Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Нижегородский научно-информационный центр»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель министра образования
Нижегородской области
_______________ В.Г. Шахназаров
Отчет
о результатах изучения удовлетворенности населения
качеством образования в Нижегородской области
ИСПОЛНИТЕЛЬ
Директор ГБОУ ДПО «Нижегородский
научно-информационный центр»
______________________И.В. Назарова
«____»_________________ 2015 г.
Нижний Новгород
2015
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский научно-информационный центр» в период с 16 марта по 15 мая 2015 года согласно приказу Министерства образования Нижегородской области № 93-а от 16.03.2015 г. проводило опрос населения Нижегородской области на предмет изучения удовлетворенности качеством образования. Мониторинг удовлетворенности населения качеством образования (формирование групп респондентов) проводился с учетом распределения населения Нижегородской области по социальным группам, полу и возрасту, так, чтобы в целом соответствовать имеющейся структуре населения (Приложение 1).
Опрос проводился в соответствии с анкетой (Приложение 2).
Социальные группы респондентов в каждом из населенных пунктов определялись в соответствии с существующей структурой населения региона в целом, представленной Федеральной Службой Охраны Российской Федерации (далее – ФСО).
Всего в опросе приняло участие 600 человек.
Из них:
Жители городов с населением более 1 млн. человек - Нижний Новгород – 260 человек (43,33 %)
Жители городов с населением 100 тыс. - 500 тыс. человек - г. Арзамас, г. Дзержинск – 65 человек (10,84%)
Жители городов с населением 50 тыс. - 100 тыс. человек - г. Балахна, г. Бор, г. Выкса, г. Кстово, г. Павлово, г. Саров – 68 человек (11,33 %)
Жители городов с населением менее 50 тыс. человек - г. Богородск, г. Ворсма, г. Городец, г. Заволжье, г. Кулебаки, г. Лукоянов, г. Лысково, г. Навашино, г. Первомайск, г. Семенов, г. Сергач, г. Урень, г. Чкаловск, г. Шахунья – 112 человек (18,66%).
Жители сельских территорий – 95 человек (15,84%).
По социальным группам участники опроса распределились следующим образом (Таблица 1):
Таблица 1. Распределение участников опроса по социальным группам
Социальная группа
| Число
респондентов, %
| инженерно-технические работники
| 10
| творческая и социально-гуманитарная интеллигенция
| 6,6
| военнослужащие
| 5
| пенсионеры
| 14
| инвалиды
| 2
| домохозяйки
| 2
| студенты
| 4
| предприниматели
| 5
| безработные
| 3
| лица, занятые в сельском хозяйстве
| 10
| руководители предприятий, работники государственной власти и управления
| 2
| работники учета, планирования и делопроизводства, работники торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ЖКХ и другие служащие
| 7
| рабочие предприятий и организаций
| 25
| работники научных и образовательных учреждений
| 4,4
| Всего
| 100,0
| Полученное распределение опрошенных по населенным пунктам и социальным группам соответствует структуре населения Нижегородской области на основании данных ФСО России, что позволяет считать выборку репрезентативной. Для сравнительного анализа результатов использовались данные отчета о результатах изучения удовлетворенности населения качеством образования в Нижегородской области в 2014 году, проведенным ГБОУ ДПО «Нижегородский научно-информационный центр». Результаты исследования 2015 года представлены ниже.
При ответе на вопрос: «Довольны ли вы системой образования в целом?» респонденты оценивали состояние системы образования, при этом оценка состояния в целом проводилась по шкале: «да», «нет» и «затрудняюсь ответить».
Ответы респондентов распределились следующим образом (Диаграмма 1):
Диаграмма 1. Удовлетворенность населения системой образования в целом Результаты опроса показывают, что население Нижегородской области в целом положительно оценивает состояние системы образования в регионе – 67,3% довольны системой образования (что на 26,47% больше чем в 2014 году), не довольны – 10,1% (в 2014 году этот показатель составлял 35,6%) опрошенных, затруднились ответить – 22,6% респондентов. Такая положительная динамика может быть связана с информированностью населения о положительных изменениях в сфере образования.
При ответе на вопрос: "Удовлетворены ли Вы качеством современного образования?" респонденты оценивали состояние каждого уровня образования, при этом оценка состояния проводилась по шкале: «да», «скорее да», «скорее нет», «нет» и «затрудняюсь ответить».
Ответы респондентов распределились следующим образом (Таблица 2):
Таблица 2. Оценка удовлетворенности качеством образования
по уровням образования
Уровень
образования
| Показатели удовлетворенности состоянием качества
уровней образования
| Да,
%
| Скорее да, %
| Скорее нет, %
| Нет,
%
| Затрудняюсь ответить, %
| Итого, %
| Дошкольное
| 36,6
| 43,8
| 7,5
| 3,3
| 8,8
| 100,0
| Общее
| 28
| 51
| 11,1
| 3,7
| 6,2
| 100,0
| Среднее
профессиональное
| 17,5
| 40,8
| 12,7
| 3,7
| 25,3
| 100,0
| Высшее
| 20,6
| 38,1
| 14,2
| 3,8
| 23,3
| 100,0
| Среднее
значение
| 25,7
| 43,4
| 11,4
| 3,6
| 15,9
| 100,0
|
Результаты опроса показывают, что население Нижегородской области положительно оценивает состояние уровней образования в регионе – сумма оценок "да" и "скорее да"- 69,1 %.
Наиболее высокую оценку (сумма оценок «да» и «скорее да») на сегодняшний день имеет дошкольное образование и составляет 80,4% (64% в 2014 г.). Наблюдается положительная динамика показателя удовлетворенности общим образованием – 79% (в 2014 году - 46,33%). Показатель удовлетворенности средним профессиональным образованием возрос на 10 процентов в сравнении с прошлым годом – 58,3% (в 2014 году - 48,66%). Схожая ситуация и с показателем удовлетворенности высшим профессиональным образованием – 58,1% в 2015 году (в 2014 году - 45,16%).
Средние значения показателей удовлетворенности качеством состояния образования (на основании таблицы 2) представлены на Диаграмме 2.
Диаграмма 2. Оценка удовлетворенности состоянием качества образования Вопрос: "Оцените, пожалуйста, Вашу степень удовлетворенности условиями предоставления образовательных услуг" был направлен на выявление удовлетворенности населения отдельными составляющими образовательного процесса (Таблица 3).
Таблица 3. Удовлетворенность условиями предоставления образовательных услуг
Условия
| Ответ
| Дошкольное, %
| Общее, %
| Среднее
профессиональное, %
| Высшее, %
| Материальная база и техническое оснащение классов (аудиторий), групп
| 1.Да
| 32,65
| 30,76
| 18,42
| 23,52
| 2. Скорее да
| 40,17
| 47,9
| 35,51
| 33,45
| 3. Скорее нет
| 10,94
| 9,24
| 9,04
| 7,91
| 4. Нет
| 6,32
| 5,71
| 6,21
| 4,87
| 5. Затрудняюсь ответить
| 9,92
| 6,39
| 30,82
| 30,25
| Уровень преподавания, учебно-методическое оснащение
| 1.Да
| 34,07
| 37,1
| 22,05
| 23,69
| 2. Скорее да
| 43,56
| 44,52
| 37,54
| 38,66
| 3. Скорее нет
| 7,47
| 7,76
| 8,25
| 7,23
| 4. Нет
| 3,56
| 3,54
| 2,86
| 3,52
| 5. Затрудняюсь ответить
| 11,34
| 7,08
| 29,3
| 26,9
| Организация учебно-воспитательной работы, культурного досуга
| 1.Да
| 41,37
| 39,91
| 22,32
| 23,7
| 2. Скорее да
| 35,51
| 37,87
| 34,06
| 29,41
| 3. Скорее нет
| 8,54
| 9,93
| 9,56
| 8,91
| 4. Нет
| 3,52
| 5,05
| 3,36
| 7,23
| 5. Затрудняюсь ответить
| 11,06
| 7,24
| 30,7
| 30,75
| Качество питания, медицинского обслуживания
| 1.Да
| 36,36
| 30,76
| 17,78
| 17,37
| 2. Скорее да
| 36,53
| 36,97
| 28,69
| 26,48
| 3. Скорее нет
| 8,75
| 17,14
| 14,77
| 12,31
| 4. Нет
| 6,57
| 6,22
| 5,2
| 8,77
| 5. Затрудняюсь ответить
| 11,79
| 8,91
| 33,56
| 35,07
| Условия для занятий физкультурой и спортом
| 1.Да
| 35,29
| 36,24
| 22,52
| 23,87
| 2. Скорее да
| 34,62
| 39,6
| 32,1
| 27,73
| 3. Скорее нет
| 12,77
| 11,07
| 10,08
| 10,25
| 4. Нет
| 4,54
| 4,03
| 4,37
| 6,05
| 5. Затрудняюсь ответить
| 12,78
| 9,06
| 30,93
| 32,1
| Транспортная доступность образовательного учреждения, его удаленность от места проживания учащихся
| 1.Да
| 47,97
| 48,57
| 29,19
| 27,18
| 2. Скорее да
| 29,56
| 32,44
| 30,03
| 28,86
| 3. Скорее нет
| 7,77
| 7,23
| 9,23
| 11,07
| 4. Нет
| 3,89
| 4,18
| 4,7
| 6,21
| 5. Затрудняюсь ответить
| 10,81
| 7,58
| 26,85
| 26,68
|
Анализ данных Таблицы 3 показывает, что респонденты в целом довольны условиями предоставления образования: 74,61% респондентов удовлетворены условиями дошкольного образования, 77,1% - условиями общего образования, 55,04% - условиями среднего профессионального образования, 54% респондентов удовлетворены условиями высшего образования.
Анализ результатов исследования по удовлетворенности населения отдельными условиями предоставления образования выявил следующее:
Наблюдается положительная динамика за год по следующим показателям:
«Материальная база и техническое оснащение классов (аудиторий), групп»: процент удовлетворенных респондентов возрос на 15,73% (в 2014 году по этому пункту наблюдался спад процента удовлетворенных).
«Качество питания, медицинского обслуживания»: процент удовлетворенных респондентов возрос на 13,65%.
Удовлетворенность уровнем преподавания и уровнем технического оснащения образовательных учреждений возрос на 11,84%.
«Организация учебно-воспитательной работы, культурного досуга»: процент удовлетворенных респондентов возрос на 8,54%.
«Транспортная доступность образовательного учреждения, его удаленность от места проживания учащихся»: процент удовлетворенных респондентов возрос на 5,37%.
«Условия для занятия физкультурой и спортом»: процент удовлетворенных респондентов возрос на 5,29%.
В зависимости от уровня образования потребители определяют различные требования к наполнению образовательной услуги содержанием, значение которого увеличивается или снижается: организация учебно-воспитательной работы, культурного досуга в дошкольном и общем образовании оценивается наиболее высоко. Это можно объяснить структурно четкими, понятными требованиями к этой услуге.
Результаты ответов на вопрос о недостатках предоставления образовательных услуг, то есть, чем именно недовольны респонденты, представлены в Таблице 4.
|