Скачать 4.67 Mb.
|
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации учителей русских школ в странах дальнего зарубежья по формированию компетенций учителей, обеспечивающих современный образовательный процесс в соответствии с российской примерной основной образовательной программой начального общего образования Проект «Разработка и реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования для педагогов русских школ в странах дальнего зарубежья, обеспечивающих современный образовательный процесс в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в т. ч. для учащихся с ограниченными возможностями здоровья», государственный контракт №026/ГК от 04.07.2016 г., вид работ I.2. «Разработка дополнительных профессиональных программ для педагогов русских школ в странах дальнего зарубежья, обеспечивающих современный образовательный процесс в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в т. ч. для учащихся с ограниченными возможностями здоровья». Содержание: Введение 1. Описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения. 2. Цели и задачи программы. 3. Планируемые результаты обучения. 4. Объем и виды учебной работы. 5. Содержание программы. 6. Учебный план (включающий перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных модулей и иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации). 7. Календарный учебно-тематический план. 8. Описание организационно-педагогических условий. 9. Описание формы аттестации. 10. Оценочные материалы. 11. Описание литературы и прочих источников, используемых для обучения. 12. Учебно-методический комплекс, включающий учебно-методические и контрольно-измерительные материалы, обеспечивающий реализацию программы в полном объеме. Введение Программа повышения квалификации учителей русских школ в странах дальнего зарубежья разработана в рамках реализации Концепции «Русская школа за рубежом», утвержденной Президентом РФ 4 ноября 2015 года, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. №373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов от 29 декабря 2014 г. №1643, от 18.05.2015г. №507, от 31.12.2015 г. №1576), Федерального закона от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», Указа Президента РФ от 11 августа 1994 г. №1681 «Об Основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом», Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. №544 «Профессиональный стандарт педагога» и в соответствии с Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию 8 апреля 2015 года, протокол №1/15. Основания для проектирования программы Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана учетом результатов анализа по тематике внедрения ФГОС начального общего образования в условиях полилингвальной начальной школы (в том числе русскоязычной) среды для обучения педагогических работников русских школ в Венгрии, Германии, Греции, Израиля, Испания, Италии, Кипра, Словении, Финляндии, Франции, Хорватии, Черногории. Анализ позволил сформулировать ряд основополагающих тезисов для проектирования данной Программы: 1. Строить обучение, используя только репродуктивные ее формы, категорически вредно, но и копировать и проектировать на учителях способы работы детей в классе неэффективно. Необходимо построить обучение учителей через проектирование будущих педагогических действий в рамках их основных образовательных программ. Учитель с должен иметь образовательную программу педагогических действий сразу на все четыре (а лучше пять) учебных года. 2. Обучение учителей должно начинаться с анализа образовательных результатов и эффектов обучения в начальной школе. По результатам анализа фиксируются промежутки между наивысшими и низкими результатами обучающихся класса. Для достижения этих результатов педагогам необходимо создать «карту движения в учебном (педагогическом) материале», разработать требования (ограничения и возможности) и необходимые организационные и педагогические условия, при которых может быть достигнуты необходимые результаты. При организации повышения квалификации педагогов и администраторов русских школ из дальнего зарубежья необходимо учитывать три принципиальные особенности: Первая особенность связана с другими взглядами родителей детей, проживающих за рубежом, на цели школьного образования, а как следствие, появление разных типов русских школ за рубежом. Кроме этого, в таких школах учатся дети, родившиеся в русскоязычных или смешанных семьях. Совершенно очевидно, что эти дети находятся в условиях полного или частичного отсутствия русской языковой среды. В такой ситуации речь должна идти о билингвальном и даже полилингвальном общем образовании. В связи с этим, одна из центральных задач русской школы за рубежом, с одной стороны, сохранить и продвинуть лучшие традиции русской культуры и образования, с другой стороны, стать межкультурным центром всестороннего развития, общения детей разных стран, народов и национальностей с учетом особенностей страны, в которой расположена русская школа. Вторая особенность связана с тем, что состав детей школ может быть непостоянным и меняться достаточно быстро, что отражается на разном уровне и качестве освоения образовательных программ разными учащимися одного класса. Постоянная «миграция» детей требует специального времени на адаптацию детей к новым условиям билингвального (полилингвального) обучения. Третья особенность связана с тем, что русские школы интегрируются в образовательное европейское пространство со своими образовательными (педагогическими) технологиями, которые нельзя не учитывать при реализации ФГОС НОО в зарубежных странах. В связи с этими особенностями расположения русских школ за рубежом программы повышения квалификации педагогов и администраторов для этих школ имеют ряд принципиальных отличий от подобных программ, которые реализуются непосредственно в России.
– возможность концентрированной (блочной) подачи материала, что задает предпочтительность его тематического единства. Обучение «тематическими блоками» или «погружение» распространенный способ обучения в Европе, с помощью этого способа теоретический материал подается обобщенно, в идее схем и таблиц, что повышает эффективность и качество обучения. Именно таким способом планируется строить обучение и самих педагогов. Освоив способ блочного обучения в рамках повышения квалификации педагоги смогут его использовать и в работе со школьниками; – использование игровых форм обучения («геймификация» – игровизация, становится важной характеристикой новой образовательной платформы, которая позволяет за счет использования игровых подходов более активно вовлекать учащихся в процесс освоения новых навыков и компетенций), «интегрированных уроков» (задания на пересечении предметов – русского языка, литературы и истории, культуроведения и киноведения и т.п.), внеурочных форм организации образовательного процесса с нелинейным расписанием учебных занятий – все это те элементы современных образовательных технологий («активных методов»), которые широко используются в практике европейских стран и поэтому могут для педагогов русских школ стать ресурсом их педагогической деятельности; – в рамках европейской «цифровой революции» широко используются в международной образовательной практике: феномен МООС («massive open on-line courses» –массовые открытые он-лайн курсы) с новым сегментом образовательных он-лайн-проектов, направленных на тренировку умений и навыков с использованием «учебных тренажеров»; системы управления учебным процессом LMS («Learning Management Systems»), которые выстраивают индивидуальные образовательные траектории и позволяют вести оценку результатов для всего многообразия новых образовательных форматов; экосистема поддержки нового образования, состоящая из «фабрик» по производству нового образовательного контента, специализированных социальных сетей для педагогов и школьников, а также систем анализа больших массивов данных («Big Data»), позволяющих непрерывно улучшать педагогическую технологию и «настраивать» учебный процесс под требования и способности конкретного учащегося. К сожалению, «цифровая революция» и бум образовательных технологий пока почти не затронули Россию, поэтому включение в «цифровую революцию» и освоение современных образовательных технологий педагогами русских школ за рубежом важная составная часть программы повышения квалификации; – современные методы проверки знаний: все большее распространение получают новые инструменты оценки – компьютерные адаптивные тесты, в которых каждое последующее задание выбирается в зависимости от ответов на предыдущее, и автоматизированные средства проверки письменных заданий. В рамках повышения квалификации педагоги смогут сами пройти подобные компьютерные адаптивные тесты, чтобы увидеть и понять их эффективность и перспективность в рамках так называемого формирующего (формативного) оценивания, которое также распространено в Европе. Итак, программа повышения квалификации педагогов для русских школ направлена не только на простое освоение основных положений ФГОС НОО, но и на то, чтобы «русская школа за рубежом» стала синтезом современных мировых образовательных систем, через знакомство и освоение европейских педагогических технологий и национальных образовательных культур стран, в которых находятся русские школы. После этого особое место в обучении учителей начальных классов должен занять первый класс: «Местом рождения учебного сообщества является первый класс. Если учитель откладывает задачу организации учебного сотрудничества хотя бы на год, то его трудности удваиваются…»1. Следовательно, в первом классе необходимо задать все необходимые линии реализации ООП как равные, которые должны постепенно разворачиваться в течение 4-5 лет. 3. Обучение педагогов происходит продолжительное время (лучший вариант – в течение года). Две очные сессии с продолжительным межсессионным периодом домашней самостоятельной работы, выстроенным с применением дистанционных форм взаимодействия как слушателей между собой, так и слушатель-преподаватель. Слушатели не должны воспринимать «самостоятельную домашнюю работу» как дополнительную работу ради «зачета» на курсовой подготовке. «Домашняя самостоятельная работа» должна быть встроена педагогическую деятельность и может иметь две составляющие: обязательную для всех – одну, и по выбору, ориентированную на достижения учителя в освоении современных требований в рамках реализации ФГОС НОО. Личное «портфолио» учителя прдъявляется на курсах, конференциях, форумах и т.п. Внешней экспертной оценке подвергается только то, что предъявляется учителем. Условие обязательное одно – «портфолио» для учителей-курсантов. При таком подходе к организации межсессионной работы с учителями-курсантами все участники курсовой подготовки (преподаватели и учителя-курсанты) могут иметь:
4. Только через проектирование своей образовательной программы и ее осуществление в режиме реального времени в течение учебного года учитель-курсант сможет освоить системно-деятельностный подход в школьном образовании. Проектирование – должно стать базовым процессом в обучении учителей для работы в условиях ФГОС НОО. Все остальные формы и способы обучения учителей должны стать средствами и условиями, способствующими эффективному и качественному проектированию и реализации задуманного проекта. Итак, курсовую подготовку учителей начальных классов в рамках проекта «Русская школа за рубежом» предлагается осуществлять в двух образовательных форматах: – очная сессионная работа (2 раза год); – самостоятельная работа и дистанционное сопровождение педагогической деятельности учителей-курсантов в межсессионное время с использованием специально разработанных вариативных модульных программ, помогающих в проектировании и реализации «своей» основной образовательной программы. Сессионная работа учителей-курсантов может проводиться с использованием следующих видов работ: – работа над разбором основных положений ФГСО НОО и примерной основной программы начального общего образования, которые вызывают трудности и непонимание у учителей-курсантов (семинарские занятия); – разбор основных и промежуточных результатов деятельности учителей-курсантов в ходе учебного года на основе проведенных диагностических, проверочных работ учащихся и установка на следующий шаг, рекомендации по коррекции (практикумы); – установочные лекции и практические занятия на следующий этап межсессионной работы по отдельным учебным дисциплинам; – проектирование и коррекция образовательной программы учителя-курсанта на следующий этап работы (проектные занятия); – презентация (предъявление) достижений учителей-курсантов за прошедший период обучения и их обсуждение (микро-конференция); – спецкурсы и мастерские преподавателей вариативных модулей. Дистанционные формы взаимодействия в межсессионное время сводятся к следующим видам работы: – домашняя самостоятельная работа по отдельным вопросам и темам курсовой подготовки в рамках проектирования и реализации ООП НОО; – проведение стартовых, промежуточных и итоговых работ, их обработка, анализ с использованием (по запросу) преподавателей курсов; – консультации и мастерские преподавателей курсов; – работа с литературными и информационными источниками в рамках собственного проекта; – оформление результатов обучения в формате «портфолио». В настоящее время идет процесс выработки, построения, профилирования идей, моделей, концепций относительно видения характера русских школ за рубежом. Такие школы должны стать билингвальными с сохранением приоритетов обучения русских школьников за рубежом по российским образовательным стандартам. В связи с этим встает острая проблема организации непрерывной системы повышения квалификации русских учителей за рубежом в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Именно с этой целью разработана данная Программа, которая должна помочь педагогам сформировать или развить определенные профессиональные компетентности в рамках уже принятого в РФ профессионального стандарта педагога. |
Согласовано: заведующая аптекой Согласовано: начальник отдела планирования и размещения закупок | Согласовано: заведующая лабораторией Согласовано: начальник отдела планирования и размещения закупок | ||
Комитета по информатизации и связи – начальник Отдела информационно-аналитического обеспечения | Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №108 | ||
Заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кошки-Теняковскаяосновная | ||
«Система оперативной отчетности на платформе «Универсальная фронт-офисная система» | Начальник отдела технических средств защиты информации Департамента безопасности | ||
Образовательная программа основного общего образования для 5-9 классов II ступени обучения, в дальнейшем – «Образовательная программа»,... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |