«Вознесенский техникум пищевых производств» методические рекомендации по организации, проведению и контролю самостоятельной работы студентов Специальности


Название«Вознесенский техникум пищевых производств» методические рекомендации по организации, проведению и контролю самостоятельной работы студентов Специальности
страница1/9
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Министерство образования и науки Краснодарского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Вознесенский техникум пищевых производств»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации, проведению и контролю самостоятельной работы студентов


Специальности

260201 Технология молока и молочных продуктов

Разработали: Семенец Н.И., Казарьян З.М., Ломакина Т.М.,

преподаватели ОПД и ПМ технологического цикла

ГБПОУ КК

«Вознесенский техникум пищевых производств»

2015
СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Организация самостоятельной работы студентов

6

Управление самостоятельной деятельностью студентов

8

Руководство самостоятельной работой

10

Обучение студентов умению самостоятельной работы с книгой

11

Как читать техническую литературу

15

Контроль самостоятельной работы студентов

17

Активизация самостоятельной деятельности студентов

18

Использование информационных технологий при самостоятельной работе студентов

20

Самостоятельная работа - условие творческого развития студентов

21

Развитие творческих способностей и мыслительной деятельности студентов при самостоятельной работе

22

Заключение

25

Вывод о проделанной работе

25

Приложение 1. Анкета для студентов: ваше отношение к самостоятельной работе

27

Приложение 2. Основные термины и понятия МДК 04.01 технология производства сыра и продуктов из молочной сыворотки

29

Приложение 3. Контрольные вопросы для самостоятельной работы по МДК 04.01. технология производства сыра и продуктов из молочной сыворотки

34

Приложение 4. Тестовые задания для контроля знаний по МДК 04.01. технология производства сыра и продуктов из молочной сыворотки

45

Приложение 5. Коды ответов к тестовым заданиям для контроля знаний

по МДК 04.01. технология производства сыра и продуктов из молочной сыворотки

69

Приложение 6. Решите производственные ситуации по МДК 04.01 технология производства сыра и продуктов из молочной сыворотки.

выбор решения обоснуйте


73




ВВЕДЕНИЕ
В дидактике под самостоятельной работой студента понимают такую его деятельность, которую он выполняет без непосредственного участия преподавателя, по его заданию, под его руководством и наблюдением. Организация самостоятельной работы должна быть направлена на решение двух взаимосвязанных задач:

  1. развивать у студентов самостоятельность в познавательной деятельности , т.е. учить их самостоятельно овладевать знаниями;

  2. учить студента самостоятельно применять знания в учении и практической деятельности.

Студент, обладающий навыками самостоятельной работы, активнее и глубже усваивает учебный материал, лучше подготовлен к творческому труду, к самообразованию.

В условиях НТР быстрое "старение" сведений вызывает необходимость непрерывного пополнения знаний. Преподаватель должен научить методам самостоятельной работы студентов.

Виды самостоятельной деятельности можно разделить на 3 группы, направляемых на:

  1. приобретение и расширение знаний;

  2. овладение умениями, навыками и практическим опытом;

  3. применение знаний, умений, навыков.

При изучении междисциплинарного курса возможны такие виды самостоятельной работы: работа с книгой, учебником, ГОСТами и справочной литературой; решение задач и выполнение упражнений, наблюдение технологических процессов и построение умозаключений на их основе; продумывание и конструирование схем и установок; работа с раздаточным материалом; изготовление некоторых видов сыров и учебных пособий; выполнение практических заданий во время уроков на производстве.

Студент может реализовать свою познавательную самостоятельность и во внеучебной работе - при выполнении домашнего задания, на предметных кружках, при научно-техническом творчестве.

Для наиболее эффективного использования самостоятельной работы студентов лучше внедрять блочно-модульное образование, в технологии которого при обучении предлагается бригадно-лабораторная работа студентов, их максимальная самостоятельность и активность. Учебная группа разбивается на микрогруппы по 5-6 человек, они обеспечиваются планом работы, необходимой основной и дополнительной литературой. В микрогруппах работают студенты с одинаковыми способностями, уровнем первоначальных знаний. Происходит дифференциация по способностям, группы переформировываются с учетом уровня знаний, без вмешательства извне. Способный не страдает от скуки, а слабый получает оптимальный для него прием обучения. Это обеспечивает высокий уровень самостоятельности и развития качеств личности.

Главной целью самостоятельной работы является не только закрепление, расширение и углубление полученных знаний, умений и навыков, но и самостоятельное изучение и усвоение нового материла без посторонней помощи.

Факторы, определяющие значимость самостоятельной работы студентов:

  1. глубоко вникнуть в сущность изучаемого вопроса;

  2. самостоятельный учебный труд вырабатывает стойкие умения, навыки, опыт, знания;

  3. формируются качества : трудолюбие, организованность , инициатива, сила воли , дисциплинированность, аккуратность, активность, целеустремленность, творческий подход, самостоятельность мышления;

  4. повышается качество умственного труда, развивается умение самостоятельно приобретать и углублять навыки, знания.

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого имеют место репродуктивный (тренировочный), реконструктивный и творческий (поисковый) уровни самостоятельной деятельности.

Репродуктивная самостоятельная работа: решение задач, заполнение таблиц, составление схем и т.д.

Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании, что способствует закреплению знаний, формированию умений и навыков.

Реконструктивная самостоятельная работа предполагает перестройку решений, составление планов, тезисов, аннотирование, написание рефератов и т.п.

Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент сам выбирает средства и методы решения стоящей задачи.

Учитывая особенности психических процессов: память, мышление, анализ, синтез, сравнение, обобщение, рефлексию - преподаватель должен научить студентов:

  • основам самостоятельной работы с литературой;

  • конспектированию;

  • приемам запоминания;

  • подготовить сообщение, доклад, реферат;

  • приемам саморегуляции.

Руководство самостоятельной работой студентов со стороны преподавателя должно постепенно переходить в самоуправление и самоорганизацию студента.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Учитывая специфику гуманитарного образования можно использовать
следующие методы организации самостоятельной работы студентов:

  1. подготовка пятиминутных сообщений перед каждым занятием о достижениях в мире науки и техники;

  2. подготовка к ответам на проблемные вопросы при выполнении домашнего задания;

  3. подготовка к семинарским и практическим занятиям, лабораторным работам;

  4. опережающее обучение;

  5. выполнение реферата по отдельным темам курсового проекта.

  1. Подготовка сообщений. Организуя самостоятельную работу, надо сформировать тему сообщения, назвать основные источники. Задания выдают как индивидуально, так и для группы студентов. Этот прием мотивирует интерес к курсу.

  2. Ответы на проблемные вопросы при выполнении домашнего задания. Это нацеливает студентов на самостоятельное решение какой-то проблемы. Проблема перекликается с темой, содержанием лекции, но требует приведения примеров из других областей знания. Чтобы ответ получался полным, аргументированным, содержательным, необходимо уяснить материал лекции, поработать с рекомендуемой литературой. Этот метод может носить исследовательский характер и позволяет на занятии провести дискуссию.

  3. При подготовке к семинарским занятиям выделяется большой объем материала, выносится сложная проблема (5-6 вопросов), надо продумать тематику и наличие литературы.

  4. Можно применять семинар - беседу, а в более слабых группах - семинар-заслушивание докладов.

  5. При опережающем обучении: пресс-конференции, конференции, уроки дублеров, уроки - соревнования, уроки смотры - знаний, уроки - открытия.

  6. Курсовой проект - самая высокая форма самостоятельной творческой работы студентов. Это первая попытка научной работы, помогающая формировать собственные выводы. Защита проектов - освещение основного содержания работы, ознакомление с работой оппонентов, которые должны дать рецензию, ответы на вопросы оппонентов, преподавателя и аудитории. Темы курсовых проектов преподаватель выдает в начале семестра, объясняет принципы работы и в течение всей работы над ним консультирует и направляет содержание работы.

  7. При выполнении практических работ студентам даются задания по возрастанию степени сложности: работы по образцу; без опоры на образец - с помощью алгоритмов, инструкции; реконструктивные повариантные самостоятельные работы. Самостоятельные работы, выполняемые без образцов, делятся на 2 группы: 1-ая группа делает самостоятельно анализ задачи, используя знания только по МДК 04.01, 2-ой группе требуется знания из других ОПД и ПМ при решении задач.

  8. Творческие самостоятельные работы - решение задач исследовательского характера, составление задач , рассказов, сочинений, сканвордов.

  9. Умение самостоятельно работать с книгой: прочесть текст и определить суть работы; записать название работы, автора, входные данные, дать краткую аннотацию; раскрыть тему конкретными фактами из текста; написать собственное мнение о прочитанном; дать предложения, где можно практически применять полученную информацию; перечитать конспект и первоисточник и выявить существенные потери информации, внести дополнения и уточнения.

  10. Карточки -задания, карточки - ответы.

По карточкам-заданиям у студентов формируется умение доказывать, обосновывать свои действия, обеспечивается глубокое понимание учебного материала.

При организации самостоятельной работы:

  1. Сначала надо определить, что ты хочешь проверить и оценить, чего этим достичь. Концентрируй свое внимание на главном;

  2. Проверяй и оценивай тщательно и регулярно;

  3. Предъявляй высокие требования, но студенты должны знать, что дорога к успеху открыта;

  4. Всегда контролируй и оценивай также и свои педагогические достижения.

Для выполнения самостоятельной работы студенты должны пройти этапы:

  • определение цели самостоятельной работы;

  • конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;

  • самооценка готовности к самостоятельной работе;

  • выбор адекватного способа действия, ведущего к решению задачи;

  • планирование работы (самостоятельной или с помощью преподавателя);

  • реализация программы;

  • осуществление в процессе выполнения самостоятельной работы управленческих актов: слежение за ходом самой работы, самоконтроль промежуточного и конечного результатов, корректировка на основе самоконтроля программы выполнения работы.


УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТА
При проверке умений и навыков у студентов выясняется, что некоторые, добросовестно изучив материал, не могут применять знания в новой ситуации, рассуждают сбивчиво и нелогично. На занятиях студенты с использованием лекции не могут одновременно следить за логикой изложения материала и кратко, четко формулировать и записывать ее основные положения. Во время прослушивания лекции не пытаются проникнуть в содержание материала, понять основные мысли. Это снижает их работоспособность, творческую активность. Одной из главных причин является неумение организовать свой учебный труд.

Чтобы развить общеучебные умения и навыки, составлен ЭУМК для студента. В эксперименте участвует одна группа, вторая работает традиционно. Учитываются психолого-физиологические и возрастные особенности студентов. Проверка знаний, умений, навыков, практического опыта показывает, что обе группы овладевают общеучебными умениями и навыками. Но через месяц, после проведения контрольной работы с поэлементным анализом знаний и навыков, оказывается, что более высокий уровень прочности знаний, навыков и опыта в той группе, в которой выше уровень самостоятельности при усвоении нового материала, которая использует ЭУМК.

Справочник для студента:

  1. Учись слушать и записывать конспект.

  • Прими удобную позу;

  • Сосредоточься, внимательно слушай;

  • Познакомься с планом лекции, выдели основные вопросы темы;

  • Обрати внимание! Главные мысли выделяются голосом, сложные вопросы повторяются несколько раз. Причем 1-ый раз медленно, а последующие быстрее;

  • Старайся представить услышанное;

  • Учись кратко и точно излагать свои мысли;

  • Записывай быстро, используй систему знаков, сокращений;

  • Используй общие правила написания конспекта.

  1. Учись задавать вопросы:

  • Прочти абзац и постарайся задать вопрос сокурснику, преподавателю;

  • Из перечня вопросов по зачету к данной теме выбери те, которые необходимы в данной ситуации;

  • Оцени, насколько правильно понято содержание материала, для этого придумай вопрос, направленный на уяснение материала;

  • Задай вопрос с целью развития содержания материала.

Для направленного управления самостоятельной работой студентов, необходим анализ сильных и слабых сторон познавательных возможностей студентов, индивидуальных особенностей их мышления, памяти, внимания необходим дифференцированный подход. Для студентов с высоким и средним уровнем обучаемости более продуктивно гибкое управление их самостоятельной работой (студент самостоятельно определяет тему и вопросы семинарного занятия, сам определяет формы контроля), для студентов с низким уровнем обучаемости, которым необходим постоянный текущий контроль, результативно жесткое управление (даются конкретные задания, преимущественно к следующему занятию, указывается литература, формы и сроки контроля).

Система самостоятельной работы студентов это:

  1. текущая работа над материалом курса (конспектирование лекций, работа с учебниками и дополнительной литературой ЭУМК , подготовка к практическим занятиям и лабораторным работам, контрольным работам, семинарам, конференциям, урокам-соревнованиям, урокам-смотрам знаний, урокам контроля и взаимоконтроля, тестирования и т.д.);

  2. выполнение семестровых домашних заданий (рефераты, подготовка спецвопросов, самостоятельное изучение по учебнику разделов, входящих в программу, но не излагающихся лекционно);

  3. выполнение творческих работ: ведение экспериментальной и научно-творческой работы, а так же исследовательской работы;

  4. выполнение курсового проекта.

Первый вид деятельности обеспечивает постоянную подготовку к аудиторным занятиям; второй - сосредоточить внимание на наиболее трудных разделах, дать возможность глубоко осмыслить полученные знания; третий и четвертый - развить способность их трансформировать, комплексно использовать на практике.

Методике самостоятельной работы надо обучать с 1-го года обучения - в ходе бесед, консультаций преподавателей, учить записывать и обрабатывать лекции, конспектировать статьи из научных и научно-технических журналов, работать с учебником. Обучение проводится и на практических занятиях, используется система вопросников, направляющих самостоятельную работу студентов, проверку конспектов.

Профессиональная направленность в организации самостоятельной работы ведется, во-первых, в подборе заданий по специальности, с учетом междисциплинарных связей; во-вторых, в заданиях, которые формируют у будущих специалистов навык работы со справочной технической литературой.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

«Вознесенский техникум пищевых производств» методические рекомендации по организации, проведению и контролю самостоятельной работы студентов Специальности iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

«Вознесенский техникум пищевых производств» методические рекомендации по организации, проведению и контролю самостоятельной работы студентов Специальности iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

«Вознесенский техникум пищевых производств» методические рекомендации по организации, проведению и контролю самостоятельной работы студентов Специальности iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е....

«Вознесенский техникум пищевых производств» методические рекомендации по организации, проведению и контролю самостоятельной работы студентов Специальности iconМетодические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной...
Гбпоу «пгк» по специальности спо 15. 02. 07 Автоматизация технологических процессов и производств» в соответствии с требованиями...

«Вознесенский техникум пищевых производств» методические рекомендации по организации, проведению и контролю самостоятельной работы студентов Специальности iconМетодические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии с рабочими программами,...

«Вознесенский техникум пищевых производств» методические рекомендации по организации, проведению и контролю самостоятельной работы студентов Специальности iconМетодические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г
Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов / составитель методист ук омгпу осипенко...

«Вознесенский техникум пищевых производств» методические рекомендации по организации, проведению и контролю самостоятельной работы студентов Специальности iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы по....
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по. Мдк 02. 02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления...

«Вознесенский техникум пищевых производств» методические рекомендации по организации, проведению и контролю самостоятельной работы студентов Специальности iconИ. В. Бадер заместитель директора по увр > Ю. Д. Столярова преподаватель...
Методические рекомендации предназначены для студентов и выпускников всех специальностей гбоу спо мо «Серпуховское медицинское училище...

«Вознесенский техникум пищевых производств» методические рекомендации по организации, проведению и контролю самостоятельной работы студентов Специальности iconМетодические указания по организации, выполнению и контролю самостоятельной работы студентов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Вознесенский техникум пищевых производств» методические рекомендации по организации, проведению и контролю самостоятельной работы студентов Специальности iconМетодические указания (рекомендации) по организации и проведению...
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск