобье сформирована сеть комфортных и благоустроенных городов, в высших учебных заведениях накоплен интеллектуальный потенциал, а основные месторождения вышли на высокую стадию добычи и стали полигонами отработки инновационных технологий нефтедобычи. Общемировые тенденции перехода от индустриальной к инновационной экономике, к 5 и 6 технологическому укладу совпадают по времени с началом постепенной, но глубокой трансформации экономики Югры, перед которой стоит амбициозная задача сохранения лидерства в освоении сырьевых богатств страны. Регион-первопроходец становится регионом-проводником, который не только сам является крупнейшим нефтегазодобытчиком, но и обеспечивает технологическое, транспортно-логистическое, интеллектуальное, кадровое сопровождение мощного хозяйственного движения России в Арктику. 1>1> |
Ханты-Мансийского автономного округа Югры", распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 24 июня 2013... | Югры "Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа Югры на 2014 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства... | ||
Федерации, руководствуясь постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 12 июля 2013 года n 247-п "О... | Федерации, руководствуясь постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 12 июля 2013 года n 247-п «О... | ||
Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 года №419-п «О государственной программе Ханты-Мансийского... | Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 года №408-п «О государственной программе Ханты-Мансийского... | ||
Федерации, руководствуясь постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 12 июля 2013 года n 247-п "О... | Российской Федерации", Закона Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 27 июня 2014 года n 51-оз "О регулировании отдельных вопросов... | ||
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 декабря 2008 года 167-оз «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных... | В целях приведения нормативного правового акта Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в соответствие с законодательством... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |