Скачать 1.51 Mb.
|
Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации Кафедра организации социальных систем и антикризисного управления П.П. Макагонов, К.Б. НоркинСоциальные изобретения в региональном и муниципальном управлении (Учебно-методическое пособие) Москва2001 ПредисловиеНастоящее учебно-методическое пособие имеет поисково-экспериментальный характер. В нем рассматривается подход к управлению и законотворчеству с применением методов изобретательства и творчества, порождающих управленчеcкие решения, не требующие больших затрат для их выполнения. Такой подход еще не встречался нам при решении социальных проблем на уровне систематически применяемых методик. Он не был предметом преподавания в высшей школе, в том числе в Российской Академии Государственной службы при Президенте Российской Федерации. Это не случайно, так как сущностью нашей хозяйственной системы в недавнем прошлом был затратный подход в оценке результатов, закрывающий дорогу любому управленческому решению, направленному на экономию государственных средств. Предлагаемое пособие подготовлено с надеждой переломить эту традицию. Оно призвано привлечь внимание к совокупности противозатратных методов в управлении и законотворчестве на уровне города, региона и в, некоторых случаях, страны. Эти методы связаны в первую очередь с социальными технологиями разрешения противоречий. Они часто сводятся к подключению ранее не задействованных ресурсов, например, таких как моральная мотивация, к снятию потенциальных или уже возникших конфликтных ситуаций, когда эти конфликты непродуктивны. Материал представлен в виде описания конкретных ситуаций (case studies) КС или будем здесь их называть кейзами (чтобы не путать с обрусевшим термином кейс для мини-чемоданов). Такая подача материала ориентирована на коллективное творчество самих обучаемых в процессе проведения занятий. Она опирается на общепризнанное представление о продуктивности индуктивного метода обучения с помощью КС. Метод КС наиболее широко используется для обучения менеджменту, но по свидетельству авторов работы [5] первоначально он был разработан для преподавания в Школе права Гарвардского университета еще до 1908 года. Поэтому мы особенно рады вернуть хотя бы частично метод к обучению решения социальных и юридических проблем. Преподавательские записки будут выпущены отдельно от текста, доступного обучаемым, что соответствует практике написания дидактических материалов на основе конкретных ситуаций. Управленческое решение, найденное с помощью описанных в пособии приемов, может быть оформлено как законодательное, но путь до этого обычно долог. Поэтому для ускорения практического использования наших рекомендаций исполнительная власть в ряде случаев может пытаться использовать договорную форму взаимодействия включая в текст договора будущие положения закона. Просим всех, кто посчитает предложенный материал полезным, просим присылать свои замечания и предложения по его улучшению. Мы с глубокой благодарностью и разумеется, с указанием авторства, примем новый материал, дополняющий приведенный здесь для последующих изданий. Содержание
ВВЕДЕНИЕ Известна роль изобретений и открытий в прогрессе естествознания и технических науках. Практика показала, что значительную часть изобретений и какую-то часть открытий оказалось возможным сделать, используя специальные технологии творческого мышления, которые позволяют профессионально подготовленному специалисту получать результаты на уровне тех, что под силу талантливым ученым и изобретателям. Эти технологии называются теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ), или алгоритмом решения изобретательских задач – АРИЗ, или методами технического творчества [1,2,3]. Эти технологии подразумевают использование метода аналогий: поиска ситуаций, аналогичной заданной проблемной ситуации и использования принятых там решений в качестве указания на путь решения новой актуальной проблемы. Известны случаи, когда заимствование приемов и методов естественных и технических наук часто оказывалось полезным для наук гуманитарных. Тем не менее, для систематического применения гуманитариями приемов научно-технического творчества в виде «алгоритмов решения изобретательских задач», по-видимому, время еще не пришло. Это связано с трудностями построения элементарных моделей поведения людей в обществе, в территориальной общине, в социально-правовой среде. Последнее не удивительно, так как гуманитарные системы, в которых присутствует человек с его мотивациями, постоянным выбором из альтернативных вариантов поведения, имеют отличные по крайней мере от неживой природы и технических систем особенности самоорганизации и развития. Эта самоорганизация часто проявляется через активное противодействие субъективно нежелетельным последствиям управляющих воздействий каждого человека, на которого распространяется это воздействие. Если противодействие удет успешно, то оно является чаще всего суммой действий отдельных индивидуумов. Но если противодействие затруднено, то «жертвы» начинают «роптать», по этому ропоту они опознают друг друга и, увидев свою многочисленность, организуются для совместного противостояния. Напомним, что большинство статистических распределений в гуманитарных системах связаны с законом Ципфа, а в естественно-научных и технических системах – с нормальным законом распределения. |
Сшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Сокращенное... | Программа предназначена для поступающих в аспирантуру Уральского института управления филиал фгбоу впо «Российская академия народного... | ||
Алкоголь и наркотики как важнейшие факторы демографического кризиса в России и Украине | «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (далее -академия) | ||
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации | Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее Академия) является федеральным... | ||
«российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации» | Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации | Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |