«Литературное чтение» авт. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина


Скачать 395.55 Kb.
Название«Литературное чтение» авт. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина
страница1/2
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Бланки > Пояснительная записка
  1   2
УМК «Школа России»

«Литературное чтение» авт. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина

1 класс

Составитель технологических карт:

Одегова Валентина Филипповна – доцент кафедры начального образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент.

Пояснительная записка
Технологические карты к учебнику «Литературное чтение. 1 класс» системы учебников «Школа России» (авт. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина) составлены по темам (разделам) изучения курса в соответствии с программой, календарно-тематическим планированием и методическими рекомендациями [8], [19].

Они построены в соответствии с требованиями ФГОС НОО, нормативными документами [13], [18], [19] отражают логику построения содержания курса литературного чтения.

Технологические карты – концентрированная информационно-методическая среда, направленная на оказание помощи учителю в реализации требований ФГОС НОО. Для первого класса создано 6 технологических карт – в соответствии с количеством разделов учебника. Каждая технологическая карта раскрывает методические особенности работы только над одним разделом. В технологическую карту вводится в сжатом виде многосторонняя информация, необходимая учителю, а именно:

  • формулировка конкретных целей и задач, стоящих перед изучением раздела учебника;

  • перечень предметных и межпредметных терминов и понятий;

  • межпредметные связи;

  • используемые ресурсы;

  • планируемые результаты по литературному чтению в 1 классе -предметные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД), личностные;

  • этапы изучения темы (примерное тематическое планирование, особенности работы над произведениями, виды деятельности учащихся, достижения учащихся при изучении произведений раздела, диагностика достижений);

  • обобщение и систематизация знаний и способов действий;

  • проверка и оценка усвоенных знаний и способов действий.

Следует отметить существенную особенность планирования по реализации программы литературного чтения, в отличие от других предметов учебного плана, заключающуюся в том, что здесь практически каждый урок является уроком изучения нового материала. Поэтому приоритетная цель данного предмета – формирование читательской компетентности (совершенствование навыка чтения, владение приемами понимания текста, расширение круга чтения, формирование духовной потребности в книге) реализуется на каждом уроке при изучении разнообразных литературных произведений. Следовательно, независимо от темы, планируемые результаты остаются едиными на каждом этапе, отличаясь степенью усвоения. Их можно было бы не дублировать, внести в качестве приложения к Пояснительной записке. Однако для удобства работы учителя считаем подобное дублирование в каждой Технологической карте оправданным.

Технологические карты обеспечивают реализацию системно-деятельностного и дифференцированного подходов, единство и целостность способов действий в достижении планируемых результатов в процессе ознакомления с произведениями раздела, интеграцию задач и содержания различных рубрик, помещенных в учебнике, позволяют успешно проектировать деятельность учителя на перспективу, в первом классе – на четверть, в остальных классах – на четверть и более.
ЛИТЕРАТУРА

        1. Алферов Ю., Курдюмова И, Писарева Л. Как оценить урок? Сельская школа, 1999, № 5, с. 43-44.

        2. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий. 2000.-с. 575-576.

        3. Бойкина М. В., Виноградская Л. А. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М., 2013.

        4. Галицких Е. Готовимся к уроку литературы в 5-м классе. Литература, 1998, № 8, с. 10.

        5. Горелик И. Ф., Степанов Е. Н. Педагогический анализ личностно ориентированного урока. Завуч, 2001, № 3, с. 115-117.

        6. Ерофеева Н. Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя. Завуч, № 1, 2000, с. 96 - 100.

        7. Завуч. Научно-практический журнал. № 7, 1999;№ 2, 2001- Центр "Педагогический поиск".

        8. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. –М., 2011.

        9. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение, 1кл. Учебник для общеобразовательных учреждений с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. – М.: 2013.

        10. Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление. МОЦ "Педагогический поиск", 1999.

        11. Конаржевский Ю. А. Анализ урока. – М., 2000.

        12. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов. Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М., 2010.

        13. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Министерства общего профессионального образования от 25.09.2000 № 2021/11-13.

        14. Коротаева Е. Матричная модель анализа урока: возможности и перспективы. Директор школы. Экспресс-опыт. 2000-1, с. 9- 12.

        15. Памятка для анализа урока. Начальная школа. 1997., № 7, с. 16.

        16. Панов Б. Т. Типы и структура уроков русского языка. - М.: "Просвещение", 1986 - 208 с.

        17. План психологического анализа сформированности умений учебного сотрудничества. Экспресс-опыт. 2000 -1, с. 60- 61.

        18. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год".

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/23761.html/?utm_campaign=hotdocs_day5890756&utm_source=ya.direct&utm_medium=cpc&utm_content=137800868

        1. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10.

        2. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие / Под ред. Н. Н. Деменевой. -М.: АРКТИ,2012. с.138-146.

        3. Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации, 1 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений – М.: 2012.

        4. Стефаненко Н. А. Учусь учиться. Мои успехи в 1 классе. Литературное чтение. Диагностическое пособие для учащихся – М., 2013.

        5. Урок: посещение и анализ / Составитель: Богоявленская А. Е. - Тверь: областной ИУУ. 1993.


Приложение 1
Рефлексия педагогической деятельности

Под рефлексией подразумевается самоанализ деятельности и её результатов, объективная оценка, выявление конкретных положительных достижений и возникших проблем общего или индивидуального характера. Рефлексия дает педагогу возможность отстраненно оценить свою деятельность. Приобретаемый в рефлексии опыт самопознания обогащает и расширяет представление человека о самом себе как профессионале. Рефлексивная деятельность учителя способствует выявлению причин успехов и неудач в ходе организации образовательного процесса и, благодаря этому, - грамотному корректированию своей педагогической деятельности.

Объективность самооценки обеспечивается глубиной и всесторонностью анализа, оценкой урока с учетом взаимосвязи всех его компонентов, их дидактической обусловленности и логической взаимосвязи, научным подходом к анализу урока, опорой на психолого-педагогическую науку, соответствием требованиям ФГОС НОО. Содержание предлагаемого ниже бланка и приложений к нему направлено на оказание помощи учителю в его рефлексивной деятельности на предмет оценки эффективности урока и его дальнейшего совершенствования.

Бланк для самооценки урока

Класс: 1 Учебный предмет: Литературное чтение Дата: _____________

Тема урока:__________________________________________________________________________


п/п

Параметры оценки

Самооценка учителя (в баллах)

1

Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся Содержание учебного занятия соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса, обеспечивает работу в зоне ближайшего развития учащихся

5 4 3 2 1

2

Реализация компетентностного подхода

Содержание урока отобрано с учетом компетентностного подхода. Реализуется принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью

5 4 3 2 1

3

Творческий или репродуктивный характер учебных заданий

На уроке широко используются творческие, продуктивные задания, требующие применения знаний в измененной или новой ситуации, или нестандартной ситуации

5 4 3 2 1

4

Развивающая направленность заданий

Большинство заданий носит не только обучающий, но и развивающий характер

5 4 3 2 1

5

Структура урока

Структура урока соответствует системе обучения, программе и специфике предмета «Литературное чтение» (см. Приложение )

5 4 3 2 1

6

Логика построения урока

Урок построен логично и системно, продумана последовательность учебных заданий. Обоснованное соотношение частей урока

5 4 3 2 1

7

Формы учебной работы

Предусмотрено оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Рационально используется работа детей в парах и микрогруппах. На уроке предусмотрен достаточный объем самостоятельной работы с учетом возраста учащихся и типа урока

5 4 3 2 1

8

Методы обучения и методические приемы

На уроке широко используются проблемные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский), приемы активизации познавательной деятельности детей, диалоговые технологии. Организована поисковая, исследовательская деятельность учащихся

5 4 3 2 1

9

Характер используемой наглядности

На уроке широко используются проблемные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский), приемы активизации познавательной деятельности детей, диалоговые технологии. Организована поисковая, исследовательская деятельность учащихся

5 4 3 2 1

10

Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

На уроке широко используются проблемные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский), приемы активизации познавательной деятельности детей, диалоговые технологии. Организована поисковая, исследовательская деятельность учащихся

5 4 3 2 1

11

Организация оперативной обратной связи Организована оперативная обратная связь. Учитель отслеживает усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, осуществляет своевременную коррекцию ошибок и недочетов. Используются разнообразные способы и средства обратной связи

5 4 3 2 1

12

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей Ведется точный учет индивидуальных особенностей детей. Предусмотрена дифференциация и индивидуализация обучения (на одном или нескольких этапах урока)

5 4 3 2 1

13

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности На уроке обеспечена положительная эмоциональная мотивация, ведется целенаправленная работа по формированию положительной учебной мотивации, в том числе учебно-познавательных мотивов

5 4 3 2 1

14

Постановка учебных задач. Организация целеполагания На уроке ставятся перед детьми учебные задачи, дети их осознают. Учащиеся принимают участие в целеполагании. Ведется работа по усвоению детьми способов действий

5 4 3 2 1

15

Формирование познавательных УУД Учащиеся осваивают одно или несколько познавательных УУД (моделирование, логические действия, смысловое чтение и др.)

5 4 3 2 1

16

Формирование регулятивных УУД Учащиеся осваивают одно или несколько регулятивных УУД (планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция и др.) Урок имеет рефлексивную направленность

5 4 3 2 1

17

Формирование коммуникативных УУД Учащиеся выполняют одно или несколько коммуникативных УУД (планирование, сотрудничество, постановка вопросов, выражение собственных мыслей и др.)

5 4 3 2 1

18

Характер активности детей Учащиеся проявляют на уроке познавательную активность. Дети выступают в роли субъектов деятельности

5 4 3 2 1

19

Организация учебного сотрудничества Организовано сотрудничество учителя и учащихся как равных партне-ров, а также сотрудничество детей друг с другом. Стиль общения гиб-кий, с преобладанием демократичного

5 4 3 2 1

20

Психологический климат урока На уроке преобладает благоприятный психологический климат, гуман-ное, уважительное и доброжелательное отношение учителя к детям

5 4 3 2 1

21

Учет личностных особенностей учащихся

На уроке создаются ситуация успеха, ситуации выбора. Ученики имеют возможность высказывать собственную точку зрения, актуализируется их субъектный опыт. Учитываются интересы учащихся

5 4 3 2 1

22

Формулировка учителем целей урока

Учитель четко и конкретно формулирует как развивающие, так и дидактические цели урока

5 4 3 2 1

23

Соотнесение учителем целей и результатов урока

Учитель соотносит цели урока и его результаты, определяет, какие цели удалось реализовать, а какие нет, и по какой причине

5 4 3 2 1
  1   2

Похожие:

«Литературное чтение» авт. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина iconПояснительная записка к рабочим программам учителей-предметников литературное чтение
Климановой, В. Г горецкого, М. В. Головановой. (образовательная программа «Школа России»). Реализация данной программы предусмотрена...

«Литературное чтение» авт. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. №273-фз

«Литературное чтение» авт. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина iconРабочая программа по учебному предмету Литературное чтение
«Кривошеинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Федора Матвеевича Зинченко»

«Литературное чтение» авт. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина icon1- 4 классы русский язык. Литературное чтение (литература)
Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими...

«Литературное чтение» авт. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина iconРабочая программа по литературному чтению Предмет : Литературное...
...

«Литературное чтение» авт. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина iconРабочая программа по литературному чтению для 2 «А»класса учителя...
Ооо издательство «Вита-пресс» 2012г авторской программы Е. И. Матвеевой «Литературное чтение» //Сборник программ для начальной общеобразовательной...

«Литературное чтение» авт. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина iconЛитература (5-11 классы) Литературное чтение (2-4 классы) История...
Конкурсы и олимпиады, в которых могут принять участие учащиеся мбоу «Гимназия №1» осенью 2014-2015 учебного года (для подачи заявки...

«Литературное чтение» авт. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина iconРабочая программа по литературному чтению для 4 б класса Антипиной Ольги Витальевны
Федеральными государственными образовательными стандартами. Данная программа рассчитана для учащихся 4 б класса. Программа «Литературное...

«Литературное чтение» авт. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина iconКласс Математика Русский яз. Чтение Окр мир Англ яз. 1 «А» П. Т. С. 31-38
Учебник стр. 110 111, упр. 2, чтение; стр. 109, упр. 1-чтение. Рабочая тетрадь, стр. 27 учить стихи наизусть, стр. 59 песенку учить...

«Литературное чтение» авт. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина iconКонтрольная работа состоит из двух разделов «Чтение»
Определить уровень сформированности речевой компетенции учащихся в аспекте «Чтение»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск