«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо зам директора по ур директор школы


Название«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо зам директора по ур директор школы
страница1/5
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Кошки-Теняковскаяосновная

общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»
«Согласовано» « Согласовано» « Утверждаю» Руководитель ШМО Зам. директора по УР Директор школы

_______ Гаврилова Н.Н. _______ Васильева С.А. ______Бондарев Е.А.

Протокол №1 от «29» августа 2016 г. Приказ № 118 от « 26 » августа 2016 г. от « 31» августа 2016 г.


Рабочая программа

по русской литературе в 6 классе

учителя I квалификационной категории

Горбуновой Галины Владимировны

Рассмотрено на заседании ШМО учителей

МБОУ «Кошки-Теняковская основная общеобразовательная школа

Буинского муниципального района Республики Татарстан»

Протокол № 1 от « 26 » августа 2016 г.

2016-2017 учебный год.

Пояснительная записка
Рабочая программа по русской литературе предназначена для 6 класса общеобразовательной школы (базовый уровень) и составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

- Закона РТ «Об образовании» от 22.07.2013 №68-ЗРТ;

- Федерального государственного стандарта основного общего образования;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

- Образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кошки-Теняковская основная общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ»;

- Учебного плана МБОУ «Кошки-Теняковская основная общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ».
Учебник: Литература: учебник для 6 класса общеобр. учреждений: в 2 ч./авт.-сост. Меркин Г.С.- 2 изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2014 г.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Место предмета: На обучение литературе в 6 классе базисным учебным планом МБОУ «Кошки-Теняковская основная общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом отводится 70 часов (2 часа в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

В 6 классе в центре внимания программы – период становления и формирования личности писателя, годы учения. В круг чтения включаются и изучаются произведения, вызывающие на данном этапе формирования личности наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности, свободолюбия, труда, любви, социальных отношений. Показывается сложное отношение авторов к своим героям, созданным произведениям. Даётся характеристика отдельных произведений на основании конкретных теоретических понятий и первичных системных категорий (например, силлабо-тоническая система).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного предмета

Из греческой мифологии. Литература и мифология. Мифы «Пять веков»,«Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории. Стремление познать мир и реализовать свою мечту.Прославление человеческих достоинств в мифах о двенадцать подвигах Геракла.

Из устного народного творчества. Легенды, предания, сказки. Легенда «Солдати смерть». Русская народная сказка «Сказка о молодильных яблоках и живойводе». Народные представления о добре и зле; краткость, образность.Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев, сказители, собиратели.

Из эпоса народов России.Нартский эпос. Предание «Как Бадыноко победил одноглазоговеликана». Художественные особенности предания.

Из древнерусской литературы. Древнерусская литература и её жанры: сказание, летопись, воинская повесть, плач, поучение. «Сказание обелгородских колодцах». «Повесть о разорении РязаниБатыем». «Поучение...» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Воинская повесть Поучительный характер древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века. М.В. Ломоносов —гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».Иносказание.

Из русской литературы XIX века.

В.А. Жуковский.Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Элегия как жанр. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана».Источники сюжета баллады «Светлана».Образ Светланы и средства его создания. Национальные черты в образе героини.Своеобразие сюжета баллады «Светлана». Фантастика, народно-поэтические традиции, атмосфера тайны, пейзаж. Мотивы дороги и смерти. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала поэмы.

А.С.Пушкин. Лицей в жизни и творческойбиографии А.С.Пушкина.Стихотворения: «Деревня», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике А.С. Пушкина.. Антитеза как основной художественный приём стихотворения.Лирика природы. «Дубровский». История создания произведения. Картины жизни русского поместного дворянства.Образы Дубровского и Троекурова. Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. Отец и сын. Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. Образы крепостных. Изображение крестьянского бунта. Традиции приключенческого романа в произведении Пушкина.Романтический характер истории любви Маши и Владимира. Средства выражения авторского отношения к героям романа. Нравственная проблематика произведения.

М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове(годы учения, ссылка на Кавказ). Стихотворения: «Тучи», «Парус», «Листок». Чувство трагического одиночества в стихотворении Лермонтова. Риторические вопросы. Вольнолюбивые мотивыстихотворения Лермонтова. Антитезы и инверсии. Многозначность художественного образа.

Н.В. Гоголь«Тарас Бульба». Эпическое величие мира и героический размах жизни в повести Гоголя. Прославление высокого строя народной вольницы, боевого товарищества, самоотверженности и героизма. Единоверие, честь, патриотизм как основные идеалы запорожцев.Герои Гоголя и былинные богатыри. Тарас и его сыновья. Принцип контраста в создании образов братьев, противопоставления в портретном описании, речевой характеристики. Остап и Андрий. Трагизм конфликта отца и сына (Тарас и Андрий). Борьба долга и чувства в душах героев. Роль детали в раскрытии характеров героев.Смысл финала повести.

И.С. Тургенев«Записки охотника»: творческая историяи своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта. Образ лесника в рассказе «Бирюк», позиция писателя.Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания.

Н.А. Некрасов – поэт и гражданин. Темы народного труда и «долюшки женской» в стихотворениях «В полном разгаре страда деревенская...», «Великоечувство! Укаждыхдверей...»

Л.Н. Толстойв 30—50 гг.XIX в. Автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Взаимоотношения в семье, описанные в повести Л.Н. Толстого «Детство». Анализ глав: «Maman»,«Детство», «Что за человек был мой отец?», «Папа». Главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого. Уроки доброты Л.Н. Толстого. Проблематика рассказа «Бедные люди» и его внутренняя связь с повестью «Детство».

А.Н. Толстой. Автобиографическая повесть «Детство Никиты».

В.Г. Короленко. Краткие сведения о В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия, взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дружба Васи, Валека и Маруси. Дети и взрослые в повести «В дурном обществе»

А.П. Чехов – непревзойдённый мастер детали. Изображение степи в повести «Степь». Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова: «Налим», «Шуточка»«Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия». Особая роль события рассказывания. А.П. Чехов Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций в рассказе А.П. Чехова.

Из русской литературы XX века

И.А. Бунин. Мир природы и человека в произведениях И.А. Бунина. И.А. Бунин «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя. Картины родной природы в стихотворении И.А. Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет...».

А.И. Куприн. Детские годы А.И. Куприна. Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия в рассказе А.И. Куприна«Белый пудель». «Тапер» - рождественский рассказ А.И. Куприна.

Ф.М. Достоевский. Святочный рассказ«Мальчик у Христа на ёлке».

С.А. Есенин. Краткие сведения о С.А. Есенине. Лирический герой и мир природы в стихотворении С.А. Есенина. Стихотворения: «Разбуди меня завтра рано...», «Песнь о собаке». Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина.

Образы животных в произведениях художественной литературы. Рассказ Ю.П. Казакова «Арктур – гончий пёс», рассказ В.П. Астафьева «Жизнь Трезора», рассказ Э. Сетон-Томпсона «Королевская аналостанка». Нравственные проблемы в произведениях о животных.

М.М. Пришвин. Краткие сведения о М.М. Пришвине. «Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра.

Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей: Настя и Митраша. Смысл названия сказки-были.

А.А. Ахматова. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля», «Мужество». Основные темы и образы поэзии. Тема Родины. Роль художественной детали, её многозначность.

Военная тема в русской литературе. Д.С. Самойлов. Стихотворение «Сороковые…». К.М. Симонов. Стихотворение «Жди меня, и я вернусь…». М.В. Исаковский. Стихотворение «В лесу прифронтовом…», С.С. Орлов. Стихотворение «Его зарыли в шар земной…», Р. Гамзатов. Стихотворение «Журавли» и др.

Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. В.П. Катаев. Повесть «Сын полка».

В.П. Астафьев. Краткие сведения о В.П. Астафьеве. История создания книги «Последний поклон». Тематика и проблематика рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Н.М. Рубцов. Краткие сведения о Н.М. Рубцове. Стихотворения: «Тихая моя родина», «Звезда полей». Картины природы в стихотворениях. Лирический герой и его мировосприятие.

Из зарубежной литературы

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги«Тысяча и однаночь».История создания, тематика, проблематика.

Карело-финский героический эпос «Калевала». Обобщённое содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса.

«Песнь о Роланде», «Песнь о нибелунгах». Роль гиперболы в создании образа героя эпоса. Культурный герой.

Братья Гримм. Краткие сведения о братьях Гримм. Тематика и проблематика сказки братьев Гримм «Снегурочка». Сходство и различия народных и литературных сказок.

О. Генри. Краткие сведения об О. Генри. Новеллы: «Вождь краснокожих»,«Дары волхвов». Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Жанровые признаки. Тема бедности, любви и счастья. Особая необычность сюжета, острого конфликта, драматизма действия в новелле. Строгость её построения.

История жанра новеллы. П. Мериме «Видение Кала XI». Э.А. По «Низвержение в Мальстрем».

Краткие сведения о Дж. Лондоне.«Северные рассказы».Рассказ «Любовь к жизни» - гимн мужеству и отваге.

Сведения по теории и истории литературы

Литература и другие виды искусства. Литература и мифология. Литература и фольклор.

Художественный образ. Персонаж. Литературный герой. Главные и второстепенные персонажи. Образы времени и пространства, природные образы, образы предметов. Художественный вымысел. Правдоподобие и фантастика.

Сюжет и композиция. Конфликт. Внутренний конфликт. Эпизод. Пейзаж. Портрет. Диалог и монолог.

Авторская позиция. Заглавие произведения. Финал произведения.

Тематика и проблематика. Идейно-эмоциональное содержание произведения. Юмор. Ирония и самоирония.

Художественная речь. Поэзия и проза. Изобразительно-выразительные средства (инверсия, антитеза, риторический вопрос). Художественная деталь. Силлабо-тоническое стихосложение. Ритм. Пиррихий. Спондей. Эпические жанры (легенды, предания, сказки, роман, поучение, летопись, повесть, рождественский рассказ, юмористический рассказ, новелла). Лирические жанры (стихотворение, элегия). Лироэпические жанры (баллада).


Планируемые результаты

Ученик научится:

•  осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;

различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• выразительно читать;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

Ученик получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект).

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана


УМК обучающихся

УМКучителя

1.Литература: учебник для 6кл. общеобразоват.учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

1.Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс»/под ред. Г.С. Мерикна. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012

2. Соловьева Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику Г.С. Меркина«Литература. 6 класс»/под ред. Г.С. Мерикна. – М.: ООО «Русское слово – РС», 2012

8. Рабочая программа к учебникам Г.С. Меркина «Литература. 6 класс», «Литература. 6 класс»/авт.-сост. Ф.Е. Соловьева. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2012




  1   2   3   4   5

Похожие:

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо зам директора по ур директор школы iconУчреждение «средняя общеобразовательная школа поселка Муслюмово ж/д...
Рассмотрено согласовано утверждено на заседании шмо зам директора увр директор школы

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо зам директора по ур директор школы iconРабочая программа по английскому языку в 5 классе составлена на основе...
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель шмо зам директора по увр директор мбоу

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо зам директора по ур директор школы iconКоровин В. А., Орлов В. А
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель Руководитель Г. И. Шайхуллина руководителя по увр мбоу «сош....

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо зам директора по ур директор школы iconРассмотрено согласовано утверждаю
Мо учителей иностранного языка Зам директора по увр : Директор мбоу чесменская сош

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо зам директора по ур директор школы icon«согласовано» «утверждаю» Руководитель проекта Департамента управления»
Административный директор филиала ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Макро-регион «Дальний Восток»

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо зам директора по ур директор школы iconСогласовано утверждаю
Заместитель генерального директора – директор блока по управлению инновациями Госкорпорации «Росатом»

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо зам директора по ур директор школы icon«согласовано» «утверждаю» Руководитель проекта Департамента управления»
И. О. Административного директора филиала ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Макро-регион «Дальний Восток»

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо зам директора по ур директор школы iconСогласовано утверждаю
В своей деятельности сопровождающие руководствуются настоящей инструкцией, нормативными документами, направленными на обеспечение...

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо зам директора по ур директор школы iconУтверждаю согласовано согласовано
Комитета по информатизации и связи – начальник Отдела информационно-аналитического обеспечения

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо зам директора по ур директор школы iconСогласовано согласовано утверждаю
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №108

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск