Скачать 0.96 Mb.
|
Министерство образования и науки Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Вознесенский техникум пищевых производств» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации, проведению и контролю самостоятельной работы студентов Специальности 260201 Технология молока и молочных продуктов Разработали: Семенец Н.И., Казарьян З.М., Ломакина Т.М., преподаватели ОПД и ПМ технологического цикла ГБПОУ КК «Вознесенский техникум пищевых производств» 2015 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ В дидактике под самостоятельной работой студента понимают такую его деятельность, которую он выполняет без непосредственного участия преподавателя, по его заданию, под его руководством и наблюдением. Организация самостоятельной работы должна быть направлена на решение двух взаимосвязанных задач:
Студент, обладающий навыками самостоятельной работы, активнее и глубже усваивает учебный материал, лучше подготовлен к творческому труду, к самообразованию. В условиях НТР быстрое "старение" сведений вызывает необходимость непрерывного пополнения знаний. Преподаватель должен научить методам самостоятельной работы студентов. Виды самостоятельной деятельности можно разделить на 3 группы, направляемых на:
При изучении междисциплинарного курса возможны такие виды самостоятельной работы: работа с книгой, учебником, ГОСТами и справочной литературой; решение задач и выполнение упражнений, наблюдение технологических процессов и построение умозаключений на их основе; продумывание и конструирование схем и установок; работа с раздаточным материалом; изготовление некоторых видов сыров и учебных пособий; выполнение практических заданий во время уроков на производстве. Студент может реализовать свою познавательную самостоятельность и во внеучебной работе - при выполнении домашнего задания, на предметных кружках, при научно-техническом творчестве. Для наиболее эффективного использования самостоятельной работы студентов лучше внедрять блочно-модульное образование, в технологии которого при обучении предлагается бригадно-лабораторная работа студентов, их максимальная самостоятельность и активность. Учебная группа разбивается на микрогруппы по 5-6 человек, они обеспечиваются планом работы, необходимой основной и дополнительной литературой. В микрогруппах работают студенты с одинаковыми способностями, уровнем первоначальных знаний. Происходит дифференциация по способностям, группы переформировываются с учетом уровня знаний, без вмешательства извне. Способный не страдает от скуки, а слабый получает оптимальный для него прием обучения. Это обеспечивает высокий уровень самостоятельности и развития качеств личности. Главной целью самостоятельной работы является не только закрепление, расширение и углубление полученных знаний, умений и навыков, но и самостоятельное изучение и усвоение нового материла без посторонней помощи. Факторы, определяющие значимость самостоятельной работы студентов:
Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого имеют место репродуктивный (тренировочный), реконструктивный и творческий (поисковый) уровни самостоятельной деятельности. Репродуктивная самостоятельная работа: решение задач, заполнение таблиц, составление схем и т.д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании, что способствует закреплению знаний, формированию умений и навыков. Реконструктивная самостоятельная работа предполагает перестройку решений, составление планов, тезисов, аннотирование, написание рефератов и т.п. Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент сам выбирает средства и методы решения стоящей задачи. Учитывая особенности психических процессов: память, мышление, анализ, синтез, сравнение, обобщение, рефлексию - преподаватель должен научить студентов:
Руководство самостоятельной работой студентов со стороны преподавателя должно постепенно переходить в самоуправление и самоорганизацию студента. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Учитывая специфику гуманитарного образования можно использовать следующие методы организации самостоятельной работы студентов:
По карточкам-заданиям у студентов формируется умение доказывать, обосновывать свои действия, обеспечивается глубокое понимание учебного материала. При организации самостоятельной работы:
Для выполнения самостоятельной работы студенты должны пройти этапы:
УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТА При проверке умений и навыков у студентов выясняется, что некоторые, добросовестно изучив материал, не могут применять знания в новой ситуации, рассуждают сбивчиво и нелогично. На занятиях студенты с использованием лекции не могут одновременно следить за логикой изложения материала и кратко, четко формулировать и записывать ее основные положения. Во время прослушивания лекции не пытаются проникнуть в содержание материала, понять основные мысли. Это снижает их работоспособность, творческую активность. Одной из главных причин является неумение организовать свой учебный труд. Чтобы развить общеучебные умения и навыки, составлен ЭУМК для студента. В эксперименте участвует одна группа, вторая работает традиционно. Учитываются психолого-физиологические и возрастные особенности студентов. Проверка знаний, умений, навыков, практического опыта показывает, что обе группы овладевают общеучебными умениями и навыками. Но через месяц, после проведения контрольной работы с поэлементным анализом знаний и навыков, оказывается, что более высокий уровень прочности знаний, навыков и опыта в той группе, в которой выше уровень самостоятельности при усвоении нового материала, которая использует ЭУМК. Справочник для студента:
Для направленного управления самостоятельной работой студентов, необходим анализ сильных и слабых сторон познавательных возможностей студентов, индивидуальных особенностей их мышления, памяти, внимания необходим дифференцированный подход. Для студентов с высоким и средним уровнем обучаемости более продуктивно гибкое управление их самостоятельной работой (студент самостоятельно определяет тему и вопросы семинарного занятия, сам определяет формы контроля), для студентов с низким уровнем обучаемости, которым необходим постоянный текущий контроль, результативно жесткое управление (даются конкретные задания, преимущественно к следующему занятию, указывается литература, формы и сроки контроля). Система самостоятельной работы студентов это:
Первый вид деятельности обеспечивает постоянную подготовку к аудиторным занятиям; второй - сосредоточить внимание на наиболее трудных разделах, дать возможность глубоко осмыслить полученные знания; третий и четвертый - развить способность их трансформировать, комплексно использовать на практике. Методике самостоятельной работы надо обучать с 1-го года обучения - в ходе бесед, консультаций преподавателей, учить записывать и обрабатывать лекции, конспектировать статьи из научных и научно-технических журналов, работать с учебником. Обучение проводится и на практических занятиях, используется система вопросников, направляющих самостоятельную работу студентов, проверку конспектов. Профессиональная направленность в организации самостоятельной работы ведется, во-первых, в подборе заданий по специальности, с учетом междисциплинарных связей; во-вторых, в заданиях, которые формируют у будущих специалистов навык работы со справочной технической литературой. |
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,... | В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,... | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е.... | Гбпоу «пгк» по специальности спо 15. 02. 07 Автоматизация технологических процессов и производств» в соответствии с требованиями... | ||
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии с рабочими программами,... | Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов / составитель методист ук омгпу осипенко... | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по. Мдк 02. 02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления... | Методические рекомендации предназначены для студентов и выпускников всех специальностей гбоу спо мо «Серпуховское медицинское училище... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования | Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов,... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |