Скачать 6.04 Mb.
|
Администрация Локтевского района Алтайского края Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Горняка Принято Утверждаю на педагогическом совете Директор школы Протокол № 1 _______ Т.В. Вишнякова от 30.08. 2012 г. Приказ № ___ от 31.08.2012 г. Основная образовательная программа основного общего образования Составители: Вишнякова Т.В., директор школы Сутормина Л.А., заместитель директора по УВР г. Горняк СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 1.1. Образовательная программа школы разработана на основе нормативных документов: -Закона РФ «Об образовании», ст. 9, гл. 2. - Конвенция о правах ребёнка - Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19.03.01. № 196. - Приказа Министерства Образования РФ от 05.03.2004 №189 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», - Приказа Министерства Образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ - письмо Минобрнауки от 08 октября 2010 года, № ИК – 1494/19 «О введении третьего часа физической культуры в недельный объём учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»; - Устав школы, локальные акты. Образовательная программа школы формируется на основе примерных образовательных программ учебных предметов, разработанных государственными органами управления образованием на основе государственных образовательных стандартов. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» реализует образовательную программу основного общего образования и учитывает интересы всех заинтересованных сторон. Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), при наличии соответствующих условий в Учреждении может быть введено обучение по различным профилям и направлениям. С целью полного охвата детей всех категорий до достижения 15-ти летнего возраста предоставляются возможности получения образования на дому (по состоянию здоровья). Мы хотим построить школу равных возможностей (адаптивную), которая реализует личностно-ориентированную концепцию образования и воспитания. Именно эта система способна помочь каждому ученику достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями. Обладая такими свойствами, как гибкость, полиструктурность, открытость, адаптивная система образования выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая его к своим требованиям. 1.2 Цели и задачи основного общего образования Основное общее образование – вторая ступень общего образования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным. Обучение на второй ступени направлено на реализацию следующих основных целей:
Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе. На второй ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится: заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для продолжения образования на третьей ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей; создать условия для самовыражения учащихся на учебных и внеучебных занятиях в школе. В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Обучение на второй ступени, направлено на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Программы ориентированы не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами. Основное общее образование – завершающая ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям. Основное общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Обучающиеся, завершившие основное общее образование и выполнившие в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение на ступенях среднего (полного) общего, начального или среднего профессионального образования. 1.3. Особенности Образовательной программы основной школы: 1. Обеспечение преемственности начальная школа - основная школа; охрана и укрепление психического и физического здоровья школьников. 2. Обеспечение базовой подготовки учащихся по всем предметам; сохранение дифференцированного подхода в обучении. 3. Обеспечить готовность для самооценки и самоопределения обучающихся 9 класса; обеспечение готовности их к продолжению образования, выбору профессии; обучение готовиться к итоговой аттестации; сохранение дифференцированного подхода в обучении. 2. Учебный план основного общего образования Учебный план основной школы составлен на основе Федерального базисного учебного плана 2004 года и сохраняет в необходимом объеме содержание, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. Учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. В инвариантной части реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Вариативная часть обеспечивает реализацию регионального компонента и компонента образовательного учреждения. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между классами. Уровень недельной нагрузки не превышает предельно допустимого. Учебный план обеспечивает выполнение «Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», утверждённых постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 Приоритетом основного общего образования является формирование функциональной грамотности необходимой в современном обществе. Федеральный базисный план основной школы ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения государственных программ основного общего образования. Цель учебного плана – дать учащимся базовое общее образование. В основной школе реализуется общеобразовательная программа, закладывается фундамент общеобразовательной подготовки и реализуется задача информатизации образования. Учебный план 5-9 классы
*Русский язык: в 6 классе -на изучение предмета отводится 5 часов в соответствии с авторской программой Баранова М.Т., Ладыженской Т.А, Тростенцовой Л.А., в 8 кл. на изучение русского языка добавлен 1 час для формирования прочных орфографических и пунктационных умений и навыков. **Литература: в 5,6,8 классах на литературу по - 1 часу, для приобщения учащихся к чтению, более глубокого изучения программных произведений и в соответствии с авторской программой В.Я.Коровиной. ***Математика: в 5, 6 (авт. сост. В.И. Жохов) 7, 8,9 классах на математику по 1 часу для соответствия требованиям авторской программы сост. Т.А.Бурмистрова. Часы школьного компонента отведены также на индивидуально-групповые занятия по предметам: «Основы информатики» в 5,6,7 классах по 1 часу; по русскому языку «Стилистика. Основы культуры речи», в 8 классе 1 час, «Русское правописание» в 6 классе 1 час, «Роль орфографии и пунктуации в письменном общении» в 8 классе – 1 час; по черчению - «Черчение и графика» в 8,9 классах по 1 часу; по литературе в 5 классе- «Занимательное литературоведение»,1 час; по искусству- «Музыка и мир» в 8 классе 0,5 часа; по технологии в 9 классе 1 час. ИГЗ проводятся с целью коррекции знаний, дифференцированной работы с учащимися, подготовки к итоговой аттестации. География: 1 час добавлен в 6,7 классах на изучение предмета «География Алтайского края» из части, формируемой участниками образовательного процесса. 3. Программы учебных предметов 3.1. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников. Познавательная деятельность Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности. Информационно-коммуникативная деятельность Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Рефлексивная деятельность Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива. Виды деятельности подростка - учащиеся переходят к изучению основ наук, к установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам; - усваивая учебный материал, школьники учатся вскрывать связи и отношения, овладевать умением формулировать суждения и умозаключения, проводить аналогии; - развитие навыков систематизации, классификации, обобщения и конкретизации (учатся мыслить); - расширение содержания образования через введение новых предметов, активизацию познавательной деятельности с помощью факультативов, кружков, развивающих часов и т.д.; - умение работать с литературой, отбирать и систематизировать научный материал, делать сообщения, доклады на заданную тему, составлять план, тезисы, конспекты и т.д., заниматься исследовательской деятельностью; - умение использовать знания и умения, полученные при изучении одного предмета, при изучении другого; - сохраняется необходимость дифференцированной помощи. 3.2. Программа учебного предмета «Русский язык» Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы). Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Учебный предмет «Русский язык» в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов. «Русский язык» в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения выполняет, кроме названных, цели, обусловленные его статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре русского народа, обеспечивает их готовность к межнациональному общению. |
Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебно-методическому комплексу В. В. Бабайцевой,... | «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык» для 7-9 классов разработана в соответствии с | Рабочая программа учебного предмета «Английский язык в 7 классе» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента... | ||
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей | Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей | ||
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для 7 класса составлена на основе | Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык (английский)» составлена в соответствии с | ||
Пояснительную записку, в которой дается общая характеристика, описание места учебного предмета, курса в учебном плане, конкретизируются... | Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы: проект. 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2011 |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |